Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1

Прав ли Кураев?

Протоиерей Георгий Городенцев

 

По всему видно, что Кураев считает себя совершенным христианином. Хотя, рассмотрев его сочинения, ясно видно, что этот человек так и остался невоцерковленным. У него все осталось на уровне знаний, причем знаний искаженных и засоренных, а жизни по вере нет. Многие люди искренно спрашивают о Кураеве: «А он православный?!»

Кураеву не по сердцу духовное возрождение России, возврат к православным традициям – «разговоры о “церковном возрождении”, “восстановлении”, “возврате”, “обретении” и т.п.» [1]. Для него главным является не освященная в веках благочестивой жизнью подвижников православной веры традиция, а «опыт новизны» [2], «прорыв туда (?), где его еще не было» [3]. Возникает вопрос: «прорыв» куда? Здесь не совсем ясно, конечно, Кураев выражается, но по его сочинениям видно, что ему постоянно куда-то хочется из Православия «прорваться»… Свой «опыт новизны» новатор Кураев эффектно, с большим динамизмом [4] передает людям в лекциях во время частых своих гастролей.

Для Кураева характерна подмена понятий. Понимание веры у него не православное, а свое – кураевское. Вроде бы он говорит о Православии, а понятия у него при этом свои. Он досадно воздыхает: «“Храните веру предков” и “имейте сокрушение сердечное” – в этих призывах так мало может узнать себя молодой человек». Могут ли вызвать досадное чувство столь благовременные для современного человека пожелания у православного христианина? <…>

В отношении подспудного (между строк) и открытого разрушения православного вероучения у Кураева длинный список. В «Русском Вестнике» (V, 27–28, 1998) публиковалась статья «Против ереси диакона Андрея Кураева», в Интернете, как сказано уже было, есть статья «О ересях диакона Андрея Кураева», издана книга авторитетного автора архимандрита Рафаила (Карелина) «Вызов новомодернизма. Об искажениях истины в богословских опытах диакона Андрея Кураева». М.: Лествица, 1999. Кураев ярый противник канонизации Царя-мученика Николая II и его Августейшей семьи, он попирает церковные правила, для Кураева не авторитет ни Священные Синоды, ни подвижники Святой Горы Афон. Да что люди смертные, для Кураева и святые «Отцы заблуждались… ошибались… И старцы могут заблуждаться…» [5]. Кураев даже приводит примеры «ошибок» святых. Очевидно, он или никогда не признавал святых Божиих, или это результат частого общения с протестантами (они ведь святых не почитают). Может ли истинный раб Божий во всеуслышание сказать об «ошибках» святых? Никогда! С какой заботливостью собраны у Кураева примеры «ошибок» святых, самые курьезные случаи из церковной истории! И здесь Кураев поступает по отношению к Святой Церкви по-хамски (весьма показательно для оценки – кто такой Кураев)… Как «вовремя» он приводит пример с буддийским жрецом Савабе [6]. Для Кураева ошибаются все, даже, по его примерам, святые, только он, Кураев, не ошибается. <…>

Необходимо упомянуть о бесстыдстве и нечистоплотности кураевского языка и стиля. Языком фельетона Кураев говорит о серьезнейшем вопросе современности: «благочестивый христианин идет по улице. Вдруг на него набрасываются какие-то антихристовы слуги. Его оглушают, быстро вживляют в его тело (на чело и на руку) две крохотные пластины с компьютерными “чипами”» [7]. Это язык богослова и профессора. Остроумный Кураев забавляется, а, между тем, православным не до смеха. Кураев постоянно бессовестно ёрничает: «как это жутко, страшно, там, где компьютеры, там нет Христа…» [8]

Кураев кощунствует. Не хочется здесь повторять все его кощунства. Вот только несколько примеров из его брошюры. «Ну не боится Бог чисел и штрих-кодов! Он не столь пуглив, как некоторые бабушки и монахи» [9], «Христос – это не кошелек» [10], «купил бутылку сока со штрих-кодом – и все, Христа потерял» [11], темная романтика «пророчеств» [12], «харизмометр» [13] … Только враги Христа Бога могут так кощунствовать. Вряд ли это будет иметь воздействие, но можно было бы сказать Кураеву его же словами: «Не кощунствуйте, нам больно от Ваших» [14] слов и сочинений! <…>

Остроумие подводит о. Андрея. В брошюрке, говоря о встрече с антихристом, он восклицает: «Приятно познакомиться» [15] – это он антихристу-то!.. Да, никто еще так не «богословствовал»… Он даже наставляет: «христианам нужно будет <…> ответить: «Приятно познакомиться» [16]. Сохрани Бог от такого «знакомства», да и от такого профессора-учителя!

Все-таки легкомыслие к рассматриваемой теме сказывается на человеке. Тому пример – Кураев. Не случайно, ему приятнее «девушки из налоговой инспекции» [17] и «братья» [18] – госчиновники, нежели православные люди. Кстати, «братья» из налоговой инспекции и мировой закулисы теперь, вероятно, похлопочут Кураеву Нобелевскую премию за «аргументы», которые они теперь могут взять из кураевского опуса против православных. Православных Кураев называет: «бабушки и монахи» [19]. Из истории христианской церкви известно, что еретики, обновленцы всегда имели желание «упразднить» монашество. В свое время комиссии, состоящие из таких вот кураевых, будут реформировать вероучение Церкви и постараются-таки монашество «упразднить». Между тем, монашество – это тот драгоценный сосуд Святости Божией, в котором хранится «действенная благодать освящающего совершенства» (преп.Макарий Великий). Монахи – хранители Предания Церкви, святоотеческой традиции, поэтому прежде всего они видят проявляющееся в мире действие апостасии (апостасия греч. – отступление от Бога). Поэтому монахи Почаевской Лавры, Свято-Успенского Одесского, Святогорского Свято-Успенского и других монастырей точно поняли сущность идентификации. И к бабушкам Кураев совсем напрасно так – презрительно. Кто в советское время в основном молился в церквах, нес в церкви последние копейки, терпел все унижения атеистического времени, таких вот комсомольских активистов-кураевых? Зачем же так к ним презрительно? Нехорошо. Стыдно за профессора и богослова! <…>


[1] Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. М.,1997. С.25.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же. С.26.

[5] Андрей Кураев. Дают ли на Украине печать антихриста. 1999. С.17.

[6] Там же. С.36–37.

[7] Там же. С.26–27.

[8] Там же. С.6.

[9] Андрей Кураев. Дают ли на Украине печать антихриста. 1999. С.18.

[10] Там же. С.22.

[11] Там же.

[12] Там же. С.33.

[13] Там же. С.37.

[14] Там же. С.39.

[15] Там же. С.37.

[16] Там же. С.13.

[17] Там же.

[18] Там же. С.37.

[19] Там же. С.18.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 285