Живая Этика. Антология гуманной педагогики

XII. Семья. Дети

«Семья как устой будущего»

Оз.,3,VI,10. Если бы большинство современных семей не являлись рассадниками пошлости, то именно они могли бы быть проводниками работы общего духа. Но механические матери и отцы умеют лишь лепетать: «Делайте, как все!» Учите малых строить свои города!

Об.,1,4. Семья, род, страна, союз народов – каждое объединение стремится к миру, к улучшению жизни. Каждое сотрудничество и сожительство нуждается в совершенствовании... Пусть люди от очага до пространственных предопределений помнят о ценности сотрудничества. Зерно труда сохнет без влаги взаимности.

Об.,5. Путь жизни есть взаимная помощь.

NB. Этой последовательностью семья поставлена в основание единения людей. Только крепкое основание, т.е. фундамент, сможет выдерживать многоэтажное строение. Поэтому возрождение человеческого общества возможно только на основе возрождения семьи.

Зн.,168. Может ли человек восходить или нисходить для себя одного? Конечно, никакое существо не может действовать без значения для окружающего. Не только каждым действием возмущает оно различные слои атмосферы, но дословно влечет за собою близкие ему существа.

С.,549. Семья во всех Учениях указана как устой будущего. Истинно, кроме всех прочих значений, семья есть рассадник кармических уз. Тем самым Учение будет неполным, не утвердив значение семьи. Нужно увидеть семью как очаг сознательности и сотрудничества. Человечество может встречаться на сотрудничестве, и это качество приведет к осознанию Иерархии. Не следует пренебрегать кармическими Законами. Пусть они для кривых глаз часто незримы, но честный наблюдатель убеждается каждый день, как действуют узы Кармы.

А.,425. Вопросы самоусовершенствования и народного здравия очень связаны, призовем женщину к тому и другому. Оба задания нуждаются не столько в государственном приказе, сколько в семейном.

Нельзя приказать чистоту мысли, даже нельзя приказать чистоту слова. Нельзя приказать чистоту дома, лишь просвещение утвердит здравие духа и тела.

Бр.,57. Истинная семья есть прообраз общинножительства. Она может олицетворять сотрудничество, и Иерархию, и все условия Братства. Но весьма редки такие семьи, и потому невозможно сказать всем, что семья есть символ Братства. Могут ответить: «Семья не есть ли символ вражды?» Насколько люди привыкли не уважать дом. Потому среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт. Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства.

Н.,349. Мы настаиваем на гармоничном единении... Только гармоничное единение производит усиленное воздействие. Гармония есть добро, и только она может дать следствия знаменательные. Так, когда Мы говорим о гармонии, тем самым Мы утверждаем добро.

 

«Люди слагают свое достоинство среди обихода»

С.,173. Человечество нуждается в очищении существования. Так нужно начинать переустройство от очагов, от жизни каждого дня. Не нужно ждать движения целых народов, напротив, по всему миру вне народности, но личным началом будет исправляться жизненный принцип.

А.,70. Обстановка дома также налагает печать на всю жизнь. Даже самая бедная хижина может не оскорблять духовного чувства. Не следует думать, что пустота жизни не замечается детьми. Напротив, они очень чуют построение всего обихода...

NB. Утвердить свое достоинство среди обихода труднее всего. Ведь для этого нужно знать те самые «тайные условия», которые хранит обиход, чтобы научиться ими пользоваться; и как устоять от раздражения и радость в доме поселить вместо скуки, как сохранить любовь и достичь гармонии отношений, как правильно любить детей?.. Школа могла бы восполнить дефицит этих знаний куда более активна.

Н.,53. Пора понять, что народное творчество будет вдохновенным утверждением достоинства... Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен послать свои думы о творчестве. Пусть обиход творится руками семьи.

Н.,324. Мы прежде всего ценим достижения гармонии среди обиходной жизни. Большая часть жизни протекает среди обихода, и нужно наблюдать человека, как он проходит испытание обихода: может ли он сохранить гармонию дома, может ли устоять против мелких раздражений, сумеет ли избежать скуки? Много тайных условий хранит обиход, но нужно в них найти ту радость, что вознесет в надземное бытие. Пусть люди помнят, что они слагают свое достоинство среди обихода. Такое достижение будет прочным.

Н.,500. Мастерство должно быть дано каждому человеку. В рукодельных творениях человек познает вечное совершенствование. В каждом своем состоянии человек может приобщиться к какому-то ремеслу. Это мастерство сохранит человеку молодость мышления, – оно преобразит дом в очаг прекрасный.

Н.,596. Могут сказать – неужели домашний обиход может иметь глубокое значение? Именно может. Постоянно говорят о несчастных безвинно страдающих, но посмотрим в корень быта и найдем множество причин, порождающих несчастье. Могут быть прямые и косвенные причины. Может человек страдать по вине другого, но какая-то связь следствий должна быть.

Простой семейный быт разве не порождает множество следствий? Семья забыта и часто служит злейшим рассадником вражды. Могут ли такие порождения проходить бесследно? К тому же они обычно прикреплены к одному месту, и тем усиливается размножение этих губительных бактерий. И такие людские рассадники являются опасными врагами счастья человеческого.

NB. Обстановка в доме налагает печать на всю жизнь. Недовольство, раздражение, злоречие, проклятия! В таких «семьях» нет места чистым мыслям, улыбке матери, радостной чуткости, сердечному воспитанию. Именно из них приходят в школу «трудные» дети. Что их ждет в школе? Задумываемся ли мы, педагоги, над тем, как защитить этих детей от темноты их окружающей? Дарим ли им свет любви или продолжаем сгущать вокруг них тьму вражды и раздражения?

Н.,700. Невозможно оправдываться несносными условиями быта, когда люди не прилагают усилий, чтобы в каждом обиходе, хотя бы отчасти, внести совершенствование. Малые группы могут перечислить свои полезные достижения, но сейчас Мы имеем в виду не исключения, но массы человечества. Между тем именно массы будут двигателями эволюции.

Легко говорить о садизме, но страшно видеть, что такое немыслимое безумие не пресекается... Сознательное терзание ближнего не отличается от самых диких эпох.

...Так, не только война и смута, но и школа, и семья полны низкими мучительствами. Нужно понять, сколько терзаний и воплей достигает Нашу Обитель. Нужно всем помочь.

Н.,266. Часто можно наблюдать, как один член семьи, стремящийся к просвещению, встречает особое издевательство от всех прочих. При этом одному нужно собрать все мужество против грубых нападений всех остальных. Не часто окажется, что большинство стремится к Свету и может общими усилиями противостоять тьме. Конечно, противоборство против тьмы поможет усовершенствовать силы, но тем не менее вопрос всегда будет краеугольным.

Правильно осуждается поспешность решения семейного положения. Не может быть большего бедствия, нежели тьма в семье. Отсюда рождаются и бедствия будущего поколения.

Мы печалуемся о семейных противоречиях, они лишают сил даже лучших борцов. Нужно подумать, сколько стремлений пресекается в самом зачатке. Сколько кощунств и злословия изливается там, где мог бы основаться очаг добра! И сколько может теряться ценной психической энергии! Люди не дорожат этим даром, он может разлиться, как панацея из разбитого сосуда. Нужно везде, где можно, помочь семейному началу.

Н.,321. Человек имеет даже дар общения с себе подобными. Он научается, что жизнь во вражде в конечном итоге делается невозможной.

Человек признает, что семья перестает существовать при раздорах...

Н.,325. Нет такого обихода, который удовлетворил бы человека.

Не говорю о жажде знания, которая будет достойным исканием. Недовольство обиходом основано обычно на низменных страстях...

...Злой обиход является препятствием к восхождению.

Н.,326. Спросите человека, что он понимает под грубостью. Он скажет: «Сквернословие, хулу и дерзость». Но это будет лишь некоторыми свойствами. Основа грубости незаметна для большинства. Тот, кто соприкасается с тонкими энергиями, может понять, что грубость есть нарушение всего тонкого.

Сейчас Мы говорим о том, что почти невыразимо человеческими словами. Но многие основы непроизносимы, но должны быть очувствованы. Такие безмолвные понимания и соглашения будут связью для будущих достижений. Нет слов, но чувство запоминается и ляжет в основание эволюции. Так человек, утонченный в чувствах, не будет груб.

 

«Враги счастья семейного»

Зн.,446. Люди так привыкли обосновывать жизнь на вещах земного назначения, что даже основы Сущего невместимы, пока человек остается в обычных для него обстоятельствах... Жизнь духа указывает обстоятельства жизни. В том несчастье семей, что жизнь духа не входит в их обиходы. Можно лучшими измерениями украшать жизнь и поднимать течения духа. Но есть некоторый обиход, который обращается в берлогу дикого зверя.

Утратив мост к Миру Высшему, люди не только сe6e вредят, но и всему окружающему. И собаки их полны вредных привычек, и животные, и птицы, и растения не пригодны для эволюции.

Бр.,100. Разруха дома и семьи будет не в словах и действиях, но в мыслях. Безмолвно подтачиваются основы. Люди, сами не замечая, замышляют разложение.

Бр.,242. Вольно или невольно люди не любят осознавать, что часто крупица раздора истребляет лучшие сочетания... Не может процветать единение, где в каждом колесе насыпаны скрипящие песчинки.

Н.,58. ...Мучительство не должно быть допущено во имя достоинства человека.

Много видов мучительства по отношению к людям и животным...Но какое же самочувствие может быть на Земле, где никто не охранен от различных мучительств.

Н.,375. Насколько неразумно поступают люди, понося место, где они живут. С трудом люди поняли, что всякое раздражение недопустимо при еде и отходе ко сну. Но совершенно не желают признать, что темные мысли и проклятия несмываемо ложатся на местожительство. Из самого прекрасного жилища можно сделать притон темных сущностей, происходит это от нежелания признать энергию мысли.

Если бывают предметы, напитанные самыми благими наслоениями, то могут быть и вещи проклятые. Люди забыли, насколько их излучения могут привлекать самых противоположных сущностей. Также люди не хотят знать, что каждое место может сделаться благодатным. Так можно ли проклинать место, которое через человеческое неразумение стало неприятным для жизни? Пусть люди не забывают, что их недовольство и дела лягут на них же.

Н.,866. ...Некому предупредить малышей о вреде злоречия. Они и дома слышат немало злобных проклятий.

 

«Советую явить время для детей»

Оз.,3,V,19. Теперь, когда близится важное время, нужно омыть возможно больше детей, они будут думать о городах будущего. Нужно дать им правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но книга эта еще не написана. Поддельны книги детей, поддельны игрушки, поддельны улыбки воспитателей. Среди сплошной подделки можно ли ожидать правдивости?

Советую явить время для детей. Пусть тащат сами бревна своего города.

Давайте детям лишь настоящие вещи!

Об.,116. Уберегите детей от всего ложного; уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце. Какое сердце возлюбит кулачные бои?

Зн.,547. Можно заметить у детей странные, быстрые взгляды, точно они видят нечто необъяснимое. Впрочем, иногда они говорят что-то о пожаре, о звездах и об огоньках. Конечно, воспитательницы считают это болезнью или глупостью, но именно на таких детей надо обращать внимание. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы; кроме того, особенно чуткие видят Пространственные Огни. Подобные организмы следовало бы заботливо наблюдать с первых дней.

Не трудны для матери эти наблюдения, нужно только знать, что и зачем наблюдаете. Не Говорю о вредном повторении без оценки. Наблюдение незаметно учитывает способности, оставляя как бы случайные знаки руководства. Можно заметить, как радостно открываются глаза ребенка, когда его движения, восклицания о сокровенном бережно поддержаны. Насмешка – самый вредный воспитатель. Чуткость есть степень культуры. Не готовить Агни Йогов, но лишь открыть им путь, – космическое явление не терпит насилия. Но где цветок огня готов распуститься, там не мешайте.

Зн.,495. Нужно немедленно защитить детей, между ними уже немало особенных.

С.,239. Если мать не будет терпеливо внимать первым желаниям своего ребенка, она не будет матерью.

С.,408. Сердечное воспитание необходимо от двухлетнего возраста.

Прежде всего, можно рекомендовать молоко матери, или козье, но наемная кормилица – уродливое явление. Кроме того, молоко матери часто удобоваримее и содержит уже частицы сердечной энергии. Но до сих пор это не принималось в расчет, даже самые простые люди чуют истину больше, нежели холодные догматики.

С.,535. Нужно начинать наблюдения над сердцем с младенчества. Можно таким образом нащупать известные периоды, когда дух постепенно овладевает телом... Многие колебания пульса характерны уже с семилетнего возраста, они есть окончание привхождения духа. Такие показания должны бы быть давно знакомы врачам, но вместо наблюдений они начинают применять всякие наркотики, полагаю, первое разрушение интеллекта.

С.,539. Утонченное понимание нужд тела сохраняло много поколений. Например, можно припомнить, как бережно относились египтяне к состоянию беременности. Теперь лишь редко следят за вкусами или странными потребностями беременных. Тогда же при начале беременности храмовые врачи по астрологическим данным определяли нужные минеральные и растительные воздействия, поэтому самые роды значительно облегчались. Но теперь вместо мудрых предварительных мер прибегают к грубым наркотикам, не желая понять, что связь еще не расторгнута с младенцем. Сердце матери бывает очень напряжено, и каждый наркотик действует и на молоко – так, природа нуждается в соответственном воздействии.

С.,575. ...Явление биения сердца очень близко вниманию детей. Именно детям легче всего рассказывать о сокровище сердца. Считаю, что этот рассказ остается на всю жизнь, как первое восхождение.

М.О.I,268. Если припомним разные проявления детской прозорливости, то вряд ли можно утверждать о механической клетке. Лишь впоследствии люди теряют представление как о прошлом, так и о назначении. Сколько раз дети спасали взрослых, сколько раз дети не решались сказать о чувствованиях своих. ...Как часто взрослые запрещают всякую импровизацию, забывая, что это есть песнь духа.

М.О.,I,379. О Мире Огненном следует говорить даже самым малолетним. Но еще раньше нужно сказать, что пустоты не существует и одиночества не бывает. Можно таким образом подойти к вопросу Покровителя и Руководителя. Дети начнут привыкать к мысли, что ничего тайного нет. Такое основание послужит им как верная защита от страха. Особенно вредно, когда невежественные родители начинают уверять ребенка не бояться, ибо ничего нет. Такое зерно отрицания затемнит всю жизнь и надломит сознание. Ребенок отлично знает сам, что везде что-то есть. Он видит многие образы, и даже огненные. К ребенку приходят играть неведомые дети и взрослые. Невежественные врачи начинают заливать эти прозрения бромом, как бы запечатывая крылья свинцом. Но не яды помогут! Только толковое объяснение действительности сделает детей здоровыми.

А.,552. Характер будущего человека уже обозначен в утробе матери. Уже можно наблюдать некоторые особенности, которые предопределяют характер, явленный в желаниях самой матери. Только в этом случае нужно честно наблюдать, но самую возможность наблюдения нужно воспитывать.

А.,554. Неразборчиво будет сказать, что все детские забавы одинаковы. Даже при общих играх каждый ребенок проявляет свою особенность. Наблюдая таких детей, можно обогатить свое знание о психической энергии.

Бр.,152. Поучительно, как в детском возрасте уже проявляются сведения и наклонности, которые нельзя объяснять никакими другими причинами, кроме прежних накоплений. Тем более нужно следить за такими самостоятельными склонностями, они могут показать дарования, которые потом могут исказиться в безобразном воспитании.

Бр.,275. Правильно, что люди должны одинаково владеть парными органами, но такое обладание может начаться лишь с малых лет. Ребенок владеет руками одинаково, но на окружающих примерах он видит предпочтение правой руки. В школах уже поздно восстанавливать равенство. Только среди первых проблесков сознания ребенок может избежать предрассудков взрослых. Мало обращают внимание на любознательность детей. Можно у них поучиться, как быстро они подмечают окружающее.

Бр.,292. Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи. Особенно, когда мир содрогается от ненависти, необходимо спешить открывать ухо молодого поколения. Без осознании значения музыки невозможно понять и звучание Природы. Бр.,330. ...Следует твердить об искусстве мышления. Если оно недостаточно развивается в школах, то семья должна прийти на помощь. Нельзя допускать, чтобы человек сделался рассеянным, иначе говоря, невменяемым.

Н.,174. «...Уже с детских лет можно предвидеть развитие существа человека. Можно наблюдать, как заложено в нем все, что обнаружится позднее. Кто любит с детства трудиться, тот и останется тружеником».

Природа труда или праздность заложены в прошлых жизнях... Утверждаю, что качество труда складывает и дальнейшее восхождение.

Н.,328. Ребенок не зол, но очень быстро может усвоить наследие атавизма. Из мельчайших подробностей жизни могут слагаться дурные привычки, которые можно назвать вратами зла. Так исчезает просветление, коснувшееся в Тонком Мире. Нужно понять, насколько погружение в плотное тело пресекает все впечатления Тонкого Мира.

Н.,298. В каждом ребенке заложено какое-то мастерство. Ребенок может припомнить заветы из Тонкого Мира. Можно видеть разногласия, происходящие между взрослыми и детьми. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению, вместо того чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка. Дети любят не сами игрушки, но зачатки мастерства, в них заключенные. Дети любят разобрать игрушку, чтобы применить по-своему. Это свое не будет навеянным из окружающей жизни. Часто оно напоминает нечто, что ребенок не мог видеть вообще. Имеют большое значение такие претворения, принесенные из Тонкого Мира.

Мы нередко поддерживаем такие накопления, и можно себе представить явления битвы, когда Нам приходится бороться с условиями семьи! Может быть, на тысячу семей найдется одна семья, где обратят внимание на природу детей.

Мыслитель, когда видел детей, спрашивал их: «Что хотел бы ты сделать?» Некоторые отвечали: «Не знаю». Но другие начинали указывать на давние желания. Им Мыслитель говорил: «Невыполнимое сегодня может быть достигнуто завтра».

Н.,862. Необходимо твердить людям о значении Природы, ибо многие вообще не умеют наблюдать Природу и не видят значения ее в жизни. Так нужно наблюдать в детях явление тяготения к Природе и особенно к Небесам.

Проявление таких способностей указывает на ценное накопление в прежних жизнях. От таких детей следует ожидать труд на Общее Благо. Такое понятие зажигается восторгом перед величием Мироздания. Но часто взрослые презирают наиболее ценные черты малышей.... Так многие замечательные проявления высших энергий кажутся невеждам пустым бредом.

Мыслитель говорил: «Полюбите Природу, и она научит вас восхождению».

Н.,663. ...Знакомьте детей от раннего возраста с величием Мироздания. Микроскоп и телескоп пусть будут показаны малышам. Еще лучше, если их поведут в обсерваторию, такое зрелище врежется навсегда и даст особое направление мысли. Не нужно опасаться, что дети не поймут показанное. Они не только признают когда-то виденное, но получат радость. Также не нужно опасаться, что малыши будут потрясены зрелищем. Наоборот, зрелище семейных ссор может потрясти мировоззрение...

Кроме того, знакомство с телескопом должно начаться раньше школьного возраста. Нельзя не дать малышам самых величественных наблюдений.

NB. Какие бы высокие слова ни произносились в отношении значения семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка, ничего не изменится, если родители не осознают своей ответственности за детей. А ответственность эта не исчерпывается тем, чтобы накормить, одеть, отослать в престижные школу, вуз и обеспечить ребенка всем, что доставляет ему удовольствие.

Если для родителей изначально главными становятся интеллектуальные качества и материальное благополучие ребенка, то можно считать, что в будущем этот ребенок для них потерян. Они будут поражены тем, что он неблагодарен и груб, жаловаться, что они стольким жертвовали – и вот что получили! Но чья это ошибка? Что они сами сделали для приобретения Света в себе, пожертвовали ли хоть одним своим пороком, слабостью, стали ли благородней, возвышенней, мудрей, чтобы ребенок благоговел перед ними, хотел стать подобным им! Родители своими качествами воспитывают детей. Здесь все важно: и обстановка в доме, и взаимоотношения близких в семье, и жизненные установки родителей. С родителями говорят о воспитании, предполагая, что они к этому готовы с момента появления ребенка. Но чаще всего их самих надо обучать тому, что надо знать и как вести себя, чтобы благотворно влиять на своих детей.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 458