Защитим имя и наследие Рерихов. Т.5

Защита МЦР и Л.В. Шапошниковой – дело чести всех, кому дороги Рерихи

В.В. Фролов

 

Философское творчество и общественно-культурная деятельность Л.В.Шапошниковой в рекламе не нуждаются. С результатами ее многогранной деятельности хорошо знакома общественность России и других стран мира. Не будет преувеличением сказать, что творчество Л.В.Шапошниковой, работа Международного Центра Рерихов, основой которого является Музей имени Н.К.Рериха и которым руководит Людмила Васильевна, носит планетарный характер, ибо направлена на формирование нового, космического мышления – мировоззрения ХХI века.

Однако чем больше делает Людмила Васильевна Шапошникова по изучению творческого наследия Рерихов, защите их имени, тем ожесточеннее нападки на нее недругов Рерихов и МЦР. Пересказывать здесь «доводы» так называемых критиков мы не станем, ибо все они находятся за пределами норм этики и принципов научного исследования. В данном случае мы хотели бы подчеркнуть: доверенное лицо С.Н.Рериха надо защищать от нападок и измышлений потому, что именно ей наш великий соотечественник поручил создание общественного Музея имени Н.К.Рериха и много других чрезвычайно важных дел, связанных с охраной, изучением и популяризацией творческого наследия великой семьи.

Кто-то может возразить – такие выдающиеся личности, как Рерихи, и такой верный их последователь, как Л.В.Шапошникова, не нуждаются в защите. Они защищают себя своим творчеством, своими делами. Такое мнение распространено среди части ученых, культурных деятелей, в рериховской среде. Однако с ним едва ли можно согласиться.

История двадцатого столетия свидетельствует, что, если бы, например, общественность США в 30-е годы предприняла активные действия в защиту Рерихов против преступных действий четы Хоршей, то, скорее всего, картины Н.К.Рериха не были бы присвоены Хоршами и затем пущены с молотка, а музей в Нью-Йорке не был бы разрушен. Но молчаливо-равнодушная позиция общественности, по существу, попустительствовала авантюристам, что и привело к столь трагическим последствиям. Культурная и общественная деятельность Рерихов в США была сильно подорвана. И семья это тяжело переживала.

Не напоминает ли все это нашу сегодняшнюю ситуацию, сложившуюся вокруг наследия Рерихов и Музея имени Н.К.Рериха в Москве? Однако наша ситуация гораздо хуже той, американской: наследие Рерихов подвергается опасности со стороны уже не отдельных рейдеров, частных лиц, а сплоченной группы государственных чиновников. А большая часть российской общественности сегодня молчит так же, как почти 80 лет назад молчала общественность Америки, когда шло судебное разбирательство, инициированное мошенником Хоршем и поддерживаемое высокопоставленными американскими чиновниками. Неужто история ничему не учит?

Есть и еще одно весьма серьезное обстоятельство, побуждающее всех, кто неравнодушен к нашему культурному достоянию, защищать имя и наследие Рерихов, Музей имени Н.К.Рериха и доверенное лицо С.Н.Рериха Л.В.Шапошникову. Проблема в том, что нападки на Рерихов и руководство МЦР касаются и нас, живущих сегодня. Если нам дороги идеи Рерихов и их дело, вокруг которого строится вся деятельность МЦР, то почему мы должны мириться с тем, что кто-то всеми правдами и неправдами, используя «административный ресурс», стремится захватить наследие великой семьи, разрушить общественный Музей имени Н.К.Рериха и навязать нам чуждое духу Учения миропонимание? Таким образом, вряд ли нужно доказывать, что защита Л.В.Шапошниковой – дело чести и совести каждого, кому дороги Рерихи, их миропонимание и их заветы.

То, что наш прекрасный Музей не закрыт под давлением госчиновников, а успешно работает и динамично развивается, – безусловно, заслуга Л.В.Шапошниковой, которая многие годы мужественно и беззаветно сражается с новоявленными рейдерами. Так же твердо и последовательно должны выступать в защиту Л.В.Шапошниковой и последователи Рерихов: делать это самой Людмиле Васильевне по понятным причинам было бы не совсем удобно.

Помимо защиты имени, наследия Рерихов и Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова вкладывает огромные силы в разработку и популяризацию нового, космического мышления, которое открывает перед людьми возможность духовного совершенствования и улучшения жизни. Деятельность Л.В.Шапошниковой носит настолько фундаментальный и эволюционно важный характер, что в значительной степени определяет процесс формирования нового мышления.

Одна из сторон этого процесса – применение идей Живой Этики в современных научных исследованиях. Как известно, профессиональная функция философа состоит в том, чтобы вовремя замечать и осмысливать новое в человеческой истории, науке, искусстве, образовании. Л.В.Шапошникова эту задачу применительно к учению Живой Этики блестяще решает. Уловив потребность науки в новой методологии, новой парадигме, аккумулированной в космическом мышлении, Л.В.Шапошникова инициировала проведение на базе МЦР двух масштабных международных общественно-научных конференций: «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века» (2003) и «Живая Этика и наука» (2007). На конференциях Людмила Васильевна выступила с докладами, посвященными новому мышлению. В этих докладах и других ее работах был сделан существенный шаг вперед в плане научного осмысления главной части творческого наследия Рерихов – Учения Живой Этики, которое рассматривается ею как импульс Космической эволюции, духовная основа перехода человечества на новый виток эволюционного развития.

Людмилой Васильевной глубоко раскрыта историчность Живой Этики. В ее трудах показывается, что это Учение, в основе которого лежит философия космической реальности, сформировалось как итог культурного развития человечества, явившись синтезом восточной мудрости и западной науки. Кроме того, философия космической реальности играет важную роль в духовном возрождении современной России. И наконец, Живая Этика раскрывает закономерные тенденции космической эволюции человечества в будущем, – ее ростки заметны уже в наши дни в творческой деятельности прогрессивных ученых, культурных деятелей, педагогов, художников.

Одно из важнейших открытий Людмилы Васильевны – оригинальная теория познания, разработанная на основе Живой Этики как методологическая база формирования новой, одухотворенной науки. Эта гносеология позволяет подойти к Мирозданию, историческому процессу и человеку нетрадиционно, то есть рассматривать их в контексте космической реальности, раскрывать в них две стороны – внутреннюю (духовную) и внешнюю (материальную) при ведущей роли первой. Эти идеи получили отклик у многих прогрессивных ученых. Им оказалась близка концепция четырех исторических видов мышления – мифологического, религиозного, научного, космического, равно как и мысль о закономерности перехода от мышления научного к мышлению космическому. В своих исследованиях эти ученые уже начали применять принципы космического миропонимания, и это стало приносить ощутимые плоды – открылось новое видение Космоса, человеческой истории и человека.

Людмила Васильевна Шапошникова осуществляет несколько проектов, направленных на введение Живой Этики в научный оборот. В 2004 году по решению международной научной конференции 2003 года, проведенной по инициативе Л.В.Шапошниковой, при МЦР был создан Объединенный научный центр проблем космического мышления (ОНЦКМ). Это научная общественная организация, цель которой состоит в разработке на основе Живой Этики нового, космического миропонимания. В ОНЦКМ входят помимо МЦР, Российская академия естественных наук, Российская Академия космонавтики имени К.Э.Циолковского, Российская Академия образования. Это позволяет объединять усилия ученых различных направлений, которые начали применять идеи Живой Этики в своих исследованиях. Сегодня ОНЦКМ активно работает и успешно развивается. Есть и первые результаты его деятельности – изданы два тома «Трудов ОНЦКМ», посвященные новому космическому мышлению, готовится к печати третий. Также по инициативе Л.В.Шапошниковой и под ее руководством положено начало изданию серии «Живая Этика и наука», первый сборник которой уже вышел. Он содержит работы ученых, опубликованные в университетских изданиях.

Хотелось бы сказать еще об одной конференции «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха», состоявшейся в октябре 2008 года в МЦР. Л.В.Шапошникова выступила с докладом «Земной маршрут космической эволюции», в котором с позиций Живой Этики рассмотрела проблематику Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Основные аспекты экспедиции были представлены Людмилой Васильевной как органичное единство метаисторической, духовной и конкретно-исторической, материальной сторон при определяющей роли метаистории. С этой точки зрения благодаря экспедиции были открыты и осознаны многие моменты, казавшиеся ранее недоступными для научного осмысления. Это и вопрос о «духовном водительстве» Рерихов Учителями Востока, и проблема понимания закономерностей эволюционного развития человечества на основе Культуры, и т.д.

После реэкспозиции в Музее имени Н.К.Рериха был открыт зал Живой Этики. Там теперь все необычно – по новому, благодаря световым эффектам, воспринимаются картины Н.К.Рериха, на которых изображены сюжеты, навеянные философией Живой Этики. Совершенно удивительно выглядит скульптурная композиция по мотивам картин Н.К.Рериха. Изображение звездного неба над головой, как бы уходящего в беспредельный Космос, создает эффект присутствия. Но самое главное – вдохновляет торжественная атмосфера зала Живой Этики, в которой благодаря замыслу Л.В.Шапошниковой, синтезирована тончайшая энергетика Живой Этики – философии космической реальности. Духовным фокусом экспозиций зала, безусловно, является прекрасная фигура Матери Мира, венчающая скульптурную композицию вестников космической эволюции, начиная с Иисуса Христа и кончая подвижниками ХХ века.

Что же касается ярых «критиков» философского творчества и общественно-культурной деятельности Людмилы Васильевны, в их публикациях хотелось бы увидеть идеи такого же теоретического и мировоззренческого уровня или же описание опыта создания научно-культурных центров, подобных МЦР. По меньшей мере хотя бы это дало бы им моральное право выступать с критикой творчества Л.В.Шапошниковой. Однако, насколько нам известно, ничего подобного в рериховской среде России и других стран нет. Не прославились подобными идеями и ученые, выступающие, по их словам, с «новаторскими» (а в сущности, «антирериховскими») подходами к наследию Рерихов (Росов, Линник, Самохина, Симанженкова и т.п.). Не созданы нашими «критиками» и научно-культурные центры, хотя бы отдаленно приближающиеся по своей значимости к МЦР. Хочется спросить: «А судьи кто?» Это небольшое введение объясняет, почему в настоящем сборнике защите доверенного лица С.Н.Рериха посвящен целый раздел. В нем читатели найдут материалы, раскрывающие непростую ситуацию вокруг руководства МЦР, и прежде всего Л.В.Шапошниковой, а также статьи о ее творчестве и рассказы о том, какое благотворное влияние оказывает деятельность МЦР, философское творчество и подвижническая деятельность Л.В.Шапошниковой на культурное пространство России, становление и деятельность рериховских культурных организаций и духовное совершенствование многих людей.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 269