Защитим имя и наследие Рерихов. Т.3

Кому же принадлежит коллекция?

45 картин Рерихов исчезли без следа

Оксана Ушакова

«Парламентская газета», 6 мая 2004 г.

 

В последнее время дело о наследии Рерихов часто обсуждается в прессе. «Парламентская газета» тоже не могла остаться в стороне. В № 19 (от 1 февраля 2004 года) в материале «Наследие Рерихов стало яблоком раздора» мы опубликовали обращение известных деятелей науки и культуры к Президенту РФ с просьбой о помощи в восстановлении прав на наследство Международного Центра Рерихов. Однако дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Более того, проблема все сильнее обостряется.

Четырнадцать лет назад началась борьба между Международным Центром Рерихов (МЦР) и Министерством культуры за наследие семьи Рерихов. Все это время шли суды да разбирательства, но широкой огласке дело не предавалось. В этом году – накануне 100-летия Святослава Николаевича Рериха – первый вице-президент МЦР, генеральный директор Музея имени Николая Рериха Людмила Шапошникова решилась вовсю ударить в набат.

Начало конфликту положил другой юбилей – 100-летие востоковеда и живописца Николая Рериха в 1974 году. По случаю круглой даты его сын Святослав привез из Индии (где проживала семья Рерихов) в СССР 288 отцовских и своих картин. По всей стране проходили выставки этих работ, а по окончании юбилейных мероприятий все живописные полотна были оставлены на попечение советского Министерства культуры.

В 1990 году в своем завещании Святослав Николаевич те самые 288 картин распорядился передать созданному при его участии Советскому Фонду Рерихов, позднее переименованному в Международный Центр Рерихов. Но Министерство культуры так увлеклось ролью опекуна, что отдавать чужое добро не захотело. Не помогло даже обращение Святослава Рериха к тогдашнему российскому Президенту Борису Ельцину с просьбой вернуть МЦР «незаконно удерживаемые» картины. Ельцин приказал Минкультуры полотна отдать, но ведомство распоряжение не выполнило. Сослались на объективную причину: усадебный дом Лопухиных, в котором разместился МЦР, был в аварийном состоянии, находиться в таких условиях картинам нельзя. А потому на временное хранение работы Рерихов передали сначала Всесоюзному художественно-промышленному объединению имени Вучетича, а затем Государственному музею искусств народов Востока.

В 1993 году умер Святослав Рерих, и спорные картины сразу же национализировали: то есть напрочь позабыв о воле покойного, их включили в государственную часть Музейного фонда РФ. Да и сам Центр Рерихов вместе с усадьбой Лопухиных хотели превратить в филиал Музея Востока. Работники Центра отбились, отстояли свой статус негосударственной общественной организации. Потом на собственные деньги отреставрировали усадьбу Лопухиных, создав необходимые условия для хранения коллекции, и снова заговорили о возврате полотен. Но... к тому времени коллекция прочно заняла место в фондах Музея Востока. Заметьте, именно в фондах, а не в экспозиции. В выставочных залах Музея Востока сейчас представлено не более 40 работ Николая и Святослава Рерихов.

В поисках справедливости руководство МЦР обратилось в Хамовнический суд и выиграло дело.

«Но ведь побороть государство неимоверно сложно, – замечает вице-президент МЦР Людмила Шапошникова. – Была масса попыток опротестовать решение суда, они оказались безуспешными. Однако сработал, как это часто бывает, административный ресурс: жалобу Министерства культуры приняли в надзорную инстанцию Мосгорсуда. От нас скрывали дату судебного заседания. Но мы узнали и пришли в суд. На заседание нас пригласили только тогда, когда судья уже докладывала, что на основании жалобы Минкульта необходимо отменить решение Хамовнического суда, подтвердившего факт принятия МЦР наследственного имущества».

Центр Рерихов решил не сдаваться. Следовал один суд за другим. В травле Центра задействовали сразу несколько государственных служб. К его уставу проявило интерес Министерство юстиции, которое высказало недовольство упоминанием в уставе слова «музей». Налоговая инспекция дважды арестовывала счета МЦР, но не нашла ни одного злоупотребления и отступилась. Даже участковый милиционер стал захаживать в Центр, дабы выяснить: а вообще-то сия организация законна? «Все наши действия в защиту МЦР Министерство культуры пытается блокировать», – заявляет Шапошникова.

Работники Центра Рерихов обратились в Счетную палату с просьбой проверить наличие злополучных 288 картин в запасниках Музея Востока. Результат проверки: недосчитались 11 полотен Николая Рериха и 34 картин Святослава Рериха. И это при том, что даже подлинность картин не была подтверждена: нет денег на экспертизу, устанавливающую авторство художника. От МЦР поступило заявление в Генеральную прокуратуру с просьбой расследовать факт пропажи картин. Пришел ответ: «К расследованию принято». С тех пор из Генпрокуратуры ни слуху ни духу.

«Наверняка все дело в разворованных картинах, – предполагает Людмила Васильевна. – Министерство культуры не желает возвращать нам работы Рерихов, потому что тогда придется отчитываться за пропавшие полотна. А иначе зачем им эта коллекция, которую все равно никто не видит? Посудите сами, сейчас нашей стране грозит потеря второй половины собрания Рерихов – наследства еще одного сына Николая Рериха – Юрия. Юрий Николаевич не успел оставить завещания, уникальными архивами и картинами Рерихов завладели совершенно посторонние люди, проживающие в Москве. Они сейчас распродают полотна. Почему на эту часть культурных ценностей наше Министерство культуры не обращает никакого внимания? Более того, когда таможенники запросили у Минкультуры список картин из наследства Юрия Рериха, чтобы предотвратить их возможный вывоз за рубеж, то в помощи им было отказано. Это ли не доказательство равнодушия Министерства культуры к наследию Рерихов как таковому?!»

Сейчас дирекцией Центра Рерихов снова подано ходатайство в Хамовнический суд. А там явно затягивают дело – требуют доказать право собственничества Рерихов на ... их же картины, предоставить доказательства ... смерти Святослава Рериха. «Все это искусственные препоны, – заверяют адвокаты МЦР и добавляют: – Можно, конечно, дойти и до Страсбургского суда. Однако он может предложить нашему государству выплатить Центру стоимость картин. Но деньги нам не нужны, мы боремся за художественное наследие».

За время этой «войны» сменялись президенты страны и министры культуры, но от перемены лиц во власти ситуация ничуть не менялась; торжествует принцип: однажды «прихватизированное» возврату не подлежит. Спецпредставитель Генерального секретаря ООН, президент МЦР Юлий Воронцов резок в своих заявлениях: «Это ситуация правового произвола. Государство демонстрирует диктат силы: мол, как бы вы там ни крутились, ничего вам не отдадут. Но и мы не намерены сдаваться. Будем бороться за исполнение последней воли Святослава Рериха».

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 304