Глава седьмая

Законодательство социалистических стран об охране памятников истории и культуры

 

 

Ленинские принципы охраны памятников истории и культуры

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла для трудящихся масс самый широкий доступ к духовным богатствам, сделала возможным проведение подлинной культурной революции. Охрана памятников истории и культуры стала в Стране Советов составной частью деятельности социалистического государства. В основу мероприятий, проводимых в Советском государстве, его законодательства в этой области положены ленинские указания о бережном отношении к памятникам и их использованию для образования и просвещения народных масс.

В своих взглядах на культуру социалистического общества В.И.Ленин исходил из марксистского положения об исторической преемственности в развитии человеческой культуры. «Пролетарская культура, – говорил он, – должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества» [1].

Рассматривая пролетарскую культуру как наследницу культуры предшествовавших поколений, В.И.Ленин обращал внимание на то, что если «раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого – просвещения и развития», то после свершения Великой Октябрьской социалистической революции положение в корне изменилось. «Теперь же, – говорил он на III Всероссийском съезде Советов, – все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации» [2].

В.И.Ленин неоднократно указывал, что важнейшая задача победившего пролетариата состоит в том, чтобы овладеть культурным наследием и сделать его достоянием многомиллионных масс народа, чтобы использовать ценности прошлого в деле строительства культуры социализма. Социалистическому обществу, писал В.И.Ленин, критикуя пролеткультовцев, нужна «не выдумка новой пролеткультуры, а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма...» [3].

Документы первых лет Советской власти, воспоминания современников сохранили многочисленные факты личного участия Ленина в практическом решении вопросов охраны, реставрации и использования памятников. По прямым указаниям В.И.Ленина в первые же годы после Великой Октябрьской революции были приняты меры по охране памятников культуры и искусства, в частности царских дворцов в окрестностях Петрограда [4].

Совет Народных Комиссаров 20 февраля 1918 г. на своем заседании специально рассмотрел вопрос об охране памятников старины и искусства. В решении отмечалось: «Время не терпит даже незначительного отлагательства... Принятие мер по охране является насущным» [5].

Большое внимание уделял В.И.Ленин и вопросам передачи в собственность государства крупнейших общественных и частных коллекций. В.И.Ленин поставил задачу по созданию в стране единой государственной сети музеев. Он предложил организовать всесоюзную коллегию по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В ноябре 1917 года при Наркомпросе такая коллегия была создана. На местах были организованы местные комиссии охраны памятников. После переезда правительства в Москву в системе Наркомпроса был создан отдел по делам музеев и охраны памятников.

5 октября 1918 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Были подписаны декреты о национализации Третьяковской галереи, художественных собраний С.И.Щукина, А.И.Морозова, И.С.Остроухова и В.А.Морозова, декрет от 26 ноября 1918 г. «Об охране научных ценностей», декрет от 16 сентября 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков» [6].

Специальные решения первых лет революции предусматривают систематический отпуск средств для осуществления учета, охраны и реставрации памятников. Первый нарком просвещения А.В.Луначарский, выступая на III сессии ВЦИК, говорил: «Мы имеем старинные здания всемирно-исторического значения, сохранять которые для будущего является нашим прямым долгом... Наши ремонтные работы по реставрации старинных памятников не являются роскошью... Тут указывали, что, мол, зачем нам это... неграмотные крестьяне, мол, все равно не понимают этого высокого искусства. Ссылка эта глубоко ошибочна. Что неграмотный крестьянин сейчас не понимает памятников искусства – это так, но сын-то его, который будет грамотным, он поймет и скажет, что пожалели несколько десятков тысяч рублей, а вследствие этого исчезли всемирно-исторические памятники культуры» [7].

Первые реставрации памятников архитектуры в Советской России в тяжелые годы разрухи и голода были проведены по непосредственному указанию В.И.Ленина в московском Кремле, Ярославле и других городах. В Москве восстанавливались здания университета, Большого и Малого театров, Петровского дворца (ныне здание Военно-воздушной академии им. Жуковского), Шереметьевской больницы (ныне институт им. Склифосовского).

На заседаниях Совнаркома под председательством В.И.Ленина наряду с неотложными государственными делами обсуждались вопросы культурного наследия. Так, 30 мая 1918 г. рассматривался вопрос о судьбе картины итальянского мастера школы Боттичелли «Мадонна с младенцем», которую пыталась переправить за границу княгиня Е.Мещерская [8]. Вопрос об опасности утечки культурных ценностей волновал молодое Советское государство. 19 сентября 1918 г. Лениным был подписан декрет о запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины.

В.И.Ленин в беседе с Кларой Цеткин говорил: «Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое». Почему нам нужно отворачиваться от истинно прекрасного только на том основании, что оно "старо"»? [9]

В.И.Ленин, находясь во главе партии и государства, находил время лично заниматься вопросами охраны и сохранения памятников прошлого. Он предвидел многое из того, что сегодня лежит в основе политики КПСС и законодательства Советского государства в области культуры.

В преамбуле Закона СССР об охране и использовании памятников истории и культуры, принятого в 1976 году, говорится: «В СССР памятники истории и культуры являются достоянием народа. Советское государство, следуя ленинским принципам отношения к культурному наследию, создает все условия для сохранения и эффективного использования памятников в интересах коммунистического строительства» [10].

Эти принципы отношения к культурному наследию были предельно ясно выражены в наши дни Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым: «Социализм наследует все лучшее, что создается в долгой истории развития национальной и мировой культуры, и ставит эти богатства на службу народу. Овладение культурным наследием – это очень важное, нужное и полезное дело» [11].

 

Законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры в СССР

Развитие законодательства об охране памятников. В дореволюционной России не существовало специального законодательного акта об охране памятников. Отдельные положения, запрещавшие снос зданий, воздвигнутых до XVIII века, содержались в Строительном уставе. Препятствовать самовольным раскопкам курганов, городищ, древних поселений были призваны инструкции Археологической комиссии. Прогрессивных представителей русской интеллигенции волновали случаи гибели памятников архитектуры и монументального искусства, их искажения и переделки. В 1911 году по инициативе Н.Рериха и А.Бенуа было основано «Общество защиты памятников искусства и старины». Оно поставило своей целью препятствовать разрушению памятников, пропагандировать идеи их охраны. В совет общества вошли Н.Рерих, А.Бенуа, архитектор А.Щусев и др. Общество объединяло очень узкий круг художественной интеллигенции и просуществовало короткий срок.

После Февральской революции А.М.Горький и представители группировавшейся вокруг него художественной интеллигенции (Ф.Шаляпин, А.Бенуа, Н.Рерих, К.Петров-Водкин, И.Билибин и др.) образовали в марте 1917 года комиссию по делам искусств. Комиссия направила Петроградскому Совету рабочих и солдатских депутатов письмо, в котором говорилось, что созданная комиссия постановила предложить свои силы в распоряжение Совета для разработки вопросов охраны памятников старины [12]. Было разработано воззвание, ставшее затем широко известным. Оно было опубликовано в девятом номере «Известий» – газеты Совета рабочих и солдатских депутатов. Воззвание было отпечатано и в виде больших плакатов, которые расклеивались на Невском и Лиговке, на Морской и других петроградских улицах почти сразу же после свершения Великой Октябрьской социалистической революции.

«Граждане, – говорилось в нем, – старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу.

Граждане, берегите это наследство, берегите картины, статуи, здания – это воплощение духовной силы нашей и предков ваших. Искусство – это то прекрасное, что талантливые люди умели создать даже под гнетом деспотизма и что свидетельствует о красоте, о силе человеческой души.

Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы – все это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой вырастет ваше новое народное искусство!» [13].

Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции стали приниматься все меры по сохранению памятников культуры. 5 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» [14]. Это был первый декрет о государственной регистрации памятников. На основе декрета учет памятников был проведен не только в Москве и Петрограде, но и в других городах. Для спасения произведений искусства направлялись специальные экспедиции и комиссии ученых. Это дало возможность выявить многие уникальные культурные ценности отечественного и мирового искусства. Тогда же были объявлены неприкосновенными и подлежащими охране Останкино и Коломенское, Петергоф и другие архитектурно-художественные ансамбли, представляющие историческую, культурную и научную ценность. Именно в то время государство объявило, например, заповедником и взяло под охрану пушкинские места – Михайловское и Тригорское, дом Л.Н.Толстого в Хамовниках в Москве и Ясную Поляну.

Только за первый год Советской власти было издано более 20 декретов и распоряжений, направленных на сбережение культурных и исторических ценностей. Молодая Советская власть создала органы охраны памятников, реставрационные мастерские. Все представлявшие научную ценность музеи были не только сохранены, но и расширены, обогатились новыми ценнейшими коллекциями. А сколько было создано новых музеев! Статистика сохранила такие данные: только за первое пятилетие после Октября 1917 года, то есть в годы иностранной интервенции, гражданской войны и послевоенной разрухи в Советской России было создано около 250 музеев всех профилей (в 1913 г. в России было 213 музеев). И такая работа по собиранию культурных ценностей, перешедших в собственность народа, неустанно проводилась повсеместно. В то же время настойчивые нигилистические призывы «творцов новой культуры», призывавших «сбросить с корабля современности» все, что создавалось народом до революции, нанесли определенный ущерб памятникам.

В развитие декрета СНК от 5 октября 1918 г. ВЦИК и СНК РСФСР 7 января 1924 г. приняли декрет «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» [15].

В конце 20 – начале 30-х годов в деле сохранения памятников искусства и старины были допущены серьезные ошибки, что, в частности, повлекло за собой сокращение работ по реставрации [16]. Однако уже в 1932 году по предложению М.И.Калинина был создан междуведомственный Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры при Президиуме ВЦИК, который контролировал выполнение соответствующего законодательства. В РСФСР были приняты постановления «Об охране исторических памятников» (1933 г.), «Об охране архитектурных памятников» (1934 г.) и в Белоруссии – «Об улучшении охраны памятников старины, истории, революции и искусства» (1939 г.) [17].

Важнейшим общесоюзным законодательным актом послевоенного периода явилось постановление Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. «О мерах улучшения охраны памятников культуры», которым было утверждено Положение об охране памятников культуры [18].

В дальнейшем советском законодательстве отражается преемственность тех благородных начинаний первых лет Советской власти под руководством В.И.Ленина.

Советские законы обеспечивают сохранность памятников, эффективное их использование, научное изучение и пропаганду в интересах коммунистического воспитания трудящихся. В семи союзных республиках в 60–70-х годах были приняты специальные законодательные акты об охране памятников [19].

29 октября 1976 г. Верховный Совет СССР принял закон об охране и использовании памятников истории и культуры [20]. Наряду с этим законом охрана регулируется и другими законодательными актами Союза ССР и союзных республик. После принятия общесоюзного закона новые республиканские законы об охране и использовании памятников истории и культуры были приняты в Туркменской ССР (20 мая 1977 г.), Узбекской ССР (21 декабря 1977 г.), Армянской ССР (21 декабря 1977 г.), Эстонской ССР (21 декабря 1977 г.), Литовской ССР (22 декабря 1977 г.), Латвийской ССР (23 декабря 1977 г.), Киргизской ССР (28 декабря 1977 г.), Молдавской ССР (29 декабря 1977 г.), Грузинской ССР (29 декабря 1977 г.), Украинской ССР (13 июля 1978 г.), Белорусской ССР (14 июля 1978 г.), Таджикской ССР (19 июля 1978 г.), Азербайджанской ССР (21 июля 1978 г.), Казахской ССР (11 августа 1978 г.), РСФСР (15 декабря 1978 г.).

Принятие нового законодательства явилось свидетельством подлинно ленинского отношения Коммунистической партии и Советского государства к культурному наследию. Закон 1976 года – первый в истории советского законодательства общесоюзный закон о памятниках. Он не только кодифицирует положения ранее действовавших законодательных и иных нормативных актов в этой области, но и содержит ряд новых норм, направленных на дальнейшее улучшение организации охраны и использования памятников в СССР [21].

Принятию закона предшествовало его всенародное обсуждение. Проект закона был опубликован в печати. Поступило более 1600 предложений и замечаний от коллективов учреждений и организаций, творческих союзов, обществ охраны памятников, отдельных граждан. Наиболее важные предложения получили отражение в принятом законе [22].

Понятие и виды памятников истории и культуры. Для осуществления на территории СССР охраны и использования памятников существенное значение имеет законодательное определение понятия «памятники истории и культуры», поскольку оно должно содержать признаки, позволяющие установить круг охраняемых объектов [23].

Закон 1976 года исходит из того, что памятники служат целям развития науки, образования и культуры, формирования высокого чувства советского патриотизма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания (преамбула, ст. 2, 13). Характер общественно-политического назначения памятников раскрывается в критериях этого понятия, содержащихся в ст. 1: «Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Закон унифицирует сложившуюся законодательную практику и дает понятие «памятники истории и культуры», исходя из единых критериев, что призвано способствовать установлению строгого государственного порядка на всей территории СССР, обеспечивающего сохранность культурного наследия.

Понятие «памятники истории и культуры» включает в себя не только ценности, являющиеся продуктом деятельности человека, но и объекты окружающей среды, поскольку они связаны с историческими событиями. Такое понятие отражает современную практику охраны памятников и опыт других стран, что нашло отражение в ряде рекомендаций ЮНЕСКО. В современных условиях памятник воспринимается не как изолированный объект, а как часть улицы, города, ландшафта, той исторически сложившейся обстановки, в которой он возник или с которой был исторически связан.

Закон 1976 года подразделяет все памятники на пять видов: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства, документальные памятники.

Памятники истории – это здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности. Это памятники, связанные с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

Памятники археологии – это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, каналов, дорог, места древних захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

Памятники градостроительства и архитектуры – это архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством в перечень охраняемых памятников градостроительства и архитектуры включены архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры и кварталы, площади и улицы. Речь идет, например, об охране Ростова и Суздаля, Самарканда и Бухары [24].

Памятники искусства – это произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Документальные памятники – это акты органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

Раньше в законах только двух республик (Армянской ССР и Казахской ССР) специально говорилось об охране древних и средневековых рукописей, архивов деятелей науки и культуры, общественных деятелей. В новом общесоюзном законе предусмотрена повсеместная охрана древних и других рукописей, записей фольклора и музыки, редких печатных изданий, актов органов государственной власти и государственного управления, кинофотодокументов и звукозаписей. Введение категории документальных памятников является новым для советского законодательства.

Особо следует остановиться на охране кинофотодокументов. Еще в 1974 году ЮНЕСКО приняла решение об изучении вопроса об охране «движущихся изображений». Речь идет о фиксации таких изображений на фотопленке или любым другим способом. Основным видом записей, воспроизводящих важные исторические события, произведения фольклора и т.д., являются кино- и телефильмы. Естественно, что возник вопрос о сохранении таких и подобных им записей как части национального культурного наследия.

Однако в условиях частной собственности продюсера на фильмы депонирование их в национальном масштабе с целью сохранения оказалось делом трудным. Знаменательно, что при разработке проектов международной регламентации охраны указанных объектов на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь 1978 г.) в качестве примера были указаны Советский Союз и другие социалистические страны, где введено обязательное депонирование фильмов в Госфильмофонде. Такая система была признана наиболее удачной.

Закон 1976 года закрепил эту систему, включив кинодокументы в перечень памятников истории и культуры.

При этом нужно отметить, что приводимый в законе перечень объектов, которые могут быть отнесены к памятникам, не носит исчерпывающего характера. Это дает возможности союзным республикам пополнять этот перечень в своих законах об охране и использовании памятников истории и культуры с учетом специфики национальных особенностей республики [25]. В то же время при таком подходе может быть лучше учтена и практика работы органов охраны памятников, которые могут отнести определенные объекты к числу охраняемых, независимо от того, предусмотрены ли они в каком-либо перечне или нет. Важно, чтобы объекты представляли «историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (ст. 5).

Государственная охрана памятников. Все находящиеся на территории СССР памятники, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, охраняются государством. При этом не имеет значения, кому памятник принадлежит. Памятники культуры чаще всего находятся в собственности государства, но они могут быть и в собственности колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, общественных организаций, а также в личной собственности граждан.

Государственная охрана памятников истории и культуры в СССР охватывает целый комплекс мероприятий: во-первых, это организация учета; во-вторых, государственный контроль за тем, как охраняются и используются памятники; в-третьих, это меры, предупреждающие их необоснованный снос или перемещение, а также меры, ограждающие памятники культуры от разрушения и порчи; в-четвертых, это установление ответственности за нарушение законодательства об охране памятников.

Важное место в этом комплексе занимает проведение реставрационных работ, в том числе и путем создания специальных научно-реставрационных производственных мастерских, выделение денежных и материальных средств для осуществления таких работ.

По действующему законодательству все недвижимые памятники истории и культуры (здания и др.) подразделяются на три категории: на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения.

Ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную ценность, могут быть объявлены историко-культурными заповедниками. Для создания заповедника в каждом конкретном случае должно быть специальное решение Совета Министров СССР или Совета Министров союзной республики. Охрана заповедника осуществляется на основании особого о каждом из них положения. Создание заповедников – это действенное средство охраны памятников.

Одно из важнейших требований советского законодательства – установление обязательности государственного учета всех без исключения памятников независимо от того, в чьей собственности они находятся (ст. 9 закона 1976 г.). Государственный учет – это важная сторона деятельности органов охраны памятников. На государственном учете в 1977 году состояло более 150 тыс. памятников истории, археологии и архитектуры. К этой цифре следует добавить около 50 млн. единиц хранения музеев СССР.

Именно в процессе учета осуществляется идентификация объекта в качестве памятника, поскольку на практике та или иная культурная и историческая ценность начинает рассматриваться в качестве памятника с момента ее регистрации в соответствующем государственном списке памятников. Закон 1976 года устанавливает порядок осуществления учета, регулирует другие наиболее существенные стороны возникающих в связи с этим правоотношений (ст. 9-12).

Закон особо выделяет учет памятников, находящихся в музеях и архивах (ст. 11). Специфика этой категории состоит в том, что такие памятники составляют соответственно музейный фонд СССР и государственный архивный фонд СССР. Учет, классификация, охрана и использование этих памятников осуществляются на основе специальных правил, содержащихся в отдельных нормативных актах – в Положении о музейном фонде Союза ССР [26] и Положении о государственном архивном фонде СССР [27].

Законодательство призвано обеспечить фактическую сохранность памятников. Закон 1976 года предусматривает, что «снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещается». В исключительных случаях это возможно, но с особого разрешения Совета Министров СССР – в отношении памятников общесоюзного значения, Совета Министров союзной республики – в отношении памятников республиканского и местного значения. Важно, что для памятников местного значения установлены более строгие ограничения, чем предусматривавшиеся ранее в республиканском законодательстве, предоставлявшем решение таких вопросов на усмотрение местных или республиканских органов охраны памятников [28]. При разрешении на снос или переделку обязательно должны быть проведены работы по научному исследованию и фиксации памятника (проведены обмеры, составлены чертежи и т.д.).

Обеспечению принципа физической сохранности памятника служит ст. 32, обязывающая предприятия, организации, учреждения и граждан, причинивших вред памятнику истории и культуры или его охранной зоне, восстановить в прежнем состоянии памятник или его охранную зону. И лишь в тех случаях, когда такое восстановление невозможно, закон допускает возмещение причиненных убытков.

Средством продления существования памятника, его сохранения является своевременная реставрация. Законом предусмотрено одно из наиболее важных условий реставрации, консервации и ремонта памятников; эти работы осуществляются только с ведома государственных органов охраны памятников и под их контролем. Реставрация, консервация и ремонт памятников осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников, а также за счет средств государственных органов охраны памятников (ст. 18).

За годы Советской власти только в Узбекистане полностью реставрировано более 90 монументальных памятников архитектуры. Среди них ансамбль Регистан с его тремя величественными медресе, мавзолей Гур-Эмир, памятники зодчества Самарканда, Бухары и Хивы. В старом Таллине имеется 120 памятников архитектуры, главным образом XV века. Государство взяло под охрану не только эти памятники, к собственно Старому городу был добавлен пояс средневековых бастионов с многочисленными парками. Широко развернуты реставрационные работы.

В последние годы реставрационные работы ведутся в самых различных местах Советского Союза. Была завершена реставрация стен и башен московского Кремля. Осуществлена реставрация памятников Суздаля. В Великом Устюге, например, реставрируются белокаменные старинные соборы и дома на набережной реки Сухона.

Закон 1976 года устанавливает определенные гарантии неоправданного сноса памятников в будущем. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с органами охраны памятников.

Сочетание новой и старой застройки – сложная задача. Можно заслонить памятник каким-либо сооружением, даже незначительным, так, что он потеряет свою красоту. Можно построить рядом с архитектурным ансамблем какое-либо сооружение и нанести ему непоправимый ущерб. Николай Рерих писал: «Но мало охранить и восстановить самый памятник, очень важно, насколько это в пределах возможного, не искажать впечатления его окружающим...» [29]

Реконструкция городов особенно остро поставила вопрос как о сохранении памятников, так и о сочетании их с новыми зданиями. В одной только Москве под государственной охраной в 1977 году находилось 783 памятника архитектуры и искусства. Генеральный план развития Москвы предусматривает создание девяти охранных зон, охватывающих территории с целыми комплексами памятников. Удачным оказалось возрождение целой зоны памятников в Китай-городе, в центре Москвы вокруг гостиницы «Россия» с Английским подворьем XVI века и другими памятниками древнего русского зодчества.

Закон 1976 года предусматривает установление охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта. В них запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников.

Закон предусматривает, что государственные органы охраны памятников истории и культуры имеют право приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, представляющие опасность для существования памятников либо ведущие к нарушению правил их охраны (ст. 25).

Предприятия, организации, учреждения в случае обнаружения в процессе ведения работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом государственному органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.

Законами некоторых союзных республик (Молдавской ССР, Армянской ССР, Литовской ССР, Киргизской ССР) предусмотрено ограничение или запрещение движения транспорта, если оно создает угрозу для существования памятников.

Случается, что памятники используются и в хозяйственных целях. Но это не должно наносить ущерба их сохранности и нарушать историко-художественную ценность. Денежные средства, поступающие от использования памятников, должны расходоваться только на мероприятия по охране, реставрации, консервации и ремонту памятников (ст. 14 закона 1976 г.).

Закон устанавливает круг лиц, которым памятники могут предоставляться в пользование. Это государственные, кооперативные, общественные предприятия, учреждения и другие организации, а также отдельные лица (ст. 13).

Предоставление памятников для использования определяется союзным и республиканским законодательством. Они могут сдаваться в аренду для размещения в них музеев и выставок, для пансионатов, гостиниц, туристских баз, ресторанов, для размещения различных учреждений. Однако передача памятника в пользование для хозяйственных целей не должна оказывать вредного влияния на здание, особенно на его художественную отделку.

Законодательство об охране памятников предусматривает, что предприятия, учреждения и организации, в собственности или в пользовании которых находятся памятники, несут полную ответственность за их сохранность и правильное использование. Они обязаны соблюдать правила охраны, учета и реставрации памятников (ст. 15). А это означает, что реставрация и ремонт памятников должны осуществляться только с ведома государственных органов охраны памятников и под их контролем.

Памятники, используемые не в соответствии с их характером и назначением и подвергающиеся вследствие этого угрозе уничтожения или порчи, «могут быть изъяты у предприятия, организации и учреждения». С организациями, размещенными в зданиях, охраняемых как памятники, заключаются особые «охранно-арендные договоры». Если архитектурные сооружения находятся на балансе организации или учреждения, то последние принимают на себя специальные «охранные обязательства».

Обязанность обеспечивать сохранность памятников возлагается также на землепользователей, если на землях, которые предоставлены им в пользование, находятся памятники истории и культуры (ст. 17). Это новое положение, отсутствовавшее в ранее действовавшем законодательстве, направлено на улучшение организации охраны памятников.

Особый режим законодательство устанавливает в отношении охраны археологических памятников.

В СССР имеется большое число таких памятников. Только в Советской Литве их насчитывается 3308. Это единственные источники, позволяющие восстановить самые древние периоды истории. В Туркмении находится памятник археологии союзного значения – Старая Ниса, древняя столица Парфянского государства II в. до н.э. – III в. н.э.

Археологи теперь идут рядом со строителями. Число уникальных находок возрастает. На трассе БАМ, например, найдены поселения древнего человека. В Нижнеангарске в устье речушки Сырой Молокон обнаружены орудия труда из кварцита, отщепы – им 8-10 тыс. лет.

Археологические памятники могут быть найдены при земляных работах совершенно случайно и о каждом из них необходимо немедленно сообщать в местные органы власти, в научные учреждения, в местные отделения общества по охране памятников истории и культуры.

Никто не может самовольно раскапывать городища, курганы. Для производства раскопок выдаются специальные разрешения (открытые листы). Та организация, которая получила разрешение производить раскопки, должна осуществлять меры по охране памятника. Если археологические памятники располагаются на территории, которую занимают организация или учреждение, то последние должны обеспечить их сохранность. Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры призваны осуществлять Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы и специально уполномоченные на это государственные органы.

Велика роль общественности при осуществлении мероприятий по выявлению, охране, учету, реставрации и использованию памятников. «Общества охраны памятников истории и культуры, – говорится в ст. 8 закона 1976 года, – способствуют привлечению широких слоев населения к активному и непосредственному участию в охране памятников, осуществляют пропаганду памятников и законодательства об их охране и использовании, активно содействуют работе государственных органов охраны памятников».

Деятельности обществ по охране памятников истории и культуры уделяется большое внимание во всех республиканских законах, принятых по этому вопросу в 1977 году. Предусматривается, в частности, что общества осуществляют общественный контроль за сохранностью и правильным использованием памятников [30]. В соответствии с уставами республиканских обществ за счет их средств осуществляется реставрация, консервация и ремонт памятников.

Большую роль в деле охраны памятников призвано сыграть шефство. Так ст. 18 закона Узбекской ССР предусматривает, что «предприятия, учреждения и организации могут устанавливать шефство над памятниками истории и культуры» [31].

Право собственности на памятники истории и культуры. В СССР памятники истории и культуры объявлены достоянием народа, но это не определяет еще, в чьей собственности они находятся. В ст. 4 закона 1976 года предусмотрено, что памятники истории и культуры находятся в собственности государства, а также колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, общественных организаций и в личной собственности граждан.

Существенное положение о праве собственности государства на памятники содержится в республиканских законах. Так, в частности, в ст. 4 закона Эстонской ССР об охране и использовании памятников истории и культуры предусматривается, что все обнаруженные в земле, на ее поверхности, в воде, в старинных постройках или их частях предметы, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, собственник которых не может быть установлен или в силу закона утратил на них право, являются собственностью государства, если иное не предусмотрено законом [32]. Такие предметы передаются музеям, архивам или иным специальным хранилищам культурных ценностей. Лица, нашедшие предметы такого рода, обязаны сообщить об этом органу охраны памятников или исполкому Совета народных депутатов. Этим лицам могут выдаваться вознаграждения за находку в соответствии с правилами гражданского кодекса.

Хотя подавляющее большинство наиболее значительных памятников находится в государственной собственности, ряд культурных и исторических ценностей составляет собственность граждан, кооперативных и общественных организаций. Советское законодательство признает право личной собственности граждан на памятники истории и культуры. Чаще всего в собственности отдельных граждан находятся такие памятники искусства, как произведения живописи, скульптуры, графики. В личной собственности могут быть и редкие печатные издания, рукописные книги, ценные личные архивы. При регулировании в этой области советское законодательство исходит из необходимости сочетания прав общества и прав граждан. В законе 1976 года содержатся правила, касающиеся как права собственности граждан на культурные ценности, так и осуществления государственными органами функций охраны памятников и контроля за их надлежащим содержанием и использованием.

Статья 12 закона 1976 года специально посвящается вопросам государственного учета памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан. В статье приводится примерный перечень объектов, наиболее характерных для этого круга собственников (предметы старины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы). Установлено, что признаются памятниками и подлежат государственному учету лишь те объекты, которые представляют значительную ценность. В советском законодательстве ярко выражен охранительный аспект этой нормы: указано, что культурные и исторические ценности, принадлежащие гражданам, берутся на учет в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности.

Статья 12 основывается на практике органов охраны памятников. В соответствии с Положением о музейном фонде Союза ССР памятники истории и культуры, принадлежащие гражданам, могут быть взяты на государственный учет музеями и органами, занимающимися вопросами культуры. Следует отметить, что аналогичная норма содержалась в подписанном В.И.Лениным декрете от 5 октября 1918 г. [33]

Граждане, в личной собственности которых находятся памятники истории и культуры, обязаны соблюдать правила охраны, использования, учета и реставрации памятников.

Закон установил особый порядок собирания памятников. Статья 27 предусматривает, что собирание старинных документальных памятников, произведений древней живописи и древнего декоративно-прикладного искусства организациями либо гражданами допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых и регистрируемых в установленном порядке [34].

Это новое правило советского законодательства призвано, в частности, обеспечить сохранность рукописных книг, неповторимых древних икон. А собрания этих бесценных сокровищ находятся не только в музеях, но и в частных коллекциях. Государство и общество должны знать, у кого они находятся, следить за их сохранностью, содействовать их реставрации. Последнее очень важно. Поэтому государственные реставрационные мастерские и музеи принимают заявки коллекционеров на проведение экспертиз по отдельным произведениям и осуществление реставрационных работ.

Итак, собирание коллекций памятников и личная собственность граждан на отдельные памятники в СССР не только не исключается, но и охраняется законом. Но коллекции должны быть поставлены на учет, а их владельцы обязаны соблюдать определенные правила охраны.

Не исключены и переход памятников от одного собирателя к другому, дарение или продажа их. Однако любое отчуждение памятников истории и культуры гражданами (как и кооперативными и общественными организациями) допускается с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников (ст. 4), Причем, при продаже памятников государство имеет преимущественное право покупки.

Как осуществляется это право государством? Например, если собственник хочет продать через комиссионный магазин принадлежащую ему картину работы отечественного художника прошлых веков или зарубежного мастера, то ее осматривает авторитетная комиссия, которая может предложить продать картину музею, картинной галерее. Это справедливо, ибо лучшие, наиболее ценные произведения искусства должны храниться в музеях и быть доступны всем. Тем самым права собственника по свободному распоряжению принадлежащей ему вещью несколько ограничиваются, но они ограничиваются в интересах общества, поскольку речь идет о необычном объекте – культурной ценности.

Согласно ст. 6 закона Латвийской ССР, в случае отказа государства от приобретения памятника истории и культуры преимущественное право покупки имеют граждане, являющиеся собственниками соответствующих коллекций, находящихся на государственном учете.

Для гарантии обеспечения сохранности памятников закон 1976 года предусматривает следующее правило: «Если гражданин не обеспечивает сохранности принадлежащего ему памятника истории и культуры, этот памятник в соответствии с законодательством союзной республики может быть изъят в судебном порядке с соответствующим возмещением» (ст. 16). Например, в соответствии со ст. 142 Гражданского кодекса РСФСР, если гражданин бесхозяйственно обращается с принадлежащим ему имуществом, имеющим значительную историческую, художественную или иную ценность для общества, государственные органы, в задачу которых входит охрана такого рода имущества, делают собственнику соответствующее предупреждение. В противном случае суд может изъять это имущество и передать его в собственность государства. Гражданину возмещается стоимость изъятого имущества в размере, установленном соглашением, а в случае спора – судом. В законах об использовании и охране памятников истории и культуры Армянской, Грузинской, Узбекской республик обращается внимание на то, что если гражданин использует памятники для извлечения нетрудовых доходов, то этот памятник может быть в судебном порядке изъят безвозмездно.

Запрещение вывоза культурных ценностей за границу и вопросы международного культурного сотрудничества. Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о вывозе памятников. Советское законодательство призвано ограждать культурные ценности от каких-либо попыток превращения их в предмет незаконной торговли или вывоза за пределы СССР.

Еще декрет от 19 сентября 1918 г. «в целях прекращения вывоза за границу предметов особого художественного и исторического значения, угрожающего утратой культурных сокровищ народа», запретил вывоз из всех мест республики и продажу за границу кем бы то ни было предметов искусства и старины без предварительного заключения и разрешения специально уполномоченных на то органов [35]. Этот принцип ленинского декрета имеет значение и сегодня.

Статья 28 закона 1976 года предусматривает: вывоз за пределы СССР памятников истории и культуры запрещается. Исключение из этого правила допускается лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом законодательством.

Вопрос о вывозе культурных ценностей в современных условиях приобрел особую остроту. Капиталистический мир охватила эпидемия грабежа предметов искусства. В последние годы участились попытки иностранных туристов и других лиц незаконно вывозить картины и иные ценности из СССР. Так, например, на таможне в аэропорту Шереметьево у одного из иностранных пассажиров были изъяты кубок и крест, похищенные из Киево-Печерской лавры. Особенно часто из Советского Союза пытаются вывозить иконы древнерусских мастеров и картины XVII–XVIII веков, которые пользуются большим спросом за рубежом.

К сожалению, и в Советском Союзе находятся «дельцы от искусства». Характерно рассмотренное Московским городским судом в 1975 году дело Владимира Мороза. Подсудимый, называвший себя художником, сбывал иностранцам иконы, произведения живописи, прикладного искусства. В целях спекуляции он скупил художественных ценностей на 91 128 рублей и перепродал их за 432 480 рублей. Рисунки, гравюры, акварели всемирно известных художников, иконы – все эти бесценные сокровища, которые могли украсить наши музеи, ушли за границу. Мороз был осужден на 6 лет лишения свободы с конфискацией принадлежащего ему имущества. Преступник понес наказание, но вернуть утраченные ценности уже невозможно. Московский городской суд приговорил в 1978 году к лишению свободы гражданку Канады Асту Марию Соков. Она пыталась тайно вывезти из СССР редкие картины, книги, иконы, а также золотые, серебряные и платиновые украшения.

Можно рассказать еще об одном деле, рассмотренном в начале 1976 года в суде в Хельсинки и ставшем предметом обсуждения в финской прессе [36]. Советская гражданка, вышедшая замуж за финского гражданина, купила в Ленинграде иконы и незаконно вывезла их в Финляндию. Затем так же незаконно супруги переправили иконы в Лондон фирме, специализирующейся на продаже художественных ценностей. Супругам было предъявлено обвинение в контрабанде.

Комиссионные магазины, в которых продаются произведения искусства, отдельные вещи принимают у населения для продажи другим лицам без права вывоза за границу. Но далеко не все художественные ценности продаются через комиссионные магазины. Каждый коллекционер, любой обладатель художественных ценностей, если он желает продать принадлежащую ему картину, редкую книгу, любое произведение искусства, обязан сделать все от него зависящее, чтобы эта ценность не попала в руки спекулянта и не ушла за пределы нашей Родины.

По действующим таможенным правилам, в список товаров, запрещенных к вывозу из СССР, входят предметы старины и искусства: картины, рисунки, исполненные от руки портреты, скульптуры, акварели, миниатюры, ковры, гобелены, иконы, предметы церковного и домашнего обихода, оружие, мебель, ткани, украшения, одежда, рукописи, книги, музыкальные инструменты, орудия ремесла, а также разного рода предметы, имеющие археологическое значение. Все эти предметы могут вывозиться за границу по особым разрешениям Министерства культуры СССР с уплатой таможенной пошлины в размере 100% с суммы оценки, указанной в разрешениях на вывоз.

Запрещая вывоз памятников истории и культуры за пределы СССР, советский закон в то же время ввел специальные правила о временном вывозе и ввозе памятников. На заседании Верховного Совета СССР при обсуждении проекта закона об охране и использовании памятников истории и культуры в октябре 1976 года отмечалось позитивное отношение Советского государства к международному обмену культурными ценностями, который способствует укреплению атмосферы разрядки и доверия между странами и народами. «Такой подход к этой проблеме, – сказал министр культуры СССР депутат П.Н.Демичев,– прямо вытекает из общих принципов внешней политики, осуществляемой Коммунистической партией Советского Союза и Советским государством, и конкретных обязательств, принятых нашей страной вместе с другими участниками европейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки» [37].

Статья 29 закона 1976 года предусматривает, что «в целях развития международного культурного обмена разрешается временный вывоз памятников истории и культуры за пределы СССР с соблюдением правил и условий, специально устанавливаемых для каждого такого случая соответствующим государственным органом Союза ССР». Речь идет об организации выставок за рубежом, показа картин, коллекций из музеев и т.п. Одновременно ст. 30 закона предусматривает, что «памятники истории и культуры, являющиеся собственностью иностранных государств, организаций и лиц, временно ввозимые в СССР в целях культурного обмена на основе соответствующих соглашений, охраняются государством». Такое обязательство Советского государства способствует устройству в СССР различных выставок, показу в музеях коллекций и отдельных шедевров из зарубежных собраний.

Приведенное выше положение закона полностью отвечает закрепленному в Конституции СССР праву граждан СССР на пользование достижениями культуры.

Развитие международного культурного сотрудничества, и в частности участие СССР в международных соглашениях по вопросам охраны памятников, нашло свое отражение в ст. 33 закона 1976 года. Эта статья предусматривает: если международным договором или международным соглашением, в которых участвуют СССР или союзная республика, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Союза ССР или союзной республики об охране и использовании памятников истории и культуры, то применяются правила международного договора или международного соглашения. Таким образом, закон 1976 года подчеркивает приоритет международных соглашений в данной области перед положениями внутреннего законодательства. Аналогичные правила содержатся во всех республиканских законах об охране памятников.

Вопросы ответственности. Советским законодательством предусмотрены различные виды ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной) за нарушение правил об охране памятников.

Согласно ст. 230 Уголовного кодекса РСФСР, умышленное уничтожение, разрушение или порча памятников культуры либо природных объектов, взятых под охрану государством, наказываются лишением свободы на срок до 2 лет, или исправительными работами на срок до 1 года, или штрафом до 100 рублей.

Что же касается хищений государственной и общественной собственности, то в отношении этих преступлений УК РСФСР устанавливает наказание в виде лишения свободы до 3 лет. Кража, совершенная повторно или по предварительному сговору группой лиц, или с применением технических средств, – лишением свободы на срок до 6 лет, а кража, совершенная особо опасным рецидивистом или в крупных размерах, – лишением свободы на срок до 15 лет. Иностранные граждане – соучастники воров и скупщики краденого несут ответственность такую же, как и граждане СССР.

К уголовной ответственности могут привлекаться лица, виновные в присвоении кладов, которые нередко содержат ценные исторические и художественные памятники.

За нарушение правил законодательства об охране памятников истории и культуры, не влекущее уголовной ответственности, можно привлечь к административной ответственности. Штрафы могут налагаться за повреждение памятников, производство самовольных раскопок, нарушение режима охранных зон и т.д.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1977 г., к лицам, виновным в нарушении правил охраны и использования памятников истории и культуры, если эти действия по своему характеру не влекут уголовной ответственности, могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф. Должностные лица могут подвергаться штрафу в размере до 100 рублей, а граждане – в размере до 50 рублей [38].

Закон Эстонской ССР специально выделяет привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении правил охраны и использования памятников.

Важное значение имеет материальная ответственность. Закон 1976 года предусматривает, что предприятия, организации, учреждения и граждане, причинившие вред памятнику истории и культуры или его охранной зоне, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник или его охранную зону, а при невозможности этого – возместить причиненные убытки в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, организации и учреждения понесли расходы, связанные с возмещением убытков, несут материальную ответственность в установленном советским законодательством порядке.

Повышение эффективности применения установленных мер ответственности сочетается в Советском Союзе с воспитанием в каждом гражданине патриотического долга сохранения культурного наследия. Деятельность добровольных обществ по охране памятников истории и культуры, поиск памятников боевой и трудовой славы, который ведет повсеместно молодежь, энтузиазм тысяч краеведов по выявлению и сохранению бесценных реликвий истории и культуры, науки и техники – вот что является надежной гарантией в деле сохранения памятников.

 

Законодательство других социалистических стран об охране памятников

Во всех социалистических странах охране памятников истории и культуры уделяется большое внимание. Принят ряд законодательных актов, направленных на то, чтобы обеспечить сохранность памятников и использование их в интересах общества. Важнейшим принципом, общим для законодательства этих стран, является государственная охрана, государственная регистрация памятников.

Другой момент, на который следует обратить внимание, состоит в том, что собственники памятников несут обязанности по обеспечению сохранности и реставрации памятников, обязанности, выполнение которых служит общественным интересам. В законах социалистических стран обычно совпадают правила о праве преимущественной покупки культурных ценностей государством, производства археологических раскопок и др. В то же время в законодательстве каждой страны имеются некоторые особенности, определяемые историческими, национальными и иными традициями. Рассмотрим законодательство в этой области отдельных социалистических стран.

В Народной Республике Болгарии Конституция 1971 года установила, что защита памятников культуры является обязанностью государственных органов и предприятий, кооперативов и общественных организаций, а также долгом каждого гражданина.

Вопросы охраны и популяризации памятников, организации музейного дела регулируются в НРБ Законом о памятниках культуры и музеях, который был принят Народным собранием НРБ 4 апреля 1969 г. [39] Согласно закону, памятники культуры являются общенародным достоянием и находятся под охраной государства. Они могут принадлежать государству, кооперативам, общественным организациям и гражданам.

Закон определяет памятники культуры как «продукты человеческой деятельности, являющиеся документальным отражением материальной и духовной культуры и имеющие научное, художественное и историческое значение или связанные с революционными событиями, жизнью и деятельностью видных общественных деятелей, деятелей науки и культуры». В законе дается перечень объектов, которые могут рассматриваться как памятники культуры (сооружения, улицы, церкви, ценные рукописи, иконы, скульптуры, орудия труда и т.п.).

Памятники культуры, согласно закону, подразделяются в НРБ сообразно их значению на памятники мирового значения, памятники национального значения, памятники местного значения, памятники, имеющие познавательное значение. Характерной особенностью болгарского законодательства является учреждение специального реестра памятников болгарского происхождения, находящихся за границей.

Общее руководство охраной памятников и музейным делом возложено на Комитет по искусству и культуре, распоряжения которого обязательны для всех лиц и организаций. Создан также Национальный институт памятников культуры. Государственное руководство на местах осуществляется народными советами через советы по искусству и культуре, а также через государственные музеи.

Народному совету предоставляется право принимать меры по поддержанию и восстановлению памятников за счет их собственников. Ремонт и реконструкция памятников могут иметь место только с разрешения соответствующего совета по искусству и культуре или ближайшего музея, согласованного с Национальным институтом памятников культуры.

Законом НРБ предусмотрены административные санкции за осуществление раскопок без разрешения, за несвоевременный возврат памятников культуры, вывезенных за границу по разрешению на временный вывоз, за самовольное изготовление копий, за незаконную сдачу в аренду помещений, являющихся памятниками культуры, за осуществление незаконных строительных работ и переустройство памятников культуры, незаконное дарение, продажу или обмен памятников культуры и др.

В Венгерской Народной Республике еще в 1949 году был принят Указ о музеях и памятниках искусства, а в 1954 году – Указ об охране культурных памятников техники. В 1963 году был принят Указ об охране музейных ценностей [40].

В апреле 1975 года Государственное собрание ВНР приняло Закон об охране памятников исторического прошлого. Согласно этому закону, «все обнаруженные ценности исторического прошлого представляют собой неотчуждаемую общественную собственность и подлежат соответствующей охране» [41].

Указ 1963 года охраняет произведения истории, науки, литературы и искусства, а также выдающиеся произведения культуры и другие музейные ценности, составляющие достояние всего народа. Указ распространяется на общественные и музейные коллекции, находящиеся в ведении юридических лиц, частные музейные коллекции, отдельные музейные ценности, а также участки земли, имеющие историческое или археологическое значение.

Правила пользования, регистрации и обеспечения сохранностей устанавливает министр просвещения. Он может объявить находящейся под охраной любую музейную ценность, за исключением ценности, собственником которой является их автор. В отношении этих предметов министр предписывает проведение особой регистрации. Министр просвещения может обязать собственника передать на определенный срок охраняемые предметы для показа на выставках, а также предписать передачу частных коллекций или отдельных ценностей в общественные коллекции, если владелец не обеспечивает соответствующего использования и сохранности предметов или если характер и общественное значение этих предметов создают необходимость их длительного использования в научных или общественных целях.

Вывозить памятники за границу можно только по специальному разрешению и на определенный срок. За вывоз без разрешения или невозвращение их в оговоренный срок установлена определенная ответственность. В 1977 году в ВНР был издан специальный приказ министра культуры о транспортировке за границу и экспонировании там культурных ценностей [42].

В Германской Демократической Республике, согласно Конституции 1968 года, «социалистическое общество оберегает все гуманистические ценности национального культурного наследия и мировой культуры» (ст. 18).

В 1953 году Совет Министров ГДР принял постановление «Об охране немецкого культурного наследия и научных документов и материалов», а в 1961 – был принят первый закон о защите и сохранении памятников.

19 июня 1975 г. был принят второй закон о сохранении памятников [43], в котором говорится, что целью охраны памятников является их сохранение и использование для развития социалистического сознания, эстетического и технического образования и этического воспитания. Закон 1975 года предусматривает следующие категории памятников: посвященные историческим и культурным событиям или выдающимся личностям; культуры и образа жизни трудящихся классов и групп народа; истории производства и транспорта; градостроительства и архитектуры; ландшафтные и парковой культуры; художественного и прикладного искусства. Памятники включаются в соответствии с их значением в центральный реестр памятников, в реестры округов или районов.

Центральным органом, осуществляющим функции по охране памятников, является министерство культуры. Охрану и учет памятников на местах осуществляют соответственно советы округов, районов, городских районов, городов и общин. В качестве специального научного учреждения по этим вопросам был создан Институт охраны памятников (теперь – Институт охраны памятников и окружающей среды). Институт выполняет ряд функций методического характера.

Для вывоза за границу охраняемого памятника необходимо специальное разрешение, выдаваемое министерством культуры. На вывоз научной документации и материалов общекультурной ценности разрешение дает министерство высшего и среднего специального образования. Разрешение не выдается, если вывоз из ГДР произведений искусства, научной документации или предметов особой исторической ценности грозит нанести серьезный ущерб национальному наследию или науке.

Вывоз охраняемых предметов за границу без разрешения наказывается тюремным заключением и штрафом или одним из этих наказаний; одновременно производится конфискация вещей, независимо от того, являются они собственностью виновного или третьих лиц.

В соответствии с законом, принятым в феврале 1973 года, высшим органом народной власти Республики Куба при министерстве культуры создана Национальная комиссия исторических памятников. Комиссии предоставлено исключительное право включать в число исторических памятников национального или местного значения строения и достопримечательные места, разрабатывать планы и проекты реставрации, осуществлять контроль над строительством в зонах нахождения исторических памятников. В июле 1977 года был принят Закон об охране культурных ценностей и исторических памятников.

Закон об охране памятников культуры Монгольской Народной Республики был утвержден Указом Президиума Великого Народного Хурала МНР от 12 октября 1970 г. [44] Памятниками культуры являются памятники, относящиеся к истории, археологии, этнографии и религии и находящиеся на территории МНР (в земле и на ее поверхности) произведения искусства, предметы народного творчества, важнейшие архивные документы, культурные ценности, имеющиеся в музеях и других учреждениях, редкие книги, хранящиеся в библиотеках, и особо важные памятники революционного движения (ст. 2 закона).

Памятники культуры делятся по своему характеру и значению на памятники национального и мирового значения. Вопрос о вывозе памятников культуры МНР за границу решает Совет Министров МНР. Статья 17 закона предусматривает, что «дарить и передавать в наследство иностранным гражданам и организациям редкие, особо ценные памятники культуры, находящиеся в собственности государственных, кооперативных, общественных организаций и граждан МНР, вывозить их за границу или реализовывать на внутреннем и внешнем рынке без разрешения соответствующих органов запрещается».

В Польской Народной Республике сразу же после окончания войны была создана Дирекция музеев и охраны памятников. Закон об охране культурных ценностей и о музеях был принят Сеймом ПНР 15 февраля 1962 г. [45] В законе было введено новое понятие ценности памятника как составного элемента и активного фактора развития современной социалистической культуры. Согласно закону, забота о памятниках – дело всего общества в целом, и охрану должны осуществлять как государство в целом, так и граждане.

Памятником считается всякий предмет, движимый или недвижимый, старинный или современный, имеющий по своей исторической, научной или художественной ценности значение для развития культуры.

Предметами охраны могут быть объекты архитектуры, этнографии, скульптуры, исторические памятники (поля битв и места боев), археологические и палеонтологические объекты, объекты техники и материальной культуры, редкие образцы природы, архивные и библиотечные материалы, лаборатории или мастерские выдающихся деятелей науки и искусства.

Контроль над охраной культурных ценностей и всеми музеями осуществляет министр культуры и искусства. Охрану осуществляют также воеводские реставраторы при президиумах народных советов, директора музеев, главная дирекция государственных архивов. Народная библиотека в Варшаве и библиотеки, которые выбраны министром культуры и искусства по согласованию с другими заинтересованными министрами и Польской академией наук.

Закон особо подчеркивает важность популяризации памятников для культурно-просветительных учреждений, туристских баз и тому подобных целей.

Вывоз культурных ценностей за границу запрещен. Разрешение в исключительных случаях может дать министр культуры и искусства. В его компетенцию входит также выдача разрешения на вывоз ценностей на определенный срок.

Характерной особенностью польского законодательства является введение общественной опеки над памятниками [46]. Такая опека учреждается в целях надлежащего содержания и сохранения памятников. Общественными опекунами могут быть как организации, так и отдельные лица. Плодотворная деятельность общественных опекунов поощряется: учрежден специальный почетный значок «За опеку над памятниками».

Вывоз памятника за границу без разрешения или невозвращение его в установленный срок касаются лишением свободы и штрафом. Продажа или посредничество при продаже памятников с целью вывоза их за границу наказываются лишением свободы и штрафом.

В Социалистической Республике Румынии Великое национальное собрание 30 октября 1974 г. приняло Закон об охране национального культурного достояния [47]. Основным требованием этого закона является повышение ответственности государственных учреждений и всех граждан Румынии за сохранность ценностей, входящих в культурное достояние страны.

На основании закона 1974 года в СРР образована Центральная государственная комиссия по вопросам национального культурного достояния и одноименное управление, а в уездах созданы соответствующие уездные бюро. Эти органы ведут работу по выявлению и исследованию различных ценностей.

Определенный интерес представляет положение закона о режиме ценностей, находящихся в личной собственности граждан. Закон предусматривает, что, если, по мнению Центральной государственной комиссии, собственник ценностей не располагает условиями для надежного и правильного их хранения, они могут быть переданы на временное хранение государству, пока собственник не обеспечит у себя соответствующих условий.

Отдельные ценности, представляющие исключительный интерес, могут перейти в собственность государства с соответствующим возмещением их стоимости.

Государство имеет право преимущественной покупки.

Особо следует сказать о порядке и возможности вывоза различных памятников истории и культуры за границу. Закон СРР категорически запрещает вывоз иностранными гражданами ценностей, которые представляют собой национальное культурное достояние. Такие предметы могут вывозиться за границу лишь для организации национальных или международных выставок, а также для проведения реставрационных работ, с одобрения президента СРР и по предложению совета по культуре и социалистическому воспитанию.

Культурные ценности, являющиеся национальным культурным достоянием, могут вывозиться за границу временно для организации выставок и других международных мероприятий только с разрешения Центральной государственной комиссии. Условия вывоза регламентируются декретом президента СРР. Закон делит подобные предметы на три категории. В первую входят объекты, представляющие художественную ценность. Это произведения древнего искусства, элементы архитектуры, характеризующиеся определенным историческим стилем, старинная графика, изделия прикладного и декоративного искусства (стильная мебель, резные изделия, светильники, керамические и стеклянные вазы и т.д.), костюмы, характеризующие моду определенных периодов, произведения народного искусства, иконы, выполненные на дереве и стекле, которые в настоящее время не производятся.

Во вторую категорию входят предметы, представляющие историческую ценность, – документы, письма, оружие, рукописи, книги и т.д.

К третьей категории относятся предметы, имеющие научно-документальную ценность, – коллекции почв, объекты, относящиеся к зоологии, ботанике и палеонтологии.

В Чехословацкой Социалистической Республике действует Закон о памятниках культуры от 17 апреля 1958 г. [48] Согласно закону, памятниками культуры являются культурные ценности, свидетельствующие об историческом развитии общества, его искусстве, науке и других областях человеческого труда и жизни; архитектурные ансамбли, а также предметы, имеющие отношение к выдающимся личностям, событиям истории.

В особую категорию закон выделил памятники, составляющие наиболее выдающуюся часть культурного богатства народа («национальные культурные памятники»). Эти памятники подлежат усиленной охране. Они заносятся в соответствующий реестр на основании решения правительства.

Согласно закону 1958 года, каждый гражданин обязан содействовать охране памятников. Владелец памятника обязан содержать его в хорошем состоянии в соответствии с принципами охраны памятников и инструкциями. Если памятнику причинен ущерб, то об этом владелец памятника немедленно информирует местные органы. Собственник обязан заботиться о сохранении памятника и в то же время должен обеспечить доступность памятника для научных целей, для показа его на выставках.

Национальные культурные памятники могут быть вывезены за границу только с разрешения правительства. Как указано в законе, такие разрешения могут даваться в совершенно исключительных случаях.

В Социалистической Федеративной Республике Югославии, согласно Конституции 1974 года, каждый гражданин обязан охранять памятники культуры (ст. 193).

После 1971 года охрана памятников возложена в основном на республиканские органы.

В каждой республике СФРЮ (Сербии, Хорватии, Словении, Боснии, Македонии, Черногории) созданы институты охраны памятников культуры. В Словении и Хорватии имеются филиалы: так, институт охраны памятников Хорватии имеет филиалы в городах Риеке и Сплите.

ʘ

Рассмотрев законодательные нормы Советского Союза и других социалистических стран об охране памятников истории и культуры, а также практику применения этого законодательства, можно подвести некоторые итоги. Социализм сделал культурные ценности общенародным достоянием. «Искусство принадлежит народу!» – этот ленинский тезис воплощен в жизнь. Прекрасные произведения художественного творчества лучших представителей народа, бесценные сокровища хранятся в странах социализма в музеях и в картинных галереях. Только в Советском Союзе существует более 1450 государственных музеев и тысячи музеев народных, работающих на общественных началах. Их экспонаты активно служат делу образования и воспитания, способствуют формированию гармоничной личности советского человека. Посещаемость музеев растет. Если в 1936 году государственные музеи посетило 30,7 млн. человек, то в 1965 – уже 75 млн., а в 1975 – более 135 млн. человек. Социализм сделал памятники культуры доступными для всех.

Другим достижением социализма стала государственная охрана памятников. На смену филантропии одиночек – любителей старины пришла система государственной заботы о памятниках, об их сохранении и реставрации. Преимущества этой системы в том, что огромная работа по реставрации памятников проводится планомерно, силами специальных организаций и квалифицированных реставраторов. Даже в самом отдаленном пункте нашей страны она находится под научным контролем. Государственная политика в области реставрации преследует единую цель – изучения, сохранения от разрушения и возвращения произведениям архитектуры и искусства их первоначального вида.

В социалистических странах дело охраны и использования памятников обеспечено сочетанием усилий государства и массовых общественных организаций. Это не благотворительные общества представителей привилегированного класса, а многомиллионные организации, объединяющие людей всех возрастов и профессий. Только в Советском Союзе число членов республиканских обществ составляет 30 млн. человек.

Законодательство социалистических стран по охране памятников культуры оказывает влияние на законодательство развивающихся стран, стремящихся усилить государственный контроль за памятниками, предотвратить их расхищение и нелегальный вывоз за границу.

В законодательстве социалистических стран в максимальной степени получили свое отражение рекомендации, разрабатываемые международными организациями по вопросам охраны культурных ценностей, которые были рассмотрены в настоящей книге.


[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41 С. 304-305.

[2] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 289.

[3] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41 С. 462.

[4] Подробнее об этом см.: Маковецкий И.В. Ленинские принципы охраны и реставрации памятников культуры. // Из истории реставрации памятников культуры. Труды Научно-исследовательского института культуры. Т. 13. М., 1974. С. 11-22; Горданов В.И. Музейное строительство и охрана памятников культуры в первые годы Советской власти (1917–1920). // История музейного дела в СССР. М., 1957. С. 10; Петров А.Н. Восстановление пригородных дворцов – музеев Ленинграда (1944–1967). // Труды Научно-исследовательского института культуры. Т. I. M., 1971. С. 13.

[5] Цит. по: Борисевич Ф.В. Развитие советского законодательства об охране памятников истории и культуры. Минск, 1976. С. 8.

[6] См.: В.И.Ленин о литературе и искусстве. М., 1969. С. 567-593.

[7] Цит. по: Маковецкий И.В. Указ. соч. С. 16-17.

[8] См. об этом Смирнов И.С. Из истории строительства социалистической культуры в первый период Советской власти. М., 1952. С. 204-205.

[9] В.И.Ленин о литературе и искусстве. С. 663.

[10] Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, № 44, ст. 628.

[11] Правда, 1974, 11 июля.

[12] См.: Памятники Отечества, кн. 1. М., 1972. С. 14.

[13] Охрана памятников истории и культуры. Сб. док. М., 1973. С. 14.

[14] См.: СУ РСФСР, 1918, № 73, ст. 794.

[15] См.: СУ РСФСР, 1924, № 18, ст. 179.

[16] См.: Реставрация музейных, ценностей в СССР. М., 1977. С. 18.

[17] Об истории развития советского законодательства см.: Стешенко А.А. Правовая охрана памятников культуры в СССР. М., 1974; см. также: Советское законодательство о памятниках истории и культуры. Минск, 1972.

[18] См.: СП СССР, 1948, № 6, ст. 81.

[19] В 1961 году – в Эстонии, в 1967 году – в Литве, в 1968 году – в Узбекистане, в 1969 – в Армении, Молдавии и Белоруссии, в 1971 году – в Казахстане.

[20] См.: Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, № 44, ст. 628.

[21] О законе 1976 года см.: Стешенко Л.А., Тепферов В.Д. О памятниках истории и культуры (новое в советском законодательстве). М., 1977; Стешенко Л.А. Правовые вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. // Сов. государство и право, 1977, № 6. С. 31-39; Гришин М. Памятники под охраной закона. // Соц. законность, 1977, № 1. С. 36-38; Карпец И., Салищева Н. Достояние народа. // Наука и жизнь, 1977, № 4. С. 33-34.

[22] См.: Заседания Верховного Совета СССР девятого созыва. Пятая сессия (27–29 октября 1976 г.). Стенографический отчет. М., 1976. С. 304-332.

[23] До принятия закона 1976 года в советском законодательстве не было единства по этому вопросу (см.: Стешенко Л.А. Охрана памятников культуры в СССР. // Сов. государство и право, 1975, № 11. С. 44). В отличие от предшествовавшего законодательства об охране памятников культуры, пользовавшегося термином «памятники культуры», закон ввел более широкий термин «памятники истории и культуры».

[24] См.: Семанов С.Н. Забота о памятниках истории и культуры – долг советского человека. // Памятники Отечества, кн. 3. С. 25 и сл.

[25] В Эстонской ССР, например, к памятникам археологии дополнительно отнесены каменные могильники, убежища, культовые камни и древние культовые места, а в РСФСР – лабиринты. По закону Грузинской ССР к памятникам могут быть отнесены пещеры, винохранилища, древнее боевое оружие, изделия чеканного производства и другие объекты.

В законе об охране памятников Армянской ССР нашла свое отражение особая роль, которую играет в Армении Институт древних рукописей имени Маштоца при Совете Министров Армянской ССР – Матенадаран (ст. 20). Он осуществляет руководство и контроль за постановкой дела учета, охраны, реставрации и использования древних рукописей.

[26] СП СССР, 1965, № 13, ст. 103.

[27] СП СССР, 1958, № 114, ст. 112.

[28] Стешенко Л.А. Правовые вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. С. 38.

[29] Рерих Н. Зажигайте сердца! С. 55-56.

[30] Ст. 13 закона Армянской ССР, ст. 17 закона Грузинской ССР, ст. 14 закона Киргизской ССР, ст. 16 закона Латвийской ССР, ст. 13 закона Литовской ССР, ст. 16 закона Молдавской ССР, ст. 16 закона Узбекской ССР, ст. 13 закона РСФСР.

[31] Аналогичное правило содержится в законах Грузинской ССР, Молдавской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, ст. 14 закона РСФСР.

[32] Аналогичное правило содержится в законах Грузинской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР, Узбекской ССР.

[33] См.: СУ РСФСР, 1918, № 73, ст. 794.

[34] Так, например, по закону Грузинской ССР разрешение на собирание гражданами и организациями коллекции древней живописи и древнего декоративно-прикладного искусства выдаются министерством культуры республики, а старинных документальных памятников – республиканским главным архивным управлением.

[35] См.: СУ РСФСР, 1918, № 69, ст. 751.

[36] См.: Uusi Suomi, 13.I. 1976.

[37] Заседания Верховного Совета девятого созыва. Пятая сессия. С. 311.

[38] Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, № 8, ст. 141.

[39] См.: Държавен вестник, 1969, № 29.

[40] См.: Magyar Kozlony, 1963, N 32.

[41] Цит. по: Венгрия, 1976, № 1, с. 50.

[42] См.: Magyar Kozlony, 1977, N 27.

[43] См.: Gesetzblatt der DDR, 1975, Teil I, Mr 26.

[44] См.: Сборник отдельных законов и постановлений правительства МНР, вып. 4, Улан-Батор, 1972.

[45] См.: Dziennik Ustaw 1962, N 10, poz. 48; Kopff Andrzey Wlasnosc Dobr Kultury. – Studia Cywilistyczne, t. XIII–XIV, Krakow, 1969. С. 179-194.

[46] В 1963 году министр культуры и искусства ПНР издал специальное распоряжение об общественной охране памятников старины (см.: Monitor Polski, 1963, N 17, poz. 97).

[47] См.: Buletinul Official I, N 137, 2.XI.74.

[48] См.: Sbirka zakonou 1958, N 8.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 615