Т.С. Купава

РАДИ ЧЕЛОВЕКА

У Нас посылаются мысли об оздоровлении, но понятом правильно.

Особенно теперь нужно думать о здоровье. Люди знают, что

разрушение нервной системы дошло до крайности.

Люди понимают, что невозможно двигаться по пути гниения.

Но лишь немногие умеют помыслить о значении здоровья в полном смысле.

Надземное, 340

Перед современным человеком, вступившим в новое тысячелетие, постигающим основы нового Космического мировоззрения, стоит важнейшая эволюционная задача – по-новому осознать основы Бытия и свою ответственность за поддержание равновесия в мире. Пути решения этой задачи дает всеобъемлющее Учение Живой Этики. Это Учение содержит целостную картину мира, говорит о единстве Человека, Планеты, Вселенной и их взаимозависимости, подчеркивая, что явление жизни должно быть осознаваемо как высшая ценность.

Большое внимание Учение уделяет науке, считая, что она не должна ограничиваться исследованием только физической природы и что пришло время соединить науку с духовными традициями древности. «Нужно все донести, все собрать, заложить основы новой науки, построить Город Знания и водрузить Знамя Мира – Знамя Сил Света» [1]. Во имя понимания внешней и внутренней природы человека кто, как не врач, откликнется на эволюционный призыв «помыслить о значении здоровья в полном смысле» [2].

Трудно не согласиться с Н.Г. Чернышевским: «Прекрасное и красота немыслимы без представления о гармоническом развитии организма и здоровья человека» [3]. Все мировые религии и философские учения изобилуют многочисленными указаниями, направленными на создание гармоничной и здоровой во всех отношениях жизни. Если бы кто-нибудь задался целью собрать эти советы в одну книгу, то получилось бы необыкновенное, замечательное исследование.

Принято считать, что здоровьем человека занимается медицина, существующая со времен зарождения человечества. В разные исторические периоды вопрос ответственности медицины за человеческое здоровье решался поаразному. В Большой медицинской энциклопедии читаем: «Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека» [4]. Созвучную формулировку приводит в своей книге «Теории медицины ХХ века» академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Ю.П. Лисицын: «Медицина – это медицинская наука и практика лечения заболеваний» [5].

Для медицинской науки конца ХХ – начала XXI века характерны узконаправленные исследования. На сегодняшний момент в медицине существует около 130 специализаций, каждая из которых изучает отдельные болезни, в результате чего производятся тонны лекарственных препаратов. Но посмотрим на статистику, приведенную в книге профессора Ю.П.Лисицына [6]. Эти данные ужасающи.

За последний век в мире, и особенно в индустриально развитых странах, был отмечен рост числа хронических заболеваний, среди которых лидирующее место занимают болезни органов кровообращения (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония) и заболевания центральной нервной системы. Если в начале ХХ века эти заболевания в развитых странах составляли 3–5% от всей заболеваемости, то уже к 80ам годам прошлого столетия цифры возросли до 10–15% и поднялись выше, а смертность от болезней органов кровообращения достигла 45–55% от общей смертности. В СССР в 1980ах годах болезни органов кровообращения были отмечены у 23–27% населения, а смертность по причине этих заболеваний составила 40–42% от числа всех смертей.

В статистических данных большинства развитых стран о причинах смерти населения вторую строку занимают злокачественные новообразования, вызывающие 15–20% смертей от общего их количества. Во всем мире в последней четверти ХХ века от рака ежегодно погибали 5–7 миллионов человек. Сегодня эти цифры гораздо выше.

И третьей причиной смерти в индустриально развитых странах во второй половине ХХ века стали несчастные случаи (травмы, отравления, утопления, убийства, самоубийства).

И еще одно обстоятельство заставляет медиков бить тревогу. По данным Всемирной организации здравоохранения, четвертое место по степени ущерба, наносимого здоровью населения Земли, занимают гельминтозы. «Под влиянием жизнедеятельности гельминтов и выделения ими продуктов собственного обмена веществ у детей отмечаются признаки токсико-аллергического воздействия возбудителей гельминтозов, развиваются раздражительность, плаксивость, утомляемость, дети отстают в умственном и психическом развитии. Гельминты используют питательные вещества из организма человека (белки, витамины, микроэлементы). Такие гельминты, как власоглавы, анкилостоматиды, являются гематофагами, они поглощают кровь человека, что приводит к развитию анемии. Наконец, гельминты и их личинки способны мигрировать в жизненно важные органы и ткани (печень, желчевыводящие пути, легкие, головной мозг, органы зрения и др.), нарушать их нормальную функцию, а иногда и полностью выключать ее» [7].

Профессор Ю.П. Лисицын также отмечает, что «если бы мы попытались дать наиболее общее и краткое определение особенностей патологии ХХ века, то, сказав “хронизация”, то есть преобладание в структуре смертности и заболеваемости хронических неэпидемических расстройств, добавили бы: и “невротизация”. Не случайно не раз в литературе, публицистике ХХ столетие называли “нервным веком”. Постепенно нарастая, нейропсихические заболевания в развитых странах приобретают характер настоящих эпидемий. Это прежде всего относится к психозам, неврозам и наркотизму – алкоголизму и наркоманиям» [8].

Приведем красноречивые цифры на примере одной из ведущих мировых держав, Соединенных Штатов Америки. Еще в 1960ае годы статистика распространения психозов в США заставляла врачей бить тревогу – около 40% коек в больницах были заняты больными с расстройствами психики. Серьезность этой проблемы вынуждены были признать политические деятели и даже президент страны Джон Кеннеди. В послании к Конгрессу в феврале 1963 года он отмечал, что «психические заболевания и умственная отсталость являются для США “одной из основных медицинских, социальных и экономических проблем”. Эти заболевания, по его словам, делают инвалидами в десять раз больше людей, чем диабет… и в 600 раз больше, чем детский церебральный паралич. Джон Кеннеди указывал, что в стране от 5 до 6 миллионов умственно отсталых детей и взрослых (3% всего населения)» [9]. По прошествии четверти века 7ай обзор о состоянии здоровья в мире (1988), составленный по данным Президентской комиссии по психическому здоровью, сообщил, что в США уже не менее 15% населения нуждаются в медицинской помощи вследствие психических расстройств.

Такова печальная статистика нашего времени, и если бы мы захотели уделить ей большее внимание, то имеющегося в наличии материала хватило бы на полновесную книгу.

Однако, исследуя причины заболеваний, в первую очередь необходимо сказать о правильном питании. Ни для кого не секрет, что питание оказывает значительное влияние на здоровье человека. И на закономерный вопрос, есть ли в современной медицине наука о питании, основанная на естественных законах физиологии человека, можно ответить: да, есть – это диетология, или диететика. Но сегодня она больше занимается составлением рекомендаций, как кормить больного человека. Не случайно «наука о питании подвергается серьезной критике… это вообще застывшая наука. <…> В науке о питании сконцентрировано очень мало научных сил, а медицина часто смешивает науку о питании с диететикой» [10]. Стоит ли удивляться, что у многих людей при слове «диета» возникает ассоциация с каким-либо заболеванием.

Сегодня медицина уступила «науку о питании» пищевой промышленности, главной задачей которой является получение стандартизированного продукта, удобного в транспортировке и имеющего продолжительный срок хранения. Достижению этой цели служат химические соединения, сознательно добавляемые при переработке пищевых продуктов: затвердители, антизатвердители, красители, консерванты, абсорбенты, эмульгаторы, вкусовые вещества, заменители сахара, стабилизаторы и многие другие вещества, в соседстве с которыми естественные свойства продукта часто бывают утрачены.

Промышленные технологии позволяют тщательно очищать (рафинировать) продукт, который в результате теряет многие полезные свойства. Первой жертвой рафинирования стала мука. Пищевая промышленность видит в зерне, из которого получают муку различных сортов, только углеводы, белки и жиры. В отходы, куда попадают остальные составляющие, направляется самое ценное – витамины, макро- и микроэлементы, в том числе и кремний, который «в организме человека обнаруживают практически во всех тканях. <…> Считают, что присутствие кремния в стенках кровеносных сосудов препятствует проникновению липидов в плазму крови и отложению липидов на стенках сосудов» [11]. Нехватка в сосудах кремния восполняется кальцием, но при этом происходит их обызвествление – вот вам и атеросклероз, который, кстати, является самым распространенным заболеванием в мире. Однако же из неоднократно очищенной муки готовятся заманчивые булочки, белый хлеб, макаронные изделия, и для многих людей эти продукты с нарушенным природным балансом питательных веществ стали любимыми и наиболее употребляемыми.

К другим рафинированным продуктам относятся растительные масла и сахар. Канадские нутриционисты [12] Д. Юдкин и Р.Х. Хол считают, что «рафинированный сахар опасен для здоровья, вызывает пристрастия, столь же опасные, как наркомания, и способствует проторению путей алкоголизму и наркомании» [13]. Но пока современному человеку предлагается употреблять три основных продукта – муку, масло, сахар – в «сверхчистом» виде. И нам есть о чем задуматься: воистину, «Бог дал пищу, а черт – кулинара».

Одной из причин возникновения болезней знаменитый философ, алхимик и врач XVI века Парацельс считал шлаки, ядовитые вещества и внутренние закупорки. Именно неверно подобранные продукты питания являются сегодня основными поставщиками шлаков и вредоносных элементов в организм.

«Каждое живое существо требует определенного вида пищи, приспособленного к его вкусам и к особенностям его организма... <…> Животные отказываются есть или пить вредные для них вещи, они инстинктивно выбирают то, что им требуется; и только разумному человеку дано не повиноваться своим природным инстинктам – он ест и пьет то, что ему вредно, но что удовлетворяет его искусственно выработанному вкусу. Человек гораздо больше подвержен болезням, чем свободные животные, потому что последние живут в согласии с законами их природы, а человек постоянно действует против законов своей, особенно в отношении еды и питья. Пока его тело сильно, оно может изгонять или преодолевать вредное влияние, постоянно вызываемое злоупотреблениями, обжорством и нездоровыми вкусами; но подобные постоянные усилия по сопротивлению предполагают серьезную потерю жизненных сил, и придет время, когда все это приведет к болезни, поскольку организму требуется время для отдыха и восстановления сил, чтобы вывести накопленные ядовитые вещества. <…> Ревматизм, подагра, водянка и многие другие болезни часто вызываются таким накоплением нечистых или избыточных веществ, и природа не может восстановить здоровье человека, пока эти вещества не выведены, а жизненная сила органов не восстановлена» [14]. Удивительно, что еще с древнейших времен человечеству известна система Панчакарма [15], действующая согласно естественным законам физиологии человека и направленная на выведение шлаков и вредоносных веществ из организма. Очищение организма – как никогда актуально для современного человека. Это путь к сохранению здоровья, к излечению от многих уже имеющихся заболеваний.

Е.П. Блаватская справедливо пишет о том, что «академики и поверившие обратятся за знаниями к философам древности» [16] для того, чтобы увидеть перспективы развития науки. Один из древнейших трактатов по медицине, датированный 1552 г. до н.э., написан на цельном, наилучшим образом изготовленном листе желто-коричневого папируса. Разделенный на 110 страниц, он представляет собой свиток размером три десятых метра в ширину и более 20 метров в длину. Есть доказательства того, что этот свиток является одним из медицинских трактатов Гермеса Трисмегиста. К сожалению, по словам исследователей, ключ к пониманию его трудов утерян, да и только лишь чтения недостаточно. Однако осколки истины разными путями доходят до нас. Например, Древний Египет. «Что касается их (египтян. – Т.К.) познаний по медицине, то теперь, когда найдена одна из утерянных книг Гермеса и переведена Эберсом, египтяне говорят сами за себя. Что они знали о кровообращении, видно по некоторым целительным манипуляциям жрецов, которые знали, как оттягивать кровь книзу, остановить на краткое время циркуляцию крови и т.д. Более тщательное изучение их барельефов, где изображены сцены, происходившие во врачебных залах разных храмов, – легко это докажут» [17]. Такие свидетельства приводят нас к мысли о том, что египтяне проникли в физиологические и психологические тайны человека и еще задолго до Вильяма Гарвея, считающегося основателем современной физиологии и учения о кровообращении, знали закономерности работы кровеносной системы человека.

За последние два века медицина хорошо изучила анатомию, физиологию, хирургию. Но «нынешние хирурги скромно и публично признались в полной своей неспособности хоть сколько-нибудь приблизиться к изумительному искусству перевязок и пеленаний древнего Египта. Многие сотни ярдов лигатуры [18], окутывающие мумию от ушей до каждого пальца на ногах по отдельности, были исследованы ведущими хирургами Парижа и, несмотря на то, что модель была перед ними, они не были в состоянии совершить что-либо подобное этому» [19], – писала Е.П. Блаватская в 1875 году. Чтение подобных описаний восхищает: какими же познаниями в естественной химии обладали древние египтяне, если средства, применявшиеся ими при бальзамировании, до сегодняшнего дня позволяют мумиям оставаться практически неразрушенными!

Нашим современникам известно как положительное влияние звуковых колебаний на организм человека, так и негативное, которое оказывают прежде всего громыхающая музыка дискотек, электронные писки всевозможных приборов, звуковые эффекты навязчивых рекламных роликов. В результате таких «влияний» появляются головные боли, раздражительность, стрессы. Обратимся вновь к наследию Египта. «Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимали воздействие музыкальной гармонии, ее влияние на человеческий дух. <…> Музыка применялась в отделе исцелений при храмах для лечения нервных расстройств. <…> Они (египтяне. – Т.К.) знали закон гармонии. У них была священная музыка, домашняя и военная. Для концертов священной музыки употреблялась лира, арфа, флейта; для празднеств – гитара, одиночная или двойная, свирели и кастаньеты; войска в течение военной службы пользовались трубами, тамбуринами, барабанами и тарелками. Ими были изобретены различного рода арфы, например: лира, самбук и ашур; некоторые из них имели более 20 струн» [20].

История Древней Греции возвышает медицину до степени божественного искусства. Богу врачевания Асклепию жители Древней Греции посвятили множество храмов – Асклепейонов, один из которых был построен на острове Кос и стал известным центром медицинской культуры. Развилась особая ветвь греческой медицины – храмовая, секреты которой тщательно сохранялись. Традиции врачевания, поддерживаемые на острове Кос, по большей части были созданы семейной врачебной школой асклепиадов, к которой принадлежали предки Гиппократа. Настоящим врачом, говорили они, может стать только тот, кто им родился. Гиппократ (460–377 или 356 до н.э.) родился на острове Кос и стал известнейшим врачом, слава которого пережила века, а имя стало символом медицины. Клятва Гиппократа была не чем иным, как обязательством Посвященного. Через всю его практику и философские размышления о медицине красной нитью проходит мысль: медицина – это искусство. Принципы лечения, а также свои взгляды на причины болезней, на подготовку молодых врачей он изложил в объемных сочинениях, многие фразы из которых стали известными афоризмами: «Опыт – истинный учитель врача»; «Наибольшей хвалы заслуживает такой врач, который является врачом и философом» [21].

В средние века в медицинских кругах исламского мира появляется наиболее яркая фигура – врач, философ и государственный деятель Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980–1037), живший в Средней Азии и Иране. Его врачебные трактаты были очень популярны, их можно назвать мостом, связывающим медицинскую науку Востока и Запада. Исключительное место среди работ Авиценны занимает написанный в пяти частях «Канон врачебной науки». Этот не знающий равных в истории медицины труд представляет собой итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Для средневековых европейских врачевателей этот трактат являлся обязательным руководством.

Начало эпохи Возрождения связано в медицине с именем Леонардо да Винчи, чей вклад в науку, искусство и культуру неоценим. Величайший деятель этого времени, он разработал принципы антагонистической функции мышц и бинокулярного зрения, стал своеобразным предтечей «функциональной анатомии» органов движения, на основании законов математики и механики объяснил строение и функции органов тела, создал целостную комплексную научную анатомическую концепцию жизнедеятельности организма. Его перу принадлежит детальное исследование блуждающего нерва (nervus vagus), плечевого сплетения и других нервных пучков, подробное описание строения матки и сердца, классификация мышц по величине, форме, характеру сухожилий и прикреплению их к костям (этим он заложил основы общей миологии), описание строения скелета человека. Несмотря на то что Леонардо да Винчи был не врачом, а художником, он по праву может считаться одним из величайших анатомов эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения дала науке имена таких ученых-титанов, как Джордано Бруно, Коперник, Галилей, Везалий. В этом ряду стоит уже упомянутый выше великий мыслитель, философ, алхимик и врач XVI века Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст Парацельс. Его смело можно назвать сыном своего времени и вместе с тем творцом новой эпохи и новой культуры. Парацельс говорил о связи человека и Вселенной, подразумевая не только их взаимовлияние на физическом плане, но и взаимодействие на уровне более тонких структур – чувств и мыслей: «Силы, составляющие микрокосм человека, тождественны силам, составляющим макрокосм мира» [22]. «Чудесные» исцеления, совершаемые Парацельсом, закрепили за ним статус колдуна. Невеждам было невдомек, что лечение больному назначалось на основе широчайших и многоуровневых научных знаний ученого-исследователя, основателя школы животного магнетизма и открывателя оккультных свойств магнита. «Каждый орган человеческого тела, – писал в своих трактатах Парацельс, – создан действием определенного принципа вселенной, и каждый орган привлекает соответствующую деятельность в ней. Так, сердце находится в симпатии с элементами Солнца, мозг – с Луной, желчный пузырь – с Марсом, почки – с Венерой, легкие – с Меркурием, печень – с Юпитером, селезенка – с Сатурном, и т.д. Существует множество звезд на великом небесном своде вселенной, существует множество частиц в маленьком мире человека, и высокое влияет на низкое; в микрокосме и макрокосме все вещи находятся в тесной симпатической связи друг с другом, ибо все являются детьми одного всеобщего отца» [23].

Так же, как Гиппократ, Парацельс утверждал, что «медицина есть более искусство, нежели наука; знание опыта других может быть полезно для врача, но все знания мира не сделают человека врачом, если нет у него необходимых способностей и ему не назначено природою быть врачом. Если мы хотим научиться узнавать внутреннего человека, изучая лишь человека внешнего, мы никогда не достигнем цели, ибо строение всякого человека некоторым образом отлично от строения прочих. Если врач ничего не знает о больном кроме того, что тот рассказал ему, он поистине знает очень мало, ибо больной обыкновенно знает только, что у него чтоато болит. Природа и вызывает, и излечивает болезнь, и потому врачу необходимо знать природные процессы, происходящие как в видимом, так и в невидимом человеке. Тогда он будет способен распознать причину и течение болезни и узнает много более, используя собственный разум, нежели то, что может ему поведать наружность больного. Врачебную науку можно постичь изучением, но врачебная мудрость дается Богом» [24]. Такое рассуждение Парацельса о врачебной науке согласуется с идеями, изложенными в Живой Этике, которая видит науку одухотворенной, расширяющей сферы познания, гармонично следующей течению эволюции.

«…В конце XX века наша планета и живущее на ней человечество подошли к новому эволюционному витку. В книгах Живой Этики отмечены основные особенности этого витка: приближение к Планете новых энергий, усиление взаимодействия миров иных измерений с нашим плотным миром, умелое обращение человека с психической энергией, интенсивное взаимодействие с энергетическими структурами Космоса и расширение энергоинформационного обмена с ними, повышение уровня синтеза материи и духа и, наконец, формирование нового, более высокого и утонченного вида человечества, 6аго вида или 6ай расы (наша раса 5-я)» [25].

Учитывая все особенности эволюционного витка, на который суждено ступить современному человечеству, Елена Ивановна Рерих придавала особое значение изучению свойств мысли и психической энергии, этих тончайших, но в то же время и сильнейших энергий, которые являются важнейшим фактором физического и духовного здоровья. В одной из своих работ она делает акцент на назревшей необходимости изучения свойств человека и указывает для этого следующие направления: «Институт Мысли и понимание Мысли как вибрации», «Астропсихика и физиология духа в связи с основами Биологии», «Институт Изучения скрытых сил и свойств человека и взаимодействия и взаимозависимости Микрокосма от Макрокосма», «Институт Природоведения», «Изучение… Астрохимии, Астробиологии, Астрофизиологии», «Психобиология человека», «Психофизиология… как наука о Космосе и его высшем проявлении в человеке» [26] и др.

Исследования по этим и многим другим отраслям науки может и должна синтезировать медицина. В приведенном выше фрагменте из статьи Елены Ивановны Рерих дана программа развития медицины на ближнюю и дальнюю перспективу и указаны направления, в которых может работать мысль самостоятельных исследователей и коллективов ученых. «Истинная наука не преподает ограничений. Истинная наука не может расходиться с непреложными законами, следовательно, нужно при всех новых исследованиях постоянно держать в уме и сердце Заповеди Основ. Они дадут несломимое восхищение ученому, который идет, не ограничивая себя самостью, но честно исследует во благо других» [27].

Этой же работе посвящены многие параграфы в книгах Живой Этики. Изложенные в них сведения способны расширить мировоззрение и углубить понимание внутренних состояний человека, возникающих и протекающих в соответствии с Основными природными Законами. «Мыслитель говорил: “Жизнь продолжается, пока сам человек хочет оставаться на Земле. Даже опасные болезни могут быть пресечены желанием человека”» [28].

Ноябрь 2004 г. Таллинн, Эстония


[1]Рерих Е.И. У порога Нового мира. – М.: МЦР, 2000. – С. 323.

[2] Надземное, 340.

[3] Афоризмы. – Минск, 1999. – С. 198.

[4] Большая медицинская энциклопедия. В 30 т., 3ае изд. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – Т. 14. С. 3.

[5]Лисицын Ю.П.Теории медицины ХХ века. – М.: Медицина, 1999. – С. 71.

[6] См. там же. – С. 50–55.

[7]Поляков В.Е., Лысенко А.Я. Гельминтозы у детей и подростков. – М.: Медицина, 2003. – С. 6.

[8]Лисицын Ю.П. Теории медицины ХХ века. – С. 57.

[9] Лисицын Ю.П. Теории медицины ХХ века. – С. 57.

[10]Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – С. 95.

[11] Большая медицинская энциклопедия. – М., 1979. – Т. 11. С. 520.

[12] Нутриционисты, представители нутрициологии – науки о питании человека, базирующейся на физиологии, биохимии, гигиене питания и др.

[13]БрехманИ.И. Валеология – наука о здоровье. – С. 102.

[14]Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. – М., 1997. – С. 191–193.

[15] Панчакарма – процедура очищения организма в Аюрведе, древнеиндийской медицинской системе, сведения о которой известны с V–VIII вв. до н.э.

[16]Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. В 2 т. – М.: Российское теософское общество, 1992. – Т. 1. С. 272.

[17]Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. – Т. 1. С. 454.

[18] Лигатура – нить для перевязывания кровеносных сосудов.

[19]Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. – Т. 1. С. 17.

[20]Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. – Т. 1. С. 453.

[21] Кветной И.М. От Гиппократа до Хьюмтрена. – М.: Вузовская книга, 2001. – С. 9.

[22]Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. – С. 187.

[23] Там же. С. 194.

[24]Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. – С. 177.

[25]Шапошникова Л.В. Мудрость веков. – М.: МЦР, 1996. – С. 228.

[26] См.: Изучение свойств человека / Рерих Е.И. У порога Нового мира. – С. 283–287.

[27] Там же. С. 285.

[28] Надземное, 188.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 356