Живая Этика. Антология гуманной педагогики

XI. Воспитание воли

«Свобода воли есть прерогатива человека»

Зов,12,01,23. Прошу обострить волю – помогает полету стрел. Воля есть тетива лука сознания.

Зн.,222. Свободная воля служит предметом наибольших противоречий. Для одних она превращается в своеволие, для других в безответственность, для третьих – в безумие самомнения. Только прошедший дисциплину духа может осознать, как сурова действительность свободы.

Зн.,463. Воля людей застегнута на семь застежек. Человек говорит – я собрал всю мою волю. Между тем в это время он и боялся, и сомневался, и ненавидел, и шатался. Так не действует воля. Она может послать стрелу, лишь когда все тяжести сняты.

Зн.,596. При мозговом, волевом приказе действуют также и физические нервные центры, но сердечная посылка совершается без натяжения внешнего. Сердце может действовать лишь при духовном освобождении от физических напряжений. Не забудем, что западная школа следует обычно мозговым, тогда как на Востоке, где основа еще не утерялась, по-прежнему знают, что мощь заключается в сердце.

NB. Воспитывать качества человечности, облагораживать свое мышление возможно только на основе развития воли. Всякая власть над внешним миром иллюзорна, пока не утверждена власть над собой. Поэтому в контексте идей духовного воспитания воля выступает, с одной стороны, его механизмом, а с другой – высшим духовным качеством человека. В традиционном понимании воля – это напряжение, исходящее из сферы рассудка. В Живой Этике акцент делается на воспитании сердечной воли. Механизм ее действия совершенно иной, он исключает насилие над индивидуальностью ребенка, а основывается на пробуждении и развитии его сознания. Думаю, что такая трактовка воли – ключ к пониманию всех остальных понятий, содержание которых нам приходится сегодня заново осмысливать.

Бр.,103. Воля может быть гармоничной с Силами Высшими или хаотичной... Плачевно наблюдать, что воля хаотичная преобладает среди людей. Она не улучшается от формального образования. Свобода воли есть прерогатива человека. Но без гармонии с Силами Высшими она становится бедствием.

Н.,456. Нужно помнить о воспитании воли.

Н.,561. Утеря воли есть разложение. Без воли невозможно встретить волны хаоса.

Н.,573. Каждый найдет в себе индивидуальные препятствия – кому помешает лень, кому недоверие, кому сутолока жизни. Каждому нечто препятствует, но сила воли преоборет все.

Н.,731. ...Нужно, прежде всего, оберечь индивидуальность человека. Воля, чистая и возвышенная, поведет своим путем к тому же единому сознанию и поможет прочистить глаза и уши для восприятия всемирного приложения – в жизни только таким вмещением человек пойдет по пути истинного познания.

Н.,771. ...Свободная воля должна укрепить сознание, и оно утвердит созвучие нервной системы... Теперь много потрясений, и люди особенно должны подумать о подтверждении своего сознания... Люди должны оздоровить свое сознание, на это им дана свободная воля. Пусть прикажут себе не расстраиваться, ибо эпидемия ярых расстройств угрожает человечеству.

Н.,778. ...Свободная воля ценна, если она свободна. Плачевно зрелище безумца, когда он воображает себя свободным, но на самом деле отягощен всевозможными оковами. Может ли воля называться свободной, когда она слепа, и глуха, и ползет в грязи предрассудков?

Н.,832. Человек носит в себе наклонность к самому отвратительному рабству. Человек полон малыми привычками... Можно сожалеть таких мнимосвободных, которые только нарушают ценные вибрации... Итак, взвесим, какие привычки подавляют нашу свободную волю? Поймем, что мы можем сделаться строителями и разрушителями. Явите понимание истинной свободы.

Н.,867. Человек смутно представляет себе лучший дар – свободную волю. Он не знает, какую ответственность налагает на него такое преимущество. Как распорядится он свободною волею, если не понимает мощь самоприказа? Давно сказано, что человек, прежде всего, должен победить самого себя, но какая же победа будет, если человек не умеет приспособиться волею к добру?

 

«Дисциплина – добровольная гармония»

Оз.,2,ХI,4. Дисциплина – начало всего.

Об.,237. Много раз сказано о дисциплине воли и о приказе сознания.

С.,394. Но тот, кто уже почуял престол сердца, тот познает и дисциплину духа.

М.О.,I,443. Самая трудная, но необходимая дисциплина заключается в действии на пользу Мира. Нелегко проследить за собою, чтобы избавиться от мыслей и дел самости. Но зато, когда вся личность отдана Миру, тогда дисциплина становится не только легкою, но даже неощутимою... Считаю, что самодисциплина к Общему Благу есть самое близкое средство для великих достижений.

М.О.,II,98. Только из любви рождается почитание, которое создает дисциплину.

Бр.,13. Существо, полное сомнения, не пригодно для ...сотрудничества. Оно не может даже понять всю прекрасную дисциплину Братства. Именно дисциплину, ибо иначе нельзя назвать добровольную гармонию.

Н.,445. Не нужно полагать, что настойчивость свободной воли не затронет гармонию Космоса. Не только затронет, но умноженно прогремит по всем сферам.

Нужно, чтобы познание мысли помогло и дисциплине свободной воли. Нужно понять, что целые планетарные события зависят от ярости необузданной свободной воли.

Н.,456. ...Нужно помнить о воспитании воли, которая будет лучшим пособием к озарению. Как путеводный факел, вспыхивает озарение и освещает путь, но как воспитать волю? ...Самая крепкая воля слагается на уроках жизни. Не нужно ждать каких-то исключительных событий, чтобы упражнять волю. Пусть она растет на самых обычных каждодневных проявлениях. Так укрепляется самая несломимая воля. Плохо, когда человек твердит себе о качестве воли, она должна накопляться внутри психическим импульсом. На каждом труде упражняемся в укреплении воли. На каждой встрече люди показывают уровень волевой.

Мысль человека течет по приказу воли, и такое ощущение должно быть открытием врат, но не рабством. Настоящее воспитание воли начинается от первого пробуждения сознания. Человек от ранних дней своей жизни уже чует преимущество дисциплинированной воли. Но не все могут преодолеть необузданную волю. Хаос побеждается только осознанием, что эта грубая материя должна быть преображена...

Пока человек не искушен опытом, пусть он послушает совет о воле. Он поймет, как воля должна быть усилена или обуздана. Он поймет, что воля поможет ему не оскорбить ближнего. Воля подскажет, когда можно оказать помощь. Через провод воли и Наше руководство поспешит. Воля подобна очищению, когда она направлена к добру.

Мыслитель нередко указывал на перелетных птиц и говорил: «Какая прекрасная сила руководит этими путниками».

Н.,832. ...Нужно помнить, что свобода есть высшая дисциплина, потому нельзя считать свободными тех, кто лишь уявляет беспорядочное смятение... Не будьте рабами, но явите свободу прекрасную.

 

«Не насиловать свободную волю ученика»

Н.,485. Нужно, чтобы истинный учитель поощрял свободную волю, и разумный ученик, именно напрягая свободную волю, оценил бы значение учителя. Можете заметить, как многократно Мы возвращаемся к противоположениям учительства и свободной воли. Люди нуждаются в особом примирении этих неделимых понятий. Лучшее будущее зависит от гармонии противоположений. Кто не желает понять это спасительное условие, должен принять многие страдания. Учитель не может переродить упрямство ученика, если он не приложит усилий доброй воли. Но добрая воля и есть свободная воля.

Н.,561. ...Руководитель не может насиловать свободную волю ученика, но в то же время руководство должно продолжаться. Эта задача трудна даже для опытного Руководителя. Можно видеть, что такие же трудности находятся в каждом быту.

Не надуманный метод, но звучание сердца может найти консонанс, который найдет путь к совершенствованию свободной воли. Она может быть воспитана, но какие нежные касания требуются, чтобы не раздражить ее. Учитель должен знать, что воля есть самая драгоценная проявленная победа. Лишь воля кует приближение к пути эволюции. Нельзя растоптать этот цветок, процветающий в течение многих существований. Пусть самая утонченная забота проявится около просвещения воли, именно воли.

Утверждаю, что не только образование, но и просвещение нужно, когда руководство касается такого чувствительного аппарата, как воля, она связана с психической энергией. Она есть как бы проявление устремления вперед. Она постоянно вибрирует и должна развиваться. Утеря воли есть разложение. Без воли невозможно встретить волны хаоса.

Мыслитель помогал ученикам напрягать волю на самых обыденных предметах. Он говорил: «Лук не должен оставаться без употребления, иначе он рассохнется и сломается».

Н.,729. ...Воля есть претворенная, заостренная психическая энергия. В древности символом воли была стрела. Теперь много говорят о развитии воли и предлагают искусственные методы, чтобы усвоить волю, но она должна быть развиваема ярой деятельностью.

Когда вы встречаете так называемых безвольных людей, будьте уверены, что они прежде всего лентяи, и во время своего тонкого состояния они пребывали в полусознательном состоянии и не пытались вызвать свою самодеятельность. Таких людей много, и они не скоро поймут, что творческий труд заостряет их стрелу достижения... И таким путем борьбы они облекутся в доспехи воли. Среди каждодневности можно находить прекрасные упражнения воли, и такие естественные пути пусть будут благословенны.

Н.,949. Труд, мысль, воля и вся великая энергия – из этих источников можно черпать неустанно.

 

«Невежество есть матерь своеволия»

Н.,813. Люди несут в себе мощные крылья, называемые волею, но не нужно думать, что такая воля может образоваться самостоятельно, – ее нужно воспитывать, как ценный цветок.

Н.,890. Страх, раздражение, ложь, зависть, клевета и всякие враги человека должны быть удалены, но без свободной воли невозможно их побороть... Поистине, свободная воля может, как меч, отсечь дурные привычки.

Н.,899. Некоторые не понимают различия между своеволием и свободной волей, – прямое различие существует. Свободная воля действует по закону космического ритма. Она начало добра, но своеволие будет враждебно гармонии. Человек, предавшийся своеволию, может натворить неисчислимые бедствия.

Невежество есть матерь своеволия. Человек в таком бедствии не знает Мира Надземного. Он надеется, что и повсюду он будет самовольным творцом своего порядка... Но своеволие плохой советчик, и гибель ведет оно за собою.

Пусть учителя скажут детям о различии между победной свободной волей и гибельным своеволием. Пусть дети поймут, как прекрасен путь свободной воли, когда человек в Мировом Океане будет строителем Будущего.

Мыслитель предостерегал против безумия своеволия.

NB. Сейчас очень модно говорить о свободном воспитании, под которым многие понимают отсутствие всякого воспитания. Родителей убеждают в том, что надо позволять ребенку развиваться самому, без всякого внешнего вмешательства, так как это может разрушить его оригинальность, не дать проявиться всем его природным качествам. Такой подход игнорирует тот факт, что каждый ребенок несет не только ангельские черты, у него много недостатков. И если позволить ему расти, как сорняку, не ухаживая и не создавая питательной почвы для раскрытия его положительных качеств, то результат будет негативным. Если же понимать под свободой удовлетворение всех желаний ребенка, то мы выпестуем слабовольного эгоиста, и любая трудность, требующая усилий для ее преодоления, может восприниматься им как посягательство на его свободу. Такой ребенок будет всегда перекладывать ответственность за свои неудачи на внешние обстоятельства.

Свобода необходима ребенку, но она не означает вседозволенности. Избавляясь от внешних запретов, налагаемых на него родителями и воспитателями, ребенок получает некую иллюзию свободы, но попадает в рабство собственных страстей.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 614