Торжественное открытие конференции

Участников конференции приветствовали

Г.М.ПЕЧНИКОВ

президент Международного Центра Рерихов,
Москва

Дорогие, уважаемые участники и гости нашей конференции! Думаю, что если бы среди нас сегодня был Александр Сергеевич Пушкин, он бы нам сказал:

Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

И еще:

Друзья, прекрасен наш союз...

Вспоминается очень хорошая фраза Елены Ивановны Рерих: «Даже в самые грозные годы жизнь прекрасна и строительна». Мне думается, что наш Международный Центр Рерихов, все мы, участники конференции, занимаемся строительством и, главным образом, сохранением того, что добыто веками в русской культуре. Да не только в русской культуре, но и в мировой культуре, потому что Россия, как и Индия, с которой были тесно связаны Рерихи, всегда ценила прежде всего культуру. Культуру с большой буквы, ибо какова культура, таково и государство, таков и народ. Гибнет культура, размывается культура – это первый признак гибели государства, гибели страны, гибели народа. Думаю, что чем тяжелее испытания, тем плотнее должны сплотиться наши ряды и тем активнее мы должны проводить в жизнь то, что завещали нам Николай Константинович и вся его семья. Для меня эта семья всегда была как квадрига мощных небесных коней, устремленных ввысь, в Космос, управляемая божественным Аполлоном.

Говорить о нашей деятельности за прошедший период (Фонд Рерихов создан в 1989 году, когда приезжал последний раз Святослав Рерих, последний из Рерихов) можно очень много и долго. Сегодня у нас одна тема – это Учение Живой Этики, куда вложены огромный жизненный опыт, философский смысл, а главное, устремление в будущее! В основе этой серии книг лежит «Община». Она написана в 1926 году, ей ровно 70 лет – это своего рода юбилей. К этому я еще вернусь.

В двух словах хочу сказать о том, что наш Центр – международный, поэтому мы должны крепить и развивать международные связи. И мы, являясь членом Ассоциации неправительственных организаций при Департаменте общественной информации ООН, принимаем активное участие в конференциях неправительственных организаций. Совсем недавно с Вячеславом Борисовичем Моргачевым, заместителем директора Музея Рериха и ученым секретарем Российского комитета ИКОМОС, мы вернулись из Нью-Йорка. Там у нас было очень много встреч, и мы почувствовали, какой огромный интерес и уважение питают к нашей организации на самом высоком уровне. Мы ощутили, я не боюсь преувеличить, мощную поддержку нашему движению, и это очень важно.

Мы получили приветствие в адрес нашей конференции от постоянного представителя России при ООН Сергея Викторовича Лаврова. С ним мы встречались лично, он беседовал с нами около двух часов, подробно, заинтересованно расспрашивал и предлагал свою помощь. Потому что он считает нашу работу очень важным делом.

Будрос Гали при вступлении на высокий пост высказал мысль, что в нынешнее время роль и значение общественных неправительственных организаций чрезвычайно выросли, на них надо опираться в гражданском обществе, и правительственные организации должны входить с ними в контакт и помогать их работе и творчеству. Это было произнесено генеральным секретарем ООН с высокой трибуны под аплодисменты.

Разрешите зачитать приветствие Сергея Викторовича Лаврова участникам нашей международной конференции:

«Дорогие друзья! Позвольте сердечно приветствовать участников международной конференции «Духовный образ России в философском наследии Николая и Елены Рерихов» и пожелать вам успешной работы. Сегодня, когда страны и народы мира становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми, как никогда актуально звучат многие гуманистические, обращенные к человечеству как к единому целому идеи Николая Константиновича Рериха. На фоне развивающихся во многих обществах процессов национального самосознания подтверждается мысль этого выдающегося философа и художника о мировом древе культуры с множеством ветвей национальных культур, каждая из которых отличается неповторимой самобытностью и вносит свои достижения в сокровищницу планеты. Вместе с тем, Рерихи остро осознавали себя неотъемлемой частицей российской культуры, поэтому как нельзя более своевременно проведение подобной конференции в России, духовность которой сейчас возрождается. Страстный призыв Николая Рериха: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» словно бы обращен непосредственно к нам, россиянам сегодняшнего дня. Российские дипломаты, работающие в Нью-Йорке, не понаслышке знают о большой популярности философского и художественного наследия Рериха в США. В Нью-Йорке есть музей Николая Рериха, а в помещении российского постпредства при ООН экспонируется одна из его живописных работ «Старцы», переданная нам в пользование именно этим музеем. Отрадно, что в Москве последним из Рерихов, Святославом Николаевичем, создан по завету его родителей Международный Центр Рерихов с музеем имени Николая Константиновича Рериха. Этот Центр получил широкую известность и международное признание. Нам по роду своей деятельности, тесно связанной с ООН, очевидно международное культурологическое и правовое звучание ряда идей Рериха. Не случайно подготовленный по его инициативе в середине 30-х годов Пакт Рериха позже лег в основу Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов (1954 год, Гаага). Механизм сохранения сокровищ Культуры от пламени возникающих и ныне конфликтов совершенствуется в настоящее время под эгидой ЮНЕСКО на основе определенных Рерихом принципов. Философское и художественное наследие Рериха отражает искания незаурядного интеллекта, стремящегося к цели, которую человечество преследует на протяжении тысячелетий. Цель эта – познание Истины. Думается, что участники конференции также смогут сделать еще один шаг на этом благородном пути».

Вы помните, что в прошлом году мы отметили именно 60-летие Пакта Рериха. Наш Центр ведет огромную работу, о которой сегодня будут рассказывать многие в содержательных докладах. Мне хочется еще раз подчеркнуть мысль, что спектр жизнедеятельности и творческой энергии Рерихов безграничен, огромен, глубок и космичен. У конференции одна тема, которую мы даже не исчерпаем, как мне кажется, за три дня. Но есть еще темы: «Рерих и живопись», «Рерих и театр», «Рерих и Станиславский» и т.д. Так что, думаю, у нас впереди огромное поле работы.

И, возвращаясь к книге «Община» с предисловием Людмилы Васильевны Шапошниковой, я рекомендую ее перечесть. Рерихи привезли рукопись в Москву в 1926-м году и хотели здесь ее опубликовать. Рериха приняли Луначарский, Чичерин, но и они ничего не могли сделать: рукопись не напечатали. Тогда он увез ее в Монголию, и там она была опубликована. И я рад, что на конференции присутствуют наши монгольские друзья, которые с нами сотрудничают. И вот эта рукопись, написанная в 1926 году, вновь подготовлена к печати человеком, который тоже родился в 1926 году, юбилей которого мы сегодня отмечаем. Это – Людмила Васильевна Шапошникова.

 

В.Ф.ХОЗОВ

генеральный директор фирмы «Знание»,
Москва

Уважаемые дамы и господа!

Разрешите приветствовать участников международной общественно-научной конференции от имени научно-производственной фирмы «Знание» и Политехнического музея.

Я хотел бы сказать, что, рассуждая о духовном образе России, вообще о духовной жизни России, было бы уместно вспомнить и вот об этой Большой аудитории, о ее истории, поскольку я просто уверен, что в Москве нет ни одного такого помещения, такого здания, где так сконцентрирован, так емко, так образно был бы отражен духовный портрет России. В доказательство этих слов я хотел бы для вас, уважаемые участники конференции, привести всего лишь несколько исторических фактов из жизни той аудитории, в которой вы сегодня находитесь, для того чтобы поставить сегодняшнее событие в ряд этих фактов. Как Людмила Васильевна сегодня говорила, нет ведь ничего случайного в этом мире, в этой жизни. Думаю, что это тоже не случайно.

Так вот, об истории этого зала, этой Большой аудитории, впервые открытой 3 октября 1907 года. Мы в этом году отмечаем ее 90-й сезон, а музей, частью которого эта аудитория является, отмечает на следующий год свое 125-летие. Буквально за сто дней эта аудитория была признана лучшей в Москве. В том же 1907 году молодой физик Розинг выступил здесь с лекцией о принципах электронно-лучевой системы воспроизведения изображения, в дальнейшем аудиторией воспользовалась целая плеяда ученых: физиков, естествоиспытателей, покорителей Севера. 18 мая 1934 года выступает датский ученый Нильс Бор с публичной лекцией о строении атомного ядра. Академик Берг в 1958 году открыл цикл лекций по кибернетике, и здесь же выступил американский ученый Норберт Винер. 12 июня 1961 года в Большой аудитории выступает Юрий Гагарин. В 1964 году лауреат Нобелевской премии академик Тан впервые рассказал о ценнейших выводах теории единого поля элементарных частиц. А вот такой интересный факт. В октябре 1921 года в этом зале состоялся съезд энергетиков страны, который обсуждал проекты будущих ГЭС, и на одном из этих заседаний съезда выступил физик Термен. Он изобрел катодное реле и в своем сообщении рассказал о принципах его работы. Прибор оказался на редкость чутким и реагировал даже на приближение рук. Это дало ученому возможность создать первый в мире электрический музыкальный инструмент и сигнализацию. 4 апреля 1922 года в этой же аудитории Термен дает концерт «Радиомузыка». На инструменте Термена были исполнены произведения «Лебедь» Сен-Санса, «Жаворонок» Алябьева, «Элегия» Массне. На концерте присутствовал Ленин, который, кстати, высоко оценил изобретение Термена.

Несмотря на то, что зал принадлежал Политехническому музею, он стал также центром общественной жизни, литературы, поэзии, живописи. 1 августа 1914 года началась империалистическая война. Здесь состоялось стихийное собрание. В Большой аудитории выступили Северянин, Мережковский, Гиппиус, Минский, Бальмонт, Брюсов, Маяковский. Некоторые из участников этого митинга ушли отсюда добровольцами на войну. 9 мая 1920 года выступает Блок. В мае 1921 года – последнее выступление Блока. Я мог бы очень долго перечислять выступления Маяковского, других поэтов, поэтов нашей советской поры. Кроме поэтических, здесь были музыкальные вечера. В частности, 24 ноября 1915 года выступил как пианист Рахманинов с концертом памяти Скрябина. Как известно, Рахманинов всегда исполнял только свои произведения, но в этот раз он отступил от правил, вся программа состояла только из произведений Скрябина. Рояль «Стейнвей», на котором играл Рахманинов, до сих пор цел, он и сегодня радует слушателей божественной музыкой.

Здесь были диспуты о живописи, о поэзии. Пожалуй, нет ни одного из известных российских и советских артистов, поэтов, ученых, которые не выступали бы и не встречались бы здесь с московской публикой. Это вот такая аудитория...

Почти десять лет она простаивала из-за аварийного состояния потолка. Научно-производственная фирма «Знание», Политехнический музей вели здесь долгое время работы. Присутствующий на конференции строительный директор Виктор Петрович Лилин знает, как это было трудно. Ряд подрядных московских организаций участвовал в восстановлении этой аудитории. Сегодня мы приветствуем вас в обновленной аудитории и надеемся, что она поможет вам в вашем большом важном деле, в проведении такой интересной и замечательной конференции, поскольку аура, как говорят многие лекторы, которые здесь выступали, очень способствует этому. Мне хотелось бы от всей души пожелать вам успеха, пожелать, чтобы все задачи конференции были выполнены.

30 ноября 1984 года в этом зале выступал Святослав Николаевич Рерих. Это событие напрямую связано с конференцией, оно особенно ценно и важно.

Несколько слов о нашей фирме. Мы – организация, которая занимается образовательной, просветительской, культурной деятельностью, почти не имея дотаций из государственного бюджета. Большинство наших программ на хозрасчете. То, что мы зарабатываем, мы и расходуем. Мы организуем лекции, встречи ученых, встречи артистов с москвичами. Кроме этого, мы помогаем людям адаптироваться к рыночной экономике, повысить квалификацию или изменить ее, это – образовательная деятельность. Еще одно из наших направлений – научно-производственное. У нас есть, например, серьезная программа гуманитарного характера, цель которой – облегчение участи детей, больных церебральным параличом. И здесь, это госзаказ, мы имеем бюджетное финансирование. Ну а в остальном мы сродни многим учреждениям культуры, существуем на самоокупаемости. Но стараемся делать все, что в наших силах, чтобы сохранить для москвичей культурный центр.

Я еще раз хотел бы пожелать успехов всем присутствующим, поблагодарить за то, что вы избрали нашу аудиторию местом проведения своего форума.

 

Т.Г.ГРИГОРЬЕВ

председатель исполкома Международной ассоциации фондов мира,
Москва

Дорогие друзья!

Прежде всего я хочу выполнить очень почетное поручение – приветствовать конференцию от лица Анатолия Карпова, человека, который, как известно, стоял у истоков непростого становления Фонда Рерихов в 1989 году и с тех пор постоянно живо интересуется и всемерно содействует как Международной ассоциации фондов мира в целом, так и успеху Международного Центра Рерихов. У меня в руках короткое приветствие Анатолия Евгеньевича, думаю, оно будет выслушано с вниманием.

«Уважаемые коллеги и друзья! С чувством глубокого удовлетворения и гордости выражаю радость за всех, кто так или иначе связал судьбу с именами Рерихов. Изучая литературно-философское и художественное наследие Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов и соотнося их мысли с сегодняшним днем, все более и более убеждаешься в их прозорливости о миссии и роли России в настоящем и будущем. Не скрою, до некоторого времени для меня, как и наверное для многих, наследие Рерихов было тайной, заоблачной высотой гималайских вершин, осилить и познать которую требуется время и раскрепощение души. Надеюсь и уверен: сегодняшняя конференция расширит наши знания о наследии Рерихов, и в этом я вижу ее главную задачу. Желаю всем участникам и гостям конференции успехов и плодотворной работы.

С уважением, Анатолий Карпов».

С удовольствием передаю этот текст Людмиле Васильевне.

Я хотел бы от себя сказать буквально несколько слов, что это все не случайно. Установки, цели и задачи Фонда мира и Центра Рерихов очень близки и гармонично связаны. Всеми признается, что России и нам всем не хватает духовности и культуры. Людмила Васильевна сегодня напомнила об активных действиях деятелей и представителей культуры. Культура – это основа нации и бытия. А тем более это нужно иметь в виду, когда мы говорим о международном преломлении этого понятия, потому что люди, не обладающие культурой, обречены воевать, обречены на войну. Поэтому столь важны и своевременны богатейшие мысли о значении культуры в наследии Рерихов. Я напомню, что одной из важных программ деятельности Ассоциации фондов мира является программа «Мир через Культуру». Эти два слова, соединенные предлогом «через», означают, что мир можно построить посредством культуры. И мы в своей деятельности по мере сил и возможностей стараемся это осуществлять не только в России, но и способствуя и консолидируя миролюбивые, здоровые и благородные силы во всех странах СНГ и не только в них. Сегодня мне хотелось бы поздравить Международный Центр Рерихов с тем, что он существует и развивается. Вообще говоря, это даже немножко удивительно в наше трудное и суровое время. И сам факт проведения пятой конференции – это уже стало действительно богатой и доброй традицией – свидетельствует о том, что Международный Центр Рерихов стоит на правильном пути, изучая и пропагандируя ценнейшее наследие Рерихов.

Желаю конференции успехов в работе. Спасибо за внимание.

 

В.С.САВЧУК

депутат Государственной думы Российской Федерации

Уважаемые друзья! Уважаемый президиум и уважаемая Людмила Васильевна!

Разрешите мне от себя лично высказать слова благодарности за предоставленное мне слово на этом столь высоком собрании. Я долгое время знала о существовании семьи Рерихов, много знала о Николае Константиновиче, я уже два года слежу за конференциями, которые проходят в октябре. Судьба так распорядилась, что, я, представитель рериховского творческого объединения Иркутска, являюсь сегодня на конференции представителем Государственной думы. Это, наверное, не случайно. Потому что каждый пришел в этот зал своим путем. У каждого был свой путь, были свои товарищи, которые привели сюда. У каждого были свои учителя, у каждого были свои наставники. И я благодарю тех, кто указал мне этот путь. Главное – не пропустить ни одного доброго слова, не пропустить ни одного человека, который может сказать вам доброе и нужное слово. Думаю, что все, кто сюда пришел, это прекрасно понимают. Но моя речь не о том. Задачи наши – просветить других и сказать это доброе слово другим. У нас в Государственной думе с 20 ноября 1995 года вывешено Знамя Мира, на самом видном месте, где депутаты ежедневно регистрируются и входят в зал. Но когда мы опросили людей, то не каждый знал значение этого великого символа. Думаю, что наша задача сегодня – рассказать депутатам про Учение Живой Этики, про то, чем занимается эта прекрасная организация – Международный Центр Рерихов.

Уважаемые друзья! Сегодня сама Россия просит о помощи. И мы должны сами прийти ей на помощь, сами. Потому что сегодня, например, опять октябрь, опять идут жаркие дни, в думе главным вопросом обсуждения стал бюджет. Но бюджет на науку, культуру и образование заложен такой, который не позволяет даже самое главное – просто существование. Он значительно ниже даже тех цифр, которые были запланированы на прошлый год. Поэтому наша задача – добиться у Правительства, чтобы достойно могли в России быть и наука, и культура, и образование, и вообще достойно жил человек. Сегодня поднимается вопрос о продаже земли. Это то, против чего мы протестуем, чего нельзя допустить! Государственная дума представила проект земельного кодекса, который Совет Федерации не утвердил.

Уважаемые мои, сегодня у нас огромное поле деятельности, сегодня октябрь, и мы должны серьезно задуматься. Считаю, что являюсь вашим представителем в Государственной думе и прошу на меня рассчитывать. Я пришла к вам с миссией от председателя Государственной думы и хочу зачитать его приветствие:

«Уважаемые участники конференции!

Рад приветствовать всех, кто трудится во имя возрождения российской духовности и культуры, а значит, для всего мира. Именно культура, в широком понимании, должна стать фундаментом обновляющегося российского общества, государственности России, идею которой веками вынашивали лучшие представители нашего Отечества. Семье Рерихов в этом процессе принадлежит совершенно особая роль. Ее вклад еще предстоит оценить в полной мере, но уже сегодня происходящие события доказывают нам, что без понимания и принятия как основополагающих культурных и духовных ценностей человечеству не обрести счастья, а горя и страдания будет еще больше. В наследии семьи Рерихов мы находим то конкретное знание, которое может помочь нам выйти прежде всего из духовного тупика, а как следствие – и из экономического. В последние годы рериховское движение и, в частности, Международный Центр Рерихов играют все более активную роль в общественной жизни России, привнося в нее эволюционные идеи, показывая нравственные ориентиры, открывая духовные идеалы. Это подтверждает и тема настоящей конференции. Формирование нового сознания людей – это сейчас насущная необходимость, и России в этом, как известно, предрешена ведущая роль. Уверен, что настоящая конференция заложит еще один добрый и прочный камень в фундамент будущего процветания России и всего мира. Желаю вам творческих успехов.

Председатель Государственной думы
Геннадий Николаевич Селезнев».

 

Б.ЭНХТУВШИН

советник посольства Монголии
в Российской Федерации

Дорогие участники конференции! Дамы и господа!

Прежде всего хочу поблагодарить вас за приглашение на эту конференцию, которая важна для развития сотрудничества в области культуры между нашими странами. Мне приятно отметить, что посольство Монголии в Российской Федерации плодотворно сотрудничает с Международным Центром Рерихов. Разрешите зачитать приветствие чрезвычайного и полномочного посла Монголии в Российской Федерации господина Надмадина Бао:

«Дорогие друзья! Посольство Монголии в Российской Федерации сердечно приветствует участников международной рериховской конференции и желает плодотворной работы. Имя Рерихов связано для нас прежде всего с Центрально-Азиатской экспедицией, маршрут которой проходил по территории Монголии. Семья Рерихов останавливалась и проживала в Улан-Баторе с осени 1926 года по осень 1927 года с целью изучения монгольских народных традиций, эпоса и культуры. Тогда же Николаем Константиновичем Рерихом была написана картина «Великий Всадник», которую он собственноручно вручил в торжественной обстановке тогдашнему премьер-министру страны Церендорджу. В настоящий момент картина находится в постоянной экспозиции в музее Национального искусства Монголии. В 1958-1959 годы Монголию посетил Юрий Николаевич Рерих. Выдающийся востоковед, он прекрасно знал монгольский язык и изучал буддийскую систему Калачакры. Среди монгольских ученых Юрий Николаевич Рерих нашел много поклонников и друзей. Мосты Рерихов, проложенные между нашими странами, это мосты дружбы и сотрудничества между монгольским и русским народами. И мы надеемся, что совместное изучение творческого наследия семьи Рерихов придаст новый импульс во взаимоотношениях двух народов.

С пожеланиями успехов,

Надмадин Бао, чрезвычайный и полномочный посол
Монголии в Российской Федерации».

 

Д.ЭНТИН

исполнительный директор Музея Николая Рериха,
Нью-Йорк

Сегодня я скажу только несколько слов, потому что основная речь у меня будет завтра. Я был здесь в 1984 году, который был сегодня упомянут. Это был мой второй визит в Россию, но первый в качестве директора Нью-Йоркского музея. Многие из вас помнят, что в то время атмосфера была абсолютно другой, но от того времени очень много хороших воспоминаний, поскольку Святослав Рерих был здесь. Многие вещи в то время замалчивались, были секретными, а сейчас все это открыто и об этом много говорят. Изменения, которые произошли за эти годы, поразительны. И хотя многие говорили о тех проблемах, которые сейчас существуют в России, тем не менее мне кажется (может, на мне надеты розовые очки?), что в этот мой приезд я вижу много энергии в людях, много творческой активности и значительное улучшение всей жизни. Рост и развитие культурного центра – это нечто такое, что могло произойти только вот в этих новых условиях. Это большое достижение. Как упомянул предыдущий оратор, Рерихи были в Монголии в 1927 году, и в то время мой предшественник, директор музея в Нью-Йорке Зинаида Фосдик была в Улан-Баторе вместе с Рерихами. В то время Учитель указал на нее как на стража, как на человека, который будет хранить это Учение. Я уверен, что она была бы очень горда, очень довольна увидеть вот эти процессы, эти изменения, которые произошли в России. Я счастлив, что вы пригласили меня принять участие в вашей конференции. Спасибо.

 

Н.Б.ЖУКОВА

председатель клуба «Реалист России»,
Москва

Первую часть своего короткого выступления хотела бы посвятить Людмиле Васильевне Шапошниковой. Так сложилась судьба, что как только сформировался Фонд Рерихов, когда появились первые документы, позволяющие ему развиваться, находить свои формы работы, нас с ней свела судьба. Свела в государственном органе, призванном защищать культуру и называвшемся Министерством культуры. Уже тогда, пять лет назад, обрисовалось первое лицо первого врага. У этого врага была конкретная фамилия, и казалось, что он один. Прошло время; судьба развела нас с Людмилой Васильевной, а когда мы встретились вновь, то оказалось, что преодолевать пришлось уже сопротивление, выраженное не одним конкретным человеком, министром культуры, а самим Министерством культуры, которое не считает возможным, несмотря на все имеющиеся документы, возвратить удерживаемое им наследие Рерихов. Но трудности преодолеваются, вся работа по содержанию становится ярче, богаче, число конференций становится все больше. Научные и литературные труды выходят прекрасными и внешне, и по содержанию лишь только потому, что есть Людмила Васильевна, есть у нее коллектив единомышленников и все те, кто сегодня пришел в зал. То, что она изучает десятилетиями, пропагандирует и носит в себе, становится достоянием широкого круга людей, и те слова, которые Николай Константинович Рерих сказал в одной из своих статей, что каждое новое столкновение – это новое преодоление, доказаны всей ее жизнью и всем существованием МЦР. Сегодня это уже музейная экспозиция, сегодня это уже хороший и богатый, я бы сказала, магазин, это изданные труды, которые можно самостоятельно изучать. Но мы должны в этой еще не закончившейся борьбе поддерживать Центр Рерихов и дальше.

Я не буду рассказывать про свою общественную организацию, но у нас достаточно политических и общественных деятелей, которые защищают свою культуру, находят возможности, чтобы она не погибла. И я категорически возражаю, чтобы мы с вами, защищающие культуру, ее пропагандирующие, участвовали в ее похоронах. Мы с вами не хороним – мы каждый день созидаем. И то, что в наших силах, мы это все сделаем. Нужно найти рычаги воздействия и тесной работы с правительством Москвы. Если нужно, в очень короткие сроки поможем издать материалы нынешней конференции, не взирая на то, сколько будет стоить это издание. Возможны и другие формы работы. То, что завещал нам Николай Константинович, требует веры в Россию, мы хотим видеть ее светлой, созидающей. Когда-то мне подарили скромно изданный сборник работ Николая Константиновича «Врата в Будущее». Там я прочла, что Врата в Будущее – это дума о культуре, но дума не пассивная, не созерцательная... Если и осталось что в культуре, чем мы с вами можем гордиться, – это наше культурное наследие, наши картины, книги, наши музеи. Пытаются разворовывать, но не разворовали и не согнули нас. Поэтому давайте, входя в ту аудиторию, которая для нас открыта – школа, ВУЗ, библиотека, – думать о том, о чем говорил в своих статьях и постоянно напоминал Рерих: просвещение, просвещение и еще раз просвещение, просвещение взрослых людей, которые сейчас оторваны от этой возможности. Функция просветительная у всех, имеющих отношение к культуре, остается и ее необходимо выполнять. И сегодняшняя конференция – это тоже попытка просветить. И еще сегодня, наверное, предстоит говорить об униженности и оскорбленности той части общества, которая всегда в удельном весе была более значительной по численности, о женщинах. Что осталось сегодня для женщины? Работы нет, рожать нельзя, детей воспитывать – условий нет. В зале очень много женщин – и молодых, и среднего возраста, и старшего, – и я бы хотела, чтобы все мы всегда помнили те слова, которые Николай Константинович говорил Елене Ивановне: «Ты моя не только жена, но ты спутница, другиня, ты моя вдохновительница», – чтобы вот это тоже зазвучало, как говорится, более широко, не только конкретной женщине, которую любят и видят в ней другиню. Сегодня предстоит и Государственной думе, и комитету по правам женщин перечисленные выше проблемы решать. Пока мы будем едины и станем не просто читать то, что нам завещали, ни и реализовывать, мы победим. И духовный образ России, ее величие и богатство будут, наверное, не только таким, как представляли те, кто нам это написал в далекие годы. Мы внесли очень скромный вклад в свое время, когда отмечалось 60-летие Пакта Рериха, но я еще раз подтверждаю, что мы готовы помогать и быть в числе тех, кто преодолевает трудности и перед ними не останавливается. Еще раз низкий поклон, Людмила Васильевна, слова признательности и желание дальше сотрудничать, раз судьба снова нас с вами свела.

 

А.Л.ЯНШИН

академик Российской академии наук,
президент Экологической академии,
Москва

Прежде всего я хочу поблагодарить Международный Центр Рерихов за организацию в день рождения Николая Константиновича открывшейся сегодня конференции.

Народы всех стран мира хорошо знают Николая Константиновича Рериха и его сына Святослава как великих художников. Однако менее известны, но не меньшее значение имеют труды старшей четы Рерихов в области философской, этической, моральной.

Рерихи были интернационалистами в самом благородном смысле этого слова. Шведы по своему отдаленному происхождению, русские по месту рождения и начала творческой деятельности, индийцы по месту расцвета творчества и последних лет жизни – они резко осуждали все проявления национализма, стремились к возможно более тесному объединению всего человечества, но в то же время глубоко уважали национальные культуры и с особенным чувством относились к старинной культуре русского народа. Крепостные стены и древние соборы земель новгородских, псковских и московских, святые угодники и сцены старорусской жизни – вот основные темы творчества юного Николая Константиновича. Однако и в Индии он никогда не забывал о России. «Земля славянская» и «Странник Светлого Града» написаны в 1933 году, когда он жил в Индии, а начало Великой Отечественной войны вызвало появление целой серии картин, воспевающих непобедимый дух и боевую мощь русского народа («Поход Игоря», «Единоборство Мстислава удалого с Редедею» и другие). Даже на картинах, изображающих вершины Гималаев, появляется в это время изображение Иисуса Христа.

Одновременно и много пишет Николай Константинович о духовном облике России, предрекая ей преодоление любых разорений и возрождение былой мощи.

Недостаточно оценена в литературе выдающаяся роль творчества Елены Ивановны Рерих. Это была не только красивая, но высокообразованная, удивительно эрудированная и талантливая женщина. Она не писала картин и потому у нее было больше, чем у Николая Константиновича, времени, чтобы изучить философские школы Индии и Европы, познакомиться с различными религиями, продумать нравственные основы жизни человеческого общества.

Ее публикации, особенно ее письма, полны глубоких мыслей, которые не могут не затронуть душу каждого человека, считающего себя культурным. Очень многие из этих мыслей касаются России, особенностей ее духовного облика, ее традиций и будущего.

Взгляды старших Рерихов на особенности духовного облика России были довольно близки, по моему мнению, взглядам «евразийцев» – той группы молодых историков и философов, которая в двадцатые годы оформилась в Праге под руководством Георгия Вернадского, Николая Трубецкого и Петра Савицкого. Они тоже доказывали «самостоятельную ценность русской национальной стихии», ее выдающееся значение для мировой культуры и невозможность развития России по пути западноевропейских стран или Соединенных Штатов Америки. Вполне возможно, что при своих широких международных связях семья Рерихов знала труды «евразийцев» и по-своему перерабатывала их учение.

Творчество семьи Рерихов – это драгоценные камни в короне русской культуры. Оно заслуживает многостороннего и самого тщательного изучения. А та часть этого творчества, которая начинает сегодня обсуждаться, имеет именно сейчас особенно большое значение. Ведь 1 апреля 1996 года президент страны своим указом утвердил основы концепции перехода Российской Федерации на путь устойчивого развития. Начинается в разных учреждениях разработка этой концепции.

Поэтому сейчас особенно важно знать, как оценивали перспективы будущего России великие русские мыслители.

Я приветствую участников конференции как председатель Комиссии Российской академии наук по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского и как президент Российской экологической академии.

Кроме того, председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Николай Кузьмич Корольков поручил мне как члену президиума этого общества приветствовать участников конференции от его имени.

 

М.М.КУРИЛКО

главный ученый секретарь
президиума Российской академии художеств,
Москва

Дорогие друзья! Уже не первый раз мне приходится приветствовать то благое дело, которое возглавляет Международный Центр Рерихов. В одном из выступлений я, так сказать, защищал свое появление на этой трибуне, прежде всего тем, что Николай Константинович Рерих был великолепнейшим художником. Но то духовное наследие, та литературная громадина, которая создана им за все годы и которая великолепно издается Международным Центром, также является настоящим кладезем, и это достояние повсеместно входит в нашу жизнь. Наш гость Даниэл Энтин порадовался тем переменам, которые происходят в нашем обществе. Конечно, нам приятны его выводы, но всегда все революционные перемены сопровождаются и пеной, и тем наносным, что мы, к сожалению, наблюдаем в нашей культуре. Проходя по Камергерскому переулку, этому историческому месту Москвы, я с удивлением увидел огромный лозунг о том, что во МХАТе, храме искусства, состоится концерт Гарика Сукачева. Что происходит? Очевидно, в противоборстве с подобными явлениями и существует наше сообщество. Потому что когда с других плакатов, наполнивших всю Москву, глядит странное лицо странного человека, который называется Укупник, то это тоже очень «интересно». Но мы-то, наверное, должны учиться думать о другом.

Перед поездкой в Японию, которая состоялась весной этого года, я решил посмотреть, что Николай Константинович в своем приветствии японским деятелям культуры написал об этой стране. Замечательные слова, которые я не могу не процитировать. Он говорит о народе, который знает, как «очувствовать» произведения искусства. «Очувствовать», войти в этот мир, а не равнодушно смотреть на «красоты». Для этого существуют изобразительное искусство, поэзия. Поездка оставила незабываемые впечатления о культуре Японии, об огромном сочетании великих традиций японского искусства и современности. И это имеет прямое отношение к нашей культуре: нельзя забывать те великие традиции, о которых все время напоминает Николай Константинович: «...Высокая культура не должна оставаться в небрежении <...> личность, род, государство могут расти лишь на основе культуры; никакая вульгарность, ни разложение не должны проникать за эти благородные врата. <...> Ведь мы знаем, что и во время так называемого мира очень часто вандализм свирепствует не меньше, чем во время войны. <...> Духовное убийство еще более опасно и преступно, нежели физическое. <...> Каждый огонь может быть потушен. В сумерках повседневности может незаметно понижаться дух народный и постепенно опять может вползти жестокость, вульгарность и эгоизм. Духовный сад нуждается в орошении даже более, нежели материальный» [1]. Удивительно, когда мудрые слова, сказанные по другому, казалось бы, поводу, совпадают с нашими чувствами, когда мы, опираясь на них, можем не бороться – мы без конца все время боремся, – а просто утверждать настоящее, утверждать то высокое, что действительно есть в нашей русской культуре. Я в данном случае представляю, так сказать, президиум Академии художеств, членом которого я являюсь, и вот те задачи, которые ставит ваше общество, они очень близки задачам Российской академии художеств. Вы прекрасно знаете, какие бранные слова часто связаны с понятием «академизм». Это якобы очень все отсталое, очень все несовременное, но академизм – это, прежде всего, сохранение традиций культуры, традиций национальной школы.

Рерих замечательно передавал ощущение древности, каждым мазком выражал удивительную атмосферу старины, чего-то душевного, что вкладывал архитектор в древнее сооружение. Нас поражает, что современный художник начала и середины ХХ века так почувствовал древность, так передал свои ощущения и ощущения древних мастеров.

Вот в этой перекличке, в этом соединении двух миров очень важны наши сегодняшние слова, которые будут сказаны на конференции. Хочу еще раз вернуться к тому, с чего я начал. Ощущение благоговейного соприкосновения с великой культурой, которое сложилось во время поездки в Японию, было за последние буквально два дня ослаблено тем впечатлением, которое сложилось на выставке, открывшейся в Третьяковской галерее. Называется она «Японский фестиваль», и представлены там современные произведения японских художников, в чем-то великолепно наследующих древние традиции. Удивительная свобода обращения кисти к бумаге. Расплывчатые дымные очертания горы Фудзи – это все продолжается в японском искусстве. Но фестиваль представил и произведения современных художников, претендующих, очевидно, на преодоление этих традиций, утверждающих, что современная компьютерная техника может заменить живую творческую душу и руку художника. Вот вам пример: картина изображает обнаженный женский торс, а подпись гласит: «Древесные материалы. Фотография компьютера Макинтош». На этом большом полотне изображен торс женщины, до натуральности подробный. Фото разрезано на отдельные части на манер дракона на Поклонной горе, висящие в пространстве: руки, ноги, голова. Может быть, это очень современно, но я ничего не ощущаю там живого, потому что это мертво, это механическое действо.

Буквально 15-го числа в стенах нашей академии (ничто не случайно в мире) будет открыта выставка очень интересного японского художника Тодаси Гойно, который сейчас принят почетным членом нашей академии. Он собирает подлинные старинные гравюры и создает свои новые произведения в лучших традициях народной культуры. Пусть эта выставка будет противостоянием всему наносному и разрушительному, ворвавшемуся в современное искусство. Надо сохранять то великое в искусстве, к чему всегда призывал Николай Константинович Рерих, и то, что так благородно делает ваш Международный Центр.

 

Д.БАРСОККИ

секретарь общества «Италия-Россия»,
Милан

Уважаемые дамы и господа! К сожалению, я не могу говорить по-русски, поэтому я прошу помощи Ирены Фаустинелли, переводчицы.

Мне выпала большая честь огласить приветствие от имени всей итальянской делегации. Лично я очень благодарна Людмиле Васильевне Шапошниковой за то, что она предоставила нам возможность принять участие в этой торжественной конференции. Когда в прошлом году профессор Бацарелли, президент нашей ассоциации в Италии и глубокий знаток славянского мира, предложил мне организовать выставку и международную конференцию о Рерихе, я приняла предложение больше по уважению к профессору, чем по личному убеждению. Я знала Рериха только как художника, потому что видела его картины, выставленные здесь, в Москве. Сразу, как только начала организаторскую работу, я констатировала, что в Италии, кроме нескольких ученых, мало кто знает это имя. Мне показалась очень трудной эта работа, но, как только я начала осознавать размах творчества Рериха и его вклад в различные отрасли культуры, сразу поняла важность распространения его наследия. Естественно, в сегодняшнем мире, где, кажется, больше нет места для человеческих ценностей, где часто культура унижена и оскорблена и где разные культуры подвергаются угрозе разрушения, наследие Рериха очень актуально именно потому, что ему удалось соединить западную и восточную культуры. Рерих нас все больше убеждает, что только культура в самом широком смысле, понимаемая как жизнь, история, духовность, может спасти нас от разрушения. И в нашем сегодняшнем мире, где идет еще столько войн, очень актуален Пакт Рериха. Он нам говорит, что только благодаря сотрудничеству всех народов и только благодаря сознанию каждого человека можно будет избежать того, что еще будут на Земле дети, в глазах которых отражается боль от последствий войны. И в нашем мире, который сам по себе такой красивый, но где, к сожалению, еще можно разрушить чудеса природы и творения искусства, послание Рериха так актуально. Он говорит, что нам надо спасать красоту, потому что только она может нас спасти. Для того чтобы познакомить итальянцев с творчеством и философским учением Рериха, с его мышлением и чрезвычайным вкладом в область культуры, мы организовали у нас в прошлом марте конференцию, и можем сказать с гордостью, что добились цели.

Сегодня итальянская делегация очень признательна за возможность принимать участие в московской конференции, посвященной большому наследию, которое Рерих нам оставил.

 

Л.ЗАЙЛЕР

руководитель общества «Мировая Спираль»,
Германия

Уважаемый президиум! Уважаемая Людмила Васильевна Шапошникова, директор музея Рериха! Дорогие друзья! Для нас большая честь и огромная радость и в этом году присутствовать на вашем конгрессе. Мы, члены этического общества «Мировая Спираль», передаем вам сердечные приветы и пожелания успехов в работе конференции от ваших друзей в Германии, прежде всего, от президента нашего общества Герхарда Гавела. В этом году в составе нашей делегации и молодежь, они восхищаются не только великолепными картинами Николая Константиновича Рериха, но хотели бы познакомиться с деятельностью членов обществ имени Рериха, направленной на укрепление дружбы между народами. Потому что для них так же, как и для нас, нет ничего лучше и прекраснее в жизни, чем иметь хороших верных друзей, с которыми можно вместе идти в будущее по новому пути. Так будем же объединенными усилиями выполнять заветы Николая Рериха и его жены Елены Ивановны. Мы хотим нести в жизнь знамя Красоты и Мира, направлять на это все наши практические и духовные усилия, чтобы прежде всего молодежи указать лучшее будущее и проложить для них заповеданный путь служения Общему Благу. Жизнь на Земле может только тогда существенно улучшиться, когда люди достигнут более высокой ступени сознания, как это указано в Агни Йоге, или Живой Этике. И поэтому сердечная благодарность Елене Ивановне Рерих за передачу этого нового универсального Учения, и ей наша любовь и наша симпатия. В духе нового мирового учения Агни Йоги уже на протяжении многих лет работает этическое общество «Мировая Спираль» в своем образовательном центре гуманитарных и прикладных наук и планирования мира, в Захранге, в Германии. Мы рады, что именно в России нашли так много духовных единомышленников. И в дальнейшем мы будем направлять все наши усилия на достижение высоких эволюционных целей, прежде всего на достижение свободы духа, на утверждение достоинства человека, а также на мирное объединение всех народов Земли. Поэтому сотрудники нашей «Мировой Спирали» в Германии и Австрии желают участникам этой конференции много сил, успехов и Высшего Благословения.

 

СВАМИ ДЖОТИРУПАНАНДА

глава Миссии Рамакришны
в Москве и Санкт-Петербурге

Я с чувством глубокой благодарности стою перед вами, уважаемая аудитория России и других стран. Я, индийский монах, монах Миссии Рамакришны, хочу представить перед вами свои смиренные наблюдения на тему «Образ религии в России». Главная религия в России – православное христианство, очень глубокая религия, которую я уважаю, особенно чту монашество как особую духовную дисциплину. В России есть нечто удивительное по сравнению с другими странами. Монашество есть в любой религии, конечно, в иудаизме и исламе оно принимает несколько другую форму, но сейчас во всех мировых религиях принцип монашества становится все слабее и слабее. И в этом смысле православное монашество в России наиболее высокое, потому что монахи в России с древних времен занимались духовной дисциплиной, познали радость Бога и обрели способность передавать эту радость людям. Россия не является страной только православной, есть здесь и буддизм, и ислам, и много других деноминаций. Но перед православным христианством стоит, в первую очередь, задача интеграции, сохранения духовной целостности страны так, чтобы она передала свой общий вклад в мировую культуру. Что же касается взаимопонимания, взаимодействия между религиями и духовными течениями, мне кажется, в этом смысле Россия несколько отстает от остального мира. А это очень важный момент – иметь взаимопонимание между религиями и другими вероучениями. Нужно спасать нацию, спасать культуру, а потом уже решать другие проблемы. Поэтому надо быть очень осторожным в вопросе, как религия может помочь гармонизации человеческих отношений. Я сошлюсь на Шри Рамакришну, пророка современной эпохи. Это единственный пророк, который на собственном духовном опыте познал истинность всех мировых религий и на этом основании заявил: «Все религии истинны, все они ведут к одной цели». Есть ли лучшая основа для поиска гармонии религий, чем такое отношение? Неудивительно, что в Швейцарии, в Женеве, где находится штаб-квартира ООН, уже вошло в практику католической церкви регулярно созывать конференции с участием представителей всех религий для обсуждения стоящей общей проблемы. И наши монахи каждый месяц участвуют в таких конференциях, которые являются, в сущности, примером для всего мира. Но это лишь один момент, и в этом смысле мне бы хотелось, чтобы Россия сделала шаг вперед, чтобы была гармония во всем населении, чтобы сделать что-то доброе для всего мира.

И второй момент. Рамакришна делил религии на две части. Одна часть – сущностная, общая для всех религий, и вторая – второстепенная. В сущностной части нет большого различия между религиями. Любовь к Богу, любовь к истине и знанию, чистота, праведность, святость – во всем этом религии едины, и это сущностная часть религий. Есть и второстепенная часть религии, как в зерне есть ядро и оболочка. Оболочка так же необходима – для защиты ядра, но оболочка не есть ядро. И вот это второстепенное ничего общего с главным в религии не имеет. Есть разные толкования, будут философские, интеллектуальные толкования, будут ритуалы, будут культурные ответвления, во всем этом будет всегда большое разнообразие для того, чтобы религия была приемлемой для разных типов мышления, человеческого ума. Почему же мы, люди религии, не можем включить это разнообразие в нашу попытку, в наше усилие идти вперед по духовному пути? Если мы будем включать, а не исключать свое отношение к религии, тогда мы станем богаче – и интеллектуал, и ученый, и деятель культуры смогут внести свою лепту в общее дело. Мне кажется, что сейчас для России совершенно необходимо осознать это, иначе она попадет в очень плохое положение по сравнению с остальным миром. На Западе, я заметил, люди постепенно, но твердо все дальше уходят от религии, от церквей, а это достойно сожаления. И если мы не предпримем попыток изменения ситуации, тогда ценой будет задержка национального роста. И, наконец, последний, третий момент. В Индии мы не говорим, что религии друг другу противоречат, мы говорим – религии друг друга дополняют. Бог бесконечен, беспределен, ни одна религия не может утверждать, что она познала абсолютную, исключающую все остальное истину о Боге. Одна сторона лучше выражена в одной религии, другая сторона яснее предстает в другой религии, в этом разница. И что же плохого брать на этой основе что-то хорошее из другой религии, если знаешь, что это хорошее никакого вреда твоей религии не причинит? Таково направление развития мировой цивилизации. Пойдет ли Россия в этом русле или нет – это другой вопрос. Но по моим наблюдениям, в вашей стране достаточно широкое рериховское движение, чтобы включать в себя все идеи, которые ведут к прогрессу человечества.

 

Ш.А.АМОНАШВИЛИ

академик Российской академии образования,
Москва

Дорогие коллеги! Дорогие друзья! Прошло всего несколько десятилетий, как мир получил новое Учение. С трудом, из-за косности нашего мышления, но все больше и больше оно пронизывает нашу жизнь. Оно начинает оказывать свое благотворное влияние на ученый мир, на совершенствование нашего восприятия картины мироздания. Оно уже преобразовывает мир культуры, и мне, учителю, представителю педагогической науки, особенно отрадно, что это Учение все больше и больше пронизывает и нашу сферу – сферу воспитания и образования молодых людей. Недавно, в августе, в Горках Ленинских был проведен семинар учителей – последователей рериховского учения и семинар этот был посвящен теме «Человек на пороге Нового Мира». Мне трудно сейчас описать духовное состояние людей, их горение, трудно описать те проблемы, которые там обсуждались. Но это был действительно взлет, учительский взлет в ином мире, в ином познавательном мире воспитания человека. Учителя пришли к выводу, что настало время создать сообщество свое, сообщество тех людей, которые, опираясь на это Учение, разрабатывают свои программы, свои подходы, свои концепции, свои авторские проекты и реализуют их. Это тем более необходимо, что в иных местах есть косность, где-то возникают проблемы, трудности, где-то нас понимают, где-то недопонимают, а где-то даже поощряют и способствуют нашим начинаниям. И вот, если будет создан такой обобщенный орган, может быть, он займется не только защитой этих людей, а, самое главное, развитием Учения в мире образования. И мы решили создать «Союз учителей Культуры», и слово это, культура, нами подразумевается в самом широком смысле. Я с большим трепетом приходил к Людмиле Васильевне за советами. Трепетом потому, что хотя я внутренне полагал, что она нам поможет, поддержит эту идею, – но вдруг? Тогда наши старания бы пропали. Но хочу сказать самые сердечные слова в адрес Людмилы Васильевны: она не только восприняла эту идею, но и сама захотела как можно быстрее создать этот великолепный союз друзей. Уже создан организационный комитет, мы провели одно заседание, даже сегодня утром, перед началом этой конференции, мы в холле провели встречу с учителями, обсудили наши проблемы. Уже готов проект устава, и я теперь выступаю перед вами от имени этого учительства, от имени тех людей, которые в ближайшее время будут объявлять о том, что Союз уже учрежден и будет полностью обращен на благо учителей, на благо людей, на благо, самое главное, детства.

Дорогие мои коллеги! Мне трудно сейчас рассказывать, да и нужно ли говорить о том, в каком положении оказался учитель. После того как распалось огромное государство, во всех регионах, во всех новообразованных государствах учителя вдруг потеряли свой имидж, свой авторитет, свое материальное, духовное и т.д. положение. Но мне доставляет огромную радость то обстоятельство, что, несмотря на бедность, удрученность, если все же кто-то остался верен своему делу, своей миссии в этом огромном пространстве преобразующейся страны, то это учителя. И мы должны отдать этому должное. Я стараюсь тоже сделать для учителя кое-что. Хочу издать антологию, многотомную антологию гуманной педагогики и истории, не хрестоматию. Не ради прошлого, которое иногда сковывает нас, а чтобы увидеть через прошлое и сегодняшний день, и грядущие дни. И в этой антологии я хочу впервые дать учителям такие книги, как «Иисус Христос», как «Живая Этика», «Николай Рерих и его мысли о воспитании», «Будда», «Иудаизм», как разные философские течения, в которых заключена высшая ценность человека, высшая идея. Я благодарен Людмиле Васильевне, которая обещала нам помощь в подготовке изданий рериховских сочинений, рериховских томов.

Дорогие мои коллеги! Выступая от имени учительства, благословившего меня на сегодняшнее выступление еще на августовском совещании, я желаю вам доброго здоровья, желаю больших успехов в вашем благородном деле. В этом зале в эти дни творится яркая, добрая страница российской духовности, и не только российской, но и духовности всего человечества.

 

Б.С.СОКОЛОВ

академик Российской академии наук,
Москва

Дорогие друзья! Дорогие Людмила Васильевна и Геннадий Михайлович!

Я не могу не начать со слов восхищения и глубочайшей благодарности вам и вашему окружению: в наше беспутное время вы ухитряетесь в эти октябрьские дни традиционно проводить свои конференции. Чрезвычайно важно, чтобы все – здесь масса людей, приехавших из разных концов бывшего Советского Союза и из дальнего зарубежья, – понимали совершенно исключительную роль современной России, в которой сильна Русская идея, русская духовность.

С культурой и, в том числе, с наукой в нашей стране стало еще хуже, чем было год тому назад. Вот с моим другом и товарищем Александром Леонидовичем Яншиным мы вчера на заседании президиума Академии наук обсуждали состояние науки в нашей стране. На трибуне был академик Страхов – крупнейший геолог, геофизик, сейсмолог, объявивший голодовку в связи с протестом против того отношения к науке, которое устраивает наше реформистское правительство. Я не знаю, чего здесь больше – непонимания роли культуры и науки, безразличия или вообще какого-то чудовищного неведения, чем это грозит нашей стране. Может быть, из Нью-Йорка и видны серьезные изменения, которые происходят в нашей стране, но мы этого не видим. Кто-то из замечательных французов сказал, что Чюрленис, о котором мы, к сожалению, сейчас почти не говорим, – это целый континент в духовной жизни человечества. Но я бы сказал, что эти слова относятся к Николаю Константиновичу и его удивительной семье в еще большей степени, это в полном смысле духовный континент не только России, но и действительно всего человечества. Трудно сказать, как будут развиваться события дальше, но, конечно, никто из нас не сомневается, что русская духовность, идеи, которые связаны с творчеством и искусством этой семьи, будут торжествовать. Но мне хотелось к этому сделать некоторые добавления, я бы сказал, совершенно личного характера, вы уж извините меня за это лирическое отступление. Я заканчивал учебу в Ленинградском университете, это были 30-е годы. Моя юная жена преподнесла мне впервые в жизни подарок – замечательную монографию о Николае Константиновиче Рерихе. Это была первая, насколько я понимаю, обширная монография о нем, написанная Сергеем Эрнстом в 1916 году и изданная Общиной святой Евгении в окаянные петербургские годы, когда Николая Константиновича не было уже в Петербурге. Вот с тех пор образ этого великого человека находится со мной. Мне посчастливилось пройти по Азии отчасти его путями. Это внутренняя Азия, это Тянь-Шань, пустыни, прилегающие к этим областям. Мое детство начиналось в тех местах, где произошло знакомство Николая Константиновича с Еленой Ивановной, где начались первые его археологические раскопки и где я теперь ежегодно провожу в своих родных березках каждое лето. Там было написано не меньше десятка этюдов Николая Константиновича. Рерих мне дорог и близок, и думаю, что он дорог и близок всему человечеству как человек глубоко русский и одновременно интернациональный. Я счастлив, что наши конференции в его честь стали традиционными, и уверен, что эта традиция никогда не прервется.

 

Н.С.БОНДАРЧУК

вице-президент Международной лиги защиты Культуры,
Москва

Дорогие друзья! Дорогая Людмила Васильевна! Мое первое и самое важное сейчас чувство – чувство благодарности всем вам за то, что пятый год вы собираетесь в единении под светлым знаменем Пакта Рериха, во имя великой семьи Рерихов, оставив все дела, преодолев все трудности. Спасибо вам, дорогие, что мы все вместе сегодня.

Дорогие друзья! Я хочу выразить огромную благодарность городу Твери за то, что с 1 по 5 октября там состоялись дни культуры, организованные новорожденной Лигой защиты Культуры и рериховским обществом города. Пять дней буквально все улицы этого города украшало знамя Мира и звучали слова Рериха. Под нашим знаком был эпиграф Рериха: «Культура – не пирог праздничный, а дело каждого дня». Это доказали рериховцы Твери.

Этот год подарил нам еще один праздник культуры. Вместе с прекрасными единомышленниками Международного Центра Рерихов – четой Булочников, которая всегда поддерживает наши начинания, мы посетили, и Людмила Васильевна была с нами в этой поездке, древний Непал, где 2500 лет не иссякает над ступой Сваямбо священный свет – молитва в честь Света Лотоса. Мы были в Дели, а затем в долине Кулу, потом попали на перевал Ротанг, где Людмилу Васильевну невозможно было догнать никому, лишь оператору Игорю Днестрянскому удалось заснять ее на Ротанге. Дай Бог нам всем иметь такое мужество, такую силу подняться на вершину, с которой была написана картина «Приказ Учителя». Спасибо Людмиле Васильевне за те годы, которые мы вместе с ней живем на этой планете.

Я благодарна друзьям нашим из Сахранга, которые сразу же откликнулись на призыв молодой Лиги защиты Культуры, организовали уже свою Лигу защиты Культуры и даже предложили провести у них международную конференцию. Я благодарна Герхарду Гавелу за его тридцатилетнее мужество стояния под знаменами Рериха.

У меня в руках три для меня святых реликвии. Сейчас академик Соколов говорил нам о том месте, где состоялась встреча Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. 4 октября, благодаря опять же помощи рериховской группы Твери, мы побывали в этом месте. У меня в руках три камня: два из них найдены у озера Бологое (у города, где была усадьба Путятиных, раньше озеро называлось не Бологое, а Благое); третий камень – с того удивительнейшего места, которое описано Николаем Константиновичем в «Чаше неотпитой». «Среди зеленого мшистого луга <…> наехали на ключ живой воды. Среди кочек широкая впадина, неотпитая чаша. Яма сажени в три шириной... По краям все заржавело, забурело от железа. В глубине – прозелень, синие тени, искры взлетов. Бьет мощный родник, песок раскидывает. Пахнет серой. Студеная вода полна железом, и пить трудно. Сильно бьет родник по камням. Бежит в поле речкою. Никому дела нет. Такой ключ в селе Мшенцах» [2]. Наша группа снимала этот ключ 4 октября. Он живой. Стоит там деревянный крест, который отражается в глубине маленького и удивительного озера. Видно, как ключ выходит из глубины. Там же, недалеко от этого места, благодарными рериховцами поставлен камень в честь Николая Константиновича, огромный камень, на котором написано: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет» [3]. Русь верит и ждет, что мы поможем не только отечественной, но и мировой культуре. Нужно действительно приложить все силы, чтобы культура была не «пирогом праздничным», а делом каждого дня. Самая, пожалуй, важная сила – это сила благодарности, и самая невежественная сила – это сила неблагодарности. Неблагодарные люди предложили великому Сократу в конце жизни чашу яда, и он выпил эту чашу. Но Сократ остался в людских сердцах. Невежественные церковники сожгли Жанну д'Арк на костре, но народ признал ее святой, и она в сердцах наших. Невежественные монахи заклеймили позором имя Льва Николаевича Толстого, предав его анафеме, но каждый русский учебник имеет святые строки великого писателя. Невежественные люди пытаются в наше время заклеймить святые имена Рерихов, но мы не позволим это сделать, потому что мы любим их и сумеем их защитить.

Позвольте мне вручить эти три камня нашей хранительнице Людмиле Васильевне Шапошниковой, вот этот герб Твери и еще одну реликвию, которая прибыла из рериховского общества Киева – моего очень любимого рериховского общества – это портрет Николая Константиновича, не написанный, а вышиты гладью, мужскими руками.


[1] Pеpux Николай. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 136-137.

[2] Рерих Н.К. Россия. М.: МЦР, 1992. С. 41.

[3] Там же.

 

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 141