• Главная
  • Коменский
  • Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет
Коменский. Антология гуманной педагогики

Предисловие

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670) жил в далекие Средние века. Почти четыреста лет отделяют нас от тех дней, когда творили Кампанелла и Декарт, Джордано Бруно и Галилей, Френсис Бэкон и Спиноза, когда великие научные открытия существовали рядом с жаркими кострами инквизиции, сжигающими еретиков и вольнодумцев. Ян Амос Коменский был современником первых проникновении человека в тайны природы, участником крупнейших политических событий в Западной Европе XVII в.

Имя Яна Амоса Коменского обычно связывают с педагогикой, с его бессмертным произведением «Великая дидактика». У меня тоже Коменский ассоциировался с дидактическими идеями и нововведениями в образовании, пока Его Величество Случай не представил возможность подробнее познакомиться с его жизнью. Меня поразил широчайший спектр направлений его деятельности: мыслитель-гуманист и богослов, выдающийся общественный деятель и дипломат, философ, лингвист, историк. Но все-таки величие Яна Амоса Коменского в том, что он навсегда останется в памяти потомков как основоположник новой гуманистической педагогики.

В ранней юности Ян Амос Коменский принял и осознал свое предназначение – вести, учить и совершенствовать людей. До глубокой старости не изменил он себе. Его никогда не оставляло желание во всем, даже в самом плохом, стараться увидеть добро и смысл, внутренний порядок; он мечтал найти дороги к Истине, Всеобщему миру и Гармонии и повести по этим дорогам человечество.

Читатель! Я хочу, чтобы вы поняли и полюбили этого необыкновенного человека, чтобы он не просто стал вашим поводырем в лабиринтах педагогических новаций, а вошел к вам в душу как проводник идей гуманизма, как помощник в трудную минуту, когда почва уходит из-под ног, когда хочется сделать лучше, а тебя не слышат и не понимают...

 

1. Эпоха Яна Амоса Коменского

Конец XVI в. Европа прожила Средние века с их приверженностью к авторитетам и традициям. Отшумела эпоха Возрождения, оставившая яркий след в европейской истории поисками новой культуры в первоисточнике европейской образованности – античном мире, запомнившаяся потомкам отрицанием догм и осмысливанием нового идеала жизни. В истории XVI в. ознаменовался реформаторством: реформировалась «святая святых» – религия, освобождаясь от авторитетов церковных традиций, вводя культуру личной веры; восстанавливались права индивидуального разума в прочтении Библии. Начиная с середины XVI в. Реформация принимает общеевропейский характер, становясь под знамена кальвинизма, изгонявшего всю внешнюю церковную форму богослужения, отрицавшего церковные праздники, считавшего, что спасение людей является исключительно делом Божьей милости. Кальвинизм распространяется в Швейцарии, Голландии, Франции (гугеноты), Англии (пуритане), приходит в Польшу и Чехию.

А в Чехии были еще живы учения замечательного предшественника реформации Яна Гуса (1371–1415), сожженного на костре за свою приверженность единственному источнику веры – Священному писанию. Последователи Яна Гуса (гуситы) вели активную борьбу против католицизма и поддерживаемых им феодальных порядков. Идеи кальвинизма легли на благодатную почву и нашли широкий отлик у гуситов и наиболее радикальных их последователей – таборитов. Некоторые ведущие идеи этих протестантских движений были унаследованы религиозной Общиной чешских братьев (Богемские братья, Моравские братья). Это была весьма влиятельная в Чехии религиозная секта некатолического вероисповедания, объединявшая в своих рядах широкие социальные слои верующих; здесь были ремесленники и лица духовного звания, именитые дворяне, например владельцы Угерске-Брода и господа из Куновиц, и даже самый могущественный и политически влиятельный моравский феодал и потомственный гетман Карел-старший из Жеротина. Чешские братья отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, выступали против католичества. Во времена Коменского Община чешских братьев отличалась высокой нравственной строгостью своего вероучения, организованностью и дисциплиной, целым рядом демократических начинаний в своем устройстве.

В 1618 г. начинается тридцатилетняя война чешского народа с немецкими католическими феодалами во главе с немецкими императорами из династии Габсбургов. Впоследствии в эту войну были втянуты почти все государства Европы. В Англии побеждает буржуазная революция. Бурный расцвет отмечается в Нидерландах – Амстердам становится центром передовых европейских преобразований.

Политические и экономические реформы, яростное сопротивление феодального строя в первую очередь затрагивали идеологию. Идеологическая борьба имела светский и религиозный характер, принимая самые различные формы, вовлекала широкие слои народа, захватывая в своем водовороте передовых людей того времени. Мировоззрение и взгляды философов, общественных деятелей, мыслителей отражали эту яростную борьбу, а осмысление позиций вызывало новые схватки идеологического характера. Естественно, что такая незаурядная личность, как Коменский, с четко ориентированной религиозной позицией, с гуманистической идеологией и страстным желанием помочь людям, не мог остаться в стороне.

Итак, жизнь Яна Амоса Коменского протекала на фоне вступившего на порог истории XVII в., когда в Европе шло ускоренное развитие капиталистических общественных отношений, сопровождавшееся междоусобными войнами, страшным обнищанием народа. В своих трудах и проповедях, обращаясь к народу, к плебеям, Коменский осуждает господство сильных наций над слабыми. Будучи сторонником народоправия, он в своих ведущих идеях вышел далеко за рамки общественной жизни и феодализма, и капитализма. Именно поэтому гуманизм Коменского не только не утратил своего значения в наши дни, но, напротив, в момент поиска нравственных устоев, когда мы говорим о личностно-ориентированном подходе и в жизни, и в педагогике, учение Коменского становится суперактуальным. Он считал, что все люди способны к познанию и образованию, что простой парод должен получить доступ к знаниям. Коменский был уверен, что познание – процесс активный и строится на разумном природосообразном обучении.

Отвечая на злободневные для того времени вопросы, Ян Амос Коменский в своих трудах устремлялся и в будущее. Он оставил потомкам свои замечательные работы как четкий ориентир на переосмысление авторитарных позиций, искоренение самодостаточности, всезнайства и самоуверенности. Коменский всей своей сподвижнической жизнью доказал, что каждый конкретный Человек ценен для общества, государства, истории; что духовность и нравственность – это те основы, на которых строится жизненная позиция каждого Человека.

 

2. Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского

Ян Амос Коменский родился в 1592 г. в Чешской Моравии в местечке Нивницы. Первые детские годы его были наполнены беззаботностью, благополучием и счастьем родительской любви. Но все очень скоро закончилось. В десять лет Ян потерял отца, через год – мать и сестер. Отец Яна Коменского был видным членом Общины чешских братьев, даже представлял ее на судебных разбирательствах. Семейная атмосфера в доме Коменских была пропитана духом идей Общины. И вполне понятно, что заботу о мальчике взяли на себя опекуны из Общины.

Вокруг гремели войны. Мятеж трансильванских и венгерских дворян против Габсбургов, антигабсбургское восстание Иштвана Бочкан в Венгерском королевстве, гнет католического придворного дворянства заставляли чешских и моравских протестантов вступать в жестокую борьбу за свои гуманистические идеи. Поэтому опекуны не могли уделять должного внимания образованию маленького Яна; несколько лет он учился урывками, живя то у родственников в Стражнице, то у опекунов в Нивнице.

В 1608 г. шестнадцатилетний Ян поступает в латинскую школу чешских братьев в Пшерове, лучшую среди братских учебных заведений. Выдающиеся способности юного Коменского, его воля и целеустремленность были сразу замечены. В 1611 г. Община посылает талантливого ученика в Герборнский университет в Германии для подготовки к проповеднической деятельности. В те годы Герборнский университет в протестантском мире пользовался отличной репутацией: прекрасная программа обучения, выдающиеся профессора.

В университетские годы большое влияние на Коменского оказал молодой, но уже широко известный, энциклопедически образованный ученый – профессор теологии И.Ф.Альштед. Именно Альштед познакомил Коменского с трудами философов античности и эпохи Возрождения. Талантливый профессор на своих лекциях давал целостную, систематизированную, упорядоченную картину мира, в которой не оставалось места противоречиям между наукой и Библией, истиной познанной и истиной, «явленной» в Святом писании. Гармония – эта идея в учении Альштеда была созвучна душе Яна Коменского, стремившегося упорядочить противоречия между идеализмом веры и рационализмом познания.

В 1613 г., совершив небольшое путешествие по Северной Европе, Коменский решает продолжить образование на богословском факультете Гейдельбергского университета. Учеба за границей дала Яну огромное богатство впечатлений и знаний. Он изучил труды философов-мистиков, проникся идеями Джордано Бруно и Кеплера, сотрясающими своей новизной основы существующего в то время мира. Пытливый ум Яна ищет свое место в жизни, пытается внести хоть какой-то внутренний порядок в окружающую сумятицу, найти утраченный смысл жизни. Позднее он напишет: «После мучений и колебаний душой я пришел к тому заключению, что прежде всего нужно посмотреть все человеческие дела, все, что есть их под солнцем, и, сравнив разумно одно с другим, выбрать себе положение и затем привести свои дела в такой порядок, чтобы наслаждаться спокойной жизнью на свете».

Постепенно неопределенные мечты несколько упорядочились, появились перспективные и сиюминутные планы научной работы. В 1614 г. Ян Коменский возвращается из Гейдельберга домой в Пшерово.

Он становится ректором той школы, где еще недавно учился сам. В том же году Яна Амоса Коменского возводят в сан священника. И с этого момента начинается его педагогическая деятельность.

В 1618–1621 гг. Ян Коменский – учитель и проповедник в Фульнеке, а кроме того – управляющий Советом братской Общины чешского городка. В Фульнеке реализуются жизненные и творческие планы. Коменский много времени посвящает изучению трудов гуманистов эпохи Возрождения (Т.Мора, Т.Кампанеллы, Л.Вивеса и др.); начинает задумываться о совершенствовании образовательного процесса.

Всю свою дальнейшую жизнь Ян Амос Коменский посвятил образованию и просвещению народа. К одним он обращался с кафедры проповедника, к другим – в гимназической аудитории, но чаще всего он общался с миром с помощью пера. Каждую свободную минуту Коменский посвящает своей великой мечте – созданию энциклопедии видимого мира.

Кажется, снова пришло счастье: любимая работа, уважение, наконец – молодая жена, сын.

Но Тридцатилетняя война прервала спокойную жизнь. Обострение религиозных распрей обернулось жесточайшими кровопролитными сражениями между католиками и протестантами.

Католическая реакция с помощью испанского и баварского королей двинула огромные полчища на радикально-протестантскую Чехию. В 1620 г. в битве при Белой горе чешские войска не смогли устоять против превосходящих по своим силам католиков, и цветущая Чехия была отдана наемным войскам на разграбление. Австрийские императоры огнем и мечом насаждали католическое вероисповедание. Всем протестантам запрещено было пребывание на территории Чешского королевства. Мирная жизнь чешского народа прервалась, и надолго. Летом 1621 г. в Праге на Староместской площади двадцать семь руководителей протестантского движения были казнены на плахе и на виселице. Выдан ордер на арест Коменского, священника братской Общины. Чешские протестанты, преследуемые католиками, вынуждены в течение нескольких лет скрываться в горах. Мешок с рукописями и вера в будущее своего народа – вот самое ценное, что уносит с собой Коменский в лесные массивы родной Чехии.

Гонимый и затравленный, он постоянно думает о том, что бесчисленное множество его единоверцев испытывают еще большие мучения. Именно в эти дни он начинает создавать свой гениальный труд – «Дидактику». Коменский глубоко убежден, что, улучшив обучение и воспитание молодежи, передав ей духовность, нравственные устои, культурное наследие предков, он спасет следующие поколения от войн, крови, бессмысленности. Одновременно страстными проповедями он старается прибавить силы забитым и напуганным людям.

А судьба безжалостна к великому труженику. От чумы умирают жена и новорожденный сын. Германский император издает указ об изгнании протестантов из Чехии – Община чешских братьев покидает Родину, и Ян Амос Коменский навсегда становится скитальцем. Многие страны Европы посетил он, оставляя яркий след гуманистических преобразований, – Польшу, Швецию, Венгрию, Нидерланды. А пристанище нашел в польском Лешно, где с перерывами прожил 28 лет. Новое известие и новое горе – в Фульнеке сожжены библиотека, рукописи, начатые работы.

Тем не менее Коменский постоянно сохраняет волю к жизни, старается докопаться до причин бедствий, до смысла жизни. Под сомнения попадает все, что ранее питало ум и сердце, рушатся привычные устои. Тогда, пытаясь понять мир, он создает свое скептическое философское произведение «Лабиринт света», где идет от изучения картины, всего мира в его разнообразии, к Человеку, его индивидуальной сущности, анализу его роли в обществе.

В труде обретается равновесие. В Лешно нашла пристанище и Община. Блеснул лучик личного счастья и у Коменского – в 1624 г. он обручился с Доротеей Кролловой, дочерью бывшего ректора Вифлеемской семинарии. Снова работа, работа, работа...

Коменский считает, что именно в Лешно перед ним открылась в полной ясности его ближайшая цель: он думает о формировании поколения, которое возьмет на свои плечи будущее нации; он мечтает о таком положении, которое приведет все человечество к новому миру. А для этого его нужно оснастить научным знанием. Поэтому реформировать общество следует сегодня, сейчас, а не в будущем.

И тогда пришли идеи о новой системе обучения, о разделении школ на ступени, о новом содержании образования и о «потребителях» образования. «Материнская школа» и «Развитие природных дарований» – это мудрые наставления, которые педагог пишет для своих современников.

В Лешно закончена «Великая дидактика»; здесь создаются учебники «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия», которые после перевода на латинский язык – международный язык науки того времени – делают имя автора известным среди просвещенной общественности Европы.

Активная просветительская работа не отрывает Яна Коменского от школьной работы. Он на практике проверяет свои теоретические методы, наблюдает за учениками. Прогрессивные дидактические принципы, открытые Коменским, только после тщательной проверки становятся достоянием педагогов.

Ян Коменский соединяет абстрактные понятия с конкретным вещным, обучение – с действием и наглядностью и сам с радостью отмечает, что все в гимназии естественно и логично получается. Он убежден, что жизнь человек должен «тратить» не на обучение, а на «действие». Именно поэтому необходимо сначала обучить тому, как действовать в жизни. А вокруг бессмысленность и косность, вплоть до противоречия разуму в методах обучения. Современники и коллеги Коменского стараются втолкнуть свои знания в головы учеников. Они уверены, что все слова учителя ученики должны принимать за непреложную истину и заучивать наизусть. Ян Амос Коменский борется с таким безрассудным обучением.

Он мечтает о логичной и стройной системе общего образования, ведущей всех к великой цели: гармонии в человеке и гармонии в отношениях между людьми. Коменский хочет всем открыть дорогу к Истине, в противном случае гармония в самом широком понимании (нация, мир) никогда не будет достигнута. В своей работе «Скорбный» он пишет, что корень человеческих бед в глупости. Коменский четко формулирует свою мысль: «Боритесь сами за то, чтобы быть образованными!» Он понял сам и хочет донести это до всех людей: в дебрях незнания всегда рождается зло.

Одновременно с педагогическими поисками Коменский начинает работу над главным трудом жизни – «Пансофией», своеобразной энциклопедией всех основных сведений о реальном мире, сочетающихся с изложением основных учений христианства.

В лондонском парламенте проповедник Джон Глауден говорит о Коменском как о творце, заложившем «прекрасный фундамент для возведения храма Истины человеческой и божественной, сверхполезного всему роду человеческому для достижения действенного познания вещей». В Париже возникает идея создания «пансофической» академии. Слава ученого намного перекрывает его «еретичество» – во Франции даже приверженцы католической веры признают это. Это уже международное признание. Впечатление, произведенное на передовые круги английской общественности «Предвестником всеобщей мудрости», было настолько велико, что английский парламент специальным постановлением пригласил Коменского в Англию для работы по осуществлению «Пансофии». Европейские ученые, понимая величайшую ценность «Пансофии», создают международную комиссию для сведения воедино всех достижений естественнонаучной и технической мысли и приглашают Коменского возглавить ее. Однако начинается гражданская война в Англии и замыслу не суждено осуществиться. Не задерживаясь в Англии, Коменский направляется в Нидерланды. Тогда же состоялась знаменательная встреча Декарта и Коменского. Декарт признавал в Коменском сильный ум, идейность и благородное ревностное отношение к общественному благу, но отрицательно относился к его идее дать в одной книге всю совокупность наук, и в особенности к сочетанию истин науки с истинами откровения. Коменский же всегда считал бессмысленным полный отрыв Декарта от практики и материального мира, его полный уход в теорию, не понимал, как можно строить основы нравственности без взаимного влияния науки и жизни. Но тем не менее беседа философов оставила след в душах обоих.

В Амстердаме на Коменского обрушилась лавина интересных встреч и предложений. Ему настоятельно советуют остаться в Нидерландах – именно здесь он сможет плодотворно работать и приносить огромную пользу образованию всего мира.

Однако он склонен принять предложение шведского «короля купцов» господина Людвига де Геера реформировать шведскую образовательную систему. А шведские предприниматели, в свою очередь, обещают оказать материальную помощь Общине в Лешно.

Де Геер понимает, что Швеции нужны хорошо образованные люди, капитализм требует хорошего образования для подрастающего поколения. А еще он чувствует, что только такой великий педагог, как Коменский, способен реформировать существующую школьную систему. Надежды на помощь Швеции в деле восстановления самостоятельности Чехии побудили Коменского принять предложения шведов.

И вот у Яна Коменского есть средства для жизни, обеспечены и братья по Общине в Польше и Венгрии. Правда, болит душа о незаконченной «Пансофии», но де Геер непреклонен: нужны шведские учебники и новая шведская система образования. Позднее Коменский напишет: «Мне приказали продолжить работу над дидактическими сочинениями». Работа постоянно прерывается требованиями Общины: то его склоняют принять участие во всемирном примирении церквей, то посылают в Литву для объединения чешских братьев с польско-литовскими протестантами и кальвинистами. Долг пастора, учителя, «дипломатического представителя» чешских братьев и моравских изгнанников – присутствовать на постоянных переговорах синодов и церковных собраний. И все же педагогическая работа продолжается.

Именно в Швеции Коменский познает величайшую истину: во имя будущего всего человечества нужно стать выше проблем отдельной страны. Думая о каждом человеке этого мира, Коменский объединяет их в человечество. Гуманистические педагогические позиции выводят его на преобразование мира. Так рождается «Всеобщая мудрость», а педагогика становится уже не целью, а лишь великим средством познания.

Коменский понимает, что сначала необходимо ответить на ключевые вопросы бытия, что мудрость не является самоцелью, а призвана помочь в смягчении человеческих нравов, привести к пониманию истины и добра, научить людей стать счастливыми, исправить все человечество. И снова он трудится над «Пансофией».

А шведы торопят, де Геер недоволен – время школьных реформ уходит, осложняется усилением в Швеции антикальвинистских настроений. Коменский заканчивает подготовку шведских учебников, сам выполняет к ним иллюстрации, однако представить комплексного проекта не смог, так как опять поглощен «Пансофией». И в 1648 г. шведы принимают школьную реформу по проекту Упсальского университета. А «Пансофия» разрастается, поглощая все время и силы автора. Он понимает, что близится конец войны, а после заключения мира наступит самый благоприятный момент, чтобы предложить человечеству советы но исправлению мира. Лихорадочная работа изнуряет Коменского, и опять тяжелая утрата – умирает жена.

Надежды Коменского па помощь Швеции не оправдались. По Вестфальскому миру 1648 г. Чехия была забыта и осталась во власти немецких императоров на 300 лет, вплоть до 1918 г. Тридцатилетняя война закончилась, хотя еще несколько лет Европа переживала вспышки военных конфликтов. Два года прошло до подписания в Нюрнберге в 1650 г. Вестфальского мира. Боль разочарований постигла Чехию, которая отошла австрийскому королевскому дому, а следовательно, папе Римскому. Годы утрат, скитаний и борьбы не принесли свободы и счастья чешскому народу.

Коменский возвращается в Лешно и продолжает работать: завершены и откорректированы труды по дидактике, «Справочник для учителей» и другие педагогические трактаты, создана «История Общины братской». После долгого перерыва Ян Амос Коменский вновь продолжает пасторские проповеди, а вскоре его избирают епископом Общины.

Дела Общины требуют поездки епископа в Венгрию: нужно проведать братьев-моравян, разбросанных по ее территории. Да и венгерский князь Ракоци приглашает посоветоваться о состоянии трансильванских школ. Незадолго до этого пятидесятисемилетний Ян Амос Коменский женится в третий раз. Его избранница юная Яна, дочь ректора одной из нидерландских гимназий. Сомнения в надобности поездки одолевают ученого. Но долг перед чешскими братьями заставляет Коменского принять приглашение Ракоци в надежде обрести материальную поддержку.

Коменский приезжает в Шарош-Патак, и здесь выясняется, что Ракоци ждет от ученого не только советов, но и личного его участия в реформации школ. Светские и церковные персоны, политики уговаривают Яна Амоса остаться в Венгрии. И опять «борец за все человечество» берет верх над писателем и философом. Коменский понимает, что, начав с педагогики, он сможет войти в высшие круги трансильванского общества, светского и церковного руководства, а затем можно подумать и о решении политических задач... И предложение принимается. Тем более что очень скоро, уже работая в Шарош-Патаке, Коменский понимает, что и Ракоци ожидает от него церковно-политической деятельности. А это полностью отвечает личным планам ученого.

В Шарош-Патаке он пишет «Школу всеобщей мудрости», где предлагает воспринимать школу как «мастерскую людей», где «все должны познать все», т.е. человек учится принимать мир в его универсальности. Ученика следует вести от чувственного восприятия через разумное понимание к прозрению, которое проявится затем в правильных поступках. Этим задачам отвечают и новая структура школы, и дидактические методы.

Работая в реформируемой школе, Коменский пишет дидактические пособия. Одно из них – величайший педагогический труд «Мир чувственных вещей в картинках», которое является великолепным пособием для изучения не только латыни, но и других языков, включая родной.

Именно в эти годы ученый связывает обучение с воспитанием. Увлекаясь образностью и чувственным восприятием как дидактическими методами, Коменский составляет сборник театральных учебных пьес «Школа-игра». Это нововведение встречает отпор и недоверие среди коллег. Они считают, что театральные пьески подрывают авторитет школы, ее дисциплину. И это не единственное, что вызывает отрицательную реакцию. В результате Коменский решает уехать.

Но возникает странная ситуация. Школа в Шарош-Патаке не разделяет принципов реформ Коменского и в то же время не желает его отпустить. Он пишет княгине Ракоци: «К чему мое присутствие здесь, если дело не двигается, а я терплю насмешки над своими дидактическими идеями... прошу покорнейше отпустить меня». Однако отъезд не разрешен, более того, вмешательство княгини открывает перспективу педагогического творчества без оглядки на косность и конформизм, работа в Шарош-Патаке завершается.

Решительно отвергнув предложение поработать еще и пожить в Венгрии, Коменский спешит в уже родное Лешно. И опять потеря – умирает взрослая дочь. И новые заботы – предложение Общины принять попечение над одним из приходов. Неужели ему снова придется забросить работу над «Пансофией»? Но отказать Общине невозможно.

А Европа все бурлит: украинские казаки присоединились к России и напали на Польшу, их объединенные войска вошли в Литву. У Швеции тоже появилась возможность занять польские земли. Коменский пишет трактат – проект идеального государства, а военные зори уже полыхают над Лешно. И опять скитания. Рушится почти наладившаяся мирная семейная жизнь. Едва Коменский покидает Лешно, как пожары превращают его в сплошное пепелище. Нет города, где он прожил двадцать восемь лет, но свершилось и более ужасное. Как пишет сам Коменский: «...мы потеряли все, кроме жизни. Но величайшая утрата – мои рукописи...» Сгорела вся библиотека – это жесточайший удар.

И опять поиски места для жизни. Коменский решает выбрать Нидерланды и уезжает в Амстердам, город, который он полюбил в юности и которым не переставал восхищаться всю жизнь. Сюда приехала его семья.

В 1657–1658 гг. в Амстердаме выходит в свет и сразу же получает широкую известность «Великая дидактика». Коменский так разъясняет смысл своего произведения: «Суть нашей «Дидактики» заключается в том, чтобы отыскать способ, с помощью которого учителя меньше бы учили, а ученики при этом научились бы большему; чтобы в школах не царил бы крик, чувство омерзения и тщетности усилий, но, напротив, был покой, удовлетворенность успехами, а среди христиан поубавилось бы невежества праздных споров и смятения душ, но прибавилось бы света, порядка, мира и благоденствия».

На пороге старости Коменский узнал славу и известность, слуга человечества безмерно горд своей гуманистической миссией. Грандиозные планы ученого начинают выполняться: завершается главный труд его жизни «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», ориентированный на воспитание и образование подрастающего поколения. В 1962 г. в Амстердаме были изданы первые два тома рукописи: «Панегерсия» – трактат о всеобщем побуждении и «Панавгия» – трактат о всеобщем озарении. В заключении «Панегерсии» автор призывает всех к участию в общем деле; не обещая быстрого успеха. Но лучше сделать один шаг, чем вообще не двинуться с места. «Панавгия» рассказывает о преображении просвещенного человечества. Озарение приведет человечество к всеобщей гармонии.

Первые две книги определили цель и условия достижения гармонии, а также обозначили возможные препятствия на пути к совершенству. Далее следуют три книги, раскрывающие средства достижения целей. Это, во-первых, «Пансофия» – «Всеобщая мудрость», вошедшая в стройную логику последнего груда Яна Амоса Коменского. Эту часть своей работы автору пришлось писать дважды, первый вариант сгорел в Лешно. Коменский мечтал соединить в этом труде сведения из всех научных дисциплин, но эта неподъемная задача оставалась в концепции, а ученый ограничился выработкой философии познания. Четвертая часть – «Пампедия» посвящена воспитанию («Всеобщее воспитание»), призывает людей возделывать свой разум по воле Бога, а с помощью разума заниматься самосовершенствованием, при этом будет улучшаться и окружающий мир. «Панглоттия» («Всеобщий язык») – учение Коменского об универсальном общем языке.

Шестая книга – «Панортосия» («Всеобщее исправление») – представляется основным и целостным произведением о путях исправления человечества. Она нацелена в будущее, в ней даже можно найти модели таких современных организаций, как ООН и ЮНЕСКО. Заключительный том включает послесловия и обращения к читателям, пламенный призыв к тем, кто готов работать над обновлением света. Завершается книга гимном будущему преображению. Такова логика этого фантастического по своей глобальности труда одного человека, жившего далеко не праздной жизнью.

В последние годы судьба подарила Коменскому дружбу великого Рембрандта. А превратности судьбы преподнесли еще одно испытание. В борьбе за колониальные владения назрел военный конфликт между Англией и Нидерландами. Долг Коменского, ученого, философа и дипломата, внести свою лепту в мирное решение конфликта. Он создает послание «Ангел мира» и едет на переговоры. Мир достигнут, хотя и немного перекроилась мировая политическая карта. Коменский доволен и снова возвращается к рукописям.

Остаток жизни Коменский провел в заботах и хлопотах о своих рассеянных повсюду соотечественниках. Несчастья и страдания скитальческой жизни не сломили благородства гениального наставника мира. Коменский до последних дней не прекращал работать, он верил, что к его советам прислушаются если не современники, то потомки, ибо смертен человек, а не его мысли.

15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский умер в Амстердаме, так и не вернувшись в родную Чехию.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 491