Осознание красоты как путь постижения человеком красоты Тонких Миров

 

В.В. Фролов
доктор философских наук, профессор,
Королев

Спросят: где же поиски совершенства?

Отвечайте: нам в любви, красоте и

действии – тех трех путей достаточно.

Листы Сада Мории.
Зов. 19.07.22.

Многие люди находятся сейчас в состоянии духовного разлада. Их духовный мир все больше затемняется эгоистическими мыслями и чувствами. Это приводит к тому, что сознание человека теряет связь с его божественной сущностью и наполняется низким содержанием. Человека захватывают побуждения астрала, из-под власти которого ему становится все труднее освободиться: чем больше человек поддается низким помыслам и страстям, тем сильнее он подпадает под власть своего астрала и низших слоев тонкого мира. Таким образом, он оказывается в очень трудном духовном положении, ибо все более утрачивает истинный смысл своей жизни (если таковой у него имелся) или вообще не понимает смысла своего существования и происходящих событий. Порождая низкие мыслеформы и чувственные образы, человек не только встает на путь своего собственного разрушения, но и оказывается источником темных энергий, которые засоряют околоземное пространство и наслаиваются на окружающие человека предметы. Такой человек приносит большой вред и другим людям, которые, чувствуя дисгармонию его духовного мира, могут поддаться влиянию его темных энергий, или эти энергии могут сыграть роль «последней капли» и подтолкнуть того или иного человека к безответственной мысли или бессердечному поступку. Состояние духовной неустроенности человека пагубно во всех отношениях: оно вредит ему самому, окружающим его людям, планете, которая является для него космическим домом, и всему Космосу.

К такому состоянию духовного мира значительной части человечества разные люди относятся по-разному и соответственно по-разному видят различные пути его улучшения, Одни вовсе не задумываются над тем, что с ними происходит, и живут интересами одного дня, стремясь главным образом к удовлетворению потребностей своей низшей природы. Такие люди могут вызывать лишь сожаление, так как они являются духовно обездоленными и поэтому глубоко несчастными.

Другие уповают на возможности научного знания и прежде всего наук о человеке, при помощи которых, по их мнению, можно, если не сейчас, то в недалеком будущем разрешить мучающие человека духовно-нравственные и психологические проблемы. В идеях и суждениях людей, занимающих эту позицию, есть много полезного. Но слабое место в их точке зрения заключается в ее ограниченности, поскольку большинство современных ученых не признает существования тонкоматериальных планов Космоса и тем самым закрывает себе путь к познанию истинной природы человека и возможности разрешения проблем его духовной жизни.

Есть люди, апеллирующие к традиционной философии в поисках обоснования своего мировоззрения. К одному из вариантов такого обоснования относится использование материалистической философии. Согласно этой философской доктрине, в основе явлений физического мира лежит материя, в то время как сознание, дух – это реальность не материальная, а идеальная. Она связана с материей, ибо существует только на ее основе, выступая ее функцией, но не сводится к ней. Самой развитой исторической формой материалистической философии является диалектический материализм. Такая позиция имеет свои рациональные стороны. Она опирается на разум, науку, логику, исторический опыт развития философии. Вместе с тем одним из следствий использования традиционной науки для обоснования материалистического мировоззрения является то, что диалектический материализм признает реальность только физического, плотного мира и отрицает мир Тонкий. Другое следствие заключается в противопоставлении материи и духа и разделении человека на две сферы – материальную и духовную. Таким образом, диалектический материализм ограничивает многомерный Космос миром физическим, а единую природу человека расщепляет на два типа якобы различных по своей сущности явлений – материальные и духовные.

В соответствии с другой философской доктриной, идеалистической, в качестве основы всего сущего признается духовное начало, духовная сторона жизни, в то время как материальная сторона жизни объявляется производной, вторичной. Исходя из этого, только духовное бытие и духовная жизнь человека объявляются абсолютными, а материальное бытие относительно и выступает лишь проявлением бытия духовного. Идеалистическая философия по своим принципам противоположна материалистической. Однако сущность ее та же: она рассекает мир на две сферы и признает в качестве основы человеческой жизни противоположное материальному духовное начало. Иными словами, понимание мира и человека в традиционной философии ограничено и поэтому не содержит достаточных оснований для плодотворного решения стоящих перед человеком проблем духовного плана.

Многие люди находят духовную опору своей жизни в религии. Это обстоятельство объясняется тем, что в природе человека заложено естественное стремление к религиозности. «Религиозность как таковая, – отмечает Л.В.Шапошникова, – приходит вместе с сознанием человека и является естественным качеством, характеризующим состояние его души. Дух человека заявляет о себе самоорганизующейся системой Культуры, в понятие которой входит и религиозность. Последняя есть энергетическая основа, на которой развивается и совершенствуется этот Дух. Религиозность, неотъемлемая часть человеческой энергетики, несет в себе информацию о связи с Высшим как вечной непреходящей ценности» [1]. И хорошо, когда естественная религиозность человека так же естественно, через его свободный выбор оформляется через определенное религиозное учение, помогающее «более четко осознать связь с Высшим» [2] и настроить человека на духовное самосовершенствование. Между тем официальные религиозные организации и служители церкви, зашоренные узкими рамками религиозных догматов, противопоставляют друг другу различные конфессии, настраивая верующих друг против друга, внося разброд в их души и затрудняя постижение истинной религиозной веры. Религия, используемая таким образом, не разрешает духовно-нравственных проблем человека, а лишь калечит его духовный мир и мешает продвигаться по пути духовного самосовершенствования.

Итак, сторонники различных духовных ориентаций – традиционно-научной, философской и официально-религиозной – раскрывают отдельные аспекты духовных проблем, стоящих перед современным человеком. Одни опираются на научное знание, отрицая при этом существование тонкоматериальных планов бытия и тем самым закрывая путь к их исследованию. Другие используют философское мировоззрение, тяготея либо к материалистическому, либо к идеалистическому его типу и рассекают мир на материальное и духовное. Третьи выделяют в составе бытия мир земной и мир небесный, апеллируя в решении всех человеческих проблем к Богу. Однако ни одна из них не решает главного вопроса, стоящего перед человеком: обоснования жизненной необходимости связи человека с Высшим и раскрытия энергетических каналов этой связи.

Между тем в Живой Этике, выступающей квинтэссенцией всех духовных знаний человечества, проблема взаимодействия человека с Высшим, с Иерархией Светлых Сил Космоса является центральной. Это Учение раскрывает различные ее грани. Одна из них заключается в обосновании объективной необходимости осознания человеком красоты мира земного и миров тонких. Все беды человека и человечества в целом порождаются забвением красоты бытия или ослаблением внимания к ней. В красоте природы, красоте человеческих мыслей и чувств, красоте произведений искусства конденсируется огненная энергия, так необходимая человеку для его духовного совершенствования. Аккумулирование человеком этой энергии усиливает его связь с тонкими мирами, открывает перед ним возможности постижения красоты этих миров и одновременно предоставляет неисчерпаемый источник огненной энергии. Поэтому его энергетическая связь с тонкими мирами через осознание красоты бытия может спасти и самого человека, и весь земной мир.

Тонкие миры, согласно Живой Этике, – это миры, обладающие более тонкой, чем земной мир, материально-энергетической структурой. К тонким мирам относятся астральный и ментальный миры, доступные познанию через чувства и мысли человека, живущего в земном мире, и представляют собой необходимые сферы его тонкоматериального существования. Возможность их познания объясняется тем, что энергетика человека, пребывающего на Земле, позволяет ему соприкасаться с энергетикой астрального и ментального миров. В то время как энергетика Мира Огненного настолько утончена, что земной человек с его грубой энергетической структурой был бы не в состоянии перенести соприкосновение с Огненным Миром. Поэтому, хотя Мир Огненный и принадлежит к тонким мирам, он в силу своего совершенства качественно отличается от известных человеку тонкоматериальных планов бытия. «Из книг Живой Этики, – пишет Л.В.Шапошникова, выделяя особенности различных планов бытия, – нам известно о существовании трех миров различных состояний материи, энергетически взаимодействующих друг с другом. Это мир физический, в котором мы обитаем и основу творчества которого составляет так называемое рукотворчество. Затем мир Тонкий, особое пространство мыслетворчества, и, наконец, Мир Огненный, высший из названных трех миров, мир духотворчества. Эти три мира далеко не исчерпывают всего богатства состояний материи и качества измерений, существующих в Мироздании» [3]. Наряду с этим понятие тонких миров в Живой Этике употребляется еще в одном значении, под которым подразумеваются сферы более совершенные и светлые по сравнению с земным миром. Это самые светлые слои астрального и ментального миров, а также Мир Огненный.

Различные миры, включая земной, в энергетическом плане самостоятельны по отношению друг к другу и вместе с тем образуют органическое единство. Относительная самостоятельность миров проявляется в том, что каждому из них присуща материя определенной плотности. Так, в земном мире материя достаточно плотная, в мирах астральном и ментальном – соответственно более разреженная, а в Мире Огненном – очень утонченная. Все это обуславливает определенные закономерности человеческой эволюции в различных мирах и специфику познания им особенностей каждого мира. Человек, находясь в земном мире, не способен постигнуть особенности Мира Огненного из-за качественных материально-энергетических различий этих миров, так же как и взгляд из Огненного Мира из-за указанных различий не позволяет раскрыть плотно-материальные очертания земных предметов. Различное материально-энергетическое состояние этих миров предопределяет и последовательный переход человеческой индивидуальности из мира земного в миры астральный, а затем ментальный. Если индивидуум имеет зачатки огненного тела, что случается достаточно редко, то после своего развоплощения из ментального тела он может на какие-то мгновения соприкоснуться с Миром Огненным, ощутить вибрации его тончайших и прекрасных энергий. Но для пребывания в Мире Огненном индивидуум должен обладать развитым огненным телом. Теми же материально-энергетическими особенностями обусловлен и процесс воплощений, который человек переживает, переходя из Мира Огненного в мир ментальный, из ментального – в астральный, из астрального – в земной.

Вместе с тем определяющей предпосылкой эволюции различных миров является их стремление к единству. Единство миров проявляется в том, что они представляют собой, несмотря на различия их энергетических структур, воплощение Единой Материи и эволюционируют по универсальным космическим законам. В то же время в истории человечества были и прекрасные исключения. Ярчайшим историческим примером индивидуальности, которая имела непосредственную связь с Миром Огненным, является Сергий Радонежский. Вот как описывает это качество Преподобного Елена Ивановна Рерих: «В познании сердца этого великого и единственного двигателя и мерила духовности Преподобный опередил многих духовных путников. Именно он нашел силу этого источника и через него приобщился к Миру Огненному; об этом ярко свидетельствуют его пламенные видения» [4].

Единство миров обнаруживается и в структуре человека, содержащей элементы различных миров: плотного, тонкого и Огненного. Отдельные проявления тонких миров при духовной подготовленности человека могут быть обнаружены им непосредственно в плотном мире. Это обстоятельство также говорит в пользу единства миров. Наконец, человек, пребывая в земном мире, своими духовными устремлениями формирует в сознании прекрасные мыслеформы и мыслеобразы тонких миров, тем самым совершенствуя свои мысли и чувства, подготавливая себя к постижению красоты тонких миров и приближаясь к этим мирам. Таким образом, единство миров, единство всех явлений Мироздания – объективный закон его эволюции. Поэтому лишь те явления природного, социального и духовного бытия оказываются жизнеспособными, которые развиваются в русле космического единства и по его универсальным законам. Любой раскол какого-либо образования, в основе эволюции которого лежат объективные законы, будь то популяция животных, семья или духовная община сдерживает его эволюционное развитие.

Мир земной и Мир Тонкий пока еще реально не объединены. И объединить их должен человек через одухотворение своей тонкоматериальной физической структуры, околоземного пространства и тела Земли. Поэтому одна из эволюционных задач человека новой Эпохи состоит в объединении мира плотного и Мира Тонкого. Особая роль здесь принадлежит женщине, которая обладает более совершенной, чем мужчина, психоэнергетической организацией.

Единый беспредельный Космос уже сам по себе содержит красоту. «Красота жизни заключается в космическом единении» [5]. Красота неотделима от Космоса. Мироздание пропитано красотой, так как в его основе лежат Единая Материя, универсальные законы эволюции и непреодолимая устремленность к духовности и совершенству. Формы и степени проявления красоты в Космосе многообразны до беспредельности. Это прежде всего те проявления красоты, которые человек открывает для себя в земном мире, а также в доступных ему тонких мирах. Но это также и те проявления красоты, которые существуют в Беспредельности и которые человек не способен пока понять из-за ограниченности своей природы.

Источник красоты бытия коренится в Единой Материи и законах ее эволюции. Это Основы существования Космоса. В образе Космической Красоты воплощается Красота Основ Космоса. Все, что не соответствует и противостоит образцу Космической Красоты, является безобразием. Безобразны, например, мысли и чувства личности, замкнутые на ее эгоизме и потребностях низшей природы. Безобразны они потому, что противостоят образу Космической Красоты. Безобразие ведет человека к саморазрушению, бросает его в бездну хаоса и забвения. Безобразие во всех своих проявлениях раскалывает единый Космос, бьет по Красоте, стремится занять ее место. Однако человек для своего спасения и спасения мира должен, преодолевая безобразие, продвигаться к Космической Красоте, утверждать Красоту в жизни каждого дня, в своих мыслях, чувствах и делах.

Олицетворением красоты Единой Материи и законов ее эволюции выступает Матерь Мира, которая своим прекрасным покрывалом защищает мир. Все предметы бытия есть единородные и единосущные проявления Материи, а все люди, образующие человечество, – единородные и единосущные дети Матери Мира. «Матерь, общая Владыкам – не символ, но Великое Явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг. С давних пор Матерь Мира посылает па подвиг. По истории человечества Ее рука проводит неразрывную нить» [6]. Прекраснейший образ Матери Мира воплощается в каждой женщине независимо от ее личностных качеств. Для спасения мира и постижения красоты тонких миров нужно увидеть и осознать космическую красоту женщины, сформировать духовные, социальные и материально-бытовые условия для проявления ее прекрасных качеств в земном мире.

Между тем женщина в историческом развитии общества в современную эпоху оказалась униженной и в значительной мере превратилась в средство удовлетворения низменных потребностей мужчины. Такому положению вещей потворствуют не только мужчины, но и многие женщины, постепенно утрачивая свое женское достоинство и забывая о том, что в них воплощен прекраснейший образ Матери Мира. Довольно часто отношения между мужчинами и женщинами оскверняются, затемняются и утрачивают необходимую им духовность. Мужчина нередко оказывается неспособным видеть в женщине образ Матери Мира, проявление Космической Красоты, а женщина часто забывает о своем космическом предназначении, о своей священной роли Матери как родительницы и воспитательницы детей и роли Жены как неотъемлемой половины мужчины – Мужа. Все это приводит к дисгармонии женского и мужского начал в человеческих отношениях. Но равновесие между этими началами необходимо восстановить. Мужчина и женщина должны научиться видеть друг в друге Божественную сущность и строить свои отношения на основе самоотверженной любви. И если мужчина и женщина устремятся к этой благородной цели, Матерь Мира обязательно им поможет своей Божественной любовью.

Человеку жизненно необходимо осознать красоту плотного мира, сделать это знание ведущим принципом своей жизни и постоянно устремляться к прекрасным и величественным вершинам Космической Красоты. На страницах Живой Этики рассыпаны бесценные зерна знания о том, как человек может осознавать Красоту во всех ее проявлениях. Прежде всего ему нужно научиться замечать и понимать красоту земного мира, делать ее достоянием своего сознания. Всякое подлинное знание может быть только знанием сердечным, пропущенным через сердце. Поэтому сердца людей должны наполняться красотой. Земная жизнь человека состоит из испытаний, через которые ему необходимо пройти, сохраняя духовное равновесие. Только при этом условии жизненные испытания с точки зрения Космической эволюции могут считаться успешно выдержанными. Живая Этика дает человеку хорошее средство, помогающее продвигаться по пути духовного восхождения. «Тверди: красота, даже со слезами, пока дойдешь до назначенного» [7]. Но не всякое произнесение слова «красота» оказывает человеку помощь в жизненных испытаниях, а прежде всего то, которое пронизано порывами сердца к красоте. Одним из наиболее мощных проявлений сердечной энергии выступает молитва, воплощающая устремление человеческого сердца к Высшему. «Молитва есть осознание вечности. В молитве заключены красота, любовь, дерзание, отвага, самоотверженность, неуклонность, устремление» [8]. И молиться надо не всяко, но в духе. Наиболее совершенным проявлением молитвы выступает самоотверженный труд, мотивами которого являются Общее Благо и созидание связи с Высшим. Труд этот может быть всяким – очень творческим или самым рутинным. Главное, чтобы он был одухотворенным, чтобы в его основе лежала устремленность человека к Красоте. Поэтому красоту нужно видеть прежде всего в мире земном, извлекать искры красоты из обычных, окружающих человека явлений. Особенно это касается явлений природы, которые возникли из Единой Материи по законам Красоты. «Изучить все выделения природы и осознать их красотой – значит дать людям крылья» [9]. Однако многие люди находятся в парадоксальном положении: они живут в прекрасном земном мире, их окружает прекрасный Космос, в их духе заложена Божественная искра и в то же время они не видят красоты бытия из-за своей духовной неразвитости. Между тем, мир нуждается в красоте и нужда мира в красоте должна быть утолена, иначе его ждут разрушение и хаос.

Земной мир находится в критическом состоянии. Тело планеты задыхается под наслоениями темной энергии, которая все больше заполняет околоземное пространство и затрудняет приток к Земле космических энергий, необходимых ей для эволюционного развития. Природные ресурсы Земли из-за потребительского к ним отношения человека не успевают восстанавливаться. Вырубаются леса, наступают пустыни, высыхают реки, озера и целые моря. Общественные отношения характеризуются антагонизмами. Социальные институты, задача которых состоит в регулировании, гармонизации этих отношений, не выполняют своих функций и нуждаются в переделке и усовершенствовании. Такое состояние природной и социальной материи обусловлено прежде всего тем, что человек из-за своего духовного несовершенства оказался неспособным воспринимать огненную энергию космоса и трансмутировать ее на Землю. Поэтому человек в первую очередь сам нуждается в лечении огнем, в очищении своих мыслей, чувств и сердца. Утверждение человеком прекрасных мыслей и чувств, воспитание чистого, открытого красоте сердца – залог спасения Земли, гармоничного устроения общественной жизни и воссоздания духовной целостности самого человека.

Утоление мировой нужды в красоте возможно двумя взаимосвязанными путями. Один – познание красоты земного бытия как необходимое условие понимания красоты Мира Тонкого. Другой – постижение красоты Тонкого Мира на основе познания человеком красоты мира земного. Только таким путем, через мост Красоты, можно прийти в Новый Мир, неминуемо грядущий из будущего. Но строить этот мир должны сами люди своей сердечной устремленностью к Красоте и подвигом сердца во имя Красоты. Именно об этом говорит Владыка словами Учения Живой Этики: «В ней путь ваш. И ею встречу тех, кто дойдет до Меня. А они уже идут» [10]. И если человек способен воспринимать красоту земную, то перед ним обязательно откроется путь к постижению Космической Красоты во всех ее проявлениях.

Человек, как уже отмечалось, по своей природе многомерен. В его телах проявляются различные миры – плотный, Тонкий и Огненный. Обладание такой многомерной структурой позволяет человеку взаимодействовать с доступными ему мирами. У него имеется два провода, при помощи которых он связывается с Тонким Миром – ум и сердце, и соответственно два способа этой связи – мышление и чувствознание. Человек, сознательно относящийся к этому процессу, должен понять космическое предназначение мысли и сделать это знание гранью своего мировоззрения, частью программы своей жизни, стимулом духовного самосовершенствования.

Понимание мысли как космического явления опирается на один из основополагающих принципов Живой Этики: все, что существует, порождено Единой Материей. Поэтому и мысль есть порождение Единой Материи. И поскольку мысль – это живая сущность, то в ее теле воплощается огненная энергия как одна из форм существования Единой Материи. Мысль в Космосе во всех мирах выполняет объединяющую роль. Ведь весь Космос строится на мысли – отмечается в Живой Этике. Мысль выступает двигателем эволюции Мироздания, а также духовного совершенствования человека. «В человеческом творчестве мысль есть двигатель каждой ступени как в малом, так и в большом. Ведь значение мысли так мощно» [11]. Содержание и направленность мысли определяется свободной волей человека, который может производить и притягивать мысли – созидательные, светлые, или разрушительные, темные. Поэтому духовная подготовленность человека к взаимодействию с Тонким Миром, к постижению его красоты является необходимым условием развития человеком связи с Высшим. «Нужно понять, что дар Нового Мира будет принесен к открытым вратам. Новый Мир действительно хочет дать прекрасное одеяние, но приди, человек, прими ткань труда Матери Мира!» [12] Для постижения красоты Тонкого Мира человек должен прилагать собственные усилия – постоянно утверждать в своем духе красивые мысли и чувства. Это требование раскрывается в следующем правиле: чем прекраснее будут мысли и чувства человека, тем в большей степени ему будет открываться Красота как земного, так и Тонкого Миров. Если же мысли человека эгоистичны, разрушительны, то порожденные им мыслеформы закрывают человеку возможность познания красоты бытия. И тогда человек будет видеть мир в темном цвете. Чтобы этого не случилось, человеку нужно воспитывать свое мышление.

Согласно Учению Живой Этики, существует два направления воспитания мышления: освобождение сознания от бацилл низких мыслей и утверждение в сознании мыслей светлых, высоких. Именно утверждение мыслей высоких и прекрасных откроет перед человеком возможность постижения красоты Тонкого Мира. Тем самым человек выработает привычку мыслить прекрасно и подготовится к сознательной жизни в Тонком Мире. «Дисциплина мысли неминуемо повлечет к Высшим Огненным Сферам» [13].

Вместе с тем современный человек исчерпал возможности своего ума как органа познания мира, регулирования деятельности и вообще как средства одухотворения грубой материи. Человеческая индивидуальность, опирающаяся в своей жизни только на ум и игнорирующая сердце как орган чувствознания, попадает в ловушки рационального мышления, которые задерживают ее духовное восхождение. Итак, ум, рациональное мышление у современного человека развиты достаточно. Следующая эволюционная задача, стоящая перед ним, заключается в развитии чувствознания в синтетическом единстве с мышлением.

Органом чувствознания является сердце человека. Но чтобы раскрыть сердце для связи с Тонким Миром и понять красоту этого мира, человеку нужно осознать космическое предназначение сердца и сделать это знание принципом своего мировоззрения, элементом жизненной программы, побуждающим фактором духовного развития. Понимание сердца как космического явления опирается прежде всего на признание Единого, Космического Сердца, проявлением которого выступает сердце человеческое. «Как необходимо научиться ощущать, – отмечается в Живой Этике, – сердце не как свое, но как всемирное» [14]. В сердечной энергии человека отражается Высшая Воля. Однако человек тогда почувствует и осознает в себе эту Волю, когда в его сердце возгорится зажженная самим человеком огненная энергия, потенциально содержащаяся в сердце каждого индивида. Сердце требует постоянного питания энергиями Тонкого Мира, так как лишенное этой связи, оно разлагается. Иными словами, связь сердца человека с Тонким Миром может осуществляться лишь как взаимодействие его сердца и тонкоматериальных планов бытия. И последнее слово остается за человеком, ибо только он сам, своей свободной волей может принять решение – включаться ему в это взаимодействие или не включаться. Если человек решится на сознательное созидание своей связи с Тонким Миром и начнет эту работу, то энергии этого мира обязательно вольются в его сердце и озарят его своими огненными лучами. Познание Мира Тонкого одному уму недоступно. Оно возможно лишь подвигом сердца, утончающим сердечную энергию и делающим ее созвучной энергиям Тонкого Мира. Более обостренно и проникновенно чувствуют его явления женщины, так как энергии женского сердца утончены, разрежены и совершенны в большей степени, чем энергии сердца мужского. В наступающую эпоху на первый план духовной эволюции человека будет выходить его сердце как орган чувствознания. Однако этот процесс не автоматический. Он зависит от того, насколько активно и осознанно человек займется воспитанием своего сердца.

Одно из направлений работы состоит в очищении от наростов самости и эгоизма. Другим направлением, органически связанным с первым, является воспитание чистоты и красоты сердца. Сердце человека всегда должно быть готово к самоотверженной, действенной любви – таков синтетический показатель воспитанности, культурности сердца. Для воспитания чистого сердца человек должен научиться преодолевать страх и раздражение, развивать память, внимание, терпение, доброжелательство. Очень важным фактором воспитания сердца является труд, который выполняет свое предназначение, если выступает единственной основой жизни человека и осуществляется во имя Владыки и на Общее Благо. Необходимым условием такого труда должна быть свободная организация сотрудничества людей.

Сердце воспитывается через чувства. Если человек переживает сочувствие, соболезнование и сострадание к людям и природе, то его сердечные энергии утончаются, и сердце становится чище. Для достижения этой цели необходима дисциплина сердца, означающая освобождение от сердечного беспокойства, волнения и трепета.

Но поскольку человеку важно добиться синтетического единства ума и сердца, то дисциплину сердца нужно осуществлять в единстве с дисциплиной ума. Тогда обмен энергией человека с Тонким Миром пойдет через единый огненно-мысленный процесс.

Существенную роль в воспитании сердца, особенно на современном этапе духовной эволюции человека, играет чистое искусство. Чистым считается такое искусство, произведения которого отражают красоту природы, человека, красоту Тонкого Мира. Аккумулируя красоту мира, произведения искусства конденсируют огненную энергию. Поэтому искусство будит устремление человека к красоте и возжигает в сердцах людей огонь творчества. Поэтому чем больше человек видит проявлений красоты в земном мире и чем больше дает людям, природе в духовном плане, тем возвышеннее и прекраснее становится его жизнь и тем прямее его путь к красоте Тонкого Мира.


[1] Шапошникова Л.В. Град Светлый. М.: МЦР, 1998. С. 58.

[2] Там же. С. 58.

[3] Шапошникова Л.В. Град Светлый. М., 1998. С. 55.

[4] Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М., 1991. С. 89.

[5] Беспредельность. I, 117.

[6] Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение. Часть вторая, VIII, 11.

[7] Там же. Книга первая. Зов. 01.05.22.

[8] Там же. Книга вторая. Озарение. Часть третья, IV, 1.

[9] Там же. Книга первая. Зов. 03.06.22.

[10] Там же. Книга первая. Зов. 26.07.22.

[11] Беспредельность, 748.

[12] Агни Йога, 82.

[13] Мир Огненный. I, 549.

[14] Сердце, 7.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 365