Н.К.Рерих. Об искусстве

СЛОВАРЬ

Авгуры (лат.) – в Древнем Риме коллегия жрецов, которые толковали волю богов по полету и крику птиц.

Адамант (др.-рус.) – драгоценный камень, алмаз, бриллиант.

Астарта – в финикийской мифологии богиня плодородия и любви; богиня-воительница, олицетворение планеты Венера.

Белемниты – отряд вымерших морских головоногих моллюсков. Хорошо сохранившаяся часть раковины известна под названием «чертов палец».

Бювар (фр.) – настольная папка обычно с писчей и промокательной бумагой, конвертами.

Валер (фр.) – в изобразительном искусстве оттенок тона, выражающий во взаимосвязи с другими оттенками определенное соотношение света и тени.

Валькирии (др.-исл.) – в скандинавской мифологии воинствующие девы, дарующие победы в битвах.

Вальящатый – массивный, крепкий, плотный (о металлических вещах); литой, резной, чеканный, точеный.

Вежа – у древних славян дозорная вышка, передвижная башня на колесах; позднее любая сторожевая башня.

Геспериды (греч.) – в греческой мифологии дочери Ночи и Геспера, нимфы, жившие в сказочном саду, где росла яблоня, приносившая золотые плоды. Похищение яблок из сада Гесперид, охранявшегося стоглавым драконом, – один из подвигов Геракла.

Глифы (фр. от греч.) – «врезы», боковые поверхности углубленного в стену оконного или дверного проема; обычно имели значительную толщину и заполнялись орнаментальной росписью.

Жупел – нечто вызывающее ужас, пугало, страшилище.

Звериный стиль – общее название широко распространенных в искусстве древности стилизованных изображений отдельных животных, частей их тела или композиций из нескольких животных.

Зипун – русский крестьянский кафтан без воротника.

Иерофант (греч.) – верховный жрец в мистериях Древнего Мира.

Икс-лучи – рентгеновские лучи; открыты в 1895 г. В.К.Рентгеном.

Каббала (др.- евр.) – мистическое течение в иудаизме.

Клуазоннé (фр.) – в искусстве цветной эмали по металлу перегородчатая техника, при которой на металлическую основу напаиваются тонкие перемычки по контурам изображения, а пространство между ними заполняется разноцветными эмалями.

Кракле или кракелюры – мелкие трещины на поверхности красочного слоя в живописи (на холсте и дереве), а также на керамике, эмали, стекле.

Лимож – художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, получили свое название от г. Лимож (Франция).

Майóлика (итал.) – вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, покрытые двумя глазурями.

Меря – финно-угорское племя, жившее в I тыс. н.э. в Волго-Окском междуречье.

Микадо (япон.) – титул императора Японии.

Мурмолка – старинная меховая или бархатная шапка с плоской тульей.

Панургово стадо – выражение употребляется для характеристики толпы, безрассудно следующей за кем-либо; возникло из романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» французского писателя Рабле (1494–1553).

Патина – пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни под воздействием естественной среды или специальной обработки.

Прáзелень – иссиня-зеленоватый цвет.

Рапсоды – в Древней Греции странствующие исполнители эпических поэм.

Ригведа – древнейший памятник индийской литературы, собрание религиозных гимнов.

Синодик (греч.) – списки, в которые вносятся имена умерших для поминовения их во время богослужения.

Скань (др.-рус.) – филигрань, вид ювелирной техники; ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.

Складень – складная икона из двух, трех или нескольких частей.

Скрыня – укладка, сундук; ларец.

Скурлат – сорт дорогого сукна.

Смальта (нем.) – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.

Темпера (итал.) – живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии: натуральные (яичный желток, белок, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и др.); старинная техника живописи, которая в XVI веке была вытеснена масляной живописью, но с конца XIX века вновь получила распространение. Рецепты темперы различны. Многие художники сами составляют краски, варьируя процентные соотношения их составных частей.

Трипитака (санскр.) – каноническое собрание буддийских текстов.

Устав – тип почерка древних славянских рукописей, написанных кириллицей, с четким начертанием каждой буквы, отсутствием сокращений.

Фибула (лат.) – распространенная в древности и в Средневековье металлическая застежка для одежды, служившая также и украшением.

Черемисы – название марийцев до 1918 г.

Чудь – древнерусское название эстов и других финно-угорских племен, живших в северных владениях Великого Новгорода.

 

Метки: МРБ

Печать

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 202