Защитим имя и наследие Рерихов. Т.5

Сияние духа

А.Т. Сатарова

Культура и время. 2009. № 1. С. 232–238

 

В каждой жизни так много замечательного, светлого, необычного. Только вспомнить.

Н.К.Рерих. Держава Света

Альбом «По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха» [1], в котором представлено фотоискусство историка и индолога, писателя и философа Л.В.Шапошниковой, как магнит, притягивает к себе, заставляет окунуться в таинственный мир Азии. Устоять невозможно – открываешь это замечательное, роскошное, с безупречным вкусом выполненное издание и ловишь себя на мысли, что листать просто так, без всякой «сверхзадачи», – ни с чем не сравнимое удовольствие. Лица и маски, идолы и петроглифы, природа и архитектура, крупные планы и панорамы, портреты и бытовые сцены, исторические и горные пейзажи – неважно, какой жанр избран фотографом-художником, важно, что это настоящее искусство, которое Н.К.Рерих определял как «напоминание о радостях возможных», «радостях духа», трудно выразимых «на языке плотского мира».

Размышляя о познании, Н.К.Рерих говорил, что его не следует «стеснять методом изучения» и что «нужнейшей и ободряющей» можно назвать лишь ту книгу, которая «не настаивать, не урезать, не угнетать указкою» должна, «но напоминать о свете, об огнях пространства, о высоких энергиях, о сужденных победах...» [2].

Восемьдесят лет прошло с тех пор, как завершилась Центрально-Азиатская экспедиция Рериха; около тридцати лет назад исследователь творческого наследия Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова прошла маршрутом этой экспедиции через Алтай, Монголию, Индию, включая Западные и Восточные Гималаи («и только китайская часть маршрута оказалась по известным причинам недостижимой» [3]). Между этими событиями – пятьдесят лет.

Восемьдесят, пятьдесят, тридцать – круглые даты, но их красота, совершенство не только в юбилейных нулях, но и в том значении, которое они несут, поскольку каждая из них связана с циклами судьбы. Древние астрологи считали, что восемь десятков подчиняются Венере (10х8) и символизируют высшее назначение человека – Любовь. Фотоальбом Л.В.Шапошниковой есть не что иное, как признание в любви Учителю и его Делу, преклонение перед подвигом Мастера, несущего Красоту и Любовь людям в своих живописных, философских и литературных произведениях. Именно Красота и Любовь – главные движители творчества Людмилы Шапошниковой, что отмечает каждый, кто читал ее книги, знает масштабы ее подвижнической деятельности.

Не случайно генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.И.Аксенова свой краткий и искренний отзыв о творчестве Л.В.Шапошниковой назвала «Тропой бесконечной любви» [4].

Пятьдесят лет, разделяющие обе экспедиции, – это возраст Хирона, он символизирует сопричастность жизни Вселенной и возвышение над Сансарой, позволяющее видеть «все взаимосвязи такими, какими они являются на самом деле» [5]. Мир непередаваемой красоты и своеобразия, который увидела и показала Людмила Васильевна, говорит о ней, как о человеке, «знающем тонкую боль сердца» и познавшем «огонь любви – не любви воздыхания, но любви действа и подвига», как о человеке, «знающем пространство» и «прислушивающимся к гимну природы», что приближает ее сердце «к мере созвучия с Бытием и Любовью» [6].

Так называемый цикл Сатурна (29,5 лет), возраст Будды, – время кардинальных решений и мудрости – сопрягается с тридцатью годами, отделяющими нас от того, что мы видим на фотографиях. Эта временная дистанция позволяет заметить, что стремительные изменения, происшедшие в мире, не коснулись традиционной культуры («весь этот обширный горный мир, от Алтая до Гималаев, сохранил ее во всем богатстве и многообразии» [7]). Фотоальбом Шапошниковой подтверждает историческую концепцию Рериха, его «метод вех» позволяет выявить непреходящие элементы в культурной традиции, которые и были запечатлены на пленку.

Свои фотоработы Людмила Васильевна публиковала и раньше. В 1987 году вышел в свет ее фотоальбом «От Алтая до Гималаев», в 2000-м – вторая книга трилогии «Великое Путешествие», в которую вошла значительная часть снимков, сделанных на маршруте Рерихов. Часть фотографий представлена в постоянной экспозиции Музея имени Н.К.Рериха. Были выставки как в Москве, так и за рубежом. В настоящем издании собрание фотографий наконец обрело законченную трехчастную форму. Само время выстраивало этот альбом, создавало его структуру. Открывается издание статьей Людмилы Васильевны, призванной помочь нам, зрителям, в «продвижении» по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции. Статьи В.А.Козара и Г.В.Дарузе раскрывают различные грани искусства фотохудожника. Собрание работ разделено на части, соответствующие тому пути, что прошла Шапошникова; каждая из них открывается цитатой из произведений Н.К.Рериха, репродукцией той или иной его картины и фрагментом карты. Завершает альбом – список стран и городов, где проходили выставки фотографий Людмилы Васильевны в период 2006–2008 годов, и отзывы зрителей. Объединяющее начало всех частей альбома – удивительная искренность и теплота, будь то серьезная статья, фотография или зрительский отклик.

Статья Л.В.Шапошниковой «Великое путешествие Н.К.Рериха» знакомит нас с обстоятельствами, предшествующими экспедиции, и с ее маршрутом. Мы узнаем о той роли, которую сыграла экспедиция в жизни Н.К.Рериха: «Первая половина его жизни была подготовкой к этому длительному путешествию, вторая же прошла под его знаком» [8]. Преемственность проявляется не только в деле, которому беззаветно преданы и Рерих, и Шапошникова, но и в эпическом восприятии мира.

С первых строк статья интригует и завораживает: «В год огненного зайца <...> неизвестный местным жителям караван пересекал тибетское плато Чантанг. Надвигалась зима, и караван спешил, держа неуклонно путь к столице Тибета, священной Лхасе» [9]. Мы попадаем в мир, который сегодня назвали бы миром «фэнтези»: «Ле стоял на пересечении древних караванных путей. Сюда стекалась странствующая, кочевавшая и торговавшая Азия. <...> Приходили ламы в красных одеяниях. Они торговали тибетскими реликвиями и талисманами. Мелькали черные и голубые тюрбаны балтов. <...> Время от времени возникали странно и причудливо одетые хранители древних знаний» [10].

Одной из задач экспедиции Рериха был «поиск общего источника, сформировавшего славянскую и индийскую культуры». В этом смысле основополагающими оказались встреча в 1913 году Николая Константиновича с востоковедом В.В.Го-лубевым и решение «от русской жизни пройти по новому направлению к истокам индийского искусства и жизни». Тогда же зарождается и план великого путешествия.

Людмила Васильевна подчеркивает научное значение и уникальность Центрально-Азиатской экспедиции. Поиск общего источника древних культур Индии и России позволил ученому и художнику шире посмотреть на проблемы культурной общности ряда народов и прийти к выводу, «что сходства в культурах разных народов больше, чем различий». Новаторство Рериха как ученого, по мысли Л.В.Шапошниковой, заключается и в том, что «в отличие от многих ученых того времени, считавших кочевников косными и отрицательно влиявшими на ход мировой истории, он отметил их важнейшую роль в этой истории» и показал, что взаимодействие культур кочевников и оседлых стран дало мощный творческий импульс, создавший «новые качества культур, новые необычные формы в искусстве» [11].

Считая динамизм одним из непреходящих факторов в истории планеты, Рерих выделяет еще один фактор культурного взаимодействия – древние миграции народов, следы которых отмечены «петроглифами, загадочными мегалитами, древними погребениями». Благодаря фотоискусству Людмилы Шапошниковой у нас есть возможность увидеть эти следы своими глазами. «Рерих протянул нить этих петроглифов до Скандинавии, Венгрии и даже Америки. Некоторые из этих петроглифов он датировал периодом неолита. Время показало, что он был прав. <...> Древние пути народов связывали Восток с Западом, Азию с Европой и Америкой» [12].

Неоценим вклад Рерихов и в изучение азиатского фольклора, темы которого столь же непреходящи, как и памятники материальной культуры. Они познакомили нас с народными сказаниями о Майтрейе, с новыми версиями легенд о подвигах героя Гесэр-хана и целым циклом малоизвестных сказаний о заповедной стране Шамбале и Беловодье. Как замечает Шапошникова, Рерих «был одним из первых, кто выявил влияние культурной традиции на освободительное движение таких стран, как Монголия, Китай, Индия. <...> ...обратил внимание на переплетение в нем культурных традиций прошлого и текущих социальных и политических целей» [13].

Главный результат экспедиции в том, что все открытия, сделанные на ее маршруте, несли и несут в себе большие возможности «глубинных научных исследований, связанных с изучением Времени, Пространства и Человека». Обладая даром научного предвидения и точной интуицией, Н.К.Рерих, крупнейший мыслитель и ученый XX века, указал на ряд важных направлений в исторической науке.

Статья Шапошниковой «Великое путешествие Н.К.Рериха» – это тот идеальный случай, когда вступительное слово составляет неотъемлемую часть альбома, помогая увидеть не просто портреты и пейзажи, а Путь Духовного Познания, Путь, по которому прошли и Великий Мастер, и сама Людмила Шапошникова, «легендарная женщина, которая открыла нам и будущим поколениям неведомую Вселенную, Красоту новой для нас духовной реальности» [14].

Вся жизнь Людмилы Васильевны – труд и подвиг, на ее долю выпала миссия рассказать людям о значении творческого наследия Рерихов.

Древностью и первозданностью веет от образов, созданных Л.В.Шапошниковой: «красноликий бог Канченджанга», «таинственный танец», «белый конь», «заповедные страны», «мудрые наги в подводных дворцах», «фантастические животные». Веет восточной сказкой, поэзией. «Скалы пурпурные и зеленоватые. Травы золотятся, как богатые ковры. И недра гор, и приречный ил, и целебные ароматные злаки – все готово принести дары». Это видел Рерих, это видим и мы благодаря фотографиям Шапошниковой. Красота и богатство Сиккима открывают нам «иной мир, мир духовной реальности», и сам собою снимается вопрос о противостоянии трехмерного и иномерного мира. Цитаты из произведений Рериха удивительно соотносятся с фотографическим творчеством нашей современницы.

«Вехи Людмилы Васильевны имеют огромное значение еще и потому, – отмечает В.А.Козар, – что они словно сливаются с вехами Рерихов, раскрывая нам мир удивительной реальности присутствия на Земле гималайских Махатм» [15].

Этот альбом – своеобразная фотолетопись заметок Мастера, листая его, мы погружаемся «в мир ощущения подлинной Красоты страны Великого Присутствия», в удивительный мир географических, этнографических и философских образов. Творчество Шапошниковой В.А.Козар называет «осознанно теургическим», от ее работ исходят «необычный свет, теплота и магнетизм». Фотографии даже по фактуре «очень напоминают картины Рериха.

В них есть тот рассеивающий эффект, зернистость, которые делают изображение материально светящимся» [16].

Фотоработы показывают, что Западные и Восточные Гималаи – живой музей под открытым небом, в котором продолжают полнокровно жить древнейшие культурные традиции. Почему время и цивилизация здесь бессильны? Причина в качестве «кристаллов» этой традиции, сделанных из особого материала, который называется непреходящими элементами культуры. «В основе этого непреходящего или, как мы иногда говорим, вечного, лежали коллективное творчество народов, древних и современных, их культурный и нравственный опыт, их духовные ценности и многовековые накопления их труда» [17].

По существу, экспедиция Шапошниковой – тоже «воспоминание», осуществление рериховского призыва «только вспомнить». Читая рассказ Людмилы Шапошниковой о путешествии Мастера, вглядываясь в фотографии, мы тоже начинаем «вспоминать» и, значит, думать о Времени и Пространстве и о Человечестве в этом Времени – Пространстве. Мы идем старыми караванными путями, сидим вечером у костра, слушаем легенды и сказания проводников, встречаемся с монахами и жрицами, пастухами и вышивальщицами, видим старинные крепости и монастыри, древние погребения и старинную одежду, вечные снега Каракорума, исследуем незнакомую и полную древних тайн землю. Мы идем Великим Путем и проникаемся энергетикой, связанной с прошлыми культурными наслоениями и с будущим.

Наряду с этим есть оттенок какой-то грусти, сожаления, что не все, что Рерихи открыли миру, востребовано в полной мере, что эту радость приобщения к живой жизни планеты, космоса не все могут воспринять и принять. Выставки, прошедшие в городах России, стран СНГ и Болгарии, показали, что у людей есть потребность в Красоте, что тяга к Познанию возрастает. Соприкосновение с творчеством Л.В.Шапошниковой дарит людям свет, «ощущение праздника и чего-то волнующего и значительного», помогает открыть незнакомые страны, «необъяснимым образом очень внутренне близкие», рождает в душе особую внутреннюю музыку, величественную симфонию и благодарность за духовное возрождение, которое так необходимо в наше время. Посетители выставок признаются, что им «очень хочется теперь побывать в тех местах, где была Людмила Васильевна, и увидеть красоту Алтая и Тибета», что ее искусство «трогает, волнует, оставляет след, заставляет на время забыть реальность, прикоснуться к чуду...

А чудо – оно всегда меняет человека, делает его чище и лучше» [18]. Творчество Людмилы Васильевны не оставляет равнодушными ни академиков, ни художников, ни взрослых, ни детей.

«Мой младший сын – большой любитель всего, что связано с Гималаями. В трехлетнем возрасте я “заманила” его в Музей имени Н.К. Рериха, используя волшебное слово “Эверест”, а строчки из одной в свое время известной песни“Give my love” он воспринимал не иначе, как “Гималаи”. Увидев новый фотоальбом, который я принесла домой, он сказал: “Какая красивая книга!”

И тут же начал рассматривать, как это делают многие дети, с конца. Книга не отпустила его, заворожила, и вот он уже с увлечением водит пальцем по картам, представленным в альбоме, отмечает знакомые названия, переживает за экспедицию, попадающую в тяжелые ситуации. Он путешествует вместе с Рерихами! Чуть позже подходит с раскрытым альбомом ко мне и с детской непосредственностью говорит, показывая на изображение Канченджанги на рассвете: “А это – моя любимая...”»

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. М.: МЦР, 2008.

[2] Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига, 1992. С. 7.

[3] Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. С. 18.

[4] Аксенова А.И. Тропой бесконечной любви// Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. С. 23.

[5] Стейн З. Хирон// Хирон – новый фактор в астрологии. Б/д. С. 38.

[6] Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. С. 14.

[7] Шапошникова Л.В. Великое путешествие Н.К.Рериха // Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. С. 18–19.

[8] Там же. С.9.

[9] Там же. С. 7.

[10] Там же. С. 13.

[11] Там же. С. 21.

[12] Там же.

[13] Там же. С. 22.

[14] Козар В.А. Вечное в фотоискусстве Людмилы Шапошниковой // Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. С. 26.

[15] Там же. С. 30.

[16] Там же. С. 32.

[17] Шапошникова Л.В. Великое путешествие Н.К.Рериха// Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. С. 19.

[18] Отзывы о выставках фотографий Л.В.Шапошниковой//Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. С. 283, 287, 289, 294, 297.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 300