Торжественное открытие конференции

Ю.М.Воронцов,
президент Международного Центра Рерихов,
Специальный представитель Генерального секретаря ООН,
Чрезвычайный и Полномочный Посол

Дорогие друзья!

Я имею честь открыть нашу Международную общественно-научную конференцию «Живая Этика и наука». Но прежде я хотел бы приветствовать наших дорогих гостей: доктора Каран Сингха, президента Индийского совета по культурным связям (ISSR), председателя индийского комитета по организации в 2008 г. Года России в Индии и Года Индии в России – в 2009 г., г-на Паван Варму, генерального директора ISSR, и нового посла Индии в России Прадхал Шуклу. Приветствую также нашего старого друга Бхатер Тхакура, советника посольства Индии и директора Индийского культурного центра в Москве.

Тема нашей конференции действительно очень интересна. Я уверен, что мы очень напряжённо и результативно поработаем эти три дня. Что касается защиты имени Рерихов, то, действительно, сейчас один из моментов, когда требуется очень серьёзная защита, поскольку совершается покушение на имя Н.К.Рериха. Причём, покушение в виде попытки научно закрепить клеветнические представления о нашем великом соотечественнике. Я имею в виду диссертацию некого В.А.Росова на тему «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920–1930-е годы)», представленную на соискание учёной степени доктора исторических наук. В этой диссертации автор, переворачивая всё с ног на голову, пытается убедить читателей, а также российскую науку в том, что Н.К.Рерих был не великим философом, великим художником и великим патриотом России, а человеком, который замышлял отторжение части её территории, объединение с милитаристской Японией и отрядами белогвардейцев, то есть планировал военный поход против России, что, конечно, совершенно дикая вещь. И некоторые наши не совсем, я бы сказал, прозорливые академики и учёные проголосовали за утверждение докторской диссертации В.А.Росова. Мы сейчас ведём напряжённую борьбу за то, чтобы такого безобразного слова в науке не прозвучало. Посмотрим, чем это кончится. Я думаю, нашей победой.

На нынешней конференции нас ждёт очень интересная работа, мы наверняка услышим много нового и интересного, и я объявляю нашу конференцию открытой.

 

Каран Сингх,
президент Индийского совета по культурным связям,
председатель индийского оргкомитета
Года России в Индии (2008) и Года Индии в России (2009),
доктор философии

Дорогие друзья, господин посол Ю.М.Воронцов, господин академик Е.П.Челышев, мадам директор Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова и господин посол Шукла!

Это моё первое посещение Музея имени Н.К.Рериха. Николай Рерих был великим, знаменитым человеком, путешественником, учёным, он совместил духовность и философию. Я лично был знаком с его младшим сыном Святославом Рерихом и его супругой Девикой Рани. Глядя на эти замечательные картины Николая Рериха, я вспоминаю его ранние работы, которые были сделаны им для церкви. Я лично видел две или три такие картины, которые были посвящены церковной тематике, они произвели на меня большое впечатление.

Работы Николая Рериха великолепны, и заслуга его сына Святослава заключается в том, что он продолжил традиции живописи отца. Я не очень хорошо знаком с философией Николая Рериха, но я хорошо знаю философию Святослава Рериха, в которой большое внимание уделяется соотношению духовности и науки. Как известно, религия и наука – две стороны одной медали. В любом вероисповедании можно найти все элементы гуманизма, философии и науки. В истории действительно были эпохи, когда людей судили, наказывали и даже убивали во имя религии. Науку можно использовать в благих целях, для лечения очень многих болезней, для развития коммуникационных сообщений и для очень многих дел, полезных для человечества. И, конечно, науку можно использовать как для созидания, так и для разрушения, – мы знаем в истории немало тому примеров, в том числе таких, когда научные эксперименты проводились в нацистских лагерях, где уничтожали людей.

Когда речь идет о философии Рериха, я вижу только разум и священную силу, которая проходит через человеческую душу. Люди зачастую путешествуют, посещают Гималаи ради удовольствия, но Рерих, живя и работая именно в Гималаях, ощутил, понял и правильно воспринял духовную силу этих гор. У человека, ощутившего духовную силу этих мест, повышается нравственный уровень, который помогает совершать созидательную работу – сохранять природу, культурное наследие, развивать межрелигиозное и межнациональное понимание.

За последние полвека наука очень изменилась. После Эйнштейна, после появления квантовой физики люди сделали выводы, что за всеми научными открытиями, научными достижениями кроется великая сила. Поэтому наука, как и религия, представляет собой поиск истины. И когда мы изучаем философию Рериха, то имеем в виду именно поиск истины в процессе научных исследований. Идя духовным путем, в науке можно достичь высшего понимания этой силы.

В индуизме есть понятие атма – душа, которая связана с Брамой, божественной силой. Совместимость этих двух явлений – наивысшая точка в достижении высшей цели, истины.

Дорогие друзья, я не буду подробно на этом останавливаться, полагаю, что учёные на вашей конференции будут обсуждать эти сложные вопросы. Я глубоко признателен за то, что меня пригласили на сегодняшнее мероприятие. Я пройду все залы и посмотрю экспозицию вашего Музея. Своё приветствие я заканчиваю благопожеланием и благословением, которое произнесу на санскрите.

 

Е.П.Челышев,
заместитель председателя
Совета по русскому языку при Президенте РФ,
академик РАН

Дорогие друзья!

Я всегда с большим душевным трепетом посещаю Музей имени Н.К.Рериха. На хинди это место называлось бы павитра стхан, священное место.

Я очень хорошо помню переговоры по поводу передачи наследия Рерихов в Россию, в общественный музей, поскольку принимал в них участие. На встрече с М.С.Горбачевым, академиком Г.И.Марчуком Святослав Николаевич Рерих сказал, что хочет, чтобы был отдельный музей и наследие не растворилось по различным музеям, а было сконцентрировано в одном месте. Потом был найден этот прекрасный дом, который ныне так замечательно отреставрирован.

Много лет я был академиком – секретарем отделения литературы и языка Российской академии наук, сейчас оставил этот административный пост. Ныне я председатель научного совета по культурному наследию РАН.

Я был лично знаком с семьёй Рерихов, с их окружением. Началось это знакомство в 1955 году, в марте, когда первая делегация Комитета защиты мира во главе с Николаем Семеновичем Тихоновым выехала в Индию (сейчас это имя мало кто помнит, а ведь Тихонов был замечательным поэтом, пережившим Ленинградскую блокаду, он многие годы возглавлял Советский комитет защиты мира и много сделал для русской культуры). В Индию я, тогда кандидат наук, руководитель сектора индийской филологии в Институте востоковедения АН СССР, ехал первый раз. Это был мой первый контакт с индийцами, и я боялся, что они не поймут мой литературный хинди, который я изучал в Москве. Но мы друг друга поняли, и это было очень радостно.

И вот как-то вечером ко мне пришел администратор гостиницы и сказал, что господин Тихонов просит меня спуститься вниз и принять какого-то посетителя. Я быстро спустился – передо мной стоял интеллигентного вида немного сгорбленный седой человек с бородкой. Он сказал: «Разрешите представиться, я Владимир Анатольевич Шибаев. Я всю жизнь был личным секретарем Николая Константиновича Рериха. Мы были знакомы ещё в Петербурге, до Октябрьской революции. Потом в Финляндии, Англии, Индии – я везде его сопровождал». Я сразу вспомнил, что читал об этом, и спросил: «Это Вы выпускали во время войны на английском языке бюллетень “Вести из России”?» Н.К.Рерих действительно просил Шибаева издавать бюллетень о том, как идёт Великая отечественная война, поэтому Владимир Анатольевич следил за прессой, освещал ход событий. «Сейчас я тоже выпускаю бюллетень “Вести из России”, – сказал Шибаев, – где сообщаются новости в области культуры, искусства, науки». Он подарил мне экземпляр этого «Вестника» и сказал очень важную вещь: «Вы знаете, в декабре 1947 года Николай Константинович и все члены его семьи собирались ехать в Россию. Они упаковали все свои картины и были готовы вернуться на Родину. Но тогда это не получилось. А вскоре Н.К.Рерих скончался».

Сын Н.К.Рериха Юрий Николаевич Рерих, крупный учёный-тибетолог, санскритолог, живший в имении Кулу, в северном Пенджабе, был директором основанного его отцом Гималайского института «Урусвати» (Урусвати, в переводе с санскрита, – это «Свет утренней звезды»), где хранятся собранные Рерихами замечательные археологические и биологические коллекции, различные рукописи и т.д. Так вот, Шибаев сказал мне, что Юрий Николаевич хочет вернуться в Москву и привезти с собой картины отца, чтобы выполнить его волю: отец перед смертью завещал вернуть его картины в Россию. В жизни Н.К.Рериха главным была любовь к России, к родине, поэтому всякие измышления «новых» учёных и журналистов по этому поводу безосновательны. К сожалению, ныне модно поносить, очернять всю нашу русскую культуру, не только Рериха. И мы не имеем права молча наблюдать, как происходит процесс разрушения отечественной культуры.

Я очень хорошо помню первую встречу с Юрием Николаевичем Рерихом. Он приехал в Москву, когда ему было 55 лет, – невысокого роста, плотный, с седой бородкой. Встречали его представители Министерства иностранных дел и Министерства культуры. Первый визит он сделал в Институт востоковедения, директором которого был Бободжан Гафурович Гафуров.

Академик Гафуров – целая эпоха в нашем востоковедении. Двадцать два года он занимал пост директора института, а до этого десять лет был первым секретарем ЦК компартии Таджикистана (1946–1956). Это был совершенно замечательный человек, восточный мудрец.

И вот произошла первая встреча с Ю.Н.Рерихом. Его лексика столь заметно отличалась от нашей, он употреблял такие слова, что мы сразу поняли: человек пришел из другого мира. На этой встрече, куда были приглашены все ведущие индологи – В.В.Балабушевич, А.М.Дьяков, И.М.Рейснер, С.М.Мельман и другие, – Б.Г.Гафуров сказал Юрию Николаевичу: «Вы пока будете работать в одном кабинете с Евгением Петровичем Челышевым, он руководит сектором филологии. Вы будете руководить сектором истории философии и религии отдела Индии».

Прошло несколько месяцев, Ю.Н.Рериху выделили отдельную комнату, перенесли все его книги – он привез с собой всю свою книжную коллекцию. (Позже в этой комнате с помощью Ю.Я.Цыганкова был создан мемориальный кабинет Ю.Н.Рериха, а Цыганков в течение многих лет был руководителем этого комплекса.) Ю.Н.Рерих начал проводить научные семинары. В институт потянулась молодежь – ведь из-за границы приехал учёный с мировым именем. Хочу напомнить, что шел 1957 год, и политическая и идеологическая обстановка в стране была, сами понимаете, какая. А этот человек рассказывал нам о религии и философии Индии…

У нас в Академии наук есть очень много воинствующих атеистов, среди них – мой друг академик В.Л.Гинзбург, который очень часто начинает свои выступления так: «Хоть я и атеист, но я скажу…» Как-то я ему сказал: «Вы уже много раз говорили, что Вы атеист. Послушайте, что Гёте говорил об этом: “Каждый из нас чувствует, что за этой жизнью есть ещё что-то, но никто не знает что”. Это из “Фауста”». Гинзбург заинтересовался: «Это очень интересное высказывание, я, пожалуй, его запишу». Я заметил, что, раз он записывает, значит, он не атеист, так как он тоже чувствует, что «за этой жизнью есть ещё что-то, но никто не знает что». Я вспомнил это в связи с тем, что сейчас отношение и к буддизму, и к индуизму, и к восточной философии коренным образом меняется, хотя и раньше были учёные, которые изучали буддизм и потом стали буддистами, например, немецкий учёный начала XX века Гельмут фон Глазенап. А Юрий Николаевич Рерих был буддистом: когда в 1960 году он скончался (ему было всего 58 лет), я нёс его гроб и видел, что его тело завёрнуто в буддистскую оранжевую тогу – его хоронили как буддиста. Не как буддолога, а как правоверного буддиста.

Что ещё мне запомнилось… Однажды Юрий Николаевич сказал: «Мне придётся выступать завтра в Музее имени А.С.Пушкина. Там будет развёрнута выставка картин моего покойного батюшки, и Екатерина Алексеевна Фурцева просила меня произнести речь, а я никогда не выступал перед советской аудиторией». Он спросил у меня, какими должны быть форма и стиль обращения. Размышлял он так: «На мне лежит большая ответственность. Завтра я впервые буду выступать перед советской аудиторией, и я должен достойно представить своего отца как великого художника, мыслителя и друга России, я должен тщательно подобрать каждое слово в своем выступлении. Я обязан рассказать о нём как о человеке, который всю жизнь поддерживал идею о единых корнях индийской и русской культуры». Эта идея о единстве индоарийцев и славян – языковом, этническом и историко-культурном – увлекательна, она широко распространена в России, её выдвигал ещё В.В.Стасов, и в конце XIX века она имела много приверженцев. Об этом Ю.Н.Рерих читал лекции у нас в институте, завещая продолжать исследования в этом направлении.

Дорогие друзья, двадцать два года назад издательство «Радуга» специально для Индии выпустило на английском языке и хинди книгу «Традиции великой дружбы». Это была массовая серия для распространения российской культуры в Индии и в других странах. Её авторы, Евгений Челышев и Алексей Литман, на примере пяти известных индийских деятелей и пяти из России решили рассказать о великих деятелях политики и культуры, стоявших у истоков русско-индийской дружбы, – тех, кто способствовал сближению наших стран. Книга вышла в 1985 году, поэтому, естественно, в ней имеется политический налёт – начинается она с Ленина. Владимир Ленин, Лев Толстой, Максим Горький, академик Федор Щербатской, Николай Рерих – русские деятели, индийские: Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Рабиндранат Тагор, Премчанд, Сарвапалли Радхакришнан. Очерк о Николае Константиновиче Рерихе написан мной, и ни от одного слова я и сейчас не отказываюсь, хотя тогда, 22 года назад, была другая власть, но и народ остался тот же, и культурные ценности. Я передам эту книгу для вашей библиотеки. Думаю, что обязательно надо переиздать такую книгу, потому что это очень важно: Николай Рерих включен в неё наряду с Толстым, наряду с Тагором. С Тагором они были большие друзья, и то, о чём говорил в приветствии господин Каран Сингх, – это идеи в том числе и Тагора. Например, его песнь «Душа народа». Что такое душа народа? Это то, что определяет судьбу каждого человека и всей страны, всего народа, своего рода верховное божество, которое не персонализировано.

Я очень рад, что сегодня сюда пришли представители разных поколений, люди серьёзные. Наследие Рерихов даёт нам возможность освободиться от догматизма, понять, что собой представлял этот великий человек и какой вклад в развитие не только российской, но мировой культуры он внёс. Его имя известно во всем мире. И сотрудники Музея имени Н.К.Рериха под руководством Юлия Михайловича Воронцова и Людмилы Васильевны Шапошниковой активно способствуют развитию рериховедения и распространению объективных представлений, знаний об этой великой семье.

Спасибо за внимание. Желаю успехов в работе конференции.

 

Г.Н.Фурсей,
академик РАЕН, вице-президент РАЕН,
вице-президент Международной лиги Защиты Культуры,
Санкт-Петербург

Дорогая Людмила Васильевна, дорогой Юлий Михайлович, дорогие друзья!

Российская академия естественных наук уже много лет является верным и преданным другом рериховского движения и Международного Центра Рерихов. Многие учёные нашей академии знакомы с творчеством Рерихов и исследуют их наследие. От их имени я хочу передать вам чувство глубочайшего почтения за тот чрезвычайный подвиг, который ежедневно на протяжении многих лет совершает этот замечательный институт, МЦР. Тут были сказаны великолепные слова о том, что очень важно, когда в мире, в стране, в городе существуют такие священные места, откуда распространяются свет, знания, доброта и то, что всем несёт радость.

Хочу также от учёных нашей академии передать поздравления Юлию Михайловичу Воронцову с днём рождения. Замечательно, что такой выдающийся человек стоит во главе рериховского движения.

И я поздравляю всех с праздником – открытием конференции. В дни её работы мы будем исследовать, докладывать, сообщать свои соображения о самом, может быть, важном, что есть в жизни, – об этике, о нравственности, и будем широко пользоваться тем великим наследием, которое оставила семья Рерихов. Мы будем говорить о Живой Этике. А Живая Этика – это высоконравственное учение, объединившее в себе те великие знания, которые были достигнуты и в науке, и в искусстве, и в религии. Этот синтез вдохновляет и даёт возможность более осмысленно смотреть на великую взаимосвязь тех вещей, о сущности которых я говорил.

Мы живем в непростое и очень трудное время. Но во все времена на всё хорошее и нетривиальное, особенно если оно выдающееся и очень светлое, шла атака. Такую атаку Международный Центр Рерихов, и всё движение, ощущает ежедневно и достойно выдерживает этот натиск. Это тоже великий подвиг – отстаивание истины. Люди, которые служат делу Рерихов, не хотят и не могут соглашаться с неправдой. Я думаю, что когда мы защищаем наших Учителей, честь и славу нашей страны, которая представляется такими великими людьми, мы защищаем самих себя и весь мир.

Спасибо за внимание.

 

В.М.Афанасьев,
Летчик-космонавт,
президент Международной лиги Защиты Культуры

Дорогие коллеги и друзья!

В течение трёх дней в этих стенах будет идти работа над темой – Живая Этика и наука. Темой, которая имеет исключительное значение в наше переходное время, время глобальных кризисов.

Культура – одно из основополагающих понятий в философской системе Живой Этики. Николай Константинович Рерих в одной из своих статей называет Культуру научным, подчёркиваю научным, и вдохновенным приближением к разрешению проблем человечества.

Но именно современная наука изучает и предъявляет обществу неутешительные результаты своих исследований состояния дел на Земле во всём его многообразии: от стремительного роста населения нашей планеты и вызванных им кризисного состояния окружающей среды, исчерпания ресурсов и энергии до глобальных угроз.

По мнению одного из авторитетных учёных в этой области Сергея Петровича Капицы, начало XXI века характерно тем, человечество впервые за миллионы лет переживает эпоху резкого перехода к новому типу развития, к новой ступени эволюции. Этот вывод, основанный на представлении о человечестве как об открытой эволюционирующей системе, С.П.Капица делает в книге «Сколько людей жило, живёт и будет жить на Земле», используя самые современные научные методы системных исследований. Его теория приводит к понятию коллективного взаимодействия в рамках всего человечества. Взаимодействия, которое обусловливает связь развития человечества с ростом численности населения и его самоорганизацию.

Для темы нашей конференции особое значение имеет математически обоснованный вывод об определяющей роли природы сознания самого человека в этом эволюционном процессе. Очень важен также обмен информацией и взаимопонимание. Именно на этом пути, считает С.П.Капица, открываются перспективы объединения наук, называемых точными и естественными, с науками о человеке и обществе. И этот вывод, наверное, уже можно считать определённым шагом современной науки к философии Живой Этики, доклада об особенностях которой, я думаю, все мы с нетерпением ждём от Людмилы Васильевны Шапошниковой.

Желаю всем докладчикам и участникам конференции эффективной работы и надеюсь, что в ходе этой работы наша организация получит новые импульсы и идеи в плане защиты Культуры и важнейшей её составляющей – науки, которые в наше время в нашей стране, к сожалению, нуждаются в защите.

Спасибо за внимание.

 

Л.В.Кашенкова,
депутат, представитель Национального собрания
Республики Беларусь

Дорогие друзья!

Каждый присутствующий в этом зале знает, что в мире нет ничего случайного, а ряд случайностей – это уже закономерность. Наша жизнь и каждый из нас – это цепь закономерностей. Так закономерно и я пришла к Учению Рерихов, которое до конца ещё не осмыслила. Я знала, что в 1912 году Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи побывали в нашем древнем городе Гродно (я представляю этот избирательный округ в Национальном собрании Республики Беларусь). Потом я обратила внимание, что в нашем школьном музее, посвященном женщине-матери, первая экспозиция посвящена Е.И.Рерих. И наконец, я с большим трепетом прошла по тропинкам острова Валаам, где творил свои картины Рерих. Поэтому я с большой радостью приняла приглашение на эту прекрасную конференцию. Позвольте огласить наше приветствие.

«Уважаемые участники конференции!

Искренне и сердечно приветствую всех вас и от всей души поддерживаю дело, ради которого мы все собрались в Музее имени Н.К.Рериха.

Дело формирования нового мышления и сознания – сложно и многогранно, но глобально и бесценно. Подвижники-учёные, подвижники-интеллектуалы, включившись в этот процесс, глубоко осознают свою ответственность в деле распространения знаний о Живой Этике и углубления познания человечества в космическом мышлении.

Я желаю каждому из участников конференции активнее распространять Живую Этику и тем самым добиваться формирования глубокой нравственности.

Успехов, веры, энергии и нового познания».

Также позвольте передать в дар Музею книгу о нашем замечательном городе Гродно, которому скоро исполнится 1000 лет. На обложке изображена Борисоглебская (Каложская) церковь XII века – это одна из самых древних церквей в Белоруссии. Здесь побывали Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи.

 

Е.Б.Матвеева,
член Президиума
Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского,
вице-президент Международной лиги Защиты Культуры

Президент Российской академии космонавтики Анатолий Сазонович Коротеев поручил мне передать искреннее сожаление о том, что он не смог присутствовать на открытии конференции, поскольку должен быть на важном правительственном заседании. Он ни разу не был в Музее имени Н.К.Рериха, а в сотрудничестве с Международным Центром Рерихов очень заинтересован. Разрешите мне зачитать его приветствиеПриветствие академика РАН А.С.Коротеева см.: настоящий сборник, "Приветственные письма и телеграммы"..

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 304