Человеческая цивилизация на рубеже XXI века. Новая концепция развития

В.В. Аксенов
председатель комиссии по проблемам экологии устойчивого
развития Международной ассоциации фондов мира,
Москва

I. Краткий анализ ситуации на планете на рубеже XX-XXI веков

В XX веке наша человеческая цивилизация полностью оформилась в техногенную цивилизацию, смыслом жизни и развития которой является производство материальных ценностей, материальных благ для потребления и использования человеком.

Экономические механизмы всех стран, интегрированные в мировую экономическую систему, работают по принципам: «Больше производства, больше потребления»; «Сегодня больше, чем вчера, завтра больше, чем сегодня».

Замедление темпов роста производства продукции производящих сфер экономики, включая энергетику и отрасли по добыче сырьевых ресурсов, ведут к кризисным явлениям в экономике отдельных стран и в мировой экономической системе в целом.

Материальное производство и экономические проблемы стали основными в деятельности правительств стран и народов, подменив собой главный базис общества.

Главным базисом человеческого сообщества являются концепция философского мировоззрения, моральные и нравственные критерии жизни человека и их обобщенное влияние на формирование личности человека и на развитие человеческой цивилизации в целом.

Приоритет материальных ценностей в жизни определяет в настоящее время и главные устремления людей – получение и приумножение личных материальных благ ради богатства и власти.

Деньги, богатство и власть стали главными богами, главными идолами людей.

Отдельные люди, семьи и целые общины, исповедующие высокие нравственные и моральные критерии и живущие по законам совести, не могут изменить картину общей деградации человечества.

Во взаимоотношениях людей, стран и народов полностью утвердился в виде основного критерия фактор силы.

Системы образования, воспитания людей, вся система формирования личности направлены на подготовку человека к достижению им возможно высших результатов в борьбе за свое личное счастье, которое неразрывно связывается с достижением материального благополучия, в пределе мечтаний с материальным богатством.

Культура стран и народов, нравственные и моральные ценности, духовный мир человека поставлены в полную зависимость от его материального уровня жизни. Они потеряли свое истинное содержание и сами получили материальную окраску.

Духовный, интеллектуальный потенциал человеческого общества, сосредоточенный в религиозных конфессиях, общественных организациях, в сфере науки, искусства, литературы, в культурных национальных традициях народов, не имеет возможности достаточно весомо влиять на законы и приоритеты в жизни общества.

II. Основные объективные противоречия человеческого общества

При следовании по принятому вектору развития в человеческом сообществе неуклонно возрастают, принимая критический уровень, неразрешимые противоречия, основными из которых являются:

1. Противоречия между человеческой цивилизацией и окружающей средой обитания, природой Земли.

Вся сумма результатов человеческой деятельности привела нашу цивилизацию к экологическим проблемам, катастрофическим изменениям окружающей среды и климата планеты, неразрешимым при настоящем устройстве общества.

2. Утверждение и развитие в структуре общества систем преступного характера.

Впервые за всю историю человечества так явственно обозначился процесс слияния ценностей государственного строя и ценностей преступного мира – деньги, богатство и основанная на них свобода действий.

В обществе, где все покупается и продается за деньги, преступные системы имеют сегодня все виды силового и технического оснащения (оружие, системы связи, транспорта, слежения, обнаружения, защиты и т.п.), как правило, превосходящие по своему уровню оснащение государственных правоохранительных структур.

В настоящее время во всем мире идет процесс, который представляет собой не борьбу с организованной преступностью, а, фактически, передел сфер влияния в областях экономики, общественной и политической жизни, которые контролируются или государственными органами, или преступными системами.

На общем фоне неуклонного роста сфер влияния преступных систем идет процесс увеличения их взаимосвязи с государственными системами.

В обществе, где утрачена духовность и внутренне осознанная человеком ответственность за все свои земные дела, где главным его устремлением будут оставаться деньги, успешно противостоять общей и организованной преступности невозможно.

3. Применение и утверждение фактора силы.

На ранних этапах развития человечества и в настоящее время фактор силы был и остается решающим во взаимоотношениях между отдельными людьми, общинами и кланами, странами и народами.

Интенсивное производство и насыщение всего человеческого сообщества оружием, в том числе средствами массового уничтожения, которое произошло в результате включения оружия в товарный вид продукции, привело, фактически, к изменению психологии общества в сторону его деградации и к привлечению силы при решении всего спектра взаимоотношений в обществе – от бытовых до международных.

Общественная и политическая жизнь общества уже в настоящее время часто парализуется от силового давления преступных деструктивных сил, создавая в обществе тупиковую ситуацию.

Но фактор силы может принять совершенно новое качество с проникновением в общество ядерного оружия.

Научно-технический прогресс XX века дал в руки человека технологии по извлечению ядерной энергии, которые он по принятым приоритетам в первую очередь обратил на военные цели и создал ядерное оружие.

Созданием ядерного оружия фактор силы доведен до предела. От него нет защиты.

Процесс распространения ядерных технологий обуславливается общими законами развития и его невозможно остановить. Это веление времени.

Нетрудно представить общественную и политическую жизнь в человеческом сообществе, когда ядерное оружие окажется в руках у преступных элементов, экстремистов, фанатичных и фашиствующих национальных лидеров. Ясно, что разумное, мирное и справедливое регулирование общественных взаимоотношений станет тогда невозможным. Применение фактора силы будет грозить гибелью всему живому на Земле.

Если отсутствуют методы и средства защиты от фактора силы, то выход один – необходимо менять само отношение к этому фактору как регулятору процессов в обществе. Такое возможно только при изменении идеологии жизни человечества, при духовном его возрождении.

4. Проблема формирования человеческой личности с высокими моральными и нравственными качествами, с постоянным самоконтролем и правилами жизни по совести.

Данная проблема является самой трудной, но в то же время самой важной в развитии человеческой цивилизации. Цивилизация, которая не найдет путей ее решения, обречена на самоуничтожение.

Материальные приоритеты в жизни человека и общества никогда не позволят сформировать высокий духовно-нравственный внутренний мир человека.

В странах с высоким и даже высшим уровнем материального обеспечения большей части общества, но с постоянной борьбой каждого его члена за сохранение и увеличение своего состояния, человек не становится лучше, скорее, наоборот – его примитивизация, эгоизм, потребительство развиваются быстрее, чем в других странах. Особенно это касается молодежи.

Высокий духовный мир человека с системой постоянного самоконтроля и ответственности невозможно сформировать без высоких духовных устремлений, связанных с осознанием бессмертия души, наличия Высшей Разумной Сферы Вселенной и своей ответственности за земные дела перед Творцом.

Это, конечно, не все проблемы и противоречия, которые имеются в жизни современного человеческого общества. Но перечисленных главных достаточно, чтобы осознать необходимость кардинально изменить направление вектора развития нашей цивилизации ради ее будущего.

III. Возможный путь развития цивилизации на земле

Очевидно, что единственный путь развития нашей цивилизации, обеспечивающий ее будущее, лежит через объединение человечества в единую цивилизацию с одновременным духовным его возрождением.

Духовное возрождение в каждой стране и во всем человеческом сообществе может совершиться только тогда, когда общество изменит главное направление своего развития с экономического на духовно-нравственное, когда общество не будет развращать человека правилами и приоритетами своей жизни, а будет целенаправленно помогать ему всей системой образования и воспитания обрести высокий духовный, нравственный облик и будет учить его жить по законам совести.

Каким же образом можно решить эту задачу во всех странах при таком разнообразии религиозных конфессий и философских школ? Только на базе того, что является общим для всех! И это общее должно быть представлено в едином Духовном кодексе человечества, который будет представлять глобальную философскую платформу.

Духовный кодекс человечества может быть построен на утверждении наиболее обобщенных, основополагающих мировоззренческих положений, на утверждении нравственных и моральных ценностей жизни, которые сосредоточены в философских концепциях великих религий мира, а также в огромном философском интеллектуальном наследии человечества.

Духовный кодекс человечества не разрушает и не заменяет религиозные философии мира, а утверждает их обобщенные ценности в отношении человека и общества.

Духовный кодекс человечества – это основа для формирования у человека осознанной Веры, основ мировоззрения, которые позволят ему стать высокодуховным и нравственным.

При принятии Духовного кодекса человечества его основные положения должны учитываться во всех системах общества, которые непосредственно участвуют в формировании человека и, в первую очередь, в системах образования, воспитания и средствах массовой информации.

Приняв Духовный кодекс человечества, общество с его государственными и общественными институтами должно активно помогать человеку в осознании им наличия Высшего Разума во Вселенной, души в каждом из нас и бессмертия духа, в осознании участия Творца во всех процессах созидания на Земле и в Космосе.

Все это должно иметь положительное влияние на процессы научного познания материального мира Земли и Космоса, на изучение могущественных сил и энергий Вселенной, на стремление человечества к познанию разумных цивилизаций Вселенной и на поиск контактов с ними.

IV. Процесс перехода человечества на новый путь развития цивилизации и роль России в этом процессе

Каким же образом можно повернуть человечество на новый путь развития? Принять общее решение на форуме руководителей всех стран? Это нереально. Прецедент уже был.

Самая масштабная конференция по проблемам экологии окружающей среды (Бразилия, 1992 год) с высоким названием «Планета Земля» приняла рекомендательные документы, которые так и остались на бумаге. За три последующие года никаких улучшений в экологии Земли не произошло.

Единственно реальным может быть путь принятия принципов нового направления развития вначале в одной стране. Если это произойдет в великой стране, то можно надеяться на успех. Но он будет нелегким, так как темные, деструктивные силы общества станут всячески препятствовать выходу человечества на новый этап развития.

Но в то же время можно быть уверенным, что страна, которая встанет на этот путь, не будет долго одинока.

Высокая и чистая идея всеобщего духовного возрождения на основе духовно-нравственного воспитания личности каждого человека будет воспринята вначале лучшей частью человечества, а затем всем людским сообществом.

Итак – духовное возрождение человечества может начинаться в одной стране с последующим присоединением к этому пути других стран мира.

В конечном итоге именно этот процесс приведет к объединению человечества в единую цивилизацию ненасильственным путем в результате роста сознания и естественного эволютивного процесса.

История человечества сложилась таким образом, что в настоящее время в мире есть только одна страна, которая может выполнить эту великую миссию – положить начало в движении цивилизации по новому направлению развития.

Эта страна – наша Россия!

В России есть все для того, чтобы самостоятельно, не надеясь на помощь извне, пройти трудный начальный этап этого пути, а именно:

– огромные природные ресурсы;

– необходимый научный и промышленный потенциал;

– великая многовековая культура и традиции народа;

– уникальный исторический опыт, основанный на непосредственном участии в великих общественных процессах ХХ века и анализе сделанных ошибок;

– и, наконец, главное, в России есть народ, который может понять и принять эту великую идею в силу особенностей характера и осуществить ее, опираясь на свою природную духовность и способность к перенесению трудностей.

Каким же образом другие страны будут переходить на новый путь развития? Вот основные принципы:

– этот процесс должен быть добровольным, ненасильственным;

– объединение стран в единую цивилизацию не означает смешения стран и народов. Наоборот, каждая страна и каждая нация должны сохранить национальные особенности, культуру, традиции, религию;

– объединение по духу не должно обусловливать объединение экономических и политических систем, но если это предлагается добровольно и осознанно, то это можно только приветствовать.

V. Программная концепция нового пути для России

В основу перехода России на новый путь развития должны быть положены следующие действия:

1. Принятие Духовного кодекса России. России присущи практически все проблемы и противоречия, которые имеются в человеческом сообществе, на ее территории действуют все великие религии мира, многочисленные философские школы и течения. Народ России – многонациональный, поэтому Духовный кодекс России будет отражать все основные положения, которые должны будут относиться к Духовному кодексу человечества.

2. Главным действием при переходе к новым критериям развития и новым приоритетам в ценностях жизни должно быть восстановление духовной ветви власти в системах государственного управления на всех уровнях.

С учетом жизненной важности проблем, которые должны решаться в обществе, духовная ветвь власти должна быть представлена в высшем эшелоне власти. Наиболее правильным было бы решение о предоставлении ей статуса верхней палаты парламента – Высшего духовного совета.

Высшее звено управления страной будет тогда иметь следующую структуру:

Президент России – верховный правитель страны со всеми функциями по руководству и координации важнейшими процессами внутри страны и на международной арене.

Верхняя палата парламента – Высший духовный совет, ответственный за решение нематериальных, духовных, нравственных и моральных проблем общества.

Нижняя палата парламента – Государственная дума, осуществляющая законодательную и контрольную функции по решению материальных, финансово-хозяйственных проблем страны.

Правительство России, ведающее непосредственной организацией и управлением всеми процессами в жизни страны и общества.

В Высший духовный совет должны войти представители всех религиозных конфессий, действующих на территории России, и представители интеллектуальной части общества – ученые, философы, общественные деятели, деятели культуры и искусства и др., которые могут, по своему уровню, оценивать степень важности всех процессов в нашем обществе и во всем человечестве, влияющих на формирование личности человека.

Вероятно, наиболее приемлемым было бы делегирование в Высший духовный совет представителей религиозных конфессий и формирование остальной части Совета на выборной основе.

Главной целью Высшего духовного совета станет обеспечение выполнения положений Духовного кодекса России путем законодательной и контрольной деятельности по отношению ко всем сферам общества, которые непосредственно участвуют в духовно-нравственном воспитании человека. В первую очередь это относится к системам образования, воспитания, к средствам массовой информации и т.д.

С такими же целями и задачами, но только на своем уровне, должны действовать Духовные советы на всех уровнях местной власти.

В функции Верхней палаты парламента – Высшего духовного совета – должно входить и определение принципиальных положений в решении таких важнейших проблем современности, как:

а) охрана окружающей среды, восстановление разрушенной природы нашей страны и т.д. Все эти проблемы выходят в своем решении на целый спектр задач, связанных с принципами формирования взаимоотношений человека и природы, общества и природы, включая принципы использования природных ресурсов России.

б) борьба с общей и организованной преступностью в стране, с коррупцией в исполнительных органах власти и т.д.

в) недопустимость фактора силы при решении проблем жизни общества; аморальность производства и распространения оружия ввиду их пагубного влияния на общественные процессы в стране и личность человека.

Естественно, здесь невозможно обозначить даже главные задачи, которые будут входить в сферу деятельности новой ветви власти, но можно с уверенностью сказать, что только с созданием новой ветви власти – Высшего духовного совета и его структур на местах – будут созданы реальные условия для необходимых кардинальных изменений в критериях духовного и экономического развития общества, для установления духовных приоритетов в воспитании и формировании человека с основными чертами человека будущего.

Для обеспечения перехода на новые принципы развития России необходима ориентация на собственные ресурсы во всех сферах жизни общества, а это означает:

– развитие национальной экономики с расчетом на своего товаропроизводителя во всех сферах производства и отечественной сферы услуг;

– развитие отечественной фундаментальной науки, научно-исследовательской и научно-технической базы;

– создание национальных систем безопасности с необходимым количественным и качественным составом и современным оснащением – армии, органов внутренней и внешней безопасности и обеспечения правопорядка;

– создание базы по полноценному обеспечению страны отечественным продовольствием по полному ассортименту товаров;

– приоритетное внимание к развитию и совершенствованию систем образования, воспитания, здравоохранения, систем отдыха и к обеспечению достойного досуга сограждан;

– приоритетное внимание к сохранению и развитию национальной культуры и искусства, к сохранению и утверждению национальных традиций всех народов России.

VI. Основные принципы построения общества

Для успешного строительства в России нового общества необходимо представить тот облик общества, который был бы принят большинством народа страны.

Определение принципов построения такого общества необходимо с учетом всего уникального исторического опыта, который приобрела Россия, в особенности в XX веке.

Интересам народа России и в то же время утверждению высоких духовных и нравственных идеалов жизни, по нашему мнению, отвечало бы общество социальной справедливости, или в интерпретации, более адаптированной к определениям нашего времени, общество духовного социализма.

Принципы построения такого общества в главных чертах следующие:

1. Равноправие всех форм собственности – государственной, общественной, частной.

2. Развитие личной инициативы граждан на базе материальной заинтересованности в результатах своего труда в предпринимательской деятельности по производству всех видов продукции и в сфере услуг.

3. Обеспечение высокой социальной защищенности всех граждан России, которая базируется:

– на гарантированном, бесплатном для граждан предоставлении необходимых жизненных условий (свет, тепло, вода, уборка мусора и т.д.);

– на бесплатной системе образования, включая высшее;

– на бесплатной системе всех форм медицинского обслуживания, включая лекарства;

– на бесплатном проезде общественным транспортом внутри городов и поселков;

– на достойной социальной защите нетрудоспособной части населения;

– на высокой и достойной защите граждан, ушедших на пенсию по болезни и по старости.

4. Утверждение принципов заинтересованности граждан в повышении качества труда в своей профессии путем введения высокодифференцированной системы оплаты труда.

5. Привлечение в сферы и системы общества, непосредственно связанные с воспитанием, образованием и здравоохранением, наиболее способных и талантливых людей. Для этого следует высоко оплачивать их труд и формировать уважение к ним со стороны общества. Это касается преподавателей, врачей, работников сферы культуры и искусства и т.д.

6. Снятие ограничений в оплате труда каждого гражданина.

7. Обеспечение условий по возможности для каждого человека построить свой дом, а именно:

– бесплатное предоставление участка земли для постройки дома;

– оказание помощи в строительстве со стороны общества путем долгосрочного кредита и выделения материалов;

– обеспечение оформления индивидуального дома и выделенного участка в частную собственность.

В решении жилищной проблемы курс на индивидуальное строительство станет основным.

Каждый человек должен иметь свой дом и в том виде, в каком ему необходимо для организации своей жизни, труда и отдыха. В России есть все условия (наличие территории и стройматериалов) для того, чтобы наши граждане жили не хуже, а лучше, чем в других странах.

Для обеспечения этого необходимо, чтобы общество повернулось лицом к человеку и человек со всеми своими проблемами стал главной заботой общества.

Естественно, это только принципы в построении сфер, выходящих непосредственно на человека, но и они могут дать представление о том, что в России должно строиться общество устремленное в первую очередь к человеку с его духовными и материальными запросами, с предоставлением каждому человеку возможностей духовного и физического совершенствования и развития.

Не человек для экономики, а экономика для человека!

Сознание определяет бытие!

Именно так, а не наоборот. Именно сознание каждого отдельного человека определяет его жизненное бытие, а обобщенное сознание общества определяет его устройство и критерии развития.

Заключение

В современном человеческом обществе властвует экономика и управляют им прагматики – экономисты, юристы, хозяйственники. Законы общества, правила жизни, принятые кодексы (Гражданский, Уголовный) имеют чисто прагматический характер.

Интеллектуальная, духовная часть общества, которая не вовлечена в действие экономических механизмов, а занимается проблемами миропонимания и проблемами человека во всем их многообразии, практически устранена от управления процессами, идущими в обществе.

Устранение этого несоответствия путем восстановления духовной ветви власти не благое пожелание и не прихоть, это необходимость.

Ранее это несоответствие деформировало только внутренний мир отдельного человека. В настоящее время, когда экономическая система приобрела огромные мощности, это несоответствие деформировало не только человека, но и всю планету, и привело человеческое общество на грань катастрофы.

Главная причина всех кризисных явлений в человеческом сообществе – кризис мировоззрения. Отсутствие философской базы в любом обществе лишает его ориентации в стратегии своего развития.

В организационной структуре общества отсутствует главный идеологический базис.

Этим главным базисом должна быть концепция философского мировоззрения, определяющая позицию человека и общества в проблемах миропонимания, в проблемах взаимосвязи и взаимозависимости отдельного человека и всего человечества с миром Земли и Космоса.

Исходя из этих позиций, формируются нравственные и моральные критерии жизни каждого человека, принципы его взаимоотношения с природой Земли, принципы взаимоотношения между людьми, странами и народами.

Исходя из этих позиций, формируется духовный мир человека, его сознание, его совесть, которые в конечном счете определяют его конкретное бытие, его действия и жизненные устремления.

Сегодня мы должны признать, что именно сознание определяет бытие!

И именно это положение требует духовного возрождения человека и всего человечества на новом уровне миропонимания, уровне понимания сущности человека и роли человеческой цивилизации во Вселенной.

Итак, для обеспечения будущего развития человечество должно осознать необходимость духовного возрождения.

Ни одна из многочисленных религиозных конфессий, философских школ, ни одно из течений при свободе совести не может стать основой официальной философской платформы в большинстве стран.

Принятие Духовного кодекса для каждой страны и Духовного кодекса человечества дает возможность преодоления этого препятствия на пути создания необходимой философской базы для каждой страны и для всего человечества.

Необходимо сделать еще один важный вывод: во всем многообразии философских концепций имеется одно направление, которое не имеет принципиальной возможности комплексно, опираясь на духовную и на материальную базу, решить задачу формирования внутреннего мира человека – это направление строится на атеистической базе миропонимания.

Опасность со стороны атеистических взглядов в вопросе мировоззрения заключается в том, что атеизм взят за философскую основу учения марксизма, которое, в свою очередь, является философской базой коммунистических партий. В недалеком прошлом это сопровождалось утверждением государственной атеистической идеологии, которая имела все черты религии ортодоксального воинствующего типа.

Необходимо отметить, что атеистические взгляды на проблемы миропонимания распространяются в народных массах и во всем обществе не в открытую, как основные, а прикрываются выдвижением на первый план пропаганды принципа справедливости при распределении материальных благ.

И уже после получения доверия на свое руководство обществом идеологи коммунизма вводят атеистические взгляды в качестве государственной философской платформы. Такое положение было, такая возможность остается и сейчас.

В результате задача воспитания человека и формирование у него высокого духовно-нравственного сознания остается неразрешенной.

Понимание этого положения является очень важным при определении для России своего нового пути развития.

В предлагаемой концепции развития совмещается философская платформа общества на основе утверждения высокой духовности и нравственности в принципах жизни человека с программой построения общества духовного социализма, где социальная защита граждан и действительная социальная справедливость в получении материальных благ как результата своего труда не ниже, а значительно выше, чем в прежней социалистической системе.

Если говорить о примерной аналогии в построении предлагаемого общества духовного социализма с имеющимися формами построения общества в других странах, то можно назвать общественно-социальные системы Швеции, Дании, Австрии и т.п., а в плане принципиального подхода к комплексному решению проблемы воспитания человека и организации жизни общества можно назвать государственное устройство и социальную сферу Саудовской Аравии, в которой мудрость правителей позволила создать общество, в котором сочетаются положения ислама как государственной религии и высокоэффективная экономика страны, что с духовной и материальной сторон позволило обеспечить не только самую высокую социальную защиту граждан, но и помощь со стороны общества каждому человеку в организации его жизни.

Высокие духовные и нравственные положения в отношении организации жизни человека и общества заложены в религиозных философиях всех великих религий мира и философском наследии человечества, и наша задача утвердить все эти непреходящие ценности в жизни современного общества.

Конечно, в России невозможно копировать какие-либо системы других стран, у нее своя, особенная специфика, свои жизненные условия и другой комплекс задач.

Россия должна определить свой путь, и этот путь должен проектироваться на будущий путь всего человечества. В этом заключается историческая миссия России перед человечеством.

 

Метки: Аксенов В.В.

ПечатьE-mail

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Просмотров: 123