Н.К. Рерих

ЗОВЫ ПУСТЫНИ

СТИХ ИОАСАФА-ЦАРЕВИЧА О ПУСТЫНЕ

О, прекрасная пустыня,

Прими мя в свою пустыню,

Яко мати свое чадо,

Научи мя на все благо.

В тихость свою безмолвную,

В палату лесовольную,

Любимая моя мати,

Потщися мя воспринята

Всем сердцем желаю тя.

На царские си палаты златы

Не хощу взирати;

Покоев светлых чертоги,

Славы и чести премноги

Бегаю, яко от змия.

Пустыня моя, прими мя,

Суетного, прелестного,

Века сего маловременного;

Своя младые лета

Отвращу от всего света.

О, прекрасная пустыня,

В любви своей прими мя,

Не устраши мя своим страхом.

Да не в радость буду врагом.

Пойду я в твои лузи зрети

Различные твоя цветы.

О, дивен твой прекрасен сад,

И жити в тебе всегда рад.

Древа ветки кудрявые.

И листвие зеленое

Зыблются малыми ветры,

Пребуду зде своя лета,

Оставлю мир прелестный,

И буду аки зверь дикий,

Ин во пустыне бегати,

День и нощь работати,

Сего света прелести

Душу хотят в ад свести,

Вринути в пропасти темны,

В огненны муки вечны;

Всегда мя враг прельщает,

Своя сети поставляет.

И како начну плакати,

Умильно звати и рыдати:

Милостливый Мой Боже,

Уповаю на тебе аз,

Скитаюся в сей пустыни,

В дальной и дальной пустыне,

Но аз к тебе прибегаю

И жити в тебе желаю:

Мене грешного соблюди,

От вечные муки мя избави.

О, Христе всех, мой Царю,

Всегда тя благодарю,

Мене грешного соблюди,

От мук вечных изми же.

Небесного царствия,

Радости и веселья

Со святыми причти мя

Во все веки веков

Аминь.

СТИХ ОБ ИОАСАФЕ-ЦАРЕВИЧЕ

Из пустыни старец

В царский дом приходит.

Он принес с собою,

Он принес с собою

Прекрасный камень драгий.

 

Иоасаф-царевич

Просит Варлаама:

Покажи сей камень,

Покажи сей камень,

Я увижу и познаю цену его.

 

Удобь же ты можешь

Солнце взять рукою,

А сего не можешь,

А сего не можешь

Оценити во вся веки без конца.

 

О, Купец премудрый!

Скажи мне всю тайну,

Как на свет явился,

Как на свет явился

И где ныне пребывает камень той.

 

Пречистая Дева

Родила сей камень,

Положен во яслях,

Положен во яслях,

И прежде всех явился пастухам.

 

Он ныне пребывает

Выше звезд небесных;

Солнце со звездами,

А земля с морями

Непрестанно славит Бога завсегда.

 

Царевич дивился

Одежде пустынной,

Варлаам сказует,

Варлаам сказует:

Что в пустыне не без скуки

Жить всегда.

 

Остался царевич

После Варлаама.

Завсегда стал плакать,

Завсегда стал плакать,

Не хощу я пребывати без старца.

 

Оставлю я царство

И иду в пустыню,

Взыщу Варлаама,

Взыщу Варлаама,

И я буду светозарен от него.

 

Пустыня любезна,

Доведи до старца,

И я ему буду,

И я ему буду,

Служить верно, как отцу.

 

Молю тебя. Боже,

Пресладкий Иисусе,

Дождь мне получити,

С Варлаамом жити,

Во все веки без конца.

 

Сказала пустыня

Отроку младому:

Горько во мне жити,

Горько во мне жити,

Всегда быть в молитве и посте.

Около имени Святого Иоасафа-Царевича Индийского собралось много трогательных стихир с зовами о пустыне. В далекой тайге, в лесах непроходимых, на берегах светлых озер сложились многие сердечные зовы. Недалек от них и град Китеж, и все белые грады. Для вдохновенных сочинителей стихир пели свои небесные напевы и птицы Сирины и Алконосты. Где-то далеко стояли обители Синайской пустыни и звучали трогательные заветы Исаака Сирина о пламени вещей.

В священных напевах об Иоасафе-Царевиче звучит не только утверждение, но, именно, и трогательность. Нам приходилось слышать эти напевы в Алтайских нагорьях. В устах пастухов звучали они как-то особенно убедительно. На цветущих пригорках сидели одинокие пастыри, и никто бы не мог сказать, сколько веков уже воспринимала пустыня те же самые благовестия о драгоценном камне, о прекрасной пустыне и о старце премудром. Пелись, эти стихири именно на цветущих лугах, и певцы знали эту пустыню прекрасную. Ради ее несказанно-вечной красоты и само уединение становилось, прежде всего, прекрасным, Правда, покидались чертоги, но покидались они ради пустыни прекрасной.

Много зависит от того, в каких именно условиях, первый раз услышать какую-то весть. Может быть, если услышать стих о Царевиче Иоасафе в шуме и звоне городском, он не уложился бы так просто убедительно, как среди пустынных и цветущих нагорий. Ему не мешало залегшее стадо, ему были близки цветики, набранные пастушонком. Сама ивовая, с нарезанной корой, палочка – этот пастушеский посох не был оружием, но был легким и приятным другом путника – пастуха. И среди ночи, когда загорался маленький пастушечий огонечек, пустыня не становилась ужасной, ибо знали пастухи о том, что она прекрасна.

В скрынях народной мудрости сохранено, и по сейчас так много убедительно прекрасного. Конечно, это прекрасное нуждается и в убедительных напевах, требует и той величественной обстановки, где оно зародилось. Где слушали эту песню не только стада, но и цвет и камни. Может быть, как в старой балладе, камни заключали слова проповедника мощным «Аминь». Всегда, когда противополагается красота природы очарованию города, то не вспомнится ли уход Царевича Иоасафа от чертогов, в пустыню прекрасную.

1934

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 490