Рерих Н.К. Знамя Мира, 1931 Битва за Культуру, за сохранение национального наследия и духовных ценностей – вот та сфера, где совершаются современные подвиги и выявляются герои наших дней.

VIII. Живая Этика и другие Учения

Путей много, но сердце знает ближайший.

Листы Сада Мории, ч.1, 214

Все Учения, данные великими Учителями Мира, – разноцветные лучи единого немеркнущего Света Солнца.

Каждый великий Учитель, своим высоким Учением и примером героической жизни, давал лучшее, что могло воспринять сознание людей его времени. Огненный магнит его личности был настолько велик, что он, как небесная молния, пробуждал, воспламенял бесчисленные ищущие души стремлением к святости, и после ухода Учителя они были готовы идти на мученическую смерть ради того Огня, который преобразил и подчинил высшей цели всю их жизнь.

Но что же в наши дни осталось нам, к примеру, от чистого Учения Христа? – Несколько сотен сект или конфессий, которые большей частью не признают друг друга, считая себя единственным апологетом Учения. Где же истинный дух Христа, который призывал подходить с уважением и терпимостью к другому человеку, любить своего ближнего как самого себя и даже жертвовать ради него? Этот огненный завет Христа жив еще только в некоторых этически сильных чистых сердцах, но все же, как сокровенная волна света, он кристаллизовался и горит во всей истинной духовной Культуре.

Также светлое Учение Будды разделилось на несколько направлений и сект, от Махаяны и Хинаяны, и, наконец, до основательно искаженного ламаизма.

Чтобы понять, кто были Титаны Духа, которые заложили основы эволюции народов и рас, – Зороастр, Конфуций и Лао-цзы, Шанкарачарья, Моисей и Магомет, мы должны обратиться к душе их немногих чутких последователей. За догмами и стенами церквей часто так трудно увидеть былое сияние, которое еще живет в некоторых преданных сердцах.

Сама наша эпоха неотложно требует от человечества, стоящего на решающем пороге, обновить сознание, найти новый точный компас правды, который вывел бы его из тупика на путь духовного возрождения.

Теперешняя эпоха – время небывалое, чрезвычайно суровое и прекрасное, полное динамического напряжения и формирования новых ценностей. Ее нельзя сравнить даже с эпохами, которые были озарены приходом Христа, Будды и других великих мировых Учителей.

Это время отмечено как ужасающим разъединением и дифференциацией, так и моральным упадком и отходом от Высшего Закона. Но поверх этих диссонансов уходящей тьмы слышны звучные, пламенные призывы к единению, миру и братству. Ведь мы живем в эпоху всепланетарного сознания, когда каждое событие немедленно отзвучит от сердца к сердцу. Истинно, мы стоим у врат новой эры духовности, когда для продолжения жизни нашей планеты необходимы всеобъемлющий синтез и единение, иначе ей угрожает гибель; когда немало лучших сердец Земли неотступно жаждут и духовного взаимопонимания, и экономического сотрудничества, как своего спасения.

Наша бурная, пламенная эпоха, в которой кипят бесчисленные идейные и духовные движения и течения, то идущие параллельно, то борющиеся друг против друга, все же ищет выход в океане единения и мечтает о великом объединителе, авторитетном, справедливом и духовном учителе – для всех сознании, для всех рас и народов, для всех движении, – о том долгожданном водителе, который указал бы каждому истинный путь, придал человеческой жизни высший смысл и цель и повел человечество к лучшей будущей эре.

Тем более это можно сказать о последователях древних религиозных Учений, которые с давних пор ждут прихода Спасителя, и какие бы ни были среди них разногласия, в этом сокровенном сердечном устремлении объединяются все верующие. Христиане мечтают о втором пришествии Христа, Сына Божьего, буддисты – о Майтрейе, евреи – о Мессии, последователи Зороастра – о Сосиоше, мусульмане – о Мунтазаре, индусы – о Калки-Аватаре.

Каждое истинно верующее сердце говорит: время пришествия уже наступило, хотя ум отвергает это или отодвигает в неизвестное будущее.

Но неужели могут одновременно прийти несколько Сынов Божьих, чтобы оправдались ожидания каждого верующего? Чтобы к христианам пришел долгожданный Христос, к евреям – Мессия? Конечно, это невозможно. Потому на этот раз, в эпоху единения человечества, должна прийти одна Божественная Индивидуальность, один Спаситель Мира, в Свете Лика которого каждый истинно верующий мог бы глазами сердца увидеть Образ своих священных устремлений, вечно живущих в сокровенных глубинах его сердца.

Живая Этика говорит о Приходе великого Учителя Сострадания, который вмещает в себе Высочайший Принцип Христа, Будды и Майтрейи, – Мессии, который олицетворит все надежды и чаяния народов, и явится духовному взору человека во всем сиянии мудрости и любви, которые способна воспринять наша эпоха.

«Великий Дух, стоящий во главе Нового Цикла, должен вмещать в себе весь синтез, все величайшие Облики прошлого Цикла» (Письма Елены Рерих, т.1, 8.08.34).

Великий Владыка Света наконец откроет погруженному в хаос неведения и жаждущему человечеству врата царства Мира, Гармонии и Братства, новой эры духовного огня, золотого века сотрудничества и сердечного единения на земле, когда руководить будет уже не холодный разделяющий интеллект, но пламенное, жертвенное сердце, вдохновленное любовью к человеку. Это будет Эпоха Майтрейи, к которой ведет Учение Майтрейи.

«Когда человечество, утеряв основу Учения, погрузится в непонимание, тогда, по предсказанию, явленному древнейшими Учителями, настанет Эпоха Майтрейи!»

«Старое предание, утверждающее, что явление Майтрейи явит воскрешение духа, правильно. Мы добавим – воскрешение духа может предшествовать явлению Прихода, как принятие сознательное Учения Владыки Майтрейи» (Иерархия, 1, 7).

Прежние Учения давали свой луч Истины. Учение Майтрейи – Живая Этика, выступающая апологетом, или защитником, Истины, дает эзотерическую науку в большем объеме, ту ее часть, которую способно воспринять современное сознание. Живая Этика вмещает предыдущие Учения в их первозданном, чистом виде и завершает их, передавая в ином, современном аспекте и диапазоне то эволюционно ценное, что содержится в этих Учениях. В ней есть и высокий закон гуманизма, данный Христом, и Его тайное Учение, которое Он давал ученикам наедине, и доктрина эволюции человеческой души, принадлежащая Будде, огненная Весть Зороастра и другие знания, но в ином освещении, в новых, широчайших горизонтах точной духовной науки.

Таким образом, Живая Этика является синтезом Истины, доступной сознанию ближайшего будущего, универсальным Учением. Но она будет расти вместе с расширением человеческого сознания и трансмутацией духа, на пути к далекому светлому Будущему. Она будет посвящать, готовить, учить представителей новой духовной расы. «На этих сокровищах будет воспитываться новая раса. Вдумайтесь в величие даваемого! <...> <Учение> должно лечь в основу новой эволюции» (Письма Елены Рерих, т.1, 19.10.29).

В Живой Этике отражается уже давно известное на Востоке Учение Братства – Калачакра, доступное более просвещенным сознаниям.

Во время Христа под словом «человечество» подразумевали несколько цивилизованных народов, тогда невозможно было и думать об объединении всего человечества. Как всемирное объединение, наша планета родилась только в XX веке, благодаря научным открытиям, которые даже самый дальний край сделали близким и реальным, и современный человек на всей Земле чувствует себя, «как дома». Потому в данных тысячелетия назад Евангелиях отмечена главным образом личная этическая эволюция человека, но не планетарная и не космическая. Живая Этика ныне стремится решить не только вопросы индивидуального совершенствования, принципов и смысла жизни человека, но и проблемы, касающиеся жизни и сущности всего человечества, его восхождения и соприкасания с далекими, более духовными планетами, со всей беспредельной Вселенной.

Если прежние религии обращались главным образом к некоторым, способным к духовному восхождению народам, через которых Учения распространялись и на другие, соседние народы, или же к главенствующим расам, Учение Майтрейи рассчитано на всех: «<Учение> отвечает всем, без различия верований и народностей. Пусть поверх всего светит одно солнце» (Мир Огненный, ч.II, 179).

«Учение пригодно для всего мира, для всех сущих.

Чем обширнее поймете, тем вернее для вас» (Листы Сада Мории, ч.1, 417).

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter