Купава Т.С. Психическая энергия и здоровье

ЦЕНТРЫ

Центры Космоса равны центрам человека.

Беспредельность, 200

Как мощно отражается космическая энергия в человеческом организме! Каждый космический огонь встречает созвучие в человеческом организме. Как много можно найти духовным подходом к изучению всех проявлений центров! Если смотреть на человеческий организм как на отражение явлений Космоса, сколько созвучий можно усмотреть и центры станут для науки огненными выявлениями. Только духовный подход откроет значение всех соответствий космических с человеческими отражениями. Можно рассматривать центры как собирателей космических энергий. Правильно думать о прямом питании самых высших центров. Солнечное сплетение вбирает каждую посланную энергию и сознательно напитывает явленные центры. Так понимание огненных центров есть самое существенное задание. Медицина только тогда сумеет определять болезни, когда будет знать соответствие с космическими энергиями.

Иерархия, 238

Можно советовать врачам больше обращать внимание на центры и на сердце.

Мир Огненный, II, 82

Истинно, человечество есть связь между мирами. Нужно привыкать к этой мысли; пытаться прилагать ее к жизни. Странно, что врачи не пользуются возможностью стать носителями здоровья, применяя знание нервных центров, ибо именно эти центры суть духовные щупальца и магниты. Даже физический магнит полагается в особое соседство, чтобы не терял силы. Не заслуживают ли нервные центры такого же внимания?

Иерархия, 166

Многие народы замечали последовательность значения центров. Непонятные названия часто отвечали самому действительному назначению. Когда слышите слово «Абрамрам», это будет напоминание о центре Чаши, где сосредоточено чувствознание, сужденное будущей эволюции. Когда слышите об огненных крыльях, это будет центр оплечий. Также пять вершин сокровищ будут центрами колокола, запястий и голеней. Когда чувствуется внезапная слабость под коленями или напряжение кистей, это будет обострение центра колокола. Можно производить несчетное количество наблюдений, которые обнаружат неисчерпаемые качества организма, так постыдно заброшенные.

Агни Йога, 596

Уже сказал, что исчезли тайны и чудеса. На их место должно утвердиться в сознании понятие психической энергии, чем двигаются силы, порождающие жизнь. Так запомним.

Неведомые медицине центры, называемые «обскьюр», являются двигателями, ответственными за наши мысли. Скоро эти рычаги найдут свое назначение и должную главу в книгах.

Агни Йога, 628

Раньше тридцати лет нужные центры не просыпаются.

Обычны пятнадцать лет для явлений последствий пламени света.

Зачатки света появляются раньше.

Листы Сада Мории. Зов. 1921 г., Ноябрь 3

Распределение энергий в организме приносит равновесие при знании, как размещать сознательно приливы сил. Токи могут напрягать тот или иной центр, обладающий наплывом энергий, которые могут устремить огненный вихрь к области центра, нуждающегося в насыщении. Дыхание служит таким регулятором при умении тонко обращаться с флюидами Праны. Явление регуляции в организме нужно считать одним из главных условий равновесия. Так при обмене энергий утверждается нужная регуляция флюидов и вибраций.

Мир Огненный, III, 301

Считаю опасными школы сосредоточения в убийственной атмосфере; люди упорствуют в избранных ими желаниях, но ток часто слаб и образ рождается только мозгом.

Для сильных видений нужны и почва, полная электричества, и сознание покоя.

Листы Сада Мории. Зов. 1922 г., Январь 25

Когда начинали вращаться огненные чакры, происходило значительное очищение. Так пусть врач устремит внимание не только на волю, но и на основную психо-огненную энергию. Пусть помнит, что окружающая атмосфера имеет огромное значение. Недостойно, казалось бы, напоминать об этом, но после миллионов лет земного существования люди так же не обращают внимания на качество окружающего, как, вероятно, и в пещерные времена.

Мир Огненный, I, 453

Из всех устоев самый огненный есть магнит сердца. Изъять его – значит оставить построение без души, ибо магнит сердца вмещает все космические насыщения. Магнит сердца является синтезом всех тонких энергий. Магнит сердца состоит из накоплений тысячелетий, в нем выражается карма и притяжение.

Мир Огненный, III, 372

Искра бессмертия справедливо помещается некоторыми в разных центрах, каждый будет прав по-своему. Правда, в каждом центре имеется такая искра, но по условиям эпохи центры могут изменять свое значение. Одно сердце остается неизменным; только чаша следует за сердцем в значении, остальные центры и гланды могут соответствовать космическим токам. Не только в суждении о центрах ошибаются люди, ибо везде они не допускают подвижную целесообразность. Но не только по эпохам сменяется значение психической энергии, но и по расам, по народностям и даже по родам; как будто то же самое происходит, но между тем человек касается высшего иными щупальцами. Так можно заметить на многоногих насекомых, как они теряют некоторые ноги, но жизнеспособность не уменьшается. <...>

Спросят – какой центр особенно важен сейчас? Теперь время синтеза, потому начнем все от самого сердца. Именно, поверх всего стоит сердце. Так пусть и гортань, и чаша, и солнечное сплетение не отделяются от водительства сердца. Гортань есть инструмент синтеза, но трансмутация и приложение его происходят в сердце.

Мир Огненный, II, 210

Нервные удушья часто происходят от перегружения «чаши» без сознательного пользования ею. Дети тем же могут недомогать, показывая, что прежний опыт был значителен. Конечно, заботливое попечение и спокойное занятие будут уравновешивать борьбу духа и тела. Также гортань, зубы и глаза могут напоминать о борьбе накоплений без выявления. Также следует обратить внимание на образование так называемой чахотки, которая также может быть вызываема центром «чаши».

Давно указывалось на значение Манаса, не может такое хранилище, как «чаша», не иметь значения для окружающего. Могут быть облегчающие средства, но аммоний, ментол, эвкалипт и смола кедра будут лишь смягчать состояние, но панаце[ей] будет воспитание психической энергии.

Агни Йога, 573

Будьте осторожны с центром гортани; он, как синтетическое средоточие, может очень принимать пространственные воздействия. Если радиостанции могут влиять на слизистые оболочки, то много других воздействий могут также отягощать центры.

Братство, 196

Центры Космоса равны центрам человека.

Человек несет в себе все проявления Космоса. Значительны те явления функций Космоса в человеке. Когда он отражает в себе все космические функции, он измеряет собою те возможности, которые проявляются в Космосе. Агни йог – лев пустыни – несет в сердце все человеческие вопли. Он несет все взрывы Космоса и чует все сдвиги сознания. Он вмещает все струи космических течений. Он имеет в себе знание синтеза, утверждающее собирание явленных духов для обновления сознания. Когда синтез духа слагается из Космических Огней и психожизни сердца, тогда можно человеку сказать, что эти центры Космических Огней являют соответствие центрам Космоса. Эта параллель может дать лучшую жизнь. Принцип творчества установлен как огонь беспредельный, как глаз беспредельный, как слух беспредельный, как всеобъемлющее сердце.

Устремитесь к утверждению огня беспредельного!

Беспредельность, 200

Центры, вращающиеся в затылке, утверждают усиление яснослышания, они находятся там, где скрещиваются два главных притока устремленных жизненных каналов. Центры утверждаются как носители энергий, нужных для сношений с дальними мирами. Этот центр напрягает центр уха, потому он так важен.

Беспредельность, 305

Центр солнечного сплетения является фокусом радиации огня. Нужно представить себе, как действует огонь. Как все высшие функции Космоса действуют изнутри, так и огонь солнечного сплетения напрягается в самом зерне. Центр солнечного сплетения дает равновесие всем телам, и радиации его насыщают также эфирное тело, которое питает астральное тело. Переплетание всех центров и всех тел сравнивается с кольцами спирали, которые объединяются в центре солнечного сплетения. Каждая планета, каждый огненный центр имеет свое солнечное сплетение и Божественный Огонь жизни. Если сознание расширится в понимании этих явленных соответствий, то связь Макрокосма с микрокосмом станет огненной Истиной. Волны токов беспредельны в своем разнообразии. По этим волнам огненный дух сообщается с пространством и другими Мирами. Так же как в древности изображали солнце со своими лучами, так можно изобразить и солнечное сплетение, которое имеет свои особые излучения, исходящие из зерна через всю заградительную сеть. Эти мощные токи приносят сердцу все отражения пространства.

Мир Огненный, III, 219

Нужно запомнить, что некоторые положения тела должны быть избегаемы или, по крайней мере, сменяемы. Согбенность мешает солнечному сплетению, если на вытянутых ногах. Закинутая голова мешает центрам мозга. Протянутые руки вперед отягощают центр аорты. Лежание на спине мешает центру кундалини, хотя и возбуждает его.

Ясное мышление стремительно приходит, когда положение света изменено. Стоит повернуться к свету или отвернуться – и воздействие будет ощутимо.

Прежде всего запомните, что каждое положение имеет свое преимущество, но если превратиться во флюгер для чужого ветра, то система восхождения будет нарушена.

Листы Сада Мории. Озарение. Ч. III, V, 15

Когда центр легких так мощно возгорается, тогда нужно применить все возможности к предосторожностям. Этот центр связан с «чашей» и с центром затылка, потому такое напряжение во всем переплетании нервов. Гортань тоже захватывается сетью центров, потому нужно очень беречь центр от пожара.

Беспредельность, 392

Когда центр так пламенно возгорается, тогда явления всех разветвлений принимают участие. Видение пламени свечей, соединенных в один круг, символ работы всех центров. Потому центры легких утверждаются, как струны, которые отражают огненные искры на всех центрах. Легкие, конечно, работают, вдыхая, трансмутируя и выдавая. Эти функции, конечно, насыщают центры легких так называемой праной. Творчество троякое настолько мощно, что затрагивает все функции.

Беспредельность, 394

Когда человек примет в осознание, что каждый орган и каждый центр есть творческая сила, тогда можно будет явить значение каждого центра. Вижу, как горит центр легких, этот центр один из самых чувствительных. Огонь сочетается с самыми тонкими энергиями и приступает к творчеству новых явлений. Свойство возгорания этого огня утверждает прием чистого огня из пространства. Явление безмолвных огней соединяет огонь легких с огнем пространства.

Беспредельность, 102

Центр легких, являя возгорание, давал Йогам все возможности и для высших проявлений. Этот центр дает одоление воздуха и воды. Йоги являли полеты и хождение по воде, удельный вес делался относительным. Центр легких основа всех так называемых чудес. Все боли мучеников исчезали контролированием этого центра и только «чаша» экстаза жила. Огонь трансмутирующий можно назвать этот центр.

Беспредельность, 103

Правильно определить Кундалини как отвлеченное начало. Когда условия жизни земли были грубы, нужно было увлечь дух в высшие сферы. Предварительно первенствовал Глаз Брамы, затем он сменился торжеством Кундалини. Но достижения Самадхи не уберегли человечество от ужаса рабства и предательства.

Теперь время настаивает на синтезе действия. Чувствознание даст этот синтез земного существования. Сокровище чувствознания заключается в Чаше, потому к двум первоисточникам следует добавить еще расцвет третьего центра. Пусть радуга Кундалини увлекает вверх, но нужно на земле построение земное. Нужно приложить к столбу основание, как почерк к мысли. Чаша, давно замолкшая, снова оживет. По новому пути пойдет человечество. Трое Владык, три центра составят сотрудничество здесь.

Кто может осознать дополнение Чаши к Кундалини, тот поймет, как отец поручает сыну земное царство. Кундалини – отец, зачинатель восхождения. Чаша – сын, отцом пробужденный. Кто знает начало отца, тот при смене рас познает сына. С Чашей подвига – действие. Так ничто не отставлено, но усилено. Пусть Глаз Брамы будет естественным дополнением этого состояния.

Агни Йога, 549

Можно обратить внимание на зажжение центра колен; даже пятна на коже дают те же стигматы, как после коленопреклонения. Значит, молитва может быть в сердце, являя те же признаки. Так можно собрать ценные признаки, например: ритм космических энергий в сердце или сильное набухание живота при центрах утверждаются, как и гортань, затылок и темя.

Иерархия, 150

Змей солнечного сплетения помогает превозмочь смуту центров, потому змей был символом царя. Когда кольца змея начинают виться, организм становится особо чувствительным. Цветы передают свою жизненную эманацию по волокнам ткани белых шариков, защищающих цитадель змея. В природе змей любит цветы, так же и змей солнечного сплетения питается ими.

Свиньи тоже мнут цветы, но без результата. Потому без сознательного потребления жизненной эманации можно миновать лучшие лекарства. Отсюда желание видеть несорванные цветы.

Листы Сада Мории. Озарение. Ч. II, IV, 6

В мозгу есть центр, называемый колоколом; как резонатор он собирает симфонию мира и самую глубокую тишину способен превратить в грозный аккорд. Сказано: «Имеющий уши да слышит». Так же как спинной мозг зовется копьем, ибо, желая отразить удары, мы должны напрячь этот канал. Так же как центры плечей называются крыльями, ибо при самоотверженном подвиге лучи усиливаются. Легенда о крыльях очень изобразительна, так же как желание древних носить на груди круглую бляху.

Темя имеет название колодца, ибо волны чужих воздействий проникают этим направлением. Повсюду видим в древности покрытие головы, связанное с символом священника, а теперь замененное названием фирмы, – так оплешивели духовно люди.

Листы Сада Мории. Озарение. Ч. II, IV, 7

Замечайте признаки непонятных заболеваний. Замечайте, около которых центров обозначаются знаки и боли. Может быть, болят плечи или локти и колена. Может быть, около «чаши» появляются три знака или происходит в гортани горение. Каждый знак показывает на действие центра. Как открытая книга, написана личность человека. Над челом горит постоянный знак сущности. Можно читать его даже простым наблюдением, но люди привыкли к грубым воздействиям. Они ждут оглушительного грома и ослепительной молнии, но сами производят наиболее важные действия в тишине.

Как мощный магнитный ток наглядно ощутим лишь на некоторых телах, но воздействует всюду, так наиболее проникающие энергии невидимы. Но пока Мы просим обратить внимание на очевидные явления. Можно прийти к ценным заключениям, сопоставляя характер людей с внешними болевыми ощущениями. Нужно знать, как центры влияют на окружающие органы. Почему приписывается чахотка простуде или худосочию, когда центры, лежащие вблизи легких, показывают особенность организма? Почему опухоль плечей и локтей принимают за ревматизм, когда центры оплечий показывают напряжение? Наша задача не насиловать готовыми формулами, но своевременно направить по пути течения мирового закона.

Агни Йога, 330

Огненные энергии, напрягаемые какимато центром, могут часто являть усиление действия энергий этого центра. Частичное воздействие энергий дает силу центру проявиться частично. Эти напряжения ведут к тем частичным проявлениям, которые так вводят в заблуждение малораспознающие сознания. Правильно указала Ур[усвати] на те явления, вызываемые напряжением одного центра, ведущие к психизму. Ведь каждое раскрытие, насыщение или раздражение центров дает резкое направление огненной энергии, ибо лишь соответствие между организмом и духовным прозрением дает, как неминуемое следствие, раскрытие центров в высшем напряжении. Частичное нагнетение даст частичное достижение, которое может оказаться очень опасным явлением.

Мир Огненный, III, 308

Следует изучать состояние нервных центров у детей. Известно, что эти центры развиваются чрезвычайно индивидуально и неравномерно. Можно найти детей с одним очень развитым центром, и тогда они могут произвести краткое действие подобно взрослым.

Иногда некоторые центры проявляют болезненность, к недоумению врачей, ибо врачи даже не допускают явление нервных центров у ребенка. Между тем, по этим болезненным знакам и необычным явлениям можно судить о существе тела и качестве духа. Сколько добра могли бы принести подобные наблюдения! Сколько возможностей были бы охранены! Так могло бы быть правильно начато накопление психической энергии.

Для старых духов, испытавших многие воплощения, будет довольно тягостно состояние после семи лет и особенно тяжко после четырнадцати. После четырнадцати лет психическая энергия пришла уже в действие. Дух уже оторвался от прежних существований, тягость нового, неизвестного пути подавляет, смутно волнуют накопленные ценности, сущность порывается обратно, где возможности сознания были велики.

Правильный надзор над нервными центрами детей нужен для будущего. Существовало негодное мнение, что дух не может овладеть новым телом и оттого происходят детские нелепости. Но дело обстоит наоборот. Когда центры не работают правильно, не происходит отложения психической энергии, и дух не имеет вещества для проявления.

Забота о нервных центрах детей может считаться заботой для будущей расы.

Агни Йога, 539

Возжжение центров не вызвало достаточно врачебного внимания. Очень важно отметить, что воспламенение каждого центра дает симптомы местного органа, но сам орган не болен, но лишь вибрирует на огонь центра. Можно представить, сколько ложных болезней провозглашается врачами, если они не признают основную причину ощущений. Также мало исследуется сама причина воспламенения. Можно указать чисто космические условия, не меньшее место имеет и массовое состояние человечества. <...>

Не может происходить понимания, пока не осознаны три Мира и их соотношения.

Аум, 202

Вы совершенно правильно объясняете известный вам случай излечения туберкулеза. Именно так много случаев, особенно женских заболеваний, происходит от возгорания центров. Но такой пожар можно потушить, дав полезное направление сознанию. Может быть, огненное сознание уже давно стучалось, но искры Фохата проникали в область «чаши» без применения. Так возникает пожар, и туберкулез очень характерен для непринятого Огня. Принять в сознание значит уже и телесно ассимилировать. Эта связь сознания с плотью особенно заметна на примере Огня, который вызывает явно физическое разложение, если не осознан. Потому при заболеваниях, особенно простудных, полезно делать огненную Пранаяму. Эта Пранаяма будет очень несложна: то же вдыхание носом и выдыхание ртом с направлением Праны в место заболевания. Но для усиления действия следует в сознании держать, что вдыхается Огонь Пространства и выдыхается уже сожженный Ур. Так опять Огонь будет лекарством и врач может облегчать болящего, сказав ему, как просто привлечь основную энергию. Явление болезни, по счастью, усиливает отношение к вере, и труднобольной легче примет истину об Огне.

Мир Огненный, I, 369

Теперь о молодом человеке, начавшем чувствовать свои центры после механических упражнений. Несомненно, он мог начать их чувствовать, ибо механическое упражнение именно раздражает особо легко достижимые нервные плексусы. Конечно, такое раздражение их может вызвать самые неожиданные результаты, прежде всего потерю нервного равновесия, и даже привести к сумасшествию, кроме того, при предрасположении к какомуалибо органическому заболеванию последнее может усилиться... При духовном развитии человека раскрытие центров происходит нормально. <...> Все должно исходить от Высшего к низшему, от духовного к физическому, а не обратно. Именно, только высшее может поднять низшее...

Существует убеждение, что орган, отвечающий третьему глазу, есть так называемая шишковидная железа. Но если железа эта и не является таким прямым органом зрения, то, во всяком случае, она в соединении с мокротной железой рассматриваются сейчас как наиболее важные органы для всех функций нашего организма. В древней Индии они тоже считались проводниками всех духовно-аманасических проявлений.

Е.И.Рерих. Письма. 5 марта 1935 г.
М.: МЦР, 2001. – Т. 3. С. 113–114

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 271