Феномен сознания в философии русского космизма

Л.В. Кудряшова,
доктор философии,
директор КРУ «Симферопольский художественный музей»,
Симферополь
1

 

Для современной науки сознание так и остается феноменом, несмотря на то, что его исследованием занимались и занимаются многие ученые. Философия, психология, медицина, педагогика, физика и другие научные дисциплины добились значительных результатов в исследовании сознания, но, тем не менее, ясный и четкий ответ на вопрос о том, что же есть сознание, мы не получим.

Изначально слово «феномен» использовали только для описания небесных явлений, поскольку оно происходит от греческого phainomenon – «свечусь», «являю», «показываю». На наш взгляд, именно это слово наиболее точно отражает природу сознания, которая до сих пор представляет для нас необыкновенное, загадочное и, скорее, небесное, чем земное явление. В «Современном философском словаре» сознание трактуется как «способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения. Понятие сознания уже понятие психики» [1, с. 491–492]. «Психологический словарь» сознание представляет как «свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей» и «отношение к миру со знанием его объективных закономерностей» [2, с. 361]. В словаре «Русская философия», в котором представлены основные направления и этапы развития русской философской мысли, и вовсе отсутствует статья, раскрывающая суть понятия «сознание», но при этом есть объемная статья «Сердца метафизика» [см.: 3, с. 435–438], которая отчасти раскрывает интересующую нас тему. В философии космизма именно сердце, описанное в современном естествознании исключительно как физический орган, рассматривается как средоточие духовной жизни и источник высшего знания, которое позволяет осознавать себя неотъемлемой частью Космоса и познавать его, насколько это доступно человеку.

Методы изучения сознания в современных философии и естествознании принципиально отличаются от методологии ученых-космистов. Л.В.Шапошникова отмечает, что в ХХ веке «в познании оказалось два направления: научное, где эмпирическая наука занималась экспериментальным исследованием плотной материи, и так называемое вненаучное познание, или, вернее, метанаучное или сверхнаучное познание» [4, с. 51]. Первое, используя традиционную методологию, констатирует, что сознание «является особого рода объектом, не поддающимся обычным способам исследования и объяснения», которое «функционирует в качестве “органа” жизни человека, но жизни, не заключенной в границы его тела, а как раз выводящей его силы за эти границы, – в мир человеческих взаимодействий, средств человеческой деятельности, культурных форм и разнообразных природных стихий» [1, с. 493]. В итоге получилось уравнение со многими неизвестными, которое пытаются решить ученые-традиционалисты, но сделать это не представляется возможным. Именно по этой причине мы имеем обширную описательную часть самого процесса познания, но не имеем внятного результата этих действий.

Принципиально иной подход используют ученые-космисты, поскольку их метанаучные методы познания связаны прежде всего с духовным пространством человека и окружающего мира. Иначе говоря, сложнейшие процессы, происходящие в микрокосме, неразрывно связаны с процессами, происходящими в макрокосме. Человек – процесс, изучать который возможно только во взаимосвязи с глобальным космическим процессом, каковым является эволюция.

Такие выдающиеся русские философы-космисты, как П.А.Флоренский, Вл.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, Г.П.Федотов, А.Ф.Лосев, И.А.Ильин, Д.Л.Андреев, Н.К.Рерих, Е.И.Рерих и их последователи, с точки зрения метанауки раскрывают для нас суть сознания, его особенности и взаимосвязь с историческим процессом. Если обобщить некоторые важные выводы о сознании из их трудов, то можно сформулировать следующие положения:

1) космическое пространство со всеми населяющими его формами жизни – единый организм, в котором сознательная жизнь не имеет ограничений;

2) реальная возможность взаимодействия с существами, имеющими более совершенные формы сознания, нежели современное человечество;

3) сознание иерархично, поскольку развивается у каждого индивидуально, поэтому одновременно сосуществуют самые разные степени и формы его развития;

4) жизнь сознания представляет собой единство духа и материи;

5) сознание имеет два пути развития: по горизонтали и по вертикали; первый охватывает мир физический, а потому весьма ограничен, второй устремляет человека за пределы очевидности; символ креста напоминает нам о соотношении в нашей жизни земного (короткая горизонтальная линия) и надземного (длинная вертикальная линия) и о том, что человек трансмутирует энергии материи земной и космической;

6) сознание – это не только индивидуальная особенность человека, но и способ отношения к окружающей действительности, позволяющий сознательно участвовать в эволюции Земли;

7) отличительной чертой сознания является его избирательность, направленность, то есть сознанию открывается в жизни то, на что направлен его луч;

8) сознание является основой восприятия и ощущений; способность воспринимать окружающее характеризует уровень его развития; например, слуховое и зрительное восприятие может быть четким или размытым, полным или отрывочным, глубоким или поверхностным, что позволяет даже по прошествии продолжительного времени воспроизвести в мельчайших деталях увиденное или не дает возможности восстановить даже некоторые детали тотчас же после их созерцания;

9) сознание неразрывно связано с процессом мышления;

10) сознание имеет сложное многоуровневое строение; наиболее ярко эта особенность проявляется в процессе припоминания, когда для воспроизведения определенной информации требуется время, в течение которого необходимые данные станут доступны для восприятия;

11) сознание образно можно представить как некую окружность, радиус которой берет начало от «я» временной, преходящей личности, охватывая ближайшее окружение, и простирается в зависимости от развития и устремлений человека до определенных границ или до Беспредельности; например, в Живой Этике устремление к дальним мирам дается в качестве импульса, позволяющего сознанию человека выйти за границы земного существования: «Сущность устремления к дальним мирам заключается в усвоении сознания нашей жизни на них. Возможность жизни на них является для нашего сознания как бы каналом приближения. Именно, это сознание, как канал, должно быть прорываемо» [5, 44];

12) чаще всего сознание проявляет себя в системе бинеров, противоположностей; человек может бурно радоваться, а затем столь же глубоко печалиться, незаметно для себя проходя точку равновесия между этими состояниями, которая и является искомым состоянием сознания, то есть состоянием равновесия;

13) развитие сознания происходит спиралеобразно, от его низшего состояния к высшему, с помощью родственных, подобных элементов, то есть для поступательной эволюции сознания необходимо соприкосновение с превосходящими наше сознание формами;

14) развитие сознания может идти по одному направлению или быть многовекторным, синтетическим;

15) развитие сознания подчиняется закону ритма; так, можно наблюдать периоды внешнего покоя, пралайи сознания, когда новое укореняется, сживается с уже накопленным;

16) необходимость постоянного обновления сознания, которая проявляется в желании и умении «расплавлять старые залежи в сознании» [6, 192]; этот процесс может происходить по воле человека и сознательно управляться им; в противном случае застывшее сознание будет расплавлено маленькими катаклизмами в его жизни, которые в горниле страданий переплавят отжившую форму в новую; это явление неизбежно, поскольку эволюция – непрерывный процесс, человек – тоже процесс и если он останавливается, то эволюционная волна его или подгоняет, или сметает.

Итак, что же представляет собой сознание с точки зрения философии космизма? Обратимся к кульминационной ее части – Учению Живой Этики. В нем даются разные грани этого явления, все формулировки кратки и предельно точны, но для их осознания необходимо овладеть понятийным аппаратом этой философской системы. В книге «Знаки Агни йоги» дается следующее определение: «Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманации зерна изменяются в зависимости от роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание» [7, 275]. В записях Б.Н.Абрамова, последователя Рерихов, есть такие строки: «Сознание есть сумма мысленных представлений на данный момент времени. Ею определяется направление сознания текущего часа. Жизнь сознания зависит от того чем оно наполнено» [8, с. 210]. Сознание обывателя включает мысли бытового характера и ограничено ими, сознание ученого может простираться далеко за пределы Солнечной системы. Философы-космисты утверждают, что именно всеобъемлемость мысли, космическое сознание – новая ступень в эволюции человека. В «Гранях Агни йоги» читаем: «Чем больше охватит в своем творчестве микрокосм человека и чем больше включит в себя, тем больше станет его мир внешний, который, войдя в него и слившись с ним, станет его внутренним миром. Внешнее сольется с внутренним, и не будет границы между тем, что вовне, и тем, что внутри, ибо “Я” станет всем и все станет “Я”. Это наследие далекого предначертанного будущего человечества даже ныне ощущают и переживают на Земле люди, достигшие сознания космического, или огненного, когда “Я” растворяется в мире и мир вливается в центр познающий, раздвигая его границы до пределов Беспредельности. Нирвана и высшее состояние Самадхи есть это великое слияние...» [8, с. 251].

Но не следует понимать космическое сознание как состояние полной потери индивидуальности. Приобщение индивидуального сознания к сознанию миллиардов должно происходить без утраты «центра своего сознания» [8, с. 216]. Это кажущееся противоречие дает ключ к решению очень многих жизненных проблем, которые возникают, например, из-за неверного понимания единства людей, народов, государств.

Новый взгляд философов-космистов на, казалось бы, давно известные вещи редко встречал понимание у современников. Они значительно опережали время, которое переставало для них существовать в его обычном земном понимании. Отсутствие элемента времени – еще одна важная особенность космического сознания: «Если изъять элемент времени, которого нет, из сознания, то линия, разделяющая будущее от настоящего, исчезает и великое вечное “ныне”, в котором находится все, что было, есть и будет, приобретает формы огненной действительности» [8, с. 243]. Благодаря этой особенности, перед человеком, обладающим космическим сознанием, открывается возможность прозревать будущее. Поэтому в трудах философов-космистов мы находим целые россыпи пророчеств не только о ближайшем, но и о весьма отдаленном будущем. Приведем несколько примеров.

Георгий Петрович Федотов в статье «Будет ли существовать Россия?» предрекает ей великое будущее, особую миссию и пишет о тех трудностях, которые возникнут во взаимоотношениях с другими народами, в частности с украинским. Мы все являемся свидетелями непростых отношений двух государств, которые имеют общий корень. Г.П.Федотов, напоминая читателям о едином истоке культуры России и Украины, писал: «От великоросского – к русскому. Это прежде всего проблема Украины <...> Но от правильного решения ее зависит самое бытие России. Задача эта для нас формулируется так: не только удержать Украину в теле России, но вместить и украинскую культуру в культуру русскую. Мы присутствуем при бурном и чрезвычайно опасном для нас процессе: зарождении нового украинского национального сознания, в сущности, новой нации. Она еще не родилась окончательно, и ее судьбы не определены. Убить ее невозможно, но можно работать над тем, чтобы ее самосознание утверждало себя как особую форму русского самосознания. Южнорусское (малорусское) племя было первым создателем русского государства, заложило основы нашей национальной культуры и себя самого всегда именовало “Русским” (до конца XIX века). <...> В борьбе с политическим самостийничеством, в обороне русской идеи и русского дела на Украине нельзя смешивать русское дело с великорусским и глушить ростки тоже русской (т.е. малорусской) культуры» [9, с. 26]. По его мнению, решение этого непростого вопроса лежит в плоскости сознания, которое необходимо расширять, и ведущую роль в этом процессе он отдает работникам культуры.

Владимир Иванович Вернадский, размышляя о дальнейшей судьбе России и ее будущем центре жизни, сделал выводы, созвучные мыслям Е.И.Рерих и Н.К.Рериха: «По мере того как начинается правильное использование наших естественных производительных сил, центр жизни нашей страны будет все более и более передвигаться, как это уже давно правильно отметил Д.И.Менделеев, на восток, – должно быть, в южную часть Западной Сибири. Россия во все большей и большей степени будет расти и развиваться за счет азиатской части, таящей в себе едва затронутые зиждительные силы» [10, с. 536]. Мы можем констатировать, что в настоящее время происходит активное освоение Сибири.

Задолго до событий, с 2011 года происходящих в Сирии, Николай Константинович Рерих в путевом дневнике «Алтай – Гималаи» 5 октября 1925 г. записал: «На картине “Будда Победитель” из меча Благословенного брызжет огонь справедливости. Пророк говорил, что Дамаск будет разрушен перед новым веком» [11, с. 126]. Печально осознавать, что человечество пока не может избежать войн и насилия в самых разных формах его проявления.

Не случайно Николай Константинович обращает наши взоры к культуре как к единственно верному и прекрасному пути развития человечества. Являясь инициатором создания Пакта Культуры, Н.К.Рерих предложил в качестве символа движения в защиту культуры Знамя Мира, которое представляет собой три амарантовых круга на белом фоне, заключенных в окружность. Этот символ имеет множество трактовок, одна из которых раскрывает его как символ человеческого сознания: единство действий, эмоций и мыслей. Причем, не только единство всех сфер проявления человеческого сознания, но и примат духа над ними. Овладение физическим телом, эмоциями, чувствами, желаниями, а также полный контроль над процессом мышления даются нелегко. Подвижники всех времен и народов стремились не только к полному контролю, но и к духовному подчинению сознания. Достижение этой ступени наделяло их особым свойством – «сознательным проявлением сознания», что выявлялось как объединение в сознании видимого земного мира и сфер, доступных посредством ясновидения и духовного прозрения. Культура в самом широком ее понимании включает и физическую культуру, и культуру наших чувств, эмоций, желаний, мыслей. Осознание высокой миссии Культуры и преображение с ее помощью нашей жизни, по мнению Н.К.Рериха, позволит человечеству обрести долгожданное единство человека и Космоса. [см.: 12, с. 79].

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Сознание // Современный философский словарь. Бишкек: Одиссей, 1996.

[2] Сознание // Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

[3] Сердца метафизика // Русская философия: словарь. М.: Республика, 1999.

[4] Шапошникова Л.В. Основные особенности философии Живой Этики // Живая Этика и наука: материалы Междунар. науч.-обществ. конф. 2007. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2008.

[5] Учение Живой Этики. Община (Урга).

[6] Учение Живой Этики. Беспредельность. Ч. 2.

[7] Учение Живой Этики. Агни Йога.

[8] Грани Агни Йоги. 1953 г. Ч. 2. Новосибирск: Предприятие «Алгим», 2012.

[9] Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 1994.

[10] Вернадский В.И. Задача науки в связи с государственной политикой России // Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Рольф, 2002.

[11] Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992.

[12] Грани Агни Йоги. 1953 г. Ч. 1. Новосибирск: Предприятие «Алгим», 2012.


1 На момент проведения конференции Симферополь, согласно Конституции Украины, являлся столицей Республики Крым в составе Украины. С 21 марта 2014 г., согласно Конституции Российской Федерации, Республика Крым со столицей городом Симферополем является субъектом Российской Федерации. Автор доклада Л.В.Курдяшова ныне гражданка РФ.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 354