МУЗЕЙ РЕРИХА

Музей Рериха

В Музее Рериха, главный центр которого находится в Нью-Йорке, реализуется синтетический жизненный труд Н. К. Рериха и его возвышенные, творческие, устремленные к горизонтам грядущего помыслы. Возможно, лишь в будущем человечество полностью осознает то величественное, симфоническое начинание, которое мог создать лишь поистине универсальный гений, творческий дух, чьи глаза и слух погружены в Красоту Беспредельного, но кто твердой поступью идет по коре нашей маленькой планеты, насыщая ее новым благородным, возвышенным ритмом. Это начинание, которое становится величайшим культурным движением современности, воистину открывает прекрасную страницу в истории человеческого духа.

Музей Н. К. Рериха в Нью-Йорке является всемирным центром культуры и искусства, ставящим своей целью способствовать международному взаимопониманию и братству путем искусства и знания. Уже давно Н. К. Рерих мечтал о Музейоне Пифагора и Платона – Доме Муз, где, как дружные сестры, обитали бы все девять Муз – рядом с богинями изящных искусств также богини наук; музее, который не был бы «темницей искусства», но домом Красоты, святилищем, где посетители обретали бы героическое вдохновение и приподнятость, очагом, у священного огня которого приходили бы согреться многие люди.

Музей Рериха не ограничивается только искусством, но стремится охватить все положительные аспекты творческой жизни культуры. Через свои многочисленные отделы и учреждения на всех континентах и среди всех народов Музей Рериха стремится дать человечеству высшие проявления творческой красоты, показать самые совершенные достижения в области знания. Для Рериха Культура является целостным светом духа, «суммой всех огненных творческих достижений». Музей Рериха сотрудничает со всеми, кто трудится на благо культурной эволюции человечества. Он помогает человечеству возрождать бытие в наиболее глубоком и благородном виде. Цель Музея – путем красоты и знания способствовать ускорению эволюции человечества, устремляя его к великому будущему.

Действительно, жизнь Николая Рериха идет под счастливой звездой: все, за что он с восторгом берется, каким бы неисполнимым это ни казалось вначале, впоследствии расцветает, достигая великолепных вершин.

Когда у Рериха и его друзей в 1921 году появился замысел учредить Институт объединенных искусств, у них не было ни средств, ни других возможностей претворить в жизнь свои великие планы. Однажды, когда Рерих в Нью-Йорке искал помещение, неожиданно на улице какой-то греческий художник предложил ему просторную однокомнатную мастерскую. Начало было положено. И в этой комнате вместе звучали первые звуки рояля, рождались первые скульптурные и живописные образы. Некоторые сторонние люди недоверчиво усмехались такому начинанию. Но они не знали практического энтузиазма Рериха, огня его сердца и великой веры в будущее. По его убеждению, не обстоятельства, но огненное устремление человека, как магнит, привлекает к нему все наилучшие возможности. Так мечта о мощном строении света постепенно победила. Благое начинание Рериха привлекло друзей, нашлись и средства. В скором времени студия переместилась в новое, гораздо более просторное помещение, расширились ее отделы.

Музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года, с собранной друзьями коллекцией из 315 картин Рериха. И, наконец, в 1929 году, при помощи друзей и благодаря организаторским способностям самого Николая Константиновича, преодолевшего громадные финансовые трудности, было построено монументальное, чудесное здание Музея Рериха, великолепнейший храм искусства и культуры этого столетия – 29-этажный Дом Мастера – Master Building. Прекрасное здание, увенчанное башней в восточном стиле, своими размерами и пропорциями воистину является символом гармоничной архитектуры будущего.

Собрание картин в Музее значительно пополнилось в результате азиатской экспедиции Рериха – было привезено пятьсот произведений Тибетско-Гималайской серии. Эти картины объединены и выставлены в особых помещениях, названных залами Елены Рерих, духовной водительницы всех учреждений Музея. Уже в скором времени после открытия большого здания Музея было собрано около 1 000 картин и этюдов Рериха. Это число с каждым годом все увеличивается благодаря новым чудесным знамениям творческого духа.

Индивидуальность Николая Константиновича столь многогранна, и можно сказать, что она отражает стремления и достижения лучших умов человечества. В своих трудах он дает всю амплитуду человеческой духовной эволюции: великих божественных воителей и людей, достигших озарения, духовных вождей человечества и основателей религий, битву Иерархии Света с хаосом тьмы. Творчество Рериха является духовным ядром Музея, но в своей направленности Музей стремится стать выразителем ценностей всей мировой культуры и наследия великих творцов человечества.

В самом начале основатели Музея ставили своей целью собрать в нем образцы культуры и искусства разных народов. Так, еще в 1924 году начали подбирать картины для секции американского искусства, в которой теперь насчитывается более ста значительных работ. Кроме того, созданы разделы панамериканского, итальянского, шведского, испанского, финского, восточного искусства, а также искусства других народов. Большого внимания заслуживает также Тибетская библиотека Музея, имеющая, между прочим, 330 томов священных книг Тибета, «Канджур» и «Танджур», и религии бонпо, которые привезла из Тибета экспедиция Рериха. Библиотека расположена в особом Восточном зале, отделанном в своеобразном восточном стиле тибетским художником Дон-Друпом. Кроме того, в Музее есть залы, посвященные Св. Сергию, Св. Франциску, Спинозе, комнаты Маха-Бодхи и другие; таким образом, здесь заложено основание будущего Музея религий. Для торжественных собраний и концертов устроен особый зал, носящий имя Николая Рериха. В Музее определены и помещения для хранения разнообразных научных коллекций Института гималайских исследований «Урусвати».

Примечательно, что за первое десятилетие существования Музея его посетили 250 тысяч человек, в том числе многочисленные школы и организации.

В целях расширения намеченных задач Музея Рериха в мировом масштабе в 1926 году при Музее было основано Общество друзей Музея Рериха – международная организация, посвященная идеалам братства и культуры, которых можно достичь путем науки и искусства и которые запечатлены Рерихом в его картинах и книгах.

С другой стороны, цель этого Общества – осуществить мечту Рериха, создать объединяющий мост между западной и восточной культурами, способствовать, во благо человечества, братскому сотрудничеству между духовными традициями Азии и научными достижениями Европы.

Кроме Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, среди почетных советников и попечителей Музея присутствуют такие выдающиеся имена, как Свен Гедин, Рабиндранат Тагор и его братья, Масарик, Эйнштейн, Келлог, Милликен, Джагадис Боше и другие, широко известные в культурном мире.

Общество Рериха начало свою деятельность в многочисленных секциях. Основаны секции, посвященные национальным группам, желающим познакомить Америку с культурными достижениями своих стран. Так, существуют французская, финская, скандинавская, немецкая, славянская, японская, колумбийская, южноафриканская, английская и, наконец, сибирская, или русская, ассоциации. Последняя секция, которой заведует известный писатель Г. Гребенщиков, основала в помещениях Музея часовню Св. Сергия. Интересно отметить, что Гребенщиков недалеко от Нью-Йорка основал также сельскохозяйственную и духовную общину-колонию «Чураевка», куда переместил и свою типографию и издательство «Алатас». Далее, существуют секции, посвященные выдающимся духовным личностям, жизнь и труды которых звучат героическим синтезом: Оригену, Св. Франциску и Спинозе. Кроме того, существует группа Шекспира. Наконец, есть отделы и общества с общекультурными, художественными или философскими идеалами: Лига Нового Человечества, Клуб юных идеалистов, Ассоциация почитателей мысли, Академия творческого искусства, Центр юных музыкантов и т. д. При Обществе Рериха состоят и следующие весьма важные организации: Всемирная Лига Культуры, Объединение женщин, Панамериканская Ассоциация женщин и, наконец, Комитет Пакта Мира, о котором речь у нас будет далее. Несмотря на кажущееся поразительно большим количество этих объединений, во всех секциях и обществах происходит весьма интенсивная, одухотворенная и самая положительная культурная деятельность.

Великий культурный труд Нью-Йоркского Музея привлек много друзей также из других народностей и стран. Их вдохновляло как искусство Рериха, так и его идеи и самоотдача культурному созиданию лучшего будущего человечества. Таким образом, были основаны отделы Общества имени Рериха во всех частях света, и в настоящее время их уже свыше восьмидесяти в тридцати странах. Всех их объединяет одна общая цель и общее устремление: способствовать сотрудничеству и содружеству народов и отдельных личностей во имя искусства и знания. В Европе главным центром является Париж, здесь деятельно работает и русская секция, общество осетинов. Кроме того, есть еще общества в Риге, Каунасе, Таллине, Белграде, Загребе, Берлине, Софии и др. Культурно-художественная деятельность Общества в Риге расцвела благодаря активности вдохновителя и основателя Общества д-ра Феликса Лукина.

Программа деятельности Нью-Йоркского центра Общества Рериха весьма широка и многообразна. В сотрудничестве с Музеем за первые десять лет выполнен удивительно большой объем работы. На основах сотрудничества Центр поддерживает многие учреждения, находящиеся в ведении Музея, например, Институт объединенных искусств, «Corona Mundi», «Урусвати» и т. д. Он организует многочисленные лекции, концерты, драматические вечера, налаживает и поддерживает международные отношения в области искусства и культуры, направляет лекторов и в другие страны, например, в Южную Америку. В одном только 1930–31 году в содружестве с Музеем, используя его залы, особенно Зал наций, Общество Рериха устроило около ста лекций и представлений, где выступали многие выдающиеся деятели искусства. Многие вечера посвящались культуре и искусству отдельных народов, например – финской музыке, древней культуре японцев, боливийцев, французов, англичан, майя и инков. Примечательно, что в 1932 году Общество Рериха посвятило один вечер латышской музыке, в котором участвовали Альфред Калныньш и другие наши музыканты.

Творческие, пламенные мысли Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих постоянно вдохновляют деятельность всех этих обществ и секций. Образно говоря, это мощное строение растет с каждым годом, своим фундаментом и куполом касаясь гармонии будущего.

 

Институт объединенных искусств

При создании Института объединенных искусств, открытого 17 ноября 1921 года, Николай Рерих хотел воплотить ранее упомянутые слова, данные им в качестве девиза для знамени своего учреждения:

«Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство – для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата “священного источника”«.

Рерих, который во всеобъемлющей деятельности своей жизни сам объединял разные виды искусства, синтезировал живопись, декоративное, графическое и прикладное искусство, этот существенный синтез творческого труда стремится воплотить и в своей школе. С другой стороны, укрепляя в воспитанниках теоретические и практические основы искусства, он учит их осознанию идеалов красоты, далеко превосходящих пределы обычной школы.

В обширной программе работы Института имеются отделы по всем видам искусства: музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, оперы, балета, драмы, литературы и т. д. По мере развития школы занятия по отдельным видам искусства расширяются и дифференцируются. Так, к классам органа, скрипки, рояля, арфы со временем присоединились классы знакомства с другими инструментами. Вместе с тем обращено внимание на особые разделы музыки: например, учреждены общества камерной и хоральной музыки, последнее посвящено церковной музыке современных и старых мастеров; и в целом в Институте ей отведено заметное место. Такие же дифференциация и углубление происходят и в других отраслях искусства. В последнее время организованы курсы прикладного искусства (по керамике, столярному делу и т. д.), цель которых – подготовить творчески мыслящих и культурных ремесленников. По убеждению Рериха, и ремесло должно стать отраслью подлинного искусства, ибо каждый вид его должен служить жизни, и жизнь должна преобразиться образами прекрасного. Каждый простой предмет обихода должен служить не только практической полезности, но и украшению и гармонизации жизни.

Воспитанникам Института читаются и общеобразовательные лекции по разным предметам искусства и науки, доступны им и вечера, устраиваемые Обществом Рериха. Интересны также методы преподавания в школе, еще более подчеркивающие единосущность всех видов искусства: так, например, на уроках живописи иногда звучит музыка, что известным образом влияет на художественное творчество.

О деятельности Института, нацеленной на объединение искусства и объединение человечества через искусство, Рерих говорит:

«Жизнь подтвердила, что всякое объединение полезно. Подтвердила, что практично (не убоимся и этого слова) иметь под одной крышей разные отрасли искусства, имея общую библиотеку, общую канцелярию, общее художественное выступление, общее руководство и ближайший обмен между отдельными отраслями. Жизненно дать возможность учащимся пробовать свои силы в разных отраслях, пока они не остановятся на окончательном избрании. Жизненно, чтобы происходило общение музыкантов, живописцев, декораторов. Жизненно оказать преподавателю полное доверие, предоставив ему выявить в жизни свои методы. Результаты покажут, прав ли он, ибо, как и во всей жизни, мы должны судить по следствиям. Жизненно дать возможность учащимся как можно скорее пробовать свои силы в жизни, уча их мужеству и охраняя от вульгарности. Жизненно, как делали Джайлс и Бистран, дать музыку во время живописных классов и давать лекции, своим художественным и философским содержанием подымающие и объединяющие дух всей художественно-рабочей гильдии».

Или в другом месте:

«Наша задача лишь привлекать лучших преподавателей и всеми силами создавать лучшие возможности для учащихся, окружая их высококультурной мыслящей атмосферой, конденсированной в таком объединенном Центре, порождающем здоровое творчество, – творчество, не связанное узкими предубеждениями и прочими последствиями невежества».

Следует отметить, что при Институте открыто детское отделение, чтобы обучать и воспитывать детей в атмосфере высоких идеалов посредством разных видов искусства. Мы уже знаем чрезвычайную важность развития в ребенке влечения к творчеству и гармонизации, что преображало бы для него пошлость жизни в творческую радость о прекрасном, – это подчеркивал Рерих уже в 1924 году в своей книге «Пути Благословения»:

«Не изгоняйте детей из храма… Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние – радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка. Уберегите от гримасы жизни. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений.

Бичи человечества – пошлость, одиночество и тягость жизнью минуют молодую душу творящего».

Детские классы в Институте занимают важное место, организован и детский театр.

Далее – при Институте открыто отделение для незрячих, согласно девизу которого – «Через искусство к свету», – красоту и творчество следует считать истинным зрением человека. Слепых учат музыке, ваянию, литературе, поэзии и журналистике, применяя новые, весьма успешные методы. Постепенно осуществляются и замыслы устройства библиотеки для слепых, особенно – по музыке.

Существует и отдел для дефективных детей, и летняя школа. Для того, чтобы искусство и знание были доступны по возможности более широким массам, плата за учебу в этих школах установлена небольшая. Для воспитанников Института учреждены 42 стипендии, которые носят имена выдающихся людей (Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, Уитмена, Тагора, Вашингтона и др.).

После окончания Института учащиеся, будь то студенты, художники, педагоги, композиторы, выказывают в жизни большие творческие способности, многие из них занимают видные места среди деятелей культурной нивы. Каждый выпускник, кроме великой радости творчества и стремления к всеобъемлющим знаниям, уносит в жизнь и окрыленное желание трудиться во имя эволюции человечества.

* * *

Наряду с глубоким уважением к творчеству и к самому творящему, Рерих мечтает возвысить – как в школе, так и в жизни – понятие учителя. Рерих знает, что не было расцвета в истории человечества, при котором в народном сознании не выявилось бы почитание учителя, когда люди не чувствовали бы в своей жизни великое, возвышающее жизнь благословение духовной иерархии. Таким учителем жизни, по убеждению Рериха, должен явиться и каждый школьный наставник; он должен быть не только преподавателем, но и истинным водителем и вдохновителем, который опытом своего духа побуждает, ободряет, зажигает, призывает к подвигу блага и красоты.

«Благословенны Учители, – пишет Рерих в своей книге «Твердыня Пламенная», – когда ведут они благою, опытною рукою к широтам горизонта. Сладостно, когда можем вспоминать Учителей своих со всем трепетом сердечной любви.

Учительство старой Индии, углубленное понятие Гуру – Учителя, особенно и трогательно и вдохновительно. Именно вдохновительно видеть, что свободное, осознанное почитание Учителя существует и до сего дня. Истинно, оно составляет одну из основных красот Индии. Без сомнения, то же понятие жило и среди старых мастеров Италии и Нидерландов и среди русских иконописцев. Но там сейчас оно уже в прошлом, тогда как в Индии оно еще живет и не умрет, надеюсь».

Сам Рерих во многих статьях с почтением упоминает имена своих великих учителей: Куинджи, Пюви де Шаванна, Кормона, которые, уча величию искусства, обращали взор ученика и к величию духа. Рерих в восторге от их терпения, утверждения положительного, неизменного стремления к Свету, широких, высококультурных взглядов. В других статьях, расширяя понятие учителя до границ духовного водительства, он призывает подражать и великим Учителям религий: Оригену, Св. Франциску, Сергию Радонежскому и другим. Но подражать Высшим Индивидуальностям лучше всего положительным творческим трудом в жизни.

Рерих считает великим позором для всей планеты, что ее учителям приходится пребывать в нищете и бедности, что притесняют и закрывают сами школы. «Народ, забыв учителя, забыл свое будущее». Рерих приводит слова из Учения Живой Этики: «Позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны». В другом месте он говорит: «Педагог есть друг позитивного творящего правительства, ибо учитель существует для постоянного создавания и утверждения человеческого достоинства. Кто же скажет молодому поколению о самом прекрасном, о самом творческом, о самом мощном, о геройском, о самом познавательном. Действительно, от учителя мы ожидаем ведания самых высоких понятий. Мы ожидаем от него и терпения, и неустанного труда, и постоянного обновления, и в то же время мы не заботимся о том, чтобы эти высокие условия и запросы были достаточно обеспечены».

Такой возвышенный, иерархический образ учителя Рерих пытается воплотить в жизнь в своих школах, насколько это возможно в современных условиях. В качестве преподавателей приглашаются многие выдающиеся личности, известные в художественной и педагогической среде, нередко и те, кто ненадолго посетил Нью-Йорк; это делается для того, чтобы воспитанники могли всесторонне обогатиться знакомством с разными творческими личностями.

В своих книгах Рерих нередко намечает линии реальных планов идеалистического школьного обучения и воспитания. Во-первых, в программы будущих школ должны войти жизнеописания подвижников, героев и духовных вождей, чтобы дети могли глубоко вникнуть в смысл их жизни, убедиться, что эти люди действительно были «факелами прогресса». Детям надо научиться не только читать биографии, но и самим их писать, т. е. уметь объективно оценивать поступки современных деятелей, так же как и современную культуру. Школа должна дать понимание, что такое настоящие духовные ценности и кто их создатели. Вновь и вновь Рерих призывает: «Пусть в школах еще больше говорят о подвиге, о великодушии, о творчестве мысленном и действенном», «о полезнейших открытиях, и о всем светлом Благе». Детей надо знакомить с легендами, ибо легенды вовсе не являются абстракциями, но реальностью, созданной мечтами народа. Молодежь любит мечтать о подвиге, но надо помочь воплотить ее идеалы в верные, благородные формы жизни. В школах надо вводить курс Живой Этики, но так, чтобы этические нормы не становились мертвыми догмами, но являли красоту неустанного творчества духа. С другой стороны, в школах надо учить искусству мышления и вводить курс воспитания внимания, это даст ученикам великую силу характера: умение мгновенно сосредоточиться, находчивость и способность размышлять о возвышенных предметах. Вместе с тем школа не должна забывать о воспитании сердца у детей. Ребенка уже с малых лет следует направить на путь сознательной гармонизации самого себя. Но именно потому наряду с пробуждением сознания в ребенке необходимо формировать и его мировоззрение, и это достижимо «синтезом радости совершенствования и творчества».

Свои педагогические линии, кроме учрежденных им школ, Рерих стремится проводить и в созданном им при Музее Институте прогрессивного воспитания, посвященном образованию взрослых людей, а также в Латиноамериканском институте, цель которого – способствовать культурному взаимопониманию между государствами Южной и Северной Америки. Но мечту воспитания красотой самых широких масс Рерих воплотил в своем учреждении «Corona Mundi».

 

Corona Mundi

«Corona Mundi» – Международный художественный центр при Музее Рериха основан в 1922 году. Венцом Мира является «всеобъединяющее Искусство, возносящее творчество, прекрасный подвиг духа». Такое великое и святое поручение Николай Рерих возложил на искусство. На щите художественного центра в качестве девиза помещены открывающие горизонты слова Рериха:

«Предстали перед человечеством события космического величия. Человечество уже поняло, что происходящее неслучайно. Время создания культуры духа приблизилось. Перед нашими глазами произошла переоценка ценностей. Среди груд обесцененных денег человечество нашло сокровище мирового значения. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. Даже “земные” люди поняли действенное значение красоты. И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак красоты откроет все “священные врата”. Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. И теперь произнесем эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И, чуя путь истины, мы с улыбкою встречаем грядущее».

Цель «Corona Mundi» – воплотить в жизнь пророческий призыв Рериха: искусство для всех! Неотложное требование времени – распространить наиболее широко новое, идеальное понимание прекрасного: красота не роскошь, но величайшая необходимость нашей практической жизни. Это значит – заставить затрепетать сердца любовью к творческой красоте. Объединить отдельные личности и нации в создании художественных ценностей, способствовать обмену культурными сокровищами и совместному труду на поприще красоты в самом широком смысле этого слова. Народы должны познать великие мировые ценности искусства. Всем надо идти путем творческого украшения жизни. И здесь в качестве инициаторов надо приглашать к сотрудничеству не только художников и коллекционеров, но и всех культурных деятелей и интеллигенцию, даже детей – всех тех, кто станет созидателями будущей культуры. Конечная цель «Corona Mundi» – приложить все силы, чтобы искусство стало поистине языком взаимопонимания и содружества народов.

Свою широкую общечеловеческую программу «Corona Mundi» стремится выполнить, устраивая местные и передвижные выставки, сотрудничая с различными культурными организациями. В дальнейших планах – проводить лекции, концерты, издавать книги, помогать музеям и частным лицам составлять коллекции, репродуцировать и реставрировать картины, приобретать или обменивать ценности искусства, организовывать художественные и археологические экспедиции.

За 12 лет в залах Музея Рериха устраивались многочисленные разнообразные художественные выставки. Все их характеризует единый настрой – они охватывают искусство отдельных эпох, наций и личностей. В этом истинном пантеоне красоты всех народов уже прошли выставки современного американского искусства, древнеитальянского и фламандского, бразильского, австралийского, индейского, индийского, японского, еврейского, немецкого, французского, а также многочисленные выставки отдельных художников; кроме того, выставлялись коллекции русских икон, тибетских священных знамен и др. Так, своими художественными связями Музей Рериха соприкасается с искусством народов, еще не добившихся известности в международном общественном сознании. Об этих выставках Рерих говорит, что они призваны «привлекать лучшие творческие силы и в благодатном многообразии утверждать взаимопонимание и дружественность наций. Памятуем, что путь красоты есть путь взаимного восхищения и понимания».

Весьма значительным начинанием являются передвижные выставки, ибо они несут искусство в самые отдаленные уголки Америки, в самое сердце народа, и не только так называемому образованному классу. «Corona Mundi» в полной мере осознает значение полезного и воспитательного влияния прекрасного, поэтому планы работы с посетителями столь разнообразны и широки. Передвижные выставки приняли у себя не только более ста американских школ, интернатов, университетов, библиотек, музеев и художественных галерей, обществ и клубов, но и учреждения, где выставки никогда не устраивались, но где благословение искусства наиболее нужно: больницы, детские приюты и даже – тюрьмы (в том числе известная «Синг-Синг»!). Далее, виднейшим музеям Южной Америки на время предоставлены для экспозиции 39 картин Рериха. Нужно заметить, что всем этим широким циклом своих выставок, как и своей первой выставкой картин в 1904 году в Сент-Луисе, Рерих выявил и свою веру в Америку, как в страну новых возможностей и ценностей. В новую Америку, которая первая помогла столь величественно воплотить великую симфонию его помыслов.

 

Издательство Музея Рериха

Выдающимся начинанием является и издательство Музея Рериха (Roerich Museum Press), которое своим девизом поставило слова: «Основы Новой Эпохи зиждутся на Красоте и Знании». В планах этого учреждения публикация творений великих, светлых представителей человечества. От ценностей прошлого оно устремлено к возвышенному будущему. В его ведении издание всей литературы, связанной с Музеем: ежегодников, обзоров, журналов, здесь печатают и многочисленные репродукции картин Рериха. Под названием «Книги Новой Эпохи» (New Era Library) оно опубликовало целый цикл важных изданий по вопросам культуры, в том числе восемь томов трудов Рериха на английском языке. Издательство «Новой Эпохи» начало серии, названия которых звучат подобно эпосам Нового Мира: «Свет Америки», «Свет Азии», «Heroica», «Урусвати», «Музей Рериха», «Слова Вечности», «Песни и саги». В известной степени издательство Музея Рериха является образцом прессы будущего, ибо дает возможность охватить взглядом все благороднейшие, наиболее творческие культурные явления, все то, что стремится объединить всех людей в красоте и знании.

«Не будем еще раз повторять, – говорит Николай Рерих, – что истинная валюта есть валюта духовных ценностей. Источниками этих ценностей несомненно остаются книги, на разных языках приносящие единый язык духа… Даже среди стесненного нашего обихода нужно найти место достойное истинным сокровищам каждого дома. Нужно найти и лучшую улыбку тем, кто собирает лучшие книги, утончая качеством их сознание свое. Неотложно нужно ободрить истинное сотрудничество вокруг книги и опять внести ее в красный – прекрасный угол жилища нашего…

Книга, как в древности говорили, – река мудрости, напояющая мир! Книга, выхода которой еще недавно с трепетом ожидали и берегли наилучшее ее издание… О достоинстве книги именно сейчас пробил час подумать…

Любите книгу!»

 

Общежитие

Объединяя в себе все отрасли прекрасного, являясь истинным центром культуры, обиталищем искусства и воспитания, 29-этажный «Дом Мастера» Музея Рериха – Master Building, кроме чисто культурных учреждений, включает в себя и так называемые апартаменты – квартиры, напоминающие общежитие и предназначенные как для учеников Института объединенных искусств, так и для членов Общества Рериха. Небольшие квартиры устроены весьма удобно и красиво, с учетом последних требований гигиены и зодчества. Из каждого окна открывается великолепный вид поверх парков и улиц Нью-Йорка. На нижнем этаже находится просторная столовая, где воспитанники и члены Общества за небольшую плату могут питаться. Таким образом, учащиеся и в своих квартирах чувствуют себя как в уединенной, наполненной гармонией студии, что, конечно же, прекрасно влияет на их учебу и творчество. С другой стороны, среди членов Общества (в количестве около 450) есть много художников, писателей, учителей: здесь нет случайных арендаторов, здесь люди, объединенные художественным вдохновением и стремлением воплотить прекрасное в жизнь. Таким образом, члены Общества испытывают влияние общего творческого воодушевления, а также воспитательное воздействие атмосферы многочисленных учреждений Музея. Стало быть, здесь можно говорить о «воспитании взрослых», что, несомненно, в будущем займет весьма важное место в образовательной программе каждого государства.

В здании Музея расположены большая библиотека и Зал наций (Hall of Nations) на 500 человек, где проходят лекции, концерты, киносеансы, открытые вечера воспитанников Института и культурные вечера других организаций. Так Зал наций с разнообразной программой, проводимой Обществом Рериха, стал инициативным и объединяющим центром духовной интеллигенции.

Мы поймем, откуда явился этот громадный прогресс в двенадцатилетней деятельности Музея Рериха, если помыслим, что в основу этого монументального строения Рерих положил весь опыт своей многогранной жизни, всю пламенную творческую волю и неустанное горение сердца, всю свою жажду единения и истинной культуры. Также и Музей Рериха во всей своей деятельности, вдохновленный идеалами Мастера, устремлялся к осуществлению великого Единения – этого великого созидателя, возродителя и одухотворителя человечества. Единение в искусстве выявляет Институт Объединенных Искусств. Единение в братстве мечты о прекрасном – «Corona Mundi». Единение во всех общечеловеческих отношениях – Общество Рериха. И, наконец, единение в знании – «Урусвати». Прежде чем перейти к рассмотрению одного из величайших достижений Музея, проследим историю его возникновения.

 

По дорогам Азии

Выдающимся событием в истории Музея была научная экспедиция Рериха по Срединной Азии, начавшаяся в марте 1925 года. Экспедиция, со всеми приготовлениями на склонах Гималаев, длилась пять лет, в дороге она столкнулась с множеством громадных трудностей и препятствий, но, единственно благодаря гениальной прозорливости и несгибаемой воле Рериха, не только была доведена до конца, но увенчалась успехом, который вряд ли имела какая-либо иная экспедиция до нее. Выйдя из Сиккима в Гималаях, через Кашмир и Малый Тибет, через перевалы Каракорума экспедиция достигла Китайского Туркестана, а затем дошла до сибирских гор Алтая, до Омска и Верхнеудинска, оттуда через Монголию – в Ургу, затем через пустыню Гоби, обширное плоскогорье и горы Тибета дошла до Гималаев и вернулась в Сикким. На своем пути экспедиция преодолела 35 тяжелых горных перевалов высотой от 14 до 21 тысячи футов. Какие чрезвычайные сложности были сопряжены с этими перевалами, можем судить по тому, что, без учета одних только трудностей по подъему, уже сам воздух на такой высоте утруждает дыхание, вызывает головокружение, кровотечения, нередко путешественникам угрожают снежные бури; с другой стороны, сверкающий на солнце снег вызывает невыносимый жар и так называемую снежную слепоту. Кроме снежных бурь, в которых часто гибнут люди, при сковывающей стуже и на обледенелых непроходимых кряжах экспедиция пережила и многие другие бедствия. Далее были и иные опасности – вымершие дороги Гоби, по которым редко кто осмеливается ходить. Несколько раз экспедиции угрожали нападения банд грабителей: даже местные администрации часто бессильны в борьбе с властителями пустыни – голоками и торгоутами. Трагическую ситуацию экспедиция пережила на одном тибетском нагорье, где местный генерал продержал ее полгода на высоте 15 000 футов в суровейших зимних условиях (-50° С), в занесенных снегом палатках, при нехватке продовольствия. Здесь от холода и болезней погибло несколько работников каравана, местных жителей, и большинство верблюдов. Можно сказать, что и остальные участники находились на краю гибели. Надо учесть, что все чрезвычайные трудности экспедиции перенесли и три женщины, среди них сильная духом, самоотверженная Елена Ивановна Рерих. Им приходилось ютиться в легких летних палатках на опасных высотах. Но, как всегда, и здесь в последний момент пришло спасение.

В этой экспедиции Николай Рерих проявил не только большие организаторские способности, великую энергию и оптимизм, но и тонкий талант психолога по отношению к местному населению и отдельным людям. Рерих в своем путешествии проник в самые неисследованные места Срединной Азии, прикоснулся к душе народов и к их жизни так, как до сих пор не удалось ни одному европейцу, уловил биение сердца Азии, приблизился к самому священному, светлому, одухотворенному в этом сердце. В жителе Азии он увидел человека, встал рядом с ним как с братом, пытаясь понять его Бога, делясь с ним хлебом насущным, прислушиваясь к его легендам, мечтам и стремлению к лучшему будущему мира. Чутким касанием души и словом, наиболее священным для их сознания, он проник в тайные глубины сердца азиата. Именно поэтому Рериха в Азии так уважают, поэтому он так популярен в Индии и Монголии, в Тибете, даже в Китае и Японии. Ибо Азия понимает и знает, чтó есть духовная личность.

В своих книгах «Сердце Азии» и «Алтай – Гималаи» Рерих показывает великую человечность и дружественность азиатов по отношению к тем, кто приближается к ним как к равным, ибо в области морали мы еще многому можем у них поучиться. Однако он не скрывает и видимых недостатков и некоторого оцепенения; особенно в жизни тибетцев он наблюдал множество противоречий. С одной стороны – великие осознания, даже духовность, с другой – колоссальные предрассудки и тьма невежества, полное искажение религиозных форм буддизма.

Экспедиция в самой полной мере выполнила все намеченные задачи: ознакомиться с сердцем Азии, создать научную и художественную эпопею о духовной и материальной культуре Востока. Были изучены места, представляющие интерес для археологии, где в будущем можно было бы проводить более широкие изыскания, обнаружены доселе неизвестные памятники искусства кочевых племен, особо ценные исторические находки – мегалиты; проведены многие археологические, этнографические и лингвистические исследования среди малоизвестных народностей и местностей, собран богатый научный материал. Далее – знакомство с древним искусством Азии и с ремеслами, о гармонических изделиях которых Рерих с восторгом рассказывает в своей книге, а также соприкасание с высшей духовной культурой Азии, с духовными знаниями, народными верованиями и легендами. Из путешествия экспедиция привезла много ценных древних рукописей, предметов, фотографий, в том числе упомянутые ранее 300 священных книг – громадную ценность для истории религий и востоковедения.

Во время путешествия Рерих написал около 500 картин, большей частью это пейзажи и картины на сюжеты из жизни местных жителей, с их обрядами, природой, с городами, крепостями и монастырями; в сотнях вариаций он изображал царственные вершины Гималаев, вечно изменяющихся в своей симфонии могущества, в сказочной красоте и вечной молодости, звенящих красками в величественной тишине. Воспринял он и религиозный лик Азии, живые источники духовной жизни и – застывшие формы. Эти коллекции, как мы уже писали, Рерих передал Нью-Йоркскому Музею.

Кроме книг и очерков самого Николая Рериха, ценнейшее научное исследование об этом путешествии написал его сын Юрий – монументальный труд «По тропам Срединной Азии». Президент Международного института антропологии Л. Марен в своем предисловии к этой книге причисляет Ю. Рериха к числу выдающихся востоковедов современности. Юрий Рерих – крупный знаток тибетского, монгольского, китайского, персидского и других азиатских языков; с последними он познакомился еще в Париже, посещая Школу восточных языков. Читателя поистине изумляют энциклопедические знания и эрудиция автора, обнаруженные им при обработке столь огромного материала. Многие главы являются по сути самостоятельными исследованиями, например, об открытии экспедицией некоторых неизвестных ранее народностей в горах Тибета или об изучении древних памятников – мегалитов, о наличии которых в Тибете никому до сих пор не было известно; затем – об искусстве кочевников, «зверином стиле», родственном стилю древних скифов и готов, и т. д. Будучи помощником руководителя экспедиции и переводчиком, Юрий Николаевич лучше всего мог вникать в нравы и психологию местных жителей, он беседовал как с тибетскими ламами и мудрецами, так и с китайскими генералами и вождями кочевников, перед ним открывались буддийские монастыри и пагоды. Поэтому в его книге так много точных дат и наблюдений, которые раскрывают перед нами все духовное и общественное обличье Срединной Азии во всем ее калейдоскопическом многообразии.

Вернувшись в Индию, Николай Рерих учредил в долине Кулу, на склонах Гималаев, научный институт «Урусвати», который, по сути, продолжает начатые экспедицией изыскания эмпирических форм духовной культуры народов Азии.

Что же постиг Рерих в сердце Азии? Как он смог достичь того, что труднее всего: проникнуть в глубины мистерии сердца Востока? Это мы ощущаем, читая его возвышенный труд о Шамбале. В этой книге Рерих собрал чудесные легенды народов Азии, верования и пророчества о высшей ступени полноты знания, которые, по их убеждению, уже исполнились на Земле в лице Братства, направляющего судьбы человечества, и которые с наступлением новой эпохи познает и все человечество. Рерих показывает, как в душе Востока отзвучит сокровеннейшее для нее слово, в котором сокрыта вера в возрождение духа человечества. Приведем несколько строк:

«Если будет произнесено здесь (в Европе – Р. Р.) самое священное слово Азии – “Шамбала”, вы останетесь безучастны. Если то же слово будет сказано по-санскритски – “Калапа”, вы также будете молчаливы. Если даже произнести здесь имя великого Владыки Шамбалы – Ригден-Джапо, даже это громоносное имя Азии не тронет вас.

Но это не ваша вина. Все сведения о Шамбале так рассеяны в литературе. На Западе нет ни одной книги, посвященной этому краеугольному понятию Азии.

Если же вы хотите быть поняты в Азии, как желанный гость, вы должны встретить хозяев ваших самыми священными словами. Вы должны доказать, что эти понятия для вас не пустой звук, что вы цените их и можете ввести их в понятие эволюции…

Древнейшие Веды и последующие Пураны и прочая самая разнообразная литература выдвигают необычайное значение для Азии таинственного слова – Шамбала.

И в крупных азиатских центрах, где священные понятия произносятся уже со стыдливой оглядкой, и в безбрежных пустынях Монгольской Гоби слово о Великой Шамбале, или таинственной Калапа индусов, звучит, как символ Великого Будущего. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучал Восток и знает пульс современной Азии…

В Азии, если я начну говорить: “Во имя красоты и знания”, – я буду спрошен:

“Какая красота и какое знание?”

Но когда я отвечу: “Во имя знания Шамбалы, во имя красоты Шамбалы”, – тогда я буду выслушан с особым вниманием».

И в других своих книгах Рерих дает нам возможность услышать живое, тихое и все же могущественное биение сердца Азии. Великолепные поэтические зарисовки природы переплетаются с тонкими психологическими ощущениями.

О чем бы Рерих ни рассказывал: то ли о духовно насыщенной атмосфере Гималаев и огненно раскаленных сверкающих вершинах, о явлении, возникающем, согласно верованию богобоязненного местного населения, из-за великого напряженного, неустанного труда самого Великого Владыки на благо человечества; или о Сиккиме, где народ наделяет понятием героизма все выдающиеся проявления жизни и природы; или когда упоминает легенды о чудесном огненном цветке папоротника, которые встречаются у всех народов, но, по существу, родились в Гималаях: здесь есть вид цветов, светящихся в темноте; или когда Рерих рассказывает о караване, отдыхающем у отдаленного горного перевала и коротающем время в духовных беседах у костра; или о целебном и вдохновляющем воздухе тибетских высот, манящем и зовущем к себе всех духовных искателей; или о легендарных гигантах духа – Риши, к памятным местам которых на склонах Гималаев собираются толпы паломников; или о мертвящих, поражающих ужасным одиночеством песках пустыни, и только редкие оазисы и чуждые цивилизации племена еще свидетельствуют, что дыхание их все еще окончательно не остановилось; или о ясности чистой души простого монгола, – во всем и всюду мы ощущаем великий, одухотворенный, чуткий к красоте подход Рериха.

 

Урусвати

Институт гималайских исследований «Урусвати» – научное учреждение Музея Рериха – находится на северо-западе Индии, в провинции Пенджаб, на склонах Гималаев, у горной реки Беас в чудесной долине Кулу, 6 000 футов над уровнем моря. Своим климатом и отчасти растительным миром эта местность напоминает долины Южных Альп. Зима и лето длятся здесь столько же, сколько и там, также здесь растут и многие европейские растения и плодовые деревья, хотя фруктам присущ несколько своеобразный вкус. И все же тут какая-то совсем другая физическая и психическая атмосфера, невыразимая словами.

К северу от этой долины весьма близко возвышаются царственные, таинственные, овеянные легендами и сказаниями лабиринты гималайских вершин, на которые жители Азии взирают с удивительным благоговением. Их сердца в невыразимом стремлении тянутся к чистым, сверкающим снежным вершинам, которые кажутся им белыми Твердынями Света, сияющими башнями Шамбалы. На юге – зеленые взгорья заслоняют богатые ручьями и реками равнины и джунгли Индии. Долину «Урусвати» действительно можно рассматривать как преддверие Срединной Азии – перекресток путей, где встречаются высокие древние культуры, где воздух еще полон древней мудростью, где на каждом шагу в местах почитания богов и святилищах, среди руин старинных городов встречаются древнейшие памятники, запечатлевшие на камнях письмена предвечных духовных озарений. Как много величественных легенд овевают долину Кулу, сколько сказаний, полузабытых былей. За тысячелетия долина Кулу видела многих могущественных деятелей великого духа, начиная с Ману, Будды, Арджуны и всех героев Пандавов, Виасы – создателя «Махабхараты», Гэсэр-хана. Рерих в своей книге «Сердце Азии» рассказывает, что лишь в одной долине Кулу, согласно верованию народа, существует 300 местных почитаемых святых, или Риши. Древняя легенда говорит и о том, что через эту долину проходил Христос, направляясь в мир учить великой Благой Вести, Слову Радости. Кроме религиозных, археологических и этнографических ценностей, в долине Кулу открывается и громадное поле деятельности для исследований в области природоведения, физики, медицины, поскольку аналитический, научный взгляд еще до сих пор не проникал в эти места.

«Урусвати» – Утренний луч – означает зарю света науки. «Урусвати», как всеобъемлющий научный институт, созданный для улучшения жизни всего человечества, стремится исследовать и синтезировать все многообразные факторы сущего, применяя новейшие научные методы и открытия. Институт создан с целью дать прочное основание науке будущего. Институт «Урусвати» Николай Константинович и Елена Ивановна учредили в 1928 году, вложив в его здания и оборудование свои средства, при поддержке Нью-Йоркского Музея и частных жертвователей.

Институт образовался именно в результате научной Центральноазиатской экспедиции Рериха. Николай Константинович понимал, насколько мало исследованы центр Азии и Индия и что немногие краткие экспедиции не способны проводить исследовательскую работу в нужной мере, ибо для этого необходим систематический и продолжительный труд. «Урусвати» представляет собой как бы постоянную экспедицию, находящуюся в непрерывном контакте с исследуемыми объектами и местностями. Научный труд в институте разделяется на несколько секций, и каждой отраслью заведуют опытные специалисты – ученые различных наций.

Секция природоведения и биологии уже провела многочисленные экспедиции, как по самой долине Кулу, так и в Лахуле, Бешаре, Кангру, Лахоре, Ладаке, Занскаре и т. д., в которых собран весьма богатый ботанический, орнитологический и зоологический материал. Долина Кулу, которую в народе называют Серебряной долиной, является истинным «местожительством богов, танца и цветов», ибо весной, когда стают снега на склонах Гималаев, вся она сверкает и сияет в лучах солнца мириадами цветущих садов. Растительность здесь, из-за вулканической почвы, изумительно богата, встречаются бесчисленные разнообразные породы и виды растений и деревьев, так, например, в одной только окрестности «Урусвати» насчитано около шестидесяти пород яблонь. Лечебные растения долины Кулу известны даже в Китае. Собранные материалы в Институте систематизируются в коллекции. О достигнутых результатах можем судить хотя бы по тому факту, что, кроме материалов, остающихся в самом Институте, многие обширные коллекции отосланы иностранным учреждениям: Мичиганскому университету в Америке послана коллекция из 3 000 образцов, Нью-Йоркскому Ботаническому саду – около 3 000 образцов растений и 35 пакетов с семенами, также – Национальному музею Вашингтона, в разные организации Парижа, Пекина, Гарварда и другие; все эти организации отмечали в своих отзывах большое научное значение полученных коллекций. Многие местные растения выращивает и сам Институт в своем ботаническом саду.

* * *

Значительной является деятельность Института и по археологии, этнологии и местному языковедению, осуществляемая под непосредственным руководством директора Института Юрия Рериха. В Институте устроена экспериментальная археологическая лаборатория, использующая новейшие научные достижения. Вначале были приведены в порядок материалы, собранные в Центральноазиатской экспедиции. Затем Юрий Рерих организовал экспедицию в Лахул, где был собран обширный этнографический материал, впоследствии отосланный в Нью-Йоркский Музей. «Урусвати» стал центром по изучению древней культуры Тибета, ранее недоступной для археологов. Юрий Рерих опубликовал также ряд научных трудов. Помимо уже упомянутого капитального исследования «По тропам Срединной Азии», совместно с ламой Мингюром, превосходным знатоком тибетской литературы, Юрий Николаевич перевел тибетские медицинские книги, составил грамматику лахульского диалекта тибетского языка, со многими образцами народных песен, завершил тибетский словарь, начал работу о занскарском диалекте. Кроме того, ежегодно выходит сборник «Урусвати», в котором вместе с Юрием Рерихом, участвуют многие выдающиеся ученые разных народов. Первый том был посвящен санскритологу Ланману, второй – физику А. Михельсону, третий – Свену Гедину, отмечая их выдающиеся достижения в науке. В археологических работах участвуют президент Американского археологического института Маггофин и директор Исследовательской школы Америки Хьювитт. Также среди почетных членов Института следует отметить такие известные имена, как Эйнштейн, Тагор, Марен, Михельсон и т. д. Многие университеты выразили желание сотрудничать лекциями и печатными трудами. Члены-корреспонденты Института живут на всех континентах. Среди них надо назвать и основателя нашего Латвийского общества Рериха Феликса Лукина, который в своих медицинских исследованиях использовал и материалы «Урусвати».

В последнее время в Институте успешно развивается отделение медицины. Наряду с исследованиями по биохимии и фармакологии, в Институте на первом плане стоит грандиозная задача по изучению новых действенных средств против эпидемий, угрожающих существованию человечества. Особое внимание уделяется местной тибетской и древнекитайской фармакологии и медицине, переводятся и подбираются книги и другие материалы, накапливаются сведения об употребляемых местным населением растениях и о результатах их применения, проводятся исследования местных лекарственных растений в лабораториях, выращивание их в садах Института. Огромное плодородие почвы позволяет разводить здесь всевозможные виды растений, от альпийской до тропической флоры. Институт сотрудничает с ламами-врачами, используя их древние лечебные открытия. Недавно открылась биохимическая лаборатория с отделом борьбы против рака. Область Гималаев благоприятна для указанных исследований, ибо здесь не встречается этот страшный бич человечества. Известно, что тибетская медицина уже с давних пор удачно применяет средства против рака и туберкулеза: все подобные средства в Институте исследуются самым тщательным образом.

Следует отметить, что в планах Института создание астрономической и метеорологической обсерватории, которая проводила бы изыскания в области астрохимии, физики, магнетизма и подобных проблем, ибо здесь как природа, так и атмосферные условия благоприятствуют этим задачам. Началось строительство электростанции, предназначенной для нужд Института, для нее используется водопад высотою в 50 футов. Наконец, в широких масштабах разворачивается создание музея научных коллекций (ботанических, минералогических, энтомологических, палеонтологических и других), собран большой этнографический и фольклорный материал, устроена экспозиция фотографий и картин, библиотека, содержащая многие редкие книги и рукописные памятники культуры Востока. Институт, решая свои задачи, обменивается информацией с сотнями университетов и другими учреждениями. «Урусвати» является также духовным центром и местопребыванием Николая Константиновича и его супруги Елены Ивановны, оттуда они руководят жизнью всех своих обществ и учреждений, вдохновляя их своими статьями, письмами и картинами, напитывая духовным сознанием, стремясь таким образом приблизить Великое Будущее человечества.

За пять лет существования Института свершен громадный труд. И все же – это только начало. По мере появления новых возможностей и средств расширится и поле его деятельности, охватывая всё шире и глубже все эволюционные факторы культуры и жизни.

Николай Рерих и другие участники его начинаний с великой ответственностью перед человечеством вкладывают в задуманные дела все силы своего существа; они полны убеждения, что там, где человек всецело посвящает себя общему благу, с неотступностью и энтузиазмом, все препятствия обращаются в благие возможности. Они верят в Космическую Справедливость, которая гласит, что каждому культурному начинанию, способствующему эволюции человечества, всегда вовремя будет явлена сужденная помощь, не позволяющая иссякнуть необходимому для культуры делу.

 

Печать

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter