Итоги великих жизней
Наверное, никто так много не сделал за свою жизнь, как Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи.
Семь тысяч живописных полотен, 12 книг сложнейшей философской системы «Живая Этика», многочисленные литературно-философские очерки, организация различных культурных учреждений в Европе и Америке, включая известный Музей Николая Рериха в Нью-Йорке, две больших экспедиции, одна их которых – Центрально-Азиатская – является крупнейшей экспедицией ХХ века, организация Института Гималайских исследований в Кулу (Индия), с которым сотрудничали крупнейшие ученые мира, начиная с Альберта Эйнштейна и кончая академиком Николаем Ивановичем Вавиловым. Н.К.Рерих является инициатором так называемого Пакта Рериха о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Пакт был подписан в 1935 г. руководителями многих стран Америки и Европы. Елена Ивановна оставила после себя тома писем, посланных ею в самые различные уголки земного шара. Ее эпистолярное наследие уникально.
Общественная и культурная деятельность Николая Константиновича была высоко оценена общественностью многих стран. Он был членом Российской Академии художеств (дореволюционной), Югославской академии науки и искусства, Португальской академии, Реймской академии (Франция), Академии международного Института науки и литературы (Италия), Комитета культуры Аргентины, Нагати Прачари Сабха (Индия), Общества по доисторическим исследованиям (Франция), Федерации французских художников, Парижского общества антикваров, Французского этнографического общества, Общества охраны исторических памятников (США), Института Джагдиша Боса (Индия), Бенгальского королевского азиатского общества (Индия), Общества восточного искусства (Индия), Русского музея истории и культуры (Чехословакия), Лиги по защите искусства (Франция), Французской ассоциации международных исследований.
Он являлся президентом Международного буддийского института (США), Центра искусства и культуры (Индия), Лиги культуры (США), Американо-русской культурной ассоциации и состоял вице-президентом Американского института Археологии и Общества Марка Твена.
Мировое признание заслуг в общественной, научной и художественной деятельности Н.К.Рериха ни в коей степени не повлияло на его отношение к Родине. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. В 1942 году в разгар разрушительной Отечественной войны он написал знаменательные строки: «Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам.
И Юрий и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий в науке, Святослав в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих? Велики нахождения Елены Ивановны. Ее записи найдут живой отклик в сердцах искателей, мыслителей. Разве для чужих? И “Александр Невский”, и “Ярослав”, и “Святогор”, и “Микула”, и “Настасья Микулична” прошли по Индии и останутся во славу народа русского. И “Сергий Радонежский”, и “Древний Новгород”, и “Нередица”, и “Открываем врата”, и “Вестник” – все напомнит о братском народе, о неделимой, дружной, великой семье народов. Для народа русского мы трудились. Ему несем «знания и достижения» [1]. И это были не пустые слова. Когда настал нужный срок, «знания и достижения», запечатленные в творческом наследии Рерихов, были переданы России их младшим сыном, художником Святославом Николаевичем Рерихом. О том, что за этим последовало и как Россия приняла этот дар, мы расскажем ниже. А сейчас о самом важном в этом даре.
В переломном и беспокойном ХХ веке именно в пространстве России стало формироваться новое мышление. На смену старому мышлению ХIХ века, которое мы называем социологическим, шло новое, космическое мироощущение. И в этом эволюционно-культурном процессе и Николай Константинович, и Елена Ивановна Рерихи сыграли важнейшую роль. Несмотря на то, что они большую часть своей жизни провели за рубежом, и более всего в Индии, они сделали уникальный вклад в развитие нового мышления в виде философии Живой Этики.
[1] Рерих Н.К. Листы дневника. М., 1996. Т.3. С.24.