«Магниты Красоты» и планетарное творчество семьи Рерихов

Л.В. Янковская,
член Союза композиторов России,
органист, преподаватель музыки,
Ярославль

 

Без осознания Красоты не продвинуться в Новой Эпохе.

Человек, остро чувствующий Красоту, и в своей жизни будет проводить ее.

Он будет царем Духа. Так в Новой Эпохе по Красоте будет мерило.

Е.И.Рерих

Магниты Красоты, принадлежащие сфере художественного творчества, энергетикой созданной ими художественной реаль­ности приобщают людей к культуре своего времени, своего народа, «а через нее к основному, инвариантному содержанию культуры человечества» [1, с. 21]. Уникальность искусства и его мощное воздействие на человека «проявляются в его способности органично соединять познание истин бытия с художественной правдой и с нравственной правотой» [2, с. 148]. Особую силу воздействия приобретает Красота в созвучии с одухотворенностью. Так, по мнению таких духовных подвижников, как суфийские мастера, обращение к магнетизму Красоты в процессе взаимо­действия сознания человека с Высшим – признанный метод духовного совершенствования. Степень воздействия объекта или явления, обладающего признаками Красоты, возрастает постепенно и, подчиняясь Закону соответствия или созвучия, доходит до элементов духотворчества (под влиянием мысли Наставников человечества). Когда же одухотворенное творчество становится для человека формой существования, он сам, находясь под непрерывным воздействием высоких творческих энергий, превращается в своеобразный «магнит», объединяющий дух человека и сферы более высоких энергий. Как писал С.Н.Рерих: «Великие художники черпают свое вдохновение на внутренних высших планах жизни, и чем более велик художник, тем выше та сфера, которой он способен касаться» [3, с. 108].

Слово «магнит» в переводе означает «любящий камень» (от латинского Magnetis litos) – камень из древнеазийского города. Согласно легенде (античный историк Плиний заимствовал ее из более древнего источника), пастух с острова Крит по имени Магнис (или Магнесс) заметил, что его сандалии, подкованные железом, а также палка с железным наконечником липнут к черным камням на дороге. Древний Восток наделял магнит свойством притягивать (любить) железо (отсюда и санскритское «тхумбака»). Новый взгляд на энергию магнитного поля дает Учение Живой Этики: «Узлы психической энергии легко можно назвать Камнем, ибо магнитность у людей соединяется с представлением о Камне <…> Если в Макрокосме имеется множество магнитных явлений, то и в микрокосме человека такое же качество неотъемлемо» [4, 557].

Выступая в различных ипостасях, «магнит или остается невидимым, притягивая течение событий; или служит центром сознательного действия; или озаряет нашедшего его человека». То есть «он претворяет идеи пространства в действие» [5, ч. III, II, 7]. В свое время наша «планета получила реликвию из Космоса» – метеорит или Камень, чья «энергетика <…> может влиять на человека, его культуру, его действия, его творчество, а следовательно, воздействовать на эволюционные моменты планеты и человека», – пишет Л.В.Шапошникова [6, с. 19]. Один из таких космических даров принадлежал семье Рерихов, способствуя выполнению ими высокой планетарной миссии.

Красота притягательна и во внешних своих формах, и в воображаемых, т.е. в сфере мысли. Следствием воздействия истинной Красоты выступает гармония. Об этом писал и Н.Уранов: «...гармония есть следствие красоты. Чем выше красота, тем сильнее магнетизм, – подчеркивает он в своих записях. – Красота есть наисильнейший магнит в сфере сознания» [7].

В едином поле энергий встречаются хаос и Космос, ведь в переводе с греческого слово harmonia означает «связь», следовательно, близко по смыслу понятию «religare». Неразрывная связь Неба и Земли, Макрокосма и микрокосма, воссоединение, приведение к единству и порядку разноименных энергий бытия и сознания – не здесь ли надо искать истоки сил подлинной Красоты? В этом великом Созвучии возникает важнейшее условие той гармонии, что присуща высокому художеству: в ней изначально заложена энергия противостояния, наличие двух полюсов, питаю­щих единое Целое.

Та гармония, что рождается в лоне искусства, является своего рода праной художественного произведения и не сводится только к равновесию или упорядочению элементов формы. Она всегда предполагает живое «объединение и взаимопереход полярных категорий: трагического и комического, возвышенного и низменного, драматического и лирического» [8, с. 16]. Художественная гармония, как исток магнетизма Красоты и творчества, приводит в движение закон взаимодействия энергий, что достигается путем преодоления дисгармонии и хаоса первичных элементов художественного организма через энергетику их противостояния.

Как у всякого магнита, у магнита Красоты также два полюса, две творческие ипостаси: излучение и притяжение; мощное устремление, «посыл» энергии Красоты и – восприятие, усвоение этой энергии, и далее – ее ассимиляция. Именно в таком мощном напряжении и рождаются наши возможности – для роста духа, для становления внутренней гармонии и овладения тем или иным личностным качеством. Каждому, кто идет путем Учения Жизни, известно, что «только на Земле мы можем приобрести и ассимилировать новые энергии или обновить состав своих энергий» [9, 19]. И вряд ли правомерно упускать такую возможность, как обращение к мощному носителю энергии творчества. Почему же зачастую драгоценная сила уходит в никуда, а магнитная цепь оказывается разомкнутой? Не потому ли, что отсутствует осознание Красоты как жизненной потребности, а ее воздействия как реальной преображающей силы? А ведь великие произведения, которые стали магнитами Красоты, даны человечеству для реального содействия эволюции его сознания, с искренней надеждой на его преображение! В произведениях мастеров запечатлена энергия духа их творцов, тех, кто сумел воспринять открытым сердцем более высокую энергию, чем обычно способен воспринимать человек. Благодаря их творческому дару земное человечество сможет, при соответствующих условиях, заговорить на языке духотворчества. Не случайно подчеркивает С.Н.Рерих, что «поиски красоты, – это поиски эволюционных течений и сил. Утверждая себя в гармонии с этими течениями, человек становится действенной, позитивной силой в жизни» [3, с. 62].

Однако нередко в тот момент, когда сердце готово принять в себя новые преображающие энергии, человек испытывает сомнение или страх перед возможным изменением или обновлением привычного восприятия мира. Энергия обновления следует за мыслью. Но мысль страха прерывает этот поток и ослабляет магнетизм светлой мысли. Как ни странно, человека иной раз пугают новые горизонты, он тяготится ответственностью за свободу выбора или свободу новых творческих дел, всеми силами (подчас неосознанно), оберегая себя от лишних забот. А ведь «…обращение к Высшему Миру должно вызывать восторг и увеличение сил к выражению прекрасного. Такие качества рождаются не страхом, но любовью. Потому высшая религия учит уже не страху, но любви» [10, II, 292].

Человек часто не замечает открытых ему путей совершенствования. Но еще шаг – и для него наступил бы новый этап духовного становления. Ведь «если бы применилось все, поступления были бы иного порядка. Мысль примененная дает отложения в Чаше. Кристаллы таких отложений обладают магнитной мощью, притягивая возможности все новых и новых поступлений. Но нельзя подняться выше своего потолка. Лишь сила кристаллов дает нужную для подъе­ма энергию» [11, 560]. Следовательно, подлинный духовный магнетизм личности возможен лишь при условии полноценной кристаллизации лучших ее качеств.

Особое звучание получает понятие магнита Красоты в книгах Живой Этики, созданных Е.И.Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока. Одна из книг Учения – «Беспредельность» – буквально пронизана сведениями о высочайшей творческой структуре Космоса – Космическом магните и его проявлениях. Именно в книгах Живой Этики, как нигде ранее, дается четкое научное обоснование магнетизма великих творений искусства, их значения в эволюции Космоса: «Правы, прекрасная истина – в Красоте, – читаем в книге «Беспредельность». – Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет мир к овладению Красотою…» [12, 178].

Как сила, плотность звука, тембр голоса являют сущностные черты человека, его генетики и жизненного опыта, так слово, линия, цвет или звук – суть символы духоматерии, трансформированной художником в процессе творчества. Живое творчество предстает одною из разновидностей «алхимического» процесса преображения, трансформации самой сути, сущности явления под влиянием прямого воздействия психической энергии. Вот один из примеров подобного воздействия: «Пифагор легко обращал и приводил душевные страсти в спокойное состояние <…> будь то печаль, гнев, жалость, глупая зависть, страх, различные стремления, ярость, желания, пустые фантазии, низкие чувства, горячность. Каждую из них он приводил к добродетели с помощью нужных мелодий, как будто с помощью правильно смешанных лекарственных средств» [13].

Наряду с великими произведениями литературы и искусства тексты Священных писаний и духовных Учений также обладают фасцинирующим (завораживающим) воздействием, ясно выраженной способностью убеждать и волновать: «Они завораживают ритмом, звуковыми и смысловыми перекличками, странным и одновременно точным подбором слов, метафоричностью, способной, ошеломив, вдруг обнажить таинственные связи явлений и бездонную глубину смысла» [14, с. 46]. Текст каждого Высокого Учения обладает вполне определенным метрическим пульсом, близким к стихотворному. Так выявляет себя еще один элемент скрытого воздействия художественного текста – его метро­-ритмическое притяжение. Учение Живой Этики и Тайная Доктрина, а перед ними – Коран, Евангелие, Бхагаватгита… Мощный магнетизм Высоких Учений, насыщенных мыслью Наставников человечества, передается людям с целью расширения сознания и обращения к духовным истинам тех, кто готов эту мудрость воспринять.

Обращение к магнитам Красоты на протяжении веков стало одним из методов эволюционного развития, который возник благодаря внутреннему взаимодействию сознания человека с Высшим: «Так путь Красоты сокращает дорогу», – читаем в книге «Озарение» [5, 122]. Искусство как структурный элемент человеческой культуры является ее универсальным, всеобщим языком. Вдумчивое, сосредоточенное занятие творчеством способствует концентрации психической энергии человека, рождает мыслеформы, получающие воплощение в прекрасных образах искусства, требуя от автора четкой, ясно оформленной мысли, переходящей в художественную речь. Пока не в полной мере осознается человеком свойство магнитности мысли, особенно – четко оформленной и ясно направленной. «Если взять мысль и удержать ее направление, – советуют в «Гранях Агни Йоги», – рост ее неизбежен. Формула “Ищите и обрящете” основана на непреложном свойстве этого магнетизма. Ищущий магнитно находит. Просящему магнитно дается…» [15, 267]. «Нет такого препятствия, которое не могла бы преодолеть решительная воля. Похоже, именно такой человек становится фокусом высших сил и творит судьбы человечества», – замечает Святослав Николаевич Рерих [3, с. 41].

В свою очередь, осознанное устремление к высоким, вдохновенным образам, присущее одаренным творцам, способствует совершенствованию внутренних качеств самой творческой личности, ее духовному пробуждению. «Искусство развивает воображение, – пишет Е.И.Рерих, – а Вы знаете, что именно мощь воображения так необходима для продвижения во всех областях жизни. В Тонком же мире воображение или мощь мысли есть единственный рычаг и двигатель» [16, с. 370]. «Искусства учат упражнять и обострять чувство слуха, зрения, ритма и чувство прекрасного – словом, все способности человека, и в этом его величайшее значение», – записывает спустя 20 лет Б.Н.Абрамов [17, 45]. Именно в сфере научного и художественного творчества ярко проявляется такое важное качество, как поляризация интеллекта, дающая возможность сделать творческую идею доминантой устремленного сознания. Как правило, сознание истинно творческого человека очищается от преходящих будничных интересов, поднимаясь до высочайших планов. Тогда и становится для него реальностью «неба содроганье и горних ангелов полет…». Ну а «если каждая картина – магнит, где сосредоточилась огненная энергия его создателя, то можно представить себе психотехнику процесса воздействия каждой на сознание тех, кто на нее смотрит <…>, – читаем в записях Б.Н.Абрамова. – Много готовых сердец, и они жадно поглощают эманации этих магнитов и тем начинают неведомый и неосознаваемый ими процесс трансмутации своей внутренней сущности…» [18, 536].

Испытав горечь воинствующей бездуховности, современное общество убедилось, что глубокие, искренние чувства, живущие в творениях великих мастеров прошлого и настоящего, позволяют возродить подлинную «дисциплину сердца»: «Если человек переживает сочувствие, соболезнование и сострадание к людям и природе, то его сердечные энергии утончаются и сердце становится чище» [19, 203]. Благодаря притягательной красоте художественных образов человек погружается в новую для себя одухо­творенную реальность. Она порождает иные, более глубокие и сильные чувства, ибо «ценности не выучиваются, как знания, а переживаются и проживаются в собственном жизненном и худо­жественном опыте…» [20, с. 20]. В этом, собственно говоря, и состоит свобода человека, т.е. его способность быть причиной себя, а не следствием обстоятельств, не винтиком в собственном бытии. О таком человеке говорят, что он обладает «магнетизмом личности» – внутренней духовной силой, особой душевной чистотой, милосердием. Благодаря мощному резервуару духовных сил он являет стойкость в борьбе со злом, исповедуя самоотречение ради общего блага. И действительно, «только высшее притягивает высшее, и где живет только физическое устремление, там будет сообразное восприятие, – говорится в книге «Беспредельность». – Только тонкое может быть воспринято тонким. Только тончайшее устремляется к тончайшему. И здесь принцип магнита…» [12, 217]. Лишь приведя себя в гармоничное состояние, «человек может уловить тонкие вибрации, которые очистят его сознание» [21, ч. II, 217].

Под влиянием мощных энергий Красоты и духовного творчества формируются личности планетарного масштаба. Вспомним мощь духовного воздействия святых на живую природу и ее обитателей, преображение человека благодаря влиянию высокого наставника или пророка: «Истинно сказано, что идущий Адепт направляет все течение огненной эволюции» [12, 217].

…Ашрамы Братства сокровенны

Горят огнем магнитных волн,

И к ним над бездной, дерзновенно,

Стрелой несется белый челн… [22]

Не менее важным представляется и суждение духовных по­движников, полагающих, что человек, «забывший о себе», обретает особую мощь – «магнетичность», становясь реальной силой космической эволюции. «Христос, которого по справедливости называют еще и Спасителем, напитал своей духовной энергией целую эпоху длиной в две тысячи лет» [20, с. 166].

Подлинным магнитом Красоты являлся и каждый член семьи Рерихов. Николай Константинович и Елена Ивановна, их сыновья Юрий и Святослав шли путем науки, искусства и духовного творчества. Жизненный и творческий подвиг великой Семьи и бескорыстное служение человечеству каждого из Рерихов, мощь Учения и обращенность к Красоте как духовному магниту эволюции свидетельствуют о сверхземных, космических масштабах их творчества. Это о них говорится: «Много тайн в жизни Архата и Тары. Неисповедимы Пути духа. За жизнью тернистой и трудной стоит другой ее полюс, полюс радости духа и осознания великолепия огненного Сфер Высших. Что­бы понять путь Великого Духа, надо видеть жизнь его в целом, оба ее полюса: один – погруженный в материю, другой – восходящий в Надземные сферы» [15, 435].

Творческий путь Великой семьи проходил в полном единении с Высокими Указами, одухотворявшими сознание и направлявшими их творчество, ибо сам «человек не может делать эволюцию. Он должен к ней приобщиться. Он должен с нею сгармонизироваться» [21, 641], словом, «полюбить», собственно, процесс преображения. «…Но пока человек не осознает свой дар, может ли он преуспеть?» [21, 457]. Каждый из Рерихов рано осознал свой дар. Путем непрерывного саморазвития шел каждый из этой великой семьи, с юных лет накапливая потенциал психической энергии в неустанной творческой практике, познавая глубину мировой религиозной философии и эстетики.

Масштаб воздействия личности Николая Константиновича, его произведений напоминает влияние выдающихся духовных подвижников на современников и последователей. Николай Рерих «был послан в мир, чтобы свидетельствовать обо Мне миру, – читаем в «Гранях Агни Йоги». – Картины его светом незримым сияют, вот и светят миру и людям – как бы магниты огненные, пылающие огненной силой» [15, 439]. «Законна сила духа, идущего красотою, и силы расступаются перед творчеством сознательного явленного магнита. Дух соединяется с Магнитом Космоса, утверж­даясь как сила магнита, свойственного направлению эволюции» [12, 142].

Елена Ивановна Рерих с детских лет была под лучом Иерархии Света. Ее (как храм!) готовили к духовной работе, к выполнению особой планетарной миссии – принести «Небо на Землю». Путь становления этого Высокого духа, «очищение мыслей и поднятие вибраций» также включали искусство, изучение духовно-философской литературы и, конечно же, постоянную связь с высоким Наставником: «Мы так священно оберегаем дух, который несет чашу дара космических огней. Так куется связь между духом и космическим магнитом» [12, 169]. В гармоничном единстве проходило планетарное творчество наших выдающихся соотечественников. Благодаря открытым сердцам каждого из Рерихов мир получил новую систему знаний, освященную древнейшими духовными традициями, научную методику исследования Космоса и направления новой науки (астрохимию, космобио­логию, космопсихологию).

Сотрудничество семьи Рерихов на уровне Планеты и Космоса превратило их творческую, научную и общественную деятельность в мощное магнитное поле высоких созидательных энергий. Только на таком уровне и стало возможным их эволюционное подвижничество: Знамя Мира, Учение Жизни, совокупное худо­жественное творчество и решение планетарной задачи – про­йти по сложнейшему маршруту через районы Центральной Азии. Уникальным было и эволюционное действо по «закладыванию магнитов», создавшее по всему пути следования особое энергетическое поле, чему способствовали и преображенная энергетика Елены Ивановны Рерих, и дар Учителя – Камень из созвездия Орион, и живая красота полотен Николая Константиновича Рериха [23, с. 86]. А в пространство России тех далеких лет вошел еще один луч красоты – рукопись книги Учения Живой Этики, привезенная Рерихами в Москву.

Музей имени Н.К.Рериха, как один из наиболее действенных магнитов Красоты, привлекает новые светлые силы и творческие энергии. Неудивительно, что противостояние энергий противоположного знака волна за волной накатывают на эту твердыню Красоты и Знания. Но велика сила таких магнитов, как Знамя Мира, как бесценная коллекция картин Рерихов, наполняющая залы Музея, а главное – люди, разделяющие идеи Рерихов. Они не позволят остановить восхождение, и все, кто идет рядом, кто един в общем нашем устремлении, сделают устой этого музея неприступным.

А наша прямая задача, столь же неотложная, как и утверждение идей планетарного творчества великой Семьи – всемерно расширять действие Знамени Мира, охраняющего культурные ценности, распространив его право на защиту памятников архитектуры, книг и картин, литературы, музыки и поэтического творчества. Великое художественное наследие – искусство и духовные учения – еще не достигли поставленной цели, не выполнили своей эволюционной задачи, а поэтому необходимо всемерно защищать их от небрежения и профанации, а память и жизнь их творцов – от забвения и намеренного искажения. Вспомним, как важно было организовать выставки произведений Николая, а позднее и Святослава Рерихов в России! Каждая из них становилась мощным сияющим магнитом духовной Красоты в пространстве города, страны, планеты.

Завершая, не могу не сказать, что наша объединенная творческая энергия, каждый день нынешней уникальной конференции – это свидетельство духовного пробуждения, происходящего на Земле во все более широком, планетарном плане. Так, в самые светлые и высокие минуты духовной жизни человек становится творцом – обновителем ноосферных энергий, т.е. магнитом Красоты духа и творчества. Совместными творческими усилиями утверждается многообразие и единство эволюционного пути человека и планеты Земля, усовершенствование бытия и сознания современного нам человечества.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Каган М.С. Системно­-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Педагогика культуры. № 3–4. 2005.

[2] Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно­-экологическая цивилизация. Барнаул, 2001.

[3] Рерих С.Н. Искусство и жизнь. М.: МЦР, 2004.

[4] Учение Живой Этики. Аум.

[5] Учение Живой Этики. Озарение.

[6] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3. Вселенная Мастера. М.: МЦР, 2005.

[7] Уранов Н. Размышляя над Беспредельностью. Вып. 5. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Группа «Струна», 2003.

[8] Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: «Наука», 1973.

[9] Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000.

[10] Учение Живой Этики. Мир Огненный.

[11] Грани Агни Йоги. Т. 3. Новосибирск: Алгим, 1994.

[12] Учение Живой Этики. Беспредельность.

[13] Ямвлих Халкидский. Пифагор о воспитании // Пифагор. Золотой канон. М.: «Эксмо», 2003.

[14] Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.,1998.

[15] Грани Агни Йоги, 1957. Новосибирск: Алгим, 2008.

[16] Рерих Е.И. Письма. Т. VI (1938–1939 гг.). М.: МЦР, 2006.

[17] Грани Агни Йоги. Т. 1. Новосибирск: Алгим, 1992.

[18] Грани Агни Йоги, 1958. Новосибирск: Алгим, 2007.

[19] Фролов В.В. Осознание красоты как путь постижения человеком красоты тонких миров // Сб. «Искусство как способ познания». М., 1998.

[20] Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. Тверь, 2008.

[21] Учение Живой Этики. Надземное.

[22] Абрамов Б.Н. «Кавказ, Алтай и Гималаи» // Абрамов Б.Н. Серебряная нить: Сборник стихов. Электронный ресурс: http://veta/2000.narod.ru/grani/silver_thread_woven.htm

[23] См.: Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха: Материалы конференции. М.: МЦР, 2009.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 304