IX. Завет Учителя

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ГЛАВЕ

Два крупных хребта занимают весь фон картины. Между ними извивается горная река, а на переднем плане на скале сидит человек. Откуда-то к сидящему летит белый орел.

Эта картина была написана Рерихом в 1931 году. Он повторил ее, но не успел завершить, уйдя из жизни в декабре 1947 года. Николай Константинович окончил свою жизнь, получив весть от Учителя, символом которой был белый орел на его картине. Название последней картины Рериха – «Приказ Учителя».

Весь 1947 год Николай Константинович размышлял о своей жизни и подводил итоги своего творчества. Итоги эти он не записывал, а изобразил их художественно, обращая внимание в первую очередь на их метаисторическую суть. И еще одна особенность его последних картин – значительная их часть была пронизана метаисторическим источником и идеями Учителя, с которым Николай Константинович и Елена Ивановна вместе работали и под руководством которого вместе творили.

Значительная часть последних картин Рериха является повторением уже состоявшихся композиций. Смысл этого повтора пока точно нельзя определить, можно только сделать предположения. Возможно, это связано с какими-либо важными событиями прошлого, которые художник счел нужным таким образом подчеркнуть. Эти события, скорее всего, определили ряд важных моментов на линии его жизни. Так, в «Приказе Учителя» 1931 года повеяло Второй мировой войной, и весть Учителя в 1931 году, конечно, относилась к этой проблеме.

Индия сыграла в творчестве Рериха как метаисторика важную роль и заставила его обратить внимание на свою культуру. Ночное небо со звездами, служившее фоном этих картин, сливалось с огоньками, плывущими по священному Гангу, что создавало реальный мир, но в то же время говорило о красоте мира надземного. Женщина, которая пускала эти огоньки по воде, верила в удачу и счастье. Две картины, созданные Рерихом в 1947 году, были в значительной мере похожи друг на друга. Одна из них имела два названия: «Огни на Ганге» и «Пламя счастья». Глубоко проникая в древность индийской культуры, Рерих считал ее уникальной и изучал ее метаисторию.

В творчестве последнего десятилетия он достаточно определенно держался метаисторического направления. Две картины о Лхасе и ее священном храме Потале вызывают при интерпретации немалое затруднение. Здесь может быть два разных предположения. Одно – картина отражает сожаление художника о том, что ему не удалось проникнуть в Лхасу во время Центрально-Азиатской экспедиции, и другое – сокровищница тибетской культуры Потала могла оказать необходимую помощь в ряде нужных действий Рерихов. На первой картине хорошо видно Поталу и некоторые ее детали, о которых человек, не видевший ее воочию, знать не мог. Год создания этой картины – 1939 – выводит тибетскую святыню на крупнейшие события мировой жизни планеты. В этом году началась Вторая мировая война, в которую Рерих внес огромную благородную часть своего метаисторического творчества.

Еще одна картина 1947 года подтвердила связь Рерихов с метаисторическим центром планеты и его сотрудниками. Первоначально в 1932 году Николай Константинович написал картину «Тень Учителя». Среди гор и скал на плоской каменной стене возникла фигура Учителя. На нем была длиннополая одежда и старинный головной убор. Он поднял руку, и было ясно, что он с кем-то разговаривает. Обе картины – и 1932 года, и 1947 – передают величие образа Учителя.

И еще один уникальный сюжет, запечатленный Рерихом сначала в 1937 году, а затем повторенный в 1947-м. Среди заснеженных гор сидит на скале «Снежная дева», страж Заповедной границы, с луком и стрелами. Эта тема сливалась с темой Священной Обители Учителей, с которой были связаны Рерихи как Вестники космической эволюции.

И, наконец, тема, охватывающая основные моменты всей деятельности Вестников – Николая Константиновича, Елены Ивановны и их сыновей Юрия и Святослава – «Клад захороненный» и «Победители клада». Сквозь символическую форму мы видим результат этой творческой деятельности. Ценнейшим кладом – космическим сознанием – овладели личности, которым он был предназначен. Из огромной пещеры, залитой неведомым нам светом, четыре человека уносят на своих спинах драгоценный груз космической эволюции.

Список картин 1947 года помогает понять многое о Вестниках космической эволюции и их достижениях. В XX веке продвижение эволюции держалось на Рерихах, космическое творчество которых заложило на планете Земля ее будущее, ее новую эпоху и новое космическое сознание. Учение Живой Этики, которое Учителя передали через Рерихов на Землю, дает возможность понять происходящие ныне события.

Николай Константинович Рерих ушел в декабре 1947 года, Елена Ивановна пережила его на 8 лет, успешно закончив порученное ей Учителем в 1955 году.

 

Москва
Октябрь 2011 г. – январь 2012 г.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 131