15. Е.И. Рерих – А.И. Клизовскому

4 февраля 1936 г.

Дорогой Александр Иванович, спешу отослать Вам главу «О страдании». Глава крайне полезная – мысль четко выражена, и читается с неослабным вниманием. Очень хорошо, что Вы отметили опасность одержания. Укажите также, что большинство сумасшедших часто являются просто одержимыми. Также, может быть, уделите место и намекам о вреде низшего психизма, который тоже может вести к одержанию. В «Мире Огненном» достаточно сказано о психизме. Но делайте это осторожно и одновременно указывайте пути высшие, пути сердца и накопления духовного синтеза. Также можно было бы указать, что в ближайшем будущем, когда человечество продвинется в понимании оккультных законов, тогда и вопрос медиумизма найдет себе правильное решение. Будут найдены условия и методы для охранения медиумов от привходящих влияний и воздействий, и можно будет пользоваться ими для научных исследований. Но как дело обстоит сейчас, близость медиума являет даже опасность для окружающих его и подходящих к нему в случае неустойчивости их ауры. Последнюю фразу оставьте для себя.

Также на странице 15, где Вы говорите о пранаяме, нужно оговорить, что пранаяма, состоящая из задерживания дыхания и концентрирования внимания на определенных центрах, напряжения и вращения их и т.д., конечно, может привести к самым печальным результатам, но если под пранаямой понимать просто ритмичное и глубокое дыхание не более пяти-шести минут один или два раза в день, то оно может принести лишь пользу, ибо люди даже дышать правильно разучились. Привожу Вам строки из моего письма к одному корреспонденту. «Усиленная пранаяма развивает низший психизм и медиумизм – эти два антипода истинного духовного развития. Чтобы утвердить Вас во вредности насильственных упражнений, приведу выдержки из третьего тома «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской. «Истинно, то, что называется пранаяма, или смерть дыхания, всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической часто. Несколько нетерпеливых чела [1], которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер, другие стали почти идиотами, и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорою смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме...»

Потому не преувеличивайте значения пранаямы. Наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа-йоги понимали это как дыхание ментальное, ибо только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению, и к восстановлению функции третьего глаза, и к истинным достижениям Раджа Йоги. Для Вашего сведения скажу, что это ментальное дыхание я испытала под Высшим Руководством. При этом я ощущала, как нечто ритмично подымалось и опускалось в темени, именно темя мое как бы дышало».

Очень полезно освещать вопросы медиумизма и психизма, ибо человечество в поисках необычного и необычных переживаний устремилось в невежестве своем в самую черную магию и колдовство. Недавно я писала д-ру Ассеву по поводу одного медиума и приводила ему слова Мэнли П.Холла, самого талантливого лектора и писателя по вопросам оккультизма в Америке, перепишу их и для Вас: «Мудро указать на различие между медиумом и ясновидцем. Для обычного человека этой разницы не существует, но для оккультиста эти две фазы духовного развития разделены целым периодом человеческой эволюции. Ясновидец тот, кто сумел пробудить и поднять змия (опинной мозг) до головного мозга и своим духовным ростом заслужил право созерцать невидимые миры с помощью третьего глаза, или шишковидной железы... Ясновидец не рождается таким, но становится им. Медиум же не становится, но уже таким рождается. Ясновидец может стать таковым лишь после многих лет, иногда целых жизней строжайшей самодисциплины и усиленного и упорного труда, тогда как медиум при небольшой практике может преуспеть в несколько дней. Но, конечно, к этому следует добавить, что медиум ограничен низшими слоями Тонкого Мира. Именно, высшие планы не доступны медиуму, ибо его высшая триада не принимает участия в его проявлениях. Медиумизм останавливает правильную эволюцию и должен рассматриваться как обратное движение».

Также писала я, как губительны концентрации на каком-либо центре, предписываемые в книгах псевдооккультистов. Ибо концентрация стимулирует один центр за счет остальных, ввергая в хаос всю схему поляризации их. Этот процесс вызывает истинное бедствие в области вибраций, ибо он нарушает равновесие установленной вибрационной схемы. Помните, как в Учении сказано о работе Владыки над всеми центрами ученика, над всеми семью кругами ясновидения и яснослышания. Великие Учителя зорко следят за состоянием организма ученика и никогда не будут открывать один центр за счет другого. Правильное развитие или эволюция лишь в гармонии или равновесии. Приоткрытие одного или двух центров приводит лишь к низшему психизму или медиумизму. Механическое письмо тоже следует рассматривать как известную стадию одержания, ибо при автоматическом письме обычно производится воздействие на физический центр руки и даже мозга, и потому оно очень вредно и при частом прибегании к нему может окончиться параличом. Ни один медиум не может стать агни-йогом. Лишь духовность и подвиг приближают нас к принятию огненной чаши. «Медиумизм как капля мутной воды в огненной чаше агни-йога».

О психизме достаточно сказано и в третьей части «Мира Огненного». Эту часть я уже выслала Рихарду Яковлевичу и Карлу Ивановичу, но не знаю, как скоро Вы сможете прочесть ее, потому не поленюсь переписать для Вас два очень важных параграфа, 364 и 368, кроме того, еще несколько строк, не вошедших целиком в книги Живой Этики, но эти строки оставьте для себя и ближайших. «Медиумизм, истинно, не имеет открытых центров и психоглаз ему также недоступен в соприкосновении с Высшими Мирами. Человек ложно понимает силу медиума, и Мы часто скорбим, видя, как люди льнут к физическим явлениям. Как магнит притягивает физическая материализация. Мы также прибегаем к физическим явлениям, но случаи разновидны. Мы предпочитаем провод духа и для сокровенных поручений пользуемся только проводом духа. Архат ждет иногда столетия, чтобы дать сокровенное поручение. Явление иных поручений требует особых комбинаций. Мы, Архаты, следуем принципу целесообразности. Опыт Матери Агни Йоги отличается не яркостью, но измерением космическим. Мир знает о белом Огне, мир знает о невидимом Свете. Там, где Мы хотим проявить тончайшие энергии, там Мы действуем только тончайшими энергиями. Там, где Архат должен поручить сокровенное, там Мы являем высшую бережность. Там, где Архат знает вечный закон, там Архат ликует и являет Беспредельности ликование. Запиши Мое тебе поручение как согласованность высшую на планете. Согласованность духа и материи – редчайшее космическое явление. Человечество может сказать: мы лишены высшего. Нужно осторожно обращаться с тончайшими центрами – Сказал».

364. «Именно уничтожение прикасания к высшим энергиям разобщает человечество с Космосом. Как же можно существовать в Космосе, являя непонимание мировой эволюции? Так, сознательное отношение к мировой эволюции непосредственно включает понимание Иерархии как животворящего Начала. Именно, психизм и медиумизм отвращают человека от высших сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность меняется. Именно, самое трудное заключается в очищении сознания. Именно, человек не различает огненного состояния духовности от психизма. Так, мы должны преодолевать ужасы психизма. Именно, ряды этих инструментов пополняются служителями тьмы. Так, на пути к Миру Огненному нужно бороться с психизмом».

368. «Именно, бездна непонимания является той тропой, по которой человечество идет. Именно, современное мышление указывает на ограниченность психических исследований. Но насколько можно пойти дальше и глубже, зная о разделении и связи между тремя телами. Ибо если физическое тело уже оформлено, то астральное тело почти оформлено, а самое тонкое ментальное тело оформлено лишь у избранных. Но посвященные в высшие огненные энергии и знающие огненную трансмутацию центров могут утверждать о явлениях огненных. Все другие явления нужно разделять по двум категориям. Первая, когда дух не может перейти бездну, потому что тело ментальное настолько еще не оформлено, что дух не может проявляться за пределами низших слоев; другая категория, когда один центр проявляется частично. Причем нужно помнить, что Огненный Мир недоступен духу, покуда высшие центры не начнут трансмутироваться. Но поверх всего стоит дух, зажегший свои духовные Огни, ибо его ментальное тело творит соответственно. На Пути к Миру Огненному нужно тонко разбираться в психических явлениях».

Теперь по поводу предложения Евгения Александровича Зильберсдорфа произвести обмен моими письмами, то, конечно, ничего против этого не могу иметь, если будут переписываться лишь касающиеся Учения, ибо, конечно, мне часто приходится разбирать одни и те же вопросы. Владыка хотел, чтобы был издан сборник моих писем, их накопилось огромное количество, и мне было указано уже отбирать их с этою целью, чтобы издавать сериями, но события так нагромоздились, что я еще не могла приступить к этому отбору.

Радуюсь, что и Вас втянули в переписку по вопросам Учения. Несите Свет, что может быть прекраснее этого труда! Ваш ответ эстонским оккультистам правилен. Именно, куда можем мы спастись от Пространственного Огня? Кроме того, при будущих катаклизмах, конечно, больше других пострадают страны, расположенные вблизи вулканического Пояса, и некоторые острова. Именно, север в этом смысле безопаснее. За последние два года от землетрясения в Индии погибло свыше 200 000 тысяч человек. Вокруг нас все время продолжаются подземные толчки. Правильно пишете – единое спасение и прибежище наше от всех бедствий и от всякого зла – Иерархия Света, но для этого надо установить связь нерушимую, и, конечно, одно словесное почитание недостаточно, нужен огонь сердечный.

Кришнамуртистка, о которой Вы пишете, не г-жа ли Кульбитс? Она, видимо, очень деятельна в своем апологетстве и пишет и мне, и д-ру Асееву. Хочет убедить меня, что Кришнамурти – Мировой Учитель, но так как она любит книги Живой Этики, то ей хотелось бы объединить все Общества под именем Кришнамурти и всех нас сделать последователями его. Письма ее ко мне и д-ру Асееву являются в полной мере ее паспортом. Считаю, что она может быть даже вредной, потому проявляю с ней осторожность, как Вы увидите из моих ответов. Книгу «Жизнь на свободе» я не читала, постараюсь ее достать. Да, со всеми приходится являть осторожность, это, можно сказать, – правило дня. Книгу «Арканы Таро» не читала. Но, принимая во внимание, что мне говорил о ней Владимир Анатольевич, думаю, что Вы правы, что книга эта, может быть, не так уж отвечает нуждам нашего времени, чтобы печатать ее. Читала Ваши статьи в пятом сборнике «Оккультизма и Йоги» и очень их одобряю.

Что же касается до предательства, происшедшего и продолжающегося в Америке, то оно развивается и обнаруживает неслыханные преступные ухищрения со стороны лиц, которые имели наше полное доверие на протяжении почти 14 лет. Как Вы знаете. Основное Учреждение, Мастер-Институт Соединенных Искусств, был основан Н.К. и мною совместно с Зинаидой Григорьевной и Морисом М. Лихтманом и мисс Франсис Грант в 1921 году, остальные сотрудники в лице г-на Хорша и его супруги и мисс Эстер Лихтман подошли в конце 1922 года. Теперь, как я уже писала Вам, г-н Хорш, пользуясь отсутствием Н.К. в среднеазиатской экспедиции, решил захватить в свои руки все здание, все идеи и связанные с ними Учреждения и начинания. Не описать всей лжи, клеветы и всех отвратительных уловок, дошедших до подлогов, к которым трое предателей прибегают, чтобы опорочить и исключить из Учреждений основную группу. Так, характерен следующий прием: несколько лет тому назад под предлогом якобы каких-то легальных формальностей г-н Хорш забрал у всех членов Совета Трэстис их шеры и затем оставил их у себя на хранении. Теперь же он объявил себя единственным владельцем этих шер и на этом основании планировал исключить из Совета Трэстис наших верных сотрудников. Он рассчитывал на то, что так как некоторые сотрудники в полном доверии отдали ему на хранение не только шеры, но и полученные ими от него расписки, то остальные за столько лет легко могли утерять их. Но каким-то чудом две такие расписки были найдены, и его план выкинуть сотрудников из Совета и из занимаемых ими даровых помещений в сочельник Рождества Христова был опрокинут.

Дело сейчас уже передано адвокатам. Когда злоумышленники убедились, что мы будем защищать права наших сотрудников, то злоба их перешла всякие границы, и они решили уничтожить всех нас. Для этого они не останавливаются ни перед чем. Так, эти предатели, которые имели все книги Живой Этики и на протяжении 13 лет наполняли страницы своих бесчисленных писем к нам самыми суперлативными выражениями признательности и преданности, теперь без малейшего повода с нашей стороны распространяют клевету и пишут доносы куда только могут.

Предатели посягнули на самое высокое и даже, по слухам, отказались от Учения и вернулись в свою еврейскую веру. Вспоминается, как еще в 27-м году было Сказано: «Еще десять лет можно ожидать самых изысканных предательств». С самого момента подхода г-на Хорша и его супруги мы были предупреждены о том, что с ними нужно быть осторожными и что дух их может не выдержать. Хоршу было Сказано: «Динарий, проклятий дитя, не заступи путь Свету». Мы надеялись, что книги Учения помогут им удержаться, но испытание и напряжение Армагеддона оказались им не под силу, и они подпали постыдному одержанию. Владыка уже указал мисс Франсис Грант писать историю этого черного предательства, по своим размерам превышающего предательство четы Куломб времен Е.П.Блаватской. Сказано: «Предатели сами роют себе могилу». Но друзья собираются и организуют два Совета: один – Совет Защиты, куда войдут выдающиеся писатели и культурные деятели для активных выступлений, и другой – Совет Друзей, очень многочисленный – так собирается Крестовый поход для спасения Культурных Начинаний. Мы знаем, что битва будет ожесточенная, ибо одержатель мощен – сам Иерофант зла. Но под Щитом Владыки ничто не страшно. Один из титулов Владыки М. – Непобедимый!

Что Карл Иванович, по-видимому, он отходит? Хотели бы иметь немного более ясное представление того, что происходит сейчас в Рижском Обществе? Может быть, не откажете осветить нам положение вещей. Конечно, это останется между нами. О том же писала и Рихарду Яковлевичу. Радуюсь, что, видимо, настроение Ваше на высоте. Для творчества так важно хранить спокойствие духа. И, кроме того, служа делу Блага, мы не можем обращать внимание на многое несущественное и преходящее. События нагромождаются. Только месяц прошел, а сколько уже произошло. Доносятся уже раскаты грома, и смятение велико.

Н.К. и я шлем Вам наш самый сердечный привет. Храните бодрость и нерушимую связь с Иерархией Света.


[1] Ученик (санскр.).

 

Печать E-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 303