Параллели в жизненном и творческом пути Рерихов и В.И.Вернадского

М.Н. Чирятьев,
членкор Международной академии наук экологии,
безопасности человека и природы,
вице-президент Международной Лиги защиты Культуры,
почетный председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР,
Санкт-Петербург

 

К началу ХХ века человечество снова оказалось перед необходимостью коренных социальных изменений. К этим срокам в России созрели силы для одухотворения неотвратимых преобразований. Сущностными выразителями этих сил были мыслители-космисты.

В ряду особо грандиозных явлений прошлого столетия, озаривших человечеству высокие пути эволюционного развития, запечатлелись судьбы и творческие достижения В.И.Вернадского и семьи Н.К.Рериха.

 

Стремление к братству

Еще в школьные годы Николай Рерих слышал бывавшего в их доме Д.И.Менделеева и воспринял его слова как напутствие: «Высшее развитие – в творчестве, если только подражать, да потреблять, так не выжить человечеству, как не выжили мамонты» [цит. по: 1, с. 11]. Тяга к созиданию и служению Красоте сочеталась у Николая Рериха со стремлением обрести в жизни друзей и единомышленников, способных к высокому сотрудничеству. В дальнейшем именно членам семьи Н.К.Рериха суждено было явить миру созидательный пример выявления Красоты высших форм эволюционного творчества в искусстве, философии, литературе, науке и культурной деятельности.

В конце XIX века умы российской интеллигенции были увлечены поиском нравственного смысла в жизни. И когда Л.Н.Толстой опубликовал несколько работ («Исповедь» и «В чем моя вера?» (обе 1884) и др.), в которых изложил свои религиозно-философские взгляды, встретиться с великим писателем захотели многие. В числе его собеседников были и В.И.Вернадский (в 1893), и Н.К.Рерих (в 1897).

В 1880 г., выступая на открытии в Москве памятника А.С.Пушкину, Ф.М.Достоевский определил «силу духа русской народности» как «стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и всечеловечности». Он утверждал, что стать настоящим русским, может быть, и значит – стать братом для людей, стать всечеловеком, «потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей» [2].

Идеи братства и исконного единства человечества были близки представлениям буддизма, учению Веданты и явленному в это же время в Индии духовному опыту и поучениям святого Рамакришны. В ноябре 1881 г. с ним впервые встретился Вивекананда, ставший позже ярчайшим выразителем идей всеединства, указавший пути их практической реализации и принесший Западу знания многотысячелетней мудрости Востока. Тех, кто искал свое призвание в осуществлении социальных реформ, Вивекананда спрашивал: «Действительно ли вы чувствуете, что готовы все сделать для ваших братьев? Действительно ли вы чувствуете, что в мире так много нищеты, невежества, суеверия? Действительно ли вы чувствуете, что люди – ваши братья? Действительно ли охватила, пропитала эта идея все ваше существо, бежит в вашей крови, наполняет каждый атом вашего тела?» [3, с. 9].

Учение и жизнь Рамакришны и Вивекананды станут и для Рерихов, и для Вернадского предметом изучения и почитания. Так, Елена Ивановна Рерих первая познакомилась с трудами индийских мыслителей и приобщила к ним мужа, а В.И.Вернадский в Англии в 1923 г. приобрел полное собрание сочинений Свами Вивекананды и в своих научных обобщениях не раз обращался к его мыслям.

Братство в высшем его проявлении, как Обитель Великих Учителей Востока, стало коренным понятием и источником высокого вдохновения всех Рерихов. Личный опыт одухотворенного братского общения озарил жизнь и искания и В.И.Вернадского.

Союз друзей Вернадского, названный «Братством», сложился в 1886 году. По мнению членов содружества, средствами борьбы за прогресс должны быть самоусовершенствование, просвещение народа, научная и просветительская деятельность. Правила поведения членов «Братства» гласили: «1. Работай как можно больше. 2. Потребляй (на себя) как можно меньше. 3. На чужие нужды смотри как на свои» [4, с. 42]. Члены кружка, просуществовавшего несколько лет, оставались братьями по духу до конца жизни. Они, как писал И.Гревс, «высоко ставили культуру и личность, признавая великими путями для их развития науку и просвещение» [там же]. Толстовская формула «основою жизни – искание истины» стала одним из любимых девизов Вернадского и его друзей. Подытоживая опыт «Братства» и отмечая, что оно привлекло ряд замечательных людей, хотя и не привело к большому движению, В.И.Вернадский в 1934 г. вспоминал о высоких помыслах его членов: «Свободное научное искание в гуще жизни, направление и усиление научной мысли на рост мощи человечества на почве уважения к человеческой личности, к свободе человека, не только политической, но и социальной, религиозной, национальной, бытовой, искание нового построения быта, освобождение людей от социального гнета, любовное отношение друг к другу» [цит. по: 5]. Таков был идеал братства.

Разные степени опыта братских отношений неминуемы на пути каждого, избирающего служение общему благу. Выбравшим этот прекрасный, но тяжкий путь придется идти во всей суровой красоте самоотречения. Каждый из Рерихов шел этим путем, окрашивая его своеобразием своей высокой миссии.

В 1894 г. вместе с Львом Антокольским Николай Рерих разрабатывает «Устав кружка художников для взаимного самообразования». Этому кружку не удалось осуществиться, но Рерих мечтал «найти товарищей, соединиться, связать себя с ними общим делом и, устроив подобную дружину – кружок, – помогать друг другу облегчать всевозможные трудности, так чтобы невозможное или, во всяком случае, почти не выполнимое для одного стало легко достижимым многими...» [6, с. 9]. Занимаясь самообразованием и постоянно совершенствуясь в художественном мастерстве, Н.К.Рерих в зрелости достиг вершин духовного синтеза. И Е.И.Рерих, имея огромные накопления духа, также обладала редчайшей способностью прозревать суть явлений. Поэтому она могла в своих философских трудах глубоко рассуждать как о духовных и космологических вопросах, о сущностной общности основ мировых религий, так и предвидеть области научных направлений будущего, связанные с новым этапом космической эволюции. Их сыновья Юрий и Святослав тоже проявили яркие способности к междисциплинарному синтезу знаний и культурному совершенствованию.

Интересны пересечения круга друзей и знакомых Рерихов и Вернадского. Д.И.Менделеев, бывавший в родительском доме Н.К.Рериха, в университете читал курс лекций В.И.Вернадскому. Дружеские отношения связывали В.И.Вернадского с философом-интуитивистом Н.О.Лосским, с которым Рерих переписывался, как и с сыном В.И.Вернадского Георгием – историком и ярким представителем евразийства. Ю.Н.Рерих и Г.В.Вернадский тоже состояли в переписке и высоко оценивали научные достижения друг друга.

Более тесные отношения сложились у В.И.Вернадского и Рерихов с выдающимся биологом С.И.Метальниковым. Вернадский сдружился с ним во время работы в Таврическом университете, а в 1920-х годах, после его эмиграции, общался с ним в Париже, где тот возглавил одну из лабораторий Института Л.Пастера. С Рерихами Метальников сотрудничал, будучи членом-корреспондентом Гималайского Института научных исследований «Урусвати».

Странным образом распорядилась судьба: ведь Академический дом у Николаевского моста в Санкт-Петербурге, в котором в 1920-е годы жил В.И.Вернадский с семьей, расположен прямо напротив углового дома, где в 1874 г. родился и 25 лет жил Н.К.Рерих. В Академическом доме жили и некоторые другие члены «Братства». Там велись беседы со многими выдающимися учеными по разным научным областям и иногда проходили заседания Комиссии по истории знаний. Среди тем, рассматриваемых на Комиссии, были доклады, представляющие историю науки Индии, Китая, Ирана, Египта. Из членов Комиссии, кроме С.Ф.Ольденбурга, дружеские отношения связывали Вернадского и с буддологом Ф.И.Щербатским, китаистом В.М.Алексеевым, арабистом И.Ю.Крачковским. Н.К.Рерих вместе с С.Ф.Ольденбургом и Ф.И.Щербатским работал в комитете по созданию Буддийского храма в Санкт-Петербурге.

Интересно отметить, что в 1911 г., планируя переезд из Москвы в Санкт-Петербург, В.И.Вернадский готовил создание геохимической лаборатории. Он отправил в Петербург своего помощника К.А.Ненадкевича, чтобы заранее, до выделения академических площадей, снять в частном доме квартиру для лаборатории. После поисков тот случайно обнаружил подходящую квартиру в Биржевом переулке, оказавшуюся квартирой вдовы А.И.Куинджи – учителя Н.К.Рериха. Там и разместилась первая в мире геохимическая (минералогическая) лаборатория.

Таким образом в отдельных местах, пусть даже в разное время, пересекаются судьбы, мысли и устремления высокоодаренных людей, возникают невидимые магниты накоплений духа человеческого. Творческие поиски и размышления о жизни создают те негасимые факелы духовной энергии, незримые связи, которые просветляют пространство до сих пор.

 

Водительство духа

Как и Н.К.Рериху, В.И.Вернадскому из-за болезни легких пришлось покинуть Петроград. Случилось это в 1917 г., когда Рерихи уже жили в Финляндии. И для них, и для Вернадского эти годы небывалых социальных потрясений, начавшихся в России и изменивших мир, были временем обретения духовного смысла, вдохновенных озарений, ставших напутствием к великому служению человечеству. В эти тревожные дни Н.К.Рерих писал А.Н.Бенуа: «Каждый день приносит ужасные вести: помни, что я живу на Yhin-lahtia, а в переводе: на заливе Единения. Само слово напоминает о том, что нужно, чтобы спасти Культуру, спасти сердце народа. Неужели опять вернуться к культурному безразличию. Неужели можно думать о свободной жизни без знания, без радости искусства» [7, с. 11].

Н.К.Рерих, читая «Провозвестие Рамакришны», начал открывать великие мысли Востока о сущности Вселенной и предназначении человека, о необходимости осознавать исконное Единство космоса, человека и природы. «Знай, что то, которым проникнуто все сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению то Единое, незыблемое. Преходящи лишь формы этого Воплощенного, который вечен, неразрушим и необъятен. Поэтому сражайся» [8, с. 44]. Вернадский, размышляя о начале и вечности жизни, говорит о ее космических истоках, доказывая это тем, что в разные геологические эпохи можно обнаружить проявления живого вещества. Ссылаясь на индийскую религиозную мысль и особенно на буддизм, он поясняет, что в них «вопрос о начале мира или жизни не будет казаться неизбежным. Извечное существование живого будет для них более понятным, чем его появление во времени» [9, с. 53]. Действительно, Восток знает, что эволюция происходит по циклическим законам и многообразные сменяющиеся формы материи являются выражением Единого вечного Принципа.

Зов Востока, открывший знания космической эволюции, и забота о Культуре стали вдохновенными истоками трудов и свершений, наполнивших героические жизни всех членов уникальной семьи Рерихов. «Да будет благословенно все, что проходит в жизни под знаком водительства духа», – говорил Н.К.Рерих [8, с. 31].

В те революционные годы В.И.Вернадский полностью погружается в размышления о «живом веществе», готовясь концептуально обосновывать учение о биосфере. В 1920 г. в Крыму во время болезни он испытал состояние духовного откровения, в котором ему была показана будущая жизнь и предсказаны новые научные направления и организации, которые он будет создавать.

Те далекие годы удивительным образом напоминают современность. После Брестского мира большая часть Украины была отдана немцам и повсеместно происходили столкновения большевистских и националистических сил. В.И.Вернадский прекрасно понимал, что «только культуру можно противопоставить наступившему разгулу примитивных страстей! Независимо от того останется ли Украина самостоятельной или нет» [4, с. 120]. Работая в Крыму, он призывал не упустить дающиеся эволюционные возможности: «Наше время – время крушения государства, полного развала жизни, ее обнаженного цинизма, проявления величайших преступлений, жестокости; ... время обнищания, голодания, продажности, варварства и спекуляции – есть вместе с тем и время сильного, искреннего, полного и коренного подъема духа. Это время, когда все величайшие задачи бытия встают перед людьми как противовес окружающим их страданиям и кровавым призракам. Сейчас каждый из нас должен искать устоев новых для жизни, проверить богов, которым он поклонялся, совершить в своей душе переоценку духовных ценностей» [4, c. 117].

 

Космизация знаний

В Учении о биосфере и ноосфере Вернадского говорится о целостности природного бытия, о взаимопроникновении живого и косного вещества в биосфере, о материально-энергетических обменах и преобразованиях, которые выражаются в движении атомов, вызванном живым веществом. Этот биогенный ток атомов пронизывает всю биосферу, формирует ее, в этом «токе атомов и в связанной с ним энергии проявляется резко планетное, космическое значение живого вещества. Ибо биосфера является той единственной земной оболочкой, в которую непрерывно проникают космическая энергия, космические излучения, ... прежде всего лучеиспускание Солнца.» [10, с. 16]. Вернадский близко подходит к пониманию того, что, по большом счету, нет мертвого вещества, а «косное вещество» биосферы, будучи вовлеченным в процессы обмена с живым веществом, обладает другими мерностями и в своей геометрии отличается от живого материально-энергетически. На атомном уровне процессы обмена соединяют ту границу между живым естественным телом биосферы, его комплексами и косными естественными телами, которую В.И.Вернадский считал непроходимой [10, с. 25, 166–178], хотя и отмечал, что «жизнь миграциями атомов в жизненном процессе связывает в единое целое все миграции атомов косной материи биосферы» [10, с. 128]. Тем не менее, В.И.Вернадский во многом оказывается близок взглядам Рерихов, а также мыслителям Востока, которые каждый атом наделяют сознанием.

Будучи космистом и энциклопедистом, Вернадский промыслил и обосновал последовательное созидание всех слоев биосферы и неизбежность появления ноосферы, показав, как биогеохимическая энергия обеспечивает все взаимосвязи. Он был учеником В.В.Докучаева, выдающегося ученого-почвоведа, создавшего новое научное направление – генетическую и динамическую минералогию – близкое натурфилософии, объединяющей разные царства природы и стихийные силы закономерными взаимосвязями. В.И.Вернадский развил эти представления до учения о биосфере и ноосфере. Он считал минералы памятниками реакций, происходивших на земле. «Историю планеты можно рассматривать, как историю интенсивного изменения материи в одном месте мирового пространства» и узнавать о космических процессах можно, изучая распределения «реакций на земле в пространстве и времени», а также свойства метеоритов [11, с. 42]. Но ведь и Н.К.Рерих, с ранних лет занимаясь археологией, видел в ней книгу, по которой можно читать историю прошлого. Позже он придет к возможности сопоставительного анализа взаимосвязей культур, а Ю.Н.Рерих в своих научных трудах углубит понимание роли кочевых народов в процессах культурогенеза. Светоносные кристаллы, образующиеся в огненных земных недрах, кристаллы мыслей и духовных отложений, о чем говорится в Живой Этике и трудах Е.И.Рерих, а также то, что П.А.Флоренский в письме В.И.Вернадскому предлагал назвать пневматосферой [см. 12], создают мост, связующий литосферу с ноосферой и космосом.

Поэтому не удивительно, что Вернадский приходит к заключению, что высшей формой биогеохимической энергии является энергия человеческой культуры. Неустанно отстаивая ведущее и спасительное значение культуры в духовной эволюции, и Рерих прекрасно понимал, что благодаря ей под руководством Учителей человечества создается более совершенный человек.

В.И.Вернадский ввел понятие биогеохимической энергии, которая по своим проявлениям в определенном смысле близка «психической энергии» и о свойствах которой много сказано в Живой Этике, статьях и письмах Рерихов. Следующий, решающий шаг, приводящий к онтологичности психических процессов, важнейшая роль в которых принадлежит энергии мысли, В.И.Вернадский сделать так и не смог. Вновь и вновь великий ученый мучился над решением загадки природы мысли: «Научная мысль сама по себе не существует, она создается человеческой живой личностью, есть ее проявление. В мире реально существуют только личности, создающие и высказывающие научную мысль, проявляющие научное творчество – духовную энергию» [13, с. 233]. Аналогией этого ускоряющегося процесса, который под воздействием научной мысли в ХХ веке стремительно преобразует биосферу, изменяет явления жизни, геологические процессы, энергетику планеты, может быть, по мнению В.И.Вернадского, взрыв. То есть все, казалось бы, говорит об энергетических процессах. Но Владимир Иванович пишет: «Здесь перед нами встает загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен» [4, с. 516]. В отличие от сомнений В.И.Вернадского, для Рерихов мысль – высшая творческая сила, данная эволюцией человеку. Мысль для них, бесспорно, – энергия, она является одной из дифференциаций Всеначальной энергии. В Живой Этике утверждается: «Не только сами мысли производят явления физические, но конденсация энергии посылаемой дает сильные реакции <...> Мир мысли есть достояние будущего. Исследования мысли направят и к психической энергии» [14, 452].

И еще нужно отметить, что даже принципы организации научных исследований были родственны у великих мыслителей-космистов. Рерихи создали в Индии в 1928 году Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», ставший ярким примером новых возможностей комплексных исследований, основанных на методологии Учения Живой Этики, которая принципиальным образом начала преображать и одухотворять пути науки. Вернадский основал целый ряд новых научных направлений исследований, таких как биогеохимия, радиохимия, создал в 1922 г. в Петрограде Радиевый институт, организовал в 1927 г. в Академии наук СССР отдел живого вещества, внес большой вклад в развитие геохимии и т.д. Начиная с 1920 года В.И.Вернадский размышлял о необходимости организации Международного Института живого вещества, который «должен был являться типом тех новых могучих учреждений для научной исследовательской работы, которые в будущем должны совершенно изменить весь строй человеческой жизни, структуру человеческого общества» [15].

Исследование созвучия научных и философских взглядов великих русских мыслителей-космистов Е.И.Рерих, Н.К.Рериха и В.И.Вернадского во многом способствует развитию новой целостной научной картины мира, объясняющей связь человечества с космосом.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1972.

[2] Достоевский Ф.М. Пушкин [Произнесено 8 июня 1880 г. в заседании Общества любителей российской словесности] // Частная коллекция. Онтология творчества: сайт. Режим доступа: http://www.karevskiy.iu/publ/7-1-0-94 (дата обращения: 12.08.2010).

[3] Вивекананда Свами. Мой учитель // Практика религий. СПб., 1993.

[4] Владимир Вернадский: Жизнеописание, избранные труды, воспоминания современников, суждения потомков. М.: Современник, 1993.

[5] Федоров П.П. Вернадский: жизнь, наука, особенности мышления // Павел Федоров: личный сайт. Режим доступа: http://pavel-fedorov.sitecityru/ ltext 1010183010.phtm!?p ident=ltext 1010183010.p 1310065247 (дата обращения: 05.10.2013).

[6] Рерих Н.К. Слово, приготовленное для первого собрания кружка // Рериховский Вестник. 1989. Июль-декабрь. Ленинград–Извара, 1991.

[7] Письмо Н.К.Рериха А.Н.Бенуа от 17.07.1917 // Рерих Н.К. Письма к А.Н.Бенуа. СПб., 1993.

[8] Рерих Н.К. Пламя // Рерих Н.К. Пути Благословения. М.: Российский Духовный Центр, 1992.

[9] Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. Петроград, 1922.

[10] Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.

[11] Страницы автобиографии В.И.Вернадского. М.: Наука,1981.

[12] Письмо П.А.Флоренского В.И.Вернадскому от 21.09.1929 // Переписка В.И.Вернадского и П.А.Флоренского // Новый мир. 1989. № 2. С. 194– 203.

[13] Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981.

[14] Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 1.

[15] Вернадский В.И. Дневник 28. II/12. III.1920 // Архив АН СССР. Ф. 518.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 304