Гений и искусство познания инобытия

Л.Г. Хмелева
руководитель Центра культуры «Живая Этика»,
член Президиума Дальневосточного отделения Комиссии РФ по
делам ЮНЕСКО, руководитель секции «Культура и Этика»
Приморского отделения Петровской академии наук и искусств,
Владивосток

I

Размышление над темой конференции ясно обозначило два потока мысли: о способности запечатлевать иное Бытие и о способности наполняться сознанием инобытия. Первая способность, рождая бессмертные творения, подытоживает творческий процесс в материи нашей жизни. В этих творениях будет жить вечно прекрасная и единственно правдивая Жизнь, тайна которой открылась мастеру. Потом к этому творению будут прикасаться люди и наполняться звуком, цветом, ритмом нездешней, вечно зовущей гармонии. Их сердца будут очаровываться несказанной тайной и светом священных пространств Инобытия. Потом эти люди, возжелав Света, изменятся, и народятся Новая Земля и Новое Небо. Это будет не так скоро и не так легко, как нам хотелось бы. Но это будет!

Способность запечатлевать инобытие всегда вторична по отношению к процессу познания инобытия. Само же инобытие признается Платоном как мир сверхчувственный, причинный, вечно прекрасный, исполненный блага и истины. Искусство же познания этих горних сфер может, считает Платон, принадлежать лишь людям исключительного ума и качеств, как результат долгого и трудного воспитания и восхождения души. Поэтому, исследуя вопрос способности познания Инобытия, обратимся к гениям и людям выдающимся: Андрею Рублеву и Ярославу Мудрому, Александру Великому, Фидию и Платону, Александру Пушкину и Серафиму Саровскому, Владимиру Вернадскому, Александру Чижевскому, Рерихам...

Что же это за чудо – Гений? Познаваемо ли оно?

«Когда человеку открывается знание, он становится спокойным, ибо мудрость оживает в нем. Ищите знание – оно есть. И все, что люди зовут чудесами, все только та или иная степень знания». Это свидетельство мудрецов обнадеживает нас, простых смертных, на путях осознания загадки Гения.

Попытаемся же найти неоспоримые черты, присущие всем гениям, вне зависимости от характера их деятельности.

Во-первых, гении – бесспорные представители мировой культуры. «Они, эти великие люди, были вождями человечества, воспитателями, образцами и, в широком смысле, творцами всего того, что вся масса людей вообще стремилась осуществить, чего она хотела достигнуть; все, содеянное в этом мире, представляет, в сущности, внешний материальный результат, практическую реализацию и воплощение мыслей, принадлежавших великим людям, посланным в наш мир. История этих последних составляет поистине душу всей мировой истории» [1]. Являясь представителями мировой культуры, они по сей день остаются ее живыми носителями и творцами. Сама же культура, создаваемая в первую очередь ими, есть живая связь запредельных миров и земной исторической жизни, удивительное сочетание времени и вечности. «Культура это то, что объединяет всех великих людей поверх времен, народов и земных судеб. Культура венчает и связывает воедино творца, творение и процесс познания Инобытия. Их силою духа невидимые поля культуры, этой светоносной реальности, проявляются в материи нашего мира» [2] и становятся достоянием всего человечества. Воистину, велик дар Великих.

Во-вторых, мышление гения, работа его сознания есть явление достаточно парадоксальное, не вписывающееся в рамки общепринятой логики мышления. Но одно несомненно – гении искусно владели не только навыком анализа, но и синтезом, как новым качеством мировидения. Именно логика синтеза рождала парадоксальные, на первый взгляд, идеи и лучшие решения.

В-третьих, гении обладали героическим началом – совокупностью высших качеств духа, способствующих воплощению добытого знания в жизнь. В первую очередь можно назвать такие качества, как воля и мужество, ибо «благодарное» человечество, как правило, награждало их моральными или вполне материальными кострами. Здесь нам очень близка мысль замечательного английского философа Т.Карлейля [3] о том, что, если героического дарования нет, то любое другое дарование будет выражено в человеке слабо или совсем не выражено. «Героическое начало есть особое энергетическое явление, которое, как золотой дождь, оплодотворяет косную земную материю и заставляет ее плодоносить, в какой бы области человеческой деятельности это ни происходило. Оно превращает личность, обладающую этими способностями, в носителя света, что является на нашей земле тяжелым и опасным занятием» [4].

Итак, ближайшие ориентиры в поисках разгадки Гения приводят нас к понятиям «культура», «логика синтеза», «героическое дарование». Последнее понятие, хоть и редко встречается, но близко нашему пониманию. Сегодня оно осмысляется как пространство глобальной этики и глобальной ответственности, которая осознанно формируется в современных образовательных проектах [5].

Понятия «культура» и «логика синтеза» требуют разъяснения с учетом современных научных представлений. При этом исследовательский приоритет будет отдан понятию «логика синтеза» – этому чудесному инструменту и волшебному ключу, благодаря которому гению открывается пространство культуры, как открываются двери родного дома. Он же свободно играет и творит в этом пространстве Света, умножая его красоту, славу и собственное бессмертие.

 

II

За тысячелетнюю свою историю человечество, пройдя этапы развития мифологического, религиозного и художественного мышления, приблизилось к познанию мира через мышление преимущественно научное [6]. На сегодня в научном познании стали очевидны два явления: 1) научно-аналитический метод пасует перед феноменом целостности, он не в состоянии оценить и понять все многообразие живой жизни; 2) пути анализа сменились стремлением к синтезу, что отражает потребность общества в создании новой картины мира – не фрагментарной и бездушной, но целостной и одухотворенной.

В синтезе открывается новое мировидение, рождается субстанция новой целостности с чертами устойчивости, симметрии и гармонии; свершается процесс познания граней инобытия. Психологически синтез, как новое мировидение, рожденное через озарение, приносит непередаваемое чувство радости, счастья, гармонии и вдохновения, ценимое гениями более, чем материальные богатства.

Современная наука тринитология открывает нам уникальную возможность научного осознания динамики синтеза, другими словами – познания логики синтеза, а, значит, и тайны Гения. Методология триадного синтеза, оперирующая формулой системной триады [7] (рис.1), помогает сознательно контролировать полноту описания целостности, опираясь не только на научно-аналитическое мышление, но и на интуитивное и эмоциональное, что для научного познания совершенно революционно.

Наше мышление способно оперировать и четкими понятиями, и художественными образами, и размытыми символами одновременно. Соответственно выделяются рациональный, сенситивный и интуитивный способы познания, принимая во внимание равноправие и единство всех трех компонент. Если диада – элементарное орудие анализа, которое расщепляет, противопоставляет, отталкивает, то системная триада сопоставляет, соединяет, сращивает, предполагая для этого активный поиск сильных сторон противоборствующих компонент. Преобладание рационального аспекта мышления более характерно для научной деятельности; сенситивного – для области искусств; интуитивного – для практики в области религии и этики. Природная склонность мышления может преобразовываться и обогащаться творческим поиском. Например, религиозная практика развивает преимущественно интуицию; занятие искусствами и общение с природой обогащают сенситивную сферу; науки – способность мыслить четкими, строгими формулами (рис.2). Умение творчески оперировать всеми способами познания есть качественная характеристика триадного мышления. Оно составляет основу логики ментального синтеза [8], что связано с расширением сознания и рождением его нового качества. Только такое сознание синтеза способно видеть мир и его проявление в целостной одухотворенной гармонии, проникать в смыслы инобытия и фиксировать их в материи нашей жизни.

Формула системной триады подводит нас к новому осознанию того, что есть Культура. С удивлением можно обнаружить, что Культура есть синтез наук, искусств и религий, а не традиционное словосочетание «культура и искусство». Творение, одновременно совмещающее в себе научность, высокую художественность, новизну, соединяющее нас с Высшим миром, утверждающее лучшее качество жизни, есть творение культурное. Любое другое не имеет к культуре никакого отношения (рис.2).

 

III

 В настоящее время преобладает логика внешнего мышления [9], которую можно охарактеризовать как диадное мышление. Именно она формируется традиционным воспитанием и образованием. Можно провести сравнительный анализ двух типов мышления.

Логика ментального синтеза

Логика внешнего мышления

1. Это мышление человека-творца, через которое обретается целостное, гармоничное видение мира, способность к великим, гениальным открытиям и преобразованиям. 1. В лучшем случае – способность к творческому воплощению уже открытых идей.
2. В мышлении преобладает триадный нелинейный подход. Используя сильные качества противоборствующих сторон, находит третий фактор, гармонизирующий систему противоречий, то есть в ситуации ищет не то, что разъединяет, а то, что объединяет. Например, система противоречий «свобода – необходимость» разрешается осознанием «целесообразности»; «преступление – наказание» – высветлением души через раскаяние; противоречие «друг – враг» – выбором «учитель».

«Единство и любовь противоположностей» – улыбнется высокое сознание.

2. В мышлении преобладает диадный, линейный подход «или-или», конфликтный по своей сути, расчленяющий целое на части, поэтому лишенный гармонии и целостного видения, но доминирующий в настоящее время. Сценарий «или друг – или враг» заканчивается безумными войнами от пространства семьи до пространства планеты; «свобода – необходимость» вырождаются в хаос, ложь и торжествующее невежество. «Наказание» за «преступление» таково, что закрепляет и усиливает преступность сознания.

«Единство и борьба противоположностей» – вынесет приговор обыденное мышление. Такое мышление не способно вмещать синтетические построения, они раздражают его кажущейся противоречивостью.

 

3. Характерно творчество в разных сферах на высокопрофессиональном уровне, так как мышление научно, художественно, религиозно и мифологично одновременно, что и присуще многим гениальным людям. Истинные миротворцы по сути, так как с людьми общаются на языке, свойственном собеседнику, не навязывая своих представлений (например, с христианином на языке Евангелия, с ученым – на языке науки и т.д.). Открыт к вмещению новых знаний. 3. Мышление оперирует ограниченной компонентой познания мира. Преобладает или рациональный, или эмоциональный, или иррациональный способы познания, что соответствует узкой специализации (ученый, деятель искусств, священнослужитель и т.д.). К чуждому способу познания мира относится агрессивно, руководствуясь принципом: «мне это чуждо, значит, это не имеет цены», а как крайний вариант «не имеет права быть – убить его». Преобладает принцип отрицания как признак невежества, стереотип, догма и страх нового.

 

4. Первостепенна роль нравственного начала, как свидетельство работы высших структур сознания. Этика не только осознается как свод законов бытия (эволюции), но как навык жить в русле этих законов, являя соответствующие высшие качества характера (Закон космического ритма – точность, порядок, аккуратность, естественность. Закон Двух Начал – пластичность, нежность, милосердие у женщин; решительность, твердость у мужчин. Брачный союз, даже несчастливый, усиливает творческие возможности партнеров. Закон Кармы – мужество смирения, терпение, прощение и т.д.).

Задача совершенствования внутреннего человека становится приоритетной. Развитый интеллект соподчинен духовности. Высшая реализация «рацио» – познание Законов Космоса (основ Бытия), «эмоцио» – применение этих законов в жизни, «интуицио» – проведение Высшей Воли как высших энергий на землю, высветление земной материи – «строительство Града Небесного на земле».

 

4. Роль нравственности весьма второстепенна. Этика и этикет недифференцированы.
5. Действия осознанно эволюционны и ориентированы на будущее, так как сознание оперирует вечным и вмещает систему целей.

 

5. Действия бессознательны, сиюминутны и лишены взгляда в будущее.
6. Ответственность за трагическое происходящее берет на себя, повышая качество своей собственной жизни.

 

6. Ищет виновных в ком-либо (муж, жена, начальник, правительство, которое денег не дает).
7. Причины затруднений находит в сознании, в представлениях, не соответствующих новым условиям жизни. 7. Причину затруднений ищет в материальной сфере, как правило это формула: «дайте денег, и я решу все проблемы».

 

8. Имеющиеся ценности распределяются по иерархии: Высшему, Общему Благу, ближнему, себе. 8. Ценности распределяются в последовательности: себе, ближнему, Общему Благу.

Высшее, как правило, не вмещается сознанием. Религиозная практика, быстрее чем любая другая – научная или художественная, – закрепляет проявления фанатизма и фетишизма, провоцируя патологические состояния сознания. Такая практика для человека может быть чрезвычайно опасной.

 

9. Развит навык сотрудничества. Соборное начало преобладает над личным. Тяготение к общинным типам взаимоотношений для воплощения идей высшего порядка, например, Приютинское Братство В.И.Вернадского [10], Александр Великий и идея Братства [11], Рерихи.

 

9. Жизнь по принципу – «моя хата с краю», «делай как все».
10. Утончение сознания дает возможность общения и кооперации с одушевленными силами природы. 10. Природа воспринимается как неживая, а действия в защиту природы мотивированы потребительским отношением к ней и страхом смерти.

 

11. Явлены соответствия пространству жизни высоких степеней кооперации и качества, таких как Инобытие, Культура, ноосфера, эволюция.

 

11. Понятия «Инобытие», «Культура», «ноосфера», «эволюция» – абстракция, не достойная траты времени и сил.
12. Сознание окультурено. Творение одновременно научно, этично и эстетично. Тем самым творец восстанавливает разрушенные связи структурных компонент культуры и фиксирует пространство культуры в материи нашей жизни (рис.2).

12. Сознание акультурно.

 

Рис. 3

Деятельность усиливает приоритеты цивилизации над культурой (рис.3), так как попираются или не вмещаются принципы взаимообогащения и синтеза структурных компонент культуры. Такие люди, тем более государственные деятели, усугубляют проблемы цивилизации: войны, экологические бедствия, разрушение морального и физического здоровья общества [12].

13. Носитель Культуры независимо от профессиональной ориентации. 13. В лучшем случае работник культурных учреждений.

 

IV

В целом логику ментального синтеза можно охарактеризовать как новое мышление – «нелинейное по природе, системное по структуре, планетарное по масштабу» [13]. Человечеству предстоит повторить пути гениев, освоив это мышление. В своем исследовании мы отталкивались от простейшей основы синтеза – системной триады. В основе синтеза также могут лежать системная тетрада, пентада и т.д. Но эти области нашему авторскому исследованию пока не доступны. Сложно делать вывод, какой уровень синтеза был доступен Гениям земли, но уровнем триадного синтеза, как видно из сравнительного анализа, они владели бесспорно.

Сегодня знание основ тринитологии позволит людям интеллектуальным и духовно ориентированным осознанно осваивать логику синтеза, а знание условий синтеза – правильно выстраивать процесс воспитания и образования, раскрывая гениальный потенциал наших детей.

К важнейшим условиям такого воспитания можно отнести:

1. Осознанное формирование качеств героя, и дети до 14 лет живо откликаются на эту задачу.

2. Формирование триадного мышления. Например, природное иррационнально-эмоциональное мышление осознанно дополняется формированием рациональной компоненты через занятия точными науками. История знает блистательный пример такого гениального дополнения – Петр I дал толчок развитию наук через учреждение Российской Академии наук. Природное иррационнально-эмоциональное мышление россиян дополнилось третьей, рациональной компонентой. Развитие триадного мышления родило новое качество сознания, что проявилось в России уникальным творческим взрывом. Расцвет литературы и поэзии середины XIX века, философия русского космизма и синтез искусств конца XIX века, научный взрыв и создание новой модели Вселенной в 20-е годы нашего столетия стали вехами духовной революции в России [14].

3. Фундаментальное университетское образование необходимо дополнить следующими предметами: история религий (с непременным условием преподавания предмета носителем религии), история искусств, история наук, курс «Современная концепция естествознания», этика и этология, основы тринитологии, синергетика – что обеспечит реализацию основных концептуальных позиций проекта ЮНЕСКО «Фундаментальное университетское образование» [15].

4. Новая педагогика и новое образование – это, в первую очередь, новый педагог, сам владеющий логикой синтеза или хотя бы проявляющий интерес к этому, тогда есть надежда, что огромный творческий и духовный потенциал наших детей не останется кладом за семью печатями.


[1] Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994. С. 6.

[2] Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры // Защитим Культуру. Материалы конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. М.: МЦР, 1996. С. 79–81.

[3] Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994. С. 415.

[4] Шапошникова Л.В. Неугасимый свет тернового венца // Душа народов М.: МЦР, 1995. С. 11.

[5] См.: Меськов В., Суханов А. Долгосрочные перспективы сотрудничества России и ЮНЕСКО по трансдисциплинарному проекту «Фундаментальное университетское образование» // Международное сотрудничество. М., 1997, № 1. С. 7–8.

[6] См.: Хмелева Л.Г. Об актуальности перехода к новому мышлению в свете проблемы «Культура и цивилизация» // 3ащитим Культуру. Материалы конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. М.: МЦР, 1996. С. 199–200.

[7] См.: Баранцев Р.Г. Динамика как путь к синтезу // Семиодинамика. Труды семинара. СПб., 1994. С. 13–21.

[8] См.: Агни Йога, 361.

[9] Там же.

[10] См.: Борисов В.М., Перченок Ф.Ф., Рогинский А.Б. О социально-психологических источниках учения В.И.Вернадского о ноосфере // Механизмы культуры. М., 1990. С. 231–247.

[11] См.: Боннар Андре. Греческая цивилизация. М., 1995. С. 528–555.

[12] См.: Хмелева Л.Г. Об актуальности перехода к новому мышлению в свете проблемы «Культура и цивилизация» // 3ащитим Культуру. Материалы конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. М.: МЦР, 1996. С. 197–198.

[13] Баранцев Р.Г. Динамика как путь к синтезу // Семиодинамика. Труды семинара. СПб., 1994. С. 13–21.

[14] См.: Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996. С. 427–462.

[15] См.: Меськов В., Суханов А. Долгосрочные перспективы сотрудничества России и ЮНЕСКО по трансдисциплинарному проекту «Фундаментльное университетское образование» // Международное сотрудничество. М., 1997, № 1. С. 7–8.

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 465