Заключение

Н.К.Рерих внес поистине огромный вклад в археологическую науку как в сфере накопления археологических и этнографических источников, так и в области разработки методов исследования археологических объектов что, безусловно, ставит его в один ряд с выдающимися деятелями отечественной и мировой науки. Занятия археологией оказали большое влияние на тематику художественного творчества Н.К.Рериха и определили основное направление его общественной деятельности, связанной с пропагандой охраны историко-культурного наследия.

Стремясь отыскать корни человеческой культуры, Н.К.Рерих одним из первых в России занялся изучением местонахождений каменного века. Исследования последующих лет, проводившиеся учеными на памятниках археологии в районах, где работал Н.К.Рерих, полностью подтвердили правомерность сделанных им выводов. М.П. Зимина, изучая стоянки эпохи неолита в бассейне р. Мсты, обнаружила множество вещественных источников, сходных с теми, которые в свое время ввел в научный оборот Н.К.Рерих [Зимина, 1981]. Облик каменной индустрии и керамических комплексов памятников, обследованных П.А. Путятиным, Н.К.Рерихом и М.П. Зиминой, свидетельствует о существовании на данной территории в период каменного века единой культуры. Обнаруженные Рерихом янтарные бляшки-привески и антропоморфные каменные фигурки стали доказательством зарождения в недрах каменного века искусства. Кроме того, «фигурные камни» были отражением существовавшей в эпоху неолита культовой практики. Увидев сходство керамики эпохи неолита со стоянок на оз. Пирос и керамики фатьяновской культуры, Н.К.Рерих впервые среди археологов установил, что на данной территории в основе культуры эпохи бронзы лежали местные неолитические компоненты. Изучая материалы неолитических стоянок Севера России, Рерих предположил, что уже в то время существовали многообразные связи между племенами, разделенными большими расстояниями. Выводы, сделанные ученым в результате раскопок памятников каменного века России, и разработанная им методика исследований, заключавшаяся в поиске культурного слоя, использовании приема его просеивания, широком применении сравнительной типологии, а также обращение к данным естественных наук, несомненно, обогатили теорию и практику археологии.

Изучение археологических памятников славянских племен северо-западных территорий России позволило Рериху сделать ряд определяющих выводов о быте и культуре славян в эпоху средневековья. Прежде всего, речь идет о длительном сохранении архаических форм в погребальной обрядности славянских племен, что объяснялось освоением региона разными по происхождению группами древнерусских переселенцев, их смешением с местным финским населением [Рябинин, 1998, с. 88]. Н.К.Рерих устанавливает зависимость между формой надмогильных сооружений и погребальным обрядом, обнаруживает связь между ориентацией погребенного и временем года, в которое он был похоронен, делает вывод об эволюционном развитии погребальной обрядности: от погребений с захоронением в основании насыпи до погребений-жальников.

По замечанию Е.А. Рябинина, «в процессе раскопок курганно-жальничных могильников Н.К.Рерихом был сделан ряд важных наблюдений и заключений о развитии культуры и похоронного ритуала на Ижорской возвышенности. В течение более семидесяти лет материалы его исследований оставались по существу единственным источником для изучения погребального обряда этого региона» [Там же, с. 86 – 87].

Обращаясь к проблеме финно-угорских элементов в погребальных памятниках славян, Н.К.Рерих вплотную подошел к решению «норманнского вопроса». Он одним из первых нашел научное подтверждение гипотезы о том, что приглашение Рюрику исходило от местных финских племен, и отводил им особую роль в культурогенезе славянских племен северо-запада России.

Н.К.Рерих доказал, что финские и славянские племена жили в тесной взаимосвязи, и подчеркивал мирный характер их взаимоотношений.

Н.К.Рерих первым среди археологов определил научную значимость такого уникального памятника как древний Новгород и, по существу, оказался на пороге блистательных открытий, совершенных позже член-корреспондентом АН СССР А.В. Арциховским и академиком В.Я. Яниным. Именно Н.К.Рерих впервые установил этапы заселения города.

Н.К.Рерих – один из пионеров научного исследования Азиатского региона. На основе изучения курганных могильников, мегалитических сооружений, пещер, древних наскальных рисунков и каменных изваяний ученый делает вывод о существовании у древних кочевников обряда поминания предков, друидических культов, очищающих обрядов, связанных с огнем, приходит к мысли о глубокой общности культур Востока и Запада. Рерих выделяет памятники «тибетского звериного стиля», определяет границы и период его распространения. Не менее важны и интересны сделанные им выводы о принципиальном единстве кочевнической культуры, о существовании в ее недрах локальных вариантов, а также о том, что прародина человечества – Азия.

Стремясь к всестороннему, максимально полному изучению интересующей его проблемы, Н.К.Рерих одним из первых среди археологов применил комплексный подход к исследованию культуры отдельного региона. Конкретное воплощение этот подход, называемый сегодня мультидисциплинарным, нашел в деятельности основанного Н.К.Рерихом Института «Урусвати».

Научная деятельность Н.К.Рериха оказала огромное влияние на его художественное творчество. Практически все живописные произведения художника в основе своей имели сюжеты исторические, что требовало от него специальных знаний.

Огромный вклад внес Н.К.Рерих в дело сохранения историко-культурного наследия России и других стран. Основные идеи и принципы охраны памятников истории и культуры, выработанные им, – каталогизация, научное обследование с целью фиксации современного состояния памятника, недопущение разрушений и отказ от «поновлений» при реставрациях, сохранение окружавшего памятник ландшафта, – легли в основу работы современных служб по охране исторического наследия, о необходимости создания которых на государственном уровне постоянно говорил ученый. Благодаря активной общественной деятельности, развернутой Н.К.Рерихом в большинстве стран мира, было спасено от полной гибели множество исторических памятников и произведений искусства. Идея охраны памятников культуры не только в военное, но и в мирное время, впервые высказанная Н.К.Рерихом и отраженная в «Пакте Рериха», актуальна и по сей день.

Научная и общественная деятельность Н.К.Рериха была столь многогранна и результативна, что получила заслуженное мировое признание еще при жизни ученого. Он состоял членом более чем сорока научных и культурных учреждений мира, в том числе: Французского общества доисторических исследований, Югославской академии наук и искусства, Академии международного института науки и литературы в Болонье (Италия), Бенгальского королевского азиатского общества, был избран вице-президентом общества Марка Твена (США), членом Парижского общества антикваров, являлся почетным протектором исторического общества Парижской академии, членом-основателем Этнографического общества в Париже, почетным членом Нью-Йоркского общества охраны исторических памятников, почетным членом института им. Д. Босе в Калькутте, почетным президентом и доктором литературы Международного буддийского института в Сан-Франциско, членом Ассоциации международных исследований в Париже, вице-президентом Американского института археологии, членом-корреспондентом многих других научных учреждений в Азии, Европе и Америке [Беликов, Князева, 1972, с. 208]. Н.К.Рерих был награжден российскими орденами Святого Станислава, Святой Анны, Святого Владимира, югославским орденом Святого Саввы. В 1929 г. Парижский университет выдвинул кандидатуру Рериха на звание лауреата Нобелевской премии Мира [Юшкова, Юшков, 2000, с. 479].

Е.А. Рябинин в статье «Н.К.Рерих и археология Ижорского плато (ретроспективные заметки)» дал высокую оценку научной деятельности Н.К.Рериха в области археологии: «Н.К.Рерих с полным правом может быть назван зачинателем и первопроходцем основных направлений исследовательской тематики... Им был внесен значительный вклад в накопление базы источников и особенно в расширении информативного содержания последних. Не потеряли своей актуальности многие высказанные Н.К.Рерихом столетие назад заключения интерпретационного, теоретического и методического характера. Археологические изыскания настоящего времени – это закономерное продолжение историко-культурного изучения края, у истоков которого стоял Николай Константинович» [Рябинин, с. 99]. На наш взгляд, это относится не только к исследованиям, проводившимся Рерихом на территории северо-запада России, но и ко всем его научным разработкам.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 437