Рерих Н.К. Знамя Мира, 1931 Битва за Культуру, за сохранение национального наследия и духовных ценностей – вот та сфера, где совершаются современные подвиги и выявляются герои наших дней.

X. Знание – друг человечества

Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества.

Аум, 440

Так же как Живая Этика приветствует каждый импульс добра в человеке, в каком бы виде и насколько ярко он ни проявлялся, она утверждает и каждый луч истинного знания, где бы оно ни отражалось, – в учениях, философии, открытиях и достижениях науки, в дарах человечеству, созданных светом Культуры ради общего блага, в открытиях лабораторий и работе заводов, в опыте скромного труженика, на высотах сердечного вдохновения и чувствознания поэта. Каждого, кто приносит хоть один камень для построения Святилища Знаний Будущего, кто познаванием и горением своего разума умножает знания других, и тем самым хоть в малейшей мере служит общему восхождению, Учение считает благодетелем человечества.

Настоящее знание вечно обновляет и делает человека свободным, дает его глазам свет и является мерилом всех вещей, оно – путеводитель к истинной цели жизни.

Потому, словно вечный рефрен, пробуждающий и ободряющий, звучит в аккордах мыслей Живой Этики:

«Мы зовем к знанию, ибо только знание может помочь вместить комплекс кажущихся противоречий. <...>

Знайте, знайте, знайте – иначе домик ветхих предрассудков не разрушится» (Община, 248).

«Знание, знание, знание – если бы люди больше задумывались над тем, что знание есть спасение, то не было бы доли того страдания. Все человеческое горе происходит от невежества. Потому всякое расширение сознания есть сотрудничество с эволюцией. <...> Знание, будем твердить, явит конец страданию человечества» (Беспредельность, ч.II, 428).

«Широкое распространение знаний может переродить мир. Знание может делать чудеса. <...> Каждый успех зависит от знания, и если где-нибудь неудача, то где-то вкралось невежество. Потому скажем – знание выше всего. Где есть знание, там явление красоты» (Беспредельность, ч.II, 93).

Большинство людей живут инстинктивно, на ощупь, влачат существование, прислушиваясь к интеллекту и эмоциям, но не к чувствознанию сердца, движутся вперед, не зная ни подлинного назначения жизни, ни цели, ни своего настоящего места в мире, еще меньше они знают свою сущность. Их знания главным образом служат благополучию тела, или формы, они забывают те внутренние, непреходящие ценности, единственно которые при всех обстоятельствах мы уносим с собою. Их сознание насыщено идеалом материального счастья как единственным смыслом жизни, им чуждо более высокое понимание закона эволюции, потому они тотчас же ропщут и отчаиваются, как только в жизненной борьбе получают удары судьбы, инстинктивно пытаясь избежать ответственности за свои поступки и следствия своих мыслей. Большинство страданий не что иное, как неверный, эгоистический подход к происходящему в мире, – если бы человек, отрешаясь от своей личности, попытался понять настоящие причины своих несчастий, мыслить непредвзято, многие страдания незамедлительно исчезли бы. Душевные страдания человека зависят от степени его сознания.

Корень всего зла – именно невежество и нежелание познать и принять правду, расширить свое сознание, прежде всего освобождаясь от предубеждений и ига застывших традиций и, главное, стараясь на каждом шагу жизни преоборевать ненасытные эгоистические импульсы.

Истинно, «много вреда происходит от малого знания и еще больше от омертвелого сознания» (Братство, 68).

От невежества происходит сопротивление всем реформам, всем новым духовным открытиям, прогрессу и шествию света. И никто в этой эпохе, когда каждое достижение науки, каждое учение и знание, даже идея доступны всем, когда каждое истомившееся сердце может подойти к самому источнику Истины и почерпнуть из него, – никто больше не может оправдываться, что он чего-то не знал.

Потому, когда Учение называет невежество человеческого духа преступлением, это звучит не слишком сурово.

Живая Этика говорит о двух состояниях человеческого сознания: Свет и тьма, истинные знания и тупость, героическое новое сознание будущего и старое, разлагающееся эгоистическое сознание. Особенно теперь, в решающей битве Всемирного Света, в преддверии духовной эпохи, Учение Огня повелевает провести огненную границу между следованием Свету или тьме. Еще есть время осознать это множествам тех, кто в безумии своей тупости и самости готовят для человечества и прежде всего для самих себя катастрофу.

Вечное, кровью и пламенем сердца завоеванное познание всех вещей пусть будет бессмертной целью человека, – это властный призыв Учения Майтрейи.

«Люди должны стремиться к неограниченному знанию. Нельзя приказывать не знать. Нельзя отнимать от человека права совершенствоваться» (Аум, 97).

Мы должны развить интеллект до высшей ясности и благозвучия, но вместе с тем воспитать сердце – до одухотворенного синтеза разума и чувствознания, до сияния духа. Задание нашей расы – передать свой аппарат интеллекта, очищенный и совершенный, будущей эпохе и расе, которая будет звучать в духовности. Все должны неустанно учиться, расширять сознание, знать достижения как современной, так и эзотерической науки. Вечное Познавание пусть станет целью всех наших устремлений.

Истинно, старайтесь поднимать свои будни, со всеми их делами и заботами, до горних высот, в даль космической цели. Истинно, расширяйте свой Идеал, чтобы из сумрака незнания и удовлетворенности он увел вас на Вершину самых ослепительных молний познания.

Так явите дерзание знать все больше, знать глубже, шире, существеннее. С каждым шагом жизни, с каждым биением сердца ищите, устремляйтесь, приближайтесь к великой Истине, которая даст в ваши руки сокровища, не сравнимые ни с какими богатствами мира.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter