Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1

Приложение. Переписка МЦР и рериховских обществ с Патриархией

Мы представляем переписку МЦР с Патриархией, в которой последняя выразила свои позиции по отношению к новым научным и философским идеям. «Православию чужды, – писал митрополит Кирилл, – представления о мироздании, как некоей энергетической системе и неизвестны “законы космической эволюции”». В свое время церкви были чужды и представления о том, что Земля вертится, а Солнце является центром Солнечной системы. Критика Живой Этики, содержащаяся в письме митрополита, – повтор аргументов диакона Кураева, о которых уже шла речь выше.

В одном из писем нам предложили выбрать между Православием и Живой Этикой. Православие – это религия, Живая Этика к религии не имеет отношения, а является философской системой. Об этом мы говорили много раз. Но, видимо, нас не хотят понять. Патриархия с удивительным упорством продолжает вести свою линию и по-прежнему порочит Рерихов, великих созидателей русской культуры. Остается удивляться: страну буквально захлестнули самые дикие поверья и предрассудки, самые извращенные формы религии, но РПЦ это, видимо, мало волнует. Главный огонь ее критики сосредоточен на Рерихах и их творческом наследии. Так что же или, точнее, кто же стоит за всем этим? Возможно, мы узнаем об этом в скором будущем. Хотя многое и сейчас уже ясно.

Редколлегия

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР РЕРИХОВ
неправительственная организация при ООН
№ 16-1/22 от 03.02.1995

Патриарху Московскому
и Всея Руси Алексию II

Ваше Святейшество!

Международный Центр Рерихов (мцр) выражает свое недоумение по поводу пунктов 5 и 13 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в которых, в частности, говорится: «О запрещении пропаганды учения “Живой Этики”, введенной в оборот семьей Рерихов и называемой также “Агни Йoгой”», а также, что «люди, разделяющие учения этих сект (?!) и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви» (выделено нами).

В мире хорошо известно об отношении Рерихов к христианству, Православной Церкви, к Святым Иоанну Кронштадтскому и Сергию Радонежскому. В своем творчестве Н.К.Рерих неоднократно обращался к образу Сергия Радонежского, изображая его на своих картинах. Кто не знает Рериха как одного из величайших воплотителей духовности и светлого начала в его полотнах, украшающих музеи и картинные галереи самых великих стран мира? Кто не знает подвижническую, беспорочную службу Русской Культуре этого человека в течение сорока с лишним лет? Рерих поднял Знамя Мира для охраны памятников культуры, создал основу знаменитой Гаагской конвенции ООН о защите культурных ценностей.

Вызывают по меньшей мере удивление систематические выступления в средствах массовой информации диакона Андрея Кураева, который в своих статьях и выступлениях дискредитирует Русскую Православную Церковь, умышленно извращая текст Определения Архиерейского Собора и запугивая людей преданием их анафеме и отлучением их от Церкви только за то, что они изучают «Живую Этику» и знакомятся с творческим наследием Рерихов, а также об отлучении от Церкви давно умерших людей – Блаватской и Рерихов (см. статью «Анафема» в газете «Сегодня» от 19.11.94 г., статью в журнале «Новый Мир» № 10, 1994 г.). Дьякон Кураев также упрекает рериховцев в том, что они «корежат Евангелие», сам при этом корежа, фальсифицируя и подтасовывая фразы из текстов «Живой Этики».

Достаточно посмотреть на эти тексты, на которые ссылается Кураев, в оригинале, а не в его цитатных вариантах, чтобы понять, почему просвещенные миряне считают несовместимыми истинное христианство и кураевский фальсифицизм. Общеизвестно, что «Живая Этика» не является религиозным учением и никакого отношения к оккультизму не имеет. «Живая Этика» является уникальным произведением, объединившим философскую мысль Востока и Запада, достижения общечеловеческой современной культуры, цивилизации и науки.

Мы считаем великим грехом предавать анафеме людей только за их внутренний образ мыслей, потому что по-христиански глубоко почитаем свободу совести каждого человека. Считаем глубоким невежеством порицать то, о чем так мало знаем. Если наш ближний вышел за ограду наших предрассудков, – значит, он уже «крамольник». Если он поднялся в мыслях своих немного выше обывательского уровня – значит, он «вольнодумец». Если он увлекся Божьим миром, изучает звезды, или древние культуры, или религии – значит, он «оккультист». Если он почтительно отнесся к чужой вере – значит, он «отступник». Если Св. Евангелие переведено на 770 языков, то выходит, что из них 769 языков передают Учение Христово ложно, и только наш язык толкует его правильно. Это ли не антихристианское извращение Завета Христова, Который сказал: «Идите и научите все языки».

В Мичуринске Тамбовской области церковнослужители вместе с сотрудниками ФСК, ссылаясь на статью А.Кураева, практически сорвали выставку картин Н.К.Рериха (декабрь 1994 – январь 1995 г.). В каких еще городах и весях церковнослужители будут запрещать знакомиться с достоянием России и мира – картинами Рерихов?

Почему Православная Церковь может вмешиваться в деятельность не религиозных, а культурно-просветительских Рериховских обществ, созданных практически по всей Руси Великой и по всему миру? И с каких пор диаконы, как это делает А.Кураев в прессе, решают вопросы, кому должна принадлежать государственная собственность – арендуемая МЦР? усадьба Лопухиных?!

Мы полагаем, что нельзя отдавать на откуп одного дьякона Кураева трактовку общекультурных вопросов и позиции Русской Православной Церкви.

Международный Центр Рерихов является культурной общественной неправительственной организацией при ООН, ставит своей целью сохранение и популяризацию культурного и художественного наследия семьи Рерихов, имеющее всемирное культурное значение, пользуется заслуженным авторитетом не только в России, но и за рубежом, и никак не является сектой, а выступает за гуманизм, человеколюбие, мир на земле, за Нравственность и Культуру, за что ратует и наша Православная церковь, и лично Вы, Ваше Святейшество.

Мы считаем, что упоминанием Рерихов и «Живой Этики» в тексте Определения «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» была допущена роковая ошибка.

Ваше Святейшество, Вы благословляете тех людей, кто составляет гордость и славу России, кто служит на благо ее народу. Семья Рерихов по праву относится к таким людям, поэтому заслуживает глубокого уважения и признательности. Надеемся также, что очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви исправит ошибку вышеупомянутого Определения. Но уже сейчас мы просили бы Вас, Ваше Святейшество, более внимательно отнестись к этому вопросу, так как тысячи верующих православных людей, которые изучают «Живую Этику», творческое наследие Рерихов, восприняли решение Архиерейского Собора с большим недоумением.

Надеемся на Вашу мудрость и понимание.

С глубоким уважением и почтением к Вашему высокому сану,
Президент Международного Центра Рерихов
Г.М.Печников

--------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------

МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЦЕНТР РЕРИХОВ
неправительственная организация
при OOН
INTERNATIONAL
CENTRE of the ROERICHS
non-governmental organization
associated with UNO

Российская Федерация
121019, Москва, Малый Знаменский пер., 3/5
тел. (095) 203 6127, факс (095) 203 7184
E-mail:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

3/5 Maly Znamensky, Moscow, 121019
Russian Federation
tel. (095) 203 6127, fax (095) 203 7184
E-mail:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Архиерейскому Собору Русской
Православной Церкви

Позвольте довести до сведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви выписку из Решения Правления Международного Центра Рерихов (МЦР) от 13.07.2000:

«Правление Международного Центра Рерихов обращается к Первоиерарху и Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II , а также к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви и свидетельствует свое глубокое уважение.

В течение ряда лет Международный Центр Рерихов и рериховские организации, сотрудничающие с МЦР, подвергаются критике со стороны некоторых богословов Русской Православной Церкви в части Учения Живой Этики. В связи с этим Правление МЦР еще раз обращается к Его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви.

Провозглашенные в Учении Живой Этики идеи зиждятся на принципах культуры, высокой нравственности, сотрудничества, взаимопонимания и согласия между людьми, уважения к человеку, его правам и свободе.

По существу такие же идеи и принципы провозглашает и проповедует Русская Православная Церковь.

Международное общественное объединение «Международный Центр Рерихов» просит ответить на следующие вопросы:

– Какие конкретно действия Международного общественного объединения «Международный Центр Рерихов» и сотрудничающих с МЦР рериховских организаций «целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой»? (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. п.4).

– Каковы основания и аргументы причисления Русской Православной Церковью Учения Живой Этики к учениям «сект» и «новым религиозным движениям»? (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. пп.5, 13).

– Какими основаниями и аргументами руководствуются богословы Русской Православной Церкви, когда они относят Международное общественное объединение «Международный Центр Рерихов» к «псевдохристианским сектам» и «новым религиозным движениям»?

Правление МЦР на основании выводов юридической и научной экспертизы о том, что Международный Центр Рерихов и сотрудничающие с МЦР рериховские организации не являются ни сектой, ни тоталитарной сектой, ни религиозной сектой, ни новым религиозным движением просит вывести из Определения Архиерейского Собора 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (в любой удобной для Русской Православной Церкви форме) фразу :

«Усиленно пропагандируется “Учение живой этики”, введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также “Агни-йогой”».

Правление Международного Центра Рерихов надеется, что это будет способствовать установлению взаимопонимания и согласия между людьми.

С аналогичным письмом Правление Международного Центра Рерихов обратилось к Его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

Приложение: 83 листа.
С глубоким уважением.


--------------------------------------------------------------------------------

Секретарю правления
Международного центра Рерихов
И.В.Орловской

Уважаемая Ирина Владимировна!

Сообщаю, что письмо и подборка документов, направленная Вами Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, получена. Относительно ряда вопросов, поставленных в Вашем письме, хотел бы сказать следующее.

Согласно одному из документов Юбилейного Архиерейского Собора нашей Церкви, носящему название «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, о которой Сам Спаситель сказал:«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18).

В этом же документе говорится, что Церковь несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3). Она предлагает человеку путь религиозной и нравственной жизни, который один в полной мере способен помочь ему обрести Истину.

Ни одно другое религиозное или философское учение не воспринимается в Православии в качестве такого пути. Поэтому само представление о равенстве подобных учений уже противоречит духу Православия. Попытка же синкретического «слияния» или «объединения» Православия с другими, внешними для него религиозно-философскими взглядами – несовместима с пребыванием в Церкви Христовой. Посему говорить о каком бы то ни было единстве учения Международного центра Рерихов и Православной Церкви не имеет смысла. Именно это, в частности, констатировал Собор 1994 года, принимая определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», которое остается в силе и пересмотр которого в ближайшее время не предполагается.

Естественно, это определение не следует воспринимать как призыв к какого-либо рода репрессиям. Не надо и приравнивать его к проклятию, как это иногда некорректно делается журналистами. Однако, если последователи учения Рерихов действительно хотят пребывать в лоне Святой Церкви, им надлежит сделать выбор в пользу признания уникальности христианского, церковного пути к вечному спасению, отказаться от элементов синкретизма и плюралистического подхода к вопросу об истине, а также от признания положительного значения за нехристианскими мистическими практиками.

С уважением,

Заместитель председателя
Отдела внешних церковных сношений
Московского Патриархата
архимандрит Марк (Головков)

--------------------------------------------------------------------------------

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
РЕРИХОВСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ

Архиепископу Тверскому
и Кашинскому Виктору

Уважаемый архиепископ Тверской и Кашинский Виктор!

Наше обращение к Вам вызвано Вашим праздничным посланием «С Великим праздником Рождества Христова», опубликованным в газете «Тверские ведомости» № 2(11–36) от 5–11 января 2001 года. Прошло немало времени, но актуальность проблемы, побудившей наше письмо, не утрачена и не утратится до тех пор, пока не прольется свет справедливости.

В Вашем Рождественском послании Вы сокрушаетесь о нынешнем «подлинном нашествии всевозможных зловредных сект». Мы понимаем Вашу заботу о чистоте и целостности Православия на Тверской земле. Но мы были глубоко изумлены тому, что Вы причисляете и нашу организацию к категории тоталитарных сект. Известно, что секта – это религиозная группа, отмежевавшаяся от господствующей церкви, или обособленная община, замкнувшаяся в своих узких интересах.

Но это не имеет к нам никакого отношения.

Наша общественная организация существует почти 10 лет, зарегистрирована в органах Юстиции и занимается культурно-просветительской деятельностью, соблюдая Устав организации, Гражданский Кодекс и Конституцию России.

Учение Живой Этики и философские труды Рерихов не являются религиозными, и уж тем более антихристианскими, и уж тем более, как Вы выражаетесь, «дьявольскими кознями, направленными против церкви».

Широкие гуманистические идеи Рерихов становятся все более актуальными в современном мире; Рериховская формула «Мир через Культуру» понятна человеку любой страны, любой народности, любого вероисповедания.

Постигая основы нового мировоззрения, новых направлений науки, укрепляя идею целительной силы Культуры и светлого мышления, мы с глубоким уважением относимся к Православию и никогда не оскорбляли религиозных последователей и служителей церкви.

На основании каких законов Российской Федерации или иных нормативных правовых основ или постановлений Верховного Суда Российской Федерации Вы определяете нашу деятельность как деструктивную, тлетворную и относите нашу организацию к «новому религиозному движению»?

Очень надеемся, что недоразумения в понимании деятельности нашей организации разрешатся ко благу.

С уважением и надеждой на взаимопонимание,

Председатель Тверской областной
Рериховской общественной организации Чечина Т.И.

--------------------------------------------------------------------------------

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ
РЕРИХОВСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ЧЕЧИНОЙ Т.И. от руководителя
информационно-аналитического
центра св. Марка Эфесского
протоиерея Александра Шабанова

Уважаемая госпожа Председатель!

По благословению Его Высокопреосвященства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, отвечаю на Ваше письмо к Владыке от 12.03.01 г.

Для меня оказалось приятной новостью известие, что Вы и возглавляемая Вами организация так внимательно изучает церковные документы, в частности праздничные послания Его Высокопреосвященства. Надеюсь, это станет доброй традицией. Всех сотрудников центра св. Марка тронул стиль, лаконичность и правоведческая осведомленность авторов письма. Постараюсь быть столь же немногословным и развеять ваши «изумления».

«Актуальность проблемы, – пишете Вы, – не утрачена и не утратится до тех пор, пока не прольется свет справедливости». Смею напомнить, что «свет справедливости» «пролился» уже 7 лет назад, когда Архиерейский собор в декабре 1994 года принял «Определение о псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Этот документ предупреждает всех граждан, относящих себя к Русской Православной Церкви, об опасности для спасения души обращения к различного рода оккультным учениям и практикам, среди которых названа и «живая этика». Позволю себе небольшое цитирование: «Усиленно пропагандируется “Учение живой этики”, введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой… Люди, разделяющие учение этих сект и движений (т.е. и рерихианского), а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви». Цитируемый документ был пояснен в письме митрополита Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, главе «Международного центра Рерихов» Г.Печникову в 1995 году. Митрополит писал: «Наша Церковь ни в коей мере не берется судить о достоинствах культурного и художественного наследия семьи Рерихов, равно как не пытается оценивать живопись Николая Константиновича. Но мы обязаны высказать точку зрения Церкви на учение, претендующее быть новым откровением для мира, и тем предостеречь неискушенного человека, не получившего в силу существовавших запретов нормального христианского воспитания, от уклонения от истинного пути святоотеческого богопознания. Именно поэтому Архиерейский Собор, руководствуясь учением Господа нашего Иисуса Христа, следуя Святому Преданию и многовековым традициям нашей Церкви, указал в своем Определении на несовместимость “учения живой этики” с Православием, а ее последователей назвал отлучившими самих себя от Церкви».

«Определение» – есть соборное мнение священноначалия, разработанное при участии богословов и религиоведов нашей Церкви, так что теперь моя очередь «изумляться» Вашей неосведомленности о столь важном мнении Русского Православия. Его Высокопреосвященство, по сути, ничего нового не произнес, и в «Рождественском Послании» еще раз напомнил верующим своей епархии о духовной, подчеркну, именно духовной, а не социальной или политической опасности, исходящей от учений, подобных «живой этике». Он – Архипастырь, и кому, как не ему, нести попечение о своих христианах, свидетельствуя чистоту Православия. В данном случае Высокопреосвященнейший Владыко в согласии с церковным «Определением» пишет: «Не утихает тлетворная работа сект, скрывающих свою религиозную суть и рядящихся в одежды различных просветительских обществ – таковы «Новый Акрополь» (агрессивная тоталитарная секта латиноамериканского происхождения) и так называемые рерихианцы, под видом культурно-просветительских акций пропагандирующие антихристианское оккультно-теософское учение Николая и Елены Рерихов, известное как «живая этика», или Агни йога. Бурную издательскую деятельность в целях прикрытия своей «целительной» практики (запрещенной Министерством здравоохранения РФ как наносящей вред здоровью) развернули в последние годы на тверской земле активисты одного из «терапевтических культов» – изгнанные в свое время из Подмосковья и «окопавшиеся» вблизи Торжка последователи Виктора Давидовича Столбуна».

Насколько я понял, Вас огорошило слово «секта». Вы пишете: «Известно, что секта – это религиозная группа, отмежевавшаяся от господствующей Церкви, или обособленная община, замкнувшаяся в своих узких интересах», а далее резюмируется: «…что это не имеет к нам никакого отношения». К сожалению, Вы не указываете, откуда это «известно», и тем более остается открытым вопрос, «что именно не имеет к вам отношение»? Понятие «секта», употребленное в «Послании» и широко используемое в СМИ, смею уверить, имеет религиоведческий, т.е. научный характер. Оно гораздо шире предложенной Вами версии, и, чтобы не перегружать эти страницы цитированием, рекомендую обратиться к учебникам для ВУЗов: «Религиоведение» Гараджа В.А. (М., 1995 г.) и «Религиоведение» Яблоков. (М., 1999 г.). То, что Владыко называет вашу деятельность «деструктивной, тлетворной» и относит рериховскую идеологию к «новым религиозным движениям», вполне справедливо. Если человек принимает идеи «живой этики», то он не принимает учение Христа, сказавшего: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10.32). Следовательно, такой «неисповедающий» Христа человек лишается спасения, а распространяя эти идеи, он соблазняет других людей: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня: тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк.9.42). Так что деятельность упомянутой личности справедливо может считаться для духовной жизни «деструктивной и тлетворной».

Одной из уловок сектантства всегда было заявление о собственной мифической древности или некой преемственности, но ваши авторы, Рерихи, умерли менее века назад, и для Церкви Христовой, вступившей в третье тысячелетие своей истории, их «Учение» является «новым», следовательно, и ваша группа может считаться «новым религиозным движением». Что плохого или несправедливого в этой формулировке? А закон Российской Федерации здесь совершенно ни при чем.

В нашей с Вами телефонной беседе Вы спросили, является ли двухтомная работа диакона Андрея Кураева мнением всей Церкви? Обращаю Ваше внимание на то, что книга о. Андрея «Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и Православии» вышла в свет спустя два года после вышеприведенных слов Митрополита Кирилла и, согласно аннотации, «Рекомендована к печати отделом Религиозного образования и катехизации Московского Патриархата». В своем исследовании о. Андрей подробно разобрал все те идеи «живой этики», что были определены Церковью как еретические. И вот что любопытно: Ваши единомышленники до сих пор не почли возможным что-либо внятно, на серьезном научном (религиоведение считается научной дисциплиной) уровне ответить автору «Сатанизма для интеллигенции». Ну да это их дело.

Вернемся к Вашему письму. Там есть такой фрагмент: «Учение “живой этики” и философские труды Рерихов не являются религиозными и уж тем более антихристианскими…» Простите, но разве Рерихи в Агни Йоге сообщали что-то про особенности суглинка в среднерусской полосе или разрабатывали двигатель внутреннего сгорания? Занимались ли они вообще наукой? Разве не Е.Рерих в «Письмах 1929–38» (Т.1 С.344) ободряет своего читателя: «Итак, не горюйте об утрате антропоморфного Бога. Вместо одного, Недосягаемого и Непознаваемого Образа, ибо “Бога никто никогда не видел”, перед Вами встает грандиозная цепь Иерархии Сил света». Во втором томе тех же писем Ваш «ученый и гуманист» сообщает: «Абсолют вмещает все вселенские проявления, Абсолют из своего абсолютного Единства при проявлении становится Абсолютом беспредельной дифференциации и ее следствий – относительности и противоположений. Так в своем космическом аспекте Сатана не есть существо, но лишь олицетворение следствий дифференциации относительности и противоположений» («Письма 1932–1955». С.433). Не собираюсь анализировать приведенные пассажи, хочу только полюбопытствовать: это и есть «гуманистические идеи, все более актуальные в современном мире?» Ваш странный лозунг «Мир через Культуру» (Где ключевой глагол? Мир через «культуру» что? – познается, меняется или завоевывается?) легко сбивает с толку неподготовленного человека, т.к. Вы умалчиваете, что культура (отчего писать это слово с прописной буквы?) для рерихианцев – это прежде всего многотомная «Агни Йога» и «Письма Е.Рерих». Русская культура создана благодаря Православию, с которым Ваши «мыслители» находились, мягко говоря, в состоянии конфронтации, спокойно обходилась и далее сохранится без новых переизданий книг тех людей, что приветствовали приход большевиков к власти, а о Спасителе говорили: «Так произошли странные кощунственные явления: страшное внушение понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от первородного греха и всех последующих» («Письма Е.Рерих. 1932–55». С.426). Скажите, как православный человек может после этих слов, которые являются надругательством над его верой в спасительную Жертву Голгофы, серьезно относиться к Вашей декларации: «…мы с глубоким уважением относимся к Православию».

Простите, т.к. оказался нечестен, пообещав сохранить немногословность, но Ваши «надежды, что недоразумения в понимании деятельности рериховской организации разрешатся ко благу» (к чьему благу?), остаются скорее мечтами.

О «деятельности» Его Высокопреосвященство, кстати, и не говорил, хотя вера уже есть дело, а Вы верите (как бы этот факт Вами и не оспаривался) в то, что, по мнению Церкви, является оккультным учением и подлежит анафематствованию по «Чину Торжества Православия»: «Не верующим, что Бог есть Троица – анафема».

Да просветит Господь Вас светом Богопознания Своего.

С уважением, протоиерей А.Шабанов

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 310