Н.К. Рерих

О МИРЕ ВСЕГО МИРА

Имейте в себе соль

и мир имейте между собою.

"О Мире всего Мира". Не будет ли его моление одной из величайших утопий? Так говорит очевидность. Но сердце и действительная сущность продолжает повторять эти высокие слова как возможную действитель­ность. Если прислушаться к голосу поверхностной очевидности, то ведь и все заповеди окажутся неисполнимой утопией. Где же оно – "Не убий", "Не укради"? Где же оно – "Не прелюбы сотвори"? Где же оно – "Не послушествуй на ближнего своего свидетельство ложно"? Где же исполне­ние и всех прочих простых и ясно звучащих основ Бытия? Может быть, ка­кие-то умники скажут: "К чему и твердить эти указы, если они все равно не исполняются?"

Каждому из нас приходилось много раз слышать всякие нарекания и предостережения против утопий. От детства и юношества приходилось слышать житейские советы не увлекаться "пустым идеализмом", а быть ближе к "практической жизни". Некоторые молодые сердца не соглаша­лись на ту "практическую жизнь", к которой их уговаривали "житейские мудрецы". Некоторым юношам сердце их подсказывало, что путь идеализма, против которого остерегали старшие, есть наиболее жизненный и заповеданный. На этой почве идеализма и "житейской мудрости" прои­зошло множество семейных трагедий. Кто знает, в основе чего легли мно­гие самоубийства – эти самые неразумные разрешения жизненных проб­лем? Ведь "житейские мудрецы" не остерегли вовремя молодежь от страшного заблуждения, приводившего даже к самоубийству. Когда же эти постепенно обреченные молодые люди спрашивали старших, будут ли в предполагаемой практической жизни исполняться заповеди добра, старшие иногда махали рукой, кощунственно шепча: "Все простится". И возникало между этим "все простится" и заповедями жизни какое-то не­разрешимое противоречие. "Житейские мудрецы" готовы были обещать все, что угодно, лишь бы остеречь молодежь от идеализма. Когда же юно­шество погружалось в условную механическую жизнь, то даже книжники и фарисеи всплескивали руками. Но спрашивается, кто же повел моло­дёжь на кулачный бой, на скачки, на развратные фильмы? Не сами ли "жи­тейские мудрецы", со вздохом повторяя "не обманешь – не продашь", усердно создавали разлагающие условия жизни? Когда-то говорилось: "Сегодня маленький компромисс, завтра маленький компромисс, а пос­лезавтра большой подлец".

Именно так, в самых маленьких компромиссах против светлого иде­ализма загрязнились воображение и сознание. Темнота сознания начина­ла шептать о неприложимости в жизни Заповедей. Именно эта ехидна сомнения начинала уверять в ночной темноте, что Мир всего мира есть чистейшая утопия.

Но это моление когда-то и кем-то было создано не как отвлеченность, но, именно, как приказный призыв о возможной действительности. Великий ум знал, что Мир всего мира не только возможен, но и есть тот вели­кий спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут кораб­ли путников. На разных языках, в разных концах Земли, повторяется и бу­дет повторяться это священное моление. Неисповедимы пути, не людям предрешать, как, где и когда осуществится идеализм.

Действительно, пути непредрешимы. Но конечная цель остается единой. К этой цели поведут и все проявления того идеализма, так часто гонимого житейской премудростью. Также будет день, когда так называ­емый идеализм будет понят не только, как нечто самое практичное, но и как единственный путь в решении прочих житейских проблем. Тот же идеализм породит и стремление к честному, неограниченному знанию, как одной из самых спасительных пристаней.

Идеализм рассеет и суеверия и предрассудки, которые так убийст­венно омертвляют жизненные стремления человечества. Если бы кто-то собрал энциклопедию суеверий и предрассудков, то обнаружилась бы странная истина о том, насколько многие эти ехидны идо сих пор прожи­вают даже среди мнящего себя просвещенным человечества. Но поверх всех смут добро поет о мире и благоволении. Никакие пушки, никакие взрывы не заглушат этих хоров. И несмотря на все "житейские" ложномудрости, идеализм, как учение блага, все же останется самым быстро достигающим и самым обновляющим в жизни. Сказано: "Порождение ехидны! Как вы можете говорить доброе, будучи злы?" Именно, злосердечие будет нашептывать о том, что всякое благоволение не действитель­но и не своевременно. Но будем твердо знать, что даже Мир всего мира не есть отвлеченность, но зависит лишь от доброжелательства и благово­ления человечества. Потому всякое увещание по сохранению всего само­го высокого и самого лучшего, именно, своевременно и облегчает пути кратчайшие.

Пусть благие символы, пусть самые благожелательные знамена раз­веваются над всем, чем жив дух человеческий.

1934

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 556