• Главная
  • Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. 2003
  • Том 2
  • Феодулова И.А. На пути к воспитанию космического сознания ребенка

На пути к воспитанию космического сознания ребенка

И.А. Феодулова,
педагог дополнительного воспитания
Московского городского Дворца детского и юношеского творчества

 

КОСМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Стремление в космическую Беспредельность – одно из самых лучших человеческих устремлений. Осознавая себя в окружающем мире, люди всегда связывали свое существование с жизнью Космоса. В связи с этим правомерно говорить о Космическом сознании человека.

Термин Космическое сознание, обозначающий понимание идеи связи человека и Космоса, часто встречается в литературе, но однозначного определения не имеет [1, 4]. Говоря о Космическом сознании, мы будем иметь в виду ощущение человеком в той или иной форме своей сопричастности Космосу и потребность в его познании. Само слово «сознание» относится к области психологии. Согласно Большому толковому словарю русского языка, одним из значений этого слова является «свойственное человеку восприятие и понимание окружающей действительности» [2]. Исходя из этого определения сознания, мы можем определить Космическое сознание также и как человеческое свойство воспринимать или осознавать Космос.

Какую же роль играет Космическое сознание в жизни людей? Если взглянуть на известную нам историю человечества, то в какой-то мере ее можно представить как историю развития представлений о Вселенной, как стремление все полнее осознавать себя в ней, как историю развития сознания. Эту мысль высказывал французский биолог и философ Пьер Тейяр де Шарден, видя направленность эволюции в росте сознания: «Эволюция возрастание сознания» [8, с. 193]. Но если мы глубже начнем рассматривать этот вопрос, то мы увидим, что правомерно говорить и об эволюции Космического сознания.

Очевидно, самым первым зародышем Космического сознания еще в глубокой древности было простое созерцание звездного неба, которое затем перешло в его систематическое наблюдение и изучение. Попытка объяснить существующую закономерность между земными и небесными явлениями привела к появлению системы астрологических знаний. Позже появилась астрономия – древнейшая из наук, свидетельствующая о том, что изучение неба было одной из самых первых интеллектуальных потребностей человека.

Изучая прошлое, мы обнаруживаем присутствие космизма и в искусстве. В отдаленные тысячелетия уходят наскальные рисунки, изображающие небесные светила. Космические мотивы в виде ритмичного орнамента и солярных знаков присутствуют в прикладном народном творчестве. Большинство народных праздников, ритуалов и обрядов отображает именно космические явления. Одними из самых первых представлений человека о Космосе были космогонические мифы о Вселенной, мифы о богах, населяющих небо и управляющих земной жизнью. Небо выступало перед человеком как направляющее начало. Космос помогал ориентироваться в пространстве и времени, организовывал повседневную жизнь.

Таким образом, в древности мировоззрение людей носило образно-мифологический характер, и это говорит о том, что человек, будучи глубоко уверен в существовании своей неразрывной связи с Вселенной, и земные дела оценивал с космических позиций. Уже на самых ранних этапах развития мы можем видеть изначальную космичность человеческого мышления.

Далее, вследствие эволюционных причин развития, на смену образно-мифологическому и религиозному путям познания мира, отражающим одну, но очень важную – духовную сторону реальности, пришло научное мышление, отражающее изучение не менее важной материальной стороны единой существующей реальности. В результате потерялись цельность и единство восприятия мира, но зато прибавилась важная сторона его познания — тщательное изучение мира материи, его движения и физических свойств. В далеком прошлом, по меньшей мере начиная с Древней Греции, можно увидеть первые признаки, указывающие на такие изменения в мышлении. И мифологическое, и религиозное, и научное мировоззрения содержат в своей основе космичность, свое видение взаимосвязи человека и Космоса, хотя форма и качество проявления космизма у них различные. В последующие века делались грандиозные по масштабам открытия в области изучения Космоса, не раз менявшие астрономическую картину мира.

На основе вышесказанного мы приходим к нескольким очень важным выводам.

1. Космическое сознание это коренная особенность человеческого интеллекта. В сознании человека всегда присутствовал элемент космизма. Можно предположить, что Космическое сознание является частью нашей генетической программы. И это не случайно. Являясь частью Космоса и развиваясь по его законам, человек в своей основе имеет космическое происхождение. В этой мысли убеждены многие ученые и исследователи. Так, А.Л.Чижевский в стихотворении «Гиппократу» утверждал: «Мы дети Космоса» [12, с. 34]. Сегодняшние научные теории также говорят в пользу нашего космического происхождения. Астрономы представляют себе развитие Солнечной системы, а следовательно, Земли и впоследствии человека, из газопылевого облака путем гравитационного сжатия. Это первичное облако состояло в основном из атомов водорода и гелия, появившихся в начале образования Вселенной. Более тяжелые химические элементы этого облака составляли около 0,01 доли водорода. Они образовались в результате ядерных реакций внутри звезд ранних поколений и попали в межзвездную среду в результате звездных ветров или при звездных взрывах [6]. Это говорит о том, что в конечном счете человек произошел из самых первичных атомов Вселенной и последующих тяжелых элементов, возникших внутри ранних звезд. Можно предположить, что, имея космическое происхождение, мы имеем в нашем сознании в закодированном виде информацию о Космосе и его развитии, которая и побуждает человека к его изучению.

2. Эволюция Космического сознания. Элемент космизма в сознании человека от эпохи к эпохе подвергался трансформации, принимая те или иные формы видения мира — от простого созерцания величественной картины звездного неба до религиозного верования в его высшую разумную силу или научного осмысления Космоса. В этой связи мы можем говорить об эволюции Космического сознания, о том, что это сложный закономерный процесс, который неизбежен и ведет к постоянному расширению знаний о Вселенной, то есть к возрастанию и качественному изменению Космического сознания.

3. Космическое сознание тесно связано с мировоззрением. Оно формирует человека как мыслящее существо и играет важную роль в его жизни. То, как человек будет отвечать на главные вопросы бытия, связанные с Вселенной, со своей ролью в ее эволюционном развитии, говорит о качестве его Космического сознания, определяет его жизненную позицию, а следовательно, и то, как сложится его дальнейшая судьба.

Таким образом, Космическое сознание есть неотъемлемое свойство человеческого сознания в целом, оно подвержено эволюции и непосредственно связано с мировоззрением человека.

 

КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ

В современную эпоху Космическое сознание значительно расширилось и претерпевает существенные качественные изменения. Это связано с интенсивным освоением и изучением Космоса, а также с тем, что человечество подошло к критической точке своего развития, о чем свидетельствуют глобального масштаба кризисы на Земле. Пытаясь их разрешить, люди начинают задумываться об их причинах и о своей роли в общем мировом эволюционном процессе. Многие исследователи и мыслители предчувствуют надвигающиеся в связи с этим коренные преобразования. Они отмечают необычность современной эпохи, называя ее переходом в новое время, в новый мир.

Николай Константинович Рерих также подчеркивал, что мы живем в великое время пробуждения народного самосознания и духовности, в дни переустройства всей жизни. И поэтому вовсе не случайны все бури земных потрясений, свидетелями которых мы являемся, – ведь мы находимся на пороге открытия Врат в Будущее [7].

Меняется мир, меняется сознание, изменяется и Космическое сознание. Каковы же его основные черты в современную эпоху?

1. Стремительное расширение Космического сознания. Прошедший XX век богат своими достижениями во всех областях знаний. Однако многие исследователи называют его веком Космоса. Ведь именно в этой области были сделаны потрясающие открытия, изменившие наше представление о Вселенной, а также свершилось, может быть, самое главное достижение XX века – выход человека за пределы родной планеты: сначала в ближайшее околоземное пространство, а затем и на соседние космические тела. Более того, четыре автоматические межпланетные станции сейчас уходят за пределы не только Земли, но и Солнечной системы, неся на своем борту информацию о нашей планете и человечестве. Важным событием в области изучения Космоса стало возникновение в середине прошлого века нового научного направления – SETI, занимающегося поиском жизни и разума во Вселенной. Сегодня, на переходе в третье тысячелетие, человечество активно изучает всю Солнечную систему, Галактику и Метагалактику. Благодаря научным открытиям и развитию современных научных теорий сознание человека проникло в глубины Вселенной до расстояния почти в 14 млрд световых лет! Благодаря интенсивному изучению Космоса земное, обособленное сознание человека постепенно расширяется до масштабов всей видимой Вселенной.

Таким образом, одним из наиболее заметных в настоящее время свойств Космического сознания является его стремительное расширение, то есть стремление все больше увеличивать границы своего обитания и познания Космоса. О закономерном расширении ноосферы писал величайший ученый и мыслитель XX века – В.И.Вернадский.

2. Научное осознание своей неразрывной взаимосвязи с Космосом. Изучение физики Солнца, гравитационных воздействий ближайших небесных тел, проблем астероидной и кометной опасности показало зависимость нашей планеты от ближайших космических объектов и навело на мысль о возможной зависимости и от всего Космоса в целом. О связи человека со всем Космосом говорил ученый А.Л.Чижевский: «Жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца и планет» [11, с. 33]. Таким образом, именно сегодня человечество начинает научно осознавать реальный смысл космических влияний и свою неразрывную связь с Вселенной, свою зависимость от нее, а свои земные дела оценивать, соответственно, под космическим углом зрения.

В Живой Этике также говорится о взаимосвязи человека и Космоса:

«И чем человечество обладает, оно черпает из сокровищницы Космоса» [9, 46].

3. Потребность осмысления своего места и роли во Вселенной. Происходит еще одно важное качественное изменение в сознании – изменяется смысл многих человеческих устремлений и творческих поисков. Это выражается в потребности понять и осмыслить свое место во Вселенной и свою роль в ее общем эволюционном развитии. Человеку стало важно не только изучать небесные тела как таковые, но знать, в каких отношениях он находится с Вселенной. Выразительны в связи с этим слова крупнейшего американского физика-теоретика Стивена Вайнберга: «Для человеческих существ почти неизбежна вера в то, что мы имеем какое-то особое отношение к Вселенной и что человеческая жизнь есть не просто более или менее нелепое завершение цепочки случайностей, ведущей начало от первых трех минут, а что наше существование было каким-то образом предопределено с самого начала» [3, с. 142].

Сейчас многие специалисты приходят к выводу, что большинство глобальных проблем связано с человеческой личностью, с неправильным восприятием себя в окружающем мире. Поэтому человек должен изучать Космос, чтобы понять себя, свою роль в его развитии, свои истоки. Об этом так писал В.И.Вернадский: «Это самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе» [5, с. 50].

4. Целостный подход к пониманию мира. В Живой Этике сказано, что «согласованность духа и материи редчайшее космическое явление» [9, 106]. Сегодня на наших глазах происходит удивительное явление сближения области точных наук с духовной, которое может полностью перевернуть наше представление о Вселенной и человеке и привести к формированию новой парадигмы познания и к созданию целостной картины мира. В течение нескольких последних десятилетий с помощью научных методов ведутся интенсивные исследования в различных областях науки, указывающие на такое сближение. Многие ученые: физики, психологи, врачи и другие специалисты – пишут о существовании

миров более тонких состояний по сравнению с известным нам миром плотной материи. Эти миры также материальны, к ним относятся тонкие тела человека, его сознание. В подтверждение этого можно привести результаты уникальных исследований академика Г.И.Шипова и работы Института теоретической и прикладной физики на основе новых научных концепций физического вакуума и торсионных полей. Сегодня в понимании природы Космической реальности происходят глубокие перемены.

Таким образом, важной тенденцией Космического сознания являются поиски целостного подхода в видении мира. Многие великие ученые еще раньше верили в возможность синтеза науки и религии. В качестве примера можно привести слова А.Эйнштейна: «Наука без религии неполноценна, а религия без науки слепа».

5. Экологический и этический подходы в изучении Вселенной. Изучая Солнечную систему, человек узнал об уникальности своей планеты. Поэтому люди все больше приходят к мысли о необходимости особенно ответственного подхода к сохранению природы и современной земной цивилизации. Человечество также начинает понимать необходимость осознания ответственности за возможные последствия своей деятельности и в масштабе всего Космоса. Таким образом, уже в наше время отмечается рождение космо-экологического мировоззрения.

С другой стороны, может оказаться, что человеческая деятельность в Космосе будет не только технической, а, возможно, и социальной. Сегодня ученые ведут поиски жизни и разума во Вселенной. Они надеются, что когда-нибудь состоится встреча с представителями Внеземных Цивилизаций. И в основе таких отношений должны лежать принципы взаимного сотрудничества и стремление к творческому осознанию Мира. Принципы сотрудничества с Дальними Мирами рождают Космическую Этику, о которой писал в начале XX века К.Э.Циолковский.

С этих позиций Космическое сознание – гармоничная форма взаимодействия человека со Вселенной, способствующая сохранению не только биосферы и ноосферы Земли, но также и всего Космоса. Это – осознание необходимости распространения принципов экологии и этики за пределы Земли в эпоху начавшейся экспансии человечества в Космос.

Таким образом, основными признаками Космического сознания в современную эпоху являются: его стремительное расширение, научное осознание человеком своей взаимосвязи с Космосом, потребность научного осмысления своего места и роли в общей эволюции Вселенной, целостный подход к пониманию Мира, экологический и этический подходы в изучении Космоса.

 

ЭВОЛЮЦИОННО НЕИЗБЕЖНЫЙ ПРОЦЕСС,
КОТОРЫЙ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Из всего сказанного видно, что Космическое сознание представляет собой чрезвычайно важный элемент духовного начала человека, обращенного к общечеловеческим ценностям. Возрастание сегодняшнего Космического сознания является эволюционно-закономерным процессом. Человечество незаметно для себя все чаще стало мыслить космическими категориями. Космическое сознание начинает прорываться во все сферы человеческой деятельности. Так, в литературе окончательно завоевал себе место и стал популярным отдельный жанр – космическая фантастика. Космическое творчество все чаще звучит в живописи и в музыке. На всех уровнях современного развития – научном, культурном, бытовом – мы наблюдаем возрождение в сознании человека древней идеи космизма. И это – естественно.

Вот почему именно сегодня так необходимо учитывать в воспитании и в образовании космическое начало человека, его Космическое сознание. Но это будет уже Космическое воспитание и Космическое образование.

Идея космического воспитания для педагогики не нова. Еще в начале прошлого века ее высказывал наш замечательный отечественный педагог Константин Николаевич Вентцель (1857–1947).

Он понимал личность как неотъемлемую часть всеобъемлющего Космоса, исходил из нерасторжимости и органического единства человека и Вселенной и ставил вопрос о воспитании ребенка как члена Космоса, гражданина Вселенной.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Сегодня главной задачей в педагогике провозглашается воспитание свободной творческой личности, максимальное раскрытие творческого потенциала детей.

Развитие личности происходит в процессе познания окружающего мира и расширения сознания. Чем шире будет мировоззрение ребенка, тем полнее и творчески разовьется его личность. Поэтому ориентация мышления детей на Космос, воспитание у них Космического сознания может являться сегодня одним из средств максимального развития в них творческого индивидуального начала. И это будет уже самым высоким творчеством, которого можно достичь, – Космическое. Учитывая вышесказанное, можно сформулировать следующую цель Космического воспитания: развитие творческого индивидуального начала в ребенке через воспитание у него Космического сознания.

Проблема Космического воспитания имеет свои специфические задачи. Попробуем сформулировать основные из них:

1. Согласно К.Н.Вентцелю, основной задачей Космического воспитания будет являться развитие в ребенке Космического самосознания, то есть осознания самого себя как неразрывной части беспредельного Космоса. Педагогу необходимо довести до сознания воспитанника общность его жизни с жизнью космической, «что он со всем космосом составляет одно единое нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении, и что он,хочет ли этого или не хочет, так или иначе принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни» [4, с.210].

2. Другой важной задачей Космического воспитания могло бы быть формирование космо-экологического и космо-этического мышления как важнейших нравственных принципов.

3. Развивать стремление творчески участвовать в жизни Космоса третья задача Космического воспитания. Творчество и самосовершенствование являются главной целью существования и развития человека. С этим согласны все основные мировые религиозные учения. Поэтому изучение Вселенной должно помочь каждому из детей стать творческой личностью в максимально возможной для него степени.

Реализация этих задач привела бы к утверждению человеческой личности в Космосе. Такая позиция не означает полный отрыв от жизненной реальности. Человечество только начинает выходить в Космос. И на данном этапе Космическое сознание должно сочетать и повседневное существование, и космическое измерение человека и бытия. Задача состоит в том, чтобы правильно расставить приоритеты.

 

ЧТО ДАСТ НОВЫЙ ПОДХОД В МЫШЛЕНИИ

Космическое сознание – это не просто комплекс правил, это, скорее, система мышления и образ жизни, который вырабатывает привычку жить согласно законам природы и эволюции. Космическое сознание поднимает нравственность, устремляет к духовному развитию, повышает культурный уровень детей.

Многие специалисты приходят к выводу, что большинство проблем подрастающего поколения связано со становлением человеческой личности, ее мировоззрения. В качестве примера можно привести такой факт: многие молодые люди не видят, куда и зачем направлена их жизнь. Бесперспективность развития является причиной многочисленной депрессии молодежи и последующего суицида. Рост таких явлений в последнее время подтверждает статистика. Поэтому для разрешения этих и других проблем необходима новая ориентация сознания подрастающего поколения. Таким жизненным ориентиром могло бы служить Космическое сознание. Наш замечательный писатель-фантаст Иван Ефремов в своих произведениях утверждал, что человеку надо обязательно давать идеальное, конструктивное, позитивное, чтобы можно было устремляться, развиваться, к чему-то идти.

В Учении Живой Этики также говорится о необходимости переориентации сознания: «Новый мир имеет новые условия и требует новых действий. Невозможно войти в Новый мир со старыми методами, потому так зову к перерождению сознания» [10, 434].

Воспитывая Космическое сознание, мы развиваем у детей новую систему духовных ценностей, которая основана на понимании Вселенского закона. Ребенок постигает, что является неотъемлемой частью беспредельного Космоса. Это порождает у него глубокое уважение к жизни и сочувствие ко всем живым существам, а следовательно, значительно уменьшает склонность к аморальному и антисоциальному поведению, учит его любви, состраданию и терпимости. Он начинает понимать, что является важной частью единого Целого и потому, вредя другим, он в первую очередь вредит себе. Осознание этого и приведет его к космическому мировоззрению, которое он сделает исходною точкою и базисом всей своей последующей жизни.

 

КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – БАЗИС BOCПИTAHИЯ

Поскольку космичность мышления есть изначальное свойство человеческого сознания и эволюция человека, как мы видели, связана с ростом Космического сознания, то очень естественно было бы сделать его фундаментом воспитания и образования учащихся. В последнее время многие исследователи делают вывод о мировом кризисе в образовании. Космическое сознание – это идея, на которую могла бы ориентироваться новая модель воспитания и образования. Об этом писал и педагог К.Н.Вентцель: «Только космическая культура человечества может вывести его из того тупика, в который оно зашло. Надо строить новую культуру на космическом базисе, только она приведет к исчезновению всех тех отрицательных явлений, которые были порождены культурою прошлого, только она поведет к исчезновению войн и всяких антагонизмов между народами, объединит людей в одно солидарное целое...» [4, с. 206].

 

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЕКТЫ

Одним из шагов к формированию Космического сознания может стать работа с подрастающим поколением в области проблемы SETI. Сейчас большинство ученых считают, что SETI – это сложная проблема, в которой тесно переплелись научные, философские и духовные искания человечества. Поэтому SETI не только техническая и даже не только научная проблема, а проблема всей человеческой культуры. Ведь контакт с Внеземными Цивилизациями – это не просто передача и прием радиосообщения, это взаимодействие космических культур, очень разных по своему характеру и уровню развития. Поэтому человечество должно проявить готовность к контакту и понимание, что в его основе должны лежать сотрудничество и высокая нравственность. Это означает, что сознание людей должно измениться и расшириться, стать поистине Космическим.

Занимаясь проблемой SETI, учащиеся получают возможность посмотреть на свою планету как бы со стороны и оценить все происходящее на ней. И это особенно важно для подрастающего поколения, так как от их мировоззрения будет зависеть дальнейшая судьба планеты. Занимаясь проблемой SETI, молодой человек смог бы почувствовать себя Гражданином Космоса и осознать свою ответственность за судьбу планеты и Вселенной.

 

КОСМИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Космическое сознание заложено в каждом, оно имеет всеобщий, универсальный характер. Космическое сознание – это более прогрессивный способ мышления, так как он ведет к объединению со всей Вселенной, любой элемент которой может развиваться лишь в связи со всеми другими ее элементами.

Развивающееся Космическое сознание человека есть единственный возможный способ мышления, который рождается сегодня и дает человеку возможность полноценно жить и развиваться. Эволюция направлена в сторону усиления Космического мышления. Это означает, что человечество со временем будет мыслить все более космическими масштабами, поэтому его ждет космическое будущее. Как писал К.Э.Циолковский, Земля – это только колыбель человечества, и оно не останется вечно на Земле.

«Космичность жизни утверждаем как принцип беспрерывный» [9, 72].

«Проблема космического воспитания стучится в двери. Откроем двери настежь и займемся ею вплотную...» [4, с. 206].

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бекк Р.М. Космическое сознание. М.: Золотой век, 1994.

[2] Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000.

[3] Вайнберг С. Первые три минуты. М.: Энергоиздат, 1981.

[4] Вентцель: Антология гуманной педагогики. М.: ИДША, 1999.

[5] Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989.

[6] Вуд Джон. Рождение Солнечной системы // Звездочет. 2001. № 5.

[7] Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991.

[8] Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. М.: Наука, 1987.

[9] Учение Живой Этики. Беспредельность. М.: МЦР, 1995.

[10] Учение Живой Этики. Мир Огненный III. М.: МЦР, 1995.

[11] Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976.

[12] Чижевский А.Л. Стихотворения. М.: Современник, 1987.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 518