СЛОВАРЬ

Стр. 5.

Ригден-Джапо – Владыка Шамбалы и Великий Покровитель Мира, который должен прийти к власти после победы над злом.

Сикким – княжество в Восточных Гималаях.

 

Стр. 6.

Майтрейя – грядущий Будда, в буддийской мифологии Бодисаттва, до воплощения на земле обитающий на небе Тушита.

 

Стр. 10.

Акаша – эфир, пятый элемент материального мира, способный наполнять вселенную. Здесь может означать космос или небесное пространство.

 

Стр. 12.

Чинтамани – букв. «думающий камень», легендарный драгоценный камень, или «сокровище мира», исполняющий все желания своего владельца, аналог Грааля в европейской традиции.

 

Стр. 25.

Чома де Кереш (Чома де Кереши, 1784 1842) – известный венгерский филолог и путешественник, заложивший основы научной тибетологии.

Таши-Лама – то же, что и Панчен-Лама, второе после Далай-Ламы духовное лицо в Тибете, главный настоятель монастыря Таши-Лунпо.

Калачакра – «колесо времени», сокровенное учение в ваджраяне – эзотерическом направлении буддизма, целью которого является достижение просветления в течение одной жизни.

Бодисаттва (Бодхисаттва) – «существо, стремящееся к просветленности». Как правило, это тот, кто находится на пути к достижению совершенного знания. Все Будды до просветления были Бодисаттвами. Называют так и тех, кто добровольно остается в сансаре до тех пор, пока все живые существа не спасены.

Аттиша (Атиша, 982 1054) – прославленный бенгальский мудрец, много сделавший для распространения буддизма в Тибете. Перевел на тибетский и написал ряд собственных произведений, вошедших в тибетский канон. После смерти признан тибетцами воплощением Манджушри – Бодисаттвы мудрости.

 

Стр. 26.

Бодхгайя – место близ Сарнатха, где на Сиддхарту Гаутаму снизошло просветление и он стал Буддой.

 

Стр. 27.

Веданта – «завершение Вед», одна из шести философских систем Индии, берущая начало в учениях Упанишад, традиционно считающихся «завершением Вед».

Татхагата – «так ушедший» или «так пришедший», т.е. достигший цели или просветления, один из эпитетов Будд.

Панчен-Ринпоче – Панчен-Лама.

 

Стр. 30.

Ашрам – здесь обитель отшельников, место паломничества.

 

Стр. 32.

Дуккар Всевидящая – светлая, многорукая «Мать Мира», покровительница человечества (буддийский пантеон в Ладаке).

 

Стр. 33.

Шигацзе – известный город в Тибете, в верхнем течении Брахмапутры.

Манасаровар – священное озеро в Тибете, где берет начало река Брахмапутра.

Кайлас (Кайласа) – название одной из вершин Гималаев. Играет большую роль в мифологии Индии, так как считается обителью Шивы и Куберы.

Ступа – (санск. «навершие») – буддийский ритуальный памятник.

 

Стр. 35.

Гесэр-хан – легендарный правитель Северо-Восточного Тибета в 11 в., герой монгольских и тибетских сказаний.

Цзон-Ка-Па (Цзонхава, 1357 1419) – великий реформатор буддизма в Тибете, создатель главной школы тибетского буддизма гелугпа или «школы желтошапочников», автор множества философских сочинений.

Потала – резиденция Далай-Ламы в Лхасе.

 

Стр. 37.

Миларепа – буддийский отшельник (1040 1123), которого тибетцы называют «Трижды великим»: великим поэтом, великим йогом и великим святым.

 

Стр. 38.

Ак-Дордже – Джамьян Шадпе Агван-дзондуй, основатель и первый настоятель монастыря Лавран.

 

Стр. 39.

Бон-по – древняя религия Тибета, в более позднее время заимствовавшая некоторые положения буддизма. Сохранила множество пережитков шаманизма и поэтому считается буддистами религией колдовства и магии.

 

Стр. 41.

Пураны (букв. «древнее, восходящее к древности») – название восемнадцати религиозных индуистских произведений. Для них обязательны такие темы, как творение мира, генеалогии богов, мудрецов, прародителей человечества и царей. Помимо этого, они включают обширный мифологический и научный материал, что позволяет считать их своеобразными энциклопедиями средневековья.

 

Стр. 42.

Ченрези («взирающий лама») – тибетское название Авалокитешвары – Бодисаттвы великого сострадания, Верховного Божества Тибета.

Амитаба (Амитабха) – «неизмеримый свет», в мифологии тантризма один из пяти дхьяни Будд, соответствующих частям вселенной. В мандале помещается на западе.

Белая Тара – одна из 21 тар – «спасительниц», воплощений беспредельного сострадания, является их милостивой ипостасью, одной из самых известных и почитаемых в Тибете.

Пандит – индийский ученый-брахман.

 

Стр. 44.

Кали («Черная») – имя богини, супруги Шивы, олицетворяющей его творческую энергию. В индуистской тантре обладает своим собственным культом, требующим кровавых жертвоприношений.

Дакини – женские мистические существа, играющие большую роль в йогической практике адептов ваджраяны.

Дэвы – в индуистской мифологии небесные существа, боги.

Менгиры – мегалитические памятники в виде вертикально врытых в землю длинных камней (4 5 м и более).

 

Стр. 45.

Меру – мифическая гора, считающаяся центром мира. На ее вершине помещается царство Индры.

Вишну – один из высших богов индуистского пантеона, составляющий вместе с Брахмой и Шивой божественную триаду – тримурти. Несет функцию хранителя Вселенной.

Химават («снежная гора») – Гималаи.

Ману – легендарный родоначальник человеческого рода.

Лакшми – богиня счастливой судьбы и красоты, является супругой Вишну.

Нарасимха («человек-лев») – имя четвертой аватары Вишну, его воплощения в виде полу-человека, полу-льва.

Вамана – имя пятой аватары Вишну, его воплощения в виде карлика.

Балли (Бали) – царь асуров, у которого Вишну с помощью обмана отобрал три мира. Обернувшись карликом Ваманой, он пришел к нему и попросил столько пространства, сколько он сможет отмерить с помощью трех шагов. Первым шагом он пересек небо, вторым – землю, третьего он не стал делать, оставив во владении Бали подземный мир.

Брахман – здесь жрец, представитель первой варны индуистского общества.

Парашурама – «Рама с топором», шестое воплощение Вишну. Парашурама прославился как погубитель кшатриев, которых он истреблял в отместку за убийство своего отца. В мифе о нем отразилась борьба за власть между брахманами и кшатриями.

Кшатрии – воины, представители второй по значимости варны индийского общества.

Рама – имя седьмой аватары Вишну, героя древнеиндийского эпоса «Рамаяна».

Рамаяна – сказание о Раме, название эпической поэмы о жизни и подвигах Рамы, приписываемой Вальмике.

Кришна – имя восьмой аватары Вишну. Кришна – самый популярный герой индийской мифологии и почитаемый индусами бог.

Бхагавад-Гита – название религиозно-философской поэмы, написанной в форме диалога Кришны и его ученика Арджуны и включенной в VI книгу «Махабхараты».

Калки – имя грядущего освободителя мира от зла, десятой (последней) аватары Вишну.

 

Стр.46.

Махабхарата – название эпической поэмы, приписываемой Вьясе и рассказывающей о войне между Пандавами и Кауравами.

Вишну-пурана – название одной из пуран, посвященных Вишну.

Асуры – небесные демонические существа, враги дэвов.

Веды – священные индуистские книги, сгруппированные в четыре сборника: Ригведу, Яджурведу, Самаведу и Атхарваведу.

Шива – имя бога разрушителя мира, одного из трех главных богов, входящих в индуистскую божественную триаду. Его постоянным эпитетом является Нилакантха – «имеющий синюю шею».

Брахма – имя бога созидателя, одного из трех главных богов, входящих в индуистскую божественную триаду.

 

Стр. 47.

Ушаси (Ушас) – имя богини утренней зари.

Нарайяна – сын изначального мужа, обычно эпитет бога Вишну.

Майя – здесь имя матери Гаутамы Будды.

 

Стр. 48.

Ашока – знаменитый царь династии Маурья, правивший в 3 в. до н.э. Был покровителем и распространителем буддизма.

 

Стр. 49.

Субурган – монгольское название ступы.

Эрдени-дзу (цзу) – крупный монастырь в Монголии.

Дукханг (тиб.) – храм.

Белый Бурхан – мифический герой одноименного алтайского сказания.

Ойрот – легендарный друг Белого Бурхана, выходец из ойротов – народности Горного Алтая.

 

Стр. 51.

Сангха – община буддийских монахов, собирательный термин для обозначения буддийских монахов вообще.

 

Стр.54.

Менданг – святилище.

 

Стр. 55.

Номады – кочевники.

 

Стр. 56.

Дзонг – замок.

Махараджа («великий царь») – принятое в древности обращение к царям.

Асвагоша (Ашвагхоша) – буддийский поэт, живший в 1 в.н.э., автор известной поэмы «Буддхачарита» («Жизнь Будды»).

Нагарджуна – индийский мыслитель 1-2 вв.н.э., основоположник буддийской школы мадхьямиков, проповедовавших так называемый «срединный путь», учение о пустоте, отрицавших истинность понятийного мышления.

 

Стр. 57.

Чарльз Белл – известный тибетолог.

Капилавасту – название древнего города в Индии, где родился Будда Шакьямуни.

Кушинагар – место смерти Будды Шакьямуни.

 

Стр. 58.

Хинаяна («малая колесница») – одно из трех главных направлений буддизма, проповедующее достижение нирваны собственными силами и лично для себя.

 

Стр. 61.

Архаты – в буддизме святые, достигшие просветления сами и лично для себя; термин, обозначающий тех, кто достиг полного духовного совершенства при жизни.

Мандала – «круг», «диск», в буддизме один из сакральных символов, рассматривается как место обитания божеств или божества. Наиболее распространенной является интерпретация мандалы как модели вселенной, изображенной в виде круга или квадрата.

Эллора (Элура) – название деревни в Индии (шт. Махараштра), близ которой находится 34 высеченных в скале буддийских, брахманских и джайнских храмов (6 13 вв.), а также монолитный храм Кайласанатха (8 в.), известный своей скульптурой.

Аджанта – всемирно известный комплекс высеченных в скалах буддийских монастырей 2 в. до н.э. – 7 в.н.э. (шт. Махараштра в Западной Индии). Знаменит своей архитектурой, скульптурой и замечательной росписью (фрески).

 

Стр. 63.

Аланы – ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Кавказские аланы – предки осетин.

Дерге – название области Тибета.

 

Стр. 66.

Чантанг – Северное Тибетское нагорье.

 

Стр. 68.

Амбань – уездный начальник в Китае.

 

Стр. 70.

Терафим – предмет, на который сознательно наслаивается психическая энергия с той или иной целью.

 

Стр. 90.

Вриндаван – название священного леса около города Гокула в районе Махараштры, почитаемого как место, где Кришна провел свою юность, пася скот и развлекаясь с пастушками.

 

Стр. 91.

Индра – бог грома, молнии и войны, глава древнеиндийского пантеона. Считался вседержителем и царем богов. Его атрибут – ваджра (род палицы) стала символом царской власти.

Ракшазы – класс демонов-оборотней, принимающих облик зверей, птиц, чудовищ и вредящих человеку.

 

Стр. 93.

Тороки – сумки для груза на лошадях.

 

Стр. 107.

Дунгане – название одной из тюркских народностей.

 

Стр. 109.

Торгуты (торгоуты) – народность, обитающая в Западной Монголии.

 

Стр. 110.

Сарты – общее название оседлого населения Средней Азии.

 

Стр. 111.

Борах Уильям – американский политический деятель, председатель сенатской комиссии по иностранным делам в 1924 1932 гг.

 

Стр. 116.

Риг-Веды (Ригведа) – первая Веда, содержащая священные гимны.

Бхаскар (р. 1114) – индийский математик и астроном.

 

Стр. 117.

Брахмагупта – индийский математик и астроном, живший в 7 в. н. э.

Арьяварта – древняя страна, место жительства арьев ("благородных"), расположенная в районе Северной и Центральной Индии.

Атарва-Веда (Атхарваведа) – название четвертой из Вед, содержит заклинания и заговоры.

Калидаса («слуга Кали») – знаменитый поэт и драматург, живший приблизительно в 5 в. н. э., писавший на санскрите и пракритах.

 

Стр. 118.

Риши – мудрец.

Бос Джагдиш Чандра (1858 1937) – индийский ученый, лауреат Нобелевской премии, основавший в 1917 г. в Калькутте Институт научных исследований по ботанике, биологии, биохимии, физике.

 

Стр. 119.

Раман – индийский физик.

Падма Самбхава («рожденный в лотосе») – духовный учитель школы нинмапа или школы «приверженцев старых тантр» – одного из самых ранних направлений тибетского буддизма. Он был приглашен из Индии в 747 г. для распространения буддийского учения и прославился как непревзойденный маг и проповедник. Падма Самбхава почитался в Тибете наравне с Буддой Гаутамой.

 

Стр. 121.

Милликан (Милликен) Роберт Эндрюс (1866 1953) – американский физик. Известны его работы по кинетической теории, фотоэлектрическому эффекту, космическим лучам и др., удостоенные Нобелевской премии.

 

Стр. 125.

Санта Ракшита (Шантаракшита) – известный буддийский проповедник, приглашенный в Тибет из Непала в 743 г. для проповеди буддизма.

 

Стр. 126.

Арджуна («светлый») – имя третьего Пандава, сына Индры и Кунти; один из главных героев «Махабхараты».

 

Стр. 145.

Дже-Лама (Джамби, Джамацан) – калмык по происхождению, объявивший себя освободителем монголов в 20 годы ХХ в.

 

Стр. 146.

Панаги – кочевые племена северо-восточного Тибета.

 

Стр. 150.

Ли-Хун-Чан (Ли-Хун-Джан) – китайский генерал, который возвысился после падения Цинской династии в 1912 г.

 

Стр. 153.

Лабран – один из влиятельных в прошлом монастырей в Центральном Тибете.

Цитара (ситар) – струнный музыкальный инструмент.

 

Стр. 154.

Тунхан (Дуньхуан) – древний город в Китае, в Западной провинции Ганьсу; неподалеку буддийский пещерный монастырь 4 в.

Ямын – помещение местных властей.

 

Стр. 164.

Акбар, Джелаль-ад-дин (1542 1605) – индийский император династии Великих Моголов. Проводил политику централизации государства, прославился попытками создания синтетической религии, призванной ликвидировать религиозные разногласия в среде его подданных.

 

Стр. 166.

Радха – имя пастушки, возлюбленной Кришны.

 

Стр. 174.

Сурбаран Франсиско (1598 1664) – испанский живописец, автор фресок на мифологические сюжеты.

Холбейн (Гольбейн) Ганс (1497 1543) – немецкий живописец.

Идам – тантристское охраняющее божество, которое человек выбирает себе покровителем и защитником либо на всю жизнь, либо для совершения каких-либо обрядов. С помощью медитации адепт отождествляет себя с идамом.

Дурга – «неприступная» или «ужасающая» богиня, супруга Шивы в ее кровожадной, жестокой ипостаси.

Орканья Андреа да Чиони (1344 1368) – итальянский скульптор и живописец.

Босх Иероним – фламандский живописец (около 1450 1516) – известен произведениями на религиозно-фантастические темы.

Гриневальд (Грюневальд) Маттиас (1460 1528) – немецкий живописец, мастер алтарной росписи.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 485