Космизм К.Н.Вентцеля

Л.А. Семикина,
врач-педиатр, психолог, Севастопольский городской центр
детского творчества «Уриэль» им. Н.К. Рериха,
Севастополь
1

 

Именно, знание духа переносит нить Космоса

в жизнь проявленную.

Община (Рига), 42

Будущее человечества, будущее Космоса –

есть ли что-либо более священное?!

Но эта ликующая священность не в золоченной ограде,

но в стреле устремления, в острие ромба,

который сдвинул законченность квадрата в будущее.

Община (Рига), 199

Целью нашей статьи является попытка оценить вклад творческого наследия одного из выдающихся деятелей российской культуры Константина Николаевича Вентцеля в развитие русского космизма.

Космизм – это, по определению Л.В.Шапошниковой, «космическое мышление» [1, с. 221]. Она пишет, что в конце XIX – начале XX века в результате Духовной революции в России появился новый вид мышления, который «имеет полное право называться Космическим мышлением. <...> Наука и ее великие носители приняли самое активное участие в формировании этого нового мышления. Не остались в стороне русские философы Серебряного века, а также представители искусства в религии» [1, с. 222].

К этим деятелям относится и незаслуженно забытый Константин Николаевич Вентцель (1857–1947) – публицист и общественный деятель, философ и педагог-гуманист, музыкант и поэт. Он «страстно боролся со всеми видами духовного угнетения людей, за полное раскрепощение личности, за обретение ею высшего достоинства и счастья» [2, c. 7]. «Разрабатывая одним из первых педагогические проблемы ноосферы и экологии духа, К.Н.Вентцель оставил потомкам труды по философии и богословию, политологии и культурологии, этике, психологии и педагогике» [там же], большинство которых находится в архивах. Изучая его наследие, мы обратили внимание, что множество работ пронизаны космическим мироощущением.

С начала своей педагогической деятельности Вентцель взращивал мысль о необходимости воспитания свободного человека, человека творческого и одухотворенного, устремленного к радостному и созидательному труду. Развивая эту идею, стараясь ее практически реализовать в «Свободном Семейном саду», в «Доме свободного ребенка», в «Родительском клубе», педагог начинает понимать, что ограниченное социальным окружением действительности сознание не может выйти на ту высокую ступень творческой свободы, которая изначально заложена в духовном потенциале каждого человека. Широта мировоззрения Вентцеля и глубокое сострадание к человеку и человечеству в целом подтолкнули его к пониманию, что только сознание, согласующее себя с Космосом, ощущающее себя его частью, может стать свободным и творческим.

Создав, по мнению своих современников, завершенное фундаментальное учение о свободном воспитании, педагог-философ не остановился на достигнутом и начал разрабатывать новую концепцию воспитания будущего. В 20-30-е годы XX века в ряде работ, которые не были опубликованы («О проблеме космического воспитания» (1923), «Заметки о космическом воспитании» (1925), «Заметки о Космосе» (1925), «Философия творческой воли» (1937), «Лучи света на пути творчества» (1937) и др.), он развивал идею космической педагогики, философской основой которой явились идеи русского космизма.

Принято считать космистами тех личностей, сознание которых достигло понимания единства всего сущего, взаимосвязанности, цельности мироздания, творческой активности и коэволюции человека, человечества и Космоса. В творческих разработках К.Н.Вентцеля мы находим соответствие этим положениям. Эти работы доказывают, что именно Вентцель был основоположником космической педагогики. Постановку вопроса о космическом воспитании и разработку путей его теоретического и практического разрешения Вентцель считал важными жизненными проблемами. Объединить их вместе и в то же время дать возможность прогрессивно развиваться каждому человеку сможет только новая культура, которую необходимо строить на космической основе.

Ключевой идеей философской концепции К.Н.Вентцеля является мысль о существовании закона единства всего сущего, представление о том, что Космос – это целостное единство вселенской жизни, в которой все связано, взаимозависимо, объединено единой творческой энергией и управляется единым законом. «Вся беспредельная космическая жизнь ни начала, ни конца не имеет, является непрерывным, никогда не прекращающимся процессом творчества. Творчество составляет основную сущность мировой жизни, творческая эволюция представляет ее основной закон», – писал К.Н.Вентцель [3, с. 57]. Его идея Космоса предполагает определенный порядок в мировой жизни. Он утверждал: «Везде мир не что иное, как одно великое бьющееся сердце. Все связано, все слито, каждая малейшая вещь имеет отношение к целому, таинственную цель, и человек не что иное, как нить в загадочной пряже мира». И еще: «Целостность, единство и гармония составляют высший закон Космической Жизни и, по существу, есть Творческая Любовь» [3, с. 224]. В его понимании Космос – живое органическое целое, творчески действующее и непрерывно совершенствующееся, а то, что люди прежде и сейчас называют Богом, представляет собой великий творческий Космос или, выражаясь иначе, Великое Всеобъемлющее Всё.

Космос так обширен, так беспределен, что не нуждается ни в храмах, ни в посредниках для установления связи между собой и человеком. Любой человек во всяком месте непосредственно сам и всегда, когда захочет, может установить контакт с Космосом, потому что живой творческий развивающийся Космос не где-то далеко, а здесь, рядом с нами, в нас самих, в нашем сознании и во всей необъятной, простирающейся вокруг жизни небесных светил, Земли и человечества. Рассматривая Космос как беспредельное творческое начало, мы как его часть признаем, что все дано им, и потому к нему как единственному началу мы и должны все относить в своей жизни. И творческий Космос действует на нас через творческое человечество, а задача истинно творческих личностей состоит в достижении гармонии человечества и мира во всем Мире.

Отметим, что в мировоззрении К.Н.Вентцеля понятие творчества становится краеугольным и определяется им как ведущая движущая сила космического бытия. Творчество и труд для него синонимы, и развитие сознания не может осуществиться без напряженного труда как над собой, так и над различными окружающими нас формами, согласно космическому плану для каждой индивидуальности. Он утверждает, что только в творчестве – полнота и совершенство, радость и оправдание жизни. Только творчество является источником высочайших духовных радостей. Только творчество дает возможность собрать воедино свои мысли и укрепить их на твердом фундаменте. Только в творчестве нравственность и социальная справедливость находят свое высшее воплощение, и только жизнь, до краев наполненная творчеством, является истинно святой жизнью. Только творчество есть единственный возможный путь для достижения человеком бессмертия. Только путем творчества и отдельный человек, и все человечество, и весь Космос могут приблизиться к осуществлению царства гармонии, в которой они объединятся в одно гармоничное целое.

По К.Н.Вентцелю, полное и всестороннее освобождение человека от ига чувственности, от порабощения своим животным «я» является высшей целью человеческой жизни, и единственный путь – посвятить свою жизнь делу творчества, результатом чего явится создание наивысших ценностей, среди которых первое место должно принадлежать ценностям духовным: истине, добру и красоте. Вентцель убежден, что когда человек прочно утвердит идею Космоса в своем свободном сознании, тогда Космос откроется его внутреннему зрению как бесконечная творческая сила, как неисчерпаемый источник творческой энергии. Нашему глазу Космос открывается как творение, и об этом нам рассказывает астрономия, описывая его внешний вид, а духовным очам, свободному творческому сознанию он открывается как Творец. В философской системе Живая Этика, которая возникла в результате сотрудничества выдающегося русского мыслителя и ученого Е.И.Рерих с Учителями Востока, сказано: «Смысл жизни утверждается в сознании человеческом, когда явлено понимание роли человека в Космосе. Когда дух принимает истину, что Макрокосм и микрокосм неразрывно связаны, то устанавливается связь сознательная, и сотрудничество становится возможным с космическими энергиями. <...> Лишь когда чувство утвердится сознательно на понятии ведущей Иерархии, человечество почувствует свою истинную роль в Космосе» [4, 67]. Здесь понятия Творец, Макрокосм и Иерархия, одинаково отражающие сущностное явление вселенской жизни, выступают как созидательная и магнетическая сила Беспредельности.

В понимании К.Н.Вентцеля «единое цельное гармоническое сознание все более становится фундаментом, на котором строится работа в области познания, и в сфере нравственной деятельности человека, и в области познания прекрасного, и в его религиозном творчестве, и в его преобразованиях форм общественной жизни Человечества и влиянии на исторический ход его развития. Везде, во всех сферах и областях жизни проявляется стремление к единству, цельности и гармонии. И это стремление все более растет и становится все более широким. .Начинает развиваться то, что может быть названо ... Космическим Сознанием.» [5, с. 198]. Космическое сознание представляет присущую всей действительности силу творчества, поскольку эта сила имеет духовный характер. Космос постоянно и непрерывно творится и создается в каждый момент своего существования. Творческое сознание живет во всем Космосе, оно сопричастно всей действительности. И это творческое космическое сознание, будучи духовной стороной действительности, все более развивается и совершенствуется в потоке времени, в процессе непрерывного творчества жизни и поднятия ее ко все более и более утонченным формам. От меньшего, менее интенсивного, широкого и глубокого сознания вселенская жизнь движется к более интенсивному, широкому и глубокому сознанию и в целом, и в тех или других отдельных составных частях Космоса. В этом смысле можно сказать, что космическое сознание непрерывно творит и совершенствует само себя и всю мировую действительность, нераздельно и нерасторжимо с ней связанную, духовную творческую сторону которой оно составляет.

В философии Вентцеля космическое сознание, кроме обозначения им психической или духовной жизни всего Космоса, обозначает также одну из высших форм, которую принимает сознание индивидуальной личности в своем развитии. Человек, имеющий космическое сознание, центральным и необходимым составным элементом которого является космическое чувство, перестает отделять себя от остальной космической жизни и начинает ясно и отчетливо чувствовать, как бьется в нем пульс жизни великого Космоса. О тех, кто обрел космическое сознание, можно сказать, что в познавании они составляют одно с творческим Космосом. Только люди, обладающие космическим сознанием, могут быть названы сынами Космоса, ибо только они наиболее полным и совершенным образом служат выразителями и представителями Космоса на земле. Такое сознание можно назвать «просветлением души» [3, с. 134], обретением Космического сознания или «свободным творческим сознанием» [3, с. 321].

В рукописи К.Н.Вентцеля «Религия творческой жизни» последовательно рассматриваются три ступени в развитии сознания человека. Первую он характеризует непосредственным и естественным единством. На этой ступени сознание слишком узко и не осознает своей цельности и единства; вторая, более расширенная, – где развивающийся интеллект открывает перед человеком зрелище необъятной Вселенной, но Вселенной, раздробленной на части; и третья – «ступень сознательного единства сознания» [5, с. 198]. На этой ступени восстанавливается нарушенное единство между человеком и Вселенной. Сама Вселенная ощущается таким человеком как гармоничное целое. Восстанавливается единство личности человека с другими подобными ему личностями, составляющими человечество, и само человечество осознается им как одно целое. Начинает развиваться то, что может быть названо космическим чувством, или космическим сознанием, а также, как утверждает Вентцель, то, что он называет сознанием человечества как единого развивающегося целого. Чтобы «почувствовать Космос как одно целое, надо отвлечь свое внимание от тех или других его составных частей, отдельных сторон, ... надо сосредоточить внимание сразу и одновременно на всех открываемых отдельных сторонах жизни Космоса» [3, с. 136]. Такой целостный взгляд, «этот охват сознанием Космоса как одного целого, это мышление и чувствование сразу всех сторон его жизни и всех составляющих его существ и вещей» [там же] он называет космической интуицией, которой на данный момент обладают только некоторые, но «в будущем все люди достигнут ее» [там же]. Поэтому, по мнению этого оригинального мыслителя, надо учить ребенка чувствовать Космос и развивать в нем космическую интуицию. Такой подход очень близок тем задачам в развитии сознания, которые отмечает Живая Этика. «Когда человечество научится понимать Космическое Единство, тогда утвердится строительство космическое», – сказано в книге «Беспредельность» [6, 360]. «...Наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно, ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание перестанет пугать самых неученых, а станет явлением обычным, и никакой человек, осознавший свое место в Космосе, не сможет оставаться в своем скворечнике», – писала Е.И.Рерих [7, с. 39].

Справедливо возникает вопрос: как же развивать космическое сознание? Здесь Вентцель отмечает: «Познавательная сторона Космического Сознания заключается в тех ощущениях и восприятиях, которые мы получаем от Вселенной. Все эти бесчисленные ощущения и восприятия дают нам постоянно меняющиеся картины неутомимой Жизни Вселенной больших или меньших размеров. Они должны послужить тем материалом, из которого должна возникнуть Идея о Вселенной как об одном едином живом, органическом целом. На культивирование этой Идеи и надо обратить особенное внимание. Надо эти восприятия Вселенной приучиться связывать в одно целое с возможно более ясной и отчетливой Идеей Единой Космической Жизни. Тогда Космическое Сознание с познавательной стороны достигнет самой широкой возможной степени развития» [3, с. 149–150]. Эти мысли Вентцеля созвучны мировоззрению Живой Этики. «Невыразимы земными словами надземные переживания, но они имеют все качества человеческого микрокосма. Значит, можно сказать про космос, что он радуется или печалуется. Не будет ошибкою понять мысль космическую как нечто чувствующее. И чуткое земное сердце будет вибрировать вместе с великим прибоем и отливом космической энергии» [8, 443]. Далее Вентцель разъясняет, как развивать Космическое Чувство, которое является элементом Космического Сознания.

Для этого «наряду с развитием способности вчувствования в отдельные стороны и части Вселенской Жизни, мы должны развивать способность переживать своим чувством Жизнь Космоса в ее целостности, или, другими словами, Идею Вселенной наполнять все большим эмоциональным содержанием, стараться напитать ее все более живыми чувствами и эти живые чувства сделать постоянной составной частью сознания» [3, c. 152]. А в Живой Этике отмечается, что «без надземных чувствований нельзя преобразить жизнь» [8, 491].

К.Н.Вентцель последовательно развивает мысль о том, что, поднимаясь в своем развитии на уровень космического сознания, каждый человек, не переставая быть индивидуальностью, свободной независимой самобытной личностью, «станет сознательным выразителем и олицетворением творческого человечества и Космоса» [3, c. 167]. Возвышенный идеал для свободной творческой личности, осознавшей «свое родство с Космосом», – это «создание свободного братства среди человечества» [там же] и установление закона Гармонии на Земле и в Космосе, и Вентцель убежден, что каждый человек может и должен дорасти до осознания того, что он не только сын своих родителей, но и сын человечества, сын Космоса.

Обоснованность постановки вопроса о космическом воспитании К.Н.Вентцель объяснял тем, что «человек не только часть некоторого социального целого» (семьи, народа, класса, человечества), но «он также часть того целого, которое мы называем вселенной или космосом», потому совершенно правомерно, по убеждению педагога, говорить «о воспитании человека в качестве члена космоса, как гражданина вселенной» [9, с. 207], следовательно, наряду с социальной должна существовать и космическая педагогика. Чтобы осуществить эту идею, важно правильно организовать педагогический процесс, в котором космическое воспитание трактуется со своей совершенно особой точки зрения. Говоря о значимости социального воспитания перед индивидуальным, Вентцель приходит к логическому выводу о приоритетности космического воспитания над социальным и необходимости использования особых приемов и методов для достижения этой цели. Педагог считает, что «цель космического воспитания заключается в том, чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем космосом составляет одно единое нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении, и что он, хочет ли этого или не хочет, так или иначе принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни. ...Основою космического воспитания является естественное единство жизни воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса» [9, с. 209-210].

«Творчество К.Н.Вентцеля, несомненно, еще будет по достоинству оценено потомками, – пишут исследователи М.В.Богуславский и Г.Б.Корнетов. – Оно явило собой уникальный пример синтеза двух великих идей, получивших распространение в культуре XX века, – идей свободы и космизма, взятых в их педагогическом преломлении» [2, с. 6].

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Шапошникова Л.В. Космическая эволюция в свете культурного наследия Рерихов: сб. докл. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2011.

[2] Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Пророк свободного воспитания // Вентцель. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1999. (Антология гуманной педагогики).

[3] Научный Архив Российской Академии образования (НА РАО). Ф. 23. Оп. 1. Д. № 16.

[4] Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 3.

[5] Вентцель К.Н. Психологические и педагогические условия торжества новой религии (фрагменты главы из рукописи «Религия творческой жизни») // Вентцель. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1999. (Антология гуманной педагогики).

[6] Учение Живой Этики. Беспредельность. Ч. 1.

[7] Рерих Е.И. Письма. [В 2 т.] Т. 2. Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.

[8] Учение Живой Этики. Надземное. Ч. 2.

[9] Вентцель К.Н. Проблема космического воспитания // Вентцель. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1999. (Антология гуманной педагогики).


1 На момент проведения конференции Севастополь, согласно Конституции Украины, был городом со специальным статусом в составе Украины. С 21 марта 2014 г. Севастополь, согласно Конституции Российской Федерации, является субъектом РФ со статусом города федерального значения. Автор доклада Л.А.Семикина ныне гражданка РФ.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 575