Н.К. Рерих

БЕРЕЖЛИВОСТЬ

Если удача зависит в большой степени от наших внутренних предпо­сылок, то как нужно научиться следить за собою, чтобы не отравлять прос­транство. Такая заботливость приучит к истинной бережливости. Мы не имеем права покушаться на чужую энергию – самовольно потратить чу­жие ценности. Ведь это нельзя как в материальном, так и в духовном пла­не. Между тем из самых, казалось бы, добрых намерений нередко проис­ходит растрата чужих сил. При этом люди думают, что взяли от одного, а между тем самовольный заем произошел совсем от другого. Люди дума­ют, что они оберегли что-то, а на самом деле они усугубили и отяготили.

Много раз приходилось видеть, как по незнанию даже друзья в самый напряженный момент посылали очень отравленные стрелы. Может быть, накануне очень ответственного действия именно дружеская стрела, оп­рометчиво пущенная, наносила опасную царапинку. Конечно, предпола­галась посылка стрелы по другому направлению, но пославший не рас­считал все внутренние связи и невольно задел именно то, что предпола­гал оберечь. И чем больше сотрудничество уже спаивалось, тем опаснее могли быть эти нерассчитанные удары.

Чувства любви и преданности должны бы достаточно предупреждать неосторожных лучников. Чувство доверия, как основа сотрудничества, должно бы напомнить об осторожности. Врожденное чувство доброжела­тельства должно бы создать осмотрительное благоволение. Но, очевид­но, всех этих сочетаний недостаточно. Может быть, кроме сердечной за­ботливости, нужно развить в себе то, что называется бережливостью.

В каждом опрометчивом действии непременно будет вред и для дру­гих, и для себя. Если человек еще не научился вполне заботливо относи­ться к другим, то пусть он хотя бы и для себя самого поостережется. Всякое покушение на чужие ценности будет уже похищением, и вред от не­го будет тем же вредом, как от каждого покушения на чужое достояние.

Бережность или бережливость! Эти оба понятия вполне связаны, хо­тя на первый взгляд как бы имеют в виду различные действия. Приучение себя к понятию сотрудничества помогает осмыслить все трогательное значение бережности и бережливости. При осознанном сотрудничестве прежде всего разовьется уважение к действиям сотрудника.

Если кто-то что-то делает, то, значит, у него есть достаточное осно­вание именно к этому способу выражения. Сотрудник, прежде чем запо­дозрить, что действие несовершенно, прежде всего отнесется с полным доверием и доброжелательством. Когда же после дружелюбного иссле­дования поступка у сотрудника явится соображение, что нечто могло бы быть сделано иначе, то он всеми лучшими способами постарается разъя­снить, почему его соображения более действительны.

Разве возможны среди сотрудников выражения, восклицания недру­желюбия или злобы? Какие же они после этого сотрудники? Если в одном случае могла загреметь и завизжать злоба, значит, это возможно и в дру­гом случае. Кто знает, может быть, среди самого ответственного действия могут вспыхнуть те же самые языки алого пламени. Значит, вино еще не готово. Значит, сотрудничество еще не состоялось. Если же так многое еще не оформилось и не установилось, то возможно ли ответственное действие? Испытание всегда приходит на малом.

Есть старинная сказка о том, как некий царь заявлял, что он произве­дет очень серьезные испытания. Все готовились к ним и ждали их, и удив­лялись, почему они отложены. Разве они вообще отменены? Но совер­шенно неожиданно все сотрудники были созваны и было объявлено новое распределение труда. Оказалось, что испытания уже произошли. Люди были испытаны на самых, для них незамеченных, обиходных проявлени­ях. Было отмечено, когда и кто раздражился, когда была неточность, ког­да была расточительность. Словом, все было взвешено в то время, когда люди ожидали, что испытания будут происходить в каких-то торжествен­ных собраниях.

Люди выучили на тот случай какие-то благозвучные формулы. Запо­минали наизусть изречения. Чертили на память формулы и вычисления. А в то же время в обиходе, сами того не замечая, достаточно выявили свои внутренние качества и свойства.

Недаром в сказаниях и в высоких учениях говорится о нежданности. Приготовить себя к таким жданным нежданностям можно лишь постоян­ною настороженностью и бережливостью. Оберегая друга и сотрудника, люди оберегают самих себя. Когда же будет понято, что всякое неосно­вательное суждение есть уже признак неподготовленности к ответствен­ным действиям? А ведь одно искривленное или нарушенное действие влечет за собой множество прискорбных искривлений. Выпрямлять эти искривления гораздо труднее, нежели вообще не допустить их.

Друзья! Будем очень бережливы, будем очень бережны.

1935

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 405