Тема непрерывности жизни в творчестве русских космистов

В.П. Ануфриев,
доктор экономических наук,
профессор Уральского федерального университета
имени первого Президента России Б.Н.Ельцина,
Екатеринбург

Е.И. Ануфриева,
кандидат физико-математических наук,
старший научный сотрудник
Института физики металлов УрО РАН,
Екатеринбург

Только в беспредельном устремлении к расширению сознания

и в стремлении к необычному

можно продвинуть сознание к эволюции.

Учение Живой Этики. Беспредельность

Нужно понять, что в основании эволюции

лежит усовершенствование.

Учение Живой Этики. Иерархия

Нет какой-то отдельной эволюции Земли и человека,

а есть общая и цельная космическая эволюция.

Л.В.Шапошникова

Непрерывность жизни можно рассматривать как геологически вечный волновой динамический процесс, объединяющий все многообразие явлений планетарной жизни, все его формы на протяжении всей геологической истории планеты (по В.И.Вернадскому) и как непрерывность каждой отдельной человеческой жизни. Процесс непрерывности жизни заложен в самом понятии эволюции. Философы относят непрерывность к монологическим свойствам пространства и времени. Жизнь на Земле, смена поколений новыми поколениями и есть такая непрерывность времени. Непрерывность жизни обеспечивается процессами синтеза и распада, каждый организм отдает или выделяет то, что используют другие организмы.

Человека во все времена интересовали вопросы о его происхождении, о смысле жизни, смерти и бессмертии. Идея непрерывности жизни и бессмертия души встречается у всех древних народов. В Древней Греции смерть понимали как освобождение от телесности и возвращение в мир духа.

В Индии и Египте господствовало учение о переселении душ.

В представлении античных мыслителей бессмертие означало «божественность». Согласно Платону, душа как первоначало жизни непорождаема, бессмертна, и родственна вечным идеям.

Согласно буддийскому учению, существование есть цикл рождений, смертей и повторных рождений, протекающий в соответствии с качеством жизни и деяний человека, то есть он, человек, «перевоплощается» и приходит на Землю снова и снова.

В иудаизме учение о бессмертии связывалось уже с учением о воскресении мертвых и о загробном воздаянии; в таком виде оно перешло в христианство и ислам.

В наше время существует целая наука о бессмертии – иммортология, занимающаяся вопросами бесконечно долгого продления физической жизни человека, но не рассматривающая такие важнейшие понятия, как дух, душа, сознание, которые и составляют основу нашего бессмертия.

В конце XIX – начале XX века в России возникло уникальное эволюционное направление научной и философской мысли – русский космизм. В его рядах не только ученые, но и философы, поэты, художники, писатели. Космизм, или новое космическое мышление, не случайно зародился именно в России. Находясь по своему географическому положению между Востоком и Западом, Россия смогла объединить достижения западной научной мысли с восточными философскими учениями и выйти на фундаментальные знания о самом человеке. Космисты сумели соединить заботу о большом целом – Земле, биосфере, Космосе, с глубочайшими запросами высшей ценности – человека. Именно поэтому важное место в русском космизме занимают проблемы, связанные с преодолением смерти и достижением бессмертия.

В русском космизме условно можно выделить два основных направления: религиозное и естественнонаучное. Условно, потому что космисты, обладая действенным синтезом, несли в себе и научные, и метанаучные знания, и природную религиозность. Так, П.А.Флоренский был и ученым, и священнослужителем; В.И.Вернадский, будучи академическим ученым, считал, что в научное мировоззрение должен входить и религиозный опыт. Космисты рассматривали человека в его целостности, основное внимание уделяя сознанию человека, его мыслям, душе, духу. Прекрасно понимая, что физическое тело смертно, они говорили о бессмертии духовном. Поэтому характерной чертой воззрений русских религиозных философов-космистов является их непримиримое отношение к смерти. Каждый по-своему, но все вместе они настоятельно утверждали непрерывность человеческой жизни.

Н.Ф.Фёдоров (1829–1903) – русский религиозный мыслитель, философ, деятель библиотековедения; один из родоначальников русского космизма. Он стремился создать проект всемирного спасения, верил в мощь разума, науки и творческие возможности человека, мечтал преодолеть отчуждение между людьми. Для решения этой важной проблемы человечества им выдвигалась идея о преодолении смерти и всеобщем спасении. В трактате «Философия общего дела» Фёдоров предложил свое видение проблемы бесконечного совершенствования человека: он считал, что для окончательного торжества общего дела человечества необходима победа над «последним врагом» человека – смертью. Н.Ф.Фёдоров предполагал, что воскрешение возможно лишь в родственно связанном ряду поколений, то есть сын воскрешает отца, отец своего отца и так вплоть до праотца. Исходной клеточкой этого процесса является наследственная информация, которую каждый предок оставляет в своих потомках. В будущем, считал Фёдоров, наука сможет решать многие проблемы, в том числе проблему «тканетворения», за счет чего человек будет способен обновлять свой организм для более полной и содержательной жизни, позволяющей находить среду обитания не только на Земле, но и в Космосе [см.: 1]. Фёдоровский проект «общего дела» стал в дальнейшем одним из главных идейных источников поиска научно-оптимистического решения проблемы непрерывности жизни.

Вл.С.Соловьев (1853–1900) – религиозный мыслитель, поэт, публицист, литературный критик. Он выдвинул тезис о существовании человека до его физического рождения. Свои рассуждения Вл.Соловьев завершил выводом о формах вне физического существования человека: «Но в таком случае логически необходимо признать, что он существует не только после смерти, но и до рождения, потому что умопостигаемая сущность по понятию своему не подлежит форме нашего времени, которая есть только форма явлений» [2, с. 76]. В статье «Идея сверхчеловека» он уделил значительное внимание вопросу о бессмертии человека. «Сверхчеловек» должен быть, прежде всего, победителем смерти, считал Соловьев, понимая под этим духовное совершенствование человека, приближающего его к Богочеловеку.

Мысли о бессмертии человека находим и у С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, Н.А.Сетницкого, А.К.Горского, В.Н.Муравьева, В.Ф.Купревича (многие из них были последователями философских взглядов Н.Ф.Фёдорова). Булгаков так заключал свои философские размышления: «Смерть есть в мире; да, все рождающееся умирает, но есть ли эта смерть подлинная и окончательная смерть, а не новое лишь рождение, или перерыв и отсрочка жизни?» [3, с. 98].

Н.А.Бердяев (1874–1948) – религиозный философ, писатель. В отличие от своих предшественников, в частности от Н.Ф.Фёдорова, который искал путь человеческого бессмертия через всеобщее дело, Бердяева интересовало личностное бессмертие человека. Он выстроил стройный ряд положений христианской антропологии, проанализировал соотношение смерти и бессмертия человека. Как природное существо человек смертен, но его бессмертие достигается в связи с Богом. На этом основании философ отстаивал тезис о смертности естественной субстанции и бессмертии личности, где бессмертие богочеловечно. Таким образом, бессмертие человека достигается путем приобретения личностью целостности в слиянии с Богом. Через Богочеловека – Христа – человеческая природа причастна в конечном счете к вечности жизни [4, с. 62–68].

П.А.Флоренский (1882–1937) – религиозный философ, богослов, мыслитель, инженер, ученый. В своем труде «Мнимости в геометрии» Флоренский, пишет Л.В.Шапошникова, «будучи блестящим ученым-математиком, проанализировал ... геометрическое пространство и привел доказательства существования в нем явлений, свидетельствующих о пространствах иных измерений. <...> Так называемое мнимое пространство, “мнимости в геометрии” – это соприкосновение науки с мирами иных состояний материи. “Мнимости в геометрии” с “Иконостасом” и “Обратной перспективой” представляют собой важнейшие вехи на пути формирования нового космического мышления и синтетической системы познания. В них содержатся доказательства существования иной Вселенной, иных миров, не доступных ни нашему глазу, ни нашим чувствам, но духовно связанных с нами и влияющих на наш мир плотной материи» [5, с. 705]. Как пишет философ и поэт К.А.Кедров в своей книге «Параллельные миры», «Флоренский создал свой неповторимый образ Вселенной. Здесь дух является причиной возникновения света, а мысль летит по Вселенной быстрее всех скоростей. Границы же нашего земного мира очерчивает радиус светового луча, пробегая свой путь за одну секунду <...> Получается, что физически мы пребываем здесь в пределах скорости света, а мысленно проникаем во все измерения мироздания. Свернулось в клубок наше земное время, вмещая прошлое, будущее и настоящее. Это есть реальная вечность» [6, с. 140]. «Он доказал нам, что мы бессмертны <...> С появлением книги Флоренского “Мнимости в геометрии” метафора бессмертия превратилась в убедительную научную гипотезу», – подводит итог своим рассуждениям Кедров [6, с. 142].

В творчестве ученых-космистов (Н.И.Пирогова, В.И.Вернадского, Н.А.Умова, Н.Г.Холодного, К.Э.Циолковского, В.М.Бехтерева, А.Л.Чижевского, Н.К.Рериха и Е.И.Рерих) тема непрерывности жизни получила новый мощный импульс – она стала рассматриваться на научной основе.

Н.И.Пирогов (1810–1881) – российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии. В своих записях «Вопросы жизни. Дневник старого врача» Пирогов сделал, как пишет Л.В.Шапошникова, «первую попытку объяснить его (загробный мир. – Ред.) научно, вложив в это объяснение все свои знания, обретенные им во время вечерних прогулок. “Истину узнаем только за гробом; там узнаем, соответствовала ли наша жизнь ее истинной цели. Органические страсти с их увлечениями и чувственность вещественного бытия, перестав существовать, дадут возможность нам стать к истине лицом к лицу; это не то, что стоять лицом к лицу с нашей совестью здесь, живя вещественно: там придется иметь дело с самой истиной, которой мы так добиваемся здесь и вместе с тем стараемся ее избегнуть”» [7, с. 562]. Н.И.Пирогов много размышлял над этой проблемой, над космичностью жизни. «Вера в бессмертие основана на чем-то еще более высшем, чем сама любовь ... моя вера в бессмертие основана теперь на другом нравственном начале, на другом идеале» [8, с. 425].

Характерной чертой космизма В.И.Вернадского, Н.А.Умова, Н.Г.Холодного, А.Л.Чижевского, К.Э.Циолковского, В.М.Бехтерева является энергетическое мировоззрение. Рассматривая и принимая человека как часть энергетической структуры Космоса, несущей в себе потенциал мощных космических энергий, бессмертие человека в его энергетическом потенциале для них естественно вытекало из фундаментального закона физики о сохранении и превращении энергии.

В.И.Вернадский (1863–1945) – минералог, естествоиспытатель, геолог, историк науки, мыслитель, создатель новой науки – биогеохимии, учения о биосфере и ее переходе в новое качество – ноосферу. Разрабатывая основы учения о биосфере, Вернадский выдвинул главный тезис: жизнь – вечна, она никогда не происходила из инертной материи. В 1916 году он закладывает основы биогеохимии; в ее фундаменте – новая мысль о вечности жизни, о неизменности ее геохимических функций. В своих дневниках Вернадский описывал «параллельную жизнь», удивительные события, которые он проживал во время болезни в 1920 году. Он ввел в науку понятия мысли и духовной энергии. Л.В.Шапошникова пишет: «Загадка жизни и проблемы, связанные с ней, долгое время были приоритетом того духовного поля, где господствовал вненаучный способ познания, опередивший в своих исканиях, как обычно, науку. Вернадский был уверен, что наука в состоянии подтвердить экспериментально те знания, которые несли в себе иные способы познания» [5, с. 374].

Он считал, что «“идея вечности и безначальности жизни, тесно связанная с ее организованностью, есть то течение научной мысли, последовательное проявление которого открывает перед научным творчеством широчайшие горизонты” Эта идея ... “получает в науке особое значение, так как наступил момент истории мысли, когда она выдвигается вперед как важная и глубокая основа слагающегося нового научного мировоззрения будущего”» [цит. по: 5, с. 352].

Н.Г.Холодный (1882–1953) – советский ботаник и микробиолог. В своей работе «Мысли натуралиста о природе и человеке» он попытался дать свой ответ «на вечные вопросы о бытии человека и Вселенной». Считая науку мировоззренческой и нравственной основой общества, он рассуждал об энергетической основе природы мира и человека, о бесконечности Вселенной, о бессмертии каждой органической формы, в том числе и человека, который «от рождения до смерти – лишь одна световая волна» [9, с. 59].

К.Э.Циолковский (1857–1935) – ученый, изобретатель, «отец космонавтики». В своих философско-художественных трудах Циолковский развил целую космическую философию, которая опирается на идею атома – бессмертного одушевленного живого существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. «Страх естественной смерти уничтожится от глубокого познания природы, которое с очевидностью покажет, что смерти нет, а есть только непрерывное и сознательное существование», – писал он [10]. И еще: «Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошедшем» [11]. Учение Циолковского о бессмертии базировалось на трех главных посылках: признании, во-первых, вечности Вселенной; во-вторых, чувствительности всего сущего; в-третьих, существования разума не только на Земле, но и в Космосе. «Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума, – писал он, – ее нет, потому что существование атома в неорганической материи не отмечается памятью и временем, последнего как бы нет. Множество же существований атома в органической форме сливаются в одну субъективно непрерывную и счастливую жизнь – счастливую, так как иной нет. Вселенная так устроена, что не только сама она бессмертна, но бессмертны и ее части в виде живых блаженных существ. Нет начала и конца Вселенной, нет начала и конца также жизни и ее блаженству. Если космос имеет причину, то и причине этой мы должны приписать такие же свойства всеобщей любви» [12].

В.М.Бехтерев (1857–1927) – врач-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник новой науки – рефлексологии. Свое выступление на годовщине создания им психоневрологического Института в Санкт-Петербурге Бехтерев начал словами: «Смерти нет, господа!» В 1918 году вышла его книга «Бессмертие человеческой личности как научная проблема». «Обратимся к научному анализу вопроса о бессмертии человеческой личности, то есть к тому знанию, которое признается точным, и посмотрим, как будет решаться вопрос о бессмертии человеческой личности с научной точки зрения...» [13, с. 5]. Бехтерев дал глубокий анализ состоянию научной мысли того времени и, основываясь на законе сохранения энергии, подвел читателя к бессмертию энергетической составляющей человека, так как все психические процессы, по его мнению, имеют энергетическую природу. «Жизнь за гранью телесной формы человеческой личности, несомненно, существует в форме ли индивидуального бессмертия как определенного синтеза нервно-психических процессов, проявившегося в данной личности, или в форме бессмертия более общего характера, ибо содержание человеческой личности, распространяясь как особый стимул вширь и вглубь по человеческому обществу, как бы переливаясь в другие существа и передаваясь в нисходящем направлении к будущему человечеству, не имеет конца, пока существует хотя бы одно живое человеческое существо на земле. В этом отношении учение Востока о переселении душ как бы предвосхитило за много веков воззрение, которое в этом отношении создается на основании строго научных данных» [13, с. 11].

А.Л.Чижевский (1897–1964) – основоположник космической биологии и медицины, создатель аэроионологии, математической теории электродинамики крови. Талантливый изобретатель, мыслитель, поэт, художник. Отношение к проблеме непрерывности жизни ярко выражается его в стихах [14, с. 150, 117, 112, 136]:

…И жизнь – повсюду жизнь в материи самой,

В глубинах вещества – от края и до края

Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,

Страдает и горит, нигде не умолкая.

*  *  *

...Зачем же эта память небылого

Так явственно охватывает нас?

Иль снова Смерть душа принять готова

Как принимала смерть мильоны раз?

*  *  *

...Ах, как живо постигнул я вечность

И великий закон бытия

И гляжу я душой в бесконечность,

Где таится вся вера моя.

*  *  *

...В кругу светил, созвездий и планет

Тебе, о Жизнь, кончины нет,

Но лишь в мирах духовной красоты

Бессмертная ликуешь ты.

Мысли и труды русских ученых-космистов заложили научную основу идеи непрерывности жизни, и в этом их огромная заслуга.

Учение Живой Этики, переданное через Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов, – философия космической реальности, несет знание о сознательно достигаемом непрерываемом течении человеческой жизни. Красной нитью проходит через все книги Учения мысль, что смерти как таковой в Космосе не существует, есть беспредельное совершенствование на всех планах бытия и во всех состояниях сознания. «Утверждение жизни есть утверждение Света. Дух человеческий бессмертен, но такая простая истина не близка людям, ибо они больше заботятся о теле, нежели о духе» [15, 118]. В своих письмах к сотрудникам Е.И.Рерих писала: «Достижение сознательного существования или сохранения полного сознания во всех оболочках и во всех Сферах и есть истинное бессмертие» [16, с. 24]. И еще: «Если бы люди знали истину, если бы они могли убедиться, что для светлого и устремленного духа момент смерти есть момент величайшего блаженства, то страх смерти оставил бы их навсегда» [17, с. 32].

Считаем, что вопрос о непрерывности человеческой жизни должен быть поставлен в современной науке; это в корне изменило бы сознание людей, их мировоззрение, и, как сказано в одном из писем Е.И.Рерих, «осознание непрекращающейся жизни и постоянного обновления оболочек для новых опытов переродило бы человечество» [17, с. 233].

Русский космизм имеет значение эволюционное и общечеловеческое: он дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения не только в современные, но и в будущие времена. В наши дни, озабоченные поисками новых источников энергии, принципиально нового типа мышления – космического, открывающего горизонты будущего нашего человечества, наследие русских космистов приобретает особую силу и значение.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. Т 1. М.: Мысль, 1982.

[2] Цит. по: Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. М.: Академический Проект, 2005.

[3] Цит. по: Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. М.: МЗ-Пресс, 2002.

[4] Рубанов В.Г. Философские проблемы человека в работах Н.Ф.Фёдорова, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского // Известия ТПУ, 2010. Т 317. № 6.

[5] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005.

[6] Кедров К.А. Параллельные миры. М.: АИФ Принт, 2001.

[7] Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. В 2 т. Т 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2006.

[8] Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. Иваново: ИПК «ПресСто», 2008.

[9] Алексеева В.И. Классика русского космизма: Н.А.Умов и Н.ГХолодный // Культура и время. 2010. № 1.

[10] Циолковский К.Э. Научная этика // Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе [Электронный ресурс] // Электронная библиотека RoyalLib.ru. Режим доступа: https://royallib.com/book/tsiolkovskiy_konstantin/gryozi_o_zemle_i_nebe_sbornik.html (дата обращения: 24.02.2012).

[11] Циолковский К.Э. Космическая философия // Там же.

[12] Циолковский К.Э. Воля Вселенной // Там же.

[13] Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. Петроград: Типография Кюгельген, Глин и Ко, 1918.

[14] Чижевский А. В науке я прослыл поэтом... Стихотворения. Калуга: Золотая аллея, 1996.

[15] Учение Живой Этики. Аум.

[16] Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т 3. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001.

[17] Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т 6. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2006.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 477