Новое космическое мышление и образование: дети готовы – а мы?

Л.И. Уварова,
ведущий специалист Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования,
ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры»,
г. Санкт-Петербург

 

Если захотите проявить силу действия –

призовите детей.

Учение Живой Этики. Зов

Детское сердце всегда открыто

прекрасному, покуда оно не загрязнено

умудренными житейским опытом.

Вот во имя этого детского сердца,

открытого к восприятию всего прекрасного,

готовому к приятию истинных ценностей,

мы и шлем наши лучшие мысли.

Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная

Культурно­-исторический этап развития общества, охватывающий период с конца XIX века по наши дни, характеризуется знаменательным явлением: в пространстве мировой Культуры, в системе познания, возникло и набирает силу космическое мышление, в сфере которого сформировались новые идеи, основанные на философии космизма и получившие свое подкрепление в методологии Живой Этики. Этот прорыв человечества к новому планетарному мышлению, космическому сознанию ведет к осуществлению вековечной мечты землян – организации такой жизни на планете, которая основывается на действии духовных законов, законов справедливости.

Как феномен мировой Культуры, это явление должно стать не только предметом тщательного исследования ученых, но одновременно оно должно быть доступно для изучения в сфере образования, тем более что приобщение к Культуре, культурным ценностям, – подходя к вопросам образования с позиции педагогики Культуры, – есть непосредственная цель образования [1]. Это особенно важно и потому, что, как отмечает академик Л.В.Шапошникова, «космическое мышление – это не только научная концепция, но и практическое преображение сознания и жизни человека» [2, с. 27]. Для того чтобы оно стало действительно практическим и не осталось только теорией, возникает потребность выработки обществом системы мер, необходимых в первую очередь в образовании, для претворения новых знаний в жизнь, для исследования результатов этой работы.

Однако учитывая наличие глубоких проблем, существующих сегодня в системе российского образования, задачи эти представляются весьма трудновыполнимыми. Тем не менее существует способ такого претворения и исследования – апробированный и самым лучшим образом зарекомендовавший себя опыт проведения праздника Дня Культуры, идея которого, как известно, принадлежит Николаю Константиновичу Рериху. В период подготовки Международного Договора по защите культурных ценностей – Пакта Мира он писал о большой необходимости принятия мер к мировому школьному Дню Культуры, когда будет сказано повсеместно о значении культурных сокровищ.

Называя Культуру самым значительным понятием мира, Н.К.Рерих настаивал на установлении новой традиции «возвышенной и утонченной Культуры», что особенно нужно в трудные времена. «Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь» [3, с. 4], – писал он. День Культуры позволяет не только напоминать о прошлом, которое соединено с Культурой, но направлять ум к будущему. «Только подумайте, с какими малыми средствами человечество, в единении, может создать традицию высокого значения для молодых поколений!» [4, с. 186] – отмечал Рерих.

Жизнь в дальнейшем показала мудрость предвидения великого гуманиста, указавшего на этот простой и универсальный способ просветительства. Об огромных возможностях, которые открывает День Культуры, – если подходить к нему творчески, не формально, – еще предстоит убедиться его организаторам повсюду. В рамках же доклада или статьи не раскрыть и малой части уже практически выявившихся возможностей.

В наши дни, благодаря установлению традиции ежегодного празднования Дня Культуры, который проводится уже более 10 лет в школах Санкт­-Петербурга 15 апреля, в день подписания Пакта Рериха, появилась возможность широко и успешно осуществлять на практике важнейшие просветительские задачи – усвоение и закрепление в сознании юного поколения понятий культурных ценностей, понимания того, что именно этими ценностями живо человечество.

Культурные ценности, как известно, находят свое воплощение в предметах (художественного, исторического или научного значения), а также в идеях, нормах, убеждениях; это теории, цели, идеалы, традиции; это волевые и другие качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность, – иначе говоря, человечность. Но в первую очередь это лежащие в основе Культуры гуманистические идеи, в том числе идеи космизма, нового космического мышления, которые должны стать доступными для понимания и осознания подрастающим поколением как самые передовые и необходимые.

Практика организации и проведения Дня Культуры в школах Санкт­-Петербурга подтвердила реальность осуществления столь непростой задачи [5]. Это стало возможным благодаря некоторым моментам, о которых речь пойдет ниже.

Известно, что методологические положения Живой Этики дают возможность понять новое и ведут к расширению сознания, что приводит к новым научным парадигмам. Культура в новой пара­дигме предстает в общекосмическом эволюционном процессе как устой космической эволюции. Речь идет о природе культуры как космического явления, где этические моменты составляют основу связи человека с Высшим. В поле космического мышления Культура играет ведущую роль в эволюции человечества [6, с. 4–17].

Такой подход позволяет совершенно по­-особому взглянуть на организацию Дня Культуры, внося возвышенно­-творческое отношение к любому событию – будь то просветительские подготовительные мероприятия или проведение самого праздника, который выступает как кульминация всех событий, выявляя синтез Знания и Красоты, Свет духовных Начал.

Исследование материалов по проведению этого школьного праздника в городе на Неве, результатов конкурсов, которые проводятся ежегодно ко Дню Культуры, показывает, что таким путем можно участвовать в решении серьезных педагогических проблем, стоящих перед системой образования. Это отмечают ученые из Российского педагогического университета им. Герцена и Санкт-­Петербургской Академии постдипломного педагогического образования в своих научных рецензиях на ежегодно издаваемые сборники творческих работ школьников по темам Дня Культуры.

В этих сборниках, кроме лучших сочинений, представлены также и методические материалы для педагогов, основанные на рериховской культурологической концепции. Эти материалы, – что важно отметить, – рекомендованы учеными­-экспертами от системы образования для использования на уроках, а также во внеклассной и внеурочной деятельности.

В рецензии на сборник «Земля в мерцании космических миров» доктор педагогических наук, заведующая кафедрой культурологического образования Санкт-­Петербургской Академии постдипломного педагогического образования профессор Л.М.Ванюшкина пишет о «высокой смысловой доминанте, <…> которая объединяет детские работы – философия русского космизма и идеи ноосферного мышления», подчеркивает их актуальность и востребованность, особенно среди подростков, что «многократно усилено теми системными социокультурными изменениями второй половины XX – начала XXI вв., которые обусловили формирование нового взгляда на мир, природу, человека, Космос. <…> Это позволило школьникам “на равных” включиться в обсуждение глобальных цивилизационных проблем, высказать собственное мнение по поводу жизненных культурных ценностей, приори­тетных для общества и для каждого отдельного человека». Автор научной рецензии подчеркивает особую ценность собранных материалов и значение публикации школьных сочинений, которые, как сказано, «фактически формально закрепляют факт общественного признания значимости мнений подростков».

Учитывая значимость мнений детей и подростков, необходимо особо внимательно отнестись к содержанию детских сочинений по теме космизма. Изучая материалы конкурса ко Дню Культуры 2011 года «Земля в мерцании космических миров» (а таких работ поступило в оргкомитет более четырехсот – практически из всех городских районов Санкт-­Петербурга), можно в очередной раз убедиться в наличии мощного духовного потенциала, существующего как у современных педагогов, так и у их воспитанников. А также удостовериться в том, что дети и учителя – это, действительно, достояние нации.

Лучшие работы, как отмечено выше, были включены в сборник «Земля в мерцании космических миров. День Культуры в Санкт­-Петербурге» (издательство АППО, 2011), подготовленный Санкт­-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования и Санкт­-Петербургским отделением Международной Лиги защиты Культуры при поддержке и участии Комитета по образованию Правительства Санкт­-Петербурга. В этом издании читателю предлагается поистине уникальный материал – детские и юношеские размышления о жизни, о человечестве, о нашей планете и Космосе.

На конкурс 2011 года школьникам были предложены следую­щие темы сочинений: 1. Земля лишь часть бесчисленных миров, в пространстве связанных невидимою нитью. 2. В пространстве звездном всюду жизнь торжественно течет, нигде не умолкая. 3. И мне теперь доступна тайна, что я весь мир в себе несу. 4. Человек за все в ответе, что происходит на планете. 5. Объединяемся вокруг мечты одной – в сиянье Красоты облечь весь шар земной!

При оценке творческих работ наряду с такими критериями, как самостоятельность, оригинальность и др. – принимая в расчет возраст конкурсантов, учитывалось также и понимание Космоса, человечества и планеты Земля как единого целого.

Несмотря на то, что тема космизма – одна из самых трудных для осмысления, юные авторы справились с задачей вполне успешно, проявив в своих творческих работах настоящую культуру мыслей и чувств. Выяснилось, что современным школьникам дана способность отличать главное от второстепенного, и многие участники конкурса сумели увидеть связь темы Космоса с темой Культуры, понимая эту связь как неразрывную. Основное отличие всех этих работ – неравнодушие к проблемам общества, планеты, к внутреннему миру человека и жизни Вселенной. А это дорогого стоит!

Приведем несколько отрывков из детских работ, взятые наугад, понимая, что только целиком прочитанное сочинение дает картину о взгляде человека на проблему, и что только взятые все вместе творческие работы школьников дают представление о том, что изложено выше.

 

Иван Хорошев, 5 класс, школа № 297.

Если думать о том, что все в пространстве связано невидимыми нитями, то стоит предположить, что все наши поступки имеют свое отражение во Вселенной. Тем более стоит задумываться о своем поведении, о своих делах и намерениях. Плохой поступок, совершенный на Земле, возможно, находит негативный отклик и где­-нибудь в иных мирах. А может быть, каждый плохой поступок отдаляет нашу встречу с иными мирами…

Мы, люди, еще так мало знаем об иных мирах. А ведь это так интересно!

 

Попков Даниил, 7 класс, школа № 530.

Ученые считают, что мы стоим на пороге нового пути развития мышления, но каким оно будет, пока еще никто не знает. Совершенно ясно только одно: новое мышление будет связано с Космосом. Как показывает история, толчок в развитии дает самопознание и развитие внутреннего мира человека. Не зря самыми парадоксальными, с точки зрения современной науки, являются знания, накопленные на Тибете, где связь с Космосом люди совершают через познание своего внутреннего мира. Получается, что, познав Вселенную в себе, ты познаешь и связываешься незримой нитью с огромным пространством Вселенной.

 

Морозова Даша, 10 класс, школа № 583.

А вдруг для того, чтобы путешествовать через космические пространства, не нужны корабли, а нужен просто полет мысли?.. Я верю, что люди еще самих себя толком не познали. Может, именно в нас самих заложена та уникальная способность, которую мы упустили, не заметили. Может быть, для того, чтобы общаться, нам нужно только настроиться и включить свой разум на другую волну. Забыть о земных проблемах, которые ничтожны по сравнению с тем, что нас ждет на совершенно других просторах. В этом мире, на нашей планете мы всего лишь песчинки Вселенной. Мы еще многое не знаем…

 

Мусинова Алина, 10 класс, школа № 332.

Наверное, существует множество теорий, подобных взглядам Чижевского. А какая теория у меня? Какой мир я несу в себе? Поиск ответов начался в глобальной сети, и что же произошло? Оказывается, что не одна я интересуюсь вопросами взаимосвязи человека и Космоса, человека и Вселенной! Читая мнения многих авторов – известных ученых, психологов, врачей и просто таких, как я, «искателей», – я поняла, что существует бесконечное количество смыслов и трактовок данной идеи. Но где же Истина? Решением было обратиться к первоисточнику, а именно – к статьям ученых теории русского космизма. Идея космизма – идея, основанная на вере, преобразовании сознания, стремлении к новому этапу жизни, появлении космического мышления.

(Описывая далее свои размышления на заданную тему, автор в финале делится следующими, особо ценными для нас, мыслями. – Л.У.).

В данный момент я пишу это сочинение, а ведь совсем недавно мне была безразлична эта тема, и я даже не задумывалась над определенными закономерностями в мире, происходящими вокруг меня… Увлекательно то, что с каждым новым материалом, получаемым при написании сочинения, я стала чаще обращать внимание на происходящие со мной события, искать во всем закономерности и скрытый смысл... В итоге, заканчивая свою работу, я уверена, что в скором времени открою мир, который несу в себе, и обязательно докажу, что все вокруг происходит не просто так.

 

Копыл Роман, 4 класс, школа № 634 [7].

Космос – это бесконечный, неизведанный мир, где живет чувство неизвестности. Это какая-­то магия, непонятно кем совершенная… Он хранит много тайн и загадок. Так хочется знать ответы на неясные вопросы. Если наука имеет ответы не на все вопросы, то начинает работать фантазия, воображение… Надо, чтобы человеческая гордыня не погубила нашу уникальную планету, чтобы человек был другом и защитником Земли. Космос – это больше, чем мы думаем!

 

Хоменко Иван, 8 класс, гимназия при Государственном Рус­­ском музее.

Все мы являемся частью чего­-то несоизмеримо большего и безграничного. Все связано одной невидимой нитью; именно от целостности чего­-то меньшего зависит судьба большего. Человек часто живет, не задумываясь над этим, он считает себя высшей ступенью эволюции, полагая, что существует только тот мир, который его окружает. Я думаю, что это не так…

Человек должен осознать, что за большим стоит малое и все его поступки имеют резонанс в бесконечных просторах Космоса. За необдуманные поступки или безразличие поплатиться может не только он, но и целые миры. Пусть каждый задумается над этим!

 

Тимофеева Алина, 11 класс, гимназия № 61.

Человек – уникальное творение, которое способно созерцать, анализировать, думать, философствовать и, конечно, размышлять о душе, постигать ее глубины. Только человек может выбирать себе нравственные ценности и ориентиры, формировать свое мировоззрение, оценивать свое место в мироздании. Только человеческая душа способна на понимание, сочувствие, самопожертвование, самоотречение, она и только она знает, что такое чувство ответственности и чувство угрызения совести, и именно это делает человека неповторимым, единственным в своем роде существом, содержащим в глубинах своей души все. Человеческая душа может содержать в себе целую Вселенную.

…Соглашусь с тем, что, когда человеку становится доступна мысль о том, что он несет в себе «весь мир», он познает великую тайну. Эта тайна требует долгих разгадок и подчас мучительных попыток разобраться в самом себе, а значит, только тот, кто сможет подобрать ключи к своему сердцу, станет счастливым обладателем этого подарка. Приз этот стоит всех испытаний: человеку откроется невероятное – его душа, содержащая «весь» мир.

 

Воробьева Дарья, 9 класс, гимназия № 406.

В наше время не каждый человек понимает цель его существования на Земле. Чтобы люди смогли это осознать, планета готовит для нас «испытания». В недалеком будущем часть суши уйдет под воду. Люди будут думать не о материальных ценностях, мы будем думать о том, как спасти своих родных и близких. После «перетрясок» люди будут больше ценить природу и людей. Мы бы могли избежать катастроф, но надо было об этом задумываться раньше. Земля даст урок всему человечеству, зато после этого у людей будут другие ценности, они наберутся опыта и будут помнить, что природа – неотъемлемая часть жизни человека, которую нужно уважать и любить.

Несмотря на то, что сейчас наступило непростое время, нужно не забывать радоваться каждому дню, наслаждаться красотой окружающего мира, узнавать новое. Ни в коем случае нельзя лениться и быть безразличной натурой. Если люди будут вместе, то мы сможем преодолеть все испытания. Для этого необходимо верить и не предавать… Главное задуматься о взаимоотношении людей друг с другом и о контроле всех эмоций и действий.

 

Лактионова Алина, 11 класс, школа № 583.

«Облетев Землю в корабле-­спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» (Юрий Гагарин). Слова, сказанные в далеком 1961 году, как я думаю, казались людям чем-­то естественным, не требующим доказательств. Тогда все, даже не осознавая до конца всей масштабности и невероятной красоты их планеты, понимали, что ее нужно беречь, что другой такой у них уже никогда не будет. Может быть, это и не совсем так, но мне хочется верить, что пренебрежительное отношение к Земле, ко всей планете, началось не так давно и совсем скоро закончится. Ведь сейчас практически любой человек может зайти в Интернет и увидеть ту Землю, какой увидел ее Юрий Гагарин. Может – но не хочет или просто не замечает того, что заметил первый космонавт в живом, сияющем голубым светом шаре. Возможно, Земля воспринимается теперь как данность, как совокупность лито-­, гидро-­, и атмо­сфер (что есть обратная сторона научного познания). Земля больше не кажется нам живой, дышащей, матерью всего живого, она – бездушный камень и лишь временное пристанище человека. Исчезает чудо из нашей жизни, а ведь у людей во времена первого полета человека в Космос оно было. У нас его, увы, нет... Мы стали циничны, жестоки и бездушны. Бич нашего времени в том, что мы притупили в себе чувство красоты, стараясь все снизить и приурочить к сознанию масс. «Как выразился один писатель: “Чудесные краски мира погибают, над ними превалирует защитный цвет. Как больно жить в нашу эпоху. Как тяжко видеть прикасание все нивелирующей руки!”» (Из писем Елены Рерих). Нужда в красоте очень велика и существенна, особенно в наши дни.

 

Непомнящий Владимир, 11 класс, школа № 634.

Мы, дети, не шагаем, а бежим по жизни. Этот бег порою так стремителен, что не остается времени осмыслить увиденное. А небесная лестница, уходящая вдаль, заставляет остановиться на минутку, посмотреть вокруг, осмыслить увиденное на небе.

Когда подрастают ребята? Говорят, ночью... К ним на тоненьких серебряных ниточках опускаются звезды, и к звездам тянутся дети и подрастают до утра.

А когда подрастают наши сердца? Днем, наверное. Когда глаза широко открыты навстречу жизни. И от всего: от этих далеких звезд, закатов и восходов, огней над городом, созвездий и мерцаний на небе зависит, какая жизнь войдет в наши сердца завтра. И от людей, которые рядом, тоже зависит прочность и надежность этих первых ступеней на нашем пути к самому трудному делу жизни – работе над собой.

«Как заманчиво увлекательны бывают детские сочинения, пока глаз и сердце еще не поддались всепожирающим условиям стандарта» [8, с. 6], – справедливо отмечал Н.К.Рерих.

Исследователи, изучающие психологические особенности детей нового сознания, представителей юного поколения, являю­щихся нашими современниками, отмечают следующее: «Они, являясь носителями космического мышления и новой энергетики, всей своей жизнью и творчеством показывают нам ограниченность традиционного мышления и зовут нас выйти за пределы узкоматериалистических представлений и увидеть мир и человека во всей их космичности и целостности. Они подтверждают существование космических законов, изложенных в философской системе Живой Этики, – законов, по которым живет и развивается Вселенная... Они как будто рождаются с космическим мироощущением, а по сути – несут в своем сердце понимание законов космической эволюции и своего места в ней» [9, с. 20].

Читая творческие работы нынешних школьников, – детские и юношеские размышления о жизни, человечестве, планете Земля, о Космосе, – трудно не согласиться с этим.

Однако сочинения школьников заставляют о многом задуматься. В частности, о проблемах образования. Например, о том, что сегодня, когда знаний по Космосу человечеством накоплено уже немало, – в школьную программу сведения о космизме как системе познания мира, а также знания о ноосфере практически все еще не включены, тогда как жизнь уже давно настаивает на этом, и сочинения, как социологический срез, это показывают.

Весьма ощущается и нехватка знаний по искусству, что особенно важно отметить: именно настоящее Искусство, создавая прекрасные образы, поднимает нас в сферы надземные, давая правильные, духовные ориентиры. Остается сожалеть, что методики преподавания самых разных дисциплин как в среднем образовании, так и в высшем мало учитывают это обстоятельство.

И все же за каждой из творческих работ нельзя не увидеть труд души школьника и педагога, стремление к Прекрасному. Невольно проникаешься благодарностью и уважением за этот труд. День Культуры учит каждого участника этого события ценить самое главное в жизни – ее нравственные, духовные основы, быть неравнодушным к проблемам общества, стремиться к Культуре, познанию, красоте. Обо всем этом размышляют ребята в своих работах на пользу общую.

Мыслить категориями Общего Блага – показатель развитости духовного начала личности, ее культуры. Обратившись к темам Дня Культуры, учителя школ, изучая методические пособия, основанные на материалах из рериховского наследия, отмечают лаконичность, точность и поэтичность языка текстов Живой Этики, при помощи которого в педагогической практике можно сердечно и просто говорить с детьми о самом важном и самом сложном. И дети отвечают такой же сердечностью и откровенностью.

Их работы о Космосе и о Земле носят глубоко личный, сокровенный характер. Детское чистосердечие, задушевная тональность, которая звучит практически в каждом из сочинений школьников, говорят о том, что темы космизма, как оказалось, близки им по духу. Кроме других причин это можно объяснить чем­то имманентным: им, этим детям, изначально присуще космопространственное видение окружающего мира, что подтверждает тезис о появлении в мире новых детей, людей с новым сознанием.

Импульсом к творчеству, как показали проведенные нами социологические опросы, стала совместная предварительная работа учителей и сотрудников городской научно­-методической службы образования, работа, основанная на изучении методических разработок ко Дню Культуры, предназначенных для педагогов. Исходными же тезисами этих материалов явились методологические положения Живой Этики. Они были положены в основу рекомендаций для педагогов, бесед с учащимися для побуждения их к чтению соответствующей литературы, различных текстов, основанных на мудрости Учения, и как следствие этого – к размышлению. Также важно отметить, что и сами названия тем сочинений, предложенных школьникам, содержащие в краткой и поэтичной, призывной форме некоторые из методологических положений Живой Этики, – а иногда это непосредственно строки из Учения (которые, как известно, обладают большой огненной силой), побудили школьников к прекрасному, вдохновенному творчеству. Среди сочинений часто встречаются и стихотворения, и рисунки, и во всех работах видна направленность мышления современных детей и подростков – их устремленность к Высшему Началу, к красоте.

«В духотворчестве нужно понимать невидимую силу как главный импульс, – говорится в Учении Живой Этики. – В беспредельной устремленности беспрестанно создаются невидимые энергии…» [10, 298]. «Кроме устремленного мышления, действует импульс зажигания мышления» [11, 262].

Некоторые моменты воодушевили и позвали к творчеству и взрослых. Так, в Невском районе Санкт-Петербурга сотрудники научно­-методической службы и педагоги дополнительного образования, откликнувшись на тему Дня Культуры о космизме, про­явили замечательную творческую инициативу – они организовали и провели в канун праздника в районном Доме детского творчества конференцию учащихся, посвященную Дню Культуры, на которой школьникам была предоставлена возможность выступить с защитой своих докладов по космической тематике. На этой конференции работали секции: «Человек как неотъемлемая часть этого мира, находящаяся с ним в неразрывном единстве»; «Ценностно­-нравственные основы взаимодействия человека с окружающим миром»; «Культура чувств наших современников и факторы ее становления».

Факт этот, несомненно, выдающийся, радостный, и событие – немаловажное, как и все то, что описано выше. Но, к большому сожалению, приходится констатировать: все это происходит на общем фоне фактически равнодушного отношения общества к таким явлениям, как возникновение и развитие новой системы познания, появление новых детей, сенсорно развитых и способных к философскому, космическому мышлению.

В образовании и в обществе в целом предстоит большая работа по утверждению идей нового сознания. Она не обойдется без активного участия передовой части общества, общественных просветительских организаций, без участия интеллигенции, чья главная задача и обязанность воспитывать вкус и любовь к прекрасному, приобщая к возвышенному, к Культуре. «Много существует серьезных вопросов, но среди них вопрос культуры будет краеугольным» [12, с. 102], – так вполне определенно и четко указаны путь и задача общества.

Космические идеи имеют особое значение для обновления педагогического сознания и образовательной практики. Они ставят перед образованием немалый ряд проблем. По мнению академика Ш.А.Амонашвили, «эти проблемы, сформулированные как педагогические задачи, и вообще духовное зрение в образовательном мире будут способствовать обновлению педагогического сознания. Это будет восхождение педагогики – как науки духовной и образовательной практики – по пути к духовности, к возрождению классических педагогических ценностей в новом космическом качестве» [13].

Однако все более приходится убеждаться: пока не будет осо­знано Высшее Начало как ведущее, светоносное, жизненно необходимое и не утвердится понятие возвышенной Культуры как почитание этого Света, духовного начала, – что должно пронизывать все методики преподавания дисциплин от начальной до высшей школы, – до тех пор не выйти из бесконечного круга проблем в образовании и в обществе в целом.

Итак, мы видим: дети открыты к обсуждению тем и вопросов о самом важном и главном, к обсуждению проблем глобального масштаба, они способны к общепланетарному мышлению и готовы воспринять космическое мировоззрение, – но готовы ли мы?

Готовы ли, не упуская возможности, дать им истинные знания и указать на вечные ценности, предупредив о расплодившихся фальшивых? Храним ли лучшие традиции культуры, самобытность и умеем ли их отстаивать? Можем ли направить детей к чтению нужной литературы, возвышающей сознание, укрепляющей дух? Умеем ли ценить истинное искусство и устремлены ли сами к новым знаниям – о космическом величии мысли и значении сердца, о духовных законах, помня об их приоритете перед законами общества? Видим ли масштабы разрушения? Понимаем ли, что это «тот самый змей», который не пугало, – как об этом говорится в Живой Этике. «Каждый день приносит доказательства разрушения. Кощей не дремлет, но забава силится отвлечь глаза от пожара» [14, ч. I, 318]. Не отступили ли во тьму невежества, «к доб­ру и злу постыдно равнодушны»?

«Призовите детей, – напутствуют Мудрые. – И действуя с детьми, не вовлечетесь в поставленные тенета» [15, 9 декабря 1922 г.]. «Ребенок знает чувство справедливости лучше судьи» [15, 29 июня 1922 г.].

В качестве эпилога приведем сочинение, весьма показательное относительно детской психологии, – стихотворение на тему конкурса ко Дню Культуры «И мне теперь доступна тайна, что я весь мир в себе несу». Стихи написаны по мотивам книги Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», однако, в них легко обнаруживается вполне самостоятельный мотив: здесь отражены взятые в обобщенном виде переживания современного подростка, молодого человека с явными признаками нового сознания, пришедшего в этот мир и живущего рядом с нами в пространстве, созданном людьми, под названием «человеческое общество». Прислушаемся к песне­-откровению чистой детской души, устремленной к Высокому, и попробуем понять – каково новому человеку среди нас. Готовы ли мы понять и принять новое сознание и особенности его космического мышления?

 

Даша Шепелькова, 8 класс, гимназия № 52, Санкт-­Петербург.

Если мечты к высокому

Повседневность терпеть не могут,

Вся жизнь напиталась пороками,

Никак не найти дорогу.

 

<…>

 

Вся сила в твоей необычности.

В тебе безграничная власть.

Не думай о том, что больно

С небес прямо вниз упасть.

 

Ты хотел, ты достиг, ты особенный,

И другим никогда не стать.

Безграничное небо – Родина!

Ты хочешь просторы обнять.

 

Но как же прожить одинокому?

Найдешь ты таких, как сам!

Но знай, ты захочешь когда-­нибудь

Один улететь к небесам.

 

Ты тайну поведаешь людям,

Пусть знают об этом все.

О том, что весь мир огромен,

И пусть тоже мчатся к мечте.

 

И если крик сердца в груди

Не будет ни глух, ни немощен,

Научишь ты всех других,

Обучишь тому, что делаешь.

 

И стала доступна тайна,

Что мир ты несешь в себе.

И, вновь поднимаясь в небо,

Чувствуешь счастье в душе...

 

Литература и примечания

[1] «Педагогика культуры» – понятие, введенное С.И.Гессеном, трактующее педагогику как аксиологически направленную гуманистическую систему и рассматривающую воспитательный и образовательный процессы как приобщение человека к культурным ценностям и содержанию культурной жизни родного народа и человечества. См. Седова Е.Е. Философско-­педагогическая концепция С.И.Гессена: Монография. Электронный ресурс: http://www.bim­bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=214; см. также: Жулина Н.В. Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И.Гессена. Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Н.Новгород, 2004.

[2] Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. М.: МЦР, 2005.

[3] Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

[4] Знамя Мира. М.: МЦР, 1996.

[5] См. сайт, посвященный Дню Культуры www.cultura.spb.ru ; сайт журнала «Педагогика Культуры» http://www.pedagogika­cultura.narod.ru

[6] Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Культура и время. 2008. № 1.

[7] Сочинение юного автора легло в основу сценария анимационного фильма, который его одноклассники создали фактически самостоятельно, воодушевленные темой данного конкурса. http://www.cultura.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=86&Itemid=112

[8] Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

[9] Разводовская А.С. Дети нового сознания и их роль в формировании космического мышления // История человечества и ее метаисторические корни: Материалы IV междунар. науч.­обществ. конференции. Днепропетровск: Инновация, 2011.

[10] Учение Живой Этики. Беспредельность.

[11] Учение Живой Этики. Мир Огненный.

[12] Рерих Н.К. Адамант // Рерих Н.К. О Вечном… М.: Политиздат, 1991.

[13] Амонашвили Ш.А. Идеи космизма в педагогическом сознании // Живая Этика и наука: Сборник статей. Выпуск I. М.: МЦР, Мастер-­Банк, 2008.

[14] Учение Живой Этики. Мир Огненный.

[15] Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Зов. 9 декабря 1922 г.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 353