А.В. Иванов

Мировоззрение семьи Рерихов и учение евразийцев

Глубина и оригинальность мировоззрения семьи Рерихов, неразрывно связанного с Учением Живой Этики, настоятельно требует выявления его русских духовных истоков и перекличек с идейными исканиями современных им философов, историков, культурологов, религиозных и общественных деятелей. К настоящему времени можно считать доказанным связь мировоззрения семьи Рерихов с учением русских православных нестяжателей, идеями русского космизма (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский) и метафизики всеединства (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский). Что же касается связей семьи Рерихов с некоторыми идеями евразийцев, то они рассматривались целым рядом отечественных исследователей [1], в том числе и автором данной статьи [2]. Тема эта очень важна и нуждается в дальнейших исследованиях, в том числе и архивных.

Необходимо подчеркнуть, что ключевые евразийские идеи были высказаны в отечественной литературе и общественно-политической мысли задолго до формирования собственно евразийского течения в среде русской эмиграции 1920-х годов [3]. Эти общие концептуальные и ценностные установки едины и для семьи Рерихов, и для евразийцев. Так, у истоков евразийства по праву стоят две великие фигуры русской культуры: М.В.Ломоносов с его верой в Россию Азиатскую [4] и А.С.Пушкин с трактовкой Руси Великой как собора славянских, тюркскомонгольских, угро-финских и палеоазиатских народов Севера [5]. Евразийские идеи можно найти у А.С.Хомякова [6] и Н.Я.Данилевского [7], Ф.М.Достоевского [8] и К.Н.Леонтьева [9], Д.М.Менделеева [10] и В.И.Ламанского, П.П. и В.П. Семеновых-Тянь-Шанских [11]. Ключевая идея как евразийцев, так и семьи Рерихов, что Россия не может быть отнесена ни к западному, ни к восточному мирам, а пространственно географически, этнически, культурно и хозяйственно представляет собой срединный мир-материк, – стала органическим итогом долгого и трудного процесса национального самосознания России. К сожалению, этот мучительный процесс евразийской самоидентификации не завершен в нашей культуре до сих пор [12], что является, на мой взгляд, одной из главных причин трагических неурядиц русской истории ХХ – начала XXI веков.

Прежде всего, отмечу ряд важных и глубоко символических евразийских деталей, связанных с происхождением и деятельностью великой семьи. Примечательны этнические корни семьи Рерихов. Родословная Николая Константиновича уводит на европейский север. Фамилия «Рерих» скандинавского происхождения и словно отражает северо-западный – варяжский – исток формирования русской культуры и государственности. Елена Ивановна Рерих приходится правнучкой великому русскому полководцу М.И.Кутузову, тюркские корни которого уходят в тот период истории, когда на службу к русскому князю переходили знатные татаро-монгольские фамилии. Здесь символически обнаруживается кочевой – юго-восточный – фактор становления России как великого евразийского государства.

Вместе с этим семейство Рерихов – плоть от плоти русской славянской культуры. Сам Николай Константинович, как известно, внес большой вклад в открытие и сохранение археологических и архитектурных памятников Тверской, Новгородской и других областей русского северо-запада. Его живописные полотна славянского цикла – важнейший вклад в наше духовное самосознание. Попробуйте представить сегодня русскую живопись и культуру без рериховских картин «Гонец (Восстал род на род)» (1897), «Сходятся старцы» (1898), «Звенигород» (1933) или «Земля Славянская» (1943). Однако при всем русско-славянском патриотизме Н.К.Рериха на его полотнах Россия предстает как именно евразийская многонациональная держава, раскинувшаяся от Балтийского моря до Тихого океана, с пустынями и лесами, морями и степями, где православные монастыри стоят на высоких горах, половецкие становища органично соседствуют со славянскими идолами, а «Настасья Микулична» имеет типичные азиатские черты.

Показательно, как раздвигают евразийские масштабы деятельности семьи выдающиеся сыновья Н.К. и Е.И. Рерихов. Так, даже во внешнем облике крупнейшего востоковеда Юрия Николаевича Рериха есть нечто монгольское, не говоря уж о его блестящем знании монгольского языка и культуры. Именно на нем, как известно, в знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции лежала задача руководства монголами-проводниками и обеспечение безопасности каравана. Его и тогда, и впоследствии признавали за своего и во Внутренней, и во Внешней Монголии. Ю.Н.Рерих внес значительный научный вклад в развитие монголоведения, и его труды в этой области признаны классическими. Его ученик Ш.Бира является Генеральным секретарем Международной ассоциации монголоведения.

Что касается Святослава Николаевича Рериха, то его художественное творчество и педагогическая деятельность стали неотъемлемыми частями самой индийской культуры. Он – столь же русский, сколь и национальный индийский художник. Его имение в Бангалоре – значимый культурный центр Индии и один из устоев индийско-русских культурных связей.

Символично, что семья Рерихов приезжает в Индию и навсегда остается там жить, предварительно проехав и поработав как в Европе (Скандинавия, Англия, Франция), так и в США. Обогащенные знанием мировых культурных процессов и активно поучаствовав в них, семья Рерихов отправляется из Индии в экспедицию по Центральной Азии. Они были первыми русскими путешественниками, которым удалось напрямую пройти из Индии через Китай в Россию по одному из главных меридиональных евразийских караванных путей (через Каракорум и Синьцзян); посетить Москву и Алтай, а затем, уже по монгольско-тибетскому древнему пути, вновь вернуться в Индию. Фактически Рерихи прошли основными древними путями движения евразийских народов и заложили духовные магниты будущей единой евразийской цивилизации. Ее важнейшими святынями и духовными полюсами являются православная Троице-Сергиева Лавра, столь любимая Рерихами; Монголия с буддийским монастырем Гандан в Урге (Улан-Батор) и исламско-индуистская Сикандра, где в мавзолее покоится прах великого Акбара и его супруги Джодбай.

Ну а священным природным и культурным центром евразийских земель является Алтай с трехглавой горой Белухой. И это совсем не случайно: именно близ Алтайских гор естественно сошлись и до сих пор живут в мире представители трех мировых религий (буддизма, христианства и ислама), а также носители архаических форм религиозного мировоззрения. Здесь зарождались и вступали в интенсивное общение ключевые этносы евразийского культурно-географического мира (индоевропейский, тюркский, монгольский и угро-финский). Алтай был ключевым пунктом движения народов с Запада на Восток и с Востока на Запад, и здесь можно найти следы многих древних великих культур Евразии: от афанасьевской1 до современной монгольской и тюркской. Алтай – место уже реально сбывшегося в истории этнокультурного синтеза, где у западных монголов-ойратов налицо многочисленные заимствования из русской и тюркской культур, а культура русских переселенцев впитала многие черты культуры коренных народов Алтая. Неслучайно Н.К.Рерих писал: «Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов. Погребение, уставленное большими камнями, так называемые чудские могилы, надписи на скалах, все это ведет нас к той важной эпохе, когда с далекого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу. Владычица Алтая, белоснежная гора Белуха, питающая все реки и поля, готова дать свои сокровища» [13, с. 124]. В этом он сходился с евразийцами, также понимавшими особое геополитическое, культурное и экономическое положение Алтая. П.Н.Савицкий, например, считал, что Алтай – это «внутриматериковый металлургический центр» Евразии [14, с. 349], а В.И.Вернадский, отец крупнейшего евразийского историка Георгия Владимировича Вернадского [15], именно с регионом юго-западной Сибири связывал будущее России. «По мере того, как начинается правильное использование наших естественных производительных сил, – писал В.И.Вернадский, – центр жизни нашей страны будет все более передвигаться, как это давно уже правильно отметил Д.И.Менделеев, на восток, – должно быть, в южную часть Западной Сибири. Россия во все большей и большей степени будет расти и развиваться за счет своей Азиатской части, таящей в себе едва затронутые зиждительные силы. Это должна всегда помнить здравая государственная политика, которая должна смотреть всегда вперед, в будущее» [16, с. 563].

Внимание к Сибири, с развитием которой можно связывать надежды на процветание России, – общая идейная установка и Рерихов, и евразийцев. П.Н.Савицкий фиксирует любопытный закон смещения культурных центров человечества из районов более теплых в районы более холодные, предсказывая в ХХ веке великое будущее двух новых культурных центров мира – Северной Америки и России-Евразии с ее восточными регионами. «...В одном из процессов культурной своей эволюции Россия, – пишет он, – и земледельческой колонизацией, и перенесением центров промышленности, уходит с прежней культурной территории своего Центра и Северо-Запада все более на Восток – в безбрежные пространства и степи окраинно-европейских и азиатских земель...» [14, с. 378]. Известно также, что евразийцы установили связи с Г.Д.Гребенщиковым – известным сибирским писателем, соратником Рерихов, который положил много усилий на пропаганду Сибири и ее богатств после эмиграции в Америку.

Все это косвенно перекликается с предсказанием Живой Этики о становлении Новой страны и Иване Стотысячном, расцвет которых будет знаменовать и новый виток эволюции всего мира. Ключевым же регионом этого нового цивилизационного прорыва будет именно Сибирь, граничащая с великими пространствами и культурами Азии.

В Живой Этике сказано: «Правильно изучать все циклы легенд Азии. Так можно дойти до древнейших Учений, связанных с Сибирью как самою неизвестною и исконною частью Материка» [17, ч. 1, 97]. Известны также предсказания Учения о том, что в будущем нас ждет изменение климата, в результате чего многие территории Сибири освободятся от вечных льдов, и тогда откроются и новые плодородные земли, и новые возможности для развития всех народов многонациональной Евразии. В своем послании «Славной Ермака годовщине!» Н.К.Рерих писал: «Не малы пути сибирские. Велика их мечта. Велико им сужденное. Страна Белого Бурхана, страна доброго Ойрота. Страна Шамбатиона. Страна Чуди подземной. Страна кузнецов Курумчинских, ковавших коней всех великих путников от восхода и на закат <...> Как колокола Звенигорода, как святыни Китежские зовут, и очищают, и велят идти к преуспеянию, так же пусть и этот день свидетельствует о клятве строительства доброго. Не можем сегодня же не помянуть и Святого Хранителя всех твердынь Китежских, всех Лавр Духа преподобного Св. Сергия. Сама необъятность сибирская приближает сегодня всех борцов подвига, просвещения и мужества несломимого» [18, с. 382-383].

Налицо также общность методологических установок евразийцев и семьи Рерихов в исследовании исторических путей движения евразийских народов и взаимодействия их культур. Для евразийцев, начиная с программной работы Н.С.Трубецкого «Европа и человечество», совершенно неприемлема позиция европоцентризма, когда европейская история выдается за стержневую линию всего исторического процесса, а европейская культура почитается за вершину развития всей мировой цивилизации. Для евразийцев, как и для семьи Рерихов, история Востока и история России не менее ценны, чем история Европы, а попытка какую-то культуру рассмотреть как высшую – не выдерживает критики. Такая порочная методологическая установка ведет к явной тенденциозности и способна лишь перессорить народы между собой. Отсюда следует вторая, общая для евразийцев и Рерихов методологическая максима: история должна быть синтетической наукой в двояком смысле. С одной стороны, она призвана объединять народы, вскрывая их глубинные исторические связи и общие культурные корни; а с другой – сами методы исторической науки должны носить синтетический характер, когда исследователь-историк принимает во внимание не только данные своей науки и близких ему гуманитарных дисциплин, но смело привлекает также и идеи естественных наук. Известно, как органично увязывали гуманитарные и естественнонаучные исследования Рерихи в организации Гималайского института научных исследований «Урусвати», где понимание культуры невозможно без познания особенностей климата и ландшафта, а ботанические и орнитологические коллекции органически соседствуют с этнографическими, ибо способны пролить свет на особенности искусства, ключевые темы эпических сказаний, своеобразия быта и верований народов. С этих позиций синтетическая методология евразийцев не могла не импонировать Рерихам. Синтетический характер носит ключевое методологическое понятие евразийцев – «месторазвитие», а также обоснование их ключевого тезиса о единстве истории и культуры ключевых этносов Евразии, где активно используются данные не только собственно истории (Г.В.Вернадский), но также филологии, этнографии и культурологии (С.Н.Трубецкой), истории государства и права (Н.Н.Алексеев), физической и экономической географии (П.Н.Савицкий).

И евразийцы, и Рерихи прямо подчеркивают, что Евразия с ее бескрайней Сибирью и Великой степью, протянувшейся от венгерской Трансильвании до монгольского хребта Хинган, испокон веков служила континентальным мостом между земледельческими культурами Востока и Запада, обеспечивала культурный и экономический обмен между ними. Именно по Великой степи прокатывались живые волны истории – кочевые народы, принося новые знания, новую политическую волю, новые хозяйственные навыки [19] и тот дух обновления и устремления к новым горизонтам, – способствовали переходу человечества к новым формам культурного и государственного творчества. Н.К.Рерих писал: «Проведителинию от южнорусских степей и от Северного Кавказа через степные области на Семипалатинск, Алтай и Монголию и оттуда поверните ее к югу, чтобы не ошибиться в главной артерии движения народов» [13, с. 130]. Ему вторит П.Н.Савицкий, который, так же как и Рерихи, подчеркивал особую роль кочевых племен в исполнении этой великой объединительной – срединной – миссии Евразии: «Этот мир, – пишет он, – лежащий к востоку от границ Европы и к северу от “классической” Азии, есть то звено, которое спаивает в единство их все. Это очевидно в современности, это станет еще явственней в будущем. Связывающая и объединяющая роль “срединного мира” сказывалась и в истории. В течение ряда тысячелетий политическое преобладание в евразийском мире принадлежало кочевникам. Заняв все пространство от пределов Европы до пределов Китая, соприкасаясь одновременно с Передней Азией, Ираном и Индией, кочевники служили посредниками между разрозненными, в своем исходном состоянии, мирами оседлых культур. И, скажем, взаимодействия между Ираном и Китаем никогда в истории не были столь тесными, как в эпоху монгольского владычества (XII-XIV вв.). А за тринадцать – четырнадцать веков перед тем исключительно и только в кочевом евразийском мире пересекались лучи эллинской и китайской культур, как то показали новейшие раскопки в Монголии» [14, с. 296-297; 20].

И евразийцы, и Рерихи подчеркивали общность исторической памяти евразийских народов и необходимость сознательно крепить эти братские связи в настоящем, противостоя всем формам как национализма, так и западнического космополитизма. «Над Евразией веет дух своеобразного братства народов» [14], – писал П.Н.Савицкий в одной из своих программных работ «Географические и геополитические основы евразийства». Буквально ту же самую мысль высказывает и Ю.Н.Рерих в работе «Культурное единство Азии», и под этими словами, без сомнения, подписались бы все теоретики евразийства: «В поисках единства нам не следует забывать уроки прошлого, но, напротив, следует тщательно оберегать остатки былого единства и везде, где возможно, разжигать заново священный огонь культурного единения, культурного обмена, который когда-то принес человечеству благие плоды и которого так недостает нашему современному миру» [21, с. 27].

Евразийцы и Рерихи отмечали особую роль тюркско-монгольских кочевых племен и в формировании самобытной российской государственности. Сегодня уже никто не отрицает того очевидного факта, что именно тюркско-монгольское государственное наследие оказало решающее влияние на становление российской армии (принципы ее комплектования и тактику) [22], организацию почтовой и транспортной служб Московской Руси, отношение к побежденным правителям и их слугам [23]. «Монгольское наследство облегчило русскому народу создание плоти евразийского государства», – писал в работе «Начертание русской истории» Г.В.Вернадский [24, с. 106]. Высокие моральные качества монголов (верность долгу, мужество, готовность оказать помощь товарищу) особенно подчеркивал Н.С.Трубецкой. Они во многом были нравственным вызовом тому политическому эгоизму и готовности предать даже родственников, что сплошь и рядом проявляли русские князья времен татаро-монгольского ига. Эти монгольские уроки не прошли бесследно для русской политической элиты. «На своем завоевательном пути Чингисхану, – писал Н.С.Трубецкой, – пришлось свергнуть и низложить немало царей, князей и правителей. Почти всегда среди приближенных и вельмож таких правителей находились изменники и предатели, которые своим предательством способствовали победе и успеху Чингисхана. Но никого из этих предателей Чингисхан за их услугу не вознаградил <...> И наоборот, после завоевания каждого нового царства или княжества Чингисхан осыпал наградами и приближал к себе всех тех, которые оставались верными бывшему правителю этой завоеванной страны до самого конца, верными даже тогда, когда их верность была для них явно невыгодна и опасна. Ибо своей верностью и стойкостью такие люди доказали свою принадлежность к тому психологическому типу, на котором Чингисхан строил свою государственную систему» [25, с. 231].

А вот высказывание Н.К.Рериха, почти дословно перекликающееся со словами виднейшего теоретика евразийства: «Если вы припомните законы монгольских ханов, если вспомните героический эпос этого народа, то во всем отразится натура твердая, мужественная, нередко аскетическая, терпеливо переживающая случайности времен» [18, с. 479]. Своему отцу вторит Юрий Николаевич Рерих: «Говоря о Монголии, мы всегда должны помнить, что современная Монголия – это прямой потомок ряда великих народов и племен, пожертвовавших собою ради создания обширных империй, и что ее судьба – это путь Завоевателей» [21, с. 315].

В советский период своей жизни Ю.Н.Рерих, как известно, познакомился с Л.Н.Гумилевым. Двух великих евразийцев – помимо общности евразийских подходов к истории и культуре – объединяла искренняя любовь к истории и культуре монгольского народа, одного из ключевых этносов Евразии, игравшего и играющего в ее судьбе исключительно важную роль. Дружбу с братским монгольским народом оба они считали необходимым условием геополитической стабильности и экономического процветания всего евразийского пространства. Это завещание великих евразийцев было забыто в годы перестроечного безвременья, и только сейчас постепенно начинается восстановление традиционных культурно-экономических связей между Россией и Монголией [26].

Таким образом, можно твердо констатировать близость мировоззренческих установок евразийцев и семьи Рерихов, по крайней мере, еще в нескольких ключевых пунктах:

– критика западной техногенно-потребительской модели цивилизационного существования, приведшей мир к глобальному экологическому и культурному кризису, который длится фактически непрерывно с конца XIX века по настоящий момент. Для тех и других характерен акцент на необходимости возвращения к традиционной мудрости Востока и народов евразийского культурно-географического мира. С их возрождением и единением связывают они главные свои надежды на грядущее обновление зашедшей в техногенно-потребительский тупик земной цивилизации;

– подчеркивание роли духовных начал в жизни общества, в том числе и в сфере материальной деятельности человека. Известна работа П.Н.Савицкого «Хозяин и хозяйство», где выдающийся евразиец разводит экономику и хозяйство, доказывая, что подлинный рачительный хозяин, в отличие от предпринимателя, никогда не ориентируется на получение денежной прибыли любой ценой, а заботится о гармоничном воспроизводстве человека – субъекта хозяйственной деятельности, а также окружающих социальных и природных условий своего существования. Культ «экономического человека» («Homo economicus») является, по мнению П.Н.Савицкого, настоящим проклятием западной цивилизации, забывшей об истинной иерархии ценностей. Буквально ту же мысль можно найти у Е.И. и Н.К. Рерихов, что экономика сама по себе – это «тело и брюхо» цивилизации, и она никогда не строила истинной культуры. Гипертрофированные экономизм, технизация и роботизация жизни противоречат духовным и природным основам человеческого бытия и чреваты глобальной катастрофой. Эти предсказания евразийцев и Рерихов как никогда актуальны сегодня, если вспомнить природную и техногенную катастрофу в Японии в марте 2011 года;

– объективная оценка советской власти в единстве ее положительных и отрицательных моментов. И евразийцы, и семья Рерихов являют образцы подлинного патриотизма, чуждого национальному самолюбованию и бесплодному критиканству. Они сумели увидеть гигантский потенциал исторического творчества евразийских народов, который раскрепостила Советская власть; но они же никогда не одобряли насильственных методов построения «светлого будущего», подавления духовной устремленности человека к высшему и надземному. Атеизм, к тому же еще и принудительного характера, грубый материализм вызывали и у евразийцев, и у членов семьи Рерихов чувство глубокого негодования и отторжения.

Вместе с тем мировоззрение семьи Рерихов преодолевало некоторые слабые стороны мировоззрения евразийцев – их гипертрофированный этатизм [27], т.е. переоценку государственно-централизованных начал в жизни того или иного народа, и, наоборот, явную недооценку общинно-вечевых начал в жизни России-Евразии. Другим слабым элементом в мировоззрении евразийцев является абсолютизация роли православной церкви не только для русских, но для всех народов Евразии. Справедливости ради надо сказать, что фундаментальная роль православной церкви лишь декларировалась в ряде евразийских работ и выступала скорее как естественная реакция на большевистские гонения, нежели как детально продуманная и обоснованная религиозная позиция. Идеи Рерихов об огромной позитивной роли буддизма в становлении восточных и евразийских культур [28], о необходимости очищения общего духовного ядра мировых религий для обеспечения подлинного диалога и синтеза между ними могут рассматриваться как существенный вклад великой семьи в разработку духовных основ современного евразийского мировоззрения.

Евразийцами также не был по-настоящему учтен важнейший меридиональный («вертикальный») стержень «Алтай-Гималаи», обеспечивающий природное, историческое и культурное единство Евразии, твердо установленный Рерихами. Индия и ее связь с евразийским этнокультурным пространством, на чем так настаивал А.С.Хомяков, как-то выпала из поля зрения евразийцев. Более того, у Н.С.Трубецкого мы встречаемся с поверхностной и тенденциозной трактовкой сущности традиционных индийских религиозных конфессий, которые он объявляет чуть ли не сатанинскими сектами [29]. Подобных провалов культурологического и метафизического характера у видных теоретиков евразийства, правда, не так уж много.

Образ будущего России-Евразии и всей человеческой цивилизации у евразийцев оказался прописанным абрисно и нечетко. Пожалуй, лучше всего будущее России осмысляется в работах крупнейшего евразийского правоведа и философа Н.Н.Алексеева [30]. Нет у евразийцев понимания общих законов космической эволюции, как нет и учета духовного измерения исторического и культурного бытия, связанного с творческой деятельностью сознаний высокого эволюционного уровня. Понятно, что игнорирование опыта восточных религий и приверженность церковному православию сделали невозможным для евразийцев использование таких важнейших понятий, как «карма» или «реинкарнация».

Подводя итоги данной статьи, можно констатировать, что семья Рерихов внесла в евразийское самосознание России свой неповторимый и очень значимый вклад. Современное развитие евразийского мировоззрения без учета идейного и общекультурного наследия Рерихов невозможно.

Закончить же этот доклад мне бы хотелось стихотворением прекрасного русского поэта Юрия Кузнецова «Евразийцу», посвященным Ю.Н.Рериху:

Повернувшись на Запад спиной

К заходящему солнцу славянства,

Ты стоял на стене крепостной,

И гигантская тень за тобой

Уходила в иные пространства.

Обнимая незримую высь,

Через камни и щели Востока

Пролегла твоя русская мысль.

Не жалей, что она одинока.

Свои слезы оставь на потом.

Ты сегодня поверил глубоко,

Что завяжутся русским узлом

Эти кручи и бездны Востока.

Может быть, этот час недалек.

Ты стоишь перед самым ответом.

И уже возвращает Восток

Тень Твою вместе с Утренним Светом [31].

 

Примечания и литература

[1] См.: Зелинский А.Н. Рыцарь культуры // Ю.Н.Рерих. Звериный стиль кочевников Северного Тибета. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1992; Ключников С.Ю. Философское наследие Рерихов и евразийство. Электронный ресурс: http://lib.icr.su/node/785; Какаев А.Ч. История народов в зеркале миросистемного подхода. К выходу первого тома «Истории Средней Азии» Ю.Н.Рериха // Культура и время. 2005. № 3; Степанов Н.Ю. Попытки практической работы евразийцев в Европе, как политической организации в 1920-1930 годах // III Гумилевские чтения. Москва, 8-10 июня 1998 г. Электронный ресурс: http://gumilevica.kulichki.net/GW/gw312.htm; Сурина А.Ю. Единство культурного пространства древней Евразии в исследованиях Юрия Николаевича Рериха. Электронный ресурс: http://sociosphera.ucoz.ru/puble/konferencii.

[2] Иванов А.В. Творческое наследие Рерихов и мировоззрение евразийцев // 100 лет со дня рождения Ю.Н.Рериха / Материалы Международной научно-общественной конференции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003; Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул, 2010.

[3] Лидерами и вдохновителями евразийства выступили крупнейшие русские ученые: лингвист и культуролог Н.С.Трубецкой (сын выдающегося русского философа и общественного деятеля С.Н.Трубецкого), географ и экономист П.Н.Савицкий, историк Г.В.Вернадский (сын знаменитого В.И.Вернадского), правовед Н.Н.Алексеев, культуролог и теоретик музыки П.П.Сувчинский, а также целый ряд других видных деятелей русской науки и философии. В течение 20-х годов XX века кружки и семинары евразийцев существовали практически во всех крупных европейских столицах, где жили эмигранты из России, – в Софии и Берлине, Париже и Праге. Были представители евразийства и на Востоке, в том числе в Харбине. Ими издавались многочисленные книги, газеты и журналы, читались циклы лекций, посвященные евразийской проблематике. Известен и ряд совместных идейных манифестов евразийцев. Они считали себя не столько политическим движением, хотя и вели довольно интенсивную полемику с представителями православно-монархических и либерально-демократических эмигрантских кругов, сколько духовным орденом, призванным сформулировать положения нового, примиряющего белых и красных, синтетического мировоззрения и сформировать костяк будущей российской управленческой элиты, которая могла бы обеспечить целостное и поступательное развитие России после краха ортодоксального большевизма. Ими же еще в середине 1920-х годов была предсказана неизбежность распада единого евразийского геополитического пространства на множество национальных государств в случае крушения идеологии пролетарского интернационализма и отсутствия объединяющего евразийского мировоззрения, способного его заменить.

[4] К сожалению, часто цитируют лишь первую половину знаменитой фразы М.В.Ломоносова, которая в целом звучит следующим образом: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». См.: Ломоносов М.В. Для пользы общества... М., 1990. С. 355.

Кстати, движение русских по евразийскому пространству на восток закончилось именно так, как это предсказывал великий русский энциклопедист, – когда они непосредственно встретились с европейцами (французами и англичанами) в Америке и в Китае. Через этот контакт евразийский культурно-географический мир обрел свои внешние границы.

[5] Это недвусмысленно зафиксировано в его бессмертном «Памятнике». См. об этом более подробно: Иванов А.В. Евразийские ценности позднего Пушкина // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2006. № 5.

[6] Выдающемуся русскому мыслителю мы обязаны обнаружением глубинных культурно-языковых связей между Россией и Индией и пониманием особой роли индоевропейского культурно-языкового субстрата в интеграции евразийского пространства. Этот аспект евразийских идей, как мы увидим ниже, остался без внимания со стороны евразийцев, но зато был блестяще идейно развит и практически воплощен в жизнь как раз семьей Рерихов.

[7] С него, как известно, берет начало цивилизационный подход к историческому процессу и жесткая критика европоцентризма во всех его разновидностях.

[8] См. «Зимние заметки о летних впечатлениях» и особенно материалы из «Дневника писателя» за 1880-1881 годы, в которых великий русский писатель не только подвергает блестящей критике русское западничество и европейский либерализм, но прямо призывает россиян не стыдиться своих азиатских корней, ибо «в грядущих судьбах наших, может быть, Азия-то и есть наш главный исход». См.: Достоевский Ф.М. Человек есть тайна. М., 2003. С. 462.

[9] Ему принадлежит идея, что Россия – самобытный «славяно-туранский мир со своими азиатскими владениями». См.: Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993. С. 167.

[10] В работах великого русского ученого заложены основы экономическо-географического взгляда на развитие России, которое не может быть организовано «ни по английскому, ни по германскому образцу». Здесь необходимо учитывать особенности именно евразийского пространства: суровый климат, огромные континентальные расстояния, редкую заселенность и полиэтнический состав населения.

[11] Ключевые евразийские геополитические идеи этой великой семьи были изложены в работе сына знаменитого Петра Петровича Семенова-Тянь-Шанского – Вениамина Петровича «О могущественном территориальном владении применительно к России. Очерк политической географии». См.: Известия Императорского Русского Географического Общества. 1915. Т. LI. Вып. VIII; Семенов-Тянь-Шанский В.П. Район и страна. М.-Л., 1928. В ней выделена ключевая зона России-Евразии между Волгой и Енисеем и намечена программа дальнейшего освоения Сибири через создание опорных «колонизационных баз» в районе Алтая и Байкала – в своеобразных точках сибирской евразийской самоорганизации.

[12] См. об это более подробно: Иванов А.В., Попков Ю.В., Тюгашев Е.А., Шишин М.Ю. Евразийство: ключевые идеи, ценности, политические приоритеты. Барнаул, 2007.

[13] Рерих Н.К. Избранное. М.: Советская Россия, 1979.

[14] Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997.

[15] Известна переписка Ю.Н.Рериха и Г.В.Вернадского – двух крупнейших ученых, предпринявших попытку написать историю Средней Азии и России с последовательных евразийских позиций.

[16] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.

[17] Учение Живой Этики. Мир Огненный.

[18] Рерих Н.К. Держава света. М., 2007.

[19] Не будем забывать, что именно скифы и гунны приносят в Европу так называемые «высокие технологии» плавления и качественной ковки железа, продуктивного скотоводства с комплексным использованием его продуктов, оперативного перемещения огромных вооруженных масс людей с эффективной системой управления ими. Добавьте сюда такие кочевые изобретения, которые впоследствии станут органическими частями европейской цивилизации, как составной лук, стремена и штаны, и вам станет понятно, что квалификация кочевников как жестоких и диких варваров – не более чем европоцентристский миф.

[20] При раскопках скифских курганов на Алтае, в том числе на знаменитом плоскогорье Укок, в могилах знати были обнаружены не только греческие монеты, китайские предметы роскоши и персидские ковры, но также рубашка из шелка дикого шелкопряда, который живет... только в Гималаях. Можно ли придумать лучшую верификацию евразийских взглядов на пути движения древних народов и особую объединительную роль евразийского пространства?

[21] Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: лекции, статьи, переводы. Самара, 1999.

[22] Кочевое построение войск по принципу «птицы» (центральный полк, полки «правой» и «левой» руки) мы обнаруживаем не только в построении русских войск на Чудском озере и на Куликовом поле, но даже в организации русских батарей в Великой отечественной войне, сдерживающих атаки немецких танковых колонн. Последние, кстати, идут «свиной головой» (или ромбом) – точно так же, как шли на войска Александра Невского ливонские рыцари и, судя по всему, наемная генуэзская пехота темника Мамая.

[23] Побежденному правителю Казани Иваном Грозным был пожалован титул цесаревича, и его потомки на пирах и приемах сидели впоследствии рядом с русским царем.

[24] Вернадский Г.В. Начертание русской истории // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992.

[25] Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999.

[26] См.: Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории / Под ред. М.Ю.Шишина, Е.В.Макаровой. Барнаул, 2010.

[27] Этатизм был особенно свойственен статьям Л.П.Карсавина, которого, правда, можно считать достаточно случайной фигурой среди евразийцев.

[28] См.: Рерих Е.И. Основы буддизма; Рерих Ю.Н. Культурное единство Азии.

[29] См. Трубецкой Н.С. Религии Индии // Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории / Под ред. М.Ю.Шишина, Е.В.Макаровой. Барнаул, 2010.

[30] См.: Алексеев Н.Н. На путях к будущей России // Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.

[31] Кузнецов Ю. Евразийцу // Алтайский вестник. 2003. № 1(3).


1 Афанасьевская культура – южносибирская археологическая культура бронзового века (III-II тыс. до н.э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени в Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры. – Прим. ред.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 446