Знание есть искусство

А.В. Стеценко
Москва

Наша конференция проходит в период сложнейших испытаний для страны, в дни чествования Того, Кто учил бороться и побеждать в смутное время. Название моего сообщения «Знание есть искусство» взято из книги «Иерархия» Учения Живой Этики. «В красоте – залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным. Мы разграничиваем знание и науку, ибо знание есть искусство, наука есть методика. Потому стихия огня напрягает искусство и духотворчество. Потому чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить дух» [1].

Почему Великие Учителя называют знание искусством? Что есть искусство? Почему Учителя и великие подвижники придают ему такое большое значение?

«Познайте истину, и истина сделает вас свободными», – этими словами Великий Учитель Света две тысячи лет тому назад заложил основное содержание и направление жизни человека в новой эре. Три магических слова – Познание, Истина, Свобода – до сегодняшнего времени не дают успокоения человечеству.

Мы хорошо знаем, что любая деятельность человека начинается с процесса приобретения знаний, то есть по-знания. Этимология этого слова говорит нам, что процесс накопления знания непрерывен, так как поверх каждого знания существуют новые, более высокие знания. Вот что говорится об этом в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова: «По (предлог) указывает на поверхность, где что-нибудь совершается. Указывает на вид деятельности или область распространения деятельности служит признаком связи, отношений» [2].

Таким образом, по-знание заключает в себе действие, связанное с усилием вывести сознание человека из притяжения его обычного круга и устремить сознание пo-верх обыденности. Но поверх всего земного только небо, уходящее в своем сиянии в Беспредельность. Следовательно, в понятие «процесс познания» заложен результат добывания кристаллов знаний при условии нерушимого союза неба и земли.

В глубокой древности этот союз был прочен и нерушим. И уже в те далекие времена искусство было явлено человеку как первоначальная и основная форма энергообмена с Надземным Миром.

Так что же такое искусство? Почему все Учителя и великие мыслители, которые продвигали и продвигают нашу эволюцию, творили в энергетическом поле искусства? Почему один из них – Н.К.Рерих, певец и воин Красоты нашего столетия, проложил для нас ступени к осознанию великой силы искусства?! Нам знакомы его напутствия: «Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты», «Осознание Красоты спасет мир», «Красота есть одеяние Истины». Следовательно, через Знание и Красоту мы открываем в себе Свет Истины, который ведет к Свободе духа.

Понятие искусства тесно связано с платоновским учением об Идее. При помощи искусства сознание человека освобождается от рабства «идей неподобия» и становится на путь познания «первообразов» через «идеи подобия». Один из величайших философов нашего столетия П.Флоренский в своей замечательной статье «Иконостас», которая по праву может считаться одной из вершин русской научной мысли, проникающей в суть искусства как способа познания инобытия, писал: «...Плод дел Света – есть искушение, или исследование... воли Божией, то есть онтологической нормы сущего. Это есть изобличение всего, то есть познание несоответствия дольнего мира его духовному устью – его идее. Его Божественному лику, – и изобличение это делается светом» [3].

В книге «Аум» сказано, что «существует два пути: путь расчленения и путь синтеза» [4]. Наш плотный мир и есть мир расчленения, мир противоположностей. Другими словами, следствием расчленения явились мир очевидный – недолговечный, иллюзорный, который стал обычным для сознания, и мир действительный, но скрытый плотной иллюзией очевидности. На самом деле все, что окружает человека, есть действительность, которая вследствие искаженного восприятия превращается в иллюзорный, искусственный мир, но чтобы Свет выполнил свою великую миссию и рассеял тьму, его необходимо прежде всего допустить в сознание, а этому всегда предшествует открытие затворов сознания, которое производится изнутри. Вот это внутреннее пробуждение устремления к Свету и осуществляется искусством. «В этом, – говорит Е.И.Рерих, – его главное и величайшее значение» [5].

Разнообразны формы проявления искусства. Но все они являются надежными проводниками высшей энергии. Б.Н.Абрамов называет искусство «великим проводником Духа Утешителя» [6]. Но, с другой стороны, искусство мы можем назвать крыльями для души. Согласно Платону, эти крылья поднимают лучшие стороны души до полей Красоты, где они питаются энергией для наполнения мощью.

«Сколько ни есть высоких искусств, все они, – говорит он, – кроме того нуждаются в тщательном исследовании природы вещей возвышенных. Отсюда, видимо, как-то и проистекает высокий образ мыслей и совершенство во всем» [7].

То, о чем писал Великий Мыслитель двадцать четыре столетия назад, сегодня, благодаря Учению Живой Этики, становится доступно для нашего познания. Учение Жизни снимает покровы с действительности. Исчезает вакуум одиночества, ибо сегодня начинают открываться затворы сознания. Значительно расширились рамки творчества. Труды целого ряда философов и ученых XX столетия в лице великой семьи Рерихов, П.А.Флоренского, В.И.Вернадского, Н.А.Бердяева, К.Э.Циолковского, Л.В.Чижевского, а из наших современников – Д.С.Лихачева, Л.В.Шапошниковой внесли огромный вклад в формирование истинно научной картины мира, и это является одним из проявлений высшего творчества на земле, а значит, высоким искусством. Точно так же творцов-художников, музыкантов, писателей и поэтов можно по праву считать философами.

Используя знания Учения Живой Этики, можно утверждать, что сознание человека не является местом рождения идеи. Но человек является ее соавтором, потому что он облекает идею в форму материи мысли и окончательно выявляет ее в плотные формы.

Насыщенная энергией Надземного Мира, аккумулированная энергией сознания человека, каждая вещь, получающая свое рождение на земле, несет в себе энергетику двух миров и, по существу, является каналом взаимодействия и обмена энергиями между ними.

Каждое произведение, в известной степени, является экраном, на котором отображаются образы иных миров, уловленные сознанием человека-творца. Но поскольку человек – владыка своего микрокосма, то здесь вступает в силу закон соответствия: подобное притягивает подобное. С.В.Рахманинов по этому поводу говорил, что слушатель музыки должен быть соответственно подготовленным. Другими словами: сознание человека видит и слышит только то, что хочет и может слышать и видеть.

Возьмем, к примеру, «возможность слышать». В многомиллионной Москве не так уж много концертных залов, где вы можете послушать хорошую, классическую музыку. А теперь представим себе все то, что звучит на остальных открытых и закрытых площадках, добавим сюда многочисленные каналы радио и телевидения и задумаемся, какая агрессия ритмов обрушивается на психику человека. Можно без особого труда определить, из каких слоев ноосферы (по мысли Вернадского «добро» и «зло» – результат воздействия ноосферы) прилетает к музыкантам такая «муза».

Тонка и незаметна граница между «добром» и «злом» – и пролегает она не где-нибудь, а у нас в сознании. Искушения подстерегают нас на каждом шагу и для того, чтобы человек справился с ними, ему и дается возможность познать Красоту Высших Миров через искусство.

Задолго до нашего смутного времени в энергетическом поле искусства лучшими его творцами производилась величайшая работа – творение и накопление Культуры Духа. Невидимые Силы Высших Миров заботливо пополняли духовную сокровищницу нашей культуры, зная о том, как сильно она нам будет нужна для возрождения нашего духа.

Достаточно вспомнить Достоевского и Толстого, Рерихов, Рахманинова и Скрябина и многих, многих других. Сотворцы Света, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, были объединены одним призывом – к творчеству Красоты. Но зрячие не увидели, а имеющие уши – не услышали. Как не увидели и не услышали ранее данные произведения Высокого Искусства: древние Веды, Учение Будды, Красоту Мысли Платона, Заветы Христа и многие другие творения Великих Учителей.

Заканчивался XIX век. В 1897 году в Петербурге была впервые исполнена первая симфония Сергея Рахманинова, дирижировал оркестром А.Глазунов. Симфония успеха не имела и была «похоронена» до 1945 года, прежде чем прозвучала второй раз. По официальной версии причиной провала симфонии было неудачное исполнение, а также молодость и неопытность автора. Вот что сам Сергей Рахманинов писал об этом Асафьеву в 1917 году: «До исполнения симфонии был о ней преувеличенно высокого мнения...». Однако А.Глазунова нельзя назвать неопытным дирижером. Так в чем причина? Мне кажется, что сегодня, с вершины накопленного страной горького опыта, стоит внимательно прослушать первую симфонию Сергея Рахманинова и обратить внимание на те мыслеобразы, которые она вызывает, сравнив их с нашей историей и настоящим временем.

Сказать о музыке и не сказать о Скрябине было бы непростительной ошибкой. Исследования творчества Скрябина Андреем Ивановичем Бандурой представляют большой интерес, в этом все мы вчера убедились. Материал им собирался буквально по крупицам из разных уголков мира, где осталось хоть какое-то воспоминание об Александре Скрябине. Хочу лишь дополнить, что Александра Николаевича Скрябина выделяет сознательное отношение к музыке. Под этим следует понимать не только то, что Скрябин был убежден в действительном существовании видимых им образов и услышанной Музыки Сфер. Он искренне верил в могучую силу искусства.

Знание – Свет, а потому и Сила. Учителя Света постоянно напоминают нам о том, что «Знание – есть фундамент Нового Мира». И когда мы говорим, что «Знание знанию рознь» (тоже слова из Учения), то здесь следует понимать другую противоположность высокого знания, так называемое знание земной жизни. Одним словом – знанию противостоит невежество. В Учении Жизни мы встречаем древнее выражение: «Мудрость земная есть вражда против Бога». Мне кажется, в этих словах чувствуется трагизм стремления «мудрости земной» нарушить связь небесного и земного, тонкого и плотного.

Недавно по каналу «Культура» был показан фильм о художнике Кустодиеве. Многое восхищает в этом человеке: широта таланта, которым он был щедро одарен природой, несгибаемая воля, которая превозмогла болезнь и позволила художнику заниматься любимым делом. Но бросается в глаза неприкрытый трагизм души, которая, с одной стороны, восхищается красотой окружающей природы, а с другой, обращается, в основном, к картинам мещанской жизни. И как свидетельствует сам художник, эти образы не навеяны ему натурой земной, а просятся к выявлению сильным внутренним устремлением. Уходящий безвозвратно мир «сытости» земной цепляется за любую возможность к проявлению.

Совсем противоположна живопись Николая и Святослава Рерихов. Чудное древнее слово «живописец» – живое писание! Раскрывая перед нашим зрением образы Красоты Небесной, Николай Константинович Рерих открыл нам путь к познанию Высшего Мира.

Зрение и слух – те органы чувств у человека, которые принимают самое непосредственное участие в формировании нашего сознания. Не зря Великие Учителя говорили о «слепых» и «глухих». Можно сделать интересное наблюдение о том, как исторически развивались изобразительное и музыкальное искусство. Уверен, здесь исследователь может найти много интересного и поучительного. «Смотреть недостаточно, надо именно видеть. Изобразительное искусство и учит тому, чтобы уметь наблюдать и отмечать все оттенки тонов или красок, или формы. Без обостренной способности видеть как может работать художник или слышать певец или композитор? Искусства учат упражнять и обострять чувства слуха, зрения, ритма и чувство прекрасного – словом, все способности человека, и в этом их величайшее значение» [8].

Мы знаем из Учения Живой Этики, что одной из главных задач эволюции является преображение самого человека, его внутреннего мира. И величайшая роль в этом принадлежит искусству. Только в энергетическом поле Красоты человек может получить те знания, сила которых позволит ему вырваться из замкнутого круга обыденности и устремиться к Свету действительности.


[1] Иерархия, 359.

[2] Словарь русского языка С.И.Ожегова. С. 516.

[3] Флоренский Павел. Соч. в 4-х т. М, 1996. Т. 2. С. 518.

[4] Аум, 133.

[5] Письмо Е.И.Рерих от 19.06.1933 г.

[6] Абрамов Б.Н. Устремленное сердце. Новосибирск, 1997. С. 65.

[7] Платон. Собр. соч. Т. 2. С. 180.

[8] Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги, 1960, 46.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 379