«Вы будете препятствовать, а мы будем строить»

В.В. Фролов,
доктор философских наук, профессор,
ответственный секретарь МЦР,
Москва

В XX веке в духовном пространстве России начался процесс формирования нового, космического мышления. В этом про­цессе Живая Этика, идеи Рерихов играли и продолжают выпол­нять исключительно важную роль. Их предназначение состоит в том, чтобы подготовить человечество к осознанию нового витка космической эволюции, грядущей Новой эпохи. Однако силы, олицетворяющие старый мир, оказывают становлению нового миропонимания ожесточенное сопротивление, подвергая беспрецедентным нападкам Живую Этику, идеи Рерихов и Между­народный Центр Рерихов. К этим силам, в частности, относятся чиновники Министерства культуры РФ и некоторые церковники. Почувствовав для себя опасность в широком распространении рериховских идей, они клевещут на имя Рерихов, попирая честь и достоинство этих выдающихся культурных деятелей. Также они наносят урон чести, достоинству и деловой репутации многих почитателей творчества Рерихов и их последователей.

Между тем идеи Живой Этики завоевывают сердца и умы все большего числа людей, а Центр-Музей имени Н.К.Рериха сегодня с полным правом можно назвать культурным центром междуна­родного значения. Огромная значимость культурного наследия Рерихов, их духовный подвиг признаны во всем мире. Но особую роль наследие этой выдающейся семьи играет в духовной эволю­ции России. Поэтому их имя и наследие надо защищать от клеветы прежде всего в России. И делать это нужно, используя эффектив­ные средства, активно наступая на клеветников.

В последние годы участники клеветнической кампании ведут себя все более нагло и беззастенчиво. Они публикуют книги, выпускают фильмы, выступают в печати, читают лекции, в то время как многие члены Рериховского движения отстают от событий или занимают позицию стороннего наблюдателя. В свя­зи с этим я ставлю на обсуждение конференции вопрос: почему многие рериховцы бездействуют? Почему они не выполняют завет Елены Ивановны Рерих – держать «Имя выше высшего» и завет Святослава Николаевича Рериха – всеми силами помогать Центру-Музею имени Н.К.Рериха?

В свое время Н.К.Рерих, стремясь защитить высшие достиже­ния человеческого духа, создал Пакт в защиту культурных цен­ностей. Теперь его имя, идеи и дела нуждаются в защите. Нужда­ется в защите и Центр-Музей имени Н.К.Рериха, претворяющий в жизнь эти высокие эволюционные идеи и подвергающийся бес­прецедентным нападкам не только со стороны противников утверждения нового миропонимания, но и со стороны тех, кто, спекулируя рериховской символикой и категориями Живой Этики, действует «во имя свое». Поэтому для членов Рерихов­ского движения одним из основных условий действенной защи­ты наследия Рерихов является объединение здоровых сил вокруг Центра-Музея на основе служения высшим духовным ценностям и помощи Центру-Музею конкретными делами.

Принципиальное значение в этой ситуации имеет защита от нападок и клеветы его Генерального директора Л.В.Шапошниковой, которая по праву является фокусом дела, завещанного Рерихами. В связи с этим очень важно напомнить следующие слова Е.И.Рерих: «Можно также указать, что по всем законам, как духовным, так и физическим, никакое дейст­вие, никакое дело не может жить и развиваться, не имея фокуса...» [1, с. 327]. А поскольку роль Л.В.Шапошниковой как духовного фокуса дела по претворению заветов Рерихов многими противниками идей Рерихов и открытыми врагами МЦР не толь­ко оспаривается, но и отвергается, то весьма уместным будет еще и еще раз напомнить сказанное С.Н.Рерихом в его «Обращении к рериховским обществам России и других независимых госу­дарств»:

«Подтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея им. Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Про­шу во всех необходимых случаях советоваться с ней. Меня беспо­коят попытки некоторых лиц, без всяких на то оснований, под­вергнуть сомнению ее деятельность и тем самым выразить недо­верие моему решению» [2, с. 107].

Хотелось бы особо подчеркнуть, что вопрос защиты имени и наследия Рерихов по сути является вопросом защиты Культуры как таковой. Сегодня вопрос созидания и защиты культуры стоит особенно остро, так как, ощущая потребность в ней, многие люди пока не осознают необходимости культуры как основы жизни.

Говоря о причинах бездействия, инертности в деле защиты имени и наследия Рерихов можно отметить и поверхностное освоение основ Живой Этики, и забегание вперед в их изучении, популяризации и применении, и отсутствие стремления приме­нять это Учение в жизни, и недостаток инициативы в борьбе с клеветническими измышлениями, и, наконец, просто нежелание напряженно трудиться, ибо изучение и применение основ Живой Этики требуют постоянного напряжения всех сил человека. «Для освоения основ Учения, – отмечается в «Гранях Агни Йоги», – одного только интеллектуального понимания того или иного поло­жения недостаточно. Когда понимание укореняется настолько глубоко, что становится выражением чувств и поступков ученика и врастает в его существо, тогда, и только тогда, можно гово­рить об усвоении основ. Жизнь ставит именно в такие условия, когда принятое не умом, а духом проверяется на практике. И видит тогда человек, что построено им на песке, а что на проч­ном основании. Песочные построения рассыпаются прахом. Оста­ется лишь то, что стало природою ученика, войдя в его сущность как неотъемлемая часть» [3, 333].

Между тем некоторые участники Рериховского движения питают обманчивые иллюзии относительно легкости и в некото­ром смысле даже приятности изучения основ Живой Этики. Порой складывается впечатление, что эти люди, если судить по их высказываниям и конкретным делам, воспринимают научные конференции и семинары, посвященные Живой Этике, как свое­го рода «тусовки», где можно послушать интересный доклад, пообщаться со знакомыми, а затем разъехаться по домам и про­должать спокойно жить, как и прежде, ничего не меняя. Однако действительное применение основ Живой Этики в жизни воз­можно только через напряженную и нередко драматичную борьбу человека с самим собой, с путами собственной самости и эгоизма. Каждому, кто встает на этот очень не легкий путь, следует глубоко осознать, что такая борьба никогда не обходится без трудной вну­тренней работы и абсолютно исключает легкую и спокойную жизнь.

В современной ситуации отношение тех, кто называет себя рериховцами, к культуре, к рериховскому наследию является сви­детельством их выбора жизненных ценностей. В рамках этого выбора обнаруживаются две крайние возможности: либо защи­щать культуру, утверждая в своих сердцах красоту и свободу, либо отсиживаться по домам, молчаливо соглашаясь с тем, что неве­жественные чиновники и церковники подвергают нападкам дея­телей культуры и культурные ценности, пытаясь навязать обще­ству свое ветхое миропонимание. И поскольку вторая возмож­ность для членов Рериховского движения неприемлема, культуру сегодня нужно упорно защищать, обороняя ее как от посяга­тельств разрушителей всех родов, так и от диктата самодовольных чиновников. Защищать надо и работников культуры, к которым относятся не только выдающиеся, всем известные деятели, но и рядовые педагоги, пытающиеся применять в своей профессио­нальной деятельности основы Живой Этики.

Дело защиты требует достаточного запаса мужества и осознания, что мы живем в обстановке «боевых действий». Нападкам на Учение Живой Этики, наследие Рерихов нужно противопоставлять твердую и непоколебимую позицию, позволяющую до конца разоблачать всех клеветников. Обстановка «боевых действий» обязывает борцов против нападок на имя и наследие Рерихов быть всегда на страже и держать в постоянной готовности щит крепости духа, уметь в любой ситуации покрыть отрицание утверждением. Этот настрой нужен всем, кто встал на путь этой борьбы, его следует в себе укреплять, делать нормой своей жизни. Вместе с тем необходимо помнить, что мужество должно сочетаться с осторожностью и осмотрительнос­тью.

Что касается страха, то «боящийся теряет все, – отмечается в «Гранях Агни Йоги», – в то время как бесстрашное сердце готово во всеоружии встретить самые устрашающие условия или самые чудовищные личины и выйти победителем из столкновения» [3, 142]. Поэтому страх надо либо самоотверженно преодолевать и, засучив рукава, браться за дело защиты, либо отходить в сторону и не мешать этому. Тех же, кто страх преодолеть не может, осуж­дать нельзя. Значит, они пока еще не готовы встать в ряды защит­ников имени и наследия Рерихов.

В жизни перед человеком открываются разные возможности. И наилучшие из них те, осуществляя которые, человек прорыва­ется к более высокому уровню духовности. Дело защиты Культуры содержит широкий спектр таких возможностей. И если человек ощутил зов своего сердца включиться в это нелегкое дело, то можно сказать, что он по-настоящему счастливый человек. Надо только услышать этот зов сердца и охранить его от вмешательства рассудка. «Думает сердце; утверждает сердце, объединяет сердце. Можно помнить всегда значение сердца, так долго затемненное мозгом», – сказано в Живой Этике [4, § 353].

Каждый, кто встал на путь защиты рериховского наследия, защиты Культуры, должен ясно осознавать, что в современных условиях борьба за высокие идеалы, за новое миропонимание идет не на жизнь, а на смерть, что в этой борьбе он может потерять многое. Поэтому, прежде чем принимать окончательное решение о своем участии в ней, нужно всесторонне обдумать это положе­ние. Но если решение принято, надо идти до конца и настраи­ваться только на победу, ибо иного пути нет. Побеждать можно прежде всего в духе, сохраняя крепость духа неприступной, даже если внешние обстоятельства неодолимы.

Все эти качества нужны всем нам именно сейчас, когда МЦР требуется помощь чистыми помыслами и конкретными делами.

Творческое наследие семьи Рерихов представляет собой одно из наивысших проявлений мировой культуры. Поэтому должное восприятие и осмысление этого наследия немыслимо без освоения культурных достижений человечества. Помимо этого дело защиты рериховского наследия требует от человека и нравственной чистоты. Лишь только носителю нравственной чистоты приот­крываются глубинные пласты духовных учений. Но если человек недостаточно развит в нравственном отношении и не имеет нрав­ственных ориентиров, то все, что он узнает, соприкасаясь с рериховским наследием, он воспримет через призму своей самости, которая до неузнаваемости может исказить истинный смысл полученного им знания.

В реальной жизни между идеальной высоконравственной и без­нравственной позициями существует множество градаций, ибо большинство людей пока далеки от нравственного идеала, обозна­ченного в высших культурных нахождениях человечества и, в част­ности, в наследии Рерихов. Но тем, кто в качестве основы своей жизни избирает культуру и нравственность, приоткрывается под­линный смысл наследия, поскольку истинная культура по своей сути всегда нравственна и связана с высшими духовными ценностями.

Здесь следует сказать о том, что в Рериховском движении встречаются люди, у которых можно обнаружить не только недостаток внутренней культуры, но порой и полное ее отсут­ствие. Не имея необходимых культурных накоплений, они не в состоянии понять истинный смысл положений Живой Этики, что приводит к упрощенному, прямолинейному толкованию основ этого Учения и к действиям, замешанным на эгоизме и амбициозности.

Это проявляется в том, что у многих людей, считающих себя последователями Рерихов, возникает желание поучать других, утверждать себя в роли носителей «сокровенного знания» и даже использовать высокое имя в качестве прикрытия для достижения корыстных целей. Находятся в Рериховском движе­нии и такие, кому очень не терпится стать его лидерами, не имея на то никаких нравственных и других оснований. Один из них, С.Р.Аблеев, выступает против МЦР, обвиняя его руковод­ство в использовании командной системы, в нетерпимости к мнению других членов Рериховского движения, в насаждении атмосферы страха и даже в том, что МЦР «отлучает от себя» последователей Живой Этики. А это, как утверждает Аблеев, «ближе к религиозному типу сознания и образу действий, чем к научному». Из друга МЦР, за какового несколько лет назад выдавал себя Аблеев, он превратился в предателя, вставшего рядом с Шишкиным, Кураевым и им подобными. Дальнейшие комментарии, как говорят, излишни. Но одно необходимо под­черкнуть. Такая позиция Аблеева прежде всего есть результат недостаточной внутренней культуры, отсутствия подлинных нравственных ориентиров, необоснованных претензий и неудов­летворенных амбиций. Как бы в подтверждение этой мысли Аблеев заявляет почему-то от имени целого поколения: «Если не сегодня, то завтра, мы – новое поколение – будем задавать тональность развитию нового мировоззрения». В этих словах Аблеева явно просматривается ничем не подкрепленное жела­ние «если не сегодня, то завтра» стать лидером Рериховского движения. И эта идея утверждается несмотря на то, что духов­ным фокусом завещанного С.Н.Рерихом дела является его доверенное лицо – Л.В.Шапошникова, – человек, создавший и воз­главляющий Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха и известный всему миру своими научными исследованиями рериховского наследия, борьбой за сохранение его целостности, защитой имени и наследия семьи Рерихов и популяризацией идей их художественного и философского творчества.

Сегодня, когда стали исключительно актуальными заветы Е.И.Рерих и С.Н.Рериха о том, чтобы держать «Имя выше выс­шего», о том, чтобы помогать сотрудникам Центра-Музея, всем нам надо быть в постоянной готовности к подвигу духа. Это зна­чит быть преданным общему делу и крепить единение вокруг его фокуса, отдавая весь огонь своего сердца защите имени и насле­дия Рерихов.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Рерих Елена Ивановна. Письма. М.: МЦР, 1999. Т. 1.

[2] Обращение С.Н.Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств // Защитим имя и наследие Рерихов. В 2 т. М.: МЦР, 2001. Т 1.

[3] Грани Агни Йоги. VI. Новосибирск, 1995.

[4] Учение Живой Этики. Сердце. М.: МЦР, 1994.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 299