Знамя Мира в космосе

Тезисы доклада

А.Н. Баландин,
космонавт

М.Н. Чирятьев,
секретарь Санкт-Петербургского отделения МЦР,
руководитель Общества Рамакришны

Н.В. Беляк,
художественный руководитель и главный режиссер
Санкт-Петербургского Интерьерного театра

Г.С. Лебедев,
профессор археологии, доктор исторических наук,
директор Санкт-Петербургского филиала Института культурного
и природного наследия РАН и Министерства культуры РФ
Санкт-Петербург

Шестьдесят лет назад 15 апреля 1935 г. сразу после подписания Пакта Рериха в Белом Доме в Вашингтоне президент США Рузвельт в своем обращении, переданном основными радиостанциями мира, в частности сказал: «Открывая этот договор для присоединения к нему всех наций мира, мы предоставляем этот насущный принцип сохранения современной цивилизации к всемирному признанию. В основе этого Договора лежит гораздо более духовное значение, нежели это явствует из самого текста Договора. Это лишь одно из многих выражений основной доктрины континентальной ответственности и солидарности, столь важной для настоящего и будущего...» Так начиналось движение Знамени Мира, которое преодолевая время и пространство призывом к осознанию и охранению высших ценностей Духа, соединило все континенты. 6 мая 1989 года Знамя Мира, стартовав в Ленинграде, было впервые водружено Ф.Конюховым на Северном Полюсе Земли, а в феврале 1990 года поднято в Космос на борт орбитальной станции «Мир». Эти события стали культурными вехами общепланетарной ответственности и солидарности людей во имя совершенствования жизни.

Видимые истоки первой в истории культурной программы в Космосе прослеживаются из дома Г.Р.Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге. Там собиралась исследовательская группа, состоящая из сотрудников разных организаций (Госуниверситета, Пушкинского Дома, Комиссии по разработке научного и культурного наследия Н.К.Рериха при научном Совете по космическим исследованиям АН СССР, Совета по экологии культуры Ленинградского отделения Советского Фонда культуры и др.), объединенных Государственным Интерьерным театром. Много лет группа творческой интеллигенции занималась разработкой концепции и практическими вопросами организации «культурно-психологического пространства» и экспериментальным моделированием в области взаимодействия «человек-среда». Древние и современные знания, методы, основанные на синтезе искусства и науки, традиции разных исторических культур мобилизовались для целей гармонизации малых групп, призванных работать длительное время в изолированном пространстве с ограничением естественных сенсорных каналов. Так случилось, что уже будучи в отряде космонавтов, но часто приезжая в Ленинград, Александр Баландин познакомился с некоторыми из музыкально-поэтических функциональных программ, созданных для указанных целей. Будущий космонавт сразу оценил их возможности для психологической поддержки экипажа при долговременной работе на орбитальной станции. Но взаимные интересы не сузились до обеспечения личного комфорта космонавта во время непродолжительных перерывов от трудной и ответственной работы. Перед ним была поставлена новая и необычная задача – дать импульс космическим исследованиям, которые кроме научно-технического значения, должны были приобрести и крайне необходимое культурно-гуманистическое содержание. Так постепенно сложилась программа «Космос-Человек-Культура».

Программа стала одной из инициатив, направленных на решение глобальной задачи вырабатывания ценностных критериев общепланетарной родовой нормы. Об этой потребности свидетельствует и экологическая, и политическая, и культурная ситуация на Земле. Не случайно программа проводилась под символом Знамени Мира – знаком вдохновенного призыва к сознательному обретению людьми утраченного духовного единения. Почва для создания подобных программ была подготовлена творческим трудом мыслителей-космистов: Ломоносовым, Одоевским, Волошиным, Вернадским, Циолковским, Чижевским, Флоренским, Рерихами. Настала пора преобразить существующие принципы и программы космических исследований выработанными веками представлениями о культурной эволюции человека и его космическом предназначении. Возникновение новой, общей для всей планеты родовой нормы человечества не может осуществиться чисто умозрительно – оно должно воплотиться в доступный многим людям непосредственный опыт переживания единства планеты.

Однако, между философско-художественным сознанием мыслителей-космистов и так называемым «обыденным» сознанием современного человека существует колоссальный разрыв. Космонавт, по мнению создателя программы, смог выступить в качестве посредника, помогающего преодолевать этот разрыв. Для этого космическому полету было необходимо придать соответствующий культурный статус, событийно организовать и оформить пребывание человека в Космосе, как общезначимый культурно-исторический сюжет. Уникальность чувственного опыта космонавтов, непосредственное переживание ими космопланетного единства связано с качественными изменениями пространственно-временных масштабов и гравитационных особенностей в которых осуществляется полет. Следовательно, именно пространственно-временной континуум космического полета должен быть насыщен сущностным общечеловеческим содержанием. Наиболее адекватной формой решения этой задачи, на наш взгляд, явилось создание культурно-исторического календаря. Сутью такого календаря было то, что каждый день пребывания космонавта на орбите был посвящен одному или нескольким событиям в прошлой или настоящей культурной истории человечества, совершившимся или совершавшимся в тот самый день годового цикла, в котором они отмечаются. Кроме того, так как каждое событие связано с определенным местом на планете, то и прохождение корабля именно над этой географической точкой становится кульминационным духовным событием для космонавта. Пространство и время перестают быть количественными величинами – они получают смысловое содержание, вновь и вновь воспроизводящиеся витки вокруг Земли становятся движением, ткущим культурную ткань в сознании и непосредственном переживании человека, творчески созерцающего планету из Космоса. Важен факт, что на Земле происходит встречное духовное движение, поскольку события, которым посвящен день космонавта, отмечаются в тех самых точках планеты, где они когда-то совершались. И если на Земле события отмечаются, скажем, носителями той национальной культуры, в недрах которой оно когда-то произошло, то в Космосе его отмечает тот, кто выступает как представитель всего человеческого рода. Между Землей и Космосом устанавливается связь – не только с помощью технических средств, но (главное!) через осознание единства переживаемого. Таким образом, все события Календаря объединяются общепланетарным культурным смыслом, а космонавт выполняет миссию, способствующую духовной и культурной интеграции человечества.

Космонавт перед полетом прошел предварительную подготовку, связанную с изучением наследия отечественных мыслителей-космистов. Космонавт получил с собой: 1) упомянутый культурно-исторический Календарь, в котором содержались сведения о датах, отмечаемых на Земле в течение полета; 2) специальные видеофильмы, снятые на основе иллюстративных материалов к Календарю; 3) специальные аудиопрограммы, основанные на материалах, организующих личные переживания космонавта, в соответствии с характером отмечаемых дат; 4) аудиопрограммы, формирующие особое «культурно-психологическое пространство» с учетом индивидуальных особенностей космонавта и характера его деятельности; 5) сценарные задания для фото- и видеосъемок из Космоса, как различных культурно-значимых объектов на Земле, так и самой планеты; 6) задания для дневниковых записей и других видов самоотчета (с помощью бортовой видеокамеры, диктофона и рисовальной тетради). Кроме этого «личный груз» космонавта содержал Знамя Мира (переданное директором Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке Даниэлем Энтиным в Комиссию по разработке научного и культурного наследия Н.К.Рериха АН СССР, основанную в 1986 г. в Ленинграде), книгу «Община» из Учения Живой Этики, книги Пушкина, Ахматовой, Андерсена, подлинную рукопись Ольги Берггольц, книги Вернадского, Рериха, детские рисунки, предназначенные для устройства на борту выставки в международный день зашиты детей. Начало полета совпало с началом недели Блудного Сына по православному календарю. История отпадения от Отца Небесного и возвращение в Его лоно через покаяние и прощение придавало мистериально-драматургический характер всей программе. Одной из первых дат (полет начался 11 февраля 1990 г.) в культурно-историческом календаре космонавта был День рождения Е.И.Рерих. Обнадеживающим напутствием послужило напоминание о героической жизни воительницы Света.

Незадолго перед полетом, космонавты посетили выставку Рериха в Русском Музее и побывали в Музее Н.К.Рериха в Изваре. А когда космонавты были уже на предстартовом карантине, организаторы программы совместно с коллегами нашего экипажа встретились в Москве со Святославом Николаевичем Рерихом и Дэвикой Рани, ознакомили их с программой и получили благое напутствие. Поддержку программе также оказал Д.С.Лихачев, обратившись к руководителям космических полетов с просьбой разрешить первый культурный эксперимент в Космосе.

Знамя Мира было поднято над планетой космонавтами А.Баландиным и А.Соловьевым. Оно находилось на борту орбитальной станции «Мир» с февраля по август 1990 г. и было вынесено в открытый Космос, где находилось 9 суток и совершило 144 витка вокруг Земли. Под этим Знаменем состоялся сеанс телекосмической связи 25 марта 1990 года. Следующий телемост Ленсовет – Космос состоялся в День рождения Ленинграда 27 мая. По нашей инициативе впервые тогда удалось добиться разрешения на проведение всеконфессионального богослужения. Состоялись тогда и культурные акции. В этот день Знамя Мира было пронесено по улицам нашего города и появилось в здании бывшего императорского Общества поощрения художеств, где жил с семьей и работал более десяти лет Н.К.Рерих.

Итоговым документом полета стал бортовой дневник космонавта. В нем появились первые стихи космонавта, его размышления. Были привезены на Землю видеоматериалы и диктофонные записи. В Космосе появились и его рисунки. А созидательное творчество, как известно, – критерий роста.

Вернулось и Знамя Мира, которое на специальной пресс-конференции в Ленинграде Александр Баландин передал Интерьерному театру, а тот вручил его председателю комиссии по культуре Ленсовета.

В заключении следует упомянуть ряд событий, связанных с живой историей Знамени Мира за последние годы. 19 марта 1988 г. на Владимирской площади Ленинграда группа «Спасение», широко известная в городе своей деятельностью по защите памятников культуры, совместно с Интерьерным театром инициировали и осуществили с помощью театральных средств форум по культуре, получивший название «День горожанина». Форум на площади был задуман, как альтернатива проходившей в этот день сессии старого Ленсовета, – сессии, на которой органы власти принимали свои решения по вопросам культуры. А на Владимирской площади в это же самое время, впервые объединившись друг с другом выступали самые разные неформальные организации, выдвигавшие свои программы культурного преобразования жизни города. На охраняемом группой «Спасение» доме № 19 было вывешено огромное полотнище с изображением на фоне карты города Знамени Мира. Оно осеняло площадь и служило символом, под которым много сотен горожан собралось для решения будущего своей культуры. Это было первое крупное событие в Ленинграде, прошедшее под знаком Знамени Мира.

В октябре 1989 г. стяг с Владимирской площади появляется в усадьбе Н.К.Рериха в Изваре на театрализованном празднике, посвященном Международной Рериховской конференции «Мир через Культуру». Представители Рериховских и других близких им научных, культурных и религиозных организаций многих стран мира (США, Индия, Мексика, Германия, Австралия, Болгария, Монголия, Чехословакия и др.) были свидетелями того, как флаг сельсовета на доме Рериха сменился Знаменем Мира, символизируя приоритет культуры над государственно-политической властью. Знамя Мира часто напоминало петербуржцам о высоком призвании Культуры. В первую годовщину путча 19 августа оно было на Исакиевской площади, позднее оно осенило старинный купол Кунсткамеры, в День города в 1993 г. оно было с шествием пронесено по всему Невскому проспекту, а в лицейский день 19 октября 1993 г. с балкона дома Дельвига Знамя Мира напомнило многим собравшимся на Владимирской площади, как семь лет назад был спасен от разрушения этот почти что обреченный памятник отечественной культуры. Знамя Мира, изображенное на знамени Интерьерного театра, появилось и на торжественном закрытии Игр Доброй Воли, напоминая о высших ценностях культуры. Особенно торжественным было театрализованное открытие в день белого лотоса 8 мая 1994 г. в Михайловском (Инженерном) замке 20-ти дневного фестиваля «Дни Индии в Санкт-Петербурге», посвященного 120-летию Н.К.Рериха. Белый всадник со Знаменем Мира на белом коне, начавший под торжественную музыку все действо, передает Знамя мальчику. Юный воитель Культуры выдерживает бой со смертью (причем ареной битвы становится символическая карта Санкт-Петербурга) и водружает стяг над входом в замок. 21 октября 1994 г. на доме (Университетская наб., 25), где родился и жил Н.К.Рерих, была водружена мемориальная доска. Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов, по согласованию с администрацией района, там планировалось создание Мемориального Культурного Центра. Но видно ни одно Рериховское здание не достается без боя. Внезапно возникли осложнения с коммерческой организацией, претендующей на часть площади. И снова поляризуются силы, выявляются лики. Что же, значит, надо снова поднимать Знамя Мира в защиту памятника культуры, во имя того, кто направил всю великую мощь своего духовного устремления для осознания людьми высших устоев жизни.

 

Метки: Баландин А.Н., Беляк Н.В., Лебедев Г.С., Чирятьев М.Н.

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter