Рерих Николай Константинович (1874 – 1947)

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.

В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.

Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».

Н.К.Рерих с сыновьями Юрием и Святославом

В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и путишествиями будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

К этому же периоду относятся и работы художника на тему христианства, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С.П. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А.П. Бородина, «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку И.Ф. Стравинского. 

Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.

Н.К.Рерих. Покров Богородицы

Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.

 

В мае 1917 года из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Константинович едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение С.П. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина и выезжает с семьей в Англию.

 

Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. 1929 - 1938

В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.

Н.К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах.

Воплощая эти идеи, Н.К. Рерих развернул в Америке широкую культурно-просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года распахнул свои двери нью-йоркский Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.

Н.К.Рерих

Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Путешествие продолжалось с 1924 по 1928 гг. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.

По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского Музея Николая Рериха и доверенное лицо Н.К. Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав Николая Константиновича, незаконно овладевает пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявляет себя его владельцем. Он тайно вывозит картины, часть из которых оставляет себе. Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор украшают частные собрания американских коллекционеров. Через некоторое время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили значительную часть картин.

Н.К.Рерих. Листы Дневника.

Н.К. Рерих продолжает свою международную культурную деятельность. В своих философско-художественных очерках он создает совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н.К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса.

В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области философии, науки, искусства, образования. Именно Николай Константинович Рерих впервые сформулировал принципиальное отличие понятий Культуры и цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Константинович, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. «Богатство само по себе еще не дает Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано ее защищать.

В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне представителями США и двадцати латиноамериканских государств. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году.

Н.К.Рерих в Кулу

В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.

Очерки и письма Николая Константиновича в этот период как никогда призывают к человеческому единению и содружеству. Самое главное, утверждает Н.К. Рерих, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты.

Эти призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строились не только искусство и литературное творчество Н.К. Рериха, но и вся его жизнь. Свидетельства современников, помимо восхищения многогранностью творческого гения, передают нам образ человека целеустремленного, поражающего своей необыкновенной духовной силой, внутренней гармонией, а также необычайной терпимостью к воззрениям других людей.

О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.

Признание заслуг в общественной, научной и художественной деятельности Н.К. Рериха ни в коей степени не повлияло на его отношение к Родине. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…

На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».

Источник: Сайт Международного Центра Рерихов

 

  • 02

    02

  • 03

    03

  • 04

    04

  • 05

    05

  • 06

    06

  • 07

    07

  • 08

    08

  • 09

    09

  • 10

    10

  • 11

    11

  • 12

    12

  • 13

    13

  • 14

    14

  • 15

    15

  • 16

    16

  • 17

    17

  • 18

    18

  • 18a

    18a

  • 19

    19

  • 20

    20

  • 21

    21

  • 22

    22

  • 23

    23

  • 24

    24

  • 25

    25

  • 26

    26

  • 27

    27

  • 28

    28

  • 29

    29

  • 30

    30

  • 31

    31

  • 32

    32

  • 33

    33

  • 34

    34

  • 35

    35

  • 36

    36

  • 37

    37

  • 38

    38

  • 39

    39

  • 40

    40

  • 41

    41

  • 42

    42

  • 43

    43

  • 44

    44

  • 45

    45

  • 46

    46

  • 47

    47

  • 48

    48

  • 49

    49

  • 50

    50

 

Основные даты жизни и деятельности

(Источник: Справочник по наследию Рерихов. Т. 2, ч. 1: Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, Ю.Н.Рерих, С.Н.Рерих. Биобиблиографический указатель. – М.: МЦР, 2016. С 22 – 26.)

1874, 27 сентября (9 октября) – родился в С.-Петербурге в семье нотариуса К.Ф. Рериха. Мать – М.В. Рерих (урожд. Калашникова).

1883–93 – учится в частной гимназии К.И. Мая.

1893–97 – учится в Императорской Академии Художеств.

1897 – присвоено звание художника за картину «Гонец. Восстал род на род», которая с дипломной выставки была приобретена П.М. Третьяковым.

1893–98 – учится в С.-Петербургском университете на юридическом факультете, посещает лекции историко-филологического факультета.

1897 – защитил университетский диплом. Приглашен на должность помощника секретаря Императорского Общества Поощрения Художеств и помощником редактора журнала «Искусство и художественная промышленность».

1897 – избран членом-сотрудником Императорского Русского археологического общества.

1896–1900 – на заседаниях ИРАО делает сообщения о результатах произведенных им археологических раскопок в Царскосельском и Петергофском уездах С.-Петербургской губ., Старорусском, Валдайском и Боровичском уездах Новгородской губ., в Порховском уезде Псковской губ. и др.

1898–99 – читает лекции в Императорском Петербургском археологическом институте на тему «Художественная техника в применении к археологии». Работает над созданием цикла картин «Начало Руси. Славяне».

1897 – командирован в Псковскую, Тверскую, Новгородскую губернии для изучения вопроса о сохранении памятников старины; в имении князей Путятиных в Бологом знакомится с Е.И.Шапошниковой.

1899 – избран помощником директора Художественно-промышленного музея ИОПХ.

1900–01 – совершенствует художественное образование в студии Ф.Кормона (Франция). Избран на должность секретаря ИОПХ.

1901, 28 октября (10 ноября) – в церкви Св. Екатерины ИАХ венчается с Е.И.Шапошниковой.

1902, 3 (16) августа – родился сын Юрий.

1903 – состоялась персональная выставка (около 200 картин и этюдов) в С.-Петербурге. Совершает большое путешествие по древним городам: Великий Новгород, Владимир, Ростов Великий, Москва, Ковно, Рига, Изборск, Печоры (более 200 населенных пунктов). Создает серию архитектурных этюдов, которые были выставлены в ИОПХ.

1903 – участвует во Всемирной выставке в Сент-Луисе (США), отмечен серебряной медалью за серию архитектурных этюдов. Осуществляет поездки в древние города (Тверь, Углич, Калязин, Валдай, Звенигород и др.).

1904, 10 (23) октября – родился сын Святослав.

1905–06 – персональная выставка в Праге, Вене, Берлине, Дюссельдорфе, Венеции, Милане (отмечен почетным дипломом) и других европейских городах.

1903 – избран действительным членом ИРАО.

1904 – избран директором Рисовальной школы ИОПХ. Путешествует по Италии и Швейцарии, одновременно знакомясь с опытом организации учебного процесса в европейских странах. В Париже избран членом Осеннего салона, в Реймсе – членом Национальной академии.

1908 – участвует в выставках в Вене, Париже, Венеции. Избран в члены правления Общества архитекторов-художников в С.-Петербурге.

1908–09 – работает над эскизами декораций и костюмов к операм «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Псковитянка» и «Князь Игорь» А.П.Бородина в антрепризе Русские сезоны С.П.Дягилева.

1909 – в Обществе архитекторов-художников выдвигает идею создания Музея допетровского искусства и быта. Избран академиком ИАХ и членом Реймской академии во Франции.

1909–14 – работает над созданием внутренней росписи храма Святого Духа в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкино под Смоленском. Принимает участие в работе талашкинских мастерских (эскизы для деревянной мебели, утвари, майоликовых фризов и др.).

1910 – участвует в выставках: Союза русских художников, «Мира искусства», международных выставках в Брюсселе, Мюнхене, Париже, Лондоне. Избран председателем возобновленного объединения «Мир искусства» и почетным членом ИМАИ. Командирован ИАК для проведения раскопок в Новгородском кремле и на Рюриковом городище. Выступает инициатором создания Музея допетровского искусства и быта, организует первую экспозицию предметов каменного века из своей археологической коллекции.

1910–12 – пишет либретто, эскизы костюмов и декораций для балета И.Ф.Стравинского «Весна священная» для антрепризы С.П.Дягилева; создает эскизы декораций и костюмов к пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт» для МХТ, к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда» для частной оперы С.И.Зимина. Участвует в организации Всероссийского съезда художников как учредитель и член комитета.

1913 – участвует в организации Выставки русского народного искусства при Осеннем салоне в Париже. В музее Чернуски посещает выставку предметов восточного искусства В.В.Голубева, привезенную им из экспедиции в Азию. Пишет статью «Индийский путь».

1914 – в издательстве И.Д.Сытина выходит в свет 1-й том Собрания сочинений Н.К.Рериха. Участвует в выставке объединения «Мир искусства» в Риме; в Балтийской выставке в Мальмё (Швеция), благотворительных выставках и аукционах в пользу раненых на фронтах Первой мировой войны. Выступает с протестом против разрушения немцами собора в Реймсе (Франция), старейшей в Европе библиотеки в Лувене (Бельгия) и др.

1915 – организует Музей русского искусства при Рисовальной школе ИОПХ.

1916 – к 25-летию творческой деятельности выходит в свет юбилейное издание «Рерих» со статьями Ю.К.Балтрушайтиса, А.Н.Бенуа, А.М.Ремизова, А.И.Гидони и С.П.Яремича, а также сказками и притчами Н.К.Рериха.

1917 – участвует в совещании художников и деятелей искусств в Петрограде, посвященном охране исторических и культурных памятников в связи с революционными событиями. В связи с тяжелым легочным заболеванием вынужден выехать с семьей в г. Сердоболь (Сортавала). Разрабатывает проект реорганизации Рисовальной школы ИОПХ в Свободную академию творчества.

1918 – в связи с закрытием границы между Россией и Финляндией семья Рерихов оказалась отрезанной от родины.

1918–19 – персональные выставки в Стокгольме, Копенгагене и Хельсинки. Переезд в Лондон для участия в антрепризе С.П.Дягилева.

1920 – персональные выставки в Англии. Знакомство с Р.Тагором. Прибывает в США с целью проведения выставочного турне.

1920, 24 марта – Встреча с Учителями. Начало создания учения Живой Этики.

1920–22 – персональные выставки в 29 американских городах (Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, Буффало, Филадельфия, Сан-Франциско и др.). Читает лекции о русской культуре и искусстве.

1921 – в Берлине в издательстве «Слово» выходит в свет сборник стихотворений Н.К.Рериха «Цветы Мории», средства от которого по желанию автора направляются в пользу голодающих в России.

1921, апрель – принимает участие в создании международного объединения художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце») в Чикаго.

17 ноября – основывает Школу Объединенных Искусств, впоследствии переименованную в Мастер-Институт Объединенных искусств в Нью-Йорке.

1922, сентябрь – основывает Международный центр искусства «Corona Mundi» («Венец Мира») в Нью-Йорке. Создание серии картин «Sancta».

1923, 8 мая – поездка в Европу (Франция, Италия, Швейцария).

17 ноября – отплытие с семьей из Марселя на пароходе «Македония» в Индию.

17 ноября – открытие в Нью-Йорке Музея Рериха (Roerich Museum), в который художник передает свыше 300 своих картин.

2 декабря – прибытие в Бомбей, знакомство с памятниками культуры Индии. Направляется к Гималаям, в княжество Сикким.

1924 – научные экспедиции по Сиккиму и Бутану. Выход в свет сборников «Пути Благословения» (Нью-Йорк–Париж–Рига–Харбин) и «Adamant» (Нью-Йорк).

1924, октябрь–декабрь – прибывает в Нью-Йорк с целью получения разрешения на ведение экспедиции под американским флагом для ее безопасности, оформляет экспедиционные документы. Передает Музею Рериха картины, созданные в Индии: серию «Его Страна» и ряд картин из серии «Знамена Востока».

1925–28 – вместе с Е.И.Рерих и Ю.Н.Рерихом проводит ЦентральноАзиатскую экспедицию.

1926 – в Нью-Йорке издана монография «Roerich. Himalaya». Организуется Общество друзей Музея Рериха. Прибывает в Москву для встреч с правительством страны, передает им Письмо Учителей Востока, ларец со священной гималайской землей, рукопись книги «Община». Приносит в дар Советской России картины серии «Майтрейя», созданные на маршруте экспедиции.

1928, 24 июля – основание Рерихами Гималайского института научных исследований «Урусвати» в Индии. Останавливается с семьей на жительство в Наггаре, долине Кулу (Индия).

1929 – выход в свет книги «Сердце Азии» (Нью-Йорк). Разрабатывает проект договора (Пакт Рериха) об охране культурных ценностей (публикация в американской и европейской прессе в 1930 г.).

1929–30 – создание Постоянного Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира в Нью-Йорке. Поездка в США и Европу для участия в открытии нового высотного здания Музея Рериха в Нью-Йорке, установления деловых контактов с научными обществами для развития деятельности института «Урусвати».

1931 – создание Международного союза в поддержку Пакта Рериха, проведение силами международной общественности 1-й Международной конференции Пакта Рериха (13-15 сентября, Брюгге). Выход в свет книги «Держава Света» (Саутбери, США).

1932 – 2-я Международная конференция Пакта Рериха (7-9 августа, Брюгге). В ходе работы конференции экспонируется более 100 картин, созданных Рерихом для этой цели. Вышла в свет книга «Твердыня Пламенная» (Нью-Йорк).

1933 – 3-я Международная конференция Пакта Рериха в США (1718 ноября, Вашингтон).

1934 – вместе с Ю.Н. Рерихом прибывает в Нью-Йорк, оформляет документы для проведения экспедиции в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию по запросу Департамента земледелия США институту «Урусвати».

1934–35 – проводит Маньчжурскую экспедицию, в ходе которой исследует более 2000 видов засухоустойчивой растительности, способной предотвратить опустынивание планеты. Пишет на маршруте серию очерков «Листы дневника». Издание книги «Священный Дозор» в Харбине.

1935, 15 апреля – подписание Пакта Рериха в Вашингтоне 21 страной американского континента.

1936 – издание книг «Врата в Будущее» и «Нерушимое» (Рига).

1939 – выход в свет монографии «Рерих» со статьями Вс.Н.Иванова и Э.Ф.Голлербаха (Рига).

1940–44 – выставки произведений (совместно с С.Н.Рерихом) в Индии (Дели, Лахор, Тривандрум, Ахмедабад, Хайдарабад, Бомбей, Траванкор); выставки-продажи картин в пользу Красной Армии и Советского Красного Креста в Индоре, Бароде, Ахмедабаде, Тривандруме, Хайдерабаде. Публикация патриотических статей в индийской печати.

1942 – инициирует создание Американо-Русской культурной ассоциации (АРКА) для установления взаимопонимания двух стран – союзниц во Второй мировой войне. Знакомство с Дж.Неру. Выдвигает идею создания Индо-Русской культурной ассоциации для налаживания культурного сотрудничества двух стран.

1946 – выставки произведений Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в городах Траванкор и Барода. Сборы на Родину. Выход в свет книги «Himavat» (Аллахабад). Выход в свет книги «Himalayas – Abode of Light» (Бомбей).

1947, 13 декабря – скончался в Наггаре, Кулу (Индия).

 

Печать