СЛОВАРЬ
Стр. 5.
Ригден-Джапо – Владыка Шамбалы и Великий Покровитель Мира, который должен прийти к власти после победы над злом.
Сикким – княжество в Восточных Гималаях.
Стр. 6.
Майтрейя – грядущий Будда, в буддийской мифологии Бодисаттва, до воплощения на земле обитающий на небе Тушита.
Стр. 10.
Акаша – эфир, пятый элемент материального мира, способный наполнять вселенную. Здесь может означать космос или небесное пространство.
Стр. 12.
Чинтамани – букв. «думающий камень», легендарный драгоценный камень, или «сокровище мира», исполняющий все желания своего владельца, аналог Грааля в европейской традиции.
Стр. 25.
Чома де Кереш (Чома де Кереши, 1784 1842) – известный венгерский филолог и путешественник, заложивший основы научной тибетологии.
Таши-Лама – то же, что и Панчен-Лама, второе после Далай-Ламы духовное лицо в Тибете, главный настоятель монастыря Таши-Лунпо.
Калачакра – «колесо времени», сокровенное учение в ваджраяне – эзотерическом направлении буддизма, целью которого является достижение просветления в течение одной жизни.
Бодисаттва (Бодхисаттва) – «существо, стремящееся к просветленности». Как правило, это тот, кто находится на пути к достижению совершенного знания. Все Будды до просветления были Бодисаттвами. Называют так и тех, кто добровольно остается в сансаре до тех пор, пока все живые существа не спасены.
Аттиша (Атиша, 982 1054) – прославленный бенгальский мудрец, много сделавший для распространения буддизма в Тибете. Перевел на тибетский и написал ряд собственных произведений, вошедших в тибетский канон. После смерти признан тибетцами воплощением Манджушри – Бодисаттвы мудрости.
Стр. 26.
Бодхгайя – место близ Сарнатха, где на Сиддхарту Гаутаму снизошло просветление и он стал Буддой.
Стр. 27.
Веданта – «завершение Вед», одна из шести философских систем Индии, берущая начало в учениях Упанишад, традиционно считающихся «завершением Вед».
Татхагата – «так ушедший» или «так пришедший», т.е. достигший цели или просветления, один из эпитетов Будд.
Панчен-Ринпоче – Панчен-Лама.
Стр. 30.
Ашрам – здесь обитель отшельников, место паломничества.
Стр. 32.
Дуккар Всевидящая – светлая, многорукая «Мать Мира», покровительница человечества (буддийский пантеон в Ладаке).
Стр. 33.
Шигацзе – известный город в Тибете, в верхнем течении Брахмапутры.
Манасаровар – священное озеро в Тибете, где берет начало река Брахмапутра.
Кайлас (Кайласа) – название одной из вершин Гималаев. Играет большую роль в мифологии Индии, так как считается обителью Шивы и Куберы.
Ступа – (санск. «навершие») – буддийский ритуальный памятник.
Стр. 35.
Гесэр-хан – легендарный правитель Северо-Восточного Тибета в 11 в., герой монгольских и тибетских сказаний.
Цзон-Ка-Па (Цзонхава, 1357 1419) – великий реформатор буддизма в Тибете, создатель главной школы тибетского буддизма гелугпа или «школы желтошапочников», автор множества философских сочинений.
Потала – резиденция Далай-Ламы в Лхасе.
Стр. 37.
Миларепа – буддийский отшельник (1040 1123), которого тибетцы называют «Трижды великим»: великим поэтом, великим йогом и великим святым.
Стр. 38.
Ак-Дордже – Джамьян Шадпе Агван-дзондуй, основатель и первый настоятель монастыря Лавран.
Стр. 39.
Бон-по – древняя религия Тибета, в более позднее время заимствовавшая некоторые положения буддизма. Сохранила множество пережитков шаманизма и поэтому считается буддистами религией колдовства и магии.
Стр. 41.
Пураны (букв. «древнее, восходящее к древности») – название восемнадцати религиозных индуистских произведений. Для них обязательны такие темы, как творение мира, генеалогии богов, мудрецов, прародителей человечества и царей. Помимо этого, они включают обширный мифологический и научный материал, что позволяет считать их своеобразными энциклопедиями средневековья.
Стр. 42.
Ченрези («взирающий лама») – тибетское название Авалокитешвары – Бодисаттвы великого сострадания, Верховного Божества Тибета.
Амитаба (Амитабха) – «неизмеримый свет», в мифологии тантризма один из пяти дхьяни Будд, соответствующих частям вселенной. В мандале помещается на западе.
Белая Тара – одна из 21 тар – «спасительниц», воплощений беспредельного сострадания, является их милостивой ипостасью, одной из самых известных и почитаемых в Тибете.
Пандит – индийский ученый-брахман.
Стр. 44.
Кали («Черная») – имя богини, супруги Шивы, олицетворяющей его творческую энергию. В индуистской тантре обладает своим собственным культом, требующим кровавых жертвоприношений.
Дакини – женские мистические существа, играющие большую роль в йогической практике адептов ваджраяны.
Дэвы – в индуистской мифологии небесные существа, боги.
Менгиры – мегалитические памятники в виде вертикально врытых в землю длинных камней (4 5 м и более).
Стр. 45.
Меру – мифическая гора, считающаяся центром мира. На ее вершине помещается царство Индры.
Вишну – один из высших богов индуистского пантеона, составляющий вместе с Брахмой и Шивой божественную триаду – тримурти. Несет функцию хранителя Вселенной.
Химават («снежная гора») – Гималаи.
Ману – легендарный родоначальник человеческого рода.
Лакшми – богиня счастливой судьбы и красоты, является супругой Вишну.
Нарасимха («человек-лев») – имя четвертой аватары Вишну, его воплощения в виде полу-человека, полу-льва.
Вамана – имя пятой аватары Вишну, его воплощения в виде карлика.
Балли (Бали) – царь асуров, у которого Вишну с помощью обмана отобрал три мира. Обернувшись карликом Ваманой, он пришел к нему и попросил столько пространства, сколько он сможет отмерить с помощью трех шагов. Первым шагом он пересек небо, вторым – землю, третьего он не стал делать, оставив во владении Бали подземный мир.
Брахман – здесь жрец, представитель первой варны индуистского общества.
Парашурама – «Рама с топором», шестое воплощение Вишну. Парашурама прославился как погубитель кшатриев, которых он истреблял в отместку за убийство своего отца. В мифе о нем отразилась борьба за власть между брахманами и кшатриями.
Кшатрии – воины, представители второй по значимости варны индийского общества.
Рама – имя седьмой аватары Вишну, героя древнеиндийского эпоса «Рамаяна».
Рамаяна – сказание о Раме, название эпической поэмы о жизни и подвигах Рамы, приписываемой Вальмике.
Кришна – имя восьмой аватары Вишну. Кришна – самый популярный герой индийской мифологии и почитаемый индусами бог.
Бхагавад-Гита – название религиозно-философской поэмы, написанной в форме диалога Кришны и его ученика Арджуны и включенной в VI книгу «Махабхараты».
Калки – имя грядущего освободителя мира от зла, десятой (последней) аватары Вишну.
Стр.46.
Махабхарата – название эпической поэмы, приписываемой Вьясе и рассказывающей о войне между Пандавами и Кауравами.
Вишну-пурана – название одной из пуран, посвященных Вишну.
Асуры – небесные демонические существа, враги дэвов.
Веды – священные индуистские книги, сгруппированные в четыре сборника: Ригведу, Яджурведу, Самаведу и Атхарваведу.
Шива – имя бога разрушителя мира, одного из трех главных богов, входящих в индуистскую божественную триаду. Его постоянным эпитетом является Нилакантха – «имеющий синюю шею».
Брахма – имя бога созидателя, одного из трех главных богов, входящих в индуистскую божественную триаду.
Стр. 47.
Ушаси (Ушас) – имя богини утренней зари.
Нарайяна – сын изначального мужа, обычно эпитет бога Вишну.
Майя – здесь имя матери Гаутамы Будды.
Стр. 48.
Ашока – знаменитый царь династии Маурья, правивший в 3 в. до н.э. Был покровителем и распространителем буддизма.
Стр. 49.
Субурган – монгольское название ступы.
Эрдени-дзу (цзу) – крупный монастырь в Монголии.
Дукханг (тиб.) – храм.
Белый Бурхан – мифический герой одноименного алтайского сказания.
Ойрот – легендарный друг Белого Бурхана, выходец из ойротов – народности Горного Алтая.
Стр. 51.
Сангха – община буддийских монахов, собирательный термин для обозначения буддийских монахов вообще.
Стр.54.
Менданг – святилище.
Стр. 55.
Номады – кочевники.
Стр. 56.
Дзонг – замок.
Махараджа («великий царь») – принятое в древности обращение к царям.
Асвагоша (Ашвагхоша) – буддийский поэт, живший в 1 в.н.э., автор известной поэмы «Буддхачарита» («Жизнь Будды»).
Нагарджуна – индийский мыслитель 1-2 вв.н.э., основоположник буддийской школы мадхьямиков, проповедовавших так называемый «срединный путь», учение о пустоте, отрицавших истинность понятийного мышления.
Стр. 57.
Чарльз Белл – известный тибетолог.
Капилавасту – название древнего города в Индии, где родился Будда Шакьямуни.
Кушинагар – место смерти Будды Шакьямуни.
Стр. 58.
Хинаяна («малая колесница») – одно из трех главных направлений буддизма, проповедующее достижение нирваны собственными силами и лично для себя.
Стр. 61.
Архаты – в буддизме святые, достигшие просветления сами и лично для себя; термин, обозначающий тех, кто достиг полного духовного совершенства при жизни.
Мандала – «круг», «диск», в буддизме один из сакральных символов, рассматривается как место обитания божеств или божества. Наиболее распространенной является интерпретация мандалы как модели вселенной, изображенной в виде круга или квадрата.
Эллора (Элура) – название деревни в Индии (шт. Махараштра), близ которой находится 34 высеченных в скале буддийских, брахманских и джайнских храмов (6 13 вв.), а также монолитный храм Кайласанатха (8 в.), известный своей скульптурой.
Аджанта – всемирно известный комплекс высеченных в скалах буддийских монастырей 2 в. до н.э. – 7 в.н.э. (шт. Махараштра в Западной Индии). Знаменит своей архитектурой, скульптурой и замечательной росписью (фрески).
Стр. 63.
Аланы – ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Кавказские аланы – предки осетин.
Дерге – название области Тибета.
Стр. 66.
Чантанг – Северное Тибетское нагорье.
Стр. 68.
Амбань – уездный начальник в Китае.
Стр. 70.
Терафим – предмет, на который сознательно наслаивается психическая энергия с той или иной целью.
Стр. 90.
Вриндаван – название священного леса около города Гокула в районе Махараштры, почитаемого как место, где Кришна провел свою юность, пася скот и развлекаясь с пастушками.
Стр. 91.
Индра – бог грома, молнии и войны, глава древнеиндийского пантеона. Считался вседержителем и царем богов. Его атрибут – ваджра (род палицы) стала символом царской власти.
Ракшазы – класс демонов-оборотней, принимающих облик зверей, птиц, чудовищ и вредящих человеку.
Стр. 93.
Тороки – сумки для груза на лошадях.
Стр. 107.
Дунгане – название одной из тюркских народностей.
Стр. 109.
Торгуты (торгоуты) – народность, обитающая в Западной Монголии.
Стр. 110.
Сарты – общее название оседлого населения Средней Азии.
Стр. 111.
Борах Уильям – американский политический деятель, председатель сенатской комиссии по иностранным делам в 1924 1932 гг.
Стр. 116.
Риг-Веды (Ригведа) – первая Веда, содержащая священные гимны.
Бхаскар (р. 1114) – индийский математик и астроном.
Стр. 117.
Брахмагупта – индийский математик и астроном, живший в 7 в. н. э.
Арьяварта – древняя страна, место жительства арьев ("благородных"), расположенная в районе Северной и Центральной Индии.
Атарва-Веда (Атхарваведа) – название четвертой из Вед, содержит заклинания и заговоры.
Калидаса («слуга Кали») – знаменитый поэт и драматург, живший приблизительно в 5 в. н. э., писавший на санскрите и пракритах.
Стр. 118.
Риши – мудрец.
Бос Джагдиш Чандра (1858 1937) – индийский ученый, лауреат Нобелевской премии, основавший в 1917 г. в Калькутте Институт научных исследований по ботанике, биологии, биохимии, физике.
Стр. 119.
Раман – индийский физик.
Падма Самбхава («рожденный в лотосе») – духовный учитель школы нинмапа или школы «приверженцев старых тантр» – одного из самых ранних направлений тибетского буддизма. Он был приглашен из Индии в 747 г. для распространения буддийского учения и прославился как непревзойденный маг и проповедник. Падма Самбхава почитался в Тибете наравне с Буддой Гаутамой.
Стр. 121.
Милликан (Милликен) Роберт Эндрюс (1866 1953) – американский физик. Известны его работы по кинетической теории, фотоэлектрическому эффекту, космическим лучам и др., удостоенные Нобелевской премии.
Стр. 125.
Санта Ракшита (Шантаракшита) – известный буддийский проповедник, приглашенный в Тибет из Непала в 743 г. для проповеди буддизма.
Стр. 126.
Арджуна («светлый») – имя третьего Пандава, сына Индры и Кунти; один из главных героев «Махабхараты».
Стр. 145.
Дже-Лама (Джамби, Джамацан) – калмык по происхождению, объявивший себя освободителем монголов в 20 годы ХХ в.
Стр. 146.
Панаги – кочевые племена северо-восточного Тибета.
Стр. 150.
Ли-Хун-Чан (Ли-Хун-Джан) – китайский генерал, который возвысился после падения Цинской династии в 1912 г.
Стр. 153.
Лабран – один из влиятельных в прошлом монастырей в Центральном Тибете.
Цитара (ситар) – струнный музыкальный инструмент.
Стр. 154.
Тунхан (Дуньхуан) – древний город в Китае, в Западной провинции Ганьсу; неподалеку буддийский пещерный монастырь 4 в.
Ямын – помещение местных властей.
Стр. 164.
Акбар, Джелаль-ад-дин (1542 1605) – индийский император династии Великих Моголов. Проводил политику централизации государства, прославился попытками создания синтетической религии, призванной ликвидировать религиозные разногласия в среде его подданных.
Стр. 166.
Радха – имя пастушки, возлюбленной Кришны.
Стр. 174.
Сурбаран Франсиско (1598 1664) – испанский живописец, автор фресок на мифологические сюжеты.
Холбейн (Гольбейн) Ганс (1497 1543) – немецкий живописец.
Идам – тантристское охраняющее божество, которое человек выбирает себе покровителем и защитником либо на всю жизнь, либо для совершения каких-либо обрядов. С помощью медитации адепт отождествляет себя с идамом.
Дурга – «неприступная» или «ужасающая» богиня, супруга Шивы в ее кровожадной, жестокой ипостаси.
Орканья Андреа да Чиони (1344 1368) – итальянский скульптор и живописец.
Босх Иероним – фламандский живописец (около 1450 1516) – известен произведениями на религиозно-фантастические темы.
Гриневальд (Грюневальд) Маттиас (1460 1528) – немецкий живописец, мастер алтарной росписи.