10. Мальчику
NB. Для нас, учителей, цикл «Мальчику» представляет особый интерес, так как в нем в лаконичной поэтической форме, зачастую иносказательной, изложены основные постулаты воспитания человека, созидания мира его души.
Языком притчи беседует отец с сыновьями о ценностях вечных и преходящих. Глубинный смысл, заложенный в этих коротких притчах, невольно подвигает и нас, взрослых, к размышлениям. Будто что-то встрепенулось вдруг в глубине души и тихим эхом отозвалось в сердце.
Так уж повелось на Земле, что отец стремится передать свой опыт детям («Жезл»), И из поколения в поколение тянется связующая нить, соединяющая прошлое с настоящим и устремленная в будущее. Только нередко мы нить теряем, а с нею и те ценности духа, которые постигали наши предки. Как важно эту нить восстановить! – Нить связующую, нить укрепляющую.
ВЕЧНОСТЬ
Мальчик, ты говоришь,
что к вечеру в путь соберешься.
Мальчик мой милый, не медли.
Утром выйдем с тобою.
В лес душистый мы вступили
среди молчаливых деревьев.
В студеном блеске росы,
под облаком светлым и чудным,
пойдем мы в дорогу с тобою.
Если ты медлишь идти, значит,
еще ты не знаешь, что есть
начало и радость, первоначало и
вечность.
1916
NB. Как рано надо указать ребенку на дорогу, которая приведет его к духу, к тому сокровенному, что скрыто в нем самом? Рано, ибо медлить нельзя. Отец поведет его по этой Дороге, чтобы вместе познать радость ликования рожденного Света.
СВЕТ
Мальчик, с сердечной печалью
ты сказал мне, что стал день короче,
что становится снова темнее.
Это затем, чтобы новая радость возникла:
ликованье рождению света.
Приходящую радость я знаю.
Будем ждать мы ее терпеливо.
Но теперь, как день станет короче,
всегда непонятно тоскливо проводим мы
свет.
1916
ЖЕЗЛ
Все, что услышал от деда,
я тебе повторяю, мой мальчик.
От деда и дед мой услышал.
Каждый дед говорит.
Каждый слушает внук.
Внуку, милый мой мальчик.
расскажешь все, что узнаешь!
Говорят, что седьмой внук исполнит.
Не огорчайся чрезмерно,
если не сделаешь все, как сказал я.
Помни, что мы еще люди.
Но тебя укрепить я могу.
Отломи от орешника ветку,
перед собой неси.
Под землю увидеть тебе
поможет данный мной
жезл.
1915
ПОСЛАН
Не подходи сюда, мальчик.
Тут за углом играют большие,
кричат и бросают разные вещи.
Убить тебя могут легко.
Людей и зверей за игрою не трогай.
Свирепы игры больших,
на игру твою не похожи.
Это не то, что пастух деревянный
и кроткие овцы с наклеенной шерстью.
Подожди – игроки утомятся, –
Кончатся игры людей.
и пройдешь туда, куда
послан.
1916
NB. Много опасностей ждет путника на пути, прежде чем он придет к цели и звучит предостережение: «Людей и зверей не трогай...»
УКРАШАЙ
Мальчик, вещей берегися.
Часто предмет, которым владеем,
полон козней и злоумышлении,
опаснее всех мятежей.
При себе носим годы злодея,
не зная, что это наш враг.
На совете имущества
маленький нож всегда вам враждебен.
Бывает враждебен и посох.
Часто встают мятежом светильники,
скамьи, затворы.
Книги уходят безвестно.
К мятежу пристают иногда самые мирные вещи.
Спастись от них невозможно.
Под страхом мести смертельной живете
вы долгие годы и в часы раздумья и скуки
врага ласкаете вы.
Если кто уцелел от людей,
то против вещей он бессилен.
Различно цветно светятся все твои вещи.
Благими вещами жизнь свою
украшай.
1915
NB. Но опасность может исходить не только от людей, но и от вещей, которые окружают человека, потому что каждая вещь несет в себе психические наслоения, энергию мысли того, кто создавал ее, кто прикасался к ней. Не случайно нам иногда не хочется надевать какую-то одежду или в доме постоянно мешает какая-то вещь. Мы это подсознательно чувствуем, но интуиции своей не доверяем. Украшая себя, свое жилище, приучая к этому детей, надо помнить об этом. Добро и зло творят наши мысли.
В ЗЕМЛЮ
Мальчик, останься спокойным.
Священнослужитель сказал над
усопшим немую молитву,
так обратился к нему:
«Ты древний, непогубимый,
ты постоянный, извечный,
ты устремившийся ввысь,
радостный и обновленный.
Близкие стали просить:
«Вслух помолися,
мы хотим слышать,
молитва нам даст утешенье». –
«Не мешайте, я кончу,
тогда я громко скажу,
обращуся к телу,
ушедшему в землю.
1915
NB. Это священнослужитель обращается к бессмертному духу. Но произносит слова про себя, потому что о духе задумываются немногие, и молитва будет не понята. Вот о теле физическом – все заботы человека – об этом и можно сказать вслух.
НЕ МОЖЕМ
Ты полагаешь, что кончил?
На три вопроса ответь:
Как могу я узнать,
сколько лет ворон прожил?
До самой дальней звезды
велико ль от нас расстоянье?
Что я желаю теперь? Приятель,
опять мы не знаем?
Опять нам все неизвестно.
Опять должны мы начать.
Кончить ничто мы
не можем.
1916
NB. На три вопроса ждет отец ответа от сыновей. Зададимся этими вопросами и мы. Поразмышляем вместе.
– Сколько лет ворон прожил?
– А есть ли у жизни конец? Жизнь духа – бессмертна.
– Велико ли расстояние до самой дальней звезды?
– Есть ли расстояние для мысли? И что такое расстояние? Что такое далеко или близко?
– Что я желаю теперь?
И теперь, и всегда – знания. Познать себя и приблизиться к познанию Бога. И это бесконечный процесс, уходящий в Беспредельность. Истинное знание, освещенное Любовью, дает Свободу.
Задайте эти вопросы детям, и вы получите удивительные ответы.
HE УБИТЬ?
Мальчик жука умертвил.
Узнать его он хотел.
Мальчик птичку убил,
чтобы ее рассмотреть.
Мальчик зверя убил,
только для знанья.
Мальчик спросил:
может ли он для добра и для знанья
убить человека?
Если ты умертвил жука,
птицу и зверя, почему тебе и людей
не убить?
1916
NB. Вот как закладываются азы нравственности. Чаще бы беседовать на такие темы с детьми.
НЕ СЧИТАЙ
Мальчик, значения ссоре не придавай.
Помни, большие – странные люди.
Сказав друг о друге самое злое,
завтра готовы врагов друзьями назвать.
А спасителю-другу послать обидное слово.
Уговори себя думать, что злоба людей неглубока.
Думай добрее о них, но врагов и друзей
не считай!
1916
NB. Как удивительно тонко подобраны слова, в них такая сила мудрости: «Уговори себя думать... Думай добрее...»
Предложите детям поразмыслить над ними.
Повторили дети ошибки наши, принимая иллюзии за действительность, научим их видеть «великое небо».
НЕ ЗАКРОЙ
Над водоемом склонившись,
мальчик с восторгом сказал:
«Какое красивое небо!
Как отразилось оно!
Оно самоцветно, бездонно!»
«Мальчик мой милый,
ты очарован одним отраженьем.
Тебе довольно того, что внизу.
Мальчик, вниз не смотри!
Обрати глаза твои вверх.
Сумей увидать великое небо.
Своими руками глаза себе
не закрой».
1916
ПОД ЗЕМЛЕЮ
Черепа мы снова нашли.
Но не было знаков на них.
Один топором был рассечен.
Другой пронзен был стрелою.
Но не для нас эти знаки.
Тесно лежали, без имени все,
схожие между собою.
Под ними лежали монеты.
И лики их были стерты.
Милый друг, ты повел меня ложно.
Знаки священные мы не найдем
под землею.
1907
ТОГДА
Ошибаешься, мальчик!
Зла – нет. Зло сотворить Великий не мог.
Есть лишь несовершенство.
Но оно так же опасно, как то,
что ты злом называешь.
Князя тьмы и демонов нет.
Но каждым поступком лжи,
гнева и глупости создаем бесчисленных тварей,
безобразных и страшных по виду,
кровожадных и гнусных.
Они стремятся за нами,
наши творенья!
Размеры и вид их созданы нами.
Берегися рой их умножить.
Твои порожденья тобою питаться начнут.
Осторожно к толпе прикасайся.
Жить трудно, мой мальчик, помни приказ:
жить, не бояться и верить.
Остаться свободным и сильным.
А после удастся и полюбить.
Темные твари все это очень не любят.
Сохнут и гибнут
тогда.
1916
NB. В этом тексте вся глубокая правда жизни, вся ее философия. Да, «зло сотворить Великий не мог». Откуда же оно? Источник зла в нас, в нашем несовершенстве. Сколько раз мы читали, слышали о творящей роли мысли и тут же забывали. Наши мысли творят нас, нашу жизнь, жизнь планеты.
Проблема развития положительной направленности мышления еще не стала предметом самого серьезного внимания в школе. Воспитать с детства ответственность за то, что несешь своими мыслями себе и миру – не это ли первостепенная задача семьи и школы. Но сначала взрослым важно самим осознать значение мысли, чтобы помочь и себе, и детям принять на себя ответственность за мышление.
Возвышенное, позитивное мышление – вот что способно преобразить каждого из нас и мир, в котором мы живем и который хотим видеть прекрасным.
ПОМОЖЕТ
Мальчик, опять ты ошибся.
Ты сказал, что лишь чувствам своим ты поверишь.
Для начала похвально,
но как быть нам с чувствами теми,
что тебе незнакомы сегодня,
но которые ведомы мне?
И в чувствах первейших,
которыми ты овладел,
как ты полагаешь. – поверь,
ты еще не совершенен.
Слух разве подвластен тебе?
Твое зренье бедно.
Грубо твое осязанье.
О неведомых чувствах,
если мне не поверишь,
я укажу тебе каплю воды
без стекла рассмотреть.
О населяющих воздух мне
рассказать? Ты улыбнулся.
Ты замолчал. Ты не ответил.
Мальчик, водительство
духа чаще ты призывай,
оно тебе в жизни
поможет.
1916
NB. Здесь подчеркивается несовершенство нашего физического аппарата – органов чувств. Но чтобы развить более тонкое чувствование, надо обратиться к духовному миру, к «Водителю духа».
БОГ ДАСТ
Подойди ко мне, мальчик, не бойся.
Большие тебя научили бояться.
Только пугать люди могут.
Ты рос без страха.
Вихрь и мрак, вода и пространство,
ничто не страшило тебя.
Меч извлеченный тебя восхищал.
К огню ты протягивал руки.
Теперь ты напуган,
все стало враждебно,
но меня ты не бойся.
У меня есть друг тайный,
страхи твои отвратит он.
Когда ты уснешь,
я тихонько его позову к изголовью, –
того кто силой владеет.
Он тебе слово шепнет.
Смелым встанешь,
Бог даст.
1916
NB. Не страх, а бесстрашие важно воспитывать в детях. Страх подавляет, сковывает, закрепощает; бесстрашие дает мужество, окрыляет, дает уверенность, свободу и силу.
Давайте задумаемся, что же использует семья и школа как инструмент воспитания.
ПРИ ВСЕХ
Плакать хотел ты и не знал,
можно ли? Ты плакать боялся,
ибо много людей на тебя смотрело.
Можно ли плакать на людях?
Но источник слез
твоих был прекрасен.
Тебе хотелось плакать
над безвинно погибшим.
Тебе хотелось лить слезы
над молодыми борцами за благо.
Над всеми, кто отдал все свои радости
за чужую победу, за чужое горе.
Тебе хочется плакать о них.
Как быть, чтобы люди не увидали слезы твои?
Подойди ко мне близко.
Я укрою тебя моею одеждой.
а я буду улыбаться и все поймут,
И ты можешь плакать,
что ты шутил и смеялся. Может быть,
ты шептал мне слова веселья.
Смеяться ведь можно
при всех.
1919
О ВЕЧНОМ
Зачем хотел ты сказать
неприятное мне? Ответ мой готов.
Но прежде скажи мне.
Подумай крепко, скажи!
Ты никогда не изменишь желанье твое?
Ты останешься верен тому,
чем на меня замахнулся?
Про себя знаю я, ответ мой готов позабыть.
Смотри, пока мы говорили,
кругом уже все изменилось.
Ново все. То, что нам угрожало,
нас теперь призывает.
Звавшее нас ушло без возврата.
Мы сами стали другими.
Над нами и небо иное.
И ветер иной. Солнца лучи сияют иначе.
Брат, покинем все, что меняется быстро.
Иначе мы не успеем подумать о том,
что для всех неизменно. Подумать
о вечном.
1917
ПОВТОРЯЕШЬ
Замолчал? Не бойся сказать.
Думаешь, что рассказ твой я знаю,
что мне ты его уже не раз повторял?
Правда, я слышал его
от тебя самого не однажды.
Но ласковы были слова,
глаза твои мягко мерцали.
Повесть твою еще повтори.
Каждое утро в сад мы выходим.
Каждое утро ликуем мы солнцу.
И повторяет свои дуновения ветер весенний.
Солнца теплом ты обвей свою милую повесть.
Словом благоуханным,
точно ветер весенний,
в рассказе своем улыбнися.
И посмотри так же ясно,
как всегда, когда повесть свою
повторяешь.
1918
ДЕТСКИЕ ЗАМКИ
На мощной колонне храма
сидит малая птичка.
На улице дети из грязи строят
неприступные замки.
Сколько хлопот около этой забавы!
Дождь за ночь размыл
их твердыни и конь
прошел через их стены.
Но пусть пока дети строят
замок из грязи и на колонне
пусть сидит малая птичка.
Направляясь к храму,
я не подойду к колонне
и обойду стороною
детские замки.
1920
НЕ УБЬЮТ
Сделал так, как хотел,
хорошо или худо, не знаю.
Не беги от волны,
милый мальчик.
Побежишь – разобьет,
опрокинет.
Но к волне обернись, наклонися
и прими ее твердой душою.
Знаю, мальчик, что биться
час мой теперь наступает.
Мое оружие крепко.
Встань, мой мальчик, за мною.
О враге ползущем скажи…
Что впереди, то не страшно.
Как бы они ни пытались,
будь тверд, тебя они
не убьют.
1916
NB. Неустрашимость, твердость духа, способность повернуться лицом к опасности и принять ее – вот что необходимо в жизни. И этому учит отец сына.
ВИЖУ Я!
В землю копье мы воткнем.
Окончена первая битва.
Оружье мое было крепко.
Мой дух был бодр и покоен.
Но в битве я, мальчик, заметил,
что блеском цветов ты отвлекся.
Если мы встретим врага,
ты битвой, мальчик, зажгися,
в близость победы поверь.
Глазом стальным, непреклонным
зорко себя очерти, если битва нужна,
если в победу ты веришь.
Теперь насладимся цветами.
Послушаем горлинки вздохи.
Лицо в ручье охладим.
Кто притаился за камнем?
К бою! Врага
вижу я!
1916
ЗАХОЧЕШЬ
В знак победы,
милый мой мальчик,
платье цветное ты не надень.
Победа была, а бой будет.
Не смогут тебя победить.
Но выйдут биться с тобою.
Твою прошлую жизнь прозревая,
сколько блестящих побед
и много горестных знаков я вижу.
Но победа тебе суждена,
если победу
захочешь.
1917
ПОДВИГ!
Волнением весь расцвеченный,
мальчик принес весть благую.
О том, что пойдут все на гору.
О сдвиге народа велели сказать.
Добрая весть, но, мой милый
маленький вестник,
скорей слово одно замени.
Когда ты дальше пойдешь,
ты назовешь твою светлую
новость не сдвигом, но скажешь ты:
подвиг!
1916
NB. Но битва лишь тогда кончается победой, когда каждый воин устремлен к ней; когда ничто не отвлекает его от поставленной цели; когда во имя победы он совершает подвиг.
Ребенок идет по скалистой лестнице познания, через учение к совершенству.
К подвигу готовит отец сына, утверждая сужденную победу как торжество духа.
К подвигу восхождения готовит учитель ученика.