Примечания

В одном 113 многочисленных писем автору книги Основы миропонимания Новой Эпохи Елена Ивановна Рерих замечает: «Пытаясь изложить основы Мироздания, мы должны помнить о беспредельности познавания и, следовательно, о тайне, которой мир держится. Потому, как Вы, вероятно, уже заметили, я всегда стараюсь несколько смягчить слишком категорические утверждения, когда они касаются самых сокровенных, глубинных основ Бытия» (от 29.1.38).

Данные примечания, составленные на основе писем Е. И. Рерих, содержат исправления, уточнения и дополнения некоторых утверждений А. И. Клизовского.

с. 52 ...7 – дух... высшее я человека. – «Седьмой принцип есть синтетическое начало, но не Высшее Я человека. Высшее Я состоит из трех принципов: седьмого, шестого и пятого» (Письма Е. Рерих: от 8.10.35). «7. Атма – Дух или огненное начало, или энергия, разлитая во всем Космосе» (Письма Е. Рерих: от 16.11.35).

с. 59 На настоящей ступени... интеллекта. – «Каждый планетный цикл или круг имеет свой предел для развития человеческого организма, и с каждым новым циклом ступень достижения повышается. Так Манас или высший разум на нашей Земле получит свое полное развитие в пятом круге и в пятой расе его, пока же мы еще только в четвертом круге и в пятой расе при завершении ее, потому для нашего круга Манас уже достиг апогея своего развития, а с нарождением шестой расы, вернее с ее утверждением, ибо уже немало людей, принадлежащих к шестой расе, мы вступим в эпоху развития духовного сознания, имеющего свое основание в сердце» (Письма Е. Рерих: от 23.9.37).

«...Согласно эволюционному закону, пятый принцип (Манас) не должен получить полного развития до пятого круга. Так все преждевременно развитые разумы (на духовном плане) в нашей расе являются а-нормальными; они те, кого Вел. Учителя называют «людьми пятого круга». Даже в грядущей седьмой расе нашего четвертого круга, тогда как наши четыре низших принципа будут вполне развиты, принцип Манаса будет развит только лишь пропорционально. Это ограничение, однако, относится лишь к духовному развитию или высшему разуму. Всегда следует иметь в виду разницу между Манасом высшим, или духовным разумом, и Кама-Манасом, или интеллектом, рассудком. Так, развитие интеллекта, или Кама-Манаса, было достигнуто в четвертой коренной расе нашего круга» (Письма Е. Рерих: от 18.6.35).

с. 95 ...закон перевоплощения... исключением. – «...хотя закон перевоплощения был краеугольным в каждой древней религии Востока, и, конечно, религия евреев не составляла исключения, но уже в дни Иисуса закон этот претерпел искажения от рук князей религии и сохранялся в своей первоначальной чистоте лишь среди отдельных сект» (Письма Е. Рерих: от 8.2.34).

с. 109 Развитие сознания... созвучную душу. «Мироздание очень сложно, и невозможно уместить все великое разнообразие его в несколько формул, приложимых к каждому случаю. Так и в вопросе о созвучной душе много недоговоренности. Нельзя отмерить аптекарскими мерами степень достигнутой индивидуализации в каждом отдельном случае, в тех или иных группах низших царств, потому и берется лишь средняя мера их состояния. Общую душу, в данном случае, следует понимать как созвучие в примитивных ощущениях, и именно такое созвучие может выражаться термином общей души, или духовного созвучия» (Письма Е. Рерих: от 21.1.36).

с. 115 ...более семи... не бывает. – «...категоричность этого утверждения, при недоговоренности, тоже может вводить в заблуждение. Но если бы я стала опровергать его, то мне пришлось бы затронуть нечто, не подлежащее еще широкому оглашению (Письма Е.Рерих: от 21.01.36).

с. 119 Как в жизни... уничтожением такой индивидуальности. – «В сознании подавляющего большинства личность и индивидуальность и до сих пор являются одним понятием. Высшая Индивидуальность не может быть уничтожена, но отдельные проявления ее в виде личностей – могут. Так при завершении одной Манвантары, при просмотре Книги Жизней каждой индивидуальности, в некоторых таких книгах будут отсутствовать целые страницы (земные воплощения), в которых индивидуальность не могла через свое частичное проявление как личность собрать жатву высших энергий, питающих ее» (Письма Е. Рерих: от 31.8.36).

с. 137 ... материя... достижения духа. – «...нет материи, которая не обладала бы наличностью в ней духа, в том или ином качественном проявлении. Ибо, где только есть проявление, там и жизнь, или дух. Знаю, что принято называть материю вообще пассивной, хаотичной и неодушевленной, но все эти определительные неточны.

Первичная Материя, или Materia Matrix, лежащая в основании Вселенной, будучи первоначальным проводником или носителем духа, не может быть хаотичной или неодушевленной, лишь низшие стадии ее приобретают качество хаотичности» (Письма Е Рерих: от 29.1.38).

с. 138 В настоящее время... начать эволюцию... – «...инволюция, о которой Вы пишете, уже закончилась, когда человечество достигло своего полного физического развития, что произошло в четвертой расе, так что мы пережили эту инволюцию. Кроме того, неправильно утверждение, что Земля наша проходит точку, в которой заканчивается инволюция, лишь один раз; следовало бы добавить – один раз в каждом круге, которых семь, но время, переживаемое нами сейчас, другое. Именно, время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом, и этот переход всегда совершается на смене рас. Так шестая раса начинает вступать в свои права» (Письма Е. Рерих: от 23.6.34).

с. 138-139 В первой четверти... дурную карму. – «В действительности человек никогда не может совершенно освободиться от кармы, ибо карма есть жизнь. Но мы можем лишь закончить цикл кармы, той или иной длительности, в зависимости от нашего духовного роста и принятой на себя миссии на определенной планете. То есть, окончив определенный курс Учения, через известный промежуток времени (каникул) мы должны приступить к следующему высшему и т.д. ad infinitum [1]. Только эти «каникулы» и могут быть тем местом отдохновения, где нет «ни слез, ни воздыханий». Но никакие каникулы не продолжаются вечно, хотя и могут быть продолжены на тысячелетия, потому и вечного «успокоения» не существует» (Письма Е. Рерих: от 11.10.35).

с. 141-142 ...при разобщении Начал... своей кармы. – «Разделение полов означает, что при погружении в плотную материю магнит Начал стал слабеть, и люди начали смешиваться или сочетаться незаконно» (Письма Е. Рерих: от 5.5.34).

с. 158 Пространственный Огонь, или Космический Разум... – «Неправильно называть пространственный огонь Космическим Разумом. Ибо пространственный огонь есть Источник Жизни, следовательно, потенциальное сознание, или основа Разума. Космическим Разумом мы называем Разум проявленный, или коллективный Разум Иерархии Света. Пространственный огонь есть возбудитель, возжигатель, но также и взрыватель и сжигатель отбросов» (Письма Е. Рерих: от II. 1.35).

с. 176 Это столь... Его жизни. – «Для посвященных все боги были лишь олицетворением различных космических сил, отсюда и странные иногда аспекты этих богов, вплоть до животных символов» (Письма Е. Рерих: от 26.5.34). «Что касается до вопроса о культе кошки и некоторых птиц в Египте, то, несомненно, обожествление животных в глазах масс проводилось с определенной целью. Чаще всего это имело чисто практическое и охранительное значение. Так, убийство священной птицы ибис каралось в Египте смертью. Но мы знаем, что Нил был полон крокодилами и долины Египта изобиловали ядовитыми змеями, уносившими тысячи жертв, и именно только птица ибис убивала этих змей и уничтожала крокодиловые яйца, тем предотвращая чрезмерное размножение этих чудовищ.

Также и обожествление коровы в Индии и запрещение убивать ее было вызвано необходимостью охранить это полезнейшее животное от истребления. Известно, что в древнейшие времена подобного обожествления не существовало, и население Индии питалось мясом этих животных.

И кошка в Египте была весьма полезна против нашествия крыс и мышей. Кроме того, кошка обладает большим запасом животного магнетизма и могла служить при низших вызываниях. Ведь и в Египте было немало чернокнижия. Борьба между белой и черной магией началась с незапамятных времен. Эти два противоположных стана вполне определились уже в Атлантиде.

Вы знаете, что в книгах Живой Этики имеется параграф о священных животных. Именно указано, что так называемые священные животные были не божествами, но естественными следствиями, в силу местных условий. И теперь люди часто говорят о священной обязанности, полагая при этом не религиозные обряды, но полезное нравственное действие. Условия древности часто требовали особого внимания к известным животным или деревьям и растениям. Священное означало неприкосновенность. Так охранялось нечто необходимое, редкое» (Письма Е. Рерих: от 18.2.36).

с. 184 ...Новое Учение... на смену всем старым Учениям... – «Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект единой вечной Истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь еще Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить». Истинно, каждый приходящий Учитель является законодателем и огненным очистителем одновременно. Если проследим исторические появления Великих Учителей, мы увидим, что ко времени появления Их все до Них бывшие учения совершенно утрачивали свою первоначальную чистоту и были уже искажены до полной неузнаваемости.

Истинно, Учение Жизни не отвергает ни одного Учения, до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений» (Письма Е. Рерих: от 30.6.34).

с. 186 ...все Личные Боги... в небытие. – «Создатели миров или планет являются Зодчими нашей настоящей и будущей Вселенной. В дни Пралайи Они держат великий Дозор Брахмы и намечают следующую эволюцию Космоса. Потому Венец Космического разума не зависит от Манвантар; истинно. Они пребывают на протяжении Беспредельности» (Письма Е. Рерих: от 6.12.34).

с. 340 ...знакомство с оккультной литературой... – «Теперь перейду к вопросу о книге вообще. Вопрос этот, видимо, всех очень тревожит. Конечно, не может быть запрета читать книги по разным отраслям знания, искусства и духа, наоборот, следует всячески пополнять свое знание, но необходимо научиться разбираться в качестве их. Так, я всегда остерегала от псевдо-оккультных книг. И, конечно, когда есть возможность иметь все сокровища книг Учения Жизни, освещающие все проблемы жизни и указующие новые пути знания, когда есть возможность ознакомиться с Письмами Махатм в их полном английском издании и с трудами Е. П. Блаватской, которых немало, то чтение остальных книг, за малыми исключениями являющихся их слабым отзвуком и часто в ложном толковании, есть лишь трата времени. Так, например. Эзотерический Буддизм Синнетта написан целиком на основании полученных им, через посредство Е. П. Блаватской, писем от Махатм, но все эти письма гораздо полнее приведены в издании большого тома Письма Махатм к Синнетту. Лично я всегда советую, если есть возможность, читать восточную философию, конечно, когда она не искажена переводом.

Прекрасно, если все сотрудники ознакомятся с Основами Буддизма, Упанишадами, Бхагавад-Гитой. Учениями Конфуция, Лао Дзы, Зороастра и Гермеса и т.д. «...» При правильном отношении ознакомление с этими Учениями может только укрепить сознание и помочь усвоению Учения Живой Этики. Также всегда буду рекомендовать читать книги Вивекананды и Провозвестие Рамакришны, люблю и четыре тома, посвященные описанию жизней Рамакришны и Вивекананды. Читая их, проникаешься всем очарованием тонкости чувств и мысли Востока. Вообще, очень много прекрасных восточных книжечек. Прекрасны также сочинения сестры Ниведиты об Индии и Вивекананде, который был ее учителем.

Конечно, очень много читателей, которые, прочтя книжные теории, излагающие основы различных йог, сопоставят их с Учением Жизни и при очевидном расхождении их впадут в расстройство. Вот почему на первых порах всем, неутвердившимся в Учении, так опасно читать лживые книги, трактующие об оккультных знаниях. Много горя приносят духовные заблуждения.

Если бы читающие книги Учения Жизни, или Живой Этики, вдумались глубже во все проблемы жизни, во все новые области знания, затронутые в них, и задались целью основательно изучить их, то материала в них хватило бы не на одну, но на несколько жизней. Но обычно люди читают глазами, а не сердцем, и потому самые замечательные указания, самые величайшие откровения скользят по сознанию, не оставляя ни малейшего следа. Мне, имеющей ключ ко многим утверждениям в книгах Учения, приходится с грустью убеждаться в этом. Книги эти дают направление всему мышлению, указывая новые области, устанавливая новые вехи для всех научных исследований. Книги эти так жизненны, так насущны, ибо они устремляют в будущее. Книги Учения – неисчерпаемый кладезь для ученых, сознание которых не затемнено предубеждениями.

Человек без предубеждений, живущий в предвидении будущего, истинно, уже творит его и тем самым облегчает и настоящее. Конечно, знания технические и всякие сопоставления полезны, но после приходит ступень, когда все такие книги становятся справочниками, иногда лишь для определенного технического сведения, но истинное знание открывается лишь при претворении и приложении указаний, даваемых в Учении, которое не останавливается ни на один день и огненными формулами и вехами ведет все вперед, намечая грядущие ступени сознания и достижения и все шире и шире раздвигая завесу в Великую Беспредельность.

Так пусть никто не думает, что чтение книг запрещается – это ересь. Но пусть умеют разбираться в достоинстве их. Так, очень полезно ознакомиться со всеми последними достижениями в области науки, чтобы еще раз убедиться, как они близко подходят к утверждениям Сокровенного Знания» (Письма Е. Рерих: от 30.6.34).

с. 342 Он не находит... рая... – «...Вы говорите, что «переходя в тонкий мир, человек... не находит ни того ада, о котором с ужасом думал, покидая землю...», хорошо бы перед словом человек вставить определительное «средний», ибо, истинно, ад существует. В Тонком Мире не только состояние преступников, но всех допустивших в себе духовное растление или же предававшихся на земле разного рода невоздержаниям очень мучительно. На это есть указания в священных писаниях всех народов» (Письма Е. Рерих: от 22.3.35).

с. 365 Но нарушает... съесть. – «Ваш вопрос о животных очень сложен. Конечно, убийство мирного животного ради пищи, когда вся природа снабжает нас с избытком всем необходимым и бескровным, в принципе не может быть оправдано, но в жизни столько сложного! И невозможно немедленно перенести на Землю все условия высших миров. Ведь Земля и люди не готовы еще к принятию высших законов и высших условий. Потому приходится во многом мириться с существующими обстоятельствами и обычаями, стараясь по возможности улучшать и облагораживать их. Но чтобы совсем не потеряться в этом лабиринте сложнейших и подчас как бы неразрешимых жизненных проблем нам надо, как путеводная нить, следующее правило: «Из двух зол бери наименьшее, из двух видов добра выбирай наибольшее».

Потому наша первая забота должна быть о людях, а затем уже о животных» (Письма Е. Рерих: от 25.3.35).

с. 365 Люди... в грубом теле. – «...в буддистских текстах сказано: «Если бы достижение заключалось лишь в отказе от мясной пищи, то слон и корова давно достигли бы его. Аскетизм не имеет никакой цены для освобождения ума от уз земли, гораздо труднее найти терпеливого человека, нежели питающегося воздухом, кореньями...» – Да, труднее всего людям усвоить, что главное очищение должно заключаться в очищении мыслей и намерений и в расширении сознания, ибо карма творится, прежде всего, мыслями. Когда человек высок духом, когда произошла огненная трансмутация центров, он может обезвредить на своем внутреннем огне самые вредоносные вещества; мощно выделяемая им психическая энергия все очищает и претворяет. Многим из придерживающихся строгой растительной пищи и, в то же время, не упускающих случая позлословить следовало бы припомнить вышеприведенные речения Величайших Учителей человечества.

Также напомним вопрошателю, что есть местности, например, в Тибете и Монголии, где почти невозможно достать овощи, ибо они или не растут там, или не дозревают. Монахи-буддисты вынуждены питаться исключительно ячменем и бараньим и ячьим мясом, но, тем не менее, среди них встречаются очень достойные души» (Письма Е. Рерих: от 1939 г.).

с. 269 ...вся Кали-юга... в наше время... – «...цикл Кали-юги для нашей планеты близится к концу. Именно, сейчас мы переживаем переходное состояние. Сатья-юга должна начаться с утверждением шестой расы, отдельные группы которой уже появляются на Земле, но истинное наступление Сатья-юги на нашей планете может совершиться лишь с очищением планеты от негодного материала и с появлением новых материков. Как всегда, предвестники эпохи появляются много раньше, но материки, сужденные принять главный прилив монад шестой расы, могут уже являть признаки наступления Новой Эпохи» (Письма Е. Рерих: от 31.5.35).

с. 376 Э. Шюре. – «Вероятно, Вы помните, как Шюре в своей книге Великие Посвященные из героя Рамаяны, чистейшего индуса Рамы из страны Айодхья, пытается сделать кельта и друида. Тот же автор и еврея Моисея переодевает в египтянина! Шюре нужно читать с разбором» (Письма Е. Рерих: от 7.2.36).

с. 401 Преобладание... меланхолический. – «Который из условных типов человеческих выразит огненное сердце? Обычное мышление может предположить тип сангвиника или, по крайней мере, холерика, но это будет одно из невежественных заключений. Огненное сердце есть сущность синтетическая, и она не может улечься в совершенно условные деления. Можно лишь утверждать, что тип ипохондрика не ответит огненности. Так нужно представить себе огненное сердце как вместилище всевмещающее» (Мир Огненный, ч. I, § 219).

с. 514 ...мир ментальный, или Мир Огненный. – «Мир Огненный есть Мир Духа. Высшая степень Мира Огненного называется часто Миром Высшим» (Письма Е. Рерих: от 24.5.36).

«Заметьте, что при перечислении Миров Мы как бы упускаем Мир Мысленный, неслучайно это. Мир Мысленный составляет живую связь между Тонким и Огненным, он входит как ближайший двигатель Мира Огненного. Мысль не существует без Огня, и Огонь обращается в творящую мысль» (Мир Огненный, ч. I, § 84).

с. 533 ...астральный... солнечного света... – «Нельзя утверждать, что «астральный свет слабее солнечного света», ибо не может быть сравнения между ними. Земной, солнечный свет резок и груб, но сияние астрального света в высших слоях, конечно, превышает наше земное представление о свете. Приведу Вам параграфы из Мира Огненного:

«Свет Тонкого Мира не имеет отношения к земному пониманию солнечного света. В низких слоях затемненные сознания творят потемки, но чем выше сознание и мысль, тем светлее нерукотворное сияние. Именно, жители Тонкого Мира видят и Землю, и светила, но земные света претворяются сознанием иначе. Также и мысли Тонкого Мира хотя и основаны на той же энергии, но процесс их своеобразен. Закон равновесия нормирует мыслительные эксцессы».

Мысли нечеткие, кроме дрожащих очертаний, ничего не дадут. Во всем нужна ясность, сила и оживотворение огнем» (Письма Е. Рерих: от 17.3.36).

с. 603 Учение Живой Этики... сорок девять. – «Главных центров семь, и они отвечают семи принципам человека. Но для завершения человек должен возжечь в себе все 49 огней, которые заключают в себе огни всех центров и их разветвлений. В Учении упомянут двадцать один центр, потому что открытие их влечет за собою и возжжение остальных огней разветвлений» (Письма Е.Рерих: от 30.6.34).

с. 605 В нем... 1000. – «Число лепестков соответствует разветвлениям нервного центра. Все указанные размеры, цвета и числа лепестков лотосов относительны, нельзя забывать индивидуальность всех проявлений» (Письма Е. Рерих: от 2.9.37).

с. 612 ...пробуждение Кундалини... этого пути. – «Развитие сердца в нашу эру является наиглавнейшей задачей. Без развития сердца и кундалини не будет действовать со всею мощью. Именно, огни сердца дают чувство несказуемого блаженства. В эпоху сближения миров особенно усиливается центр сердца. Но возжечь огни сердца труднее, чем осуществить поднятие кундалини» (Письма Е. Рерих: от 2.9.37).

с. 628 В организме... модератор. – «Что есть модератор? При огненной трансмутации полезно немного прикрыть центры, чтобы предотвратить пожар. Прикрытие это совершается иногда так называемым психическим чехлом из сгущенной оболочки психической энергии» (Письма Е. Рерих: от 2.9.37).

с. 630 Учение... Агни-Йогу. – «Также нельзя каждого, вступившего на стезю одной из Йог, сразу называть йогом. Йога, или связь, достигается упорным, непрестанным духовным трудом, и путь ее ускорен лишь, как сказано уже, кармическими накоплениями» (Письма Е. Рерих: от 6.5.34).

с. 649 ... в третьей расе... животным... – «Нельзя говорить о совершенстве человека в первых двух расах, ибо совершенство это находилось в нем в потенциальном состоянии. Если во второй половине третьей расы цивилизация на нашей планете была так высока, то только потому, что тогда на Землю пришли Великие Элохимы (среди которых эзотерически были духи обоих полов). Они воплотились как Божественные Наставники и Правители, и потомство их уже получило искру, пробудившую их умственные способности. В этом потомстве начали работать те центры, которые еще находились в бездействии у большинства человечества. Именно, эти Элохимы, пришедшие с высших миров или планет, воплотились в существовавшие тогда человеческие формы и сделались зажигателями сознания и умственных способностей в человечестве» (Письма Е. Рерих: от 21.5.35).

с. 667 Тайная Доктрина... о семи глобусах... – «Вы правы, что планетная цепь, со всеми ее глобусами [2], или сферами, или принципами (называйте их как хотите), представляет собою одно целое. Именно, все глобусы концентрически совмещаются один в другом и представляют определенные планы сознания или бытия» (Письма Е. Рерих: от 19.3.36).

«Планетной цепью мы называем все те сферы Тонкого и Огненного Мира, которые окружают нашу планету, и они соответствуют принципам в человеческом строении или организме» (Письма Е. Рерих: от 30.4.35).

«Цепь планет, о которой говорится в Письмах Махатм и Тайной Доктрине, нужно понимать как различные фазы одной и той же планеты, со всеми окружающими ее зримыми и незримыми для нас сферами, но не как самостоятельные физические планеты» (Письма Е.Рерих: от 16.1.35).

с. 766 ...первобытная община... Новой эпохе. – «Не следует запугивать читателей желанием вернуть всех к первобытной патриархальной общине. Ведь люди так различно представляют себе эту первобытную патриархальную общину. Не забудем, что Новая Эпоха требует и новых определительных. И ничто так не далеко от современного мышления, как патриархальность, да еще первобытная!» (Письма Е. Рерих: от 10.9.38).

с. 771 Среди невежества... первобытную общину. – «Также не согласна с определением лишь положительной роли монастырей. Тот факт, что некоторые из них просуществовали несколько веков, сам по себе ничего не доказывает. Страны переживали всякие бури. Сменялись правители, сменялись князья церкви и настоятели монастырей, а страны, дворцы, так же, как и стены монастырские, продолжали стоять. Но по истории мы знаем, как наиболее чтимые и выдающиеся святые уходили из монастырей и основывали новые ордена, часто бродячих монахов и монахинь. Истинные подвижники, стремившиеся к сдвигу, к эволюции, не могли ужиться в мертвых стенах, которые часто больше напоминали темницу духа, нежели очаг света. За редкими исключениями и при самом своем основании некоторые монастыри имели то благое влияние на население, которое они и должны были оказывать. Но уже в книгах Добротолюбия и много раньше можно найти описания ужасных пороков, развивавшихся в монастырских общежитиях. Немало указаний о том же и в буддистской литературе. Человеческая природа всюду та же» (Письма Е. Рерих: от 10.9.38).


[1] До бесконечности (прим. ред. электронного издания).

[2] Глобус, от англ. globe. В личном экземпляре Тайной Доктрины Е. И. Рерих имеются пометки, где термин глобус заменяется на планетное тело. – Прим. ред.

 

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 164