ЗНАМЯ МИРА

У всех еще на памяти недавняя мировая война, которая стала катастрофой для несчетных человеческих жизней, разрушила культуру и смела с лица земли цветущие города и целые местности. С тех пор много говорилось о мире, братстве между народами и гуманизме. И все же человеческое безумие не унимается. Народы все еще чувствуют себя в опасности. Все еще под угрозой сам человек и величественные святыни культуры, тысячелетиями создаваемые человеческим гением и зовущие людей к солнечному пути прогресса.

Никто еще не забыл, что мировая война разрушила библиотеку Лувена, величественные соборы Реймса и Ипра, многие другие священные ценности человечества, которые ничьи руки уже не в силах восстановить в первоначальном виде. Еще свежо в памяти у нас бессердечное сожжение дворцового ансамбля в Елгаве и гимназии Петра, этого вандализма, нанесшего тяжелую рану культуре Латвии. Но погромы культурных святынь продолжаются. Сколько ценностей погибло, например, в Советской России. Еще летом позапрошлого года директор Ленинградского Художественного музея, как «ненужные», уничтожил великолепные полотна Николая Рериха «Керженец» и «Казань», созданные Рерихом для Казанского вокзала в Москве. Варварство нашей цивилизации ежегодно собирает свой обильный урожай. Сколько ценностей сгорело в обеих испанских революциях, в том числе множество церквей и монастырей, в которых хранились древние рукописи и иконы! Кто восстановит ценнейшую Шанхайскую библиотеку, сгоревшую в последних конфликтах? Чем заменить картины Гойи, погибшие в Испании, или чудную, одухотворенную поэму в живописи Милле – «Анжелюс», которую в Лувре недавно изрезал какой-то механик? Раны культуры – язвы творящего духа – означают общечеловеческую катастрофу. Разгром культуры – это обескровливание живой плоти всего человечества.

Как художник, археолог и исследователь истории, Николай Рерих глубже всего переживал трагедию гибели ценностей культуры, ибо так же, как нельзя воскресить умершего человека, невозможно воссоздать творения человеческого гения. У самого Рериха, кроме уже упомянутых, за время войны и после нее погиб ряд картин: его прекрасные эскизы декораций к балету Стравинского «Весна Священная», его, быть может, самая лирическая довоенная картина «Ункрада», затем – «Сестра Беатриса», «Поход», «Святогор», «Змей проснулся». Целый ряд его картин повреждены. Что чувствует творец, получив известие, что его произведение унесено вихрем разрушения?! Потому и понятно, что именно у Рериха болит сердце о спасении культурных сокровищ от варварских посягательств, которые все еще происходят.

Николай Рерих выступает с новой величественной идеей и планом защиты ценностей культуры – с планом Знамени Мира. Проект Пакта Мира, или Знамени Мира, предложенный Рерихом, организационно напоминает проект Красного Креста. Главная его цель – защищать ценности культуры, искусства и науки всего мира от разрушений и варварства, которые проявляются не только во время войны, но зачастую и в мирное время. Согласно этому охранительному плану, все музеи, соборы, библиотеки, университеты, памятники, общественные и частные художественные и научные коллекции, памятники природы, красивейшие места следует считать нейтральными объектами, и как таковые их должны защищать и уважать государства, присоединившиеся к договору. Наконец, в этот план входит создание Союза древних городов культуры (Рима, Афин и т. д.), которые сами по себе уже являются большими художественными ценностями, поскольку в случае их разрушения понесет урон вся мировая культура.

Для того чтобы обозначить памятники культуры как нейтральные объекты, по эскизу Рериха было создано Знамя Мира, которое предполагается водружать над всеми выдающимися учреждениями культуры, искусства и науки. Подобно тому, как предложенное швейцарцем Анри Дюнаном Знамя Красного Креста, являясь символом великого человеколюбия, защищает больных и страждущих всего человечества, заботясь об их физическом здоровье, точно так же Знамя Мира Рериха призвано защищать духовное и культурное здоровье человечества, охраняя культуру и красоту. Это Знамя должно уподобиться международной страже, бессменно охраняющей произведения человеческого гения, оно должно стать совестью человечества, напоминающей людям о священной неприкосновенности сокровищ культуры и духа и о том, что подходить к ним необходимо с огромным уважением и бережностью, и не только в общественной, но и в частной жизни каждого человека. Таким образом, Знамя само по себе является вехой нового пути человечества, символом творческого устремления духа, вмещающим все краски и лучи радуги человеческого существа – красоту, благо, истину. С другой стороны, постоянно побуждая лучшие чувства людей к красоте и знанию, объединяя сердца пониманием культуры и искусства, уважением их, Знамя Мира способствует идее мира, сплочению и сотрудничеству всех творческих сил. Недаром на белом фоне Знамени изображены в круге три соединенные сферы малинового цвета, как символ вечности и единства.

Свой проект Николай Рерих сопровождает словами:

«Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие прошлого для славного Будущего. Это произойдет тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища Культуры, которые в сущности принадлежат не одному народу, но миру. Этим путем мы можем создать еще одно приближение к расцвету Культуры и Мира».

Или в другом месте: «Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. Тоже и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя внесет в сознание еще один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создает эволюцию человечества. Мы, собиратели, имевшие много дела с музеями, мы знаем Голгофы бесчисленных творений искусства и науки. Никто не дерзнет сказать, что желание охранить сокровища творчества может быть излишне или не нужно. Нет, каждое углубление этого сознания приносит новые культурные возможности. Так, наше предложение откроет возможность просмотреть и каталогировать истинные сокровища и поставить их под защиту всего человечества, не только во время войны, но, усиленно подчеркиваю, и во время так называемого мира».

Для того чтобы осуществить проект Знамени Мира в современных условиях, предполагается провести каталогизацию и классификацию всех культурных ценностей человечества силами какого-либо центрального международного учреждения, например, Лиги Наций или Гаагской судебной палаты. Также надлежит создать Международную следственную комиссию, которая на основе международного права рассматривала бы, предавала гласности и выносила на суд человечества преступления, совершенные против хранилищ культуры и памятников, особенно во время войны, если бы одна из сторон, ратифицировавших Пакт Мира, посягнула на нейтралитет культурных ценностей любого государства.

Свою идею о великой необходимости защиты памятников культуры во имя блага всего человечества Николай Рерих высказал еще в 1904 году, вернувшись из путешествия по древним русским городам, во время выступления в Обществе архитекторов. В начале мировой войны Рерих подал свой проект царскому правительству, ибо уже тогда происходящие акты вандализма доказывали, сколь срочно необходимы такие меры. Но свой план Николаю Рериху удалось осуществить только в 1930 году, когда Музейный комитет Лиги Наций единогласно решил поддержать Пакт и Знамя Мира. В 1931 и 1932 годах в Бельгии, в г. Брюгге, состоялись две представительные конференции Международного Пакта Мира под руководством члена Археологической академии Бельгии Адачи и под протекторатом Камилла Тюльпинка – председателя Гаагского международного суда; Николай Рерих был избран почетным председателем. Целью этих конференций была всеобщая ратификация предложенного Рерихом Пакта и Знамени Мира, объединение всех эволюционных сил человечества для защиты культуры. Следует отметить, что Брюгге был первым городом, поднявшим Знамя Мира над святынями культуры. В первой конференции участвовало более 20 государств и более 100 представителей различных культурных и научных организаций. Во время второй конференции была устроена выставка фотографий древних городов, на которой были представлены экспонаты из 23 государств (в том числе из Эстонии, г. Таллин), и был создан Музей Рериха, посвященный миру, искусству, науке и труду. Отмечая заслуги города Брюгге в продвижении Пакта Мира, а также то, что Брюгге первым воплотил величественный план мира через культуру и впредь будет стоять на страже мира, Рерих подарил вновь образованному музею 18 своих новых, исполненных возвышенного духовного настроя картин. Центральное место среди них занимает триптих: «Мадонна Орифламма», «Святая София», «Священные пещеры». Первая из этих картин символизирует все движение за мир. Здесь Мадонна, изображенная сидящей, держит в руках развернутое Знамя Мира. За окнами на заднем плане виднеются города, храмы, замки, и Мадонна в неусыпной страже над святыми ценностями, собранными в них за многие века. Святая София разворачивает эмблему Знамени над фламандским городом у ее ног, небо за ней пламенеет как зов к единству. На картине «Священные пещеры» лама молитвенно устремляет вдаль мысли и призывы к миру и гармонии, ко всему человечеству. Отметим также и картину «Святой Франциск», где подле этого апостола любви обретает мир и благое прибежище вся живая природа.

Последняя конференция Пакта Мира, достигшая наиболее выдающихся успехов, состоялась 17 ноября 1933 года в Вашингтоне. Во многих выступлениях, вдохновенных и полных гуманизма, звучал, по сути, призыв духовной истины ко всему миру. В конференции участвовали представители 35 государств, единогласно принявшие резолюцию рекомендовать своим государствам в ближайшее время ратифицировать Пакт и включить его положения в свод законов своих стран и также – «предложить этот гуманитарный договор всем государствам мира». Интересно отметить, что в день открытия конференции правительство Японии вывесило Знамя Мира в Токио на здании министерства образования, а также над некоторыми учреждениями просвещения и культуры. Сразу после Вашингтонской конференции конгресс Панамериканского союза, объединяющего все государства Нового континента, на своем пленарном заседании единогласно решил поддержать Пакт Рериха. И затем ряд американских государств, как Соединенные Штаты, Панама, Гондурас, Бразилия, Уругвай, Эквадор, Гватемала, Чили и др., решили ратифицировать Пакт незамедлительно. Президент Рузвельт уполномочил государственного секретаря Г. Уоллеса подписать Пакт от имени Североамериканских Соединенных Штатов. И, наконец, 15 апреля этого года, в Белом доме, Пакт Рериха торжественно подписало 21 государство Америки, причем этот день в Вашингтоне был отмечен великим празднеством. Затем Панамериканский союз разослал всем государствам мира воззвание подписать Пакт Рериха. В Нью-Йорке, Париже, Брюсселе, Брюгге, Харбине и в других городах работают специальные комитеты Пакта, цель которых, с одной стороны, способствовать ратификации Пакта в разных странах, а с другой – донести до сознания народов смысл великой общечеловеческой и общекультурной миссии Пакта Мира. Надо отметить, что государства Балтийского союза положительно высказались относительно Пакта. Также многие другие государства известили Комитет Пакта, что обсуждают эту проблему.

Государственный секретарь Североамериканских Соединенных Штатов Генри Уоллес дал недавно американской прессе следующее пояснение относительно Пакта Рериха:

«Я считаю Пакт Рериха неизбежным шагом в международных отношениях. Еще не было эпохи, когда такой идеал был бы более необходим, нежели теперь. В то время, когда отдельные нации решают свои особые экономические и национальные проблемы, необходимо, чтобы они осознавали и ту ответственность, которая возлагается на них как на членов семьи народов. Я вовсе не принадлежу к тем, кто в нашем мире суровых экономических фактов конкретное материальное действие заменил бы иллюзией, однако хочу сказать, что идеалистам, создающим реальность будущего, пора собраться вокруг символа единства международной культуры. Пришло время пробуждать понимание красоты, знания и образования, превосходящих все национальные границы, чтобы укрепить все то, что дорого нам и в наших отдельно взятых государствах и обычаях. Именно по этой причине я считаю ратификацию Пакта Рериха столь важным шагом. Признание Пакта указывает на приближение времени, когда те, кто истинно любит свой народ, сумеют оценить и достижения других народов и отнесутся с уважением к тем духовным усилиям, которые соединяют в единое братство всех художников, ученых, воспитателей и всех истинно верующих, какой бы ни была их религия. Я чувствую, что наша эпоха в большом долгу перед Николаем Рерихом за эту рожденную им идею. Нам надо держать перед глазами один объединяющий принцип, которому все наши сердца могли бы в высшей мере доверять. Если такой принцип у нас есть, мы можем с верой и надеждой трудиться на благо тех культурных реалий, символом которых является Пакт Рериха».

Пакт Мира, предложенный Рерихом, вызвал искренний, неподдельный интерес, даже энтузиазм, среди выдающихся творческих деятелей всего мира, о чем свидетельствуют сотни торжественных приветствий и писем, полученных от правительств, известных государственных и культурных деятелей, художественных и культурных учреждений, академий, университетов, религиозных организаций, которые тепло и искренне поддержали его. Даже некоторые высокопоставленные военные авторитеты Франции и Америки выразили одобрение относительно практического применения Пакта. Часть этих писем опубликована в двух специальных изданиях, посвященных Пакту Мира.

Рабиндранат Тагор, великий поэт и борец за объединение культур Запада и Востока, писал Николаю Рериху:

«Я зорко следил за Вашими замечательными достижениями в области искусства и за Вашею великою гуманитарною работою во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира, с его знаменем для защиты всех культурных сокровищ, будет исключительно действенным символом. Я искренно радуюсь, что этот Пакт принят Музейным комитетом Лиги Наций, и чувствую глубоко, что он будет иметь огромные последствия на культурную гармонию народов».

Морис Метерлинк говорит: «Всем сердцем я присоединяюсь к подписывающим Пакт Рериха. Объединимся вокруг этого благородного идеала всеми нашими моральными силами».

Выдающийся американский художник Леон Дабо писал: «Если нам удастся достичь того, что все народы примут это Знамя, чтобы защищать все прекрасное, дорогое, все проявленное человеческим гением, все сотворенное человеческими мыслями и руками, то это будет величайшим достижением духа и культуры за последнее тысячелетие».

Свами Джагадисварананда из «Миссии Рамакришны» говорит: «Рерих, создатель и вождь этого единственного в своем роде гуманного движения, сам является олицетворением универсального искусства и универсальной культуры. Д-р Джеймс Казенс верно назвал его “человеком Гималаев в духе”, ибо он является истинно пророком новой человечности и вестником нового культурного мира».

К этим полным энтузиазма словам можно добавить и высказывания множества других людей, с которыми мы уже привыкли встречаться на путях культуры и политики. Это и супруга президента Североамериканских Соединенных Штатов Рузвельта, верящая в то, что каждому необходимо приветствовать идеалы, выраженные в Пакте Рериха; среди них и седовласый, преклонного возраста, Масарик, и уже ушедшие из жизни короли Альберт и Александр, там же – выдающиеся ученые Эйнштейн, Джагадис Боше, Раман и Радхакришнан и еще многие другие, не менее известные имена.

Следует отметить, что среди множества голосов звучит и голос женщины, поскольку именно женщине дана миссия стоять на страже культуры и быть вестницей мира, внедряющей и укрепляющей в сознании человечества высшее, истинное понимание постулатов культуры и мира. Так, представительница Федерации женских клубов Америки приветствовала Пакт Мира от имени трех миллионов женщин. Свою признательность Пакту Рериха госпожа Спорборг, председательница Федерации женских клубов Нью-Йорка, выразила такими прекрасными словами:

«Мы внимательно изучали положение и готовы приложить все силы духа и все наше влияние к тем движениям, которые основал Николай Рерих».

Мне хотелось бы здесь упомянуть и заключительные слова президента Латвии Альберта Квиесиса из его письма Николаю Рериху, в которых он выражает благодарность за присужденный ему почетный знак Музея Рериха:

«Я хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить Вам самые сердечные пожелания в связи с продвижением, замечаемым в деятельности Музея Рериха, который, стремясь осуществлять благородные идеалы – налаживать в жизни более дружественные отношения и лучшее взаимопонимание между людьми и народами, вполне вероятно, станет достойным внимания фактором в международной жизни, венчая собой труды великого художника, посвященные благосостоянию человечества».

Истинно, огромные достижения Музея Рериха и Пакта Мира, свершенные за немногие годы, охватывающие проблемы всей нашей планеты и направленные на великое будущее, укрепляют основы нового, прочного взаимопонимания и мира на Земле. Знамя Мира, символизирующее культуру всего человечества и стоящее на страже святынь духовных ценностей всей планеты, объединяя сознание всех людей и народов и воплощая их лучшие чаяния и устремления, является мощным фактором формирования нового сознания жителей Земли. Воистину, если над всеми культурными объектами будет развеваться Знамя Мира как символ духовной повелительной власти и знак священной неприкосновенности всех высших ценностей, что, несомненно, произойдет уже в ближайшем будущем, то это, словно благовест, оповестит наступление новой эпохи культуры и сотрудничества между народами.

ВЛАДЫЧИЦА ЗНАМЕНИ МИРА

Владычица червонно-пламенная!

Владычица Знамени Мира!

К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же

поднимет Знак Мира, Знак Сохраненья

Высших Сокровищ?

Кто же, кроме Тебя, придет к нам, помочь

Знамя поднять, знак созиданья народам?

Бурно море и губительны вихри, но Ты Знамя

поднимешь

и наполнишь сердце людское сознаньем

о священном

Хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя

отложить этот Знак. Ведь Ты знаешь, сколько

уже разрушений землю унизило. Знаешь Ты

все поношения самого лучшего, самого нужного

людям. Если стадо не знает опасности, то ведь Ты,

Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь.

И ветры нагорные всюду Приказ принесут Твой:

сохранить, и строить, и складывать Светлое Завтра.

Твой Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыхание

Твое исцеляет все раны и Рука Твоя разве не строит,

легко прикасаясь к созидательным камням творенья?

Вот мы

и просим Тебя поднять этот Знак

Триединости Мощной.

Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе

разрушенье и уничтоженье прекрасных начал. Ты

не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения

и потому Ты поднимешь, и сохранишь, и укажешь

народам Знак Охраненья мирных прекрасных

Сокровищ! Знак Путеводный для каждой творческой

Мысли! Знак Утвержденья и Света.

Помоги, Владычица Знамени Мира!

 

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 317