Первая Мариинская женская гимназия в Санкт-Петербурге

До середины XIX века в Российской империи не было учебных заведений для девушек недворянского сословия. Так обстояло дело до 1858 года, пока в Санкт-Петербурге не открылось первое в России всесословное женское учебное заведение – Мариинское женское училище для приходящих девиц. Указ о его создании вышел 15 (27) марта 1858 года, а уже через месяц училище распахнуло свои двери для первых воспитанниц.

Появление Мариинского женского училища было бы невозможным без активной деятельности одного из самых известных русских просветителей и педагогов середины позапрошлого столетия – Николая Алексеевича Вышнеградского. В 1844 году он с успехом окончил Главный педагогический институт, а уже через четыре года Вышнеградский вернулся в свою альма-матер уже в качестве преподавателя и довольно быстро выдвинулся в ряды самых прогрессивных профессоров института. Именно ему принадлежит авторство первой серьезной программы по педагогике для учителей, и именно он в 1857 году начал издавать «Русский педагогический вестник», который пользовался большим спросом в учительском корпусе.

Николай Вышнеградский уделял особое внимание вопросу о женском образовании, хорошо понимая, что без образованных женщин России трудно будет сохранять положение одной из ведущих мировых держав. Он предложил создать всесословные гимназии для девочек по типу учебных заведений, которые уже существовали для мальчиков. То есть предложил сделать так, чтобы в первую половину дня девочки приходили на занятия, а после возвращались к себе домой, чего не могли сделать воспитанницы благородных учебных заведений закрытого типа.

Вышнеградский обратился со своим проектом к его императорскому высочеству принцу Петру Ольденбургскому, который был главным начальником женских учебных заведений Ведомства императрицы Марии и который с большим энтузиазмом отнесся к предложениям Николая Алексеевича. Поддержка принца, приходившегося внуком императору Павлу I и двоюродным братом царствующему императору Александру II, а также то, что проект Вышнеградского был подан от имени Главного совета женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, обеспечила ему быстрое продвижение и рассмотрение. В итоге 15 (по ст. ст.) марта 1858 года на свет появился императорский указ «Об устройстве в Санкт-Петербурге Мариинского женского училища для приходящих девиц».

В указе были предусмотрены и оговорены все важнейшие вопросы существования училища – от числа воспитанниц и условий их приема до размера платы за обучение и ставок преподавателей.

Покровительницей нового училища стала императрица Мария Александровна – супруга Александра II, в честь чего училищу и велено было именоваться «Мариинским женским училищем». Подчинялось оно Главному совету женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, а попечитель училища назначался лично государем императором.

Указ императора предусматривал, что все предметы, которые изучают воспитанницы Мариинского женского училища, делятся на два типа – обязательные и необязательные. Первыми считались закон Божий, отечественный язык, история, география, естествознание, арифметика, пение, чистописание, рисование и рукоделие. Ко вторым были отнесены французский и немецкий языки, «а равно музыка и танцование». Полная годовая плата за обучение в училище указом определялась всего в двадцать пять рублей серебром, за необязательные предметы устанавливалась отдельная плата. Указ предусматривал, что «к обучению допускаются девицы всех состояний, от девяти до тринадцати лет». Высшими классами считались последние два из семи лет обучения.

Поскольку проект нового учебного заведения, который лег в основу императорского указа, был проработан до мелочей, на его воплощение ушло совсем немного времени. Уже 19 апреля 1858 года училище начало свою работу, которая не прекращалась до 1918 года.

Под размещение Мариинского женского училища первоначально отвели здание на углу Невского проспекта (д. 45) и Троицкой улицы (ныне улицы Рубинштейна). В середине XIX века это был скромный трехэтажный дом с мезонином, принадлежавший капитану Ростовцеву. В 1870-х годах архитектор А.Л. Гун надстроил здание на два этажа, его фасады получили эклектичный декор. В таком виде оно дошло до наших дней. Помещение, которое занимало училище в этом доме, по свидетельству современника, производило впечатление «очень скромного, даже бедного»: ведь училище не получало ни копейки из казны и содержалось лишь за счет невысокой платы, вносимой за обучение девочек, и скромных средств Ведомства учреждений императрицы Марии, в систему которого она входила.

Для того, чтобы понять, почему современники воспринимали новое училище как совершенно новаторское заведение для девушек, нужно представить себе атмосферу, царившую тогда в женских институтах. Вся жизнь там протекала по звонку и под неусыпным контролем классных дам, под их грубые окрики. Регламентировалось всё – одежда, прически, поведение. В обучении процветали зубрёжка и показуха. Училище же противопоставила этому заботу о детях и уважение к ним. Цель обучения – учить и воспитывать так, чтобы «не только обогащался ум, но и развивалось и облагораживалось чувство, утверждалась в добре воля».

Порядки в училище отличались простотой и свободой. Никаких особых правил поведения на уроках не существовало. Главной фигурой в классе стал учитель, а не классная дама. Именно от него зависело создание той атмосферы, о которой в Правилах внутреннего порядка говорилось: «Класс должен сколько возможно больше походить на семью… Уничтожение семейного элемента в общественных училищах убивает природную живость детей». Этот «дух семейственности», основанный на отношениях доброжелательности и дружелюбия, стал доброй традицией в будущей гимназии. Первый директор гимназии Н.А Вышнеградский говорил: «Многие дети, у нас обучающиеся, в домашней своей жизни не всегда видят нежность и ласку к себе, пусть же они по крайней мере в училище чувствуют себя довольными и счастливыми».

Формы как таковой в первые годы не существовало. Но были ограничения – никаких украшений и драгоценностей, запрещены были шёлк и бархат. Система оценок была двенадцатибальной. Не было наказаний за ослушание.

В 1962 году училище переименовали в Мариинскую женскую гимназию, и тогда же новые «мариинки», как прозвали в народе эту гимназическую систему, начали открываться по всей России. В 1866 году только в Петербурге и ближайших его окрестностях было уже семь Мариинских гимназий, а с 1879 года во всех таких гимназиях ввели единую образовательную программу.

Нельзя не отметить, что если при организации других учебных заведений обычно обращались за опытом к европейским странам, то тут получилось наоборот: педагоги из Европы приезжали в Петербург познакомиться с новым типом женской школы и отзывались о ней с похвалой.

В 1864 году гимназия переехала на Стремянную, в дом Пеля (№16). Там дополнительно открылись двухгодичные женские педагогические курсы. Окончившие курсы получали звание «домашней наставницы» и становились учительницами. Позже на базе этих курсов был создан Женский педагогический институт.

В 1872 году Мариинская гимназия вновь переехала. Она обосновалась, во флигеле доходного дома Коммерческого училища в Чернышевом переулке (Ломоносова, д. 13). Тогда это был трехэтажный дом, построенный ещё в 1830-х годах. Согласно контракту, здесь было нанято помещение «в трёх этажах», состоявшее «из 48 комнат и кухни с 24 окнами на улицу и 101 во двор, с общей прачечной, с чердаком и местом для дров во дворе». Но и тут гимназии было тесно. В то время число воспитанниц приближалось уже к 700, а желающих учится было гораздо больше. По этой причине здание было надстроено четвертым этажом.

С течением времени в гимназии был расширен курс математики, введены новые предметы – гимнастика, гигиена, изучение иностранных языков стало обязательным.

После революции Мариинская гимназия перешла в ведение Народного комиссариата государственного призрения, возглавляемого А.М. Коллонтай. Несмотря на жуткие условия зимы 1917-1918 годов, занятия продолжались. Весной 1918 года состоялся последний выпуск «мариинок». По сложившейся традиции лучшие ученицы были удостоены золотых и серебряных медалей. После этого гимназия как тип учебного заведения была ликвидирована.

Но само здание продолжали использовать как учебное заведение. То есть преподавали те же самые учителя, что и до революции. Поэтому можно было говорить о преемственности и традициях.

Мариинские женские гимназии заложили серьезную основу для всей системы женского всесословного классического среднего образования в России. А оно, надо сказать, к началу ХХ века было достаточно распространено. По состоянию на 1913 год, в стране насчитывалось 873 женских гимназии и 92 прогимназии (состоявших из первых трех гимназических классов) Министерства народного просвещения, плюс 35 Мариинских женских гимназий, в которых учились 16 тысяч девушек.

В 1964 году в здании бывшей Мариинской гимназии разместилась самая первая в СССР школа с углубленным изучением английского языка №213.

В 1974 году это здание было передано в распоряжение Ленинградского городского института усовершенствования учителей, ныне Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter