Живопись: духовный мир профессора Святослава Рериха

Шашибала,
доктор философии,
профессор Института Национального музея,
Международная академия индийской культуры,
Дели, Индия

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

 

С.Н.Рерих у своей картины «Канченджанга. Закат в Гималаях».

С.Н.Рерих у своей картины «Канченджанга. Закат в Гималаях».
Фото 1950-х годов

 

Профессор Святослав Рерих жил в духовном мире, стремясь незримое сделать зримым, воплотить невоплощенное, возвысить человеческое сознание, уподобляясь в этом бодхисаттве, который проходит все десять стадий духовного роста, ведущих к Просветлению, как это сказано в «Дасабхумика-сутре». Он был истинным сыном Елены Рерих, Матери Агни Йоги, от которой он унаследовал текущую в ее жилах кровь Воителя, упрочившую его предопределение. Живопись Святослава – это его поиск огня, того животворного пламени, которое горит в сердце радостью творчества. Это тот огонь, которому посвящен первый стих Ригведы: «Агни призываю я». Это тот огонь, который вдохновил культурный диалог между Россией и Индией.

 

ХУДОЖНИК-ПЕЙЗАЖИСТ

Своей пейзажной живописью, в которой отразился его жизненный опыт, Святослав Рерих достиг высочайших сфер в искусстве. Он стал частью Природы. Это было нечто

глубинное – та чистота и беспредельный восторг, которые он черпал в свежести заснеженных гор, или лилий и роз, или весны, или ласкающей взор голубизны далеких горизонтов (1).

 

1. Канченджанга утром. 1952

1. Канченджанга утром. 1952

 

СИЯНИЕ ДУХА

Это не всепожирающий огонь, его пламя не разрушительно, это – сияние духа. Это огонь, tejas of manas [1], сжигающий невежество. Мы должны поддерживать этот факел в постоянном горении. Факелоносцы – Архаты, несущие в своих сердцах непрерывно горящий огонь жизни. Они разжигают это пламя, чтобы вдохновить других идти по указанному ими пути. Но творящая сила огня незаметна:

Как увидеть Твой лик?

Всепроникающий Лик,

глубже чувств и ума.

Неощутимый, неслышный,

Незримый. Призываю:

сердце, мудрость и труд [2].

Прогресс человечества держится именно этим огнем и светом, пробужденным и направленным должным образом (2).

 

2. И трудимся ночью. 1939

2. И трудимся ночью. 1939

 

ПРИРОДА КАК УЧИТЕЛЬ

Живопись была для Святослава средством очищения сознания. Его картины выражают русский дух. Он начал рисовать будучи сыном великого художника, философа, мыслителя, исследователя – профессора Николая Рериха. Для Святослава живопись была мостом от сердца к сердцу. Как говорил его отец: «Лучше пять слов, идущих от сердца, чем поток слов с языка». Картины Святослава окутаны особой тишиной, голос которой можно услышать только сердцем. И когда в тишине люди мечтают об озарении своей жизни Светом, тогда тишина становится знаком грядущей эпохи.

Текучие линии плывут в воздухе. Они кажутся одновременно и спокойными и динамичными и несут в себе тайны прекрасных мыслей. Они образуют горы – напоминая нам о том, что, стремясь к покою, мы не должны забывать о Высшем. Озаренные солнцем вершины зовут идущего по жизни, а труд, продвижение, достижения, накопление жизненного опыта помогут ему подняться выше этих зримых высот (3).

 

3. Канченджанга из Турпиндара. 1952

3. Канченджанга из Турпиндара. 1952

 

ОГОНЬ ТВОРЕНИЯ

Поиск нетленного увлек профессора Святослава Рериха в духовное странствие, которое нельзя назвать ни простым, ни сложным. Пылающее красное солнце на его картинах запечатлено во всем своем величии. Озаренный этим великолепием, дух художника возносился к высочайшим пикам, чтобы перенести их красоту на холст. От рассвета до заката появляются и исчезают формы, чтобы в полной тишине вдохновить на созидание несотворенного. С каждым рассветом мир рождается заново, и под лучами cолнца горы загораются холодным и обновляющим огнем. В Индии, взывая к славе и величию Солнца, молят его приоткрыть глубины сущего: om tat savitur varenyam bhargo devasya dhimahi [3]. Так разное настроение Канченджанги, запечатленное Святославом, отражает состояние его духа (4).

 

4. Канченджанга. 1954

4. Канченджанга. 1954

 

БОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИК ГИМАЛАЕВ

Святослав раскрывал глубину человеческого сердца через таинство эмоций и интуитивных прозрений. В Гималаях он видел божество, стоящее в центре мира подобно властителю земли, как писал великий индийский поэт Калидаса в начальном стихе своей поэмы «Рагхувамса»:

Astyuttarasyam disi devatatma

Himalayo nama nagadhirajah [4].

Гималаи, душа Богов, властитель расположенных на севере гор. Гималаи символизируют единство Мироздания (5).

 

5. Гепан. Лахул. 1934

5. Гепан. Лахул. 1934

 

Гималаи – символ вечной культуры человечества, место, где настоящее встречается с прошлым и будущим. Они – обитель Риши, прославляющих великий Агни, всеведущий и всепроникающий, в ком начало всего. Изображая Гималаи на холсте, Святослав выявлял собственную индивидуальность; так поэт воспевает то, что ощущает, а живописец пишет то, чем он становится. Картина стоит тысячи слов (6).

 

6. Канченджанга. Тайный час. 1955

6. Канченджанга. Тайный час. 1955

 

ГОРЫ И ДУХ

Горные пики и «Розовое облако» – это не земные формы, но формы сознания Святослава, воплощающего идею – Tamaso ma jyotir gamayaВыведи меня из тьмы к свету. Сияние

солнца дает жизнь безмолвным, покрытым снегом горам. Кисть Святослава уверенно переносит впечатление на полотно. Мощные мазки его кисти, передавая утонченность и изысканность, наполняют изображение энергией. Преображение природы идет от его глубокого понимания ее более тонких аспектов, стоящих за внешней видимостью. Так он создает живые и одухотворенные тона и атмосферу и выстраивает их в соответствии с пониманием человека, который стремится достичь того уровня, где божественное и человеческое сливаются воедино (7).

 

7. Розовое облако

7. Розовое облако

 

ЦВЕТ ПЛАМЕНИ

Золотисто-красный свет и струящийся ритм очертаний холмов превращают пейзаж в поэзию чувства – так Святослав представляет безоблачное спокойствие (8).

 

8. Закат в Гималаях. 1934

8. Закат в Гималаях. 1934

 

АРХЕОЛОГ ПРИРОДЫ

Живопись для Святослава была не ремеслом, а избранным им способом выражения своего образа мыслей и восприятия мироздания. Глубина ума давала яркость восприятия. Исследование тайн природы превратилось у него в поэму, в сказание. В сердце своем он был поэтом и философом, погруженным в размышления и созерцание. Он изображал мир своего воображения под открытым небом. Его образы природы переносят на холст жар его эмоций, передаваемый в возвышенных формах. В них заключена их таинственная суть, благородный строй его мыслей, взглядов и чувств и, наконец, умение их выразить. Красота его живописи заключена в символике, создающей утонченную глубину. Сила выразительности его картин отражает высоты русского сознания.

Человек, при всей своей малости, занимает в природе центральное положение, ошеломительное по своему величию. Святослав Рерих созерцает безграничность и красоту пейзажа, его роль в процессе нескончаемого становления человека. Он всецело погружается в это зрелище природы, пытаясь передать свое впечатление живописными средствами. Яркие краски отражают блестящие идеалы (9).

 

9. Долина Манали. 1934

9. Долина Манали. 1934

 

ДУХ ДЗЕН

Очертания холмов растворяются в тумане, а туман растворяется в небе. Отказ от несущественного в изображении дает простор мыслям для зрителя. Странствие между этим и тем миром должно быть беспрепятственным. Святослав раскрывается как мастер глубин природы (10).

 

10. Процессия. 1942

10. Процессия. 1942

 

НЕИССЯКАЕМЫЙ ПОТОК МУДРОСТИ

Картины с изображением мудрецов в поисках мудрости отражают внутреннее самосознание Святослава. Здесь водопады и горы дополняют друг друга, как в японской живописи сансуй [5]. Композиции просты, но исполнены мощи. Они символизируют вечный поток мудрости, показывая проявление активности в покое (11).

 

11. Священные слова. 1944

11. Священные слова. 1944

 

Подобно мастерам дзен, он постиг сущность природы и как живописец, и как учитель. Решительные, энергичные мазки кисти идут от твердости духа (12).

 

12. Мы тоже ищем. 1974

12. Мы тоже ищем. 1974

 

Изображения священных мест и скалистых ландшафтов со священными рощами создают ощущение пространства, окруженного божественной атмосферой. В таких картинах синий – это цвет дхьяны, или медитации, ибо свет озарения подобен лазури неба, свечению природы (13).

 

13. Подвиг. 1938

13. Подвиг. 1938

 

Природа понимается как зеркало души. Разнообразие времен года отражает различные настроения человека (14).

 

14. Весна. 1970

14. Весна. 1970

 

Асимметрия на картине «Весна в Кулу» напоминает мне классические идеалы дзен – с их шелестящими деревьями, невозмутимым покоем и ясным лунным светом. Святослав тщательно продумывает и переносит на полотно свое видение пейзажа, которое идет от

глубокого понимания природы, ее тонких аспектов, скрытых за внешней стороной. Чувство природы у него отточено наблюдениями законов света, цвета и тональных отношений. В результате появляется возвышенное живописное творение – наиболее богатая, наиболее соответствующая и плодотворная художественная форма. Человек должен сохранять присущие ему качества подобно горам, сохраняющим неизменным свой рельеф (15).

 

15. Весна в Кулу. 1939

15. Весна в Кулу. 1939

 

ХУДОЖНИК-ПОРТРЕТИСТ

Святослав прислушивался к своей матери, напоминающей великих учителей древности, от Алтая до Шри-Ланки, черпающей вдохновение из примеров их жизни. Личности, запечатленные кистью Святослава, увековечены в своей внутренней сущности. Он писал портреты тех, кто был этого достоин. Герои и мудрецы, родные и близкие, мужчины и женщины, наделенные красотой и очарованием, в глазах которых отражается их душа. Эти портреты вызывают чувство преклонения, они написаны на определенном фоне, выявляющем внутренний мир и ауру портретируемого, которая несет на себе глубокий отпечаток его характера. Его портреты славятся силой своей экспрессии (16–20).

 

16. Н.К.Рерих. 1928

16. Н.К.Рерих. 1928

 

17. Пандит Джавахарлал Неру. 1942 18. Доктор С.Радхакришнан. 1958
 17. Пандит Джавахарлал Неру. 1942  18. Доктор С.Радхакришнан. 1958

 

19. Человек из Бутана. 1924 20. Н.К.Рерих. 1937
 19. Человек из Бутана. 1924  20. Н.К.Рерих. 1937

 

ПРИРОДА – ХУДОЖНИК-ТВОРЕЦ

Природа – художник творческий. Ее красота меняется каждое мгновение: ksane ksane yannavatamupaiti tadeve rupam ramaniyatayahот сотворения мира не было двух дней, или двух часов, или двух листьев, похожих друг на друга. А то или иное настроение природы можно уловить лишь в данное время года и в определенный момент жизни.

Такие картины близки к дзенским принципам простоты, естественности, возвышенности, глубокой утонченности, спокойствия и свободы от привязанности. Пейзажи Святослава – автономная форма художественного выражения, отражающая видение природы, где бескрайние просторы долин являют нам глубины бытия.

Он передает бесконечность, глубину и даль, полные полунамеков, обогащающих сознание зрителя. Так пейзаж перестает быть по отношению к нам чем-то внешним. Необъятность нужно рассматривать с расстояния, позволяющего охватить ее целиком, чтобы увидеть и осознать самого себя. И тогда можно избавиться от всепоглощающего эгоизма, унизительного самовозвеличивания и осознать свое истинное место во Вселенной (21).

 

21. Дожди. 1971

21. Дожди. 1971

 

БОЖЕСТВЕННАЯ АТМОСФЕРА

Божественная атмосфера была наполнена жизнью во всех ее нюансах и во всем ее блеске. Святослав запечатлевал виды природы, когда ее необъятность трогала его сердце. Облака и горы, горные цепи на дальнем и на переднем плане соединяют наш мир с миром запредельным, когда мы рассматриваем точное изображение существующих конкретно мест. Взгляд скользит уверенно, легко проникая за пелену тумана, соединяющего цветущую зеленую землю на переднем плане, shasya shyamala, где растут всевозможные растения, с чистой белизной фона, dhavala (22).

 

22. Дуссера. Кулу. 1944

22. Дуссера. Кулу. 1944

 

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Это шествие женщин, несущих воду издалека, эта напоминающая процессию сцена из повседневной жизни показывает центральное положение человечества в Космосе. Эстетический эффект желтых и оранжевых тонов постепенно приглушается сгущающимися сумерками, godhuli vela. Статичность пейзажа оживляет движение быстро идущих женщин. Природа здесь пробуждает желание бежать от городской цивилизации или же придерживаться поучительного ответного чувства человека к природе (23).

 

23. Шествие. 1942

23. Шествие. 1942

 

ЦВЕТ ПЛАМЕНИ НИКОГДА НЕ ПОБЛЕКНЕТ

Цвет дает жизнь; он обладает эмоциональным воздействием. Так Святослав Рерих напоминает нам о том, что нужно не только наполнять, но и окрашивать нашу жизнь в самые различные цвета, не забывая при этом о нравственных и социальных ценностях. Цвет пламени никогда не поблекнет (24).

 

24. Эти краски никогда не должны поблекнуть. 1964

24. Эти краски никогда не должны поблекнуть. 1964

 

* * *

На картины Святослава Рериха нужно смотреть не только глазами, ибо они являются отражением чувств и стремлений, эмоций и идеалов, связанных с воспеванием трансцендентальных качеств формы. Центральная идея его живописи – гармония человека и Космоса, показанная через гармонию цветовых сочетаний, возрождающую дух человечества.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Сияние духа (санскр., англ.).

[2] Пер. стих. Н.К.Рериха «Свет» (1918) цит. по: Рерих Н.К. Цветы Мории. СПб., 1995. С. 27.

[3] О, почитаемый бог-Солнце, мы созерцаем Твое божественное сияние (санскр.).

[4] Поклон Божественным Гималаям, хвала Властителю гор (санскр.).

[5] Сансуй (яп. от кит. «шань-шуй» – «горы-воды»), древний жанр китайской пейзажной живописи, заимствованный культурой Японии во времена правления в Китае династии Мин.

 

Печать

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 400