Живая Этика. Антология гуманной педагогики

II. Высокое понятие Учительства

«...Наставничество открывает народу высшую культуру»

Зов. 24.04.22. Ты, Давший голос и щит мне, пошли Учителя на путях моих, открыто сердце мое.

Об.,60. Учитель поднимает достоинство духа.

Зн.,84. ...Не будем брать примера с великанов и героев, напомню маленького индуса, познавшего Учителя. Мы спросили его: «Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?» Мальчик улыбнулся: «Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будут светить двенадцать солнц». Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу реки сидит мальчик, знающий Учителя. Есть проводники электричества, также есть объединители познания.

Н.,190. О, явление знания, когда же ты придешь к человечеству! Слышите крики на площади, там кого-то изгоняют или венчают, и толпа одинаково не может понять, что она делает. Поистине, нужно умножить школы и преподавать смысл жизни. Учитель должен стать не сикофантом, но носителем правды. И народ должен уметь защитить учителя, когда он подвергается гонению тиранов. Учитель должен отказаться от богатства, но сограждане должны дать ему жизнь, полную познания. Не думайте, что скоро утвердится значение учителя. «Тысячелетия пройдут, но учитель не будет признан», – так говорил Мыслитель. Слова годятся для каждого дня.

NB. Настоящим проклятием современных школ и вузов являются «наемники». Для них педагогическая профессия – это прежде всего средство заработка на жизнь. Им никогда не подняться до высот мастерства и не овладеть искусством учительства. Это не их призвание. Они никогда не задумывались, что задача педагога заключается в том, чтобы работать над душой ребенка и могуществом любви, терпения, веры пробудить его духовное начало.

Истинные духовные наставники ничего не ищут для себя: у них нет честолюбивых устремлений к власти, они не используют преподавание как средство для приобретения авторитета или положения. Именно они являются носителями и созидателями подлинной культуры.

Н.,477. Можно удивляться, что само искусство учительства не вызывает внимания...Так пусть учительство производится среди самых широких слоев. Пусть учитель сам озаботится, чтобы его достоинство было высоко. Мысли о великих Учителях вырастут легче, когда понятие учительства будет накрепко осознано.

Учительство должно быть освобождено от своекорыстия. Учитель передает знания, им накопленные, но он не будет выдавать их за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с той же готовностью передать их грядущему поколению. Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учитель есть одна из высших степеней государства. Не учитель, но наставничество открывает народу высшую культуру. Так пусть не высшая корысть ведет к учительству, но служение благу.

Такое познание служения не приходит внезапно, его нужно воспитать. Так пусть каждый школьник уже почует себя учителем по отношению к младшим.

Пусть дадут уроки, руководимые старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться своим познанием.

Не следует смотреть на такое служение как на скучную тягость, наоборот, пусть каждый научится радостной отдаче, только в этом давании рождается истинная радость.

Мыслитель учил: «Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, даже если у него нет ни единой вещи. Как славно даяние, которое не может истощиться».

NB. В нашем несовершенном обществе быть учителем – непрестижно. Но мне не приходилось встречать несчастного и униженного человека среди тех учителей, которые пришли работать в школу по призванию. Это люди, осознающие свою миссию и сохраняющие достоинство педагогической профессии в любых условиях. Они любят детей, любят свое дело, всегда находятся в поиске нового, их жизнь интересна, содержательна и благодарна признанием и любовью детей.

Н.,663. Также нужно повысить понятие народного учителя так, чтобы был одним из первых деятелей страны. У Нас очень огорчаются, когда видят унижение учителя. Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о Надземном, указать красоту небосклона и расширить мысль маленьких слушателей?

М.О.,I,582. Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли забыть, какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызывает восторга? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Можно ли ощущать построение при скрежете зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так Говорю, так Повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее. Не упустим часа, чтобы устремить мысль к радости будущего. Но позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны. Приходит время, когда дух должен быть образован истинным познанием. Огонь у порога.

М.О.,I,583. Нужно смягчить сердце учителей, тогда они пребудут в постоянном познавании. Детское сердце знает, что горит и что потухло. Не урок заданный, но совместное с учителем устремление дает мир чудесный. Открыть глаза ученика – значит вместе с ним полюбить великое творение. Кто не согласен, что для устремления вдаль нужно стоять на твердой почве, стрелок подтвердит. Так научимся заботиться обо всем, что утверждает будущее. Огонь у порога.

 

«Какие признаки учителя ценить?»

Об.,118. Могут спросить: «Какие признаки учителя ценить?» Вы уже знаете о качестве действия и можете уже применить новые подходы к действию. Надо предпочесть того учителя, который идет новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несет на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создает зовущую мощь. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд. Нужно признать за основание зов новизны. Бывает время, когда можно идти лишь вперед. Сохраним зов воли в беге непрестанном и над бездной не промедлим...

Укажите друзьям, какое счастье быть вечно новыми. И каждый электрон Нового Мира даст новую мощь. Поймите мощь Нового зова. Вы можете применить ее в жизни каждого дня.

Оз.,3,V,19. Встречая язвенных детей, спросите о качестве учителей... Берегитесь их! Главное, детей берегите. От них детские язвы. Они идут в школу. Для них исторический факт и закон знания не существует.

С.,239. Если Учитель не проявит терпения к первым шагам ученика, Он не будет Учителем. Если Учитель не поймет путь ученика, Он не будет Учителем. Если Учитель не наложит руку на глаза ученика, Он будет ослепителем. Так обережем путь сердца. Чуждо сердцу Учителя каждое притеснение.

Если есть любовь и свобода в сердце Учителя, он и ребенку поможет стать свободным.

М.О.,I,331. Учитель обязан следить за качеством мысли ученика. Не самые проделки, но течение мысли будет путем продвижения. Не сверхъестественно это понимание чужой мысли, но оно складывается во многих движениях и взорах. Немного внимания – и учитель увидит огни глаз. Очень значительны эти блистания, которые для мудрого врача дадут целую историю внутреннего состояния.

М.О.,I,445. Учитель должен помнить, что каждый несет свою поклажу. Нельзя уравнять всех. Нельзя требовать одной скорости и нужно ободрить каждого, умеющего нести.

М.О.,I,495. Учитель умеет понять сущность характера ученика. Негоден Учитель, пожелавший уравнять всех учеников, тем он себя унизит и совершит непоправимое злодеяние, насильствуя над кармою пришедшего к нему.

Задача учителя – распознать способности ученика и открыть перед ним путь.

NB. Сравнительно недавно я окончательно утвердилась в мысли, подтверждение которой неоднократно встречается на страницах этой книги. Качество нашего влияния на детей зависит не столько от того, что мы им говорим, какие методы и средства при этом используем, а прежде всего от того, что мы несем внутри себя. Настоящий педагог должен излучать то, чему он хочет научить. Надо, чтобы из него исходило нечто заражающее других, чему невозможно сопротивляться.

Если же то, о чем мы говорим, не затрагивает нас самих, а мы только делаем вид перед детьми (памятуя о том, что должны показать пример), они сразу почувствуют фальшь, и наши усилия пропадут даром. Истинно, чтобы согреть – надо быть теплым, чтобы возжечь огонь духа в ребенке – надо гореть самому!

М.О.,III,560. Учитель, не оборовший нетерпимость, не может складывать будущее.

А.,127. Так каждый учитель должен преподать Высший Мир как Высшую радость. Никто не назовет радость насилием. Никто не будет осуждать приносящего истинную радость. Но сколько вдохновения можно развить в себе, чтобы быть провозвестником радости. Если учитель достиг такой степени, он заслуживает великого почитания.

Мир Высший есть пробный камень сознания.

А.,484. Нехорош обычай педагогов, которые осмеивают каждую попытку своеобразного решения задачи. Нужно приветствовать поиски новых приближений к истине. Если твердо убежден, что истина одна, не может быть опасений, что найдется какая-то другая истина. Следует проявить самое широкое допущение, только так можно строить сотрудничество.

Бр.,471. Счастье учителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о Прекрасном. Не помогут этому достижению перечни скучных мертвенных событий. Учитель должен сам гореть, чтобы одно приближение его уже передавалось огненно. Трудна такая повседневная задача, но люди испытываются именно на повседневности, которая будет сестрою Беспредельности.

Бр.,601. Также приветствуем и тех школьных учителей, которые найдут час рассказать ученикам о достоинстве и ответственности человека, об энергии всеначальной и всенародных сокровищах. Такие наставники уявят уже путь труда и достижений. Они найдут гармонию между приматом духа и здоровьем тела. Книгу знания они несут в каждое жилье. Жизнь таких наставников трудна. Пусть в них живет животворная мечта о Братстве.

Н.,52. Учитель прежде должен разъяснить сотрудничество между мирами. Невозможно оставлять жителей Земли в заблуждении об их изолированности. Нужно, пока не поздно, дать сведения о ближайшем сотрудничестве миров...

Н.,171. Каждый может найти сведения о невидимом мире. Даже не очень стремящиеся найдут указания о существовании Мира Тонкого, нужно лишь обострять свободную волю в этом направлении. Но люди страшатся подумать, что дом их не на Земле, но где-то в пространстве.

Учитель должен развить мышление учеников в направлении миров дальних.

Н.,176. Великий Учитель часто обращал взор учеников к светилам: «Много домов и везде жизнь». Он хотел, чтобы ученики полюбили Беспредельность.

Н.,689. Каждый учитель должен быть учеником сердца, без этого все наши устремления окончатся разрушением.

Н.,862. ...Учитель должен помочь тем, в ком горит огонь, ведущий к мирам дальним... От таких детей следует ожидать труд на Общее Благо.

 

Учительство – Великий Закон Космоса

Зов. 17.07.22. Уже знаете: доброта и ум не приводят к Нам – явление духовности необходимо...

Но это качество приходит в минуту готовности духа...

Мысли о благе подымают к вибрации души Учителя.

Помни, душа Учителя – ваш дом.

Не забудь Его в стремлении ко благу.

Во имя человечества Говорю вам.

Учитель всегда у дверей ваших,

Но оставьте двери открытыми...

Не думайте, что Братство Наше скрыто от человечества непроходимыми стенами.

Снега Гималаев, скрывающие Нас, не препятствия для ищущих в правде, но для любопытствующих.

Различайте между ищущим и сухим скептиком-исследователем.

Погрузитесь в Нашу работу, и Я помогу вам на пути к Тому Миру.

Мы шлем вам весть эту.

Оз.,2,VI,3. Туда, где народ ждет, Мы посылаем Наших избранных. Поверх лучей земных горят лучи духа...

Оз.,3,V,2. ...Только отказавшиеся сознательно от личного и перенесшие сознание в понятие эволюции мира могут, в Нашем понимании, называться подвижниками.

Необходимо, чтоб этот процесс совершился сознательно, вне случайности внешних условий...

Путь отказа от безобразия жизни позовет дух на правдивые искания.

Затем очевидность связи миров заставит научно задуматься.

Эта дума, несказуемая, является началом духовной дисциплины. Эти искания, лишенные личного начала, пробуждают рефлекс действия – оно называется подвигом.

Вообще, лучше слово святой заменить названием вполне определительным: подвижник.

Явление подвига не прекратится в жизни, и нелицемерно мы сможем определять очевидные явления.

Нужно рукотворить подвиг жизни.

Оз.,3,V,3. Пророк есть человек, обладающий духовной дальнозоркостью. Так же, как на физическом плане есть близорукость и дальнозоркость, так же просто надо отнестись к качеству дальнозоркости духа.

Было бы совершенно невежественно отрицать пророчества.

Было бы совершенно глупо порицать пророков.

Об.,164. ...Вспомните ваших социальных пророков, которые на столетия вперед намечали события человечества. Вы не называете их мистиками или ханжами. Вместе с Нами вы зовете их дальнозоркими психологами. На этом определении Мы с вами согласимся и остановимся.

Кстати, вспомним, что осужденное слово пророк значит предрекающий.

Социальные пророки предрекали течение событий; значит, это понятие не менее реально, нежели медицина и астрономия.

Махатма означает Великая душа, вместившая явления Нового Мира...

Оз.,3,V,18. Усвоив признаки вестника, напомним признаки сотрудников: без предрассудков, подвижные в действии, молодые духом, пучины не боящиеся...

Об.,65. Условие Наше для сотрудников – полное желание приложить к жизни Наши основы; не теория, но практика.

Учитель несет пламя неугасимого подвига. Учение не прерывается ни усталостью, ни огорчениями. Сердце Учителя живет подвигом. У него нет страха, и слова боюсь нет в его словаре.

Зн.,76. Поспешим, поспешим к понятию Учителя. Окружим его стеною преданности и тем окружимся крепостью. После скитаний поймете: где удача, там Учитель; где поражение, там предательство...

Зн.,333. Главное, должно говорить о понятии Учителя. Нужно дать цепь Учителей, из которых каждый будет учеником Высшего. Нужно привыкать к положению, что цельное Учение не содержит противоречий. Можно находить вехи дальних расстояний, но они будут знаками одного пути...

Зн.,653. Чужда людям мысль о послушании Учителю. Как можно духу утерять, когда Учитель есть Маяк Ведущий? Как может ученик утерять свой огонь, когда Учитель являет всем огням возгорание? Как может Щит Учителя задержать, когда ученик устремляется огненно Учителем? Так и живет в сознании человечества малое желание стремиться к занятию, совместно ведущему. Но человечество должно научиться самодействию и воплотить все утвержденные мысли Учителя.

Так Космический Разум достигает эволюции. Так человечество должно научиться созидать высшим путем.

Истинно, подражание Учителю является вмещением Образа Учителя.

Зн.,665. В тонкости восприятия заключается понимание Учителя. В осознании, что Учитель насыщает дух ученика высшим пониманием, заключено все продвижение ученика. Творчество духа может только устремиться, когда мысль возносится. И цепь между Учителем и учеником состоит из духовных устремлений. Истинно, кто же подымет дух ученика, если не его Учитель? Только высшее может продвинуть низшее. Без этого понимания не продвинуться. Так заключим тонкостью восприятия.

Б.,321. Единосущность в Космосе выражается в утверждении Братьев человечества и всех Владык. Когда говорится об единосущности, то нужно понимать, что каждый Владыка есть часть цепи жизни, которая утверждает течение жизни. Каждый Владыка, примкнувший к цепи, направляющей эволюцию, насыщает творческими эманациями течение Космического Магнита. Конечно, каждый Владыка несет в себе все напряжения и направляет жизненные эманации, потому сотрудничество Владык с Космосом так нераздельно, и все направление мышления исходит из этого источника. Творчество духа непреложно.

Б.,548. Из всех принципов, ведущих к расширению сознания, принцип Иерархии самый мощный. Каждый явленный сдвиг творится принципом понятия Иерархии. Куда может дух направиться без Руки Ведущей? Куда может глаз обернуться и сердце обратиться без Иерархии? Когда Дающая Рука Иерарха утверждает направление рока; когда Рука Иерарха устремляет лучший явленный срок и высшие энергии принимают самые приближенные Обличия? Потому зерно духа насыщается Космическим Лучом Иерарха. Когда самый мощный принцип заключает в себе потенциал Огня, то утверждается, как наивысший принцип, чистый Огонь Духа Иерарха. Так будем помнить наших духовных Водителей. Так будем чтить закон Иерархии!

И.,209. Утверждение Учителя напрягает все творческие силы. Без Учителя не может быть звена в великой цепи творчества. Потому все силы Космоса, которые являют ход эволюции, могут утвердиться принципом Иерархии. Как же можно строить без Фокуса притяжения? Ведь каждая сила имеет свои напряжения, которые вызывают творческие устремления источника Космических Огней, который собирает свет и распространяет огонь вокруг себя. Так, истинно, утверждается Космический Фокус, и жизнь должна слагаться вокруг Фокуса. Так творчество беспредельно!

И.,242. ...Конечно, каждый получает Учителя по сознанию...

 

«Взаимоотношения Учителя и ученика»

Оз.,2,VII,9. Наш идеал – не Учителями быть, но Сотрудниками. Но для этого нужно твердое сознание, что обоюдно будет, принесено на пользу решительно все.

NB. Принцип сотрудничества имеет широкую трактовку в Учении. Это и обращение к школьному учителю, который должен не подавлять своими знаниями, своим авторитетом, а организовывать совместный труд, предоставляя ученику свободу выбора, постепенно подводя его к пониманию, что свобода и ответственность тесно связаны друг с другом. Это и сотрудничество с нашими Великими Учителями, направляющими эволюцию человечества. И смысл такого сотрудничества, как я понимаю, заключается в насыщении пространства светлыми, возвышенными мыслями, чувствами, прекрасными мыслеобразами. Думаю, что настало время делать это сознательно, учить такому мыслетворчеству наших детей и воспитанников.

O3.,2,VII,11. Самое страшное – сказать: мы уже постигли. Сам Учитель никогда не скажет эту разрушительную формулу.

Мы знаем План и неустанно постигаем подробности.

Оз.,2,VII,12. Почему чую дух горний?

Учитель щит Свой шлет.

Учитель хочет видеть вас гору созидающими.

Учитель мечтает увидеть, как ничто не смутит вас.

Учитель чует, как мужественно надо вам идти.

Учитель укажет, когда серьезная опасность встретится.

Учитель мужество советует держать готовым.

Учитель усвоить поможет руку худую.

Учитель не напрасно повторяет мысли, давно знакомые.

Учитель смотрит вперед.

Учитель указывает дух держать непреклонным.

Учитель желает жуть прогнать.

Учитель удерживает вас от огорчений.

Учитель удалые замыслы советует думать по-прежнему.

Учитель о здоровье вашем заботится.

Учитель ехать посылает.

Учитель довольно предупредил.

Об.,60. Многое можно простить тем, кто и во тьме сохранил понятие Учителя. Учитель поднимает достоинство духа.

У нас понятие Учителя подобно лампаде во тьме. Потому Учитель может быть назван маяком ответственности. Узы Учения подобны веревке спасательной в горах. Учитель является с момента зажжения духа. С тех пор Учитель неразрывен с учеником.

Не видим конца цепи Учителей, и сознание, наполненное Учителем, возвышает достижение ученика, как драгоценный, всепроникающий аромат. Связь ученика с Учителем образует звено защиты соединительной цепи. В этой защите процветают пустыни.

Зн.,43. Ученик не должен быть одержимым, и Учитель – поработителем. Между тем требуется осознание Иерархии и согласованность действий, совмещение свободной воли с признанием Учителя. Обычно смущаются слабые умы. Конечно, условия и ограничения противоречат свободе в ее вульгарном смысле. Но осознание целесообразности и культура все еще оставляют великое значение Учителя. Принять понятие Учителя будет прохождением первых врат эволюции. Не нужно в понятие Учителя вносить надземные предпосылки. Им будет тот, кто подаст лучший совет жизни. Эта жизненность охватит и знание, и творчество, и Беспредельность.

Зн.,103. Взаимоотношения Учителя и ученика. Учитель дает указания в пределах дозволенного. Он возводит ученика, очищая его от ветхих привычек. Он предостерегает его от всяких видов предательства, суеверия и лицемерия. Он накладывает испытания видимые и тайные. Учитель открывает врата следующей ступени словами: «Радуйся, брат». Он же закрывает словами: «Прощай, прохожий».

Ученик избирает себе Учителя. Он почитает его наравне с высшими существами. Он верит ему и приносит ему лучшие мысли. Он охраняет Имя Учителя и начертает его на мече слова своего. Он являет прилежание труда и подвижность подвига. Он встречает испытания, как свет утра, и устремляет надежду на затвор следующих врат.

Друзья, если хотите приблизиться к Нам, изберите Учителя на Земле и передайте ему руководство. Он скажет ко времени, когда ключ готов повернуться во вратах. Все имейте Учителя на Земле.

С.,306. Учитель может указать направление, иногда может предостеречь, но множество действий нужно произвести самим. Притом нужно проявить эти действия добровольно. В этом добровольческом устремлении и будет заключаться самоусовершенствование. Каждая примесь своекорыстия или страха нарушит спасительную связь.

А.,127. Опознание Высшего Мира должно происходить свободно, добровольно и доброжелательно. Насилие неуместно в таком высшем предмете. Так каждый учитель должен преподать Высший Мир как Высшую Радость. Никто не назовет радость насилием. Никто не будет осуждать приносящего истинную радость. Но сколько вдохновения нужно развить в себе, чтобы быть провозвестником радости! Если учитель достиг такой степени, он заслуживает всякого почитания. Мир Высший есть пробный камень сознания.

А.,246. Около одного уважаемого учителя собралось много учеников. Занятия шли успешно, но потом прошел слух, что в отдаленном городе появился другой учитель. Такое сведение постепенно поселило в учениках сомнение, раздвоение мышления обессиливало их внимание и лишало успешности. Однажды учитель сказал: «Пойду в горы, вы же между тем укрепитесь в усвоении Учения». Учитель ушел. Но через краткий срок нежданно ученики были посещены новым учителем, которому весьма обрадовались. Наконец, один ученик, желая сказать приятное новому учителю, воскликнул: «Насколько твое Учение превосходнее и понятнее прежнего!» Тогда новый учитель снял тюрбан, распахнул одежды, изменил выражение лица, и все ученики узнали своего первого учителя. Они пришли в великое смущение и шептали: «Зачем изменил ты облик?» Он же сказал им: «Хотели иметь нового учителя и превосходное Учение, я помог вам в этом». Так можно и в древних сказаниях найти свойства людские, обычные для всех веков.

А.,490. Во всем происходит движение, так же вибрирует руководство. Высшими качествами Руководства будут: отзывчивость, зоркость и вмещение. Плох будет Руководитель, окаменевший на одном приказе! Высшее Руководство и невидимо, и неслышимо. Особая наука, чтобы дать не меньше и не больше, принимая во внимание планетарные условия.

Не удивляйтесь, что руководимые нередко вообще не признают руководства. Истинно, Руководитель этим не огорчается. Учитель плавания поддерживает вновь плывущих и ободряет, шепча: «Вы сами плывете». Так бывает во всех областях. Не мудро было бы со стороны Руководителя перечислять все космические и кармические условия. Такие нагромождения могут лишь напугать и подавить энергию.

Сложно соприкасание мировых событий: карма рас и племен, карма личности, карма плотная и тонкая, карма давняя и настоящая – все они образуют сложные клубки. Изменить карму трудно, все же до известной степени ее можно регулировать. В этом отношении руководство весьма необходимо. Не нужно понимать руководство как нечто заоблачное; в разной степени руководство происходит и в плотном мире. Потому издревле заповеданное понятие Гуру весьма многозначительно; и уважение, и преданность, и любовь живут около этого понятия. Живой провод психической энергии работает в таких сочетаниях Учителя с учеником.

Руководство есть многострунная арфа!

А.,492. Учитель и ученик неразрывны. Каждый учитель остается и учеником, ибо среди Иерархии он будет звеном в цепи вечности. Так же по нисходящей линии и каждый ученик будет учителем.

Ошибочно думать, что какие-то посвящения возводят на ступени безусловного учительства – только постоянная дисциплина познавания будет живым источником совершенствования. Не будем искать предела в Беспредельности. Не будем понимать познавание как нечто законченное – в этом ограничении мы утеряем радость бытия.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 454