Живая Этика. Антология гуманной педагогики

X. Искусство мышления

Путь к гармонии заключается в искусстве мышления

Об.,103. Искусство мышления должно быть развито в каждом работнике. Только тогда он поймет радость совершенствования и сумеет использовать досуг.

NB. Прежде чем приступить к изучению этого материала, я бы порекомендовала внимательному читателю вернуться в раздел «О мысли».

Об.,234. Вы имеете личное влияние, к вам придут с вопросом: «Как мыслить?» Скажите кратко: «С Новым Миром, все ограниченные суждения отбросьте». Подумайте, как можно отойти от старых привычек. Напрягитесь принять полную чашу...

М.О.,III,429. Человечество должно лучше изучать мышление. Нужно в школах установить науку о мышлении не как отвлеченную психологию, но как практические основы памяти, внимания и сосредоточенности.

Конечно, кроме названных четырех областей науки мышления, многие качества требуют развития: четкость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие. Можно также излечивать вспыльчивость. Если бы часть усилий, затрачиваемых на спорт в школах, уделялась мышлению, то скоро результаты были бы поражающими.

Жизнь и изречения явленных великих сподвижников и героев, конечно, нужно явить во всех школах. Как тьма есть отсутствие Света, так невежество есть отсутствие знания.

М.О.,I,541. Искусство мышления должно быть обновлено совершенно сознательно, но без понимания Трех Миров невозможно повысить мышление до нового уровня. Кто не хочет самоусовершенствования, тот не будет мыслить в планетном масштабе.

А.,550. Почти не найти людей, преданных искусству мышления. Простую задачу олимпийских игр люди способны венчать лучшим венцом. Но где же осознание и поощрение мысли?

Уши не могут вместить гром рукоплесканий за прыжок, но каждый прыжок мысли будет заподозрен и осмеян.

Пусть собираются явленные борцы мысли!

Бр.,330. Следует твердить об искусстве мышления. Если оно недостаточно развивается в школах, то семья должна прийти на помощь. Нельзя допустить, чтобы человек сделался рассеянным. Иначе говоря, невменяемым.

Н.,341. Люди не понимают, что путь к гармонии заключается в искусстве мышления. Много размышлений нужно, чтобы почуять благо гармонии. Именно лишь искусство мышления может утончить чувства. Но как обрести такое искусство? Можно убеждаться, что иногда неграмотный человек обладает им, тогда как очень начитанный не может даже представить себе, в чем заключается такое искусство.

Н.,521. Истинное расширение сознания увеличивает восприимчивость и распознавание. Только мышление может способствовать такому очищению, и для общения с Нами нужно уметь мыслить. Не умеющий мыслить попадает в лес противоречий, вместо того, чтобы найти обобщающий смысл.

Н.,542. Главная основа Нашей внутренней жизни есть упражнение мышления. Заблуждается, кто полагает, что после известного уровня мышление не может быть развиваемо. Мышление от начала должно быть воспитываемо и затем постоянно развиваемо...

Сожалеем о тех, кто воображает, что ему не о чем мыслить. Огромная часть человечества вообще не мыслит. Нельзя считать мышлением обрывки беспорядочных, скучных дум. Они возникают из хаоса и тают так же быстро, как хлопья снега в оттепель. Многие найдут чрезвычайно скучным существование, явленное в мышлении.

Для мыслеобразов не требуется продолжительного времени, их четкость достигается постоянным упражнением. Такие упражнения в совершенствовании не требуют определенного настроения. Когда сущность устремлена к Общему Благу, тогда каждая фаза мышления настраивается в этом направлении.

Н.,713. К сожалению, миллионы лет земного существования недостаточны, чтобы человек раскрепостил свое мышление. Искусство мышления отринуто, и нигде о нем не сказано в школах. Но как же можно осознать Надземное, если везде препоны и запреты? Нужно освободить познание, чтобы Новый Мир мог создаться.

Не считайте мысль о Новом Мире чем-то несбыточным, но следует ощутить себя участником его. Не будет пустой мечтой устремление к жизни обновленной, когда лучшее творчество народов сольется в неукротимом преуспеянии.

 

О качестве мышления

Зн.,30. Качество мышления надо осознать как целение. Качество признательности является также лучшим очищением организма. Нашедший зерно и понявший заботу пославшего может устремить признательность в пространство. Велика целебная сила эманации благодарности.

Зн.,77. Берегитесь пагубы недисциплинированного мышления.Мыслите лишь в новых формах. Задавайте себе задачи с конкретным решением вопросов жизни. Считайте день потерянным, когда не осмыслите Нового Мира.

Зн.,345. Совсем не так легко научиться мыслить. Трудно развить напряжение мысли, но еще труднее достичь высокого качества помысла. Часто разумом человек твердит себе: «Буду мыслить чисто», но сущность его привыкла к эгоистическому мышлению. Тогда получается самая нежелательная форма мысли. Две птицы летят из разных гнезд и не могут слиться воедино.

Нужно упражнять мышление не разумом, но огнем духа, пока всякая двойственность не исчезнет. Мысль может иметь мощь, пока она совершенно монолитна, но всякая трещина не только лишает силы, но космически вредна, внося в пространство диссонанс.

Нужно дать известное время для овладения мыслью, но полезно твердить себе о единстве сущности мысли. Радуемся разнообразию мышления, но каждая мысль должна быть чиста, как алмаз.

И.,74. Качество мышления, по испытанию своему, принадлежит к категории тончайших энергий. Невозможно измерить флуктуацию мысли, потому Мы установили испытание учеников по утончению мысли. Каждые три года Мы даем возможность ученику высказаться по поводу однородного события. Лишь по этим срокам можно видеть движение самости, кооперации, терпения и преданности. Можно подобные опыты применять к прочим проявлениям энергии. Тем более, что люди совершенно забывают об испытании. Так же можно испытывать самого себя, устремляя взгляд на старые вещи и следя за отражением влияния воспоминания. Также можно проверять себя на цветах, на музыке, на чтении давно прочитанной книги. Можно научно следить за воздействием окружающего на давно знакомый предмет. Сколько ступеней может быть отсчитано вперед или назад! Кстати, можно подумать, почему ступень, вторично проходимая, всегда много труднее.

С.,293. Четкость мышления и выражения должна быть качеством Агни Йога. Мало кто стремится к четкому мышлению, и мало кто дает себе отчет, сколько тонких, уже готовых отпечатков не могут в явленном земном мире приложиться. Сколько тайн, неудач не могут быть объяснены спутанным мышлением! Все стремится к четкости.

Н.,940. О качестве мысли нужно подумать как для Земли, так и для Мира Надземного. Знаете, что там сообщаются мыслью, потому умение мыслить является особенно нужным. Представьте себе жителя, привыкшего мыслить запутанно и длинно, он испытывает большое затруднение в общении с окружающими...

Жаль смотреть на таких косноязычных, они путаются в лабиринте темных, слабых помыслов.

 

«Искусство мышления должно быть развиваемо в школах»

Об.,207. От учителя зависит быстро определить направление мышления ученика, ибо ошибочное напутствие есть тяжкое преступление, этим можно лишиться лучших работников...

Зн.,545. Внесознательном мышлении есть одно поражающее свойство – чувствовать грядущее наоборот. Приближение чего-то ощущается, но извращенное сознание преломляет представление. Не стоит приводить примеры, когда люди радовались перед несчастьем и ликовали перед поражением...

Культура чувствознания требует заботливого устремления... Навязчивость идей, впитанная с детства среди условного обихода, убивает попытки разумного мышления.

Б.,496. Чувствознание развивается через искание новых путей, потому подвижность – признак чувствознания. Скажем всем новым, что решительное отречение от всех старых привычек и устремленное искание – основа успеха.

И.,44. Как бережно должны ученики определять качество своих мыслей – не утаился ли где червь самости или самомнения или явления себялюбия? Честность признания есть явление, которое каждый дух должен в себе развить.

И.,45. В развитии явления чуткости залог расширения сознания.

И.,308. Наш путь – учить и наблюдать, как различно будут думать люди с распущенным мышлением. Можно при школах учредить классы мышления и наблюдений за процессами жизни. Часто можно заметить, как малыш лучше взрослого поймет скрытую сущность случившегося. Лишь по внутреннему ощущению подойдем к справедливой оценке.

С.,22. Советуйте развивать мышление и наблюдательность. Сердце не может занять свое назначение, когда вместо мысли – блохи и вместо наблюдательности – крот, с такими спутниками не уехать! Теперь именно время углубления мышления... Сказано – в школах должны быть введены часы уявления наблюдательности и приучения к мышлению.

С.,327. Упражнение внимания есть условие наблюдения за признаками Тонкого Мира. Следует развивать внимание разными способами. Можно из симфонии избрать и выследить один голос, но можно признавать несколько ладов одновременно. Также полезно установить звучание тишины. У молчания много тонких голосов, и уследить их ритм значит приблизиться к Тонкому Миру.

С.,519. ...Незапамятные Заветы требовали воспитания наблюдательности. Сердце, лишенное сокровища наблюдательности, затрачивает массу энергии там, где можно было проявить великую бережность. Учитель должен развивать наблюдательность на самых прекрасных примерах.

М.О.,I,69. Наблюдательность есть одно из главных огненных качеств, но она вовсе не легко развивается и накопляется так же медленно, как и сознание... Потому всеми силами вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. Час, посвященный наблюдательности, будет истинным уроком жизни. И для Учителя этот час будет уроком находчивости. Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. Было бы ошибкой скоро направить учеников в высшие представления. Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это уже будет достижением. Это не так легко, как кажется ненаблюдательному глазу. Затем будем ускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать через незнакомое помещение и все же сосредоточить наблюдательность. Так можно открыть слепоту и утвердить истинное зрение. Для всех чувств можно составить программу упражнений. Так выразятся огненные действия в простом упражнении. Дети очень любят такие задания, унося эти упражнения сознания в Высшие Сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет: «Я еще увидел!» В этом «еще» может заключаться целая ступень. То же радостное восклицание будет приветствовать впервые замеченную огненную звездочку. Так начнется истинная наблюдательность.

М.О.,I,205. Даже на самых простых физических действиях можно замечать влияние мысли. Например, можно бросать мяч с одинаковым физическим усилием, но, сопровождая различными мыслями, и, конечно, сила удара будет различна. Так можно видеть, сколько мы сами препятствуем или усиливаем даже обычные наши действия. Нужно вводить в школах подобные опыты, чтобы на простых физических аппаратах показывать силу мысли. Витамины сами принадлежат к области психической энергии, иначе говоря, относятся к сфере огненной; значит, их объединение с огненной мыслью даст самое мощное сочетание.

М.О.,II,61. Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено упражнением. Но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, потому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещенным. Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить. Можно найти множество примеров, когда срывчатое мышление и необузданные чувства вели к пропасти целые народы. С другой стороны, леность мышления и тяжкодумие разрушали уже сложенные возможности... Так, нужно рассматривать искусство мышления как здоровье народа.

Н.,207. Мыслитель говорил: «Учитесь думать. Начните с самых простых помыслов. Лучше всего начните мечтать о самых прекрасных предметах. Умейте мечтать, ярко переживая созданные образы. Только мечты разовьют воображение. Куда же пойдем без воображения? Как претворим самые прекрасные наблюдения без воображения? Поистине, устремление к Высшему поможет воображению. Ничто не останется без движения. И воображение должно расти, иначе оно может потухнуть, и кто знает, когда удастся опять возжечь его? Мечта зарождается в дни детства, помогите зачаткам мышления».

NB. В Учении особое внимание уделяется направленности мышления к Высшему, а это требует соответствующего его содержания. Искусство мыслить – это обращенность мысли к прекрасному, это питание ее красотой.

Позитивное мышление находит свое выражение в способности видеть лучшие, светлые стороны в себе и в других людях, в окружающем мире, прощать недостатки. Но достичь этого возможно, лишь постоянно вырабатывая в себе привычку к чистым, благородным мыслям, утончая свое сознание, осознав необходимость и высшую целесообразность духовного добротворчества.

Н.,213. Уже достаточно сказано о качестве мысли, когда добрая, сильная мысль дает и токи прекрасные, но злая посыплет землю мертвенными шлаками.

Учитель должен наставлять учеников к продолжительному мышлению о прекрасном.

Н.,353. Когда древние предлагали человеку познать самого себя, они, прежде всего, заботились о развитии наблюдательности. Такой процесс не содержит ничего таинственного, – человек должен быть внимательным к самому себе и к окружающему.

Н.,359. В древности обучали тонкой зоркости. Для этого ставили перед учеником какой-либо предмет, затем через некоторое время неожиданно предлагали закрыть глаза и описать видимость предмета. Люди воображают, что они запомнили отчетливо, но, в сущности они усвоили лишь очертания, и не могут указать характерные особенности. Но именно в таких особенностях заключается стиль и сущность предмета.

Нужно отдать справедливость, что в древности обращали много внимания на изучение психической природы человека.

Н.,568. Урусвати знает, что неразвитое воображение весьма вредит усовершенствованию. Люди понимают под воображением нечто ложное, но на самом деле правильно развитое воображение служит расширению сознания. Оно способствует вместимости и подвижности мышления...

Н.,573. Урусвати знает, что чуткость должна быть воспитываема. Конечно, чуткость – врожденное качество, но оно зависит от чистоты сознания...

Среди самого обычного быта можно находить те же возможности для обострения чуткости, как и в высших лабораториях. Пусть человек применит все возможности, ибо каждый находится под космическим воздействием.

Мыслитель поучал: «Надземные Миры посылают нам тончайшие чувствования, научимся воспринимать их».

Но если говорим о чувствознании и о сердце, то необходимо утвердить мысль как мощь и сотворчество Бытия.

NB. Мышление не исчерпывается интеллектуальными навыками, способностью к аналитической деятельности. В данном случае мы имеем дело лишь с одним его видом, так называемым формально-логическим, или понятийным.

Гармония же может быть достигнута только синтетичностью мышления, что предполагает равноценное развитие логического и наглядно-образного мышления. Владея образным мышлением, мы можем воспринимать мир как целостность, а не мозаику.

Сегодня нередко высказывается мысль, что с развитием образного (эйдетического) мышления связаны в конечном счете все резервы человеческого духа. Важно, чтобы в школе дети не утрачивали, а развивали изначально данную способность к образному восприятию мира.

Искусство мыслить – это мыслить творчески, созидательно, конструктивно.

 

«Привыкайте вкладывать значение в каждую речь, изгоняя ненужный лепет»

Об.,78. ...Нужно дать каждому свое слово сказать и найти терпение. Пустую молву обрезать и найти десять слов против каждого слова, поносящего Учителя. Именно не промолчать на стрелу против Учителя. Матерь и Учитель – эти оба понятия должны быть ограждены каждою книгою. Свет величия не потушим.

Об.,89. У Нашей Общины не нужны утверждения и клятвы. Непритворны траты труда и незабываемы явления долга. Разве возможно многословие там, где приняты жизни на попечение.

Об.,91. Почему нужно быть неуклюжими? Почему нужно производить впечатление невежд? Почему наши должны быть небрежными? Почему, когда идет спор, наши должны быть крикливыми? Почему наши должны болтать без меры? Обходите ненужную грязь. Видите, как каждую подробность нужно подчеркнуть, иначе обычай Нашей Общины не укрепится в вас.

Об.,100. ...Привыкайте вкладывать значение в каждую речь, изгоняя ненужный лепет.

Трудно отказаться от чувства собственности, также трудно преодолеть лепетание.

Об.,102. ...Тоже необходимо, чтобы слово выражало точную мысль.

Об.,126. ...Для вечерних собраний очень остроумно отметить необычайный состав речи или очень странное выражение, но подумайте, не зависит ли от каждой буквы этого выражения множество жизней? У каждого должно вспыхнуть сознание важности часа, в котором он признан. Когда давно говорю о легкомыслии, нужно было сразу принять в сознание серьезность момента и заставить себя вместить чувство ответственности. Вне дел, вне личных и вне групповых преуспеяний нужно ощутить эволюцию с ее особенностями. Старайтесь улучшить собрания.

Об.,132. Не захлебнитесь многословием. В многословии теряется гибкость и находчивость. Многословие создает нарезку винта, и ничто новое не может пройти этим жерлом. Все пули отливаются на фабрике, но фабричное изделие не дает нового знамени. Община без гибкости и находчивости превращается в очень скучное времяпровождение. Как же для каждого найдете особую пулю по одному винту? Вот пришел ребенок, вот девушка, вот воин, вот старик – нельзя дать всем один совет, иначе разбегутся все ваши гости.

Конечно, вы скажете: «Мы отлично знаем, как действовать». Мне же придется ответить – тем хуже, если знаете и не делаете. Много мужества надо, чтобы послушать ваши нарезные речи. Необходимо научиться говорить короче и содержательнее, иначе община будет отменена по скуке. Скука опасный зверь! Но гибкость и находчивость одни сохранят свежесть дерева свободы!

Об.,141. ... Сладкоречив может достичь своей цели вследствие эффекта слушателя. Скорее можно победить молчаливым жестом, нежели холодной риторикой.

Об.,150. Ускорение взаимопонимания заключается не в произносимых словах, но в затрагивании центров мозга. Существует замечательный опыт, когда говорящий устанавливает ток понимания и затем внезапно меняет язык, выбирая наречие, не знакомое слушателям, и феномен понимания продолжается.

Об., 159. ...Усилия Наши направлены на простейшие средства при образовании новых общин следить за простотой всех приемов. Нужно начать с витиеватой подслеповатой речи. Сведите речистого путника на берег горного родника – пусть устыдится! Ныне утром незаменимо усталость прогнал звон родника. Эта эманация энергии равна сильному воздействию электричества.

NB. Люди спорят, потому что одно и то же явление они видят по-разному. И задача учителя – помогать учащимся в кажущихся противоречиях видеть различные стороны одного и того же предмета. Особенно важно упражнять их на различных жизненных ситуациях, чтобы, встретившись с ними в реальности, они понимали, что способы их разрешения разнообразны. Отсюда рождается и терпимость, и уважение мнения другого человека, способность слышать, принимать и ничего не отрицать.

Об.,172. Сомневается кто-то, как примирить ассимиляцию сознания с обменом мыслей, называемым спором? Нужен ли спор? Будет ли спор явлением диссимиляции? У Нас спора не существует, он выражается в обоюдном обогащении сознаний. Именно долгая ассимиляция позволяет претворить противоречия в обогащение запаса знаний. Противоречия – обычно лишь различные качества одного и того же явления. Конечно, когда противоречия истекают из невежества, то спор обращается в яму отбросов.

Пусть сознание осветит подвал мышления, и смежные споры обратятся в рассуждение пользы и радости.

Об.,208. Широко можно собирать молодых сотрудников. Учитель хотел бы видеть напряженное дыхание, вместо маленьких пересудов. Ночь лежит над боящимися, явный ущерб им менее заметен, нежели волос лишний на голове соседа. Можно ли думать об общине, когда заняты сплетнями? Но трудность уменьшается, когда знаем, что ратники клеветы могут остаться за стенами новых городов. Пусть клеветники просмотрят список всего, ими оклеветанного. Не будет ли это список человеческих, эволюционных нахождений? Никакая клевета не повлияет на следствие эволюции. Но клевета есть пожирательница жизненного топлива и, с точки зрения целесообразности, должна быть уничтожена. Нелепое, бранное слово часто не сопровождается четкою мыслью, но природа клеветы выношена во тьме, и мысль несет ее неслышно, как полет филина.

Спрашивает кто-то: «Зачем так обращать внимание на клевету?» Спрашивающий не знает об экономии энергии. Не нужно печалиться о сорной дороге, но горе сорителям!

Об.,222. Люди даже при еде запинаются о непривычную посуду. Было бы непоправимой ошибкой послать мысль, не считаясь с качеством приемника. Давно говорилось о необходимости понятного языка для каждого слушателя, но в жизни это применяется очень редко.

Нужно, при убеждении посредством применения психической энергии, употреблять язык убеждаемого. Могли не раз заметить, как язык Учителя соответствовал выражениям учеников. На этом слагались нелепые подозрения о подделках, ибо кому-то казалось странным, что характерные выражения ученика передавались речью Учителя. Но никто не подумал, что таким образом облегчалась усвояемость. Нужно также понять, что при совместной работе обобщаются способы выражений – иероглиф понимания углубляется. Но незнайки продолжают клеветать о подделке и не хотят обернуться на себя, припомнив разницу своих выражений с разными людьми. Мы лишь расширяем тот же принцип. Мы предлагаем применить язык слушателя во всей его характерности. Нам нет дела, в чем Нас будет обвинять обыватель, Нам нужно благое следствие. Если для спасения от опасности вы должны применить самое странное выражение, не помыслите же промедлить! Это условие необходимо при усовершенствовании передачи мысли.

Прежде всего, вы должны испытать свою находчивость и применяемость в самых различных условиях. Легкость приемов мышления создаст крылья мысли вашей. Можно начать с самого характерного выражения слушателя, это привычное слово легко закрепится в сознании, но для этого нужно сострадательно подметить все характерное. Придется иметь тысячу глаз.

Об.,241. ...Слово содержит тысячу мыслей. Слишком грубо приписать слову точную выразительность. Только сопоставление понятий может определить качество мышления. Спросите – что именно для вас наиболее неприемлемо? Чем вы наиболее привлечены? Не раз спросите, иначе самое нужное будет забыто. Люди не привыкли четко определять неприемлемое. Всякий человек не согласен, но боится дать себе отчет. Ребенок чем-то привлечен, но не знает, как подумать об основной причине. Новый век нуждается в ответственной четкости...

Об.,246. Несвободный, мыслящий из себя, действующий для себя человек погружается в океан лживых течений. Даже речь, как проявление внешних выражений, человек перестраивает по-своему, эгоистически. Обратите внимание, как переставляют ударения на словах чужих наречий, вопреки смыслу и филологии. Люди перекраивают чужие звуки под обычай своей страны. Ведь самомнительность невежества и пренебрежение к соседу сказываются в искажении речи. Продумать и проникнуть в значение чувства соседа несовместно с грубостью маленького самомнения. Чувства безответственности и неизжитой собственности творят феодалов современности нашей. Замечайте: искажающий смысл речи бессмысленной перестановкой ударения будет человеком, лишенным сознания эволюции. Чуткий человек предпочтет обойтись простыми выражениями, чтобы не разрушить неведомого ему смысла. Никто не может выслушивать вестника, извращающего смысл поручения. Осуждающий, обратись на себя! Неправый собственник, не забудь, что чужое пристрастие к собственности есть лишь твое отражение! Заботься прежде всего о вместимости своего сознания. Если зверь собственности не поглощен навсегда сознанием твоим, ты останешься несвободным, соблазняемым миражом Майи. Познавая, можно трудную задачу собственности решить в радости света. Пекарю разрешается съесть все хлеба, но он этого не делает. Человек, осознавший сущность всех вещей, не нуждается в них. Сознание должно быть предметом первой заботы. Берите все реально в пределах всей жизни.

Несвободный, действующий для себя погрузится в океан лживых течений.

Об.,255. Не поддерживайте спор с незнающими. Явите явное молчание, если знаете о невменяемости собеседника. Утверждайте молчанием знание свое. Чуждые люди не затемнят ваш взгляд. Учите ваших молодых друзей промолчать, когда нет моста к сознанию. Учите их только один раз взмахнуть мечом, если пролетит стрела оскорбления.

С.,81. Когда вы встречаете человека, воистину устремленного к великим построениям, вы не станете говорить об обеденной похлебке или о ничтожных приключениях вчерашнего дня; вы будете стремиться в будущее в размере мышления собеседника...

С.,107. Сколько сказано о языке сердца, но все же для большинства он остается неприменимой отвлеченностью. Не будем настаивать на высших формах этого способа сообщения, постараемся усвоить начальные основы, которые должны быть явлены незамедленно и без особых подготовлений. Каждый язык, прежде всего, имеет назначение взаимопонимания, значит нужно стараться не только понять собеседника, но и делать для него свою речь легкоусвояемой. Для этого умейте говорить на языке собеседника. Говорите его словами, его построениями, только так он легко запомнит и примет в сознание вашу мысль. Так научимся вмещать слова собеседника и незаметно перейдем к характеру его мышления. Форма высшего общения будет уловление мысли без звука.

С.,126. Хорошо делаете, различая особенности выражений. Именно в этом заключается музыка духа. Не случайны все оттенки речи! Сколько психического пламени пробегает по нервам, окрашивая речь!

С.,39. Главное, говорите о духовном. Путь духа, как ничто другое, развивает сознание и очищает жизнь. Смотрите на беседы о духовном как на практические упражнения сердца. Нужно очищать сознание, как путь к преуспеванию. Говорю опять не отвлеченно, но приложимо к жизни...

С.,169. Бывает у людей такое одичание духа, что они могут существовать, лишь осуждая друг друга. Это не досмотр доспеха с целью помощи, наоборот, осуждение становится смыслом жизни. Если у такого осуждателя отнять язык, он пропадет, засохнет, как растение без воды...

Зн.,21. Рассуждения об исторической клевете правильны. Клевета есть топливо костра подвига. Клевета неудобна лишь для общежитейских действий современности, но в исторических перспективах пламя клеветы самое разноцветное, и без клеветы благодарное человечество похоронило бы самые яркие явления...

Зн.,50. Когда же люди поймут значение мысли и слова? Все-таки для них просыпать мешок малоценных зерен гораздо значительнее, нежели просыпать уничтожающие слова. Любой грызун подберет зерна, но даже Архат не уничтожит следствия мысли и слова. Отправляясь в плавание, берут только избранные вещи, но речь не может понять смысла и последствия. Мы не устрашаем, но дым за пазухой можем указать.

Зн.,52. ...Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения. Кто же познал свое неразумение, пусть покроет его действительным разумением. Исчерпать неразумие можно разумным сотрудничеством. Платное отпущение раскаявшегося грешника не есть ли самое тяжкое преступление? Денежный подкуп Божества не хуже ли первых форм фетишизма? Этот устрашающий вопрос нужно освещать многосторонне, иначе белье человеческое очень грязно.

Зн.,106. Прав восстающий против грубых и двусмысленных выражений, ибо источник их невежество. Речь должна быть прекрасна, ясна и глубока значением.

Зн.,181. Мы учили вас улавливать основную мысль, не поддаваясь внешности изложения. Как Будда указывал по одному слову строить целое содержание, так же и вы расширяйте понимание ваших учеников по одному слову и знаку. Главное же не стремитесь повторять. Если приемник духа готов, то каждая мысль вонзается стреле подобно...

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 523