Н.К. Рерих

ОБЗОРЫ ИСКУССТВА

За последнее время за границею на разных языках появилась целая серия обзоров русского искусства как общих, так и в отдельных областях. Казалось бы, это должно радовать во всех отношениях. Мы всегда мечтали о прославлении русского искусства среди всех народов, и каждый рассказ об искусстве родины должен быть нам очень ценен. Все-таки оказывается одно «но». За малыми исключениями эти обзоры очень тенденциозны и пристрастны. Вместо широкого и справедливого исторического обзора почти все иностранные авторы избирают себе одну какую-то группу и, фаворизируя ее, попирают и стараются умалить все остальное. Иногда избранная группа модернистична, другой раз избирается группа самая старая, но и то и другое не может дать чужеземным народам веское справедливое представление о развитии искусства нашей родины. Совершенно непонятно, к чему некоторые писатели для прославления одного явления непременно должны охаять все остальное. Так или иначе, все явления искусства имеют свою преемственность. Некоторые шаги новаторов бывают очень стремительны, и тем не менее для полного понимания их необходимо знать и все бывшее. Кажущиеся противоречия искусства делаются еще более обоснованными, когда мы знакомимся с их истоками. Критика есть справедливое определение художественного произведения, так, по крайней мере, должно быть. Неразумно выдвигать что-либо поруганием всего соседнего. Многие обзоры искусства придется пересмотреть, предпосылая широкий и доброжелательный взгляд. Не нужно думать, что сказанное относится лишь к русскому искусству, и в других обзорах часто можно найти тот же недостаток. В последнем номере чикагского журнала «Юнити» доктор Козенс справедливо отчитал американского писателя Ван-Луна за его пристрастное суждение об искусстве Индии. На пространстве более полутысячи страниц всего две из них уделены искусству всей Индии, и притом с самыми невежественными замечаниями. Оставлены без внимания такие незабываемые творения Индии, как фрески Аджанты, сказочное величие Эллоры [1] или Элефанты [2], фееричность Гольта-пасса [3], красота Амбера [4], Агры [5], суровый грандиоз Читора [6] и Гвалиора [7], все эллинистические и персидские влияния – всего не перечесть. Только небрежная рука высокомерного осудителя могла забросить многовековое искусство в небрежении. Поистине, «распространение неверных сведений есть особо вредное невежество».

7 Декабря 1939 г.

Литературные записки.
Рига: Угунс, 1940


[1] Эллора (Западная Индия) – комплекс пещерных, высеченных в скалах буддийских, индуистских и джайнских храмов VI–XIII вв.

[2] Элефант – остров в Индийском океане, на котором расположен пещерный храм, богато украшенный каменной скульптурой.

[3] Гольта-пасса – архитектурный памятник XVI–XVIII вв. близ Джайпура.

[4] Амбер – древний заброшенный индийский город.

[5] Агра –  в XVI–XVII вв. столица империи Великих Моголов; известна своим дворцово-крепостным ансамблем, уникальным мавзолеем Тадж-Махал и другими архитектурными памятниками.

[6] Читор – древний заброшенный индийский город.

[7] Гвалиор – священный город в Индии, дворцы, храмы и подземные пещеры которого славятся великолепной скульптурой.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 343