Трудности в понимании научных идей В.И.Вернадского в контексте программы средней школы и пути их преодоления

В.Ф. Бак,
учитель-методист, учитель биологии,
Артемовский учебно-воспитательный комплекс
«Общеобразовательная школа I–III ступени № 11
им. Артема – многопрофильный лицей»,
Артемовск, Украина

 

Нельзя отложить заботу о вечном и великом

на то время, когда будет достигнута для всех возможность

удовлетворения своих элементарных нужд.

Иначе будет поздно.

В.И. Вернадский

Владимира Ивановича Вернадского отличало редкое качество ученого – восприятие явлений в целом. Его мышлению были свойственны масштаб и целостность, возможно, поэтому во многих работах гения мы находим профетические идеи, суть которых начинаем осознавать только сейчас.

Вернадский был высоконравственным ученым. Его образ жизни полностью соответствовал этической сути данного им учения.

В современных школьных учебниках биологии достаточно освещено учение Вернадского о биосфере, уделяется внимание живому веществу и его роли в преобразовании оболочек Земли, рассматривается, но в небольшом объеме, теория вечности жизни. Однако не уделяется должное внимание космической роли планетарного живого вещества, не дается его детальная характеристика. А ведь на примере живого вещества Вернадский рассматривал фундаментальные вопросы организации пространства и времени живых систем, а также принципиальную невозможность происхождения живой материи из косной.

Вся логика изложения материала в современных школьных учебниках биологии соответствует мировоззрению прошлого – упрощенному материализму. Возможно, еще и поэтому глубинные смыслы работ В.И.Вернадского до сих пор не прочитываются даже самими учеными, не раскрываются в полной мере теми же педагогами и, соответственно, не разворачиваются последними в русле планетарной эволюции перед своими учениками. Гениальные мысли нашего соотечественника – это современная основа экологической науки. Они возвращаются на родину в виде упрощенных западных трактовок о состоянии окружающей среды, в которых окончательно утерян глубокий философский и этический смысл.

«Пересматривая теперь, после ряда лет, непрерывно шедший ход работы моей мысли ... в геохимии и биогеохимии, – писал В.И.Вернадский в начале 1940-х, – я вижу, что в основе всего естествознания лежат три широких и глубоких эмпирических обобщения, значение которых и взаимные соотношения между которыми для меня только постепенно и медленно выяснились. <...> Первым будет принцип, высказанный Ньютоном в 1678 г., – принцип сохранения массы вещества в окружающей нас реальности, во всех изучаемых нами явлениях. Он был признан окончательно в середине XVIII – в начале XIXв.

Вторым будет принцип Гюйгенса, высказанный им в предсмертной работе в 1695 году и ставший известным в начале XVIII в. Этот закон природы гласит, что жизнь есть не только земное, но и космическое явление. Это представление еще только входит в научную мысль.

Третьим принципом будет принцип сохранения энергии, аналогичный сохранению массы Ньютона, охвативший XIX век. <...> Удобно назвать его принципом Карно-Мейера» [цит. по: 1, с. 451–452].

Согласно этим гениальным обобщениям В.И.Вернадского, жизнь на Земле и планетах, подобных нашему «мировому острову», – космическое явление, без которого Космос не существует. «Без жизни в виде биосферы материя потеряла бы свои формы» [1, с. 454].

Таким образом, сформулированные В.И.Вернадским планетарные обобщения выводят саму жизнь за рамки Земли и придают ей космическое значение антиэнтропийного фактора, препятствующего процессам деградации и тепловой смерти на уровне Вселенной. Размышления ученого над вопросами происхождения жизни приводят его к выводам о вечности существования ее во Вселенной. «Он построил систему мироздания, которая закономерно состоит из дополняющих друг друга пластов или срезов реальности: материя или вещество инертное (В.И.Вернадский назвал этот пласт материи косным веществом. – В.Б.), энергия, живое вещество. Это одноранговые явления, в своем взаимодействии поддерживающие цельность и устойчивость материального мира. Картина дополняется четвертым явлением – разумом, который “действует с помощью” человека, как носителя» [1, с. 454].

На основе этих трех вышеназванных принципов В.И.Вернадский вывел 20 обобщений, согласно которым жизнь не может возникнуть из безжизненной материи. Исследователь пришел к выводу, что диссимметрия структуры живой системы (неравенство ее правой и левой частей), особенности организации времени и пространства живого вещества являются своеобразными запрещающими границами перехода. Между косной и живой материей возможен и существует только постоянный энергообмен. «Жизнь стоит поперек распада, порождая бесконечное разнообразие. Она придает материи и энергии то, чего в ней не содержится, – диссимметрию и необратимость. Без этого обогащающего начала во вселенной царил бы только один распад» [1, с. 454].

Раскрывая законы развития и существования жизни на Земле, человечество раскрывает и поясняет существование жизни в Космосе. Гениальный Вернадский в своих умозаключениях смог подняться на уровень космических обобщений. «Рассматривая Землю как планету, мы можем утверждать, что изучение нашей Земли есть не только изучение индивидуальной планеты, но может быть распространяемо на логическую категорию природных тел, к которым принадлежит наша Земля, и вывод из ее изучения может быть распространен на недостижимые нам реально небесные тела» [цит. по: 1, с. 462].

Живое вещество планеты – биосфера и ноосфера – противостоит хаосу, распаду и торжеству энтропии. Существующая целостность мира – результат цементирующей силы живого вещества. Поэтому Космос и Жизнь – понятия равновеликие и возникают одновременно. Все многообразие форм косной материи поддерживается благодаря биосферам планет, в чем-то подобным биосфере Земли. Более того, биосфера Земли вносит собственную, пока еще не до конца осознанную учеными, пространственную лепту в целостность Вселенной и в свою очередь испытывает на себе биосферные влияния других планетных систем, также пока не понятые наукой. Известные уровни организации живой материи от клетки до биосферы и ноосферы должны быть дополнены космическим уровнем. Это позволит развивать идею о том, что биосфера Земли как открытая система не только получает из Космоса энергию и информацию, но и сама оказывает свое неповторимое влияние на него.

Если молодые умы будут убеждены во вторичности жизни и в случайном ее появлении на Земле, то благоговейное представление о жизни, пребывающее в душе каждого ребенка, не разовьется в школьные годы и не утвердится в старшем возрасте. Не будет также развиваться и чувство ответственности человека за все живое, что может быть зависимо от его разума и воли. Молодой естествоиспытатель, «не обремененный» истинными представлениями о космической роли живого вещества, со временем может превратиться в «цивилизованного ученого», для которого весь мир – лишь лаборатория для его опытов.

В современных школьных учебниках биологии содержится понятие ноосферы, но отсутствует ее представление с мировоззренческой позиции учения В.И.Вернадского. Это связано прежде всего с тремя причинами. Первая заключается в том, что материалистической наукой во многом игнорируются нравственные принципы в сфере ее деятельности, поэтому научные факты пока подаются не с позиции истины, а с позиции того, что понятно, выгодно и принимается большинством. Вторая причина связана с первой и заключается в том, что учение о переходе биосферы в ноосферу носит глобальный характер, и потому для его понимания необходим синтетический подход в объяснении всеобщих процессов, а значит и новый тип мышления, который ярко представлен в учениях русских космистов. К сожалению, в современной школе не уделяется должное внимание развитию космического миропонимания, которое при правильной постановке учебного процесса могло бы развиваться у детей с начальных классов.

В результате, сегодня наши старшеклассники не представляют целостной картины мира, а если она отсутствует у учителя, не находит места в учебниках и семья не может восполнить такой культурный пробел, то сознание ученика становится ущербным, имея ограниченное и искаженное представление о мире и о своем живом участии в нем. Поэтому глубокие научные обобщения, такие как учение о переходе биосферы в ноосферу, воспринимаются школьниками лишь на уровне абстрактных понятий, не имеющих ничего общего с реальной жизнью. Третья причина связана с природной инертностью человеческого сознания, которое не может быть открыто и продвинуто лишь процессом обучения, так как расширение сознания напрямую связано с нашим нравственным воспитанием, духовными накоплениями и устремлениями самого человека.

Мы стоим перед важным периодом в развитии науки, когда знания высокого синтеза, выводящего человечество на новый уровень сознания, должны быть не только изучаемы, но и сознательно положены в основу личной жизненной стратегии каждого жителя Земли. Научное знание нового типа возможно только на основе нравственного воспитания и самовоспитания.

Еще в 1893 г. Вернадский, понимая, что человечество стоит перед необходимостью перехода на более высокий уровень сознания, писал жене: «Есть один факт развития Земли – это усиление сознания» [цит. по: 4, с. 405]. Эта идея впоследствии развивается им в теорию ноосферы. 15 ноября 1936 г. Владимир Иванович писал Б.Л.Личкову: «Ввожу новое понятие “ноосферы”, ... которое позволяет ввести исторический процесс человечества как продолжение биогеохимической истории живого вещества» [там же]. Ноосфера – природное и закономерное явление на Земле. Без человека не мыслится живое вещество, и все, что происходит на Земле, теряет смысл. Вернадский вводит в понятие ноосферы этический аспект. Статью о ноосфере Владимир Иванович писал в разгар войны, во время эвакуации в Казахстан, в местечко Боровое. А.Н.Зелинский записал свое впечатление о первом прочтении статьи В.И.Вернадского для слушателей за пределами России: «Тогда был вечер, темно и холодно, вьюга на улице. Мы сидели при свече, все были закутаны, рядом выли волки, мы их слышали, в этот вечер они совсем близко подобрались, – и вот в эти часы Анна Дмитриевна [Шаховская] читала статью Владимира Ивановича о ноосфере, о том, что законы природы с нами, что мы победим и что светлый разум восторжествует! Вот так было произнесено – ноосфера» [цит. по: 2, с. 304].

Вернадский считал, что ноосфера – неизбежный этап развития биосферы. Он был убежден, что человечество – это часть природы и потому подчиняется ее законам. Если развитие человечества отклоняется от плана природы, то включаются механизмы корректировки. Законы нравственной организации жизни общества являются одновременно законами природы, обязательными для исполнения, кто им не следует, тот выпадает из потока эволюции, уступая место более нравственным людям. На этот этический аспект учения о ноосфере следует обращать внимание при подаче материала для школьников.

В.И.Вернадский, обращаясь к закону единства нравственной жизни человека и природы, в работе «Несколько слов о ноосфере» запишет: «Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей – Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropus и др. <...> Это – закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство. В историческом состязании, например в войне такого масштаба, как нынешняя (Вторая мировая война. – В.Б.), в конце концов побеждает тот, кто этому закону следует. Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы» [3, с. 479]. Таким образом, исторические и биологические процессы В.И.Вернадский рассматривает в природном единстве. Механизмами регуляции в популяции планетарного человечества являются войны, эпидемии, стихийные бедствия и всевозможные социальные катаклизмы. Только космическое миропонимание позволяет заметить в хаосе этих явлений закономерный процесс и его тенденции. Безнравственная жизнь человека противоречит биологическим законам и потому неизбежно подвергается корректировке со стороны природы.

Ноосфера – это не отвлеченное философское понятие, а реальное тонкоматериальное явление, форма существования биологической материи, которая проходит бесчисленные этапы своей эволюции и творчеством разума и энергией человеческой культуры создает качественно новую, более одухотворенную планетарную оболочку. Учитель биологии, зная современные экологические проблемы, раскрывая их на уроках, должен утвердить своих учеников на оптимистичном светлом будущем.

Где же брать силы человеку, решившему следовать законам нравственной жизни? В опыте всех тех людей, которые смогли этого достичь. Перед учениками на уроках биологии следует раскрывать образы таких ученых-подвижников и, говоря о теории живого вещества, биосфере и ноосфере, нужно особое внимание уделить личности Владимира Ивановича Вернадского. Это и будет творение ноосферы в данном месте и в данное время.

В студенческие годы у Вернадского возникла и окрепла дружба с единомышленниками, которые объединились в кружок «Братство». В него вошли братья Федор и Сергей Ольденбурги, Дмитрий Шаховской, Александр Корнилов, Иван Гревс и другие. «Братство» было создано для того, чтобы что-то делать, не замыкаясь рамками профессии, семьи, службы, и действовать вне политики. «Мы высоко ставили культуру и личность, – суммировал их стремления Иван Гревс, – признавая великими путями их развития науку и просвещение. Мы любили народ и готовились ему служить своими идеалами и знаниями, не отделяясь от него, желая не только его учить, но у него учиться, веруя в него, убежденные, что он нуждается в том, в чем и мы, главнее всего, в свободе и культуре» [цит. по: 1, с. 37].

Здесь уместно обратить внимание на то, что высокие нравственные идеалы никогда не были для Вернадского и его товарищей чем-то заоблачным, нереальным. Достижение какой-либо цели в жизни было возможно, в понимании кружковцев, только через личное самоусовершенствование. Главным становилась жизнь не внешняя, а внутренняя. Внешнее ее обустройство складывалось для человека успешно по мере его внутренних достижений.

Как часто современные юноши и девушки стремятся только к внешним достижениям, забывая, что каждый получает ровно столько, сколько отдает. С другой стороны, юности свойственно стремление к решению глобальных задач по преобразованию мира, и это правильно, однако мудрые взрослые должны им убедительно показать, что внешние преобразования можно совершать, только изменяясь внутренне.

У «Братства» были важнейшие принципы и правила: «1. Работай как можно больше. 2. Потребляй (на себя) как можно меньше. 3. На чужие беды смотри как на свои» [1, с. 43]. В период юношеского нигилизма молодым людям так важно услышать, что они не одиноки в своих исканиях жизненного пути, что даже такие великие люди, как Вернадский, проходили этот путь и нашли силы для осуществления своего предназначения. Поэтому и они, мальчики и девочки XXI века, смогут понять, для чего пришли в этот мир.

Жизнь Вернадского в послереволюционной России не была простой и безоблачной. Ведь он своим всеохватывающим разумом слишком выходил за рамки действительности. Так сложились обстоятельства, что Владимир Иванович в 1920 году не покинул родину, хотя ему и предоставлялась такая возможность. Приняв решение остаться в России, он много сил потратил на преодоление препятствий в развитии его науки в условиях социальной революции. Можем ли мы сегодня рассуждать о том, сколько из-за этого он потерял? Если охватить жизнь этого титана науки в целом, то станет понятно, что Вернадский был необходим миру не только как ученый, но и как благородный человек, как мыслитель и творец новой научной картины мира. Качества духа, которые выкристаллизовывались в нем при сопротивлении среде, и были качествами благородного человека. Если мы принимаем одну из главных мыслей Вернадского о единстве всего человечества, то должны принять допущение, что духовные достижения одной личности становятся достижением всего человечества. Примером своей жизни Владимир Иванович наполнял ноосферу Земли теми образами человеческих достижений, которые будут восприниматься еще многими и многими поколениями и помогать им в личном становлении. Образ жизни Вернадского полностью соответствовал этической сути его учения, и в этом заключается секрет силы и бессмертия его дел. В архивной «Хронологии» Вернадского за 1928 год хранится отдельная запись. Вот наиболее важные ее фрагменты:

«Был у меня молодой разговор, о котором часто приходится вспоминать и чувствовать жизненную правду, мною тогда высказанную: на необитаемом острове, без надежды поведать кому-нибудь мысли и достижения, научные открытия или творческие художественные произведения, без надежды выбраться – надо ли менять творческую работу мысли, или же надо продолжать жить, творить и работать так, как будто живешь в обществе и стремишься оставить след своей работы в максимальном ее проявлении и выражении? Я решил, что надо именно так работать.

Я думал и думаю, что мысль и ее выражение не пропадают, даже если никто не узнает о происходившем духовном творении на этом уединенном острове. Теперь стариком думаю, что никогда нельзя знать непреодолимости преграды – уединенного острова во времени» [цит. по: 1, с. 5].

Отметим еще одно важное предвидение В.И.Вернадского, которое осталось за рамками школьной программы биологии, но введенное в учебный процесс, может оказывать значительное воспитательное влияние на учащихся. Это его мысли об автотрофности человечества. Вернадский считал, что в будущем достижения научной мысли позволят осуществить «непосредственный синтез пищи, без посредничества организованных существ. <...> Это означало бы, что единое целое – жизнь – вновь разделилось бы, появилось бы третье, независимое его ответвление. В силу этого факта на земной коре появилось бы в первый раз в геологической истории земного шара автотрофное животное. <...> Создание нового автотрофного существа даст ему доселе отсутствующие возможности использования его вековых духовных стремлений; оно реально откроет перед ним пути лучшей жизни [4, с. 306–307].

Идея об автотрофности человечества может послужить основой для многих интересных и захватывающих уроков о перспективах эволюции человечества. В период современных пессимистических предсказаний о будущем мысль о возможной автотрофности и о выходе человечества из-под жесткого контроля инстинкта голода помогает поверить в то, что задача человека – найти в себе силы для свободного творчества.

Состояние нравственности земного человечества таково, что каждому человеку в своей личной жизни нужно прикладывать колоссальные усилия для того, чтобы выбирать путь прогресса и развивать в себе «силу сознания», сознательно уходя от «тупой, тяжелой, чувственной, животной жизни». Молодому поколению необходима вера в то, что их усилия из личных перерастают в определенную мировую тенденцию и уже этим оправданы и поддержаны всем ходом эволюции. «Историю планеты можно рассматривать как историю изменения материи в одном месте мирового пространства, и этот ход, без сомнения, совершается с большой правильностью», – писал В.И.Вернадский [цит. по: 5, с. 341].

Вернадский творил в пространстве XX века, его гениальные научные обобщения обращены в будущее. Мы в XXI веке пока только переживаем этап осознания и достойной оценки его трудов человечеством, так как еще остаемся далеки от полного понимания их истинной эволюционной роли. А между тем, как в никакой другой период, мы сейчас нуждаемся в глубинном осознании идей Вернадского. Это осознание невозможно без изменения мировоззрения, вмещающего космический уровень организации живой материи и необходимость следовать нравственным законам, которые находятся в единстве с законами Космоса. Такой подход создает условия для развития творческих сил человека и активизирует в нем силу самовоспитания.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аксенов Г.П. Вернадский. М.: Молодая Гвардия, 2001.

[2] Флоренский П.В. «Непреодолимо светлое будущее» в религии, в философии, в науке // Материалы Международной научно-общественной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», 2003. В 3 т. Т 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.

[3] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2007.

[4] Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994.

[5] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 353