Н.К. Рерих

ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТЬ

Во времена Акбара [1] под строгим наказанием было запрещено продавать непрочные краски. О добром качестве красок говорят и древние шастры [2]. Казалось бы, с тех пор мировая цивилизация должна бы еще более укрепить условия прочности материалов. Но, как видно, цивилизация преследует какие-то другие цели. Она загнала гуманитарные науки и забыла вообще о доброкачественности. Странно подумать, но некоторые выпуски новейших машин отличаются большою непрочностью сравнительно с предыдущими моделями. Что же касается до художественных материалов, то у них явились многие новые враги, порожденные тою же «цивилизацией». Так, например, многие краски не выносят серных паров и других химических испарений, которыми наполнена атмосфера нынешних городов. Вместо здравоохранения получается какая-то непозволительная расточительность. Если на Парижских бульварах от газолина засохли некоторые породы деревьев, то можно себе представить, как всякие подобные испарения могут разрушать и людей и предметы их творчества. Бессмертная в своем цинизме фраза Людовика «После нас – хоть потоп» приобрела своеобразное применение в разных областях современной жизни. При этом развелось своего рода фарисейство. С ханжеской скромностью вам иногда скажут: «Нам ли озабочиваться о прочности современных творений? Пусть само время явится неумолимым судьею». При этом говорящие отлично понимают, что заведомая непрочность материалов лишает будущее поколение принадлежащих им достояний.

Не из самости, но во имя бережливости никто не может лишать будущее поколение всего того, что ради него же было сделано. Археология дает поразительные примеры прочности разных материалов. И разве мы все не бываем признательны неведомым нам деятелям, благодаря которым мы можем изучать и восхищаться предметами, сохранившимися в течение тысячелетий? Могут сказать, что неизвестно, долго ли просуществует и вся планета. Конечно, среди астрономических и космических соображений не найдется места для обсуждения прочности земных материалов. Но, пока старая Земля существует, следует подумать, как упорядочить материалы и избежать всяких отравлений и разрушений.

1939

Рерих Н.К. Из литературного наследия.
М.: Изобразительное искусство, 1974


[1] Акбар Джелаль-ад-дин (Акбар Великий) (1542–1605) – третий император из династии Великих Моголов (Индия), превративший Могольскую империю в обширное государство. Покровитель религии, искусств и наук; известен своей веротерпимостью.

[2] Шастры – произведения древнеиндийской ведической литературы, включающие в себя материальное (мирское), религиозное (ритуалистическое) и духовное (монотеистическое) знание.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 323